Формирование основ безопасности у дошкольников

Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

«Самое дорогое у человека- это жизнь»

Н. А. Островский.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Нами совместно с родителями ведется в этой области целенаправленная работа.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Этапы реализации данных задач:

1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Формы организации учебно - воспитательного процесса:

- занятия;

- заучивание стихотворений;

- сбор фотоматериалов;

- игры – занятия;

- заучивание правил безопасного поведения;

- беседы;

- дидактические игры;

-подвижные игры ;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций по теме;

-наблюдения;

-экскурсии;

- театрализованные представления;

-сюжетно – ролевые игры;

-игры - тренинги;

-просмотр мультфильмов;

-трудовая деятельность;

-продуктивная деятельность;

-отгадывание загадок;

-развлечения;

-досуги;

-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

-встреча с интересными людьми;

-участие в различных конкурсах;

-личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

Создание автогородка на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;

- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Рекомендуемая художественная литература:

- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

- В. Житков «Пожар», «В дыму»;

- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;

- Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

- К. Зайцева «Уроки Айболита»;

- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

- Ю. Соколова «Правила безопасности»;

- И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;

- Е. Пермяков «Торопливый ножик»;

- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»;

- А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;

- И. А. Яворская «Дети и дорога»;

- И. Лешкевич «Светофор»;

- Н. Носов «Автомобиль»;

- Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

- А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;

- Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;

- А. Дмоховский «Чудесный островок»;

- В. Семернин «Запрещается – разрешается»;

- А. Северный «Три чудесных цвета».

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:

1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

www.maam.ru

Формирование основ безопасности поведения у дошкольников

Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в раках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. И это- одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В связи с этим реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования включает в себя время, отведенное на взаимодействие с семьями детей. Сотрудничество воспитателя с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

С целью изучения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном образовательном учреждении провела анкетирование для выявления заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения в быту, безопасности на дорогах и других ситуациях; также провела опрос по выявлению информированности родителей об опыте своего ребенка в осознании источников опасности в доме в условиях проживания их семьи. По результатам анкетирования 50% родителей нуждаются в помощи педагога, 96% родителей считают, что этим должны заниматься педагоги и преподаватели ОБЖ, 70% родителей уверены, что ребенок должен уметь вызвать экстренные службы помощи, 60% родителей используют информацию книг и телепередач, и только 80% родителей считают необходимым знакомить детей с правилами безопасности. Также провожу тестирование. Анализ анкет и тестов показал о необходимости повышения образовательного уровня родителей по данной проблеме через использование разнообразных форм совместной работы ДОУ и семьи.

Для решения данных проблем были поставлены следующие цели и задачи:

Цель работы с родителями- Создание условий для повышения образовательного уровня родителей по вопросам безопасного поведения детей дошкольного возраста; обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Задачи:

С помощью разнообразных методов и приемов повысить родительскую компетентность в вопросах формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста;

Содействовать установлению между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество;

Создать условия для обогащения детско-родительских взаимоотношений и формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;

Активизация пропагандистской деятельности среди родителей ДОУ по формированию основ правил пожарной безопасности, правил дорожного движения и безопасной жизнедеятельности.

Выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения.

Для реализации поставленных задач определили этапы и формы с семьями воспитанников. К вашему вниманию представляю на слайде

ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

В левом столбике перечислены этапы, а справа к каждому этапу, задачи

№ п/п Этапы Задачи

1. Подготовительный

(ознакомительный) Определение содержания, форм и

методов процесса взаимодействия семьи и детского сада.

Анализ существующей предметно-

развивающей среды ДОУ и семьи. Формы выявление общих и индивидуальных проблем компетентности в вопросах формирования безопасного поведений у детей дошкольного возраста

2. Просветительский Планирование работы ДОУ по взаимодействию с семьями

Сохранение лучших традиций и включение инновационных форм и методов в работу ДОУ по связям с семьей и родительской общественностью.

3. Совместной деятельности с семьей. Совместная деятельность по схеме педагог – ребенок, ребенок – родитель, родитель – педагог

Проведение итогового мониторинга направленного на изучение знаний родителей о необходимости, задачах, средствах и методах формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

Также в своей педагогической деятельности активно используем формы работы с родителями: Это традиционная, просветительская, нетрадиционная, и их виды.

ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

№ п/п Формы Виды

1. Традиционная Анкетирование, тестирование, опрос.

Родительские собрания, беседы;

Игры-тренинги;

Семейный клуб «Мы вместе»;

Совместные заседания педагогов и родителей с использованием мультимедийного оборудования.

Совместные экскурсии в пожарную часть.

