Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства.
А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Одной из сторон развития личности является физическое развитие– это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания.
В узком смысле - это антропометрические показатели – рост, вес, увеличение объема легких и др.
В широком смысле, к изменениям антропометрических показателей добавляется совершенствование физических качеств: быстрота, ловкость и др.
Физическое развитие непосредственно связано со здоровьем человека.
Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.
Устав всемирной организации здравоохранения утверждает, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, духовное и социальное благополучие.
Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п.
Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания.
Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на охрану и укрепление здоровья ребенка, формирование двигательных навыков и физических качеств, а так же на освоение культурно-гигиенических навыков и умений. Таким образом, физическое воспитание создает условия для физического развития ребенка.
Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни. Цель определяет задачи физического воспитания.
Задачи физического воспитания формулировались разными авторами, например, такими как Ю. К. Бабанский, В. И. Логинова, Г. В. Хухлаева и др.
Средства физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
К числу основных средств физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста относятся физические упражнения.
В грудном возрасте применяются пассивные и пассивно-активные упражнения, выполняемые с помощью взрослых в сочетании с массажем и воздушными ваннами. Ползание, подготовительные упражнения к ходьбе, катание и бросание мячей.
Для дошкольников 5-6 лет используются:
Формы физического воспитания с детьми раннего и дошкольного возраста.
Основными формами занятий физическими упражнениями являются: утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, физкультминутки, подвижные игры, физкультурные праздники, самостоятельные занятия.
Утренняя гимнастика проводится после трех лет – ежедневно. Включает в себя комплексы, состоящие из естественных видов движений. Для первой младшей группы длительность до 5 минут, для подготовительной к школе группы – 12-15 минут.
Занятия по физической культуре. Это основная форма работы с детьми дошкольного возраста.
Занятия состоят из трех частей: вводной, основной, заключительной.
В вводной части применяются упражнения в ходьбе, беге, танцевальные упражнения. В основной части используются общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижные игры.
В заключительной части используются спокойная ходьба и малоподвижные игры. Занятия проводятся с 3 до 6 лет не реже двух раз, длительностью 20 минут, в подготовительной к школе группе – 3 раза в неделю по 35 минут.
Физкультминутка применяется в старшем дошкольном возрасте на занятиях по рисованию, развитию речи и др. Она используется с целью предупреждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности и включает 2-3 упражнения продолжительностью 2-3 минуты.
Подвижные игры занимают в жизни детей активное место, проводятся ежедневно во время прогулок. Они увеличивают двигательную активность, воспитывают нравственно-волевые качества. Используются творческие, сюжетные и элементарно – спортивные игры.
Физкультурные праздники проводятся 2 раза в год в старшей и подготовительной к школе группах. Назначением их является демонстрация детьми результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Самостоятельная деятельность детей строится по их желанию и инициативе.
Она проводится под наблюдением и при участии воспитателя и направлена на активизацию двигательной деятельности и формировании привычки к регулярным самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Особенности методики направленного использования физической культуры.
Методика использования физической культуры определяется возрастными особенностями и двигательными возможностями, условиями проведения занятий:
Физическое воспитание как педагогический процесс
1. Определение понятий «физическое развитие», «физическое образование», «физическое совершенство»
Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма.
Различают два вида физического развития:
1. Естественное физическое развитие, протекающее по биологическим законам. На протяжении жизни человека последовательно сменяются различные периоды развития – внутриутробный, первые годы жизни, детский, подростковый, юношеский, период зрелости и старения.
2. Управляемое физическое развитие, - т.е. изменение форм и функций организма под действием физических упражнений. Управляемое физическое развитие бывает прогрессивное и регрессивное.
Прогрессивное физическое развитие – улучшение форм и функций организма человека под действием физических упражнений. Регрессивное физическое развитие – ухудшение форм и функций организма под воздействием физических упражнений.
Существует три показателя физического развития:
Физическое образование – это процесс вооружения человека знаниями, умениями и навыками.
Физическое совершенство – это наилучшее физическое состояние и наилучшая физическая подготовленность к жизни, труду. (Это прежде всего здоровый человек, физически разносторонне подготовленный и т.д.)
2. Физическое воспитание – педагогический процесс
Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а также на развитие физических способностей человека.
Для физического воспитания свойственны общие признаки педагогического процесса:
1. Учет индивидуальных особенностей занимающихся;
2. Конкретная постановка решаемых задач;
3. Формирование личности занимающегося.
