Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей «Особенности формирования количественных представлений у детей раннего возраста»

Введение

Актуальность темы «Особенности развития количественных представлений у детей раннего возраста» обусловлена тем, что математические знания, умения и навыки, включенные в содержание общественного опыта, которыми овладевают маленькие дети, являются одними из самых сложных.

Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достат0чно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения, знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить к0личество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно.

Многочисленными исследованиями (А. М. Леушина, Н. А. Менчинская, Е. И. Тихеева и др.) доказано, что возрастные особенности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хоть и элементарные знания. Точнее сказать, дети приобретают элементы математических знаний.

С раннего возраста начинается работа по развитию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей. [22]

Уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а развитие у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе.

В настоящее время определены основные пути и направления работы с детьми дошкольного возраста по развитию элементарных математических представлений.

Особое место занимают количественные представления.

Основная работа по развитию количественных представлений у детей раннего возраста связана с усвоением детьми умения группировать предметы по различным признакам, их сопоставлению и преобразованию количественных групп. Количественная характеристика предметных групп осознаётся ребёнком и в процессе установления взаимно-однозначного соответствия между предметными множествами.

Выполнение детьми различных операций с предметными множествами позволяет в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений и сформировать понятие о натуральном числе. Умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе одного общего для всех их признака - важное условие перехода от качественных наблюдений к количественным.

Все количественные наблюдения осуществляются в процессе действий с наглядно представленными группами предметов. Этот этап называется дочисловым и выпадает на ранний и младший дошкольный возраст.

Первые экспериментальные исследования по проблеме восприятия множества детьми раннего и дошкольного возрастов были проведены в начале 50-х гг. (Г. С. Костюк, А. М. Леушина, Н. А. Менчинская). Главной задачей этих исследований было изучить особенности восприятия и воспроизведения множеств детьми раннего возраста. Вместе с тем за последние 50 лет не проводились исследования по выявлению особенностей восприятия множеств детьми раннего возраста в современных условиях. В методической литературе для детского сада не представлен комплекс мероприятий, для выявления особенностей развития количественных представлений у детей 3-го года жизни. В связи с этим, актуальность темы исследования определяется рядом факторов:

- теоретическими: недостаточно изучены формы, средства и методы развития представлений о количестве у детей раннего возраста;

- практическими: недостаточно методического материала по развитию у детей раннего возраста количественных представлений в дошкольных учреждениях.

Объект исследования – процесс математического развития детей в ДОО.

Предмет исследования - количественные представления детей раннего возраста

Цель исследования - на основе выявления особенностей количественных представлений у детей раннего возраста разработать соответствующие педагогические рекомендации по учету этих представлений в образовательном процессе ДОО.

Задачи исследования:

1. Определить критерии, показатели уровня количественных представлений у детей раннего возраста.

2. Выявить особенности развития количественных представлений у детей 3-го года жизни;

3. Проанализировать работу ДОО по учету особенностей количественных представлений у детей 3-го года жизни.

4. Разработать педагогические рекомендации для работников ДОО по учету особенностей количественных представлений у детей раннего возраста в образовательной работе.

Гипотеза исследования выразилась в предположении о том, что количественные представления детей раннего возраста характеризуются рядом особенностей, которые могут и должны учитываться в образовательной работе ДОО.

Новизна исследования состоит в получении новых научных сведений об особенностях количественных представлений у детей 3-го года жизни.

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении содержания теории и методики математического развития дошкольников сведениями об особенностях количественных представлений у детей 3-го года жизни.

Практическая значимость исследования заключается в возможной востребованности ДОО, разработанной диагностики количественных представлений у детей раннего возраста и рекомендаций по их учету в образовательной работе.

Методологической основой исследования являются труды психологов и педагогов по проблеме развития количественных представлений у детей раннего возраста (Г. С. Костюк, А. М. Леушина, Н. А. Менчинская, Г. А. Корнеева, 3. А. Михайлова, Н. И. Непомнящая, Р. Л. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т. Д. Рихтерман, Е. В. Сербина, Е. В. Соловьева, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаева, Е. В. Щербакова и др.) .