2. Просветительская Папки–передвижки;

Консультации;

Выпуск буклетов;

Выставки рисунков;

Мероприятия с привлечением сотрудников МЧС и ДПС;

Показ открытых мероприятий;

Дни открытых дверей;

Памятки для родителей;

Видеофильмы;

Совместное пополнение предметно-развивающей среды.

3. Нетрадиционные Электронный диск;

Мини-собрания (по интересам)

Индивидуальный безопасный маршрут;

Он-лайн общение с родителями по средством интернет сайта.

Мастер-класс;

Исследовательские проекты, ролевые, имитационные и деловые игры;

Круглый стол;

Традиционная форма работы с родителями это:

- родительские собрания, но родительские собрания проводятся не в обычной форме. А с целью активизации и заинтересованности родительской общественности, мы включаем игры-тренинги, в процессе которых родители включаются в обсуждения, во время которых родителям предлагаются различные ситуации, в которых они пытаются проанализировать и найти приемлемое решение, примерные темы которые мы уже использовали в своей практике, например: «Спички не тронь, в спичках огонь», «Волшебные знаки», «Один дома». Используем в течении года запланированный на год план мероприятий клуба «Мы вместе», в котором ежемесячно расписаны мероприятия.

- Проводятся совместные заседания педагогов и родителей с использованием мультимедийного оборудования;

-Родители совместно с детьми ездят на экскурсию в пожарную часть, возвращаясь обогащенные новыми впечатлениями о профессии и труде пожарных.

- Проводятся родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций;

Просветительская работа с родителями:

В работе с родителями активно используются:

-стенды для размещения информации различной направленности;

папки-передвижки, в которых указана вся важная информация, касающаяся пожарной безопасности, безопасного поведения на дорогах, на улице и в быту.

- Консультации для родителей на тему: «Ребенок при пожаре», «Что делать с незнакомцем»

- выпускаем буклеты, которые помогают родителям узнать о правилах безопасности.

- Проводятся мероприятия с привлечением сотрудников МЧС и ДПС.

С каждым из родителей проводим индивидуальную беседу по вопросам участия в совместных мероприятиях. Родители часто говорят, что не смогут, очень сложно. Но, стоит появиться первым работам, которые специально вывешиваются в доступном месте для детей и родителей, как тут, же за ними появляются все остальные. (детские рисунки совместно с родителями)

Нетрадиционная форма работы:

- Активно используем электронные диски с информацией для родителей по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности. На дисках помещаем как теоретический, так и практический материал для ознакомления и использования в домашних условиях: в виде консультаций рекомендаций, мультфильмов, дидактических игр, кроссвордов. Подготовленный готовый материал активно используем в работе с родителями при проведении: недели безопасности, декад, месячников. Затем при проведении родительских собраний в группе выносятся на обсуждение. Полученные знания родителями еще используются в решении проблемных ситуаций, что дает более эффективное и качественное повышение уровня знаний в области безопасности. Особенно такой вариант активизирует и обогащает знания малоактивных родителей.

- Одной из интересных форм работы является: выполнение совместного домашнего задания родителей с детьми по разработке безопасного маршрута, в котором указан правильный безопасный путь от дошкольного образовательного учреждения к дому. В результате такой работы- в нашей группе разработан маршрут на каждого воспитанника.

-Опираясь на знания родителей информационными и компьютерными технологиями, на страничке сайта образовательного учреждения «Безопасность»

Размещаем для родителей полезную и интересующую для них информацию.

После проведения различных мероприятий с родителями по безопасности, было проведено дополнительное анкетирование, в котором были выявлены следующие результаты: 50% родителей считают, что ребенок должен уметь вызвать службу экстренной службы, 100% родителей считают, что необходимо знакомить детей с правилами безопасности, 65% нуждаются в помощи педагога, 40% возлагают эту обязанность на педагогов и преподавателей ОБЖ, считаю, что с запланированной целью задачами справилась.

Проектирование. В дальнейшем планируем запустить краткосрочный проект совместной работы ДОУ с семьей по безопасности дорожного движения, результатом которого должен стать макет 5-го микрорайона со всевозможными безопасными подъездами и подходами (пешеходными дорожками) к детскому саду.

www.maam.ru

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:

1. Идентификация опасностей – распознание опасностей и их источников.

2. Разработка превентивных, или предупредительных, мер.

3. Ликвидация возможных последствий.

В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», - подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию на 2011-2013 гг.

Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. Установлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно познать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутреннее существенные связи и отношения. Однако, такое познание осуществляется детьми, как правило, не в понятийной, а в наглядно-образной форме, в процессе предметной деятельности с познаваемыми объектами.

В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знания основ безопасности.

Безопасность жизнедеятельности - это наука о комфортном и травма безопасном взаимодействии человека со средой обитания. В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании».

3. «Концепция дошкольного воспитания», В. В. Давыдов, В. А. Петровский.