В физическом воспитании выделяют две специфические стороны:
1. Воспитание физических качеств. Под влиянием физических упражнений происходит развитие организма.
2. Формирование двигательных умений и навыков (физическое образование) .
Отличительной особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совместно которые в решающей мере определяют его физическую дееспособность.
Физическое воспитание наряду с нравственным, умственным, трудовым, эстетическим воспитанием является составной частью и одной из сторон воспитания личности человека.
Наличие трех сторон: обучения, развития, воспитания дает возможность утверждать, что физическое воспитание является педагогическим процессом.
3. Задачи физического воспитания.
В процессе физического воспитания решаются следующие задачи:
1. Оздоровительные. К оздоровительным задачам относится оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку; укрепление и сохранение здоровья; в том числе и закаливание организма; сохранения высокого уровня общей работоспособности на долгие годы.
2. Образовательные. К образовательным задачам относится формирование жизненно важных двигательных навыков и умений; формирование спортивных двигательных навыков и умений.
3. Воспитательные. Задачи по формированию личности человека: содействие развитию нравственных качеств, развитию интеллекта.
В нашей стране забота о детях – дело поистине всенародное.
Государство заинтересовано в том, чтобы маленькие граждане имели радостное детство, чтобы они росли здоровыми, сильными, трудолюбивыми. Забота о здоровье детей, сохранение и укрепление которого составляет физическое воспитание. Нет большей радости для родителей, чем видеть своих детей крепкими, здоровыми, закаленными.
Чтобы ребенок рос здоровым, уравновешенным, физически крепким, имел хороший аппетит, полноценный сон надо строго придерживаться режима. Режим – это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течении суток.
Сон, еда, прогулка, занятия проводятся в определенной последовательности. Ритмический распорядок жизни способствует нормальному развитию детского организма. «Правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключения, кроме тех случаев, когда исключения действительно необходимы и вызываются важными обстоятельствами» А. С. Макаренко.
Существенную роль в воспитании здорового ребенка играет правильная организация питания. Во время приема пищи в каждой возрастной группе создана благоприятная обстановка (правильная сервировка, спокойное общение детей и взрослых) .
Одним из условий успешного решения задач физического воспитания является активная физическая деятельность детей в течение дня, которая обеспечивается комплексным использованием всех форм работы:
Первоочередная задача дошкольного образовательного учреждения – создание оздоровительного режима, оптимальных условий для роста и развития ребенка, к которым относятся:
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Детям необходимо обеспечить потребность в движениях. С момента рождения ребенок стремиться к движениям. Вначале эти движения беспорядочны.
Однако постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающего организма.
Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, повышают деятельность лейкоцитов. Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.
Во время выполнения движений с детьми воспитатель активно формирует у них нравственно-волевые качества, целеустремленность. При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения.
Детям свойственны многократные повторения движений как во время овладения ими, так и после уже появившегося двигательного умения. Заниматься с детьми следует постоянно, систематически.
Большое разнообразие движений доступных ребенку создает условие для развития и совершенствования двигательных качеств – быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Бег, прыжки, метание, лазание, умение уверенно и ловко действовать – все это необходимое в игровых и жизненных ситуациях приносит успех в спортивных играх.
Как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию является подвижная игра. Игры проводятся со всеми детьми или подгруппой. Индивидуальная работа направлена на активизацию малоподвижных детей.
Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи. Она является одним из основных компонентов двигательно-пространственных упражнений.
Ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая и двигательная память.
Рекомендации родителям:
Литература для родителей:
Литература:
Немаловажным аспектом физического воспитания являются образовательные задачи, которые включают:
Воспитательные задачи призваны формировать ребёнка как личность путём формирования в процессе занятий его моральных и волевых качеств.
Воспитательные задачи обеспечивают:
«Интересно знать, что именно благодаря физическому воспитанию происходит становление характера ребёнка и формируется его нравственное отношение к миру».
Взаимопроникновение всех задач физического воспитания может обеспечить цельный подход к воспитанию гармоничной личности ребёнка: здорового и физически развитого, смелого и настойчивого в достижении целей, трудолюбивого, умеющего видеть прекрасное. Физическое воспитание влияет не только на развитие тела, но и духовного мира ребёнка.
Чтобы правильно организовать занятия физкультурой и спортом вашего ребёнка, следует принять во внимание принципы, на которых строится физическое воспитание:
1. Активность и сознательность. Одним из важнейших требований является закрепление у детей правильного отношения к физической активности.