Методы исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент; анализ результатов эксперимента; анализ образовательного процесса ДОО; математическая обработка результатов исследования; педагогическое проектирование.

Экспериментальная база исследования - МБДОУ детский сад № 44 «Золушка» центр развития ребенка г. Старый Оскол Белгородской области( 11 детей группы раннего возраста, 2 дошкольных работника) .

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Для более детального изучения проблемы развития количественных представлений у детей раннего возраста, нами был произведен анализ теоретических исследований по проблеме. В ходе которого мы пришли к следующим выводам: что с содержательной стороны наиболее важными в смысле формирования первичных простейших представлений являются такие фундаментальные математические понятия, как «множество», «количество», «число», «счет».

Постепенное усложнение знаний, осваиваемых детьми, заключается в увеличении как объема количественных, пространственных и временных представлений, так и степени их обобщения. [49]

В раннем возрасте у детей накапливаются представления о совокупностях, которые складываются из однородных предметов, звуков, движений. Эти представления п0степенно обобщаются и отображаются в речи.

Дети играя, складывая и раскладывая игрушки, сравнивают множества по количеству, еще не зная чисел. Наглядное сопоставление элементов одного множества с элементами другого дает возможность ребенку делать вывод о равенстве и неравенстве множеств. Однако восприятие и отображение множеств детьми раннего возраста имеет ряд особенностей.

1. Представления о множестве у детей раннего возраста очень неточны, как правило, множество не имеет четких границ и в нем не выделяются элементы. Прежде всего, у ребенка необходимо сформировать представления о (границах) множества.

2. Большинство детей этого возраста замечают отсутствие предмета в определенной совокупности, если нарушается структура множества, остается незаполненным пространство.

3. При сравнении двух одинаковых множеств часто множество, элементы которого занимают большую площадь, дети оценивают как множество с большим количеством элементов.

4. И наоборот, множество, элементы которого занимают меньшую площадь (когда предметы размещены близко друг к другу, оценивают как множество с меньшим количеством элементов.

5. На правильность отображения множества по количеству влияет форма размещения элементов множества в пространстве. Дети увереннее и правильнее отображают множество, элементы которого размещены в рад, чем множество, элементы которого размещены по кругу, контуру квадрата и т.

6. Для восприятия множества и их количественного сравнения большое значение имеет размер самих предметов. Так, пять маленьких машин оцениваются детьми как множество с меньшим количеством элементов по сравнению с тремя большими машинами.

7. Обозначение количества предметов числом не всегда связано с попыткой считать. У детей 2 - 3-х лет чаще всего называние количества предметов числом основано на их зрительном восприятии.

Отсюда вытекает вывод о необходимости обучения детей сравнивать множества на основе не зрительного восприятия, а практического установления соответствия между их элементами.

Прежде чем научить детей счету с помощью слов-числительных, необходимо предлагать им практические операции с множествами.

Период раннего возраста характеризуется активным развитием речи.

Подражая взрослым, дети заимствуют из их речи слова-числительные. Эти слова в основном используются детьми как аккомпанемент к действиям. Они ритмизируют движения детей, однако не обобщают количества. [24]

А. М. Леушина отметила, очень часто дети начинают раньше понимать и использовать слово-числительное два, чем один.

Количество одноэлементного множества, как правило, не обозначается, а называется: не «одна кукла», а просто «кукла».

На эти особенности развития количественных представлений обращали внимание Г. С. Костюк, А. М. Леушина, Н. А. Менчинская, Н. М. Макляк и д. р

www.maam.ru

2. Игра «Назови пропущенное слово».

Дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч кому-нибудь из них, говоря:

- Мы завтракаем утром, а обедаем ?…

- Мы умываемся утром, а ложимся спать ?…

- Мы спим ночью, а просыпаемся ?…

В эту игру можно поиграть на свежем воздухе. Вместо мяча использовать снежный ком или шишку.