4. Программа «Безопасность», Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с дошкольниками. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из образовательных областей является «Безопасность». Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях.

Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, Л. Г. Татарниковой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой и др. Авторы программы «Детство» предполагают в разделе “Экологическое воспитание” с младшей группы давать детям знания о целостности живого организма, развивать навыки ухода за животными в уголках природы с соблюдением правил безопасности. В старшем возрасте учитываются задачи безопасного поведения в природе и роль человека в сохранении целости конкретной экологической системы, дети знакомятся с правилами поведения в экстремальных и опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение). В разделе “Социально-нравственное воспитание” в младшего возраста ставится задача приучения детей к выполнению элементарных правил культуры поведения на улице, в транспорте, в помещении. В разделе “Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду” с младшей группы детям предлагаются сведения о назначении предметов, инструментов и развиваются умения обращения с инструментами, формируются представления о правилах обращения с огнем и электроприборами, навыки оказания элементарной помощи при царапинах, ссадинах, ушибах, сообщаются некоторые знания по общению с незнакомыми людьми. Отдельного раздела по воспитанию у детей безопасного поведения в программе нет, хотя в каждом разделе можно найти материал для использования в работе по обучению дошкольников правилам безопасного поведения.

Главная цель по формированию у детей безопасного поведения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома.

Именно поэтому изучение образовательной области «Безопасность» актуально в современном дошкольном образовании. Работая в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года, решать содержание образовательной области «Безопасность» необходимо через интеграцию всех образовательных областей, организацию самостоятельной детской деятельности, создание предметно-развивающей образовательной среды и взаимодействие с семьями воспитанников.

Литература

1. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н., Князева О. Л, учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.

2 Деркунская В. А. Образовательная область «Безопасность». Методический комплект программы «Детство». ФГТ, изд-во: Детство – Пресс, Сфера, 2012.- 144с.

3 Ресурсы сайта www.allbest.ru

www.maam.ru

К. Ю. Белая. Библиотека программы «От рождения до школы» - Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей (стр. 1) - ModernLib.Ru

От автора

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) определены основные цели и задачи образовательной области «Безопасность»:

«Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

• формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

• приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

• передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

• формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям».

При реализации этих целей и задач необходимо обязательно соблюдать в работе с детьми следующие принципы:

• развивающего образования;

• научной обоснованности и практической применяемости;

• полноты, необходимости и достаточности;

• единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

• учета интеграции данной образовательной области с другими образовательными областями.

Почему же так важно в современной жизни сформировать у ребенка навыки безопасного поведения? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества.

Основная цель образовательной области «Безопасность» – подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной. В школах с первого класса введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». В дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения.

Автор данного пособия К. Ю. Белая уделяет много внимания теме безопасности жизнедеятельности, считая ее всегда актуальной. Книга «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей» / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и пособие для работы с дошкольниками «Твоя безопасность» широко используются воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

В течение четырех лет в журнале «Дошкольник. Младший школьник» К. Ю. Белая вела рубрику «Кодекс семейной безопасности», где родителям и педагогам предлагалось поразмышлять над одной из тем, касающихся основ безопасности и излагались методы работы с дошкольниками по этой непростой образовательной области. Пособие К. Ю. Белой «Тематический словарь в картинках „Я и моя безопасность”» («Школьная Пресса», 2010) , предназначенное для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского сада и семьи, способствует формированию у дошкольников навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях: на природе, в доме, при несчастных случаях, пожаре и т.д.

На протяжении десяти лет К. Ю. Белая ведет семинары и спецкурсы для педагогов ДОУ по проблемам организации работы с дошкольниками – «Основы безопасности».

Введение

Данное пособие посвящено очень важной и актуальной теме: безопасности ребенка.

Задача пособия – подсказать родителям, педагогам и всем воспитывающим взрослым, каким образом, с помощью каких приемов можно научить дошкольника наиболее эффективному образу действий во избежание тех тревожных ситуаций, с которыми ребенку и его родителям приходится сталкиваться в жизни. Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.

Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.

Напомним, что фактор безопасности складывается из нескольких составляющих. Вот некоторые из них:

• оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность) ;

• сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность) ;

• сохранять нравственное, морально-психологическое благополучие и формировать уверенность и защищенность человека (социальная психологическая безопасность) .

Говоря о безопасности ребенка дошкольного возраста, необходимо учитывать следующее его особенности:

• стремление ребенка к самостоятельности («я сам») и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;

• недостаточный опыт (или его отсутствие) поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности и др.

Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка-дошкольника:

• опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые) ;

• опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице) ;

• опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге;

• опасности на природе.

Мы уверены: если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, этих опасностей можно избежать.

Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы) ; сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.