Здесь большую роль играет деятельность родителей, в задачу которых входит воспитание положительного восприятия занятий физическими упражнениями. Такой подход будет содействовать формированию заинтересованности и чёткой убеждённости ребёнка, что спорт - это хорошо.
2. Наглядность. Ребёнку важно увидеть своими глазами спортивные занятия, тренировки, достижения.
Именно таким образом спорт может увлечь ребёнка. А ещё, физкультура и спорт строятся на необходимости правильно воссоздавать движения, которые показывает тренер.
3. Индивидуализация и доступность. Подбираем физические управления, ориентируясь на индивидуальность ребёнка, его возраст и состояние здоровья, его желания и возможности.
4. Систематичность. Помним, что занятия должны быть регулярными, а нагрузки должны рационально чередоваться с отдыхом.
5. Динамичность. Усложняем нагрузку постепенно - по мере готовности маленького спортсмена.
«Совет. Чтобы правильно организовать физическое развитие ребёнка, важно уделять этому внимание с самого начала его жизни. Малышу нужно закрепить режим дня, предложить виды активности в соответствии с возрастом, научить обслуживать себя самостоятельно.
Меняйте формы физического воспитания по мере роста ребёнка».
Учёные многократно доказывали позитивное влияние физической активности на развитие детского организма. К сожалению, далеко не все папы и мамы признают это.
Слабая двигательная активность, усугубленная неправильным питанием, способствует появлению у ребёнка многочисленных недостатков: сутулости, слабо развитой мускулатуры, частой подверженности заболеваниям, ожирения и многих других. Чтобы этого избежать, необходимо заниматься с малышом физкультурой, начав как можно раньше.
На что необходимо обратить внимание при физическом воспитании детей-дошкольников?
Прежде всего, на формирование базовых движений, которые обычно дошкольники быстро схватывают. Родителям необходимо прививать детям такие умения и навыки, учитывая возрастные нормы:
Второй важный аспект при физическом воспитании дошкольников - это формирование заинтересованности ребёнка к занятиям физической культурой. Дошкольный возраст - чудесный период для приучения ребёнка к физкультуре, однако при этом следует учитывать определённые условия:
«Совет. Постарайтесь, по возможности, до поступления в школу приучить ребёнка любить прогулки, играть в активные игры, плавать, ездить на велосипеде, кататься на роликах, лыжах и коньках».
Физическое воспитание школьника направлено не только на усовершенствование умений, ловкости, меткости, быстроты и силы, но и на развитие интеллектуальных способностей. Благодаря физической активности у ребёнка школьного возраста активизируются обменные процессы, повышается выносливость, что позитивно влияет на состояние здоровья, а значит и самочувствия. И в этом возрасте нужно уметь правильно организовать занятия физкультурой и спортом.
Какие средства в этом помогут?
Разделы:Работа сдошкольниками, Работа сродителями
Введение
В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми .
Неблагоприятные эколого-климатические условия г. Канска приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.) . Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.
Поэтому возникла необходимость вести поиск новых подходов в вопросах формирования здоровья, в организации процесса физического воспитания, в преемственности семьи и детского сада – тех социальных структур, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Только улучшение медицинского обслуживания не решит проблему здоровья - необходимы совместные усилия родителей, педагогов, медицинских работников.
Выход из сложившейся ситуации возможен при внедрении в детский сад программ содействия укреплению здоровья воспитанников, в создании условий, способствующих полноценному физическому и психическому развитию детей.
Главная роль в дошкольном учреждении принадлежит совершенствованию системы организации физического воспитания, установлению взаимосвязи всех звеньев, преемственности с предшествующими и последующими этапами работы.
Систематическое целенаправленное изучение передовых достижений в области педагогики и психологии, эффективное использование в опыте работы новых современных физкультурно-оздоровительных программ и технологий способствовало разработке: «Модели системы взаимодействия семьи и детского сада по укреплению здоровья и полноценному психофизическому развитию детей дошкольного возраста».
Итогом исследовательской работы по проблеме «Взаимодействие всех участников педагогического процесса по сохранению здоровья и повышению уровня физической подготовленности детей» стали разработка и апробация психолого-педагогического сопровождения физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста.