Дети быстрее запоминают и называют утро и ночь.Дело в том, что названия «утро» и «ночь» дети чаще слышат от взрослых, как дома, так и в детском саду. «Спокойной ночи», «Доброе утро!»? говорит часто мама, а воспитатель приглашает: «Приходи в детский сад завтра утром». Кроме того, для утра и ночи характерны постоянные виды деятельности (подъём, одевание, зарядка, ночной сон) . Различение и называние дня ивечера,как частей суток больше затрудняет детей. Вероятно, это связано с тем, что дети реже слышат эти слова.

К тому же слово «день» используется в разных значениях. (День, как сутки, как половинка суток и как часть суток) . Для этих промежутков времени характерно разнообразие видов деятельности, границы их расплывчаты, объективные показатели (летом ? для вечера, зимой ? для дня) весьма относительны. Поэтому в активном словаре детей слова «день» и «вечер» встречаются реже. В связи с этим очень важно как можно чаще взрослым употреблять эти слова в речи: «Добрый день! Добрый вечер! Вечером мы пойдём в гости….»

Игры и игровые упражнения

для детей 4-5 лет

В средней группеуже можно показать детям, что бывает и что делают утром, днём, вечером и ночью не только дети, но и взрослые. А так же последовательность, сменяемость суток.

Примерные вопросы к беседе:

- Работает ли кто-нибудь ночью? Если да, то кто?

- Что дети делают ночью дома?

- Что они делают утром дома, когда встанут?

- Что делают утром родители?

- Что делают днём дети?

- Что делают днём родители? И т. д.

После того, как дети научились определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание необходимо сосредоточить на объективные показатели, символизирующие время (положение солнца, степень освещённости земли, цвет неба и т. д.) Можно использовать модели (утро ? розовый квадратик, день ? жёлтый, вечер ? серый, ночь ? чёрный) .

1. Упражнение с картинками «Разложи картинки по порядку».(Утро, день, вечер, ночь)

Воспитатель: Я положу картинку, где нарисовано утро. Какие ты положишь потом? Или

Я положу картинку, где нарисована ночь. Какие ты положишь потом? И т. д.

2. Игра «Назови пропущенное слово». (См. выше) .

- Если мы завтракаем утром, то обедаем …

- Днём ты обедаешь, а вечером …

- Если сейчас утро, то после утра будет …

- Если сейчас день, то после будет …

- Если сейчас день, то что было до этого …

3. Игра «Путешествие в утро, день, вечер, ночь».

Дети отправляются в путешествие по частям суток. Попадая в одну из частей суток, дети рассказывают, что люди (звери, птицы) делают в данное время суток. Можно создать игровую ситуацию. Например, Незнайка заблудился в частях суток.

Дети помогают ему выбраться.

4. Игра «Когда это бывает?»(см. выше)

У детей карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определённому времени суток. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определённое время суток, например, вечер.

Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный рассказ ребёнок получает фишку. Фишки могут быть разного цвета: утро ? розовая, день ? жёлтая, вечер ? серая, ночь ? чёрная.

Игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет

В старшейгруппе, когда уже у детей сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова «сутки». Слово «сутки» должно выступить, как обобщение, т. е, сутки состоят из четырёх частей ? день, вечер, ночь, утро. Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, утро, ночь ? это части целого ? суток, что отчёт последовательности частей суток можно проводить, начиная с любой из них. Для закрепления понятия о частях суток можно провести с детьми беседу по следующим вопросам:

- Вспомните, что знаете о сутках.

- Какое сейчас время суток?

- Какие части суток вы знаете ещё?

- Как вы узнаете, что уже наступила ночь?

- Назовите все части суток, начиная со дня.

- Солнышко светит днём, а когда светит луна? И т. д.

1. Игра «Когда это бывает?»

2. Игра «Назови пропущенное слово».

3. Игра «Что мы делаем?» Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает показать детям, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их.

Задача ведущего ? угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток.

Усложнение: отгадывает не взрослый, а один из детей.

4. Игра «Назови соседей».

Ребёнку предлагается назвать соседей частей суток. Например, назови соседей утра. (У части суток ? утра соседи ? ночь и день, потому что до утра ? ночь, а после утра ? день.) И т. д.

5. Игра « Вчера, сегодня, завтра».Игра проводится в кругу с мячом. Ведущий бросает мяч и начинает предложение: «Мы рисовали…» Ребёнок, поймавший мяч, завершает фразу, отвечая на вопрос «когда?»