В данном пособии предлагаются материалы для бесед с детьми, условно разделенные на четыре раздела:

1)безопасность собственной жизнедеятельности;

3)безопасность на дорогах и улицах;

4)безопасный отдых на природе.

В содержании каждого раздела выделены темы, которые мы считаем основными (обязательными) , но педагоги и родители могут самостоятельно разработать дополнительные темы с учетом специфики и особенностей региона.

Материал по каждой теме раскрывается в рубриках: «О чем рассказать ребенку», «Вопросы и задания», «Загадки» и др.

Следует помнить, что дети лучше запоминают материал, если им интересно или когда они выполняют какое-то задание, например, рисуют, отгадывают загадки, решают кроссворды.

В структуре отдельных тем выделяются «Правила безопасного поведения», которые ребенок должен запомнить, знать и выполнять.

В рубрике «Размышляем вместе с взрослыми» речь идет о проблемах, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе формирования у ребенка навыков безопасного поведения; даются некоторые практические советы.

Несмотря на то что пособие разбито на разделы, каждый из которых посвящен какой-либо одной проблеме, все вместе они позволяют выработать у ребенка подсознательную привычку в соблюдении безопасности; каждый следующий раздел дополняет предыдущий.

Рекомендации, данные в книге, могут показаться несколько однообразными, но это объясняется тем, что один и тот же совет применим к различным ситуациям.

Методические рекомендации по работе с детьми

• Каждая тема должна обсуждаться с ребенком в повседневной жизни в разных ситуациях.

• Задавая вопросы или предлагая задания, не спешите решить их или ответить за ребенка.

• Помните, что набор готовых знаний не формирует потребность в познании, стремление к преодолению трудностей.

• Если ребенок затрудняется решить кроссворд в определенной последовательности, пусть выполнит более легкое задание. Это окрылит его, а к трудному заданию он может вернуться позже.

• Выбрав тему для беседы с ребенком, постарайтесь придерживаться следующей структуры своего рассказа:

–источники опасности;

–меры предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами быта;

–приемы элементарной первой помощи, действия в некоторых опасных ситуациях.

Автор надеется, что данное пособие поможет сформировать у дошкольников опыт безопасного поведения, который позволит им предвидеть опасность, по возможности избегать ее, при необходимости – действовать.

Раздел «Безопасность собственной жизнедеятельности»

Тема «Взаимная забота и помощь в семье»

<p>Размышляем вместе с взрослыми</p>

Знакомство детей дошкольного возраста с семьей как с явлением общественной жизни должно идти постепенно, с использованием разнообразных форм работы (рассказ о семейных традициях, о трудовой деятельности и профессиях взрослых членов семьи, рассматривание семейного альбома, составление фотоальбомов по темам (путешествия, экскурсии, отдых) , создание родословной семьи – генеалогического древа. Составление родословной способствует сплочению членов семьи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. Изучение истории семьи способствует воспитанию у ребенка гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателем лучших качеств предков.

Ребенок растет и воспитывается в семье и первые сведения о членах семьи, о их взаимной заботе и помощи черпает из конкретных ситуаций, возникающих в семейной жизни. Очень важно то, какая атмосфера царит в доме, как общаются друг с другом взрослые, как устроен семейный уклад. Теплые, дружелюбные отношения формируют у ребенка чувство семейной защищенности.

Известно, что психологическая безопасность малыша зависит от доброго слова, оказанной поддержки, понимания и сочувствия со стороны взрослых. А невнимание, несдержанность и тем более грубость губительно сказываются на психике и на личностном развитии малыша. Родители должны понимать, как ребенок реагирует на то, что его окружает.

• Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

• Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.

• Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

• Если ребенка часто стыдят – он учится чувствовать себя виноватым.

• Если к ребенку часто снисходительны – он учится быть терпеливым.

• Если ребенка часто подбадривают – он учится быть уверенным в себе.

• Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

• Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.

• Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

• Если ребенка часто одобряют – он учится к себе хорошо относиться.

• Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Один из важных вопросов ознакомления с семьей: в каком возрасте следует знакомить ребенка с понятием родства?

Усвоение терминов и отношений родства происходит сугубо индивидуально и связано с личностными психологическими особенностями развития ребенка.

Чтобы понять, кто кому кем приходится, дошкольнику зачастую нужно встать на позицию другого. Одним детям это удается сделать в 3 года, другим – в 6—7 лет.

Поначалу слова, обозначающие отношения родства, воспринимаются ребенком как своего рода личные имена, обозначающие конкретных людей,– «мама», «папа», «деда» (дедушка) . Отношения родства осознаются им как некая принадлежность. Дети 4—5 лет и старше уже довольно хорошо ориентируются в родственных отношениях, однако, определяя их, руководствуются чаще всего возрастом.