Такой подход к проблеме позволил организовать в нашем ДОУ сотрудничество между педагогами, врачами, родителями и детьми; воспитать в детях чувство ответственности за свое здоровье; потребность к физической культуре через развитие и укрепление чувства удовлетворения от движений, физических упражнений, что в свою очередь позволило получить положительные результаты в темпах прироста физических качеств (приложение, рис.1) ; в снижении заболеваемости детей (приложение, рис.2; рис.8) ; создать наиболее благоприятные условия формирования своевременного физического развития детского организма.
Психолого-педагогическое сопровождение физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста
Любая задержка и любое нарушение в ходе физического развития ребенка, отражается на его поведении, а также на его двигательной деятельности в различных ее формах . Снижение уровня двигательной активности дошкольников в первую очередь зависит от состояния здоровья, что, так или иначе, сказывается на их развитии .
О необходимости физического воспитания детей, о роли движения, о его исключительном значении для развития ребенка, и не только физического, но и интеллектуального, и эмоционального написано немало. Но находит свое воплощение в практической деятельности лишь немногих дошкольных учреждений, а в семейном воспитании в основном так и остается декларативным.
Хорошо подготовить ребенка к школе, заложить прочный фундамент формирования здоровья, можно только в процессе серьезной совместной с семьей работы.
При разработке:психолого-педагогического сопровождения физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста за основу были взяты следующие принципы:
Единство диагностики и коррекции –
ежегодно в начале и конце учебного года проводить обследование уровня развития и состояния здоровья каждого ребенка группы. На основе полученных данных определяются перспективы физической подготовленности каждого ребенка и группы в целом на текущий год .
Системности развивающих, профилактических и коррекционных задач.
Работа проводится в системе, охватывающей все стороны физического воспитания: (развитие двигательной активности, двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства, усвоение общечеловеческих и национально–культурных ценностей) . Развитие каждой стороны физического воспитания имеет собственную динамику и широкий круг задач. Полноценная проработка такого материала требует больших усилий и временных затрат.
Однако этого можно избежать, если установить взаимосвязь с другими видами деятельности дошкольников. Тем самым экономится время, двигательная деятельность занимает естественное место в жизни детей.
Комплексности методов психолого-педагогического воздействия.
Помимо известных, проверенных на практике традиционных занятий, игр, упражнений, в методике предлагаются авторские новые приемы, нетрадиционные формы занятий ; ; ; ; ; .
Учета возрастно-психологических, индивидуальных особенностей ребенка, а также состояние его здоровья.
Этот принцип позволяет наметить оптимизацию развития для каждого конкретного ребенка с его индивидуальностью.
Активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком
определяется той ролью, которую играют родители, воспитатели, медицинские работники дошкольного учреждения. Взаимодействие семьи и детского сада необходимое условие в сохранении и укреплении здоровья ребенка и повышении его физической подготовленности, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги, родители и медицинские работники действуют согласованно.
Предложенное психолого-педагогическое сопровождение физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста выстраивается по трем направлениям в соответствии с задачами, определенными системой физического воспитания:
1. Оздоровительное: в первую очередь решается проблема качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка;
2. Воспитательное: органическая взаимосвязь физического и духовного развития дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений, воспитание в детях чувства ответственности за свое здоровье;
3.Образовательное: обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств.
Для реализации первого направления рекомендуем эффективно использовать все средства физического воспитания: физические упражнения; естественные силы природы; гигиенические факторы окружающей нас среды. Предлагаем использовать профилактические и коррегирующие упражнения, предложенные Лосевой В. С. (2004) , Козыревой М. (1998) , Кузнецовой М. (2002) , Руновой М., Пукинской М.(2001) ; дыхательные и звуковые упражнения; комплексы упражнений, формирующие правильную осанку; закаливание; точечный массаж; комплексы упражнений, направленные на профилактику и коррекцию плоскостопия; игры: «Палочка-превращалочка», «Ловишка с лентами».
Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:
1) целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
2) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
3) результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи (если это необходимо) , в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования.
Определяется, что будут делать педагоги, а что родители. При необходимости к разговору с родителями привлекаются медицинские работники детского сада.
4) обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т.д.) ;
5) ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, аромотерапия и т.д.) .
Каждая игра или упражнение, физкультурный досуг или праздник – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования здорового, всесторонне гармонично физически развитого ребенка. Если родители устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.
Чтобы родители могли воспользоваться информационной базой воспитания и образования дошкольников, которой владеют педагоги, медицинские работники детского сада, необходимо определить наиболее оптимальные формы взаимодействия семьи и детского сада. В этом поможет опрос самих родителей (беседы, анкетирование) .