Примерные фразы:

- Мы пойдём в бассейн…(сегодня) .

- Мы будем рисовать …(завтра) .

Материал nsportal.ru

по развитию элементарных математических представлений для детей старшей группы

«Путешествие в сказку».

«Познание» (формирование элементарных математических представлений) , «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» (рисование) .

Виды детской деятельности:

познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Задачи:

1. Закрепить навыки порядкового и количественного счета в пределах 10.

2. Формировать навыки пользования планом, умение определять взаимное расположение предметов в пространстве.

3. Закрепить названия геометрических фигур, развивать умение различать их и классифицировать их по признакам.

4. Упражнять детей в сравнении предметов по величине и в использовании понятий: самый длинный, самый короткий, длиннее, короче.

5. Развивать логическое мышление. Упражнять в нахождении закономерностей и продолжении ряда.

6. Упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел.

7. Упражнять в измерении сыпучих веществ с помощью условной мерки.

8. Развить интерес к математике, речь, внимание, самостоятельность, воображение.

9. Совершенствовать двигательные умения и навыки; развивать общую и мелкую моторику.

10. Воспитывать у детей желание оказывать помощь сказочным персонажам, доброту, дружбу, товарищество.

Материалы и оборудование:письмо, в котором находятся бумажные фигурки персонажей сказки «Гуси-лебеди»; план-карта; прямоугольники разной длины и разного цвета, вырезанные из бумаги (не более 10 шт.) для составления вагонов поезда; игра «Загадочный лес»; элементы театральной декорации: печка, яблоня, река, избушка; карточки по количеству детей с изображением хлебобулочных изделий; матерчатые яблоки с фасолинами «семечками» внутри; обручи; цифры от 0 до 9; 2 бумажных цветка; набор геометрических фигур; крупа; 2 прозрачных стакана; фишки; кукла.

Содержание организованной деятельности:

- Дети, сегодня я пришла в детский сад и увидела письмо. Кто принес письмо, не знаю, на конверте написано «Для старшей группы №6». Это письмо предназначено нам.

Давайте его откроем, может письмо нам объяснит, от кого оно. (Открываю конверт, достаю из него фигурки персонажей сказки «Гуси - лебеди». Предлагаю детям отгадать, из какой сказки персонажи.)

- Девочка просит нас помочь ей освободить братца от Бабы Яги. А чтобы легче было найти дом Бабы Яги, девочка прислала план - карту (достаю из письма) .

Рассматриваем с детьми план – карту.

- Скажите, что нам встретится на пути к домику Бабы Яги? (Ответы детей.) Вы готовы отправиться в путешествие и помочь девочке спасти братца? Сначала нам нужно попасть в волшебный лес. Угадайте, на чем мы отправимся в путешествие:

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд)

- Давайте построим из прямоугольников, вырезанных из бумаги вагоны поезда - и в путь-дорогу. (Предлагаю детям составить поезд - от самого короткого до самого длинного вагона. Дети называют правила измерения.)

- А в пути поиграем.

- Сколько всего вагонов получилось у нашего поезда? Каким по счету стоит красный вагон? Вагон какого цвета стоит третьим?

Какого цвета вагон левее красного? Какой по счету вагон стоит между желтым и голубым? (Ответы детей.)

Вагончики веселые бегут, бегут, бегут.

Их круглые колесики все тук, да тук, да тук.

- Поезд остановился, выходите из вагонов. Мы с вами попали в сказку. В какую сторону пойдем? (Сверяемся с планом.)

- Мы попали в сказочный лес. Посмотрите, какие цифры спрятались в лесу?

Игра «Загадочный лес».

(Детям предлагается найти «спрятанные» в картинках цифры. Из цифр дети составляют числовой ряд.)

- Дальше у нас на пути печка. Если выполним задание печки, она скажет, далеко ли находится избушка Бабы Яги.

Игра «Дорисуй недостающую фигуру».

Дети садятся за столы. Перед ними карандаши и карточки, разделенные на девять клеток; в восьми клетках изображение разных хлебобулочных изделий. Детям предлагается нарисовать то изделие, которого не хватает в последней клетке.