Дошкольники часто полагают, что дочь или сын – это обязательно дети, а дедушка и бабушка – это пожилые люди. Ребенок старшего дошкольного возраста правильно называет свою маму – мамой, бабушку – бабушкой, папу – папой, а дедушку – дедушкой, но это вовсе не всегда означает, что он понимает, что для его мамы мамой является бабушка.

<p>О чем рассказать ребенку</p>

–Давай вспомним, как называют членов семьи, и перечислим ласковые обращения к ним.

Бабушка – бабуля, бабуленька, бабулечка, бабусенька, бабушенька.

Дедушка – дедуля, дедуся, дединька.

Мама – мамочка, мамуля, мамулечка, матушка, маменька, мамушка, мамуся.

Папа – папочка, папенька, батюшка, тятенька.

Сын – сынок, сынишка, сынуля, сыночек.

Дочка – доченька, дочушка.

Сестра – сестренка, сестричка, сестрица, сестренька.

Дядя – дядюшка, дяденька.

Тетя – тетушка, тетенька.

Крестные – это вторые родители, они заботятся о своих духовных детях, помогают родителям в решении проблем, возникающих у крестников, могут заменить ребенку родителей, если он остался сиротой.

Каждый член семьи несет ответственность за свое поведение, за свою жизнь перед другими членами семьи. В трудную минуту семья всегда поможет в беде.

Родословная – это история семьи, рассказ о своей семье, о своем роде, о своих предках.

О своей семье, своем роде можно рассказать как словами, так и рисунком.

Род – родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка.

Предки – родственники, жившие задолго до нашего рождения (старше прадедушек и прабабушек) .

Обычай – привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции.

Традиции – обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

<p>Вопросы и задания</p>

–Как ты думаешь, что такое семья? (Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.)

–Как ты думаешь, все семьи одинаковые? Если они разные, то чем различаются? (Все семьи разные – бывают большие и маленькие. Люди из разных семей различаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах, в разных квартирах.)

–Какой должна быть семья? Какие слова, определения можно подобрать к слову семья? (Дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, ласковая.)

–Назови имена всех членов твоей семьи.

–Расскажи, какие обязанности имеет каждый член твоей семьи. Расскажи, как ты помогаешь маме по дому. Что входит в твои обязанности?

Какие твои поступки или действия, на твой взгляд, могут обрадовать маму, огорчить, удивить, рассердить?

Правила поведения и общения с окружающими людьми, родными, друзьями, посторонними:

Будь приветлив и доброжелателен к людям.

• Учись понимать эмоциональное состояние другого человека.

• Учись рассказывать близким людям о своих чувствах, выражая их в мимике и жестах.

• Чаще улыбайся, так как улыбка обладает волшебной силой – все плохое превращает в хорошее.

• Учись дружить, мириться и договариваться со сверстниками.

–Обсуди эти правила с взрослыми.

–Объясни, почему нужно следовать этим правилам.

–Нарисуй портреты членов твоей семьи или семейный портрет.

<p>Пословицы</p>

Вся семья вместе – и душа на месте.

Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют.

Русский человек без родни не живет.

Нет лучше дружка, как родная матушка.

Семья ладом полна.

Тема «Опасные предметы»

<p>Размышляем вместе с взрослыми</p>

Каждая семья по-своему создает уют и комфорт в доме, но для всех едины правила соблюдения безопасности и устранения источников опасности, из-за которых ребенок может получить травму.

Необходимо сформировать у дошкольника представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, научить его соблюдать определенные правила, разбирая различные ситуации, объясняя причины категорических запретов.

В беседе с ребенком на эту тему выделите две группы предметов быта:

• предметы, которыми ребенку категорически запрещается пользоваться (спички, кухонная плита и др.) ;

• предметы, которыми ребенка следует научить пользоваться (нож, иголка, ножницы) .

Правилам безопасного обращения с предметами должны неукоснительно следовать сами взрослые, так как личный пример – самый действенный метод воспитания.

<p>О чем рассказать ребенку</p>

–В твоей квартире всегда уютно и красиво, потому что все члены семьи следят за чистотой и порядком в доме. Подумай и объясни выражение «Каждой вещи – свое место».

Если важные и нужные предметы разбросаны где попало, то в доме беспорядок. Каждый предмет имеет свое назначение и тот, кто им пользуется, должен соблюдать правила безопасного обращения. Многие полезные и необходимые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и даже стать причиной беды.

Давай поиграем: я буду называть предметы, а ты – рассказывать о правилах их использования. А если ты не сможешь рассказать о каком-то предмете, мы сделаем это вместе.

–Столовые приборы (нож, вилка) .

–Инструменты (пила, молоток, шило, гвозди) , предметы для рукоделия (игла, ножницы, булавки) .