Предлагаем разнообразные формы совместной работы педагогов и родителей по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств: информация для родителей на стендах, в папках-передвижках; консультации; устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физкультуре; инструктивно-методические занятия по профилактики нарушений осанки, деформации стопы; семинары-практикумы; деловые игры и тренинги; «открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе и в бассейне; закаливающих и лечебных процедур и т.д.; физкультурные досуги и праздники с участием родителей и т. д.; занятия в семейных клубах «Папа, мама, я - спортивная семья»; «Здоровье» и др.
Американский педагог, доктор Пол Деннисон предлагает комплексы упражнений, которые помогут тренировать память, концентрировать внимание, снимать усталость, стрессы. Система легко применима в домашних условиях с участием родителей и доступна любому возрасту. Ребенку это доставит удовольствие, а родителям позволит улучшить свое физическое и психическое состояние .
Перекрестные танцы (перекрестные движения) . Поставьте в магнитофон кассету с ритмичной музыкой. Коснитесь одной рукой противоположного колена. Левая рука – правое колено, правая рука – левое колено, левая рука – правое колено… Свободно размахивайте руками, следите за ритмом. Левой, правой… левой…
-Повращайте глазами. Наверх, вниз, направо, налево…
Перекрестные движения стимулируют одновременно оба полушария головного мозга и тем самым делают процесс психофизического развития более успешным. Это упражнение развивает бинокулярное зрение (пластическое видение обоими глазами) ; ориентацию в пространстве (различие «правого» и «левого») ; координацию мускулов мозга. Продолжительность упражнения: не менее 1 минуты.
Кончики ушей
(думающая шапочка)
- Указательными и большими пальцами рук тяните за края свои уши во внешнюю сторону, как будто вы хотите их распрямить. Начинайте с верхнего края уха и идите вниз до мочки уха!
Упражнение способствует повышению внимания; улучшению слуха и речи; активизации памяти. Дозировка упражнения: 15 раз.
Выключатели света
(Бугорки на лбу – позитивные точки.)
Дотроньтесь кончиками пальцев нежно до точек на лбу между бровями и тем местом, откуда начинают расти
волосы. При этом закройте глаза и расслабьтесь!
Это упражнение: снимает стресс и напряжение; снимает мыслительные блокады; активизирует память. Длительность упражнения: по желанию, минимально – 1минута.
Лежащая восьмерка
(Шлифование восьмерок.)
- Вытяните руку, которой вы пишите и напишите ею в воздухе большие лежащие восьмерки! Теперь другой рукой, потом двумя руками. Вытягивайте руку дальше – ваши восьмерки должны стать большими.
Место пересечения вашей восьмерки должно находиться перед вами – между глазами! Следите глазами за линией движения ваших кончиков пальцев! Делайте это упражнение под музыку. Можете петь своим восьмеркам колыбельную, чтобы они лучше спали.
Нарисуйте вашу лежащую восьмерку на доске или на бумаге!
Это упражнение способствует различению и запоминанию символов; улучшает координацию и центровку тела. Продолжительность упражнения: 3 минут.
Колебания маятника
(Раскачивание центра тяжести)
Скрестите ноги. Верхняя часть туловища и руки свисают свободно. Раскачивайтесь далеко налево и направо как маятник часов с кукушкой.
Не забывайте время от времени менять положение ног.
Раскачивание маятника не только расслабляет уставшую во время долгого сидения мускулатуру, но и оказывает воздействие на: равновесие и координацию тела; абстрактное мышление; зрительную память; чувство собственного достоинства. Продолжительность упражнения: до тех пор, пока это доставляет удовольствие.
Рисование двумя руками
(Синхронное рисование.)
- Попробуйте рисовать одновременно двумя руками без карандаша в воздухе. Как дирижер без палочки. Послушайте музыку и продирижируйте ее.
От адажио (медленного темпа) до престиссимо (самого быстрого темпа) . От пиано (тихого звучания) до престиссимо.
- Укрепите лист бумаги на стене. Возьмите две разные краски. Используйте мел, фломастеры, карандаши.
Начинайте вести обоими карандашами от центра листа и рисуйте одну и ту же фигуру двумя руками в зеркальном отображении. Со временем перейдите на меньшие форматы. Используйте доску для рисования.
Рисование двумя руками: активизирует координацию глаз и рук; развивает ориентацию в пространстве (особенно понятие «левое» - «правое») ; расширяет периферийное зрение.