Воспитатель хвалит детей за правильно выполненные задания.

- Печь сказала, если мы пойдем прямо, то увидим яблоню, она подскажет, куда дальше идти. (Дети сверяются с картой) .

- А вот и дикая яблоня растет. Если мы выполним ее задание, то быстрее придем к Бабе Яге. Яблоня просит, чтобы мы поиграли с ее волшебными яблочками.

Игра с яблоками.

На полу разложены обручи, внутри которых – цифры.

Детям предлагается сосчитать количество семечек в яблоках на ощупь и встать около той цифры, которая соответствует количеству семечек в яблоке.

- Понравилось вам игра с яблочками? Нам нужно дальше торопиться. Сейчас мы пойдем в сторону реки - кисельные берега.

- Посмотрите, на берегу молочной реки растут необычные цветы. В середине цветка и на каждом лепестке - цифра. Но некоторые лепестки унесло сильным ветром (они лежат отдельно от цветов) . Ребята, подумайте, как вернуть лепестки на свои места.

Игра с цветами. (Детям предлагается разложить лепестки так, чтобы числа на лепестках одинакового цвета (в сумме) составляли число, находящиеся в середине цветка.)

После выполнения задания воспитатель благодарит и хвалит детей, затем предлагает отправиться дальше.

- Ребята, впереди речка. А как нам речку перейти? (Ответы детей.)

- Давайте перейдем речку по камушкам. Посмотрите, а камушки тут необычные. На что они похожи? (На геометрические фигуры.) Но наступать можно только на четырехугольники. Какие фигуры можно назвать четырехугольниками?

А на какие фигуры наступать нельзя? (Ответы детей.) Давайте перейдем речку по очереди.

- Вот мы и пришли к избушке Бабы Яги. Но около входа в дом сидят гуси-лебеди. Чтобы они пропустили нас к избушке и отпустили мальчика, нужно помочь им разделить зерно поровну.

Игра на сравнение сыпучих веществ с помощью измерения. (Детям предлагается разделить зерно с помощью условной мерки (стакана) на две равные части.)

Дети выполняют задания, вспоминая правила измерения сыпучих веществ.

- Молодцы ребята, помогли гусям!

- А теперь постучите три раза в дверь избушки, она и откроется.

Дети находят в избушке маленького братца и освобождают его.

- Мы помогли девочке и освободили ее братца. Молодцы, очень хорошо, что победила дружба, находчивость, смекалка и ваши знания. Давайте вспомним, что нам пришлось выполнить, чтобы освободить мальчика.

- Дети, вам понравилось путешествие в сказку? Какое задание было для вас самыминтересным? (Ответы детей) .

- А теперь нам нужно отправляться обратно. Давайте возьмем мальчика с собой и познакомим его с игрушками, в которые вы играете.

Детям предлагается встать друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему, отправиться обратно в группу на «поезде».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме «Использование логических игр, задач, упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (старшая группа)

Расписание последовательного применения логических игр, задач и упражнений (с раскрытием целей обучения) поэтапно в период обучения ребёнка в старшей группе....

Подробней на сайте nsportal.ru

Формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста - Дипломная работа

Формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

.1 Дочисловой период формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

.2 Влияние анализаторов на усвоение детьми действий связанных с количеством

.3 Сравнительная характеристика программ обучения и воспитания дошкольников Дитина и Малятко

Глава II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

.1 Формы работы с детьми по формированию количественных представлений

.2 Особенности в организации обучения элементов математики детей младших групп

.3 Использование нетрадиционных методик по формированию количественных представлений

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Детские сады и подготовительные классы учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.

В младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей.

Современная математика при обосновании таких важнейших понятий, как число, геометрическая фигура и т. д., опирается на теорию множеств. Поэтому формирование понятий в школьном курсе математики происходит на теоретико-множественной основе.

Выполнение детьми дошкольного возраста различных операций с предметными множествами позволяет в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений и сформировать понятие о натуральном числе. Умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе одного общего для всех их признака - важное условие перехода от качественных наблюдений к количественным.