–Электроприборы (утюг, кофемолка, пылесос, электрочайник) .

<p>Вопросы и задания</p>

–Какие предметы называются «электроприборы»? Назови их.

–Какими электроприборами тебе нельзя самостоятельно пользоваться?

–Для чего в доме нужны розетки? Объясни, почему опасно играть с розеткой.

–Для чего в доме нужна аптечка? Что в ней хранится?

–Как взрослые узнают, какое лекарство находится в том или ином флаконе?

Закончи предложения:

–Мама мелет кофе в… (кофемолке) .

–Белье стирает… (стиральная машина) .

–Яйца для пирога взбивают… (миксером) .

–Сестра гладит белье… (утюгом) .

Правила безопасного поведения дома:

• Порядок в доме поддерживают не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на место.

• Нельзя брать без разрешения взрослых острые, колющие и режущие предметы (ножницы, нож, иголка, гвозди, кнопки и др.) или играть с ними.

• Утюг, пылесос, телевизор, лампы и другие электроприборы нельзя включать без разрешения взрослых, трогать руками провода, вставлять мелкие предметы в розетку.

• Нельзя играть со спичками и зажигалками.

<p>Загадки</p>

Два конца, два кольца, в середине гвоздик. (Ножницы)

Зубы есть, а рот не нужен. (Пила)

У моего Антошки

Только шляпка да железная ножка.

(Гвоздь)

Подробней на сайте ModernLib.ru

Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Наша жизнь содержит много опасностей, и чем быстрее развивается прогресс, тем больше опасностей появляется вокруг. Огромное количество машин на улицах; пожары, сжигающие лесные массивы и целые деревни; новые электроприборы, требующие умений работы на них; высотные здания и стройки, и многое другое, требующее знаний основ безопасности.

Успешному развитию навыков ОБЖ у дошкольников способствует специальная работа, организованная в старшей группе детей.

В своей работе с детьми используем пособия по безопасности К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» в которых в доступной и увлекательной форме представлены правила безопасного поведения детей дома, на городской улице, в лесу, в парке, возле водоёмов.

Наша работа как воспитателя заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать у них навык безопасного поведения, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром. И поэтому мы учим дошкольников понимать при каких условиях среда обитания безопасны для здоровья.

В своей работе мы используем настольные игры, дидактические игры- презентации, занятия, беседы, чтение, наглядность, сюжеты. С детьми повторяем правила безопасности, обыгрываем сложные ситуации. Оборудовали «Центр» ОБЖ.

Проводим работу с родителями по теме и предлагаем им задания, которые дают детям возможность упражняться в навыках безопасного поведения, превращая их в привычки.

В соответствии с современными психолого- педагогическими ориентирами работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности мы составила по блокам;

1. Ребёнок и его здоровье

2. Огонь- друг, огонь- враг!

3. Один дома

5. Дети на дороге

1БЛОК «Ребёнок и его здоровье»

Изучаем свой организм. («Чтобы глаза видели», «Чтобы уши слышали», «Пусть будут здоровы ваши ножки», «Держи осанку», «Чтобы здоровой была кожа, следить за её чистотой надо тоже», «Зубы и уход за ними», «Органы пищеварения») .

Откуда берутся болезни (Запомните детки, таблетки не конфетки», «Витамины в жизни человека», «Полезные и вредные привычки») .

Как беречь здоровье ребёнка («Нас излечит, исцелит добрый добрый доктор Айболит», «Как беречь здоровье ребёнка», «Для чего нужна зарядка», «Чтобы здоровой была кожа следить за её чистотой надо тоже, » «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Чистота – залог здоровья

Итоговое мероприятие («Наши верные друзья»)

«Используем полученные знания в настольных играх, участвуем в спортивных мероприятиях»

Ежедневно делаем зарядку, играем в подвижные игры, а также используем ИКТ с презентацией на тему :»Здоровый образ жизни. »

2 БЛОК «Огонь- друг, огонь – враг! »

Осторожно, огонь! («Спички – причина пожара», «Горючие вещества», «Детские шалости с огнём их последствия», «Лесной пожар», «Чем опасен дым? »

Укротители огня («Тили-бом – тили- бом, загорелся кошкин дом)

Расширить знания детей о профессиях (пожарный, инспектор ППС, водитель, полицейский, спасатель, врач) .

«Пожарный герой – он с огнём вступает в бой»

Правила пожарной безопасности (О правилах важных – пожаро-безопасных», «Знает каждый гражданин этот номер- 01)

Итоговое мероприятие (основные правила пожарной безопасности».

Привлечь родителей к данному вопросу о безопасности.

Оформляем стенды и проводим родительское собрание на тему: «Безопасность детей»

Играем с детьми в настольные игры, в сюжетно- ролевые и в дидактические игры, проводим беседы по иллюстрациям.