Школа перекрестных танцев
Если вы устали, нервничаете или не можете сконцентрироваться, вам всегда поможет танец.
Важно, чтобы движения проходили «через крест». Если вы протягиваете левую руку, то одновременно протягивайте правую ногу, если вы трясете левой ногой, делайте парящие движения правой рукой…
В. С. Лосева предлагает упражнения, позволяющие предотвратить плоскостопие, для детей дошкольного возраста в домашних условиях и детском саду .
1. Ходьба летом босиком по песку, камешкам, траве: дома босиком по шершавой поверхности, например по ворсистому или массажному коврику; топтание в тазике, наполненном раскрывшимися еловыми шишками – мощный фактор предупреждения плоскостопия. 2. Собирание пальцами босых ног с пола или ковра небольших предметов и шариков.
Можно устроить семейные соревнования: кто больше перенесет пальцами ног элементов ЛЕГО на свой коврик или кто больше соберет шариков в миску и т.д. 3. Из положения, сидя на полу (на стуле) придвигать пальцами ног под пятки разложенное на полу полотенце (салфетку) , на котором лежит какой-нибудь груз (например, книга) . 4. Хождение на пятках, не касаясь, пола пальцами и подошвой.
5. Хождение по гимнастической палке, лежащей на полу, боком приставным шагом. 6. Хождение на внешней стороне стопы. 7. «Мельница». Сидя на коврике (ноги вытянуты вперед) , ребенок производит круговые движения ступнями в разных направлениях. 8. «Художник».
Рисование карандашом, зажатым пальцами левой (правой) ноги, на листе бумаги, который придерживается другой ногой. 9. «Утюжки». Сидя на полу, потирать стопой правой ноги стопу левой ноги и наоборот. Производить скользящие движения стопами по голеням, затем круговые движения.
10. Попеременное катание ногами деревянных или резиновых шипованных мячей (валиков) в течение трех минут.
Для оздоровления детей в домашних условиях, во дворе, на даче целесообразно использовать авторские подвижные игры Страковской В. Л.:
С незначительной и умеренной нагрузкой:
« Перекатывание шаров», «Найди и промолчи», «Зайка серый умывается», «Хомячки», «Кто летает», «Мячи разные кидаем»;
C умеренной и тонизирующей нагрузкой:
«Журавли и лягушки», «Мыши в кладовой», «Цветные автомобили», «Ходим в шляпах», «Рыбаки и рыбки», «Карусели», «Море волнуется», «Метание мешочков», «Волк»;
С тонизирующей и тренирующей нагрузкой:
«Наседка и цыплята», «Пчелы и медведь», «Лохматый пес», «По ровненькой дорожке», «Школа мяча», «Пузырь», «Гуси-лебеди», «Ловишки», «Мой веселый звонкий мяч», «Бездомный заяц», «Тачки», «Мы веселые ребята».
Голицын А Н. С., Утробина К. К. предлагают игры, которые создают интерес к физическим упражнениям , , , , .
«Лошадки»
Поехали, поехали с орехами, с орехами к дедке по репку, по пареньку, по сладеньку, по горботеньку. – Легкий бег по одному или парами (лошадь и извозчик)
«Ванька- встанька»
Физкультурно оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста Сохранение и укрепление здоровья детей — главная задача нашего дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно-...
Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста
Роль подвижных игр для развития физических качеств детей дошкольного возраста Цель проекта: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возрас...
Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста
Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Правильная осанка – это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, лопатки не выступают, расп...
Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у петушка». Пояснительная записка. Музыкально-оздоровительная работа в Д...
Физические упражнения для детей дошкольного возраста
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL Равновесие Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах. Вначале они разучива...
Гармоничное развитие детей дошкольного возраста
Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...
Формы физического развития детей дошкольного возраста
Формы и методы работы по физическому развитию детей дошкольного возраста. Утренняя гимнастика для возрастных групп детсада В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений н...
Логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА...
Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста
«Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста». Родительское собрание с использованием ИКТ «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Цель: • показ...
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста
«Пальчиковая страна». Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ П...
Доклад развитие речи детей дошкольного возраста
«Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»...
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет) ель проекта: Формирование отношения к свойствам предметов и их отличительным признаком; развитие зрительного, слухового, тактиль...
Музыкально ритмическое развитие детей дошкольного возраста
Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений» Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме: «Развитие творческих спосо...
Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников Сохранение и укрепление здоровья дошкольников Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности нашего детского сада....