Рабочая гипотеза - предполагается, что организованная работа по формированию количественных представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня математического развития детей.

Цель работы: выявление особенностей формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в свете современных требований.

Задачи исследования:

. Выявить уровень математического развития детей дошкольного возраста.

. Провести сравнительный анализ уровня формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста разных программ.

. Определить систему работы с детьми по формированию количественных представлений у детей дошкольного возраста в свете современных требований.

. Разработать практические рекомендации.

Объект - учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет - формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ

.1 Дочисловой период формирования количественных представлений

у детей дошкольного возраста

В младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей.

Современная математика при обосновании таких важнейших понятий, как число, геометрическая фигура и т. д., опирается на теорию множеств. Поэтому формирование понятий в школьном курсе математики происходит на теоретико-множественной основе.

Выполнение детьми дошкольного возраста различных операций с предметными множествами позволяет в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений и сформировать понятие о натуральном числе. Умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе одного общего для всех их признака - важное условие перехода от качественных наблюдений к количественным.

Работу с малышами начинают с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку (Отбери все синие куб?/p>

  • 1

Материал geum.ru

Предварительный просмотр:

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста.

В современном мире человеку любой профессии, любого возраста необходимо уметь чувствовать время и правильно его распределять. Для ребенка дошкольного возраста умение ориентироваться во времени благотворно сказывается на развитии его интеллекта, помогает ему познавать мир, стать более организованным.

Но время очень сложный объект познания. Чтобы научить ребенка осознать течение времени, уметь определить нужный момент, надо знакомить его с некоторыми временными категориями, обогащать опыт различения временной длительности и последовательности событий.

Анализ психолого-педагогической литературы таких авторов как Т. Д. Рихтерман, Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова, Р. Л. Непомнящая показал, что тема формирования временных представлений у детей дошкольного возраста рассматривалась в различных аспектах и остается актуальной. Я согласна с авторами, что ориентировка во времени необходима ребенку и является одним из показателей его готовности к школе. Трудности освоения ребенком временных категорий связаны со специфическими особенностями времени: его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени.

Формирование временных представлений у ребенка происходит значительно эффективнее, если строится на сенсорной основе.

Мы существуем в четырехмерном пространстве, одной из составляющей которого является время. Время - это очень интересный, но сложный объект познания. Его нельзя увидеть, потрогать, услышать или понюхать, но зато его течение можно почувствовать скоростью, ритмом или природными изменениями.

Люди условно приняли за точку отсчета настоящий момент и разделили время на прошлое - будущее; вчера – завтра. Основой измерения времени исторически был принят период обращения Луны вокруг Земли, обращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Отсюда появились сутки, год. Обозначили секунду, минуту, час, неделю, месяц и далее.

Позже, уходя от погрешностей, ученые перешли на более точную десятеричную систему счисления. Эталоном единицы времени в системе единиц стала атомная секунда.

Историками, математиками, физиками, астрономами даются свои понятия и определения времени.

Знания детей о времени в каждой возрастной группе детского сада отличаются по объему, содержанию, степени сложности.

Осмысление временных представлений у ребенка легче происходит при использовании временных моделей, календарей. Но самые яркие эмоции у детей вызывают игрушки, и была придумана идея создания коллективных коллекций, таких «мини – музеев» с их дыханием времени. Предлагалась тема, например, «Динозавры далекого прошлого».

Дети приносили из дома свои игрушки, картинки, книги, энциклопедии, и самостоятельно собирали и оформляли замечательную выставку, в которой создавалась атмосфера далекого прошлого. Рассматривая коллекцию, читая книги, детьми проявлялся максимум активности, и без труда усваивалось понятие далекого прошлого, течения времени и настоящего.

Коллекция «История кукол» наглядно показывала, как менялось производство этих игрушек. Рассматривая старинные куклы и современные, сравнивая используемые материалы, изменения стилей, моды и технологии, дети наглядно видели перемены произошедшие во времени. Собирались также коллекции моделей машин. Но самым, пожалуй, наглядным течением времени была выставка исторических войск.