Знакомим детей с пожарной машиной и бригадой МЧС и проводим дидактические игры презентации на темы: «Внимание! Опасность, «Азбука безопасности. » Заучиваем стихотворение (Л. Зильберга)

Сам не справишься с пожаром,

Этот труд не для детей.

Не теряя время даром,

Подробней на сайте nsportal.ru

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1892

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

МОСКВА

Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества.

Основная цель образовательной области «Безопасность» - подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде. В школах с первого класса введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». В дошкольных учреждениях всё больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения.

Обезопасить себя и детей от многих проблем, можно при условии постоянной заботы о безопасности.

Напомним, что фактор безопасности складывается из нескольких составляющих:

  • Оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность) ;
  • Сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность) ;
  • Сохранять нравственное, морально-психологическое благополучие и формировать уверенность и защищенность человека (социальная и психологическая безопасность) .

Говоря о безопасности ребенка дошкольного возраста, необходимо учитывать следующие его особенности:

  • Стремление ребенка к самостоятельности («я сам») и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
  • Недостаточный опыт (или его отсутствие) поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности и др.

Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка-дошкольника:

  • Опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые) ;
  • Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице) ;
  • Опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге;
  • Опасности на природе.

Мы уверены: если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, этих опасностей можно избежать.

Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы) ; сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь ребенку выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.

Мы предлагаем несколько разделов для бесед с детьми. В содержании каждого раздела выделены темы, которые мы считаем основными (обязательными) , но педагоги могут разработать дополнительные темы с учетом специфики группы:

  1. Безопасность собственной жизнедеятельности:

- «взаимная забота и помощь в семье»;

- «опасные предметы»;

Подробней на сайте nsportal.ru

Формирование основ безопасности согласно ФГОС

31 марта 2015 г.

Безопасность ребенка - это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.

Основными целями и задачами формирования у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности, а также безопасности окружающего мира являются:

  • Формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
  • Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Цели, задачи и содержание обучения трансформируются в зависимости от возрастной группы.

Основные задачи по формированию основ безопасности в разных группах детского сада:

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Безопасное поведение в природе:

  • Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить, не рвать и не брать в рот растения и пр.) .

Безопасность на дорогах:

  • Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге;
  • Знакомить с некоторыми видами транспорта.

Безопасность собственной жизнедеятельности:

  • Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами;
  • Знакомить с понятиями «можно - нельзя», «опасно»;
  • Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.) .

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Безопасное поведение в природе:

  • Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе;
  • Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.) .

Безопасность на дорогах:

  • Расширять ориентировку в окружающем пространстве;
  • Знакомить детей с правилами дорожного движения;
  • Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора;
  • Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого) ;
  • Знакомить с работой водителя.

Безопасность собственной жизнедеятельности:

  • Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.) ;
  • Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку) ;
  • Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот) ;
  • Развивать умение обращаться за помощью к взрослым;
  • Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Безопасное поведение в природе:

  • Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы;
  • Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе;
  • Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения»;
  • Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

Безопасность на дорогах:

  • Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности;
  • Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения;
  • Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского;
  • Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», Машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус) ;
  • Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», Остановка общественного транспорта»;
  • Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Безопасность собственной жизнедеятельности:

  • Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр;
  • Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья;
  • Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.) ;
  • Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож) , ножницами;
  • Знакомить с правилами езды на велосипеде;
  • Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения в и правилах поведения при пожаре.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Безопасное поведение в природе:

  • Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе;
  • Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру;
  • Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга) , с правилами поведения при грозе;
  • Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах х насекомых.

Безопасность на дорогах:

  • Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар) , о движении транспорта, о работе светофора;
  • Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети;
  • Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов;
  • Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Безопасность собственной жизнедеятельности:

  • Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.) ;
  • Расширять знания об источниках опасности в быту и закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами;
  • Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения - МЧС Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03»;
  • Формировать умение обращаться за помощью к врослым;
  • Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес и телефон.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Безопасное поведение в природе:

  • Продолжать знакомить с правилами поведения на природе;
  • Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенных в нее;
  • Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.

Безопасность на дорогах:

  • Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект»;
  • Продолжать знакомить с дорожными знаками - предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными;
  • Расширять представления детей о ГИБДД;
  • Воспитывать культуры поведения на улице и в общественном транспорте;
  • Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

Безопасность собственной жизнедеятельности:

  • Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита и пр.) ;
  • Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности;
  • Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «один дома», «потерялся», «заблудился»;
  • Формировать умения обращаться к взрослым за помощью;
  • Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи;
  • Закреплять умения называть необходимые данные о себе.

Ниже представлено на практическом примере, как можно решить некоторые из поставленных выше задач.

Тема «Дорожные знаки»

Размышляем вместе с взрослыми

Научить ребенка различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки, - непростая задача. Используйте интерес детей (особенно мальчиков) к автомобилям для организации тематических игр, в которых ребенок берет на себя роль водителя. В процессе совместной игры ненавязчиво сообщайте ребенку новые интересные сведения.

Можно увлечь дошкольника изготовлением дорожных знаков из цветной бумаги с помощью ножниц и клея.

Поиграйте с ребенком в игру «Путешествие на машине за город», познакомьте его со знаками сервиса и объясните, как важны они для водителя и для пассажиров на незнакомой дороге. Подробно обсуждайте и комментируйте «встречающиеся на дороге» знаки.

О чем рассказать ребенку

- Как ты думаешь, для чего придуманы дорожные знаки? Назови дорожные знаки, которые ты знаешь. Как они выглядят?

Где устанавливаются?

По улицам помимо машин движутся автобусы, троллейбусы и трамваи. Существуют специальные знаки, которые указывают места их остановок.

Вот знак: красный круг, внутри которого изображен идущий человек, перечеркнутый красной линией. (Показ иллюстрации.) Он называется «Движение пешехода запрещено». Объясни, как ты понимаешь значение этого знака.

Как правило, этот знак устанавливается на строительных площадках, куда посторонним заходить опасно. В этих местах ездят тяжелые самосвалы, работают экскаваторы; можно не заметить и провалиться в глубокую яму (котлован) или угодить в какой-нибудь горячий раствор.

Вот еще один знак: в синем круге изображен велосипед. (Показ иллюстрации.) Как ты думаешь, что он может означать? Этот знак называется «Велосипедная дорожка». По этой дорожке нельзя ездить автомобилям.

А вот пешеходы при отсутствии тротуара могут ходить по этой дорожке.

Есть дорожные знаки, которые относятся к знакам сервиса (обслуживания) Попробуй самостоятельно определить, что означает каждый знак.

Знак «Пункт первой медицинской помощи» - информирует о том, что неподалеку располагается медицинский пункт.

Знак «Пункт питания» - информирует о том, что неподалеку находится телефон и можно позвонить.

Знак «Место отдыха» - говорит о том, что неподалеку есть место, где можно остановить машину и отдохнуть.

Чтобы сделать занятие еще интереснее, можно использовать различные загадки и стихотворения.

Загадки, стихотворения

Читать далее parta1.com

Другие статьи по теме:

  • Основы безопасности детей дошкольного возраста

    Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста (Из опыта работы) Краткая аннотация: Благодаря моей заинтересованности, я стала углубленно заниматься проблемой пожарной безопасно...

  • Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. «С...

  • Безопасность жизнедеятельности дошкольников

    «Наша безопасность в наших руках». Из опыта работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываю...

  • Программа стеркиной основы безопасности детей дошкольного возраста

    Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» для ДОУ авторов Авдеевой Н. Н., Князевой...

  • Программа основы безопасности детей дошкольного возраста

    Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» для ДОУ авторов Авдеевой Н. Н., Князевой...

  • Стеркина основы безопасности детей дошкольного возраста

    Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» для ДОУ авторов Авдеевой Н. Н., Князевой...

  • Безопасность дошкольников

    Консультация для родителей «Безопасность дошкольников» Все мы - педагоги, родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? » Реб...

  • Авдеева стеркина основы безопасности детей дошкольного возраста

    Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» для ДОУ авторов Авдеевой Н. Н., Князевой...

  • Формирование патриотических чувств у дошкольников

    План самообразования воспитателя «Формирование патриотических чувств у дошкольников» Тема: Формирование патриотических чувств у дошкольников. Цель: изучить пути, средства и методы патриотического...

  • Формирование зож у дошкольников

    Проект «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через интеграцию образовательных областей» ВВЕДЕНИЕ Актуальность проекта. Здоровье нации является одним из главнейших показателей ее бла...

  • Формирование здорового образа жизни у дошкольников

    Проект «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через интеграцию образовательных областей» ВВЕДЕНИЕ Актуальность проекта. Здоровье нации является одним из главнейших показателей ее бла...

  • Формирование личности дошкольника

    Формирование социальной личности через нравственно-патриотическое воспитание качеств дошкольника «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце мал...

  • Пожарная безопасность для дошкольников

    Правила пожарной безопасности для дошкольников «Осторожно — Огонь!» Добрый день, коллеги. Хочу предложить вашему вниманию свою первую презентацию на тему "Осторожно - ОГОНЬ! ". «Осторожно – ОГОНЬ...

  • Формирование элементарных математических представлений у дошкольников

    Пути формирования элементарных математических представлений у дошкольников «Пути формирования элементарных математических представлений у дошкольников! » Развитие элементарных математических пред...