Используя передовой и личный опыт, все методы формирования временных представлений и развития чувства времени были обобщены мною и классифицированы по возрастам.

возраст

методы

Вторая младшая группа

Обогащение словаря (вначале пассивного, а потом и активного) словосочетаниями «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», «спокойной ночи».

Малыши говорят и показывают на пальцах ответ на пальцах «Сколько тебе лет?».

Знакомство с короткими стихотворениями, в которых используют временные категории.

Упражнения в понимании смысла слов:сейчас, теперь, сначала – потом, рано – поздно (раньше – позже) .Стимулирование использования слов в речи для обозначения последовательности действий и поступков. Рассматривание картинок.

Знакомство с частями суток: день – ночь, утро – вечер(играет, спит, делает зарядку, смотрит вечернюю детскую передачу) , учатся отвечать на вопрос «Что делают утром? «Когда это бывает?».

Прослушивание потешек.

Рисуют (примакиванием) на подготовленном фоне звездочки, солнышко.

Средняя группа

Дети понимают и активно используют в собственной речи слова для обозначения последовательности, длительности, скорости протекания событий во времени: до – после, долго (дольше) , скоро (скорее) , прежде, давно – недавно, быстро – медленно, часто – редко, сию минуту.

Углубляются и расширяются представления о частях суток. Определение по разнообразной деятельности детей и взрослых, изображенной на картинках.

Наблюдения за явлениями – «показателями» времени (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и т.д.) .

Рассматривание признаков на картинках. Классифицирование: «Собери все картинки, на которых нарисован день (утро, вечер) »

Использование моделей, цветовые знаки-символы.

С помощью взрослых происходит обобщение представлений о сутках, что их образует и количество частей.

Знакомство со сменой суток.

Побуждение использовать в активном словаре слов «есть», «было», «будет», соотнося с прошлым, настоящим и будущим.

Соотнесение деятельности с понятиями «сегодня», «вчера», «завтра».

Умение ответить на вопросы о возрасте, отгадывание загадок о временных категориях.

Закрепление в дидактических и подвижных играх.

Старшая группа

Развитие представлений о длительности, емкости мер времени, текучести, необратимости, о смене, периодичности времени. Знакомство с приборами для измерения времени.

Воспроизведение последовательности суток с любой части. Составление суток с помощью знаков-символов, знание «соседей», определение «Какая сейчас часть суток?», «Какая часть суток была?», «Какая часть суток будет?»

Знакомство с неделей, количеством, последовательностью дней недели. Умение определять прошлый день, сегодняшний, какой будет завтра. Связывание дней недели с конкретной деятельностью (занятиями) , порядковым номером.

Использование моделей недели.

Освоение месяцев, их названия, последовательность сезонов и виды деятельности детей и взрослых в то или иное время года.

Называние ребенком числа и месяца рождения.

Знакомство с различными календарями и моделями, их использование.

Знакомство с картинами художников.

Чтение литературы, знакомство с пословицами, поговорками.

Создание в группе выставок – коллекций.

Подготовительная группа

Совершенствование имеющихся представлений о частях суток, днях недели, месяцах, сезонах года и их последовательности.

Употребление слов «полдень - полночь», «на рассвете», «в сумерки».

Развитие представлений о календарном годе.

Использование нескольких видов календарей. Узнавание праздников, исторических дат, понимание необходимости календаря.

Различение понятия «в прошлом году», «в этом году», «в будущем году».

Знакомство с временными интервалами в 1, 3, 5, 10, 15 минут, восприятие их в разных видах деятельности, планирование деятельности во времени, определение объема работы, регулирование темпа, стремление ценить время, не тратить попусту.

Осознание изменений возраста человека на основе старше – моложе (малышка, школьница, девушка, женщина, бабушка) , умение определять возраст в будущем, прошлом.

восстановление порядка следования эпизодов рассказа, сказки.

восстановление последовательности преобразования объекта в процессе конструирования.

Умение решать простейшие задачи о времени.

Умение использовать в речи пословицы, поговорки о времени.

Работа по формированию временных представлений у детей сложная и творческая, проводится последовательно во всех возрастах с учетом возрастных особенностей.

По теме:

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме: