Формы физического развития детей дошкольного возраста

Формы и методы работы по физическому развитию детей дошкольного возраста. Утренняя гимнастика для возрастных групп детсада

В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика и в этой группе начинается с построения в колонну по одному или в одну шеренгу. Повороты направо, налево, кругом чаще используется в старших группах.

Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную; со средней группы обычно перестраивают в колонну по три, по четыре. При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку.

В начале утренней гимнастики часто дается ходьба на месте (обычная, с высоким подниманием колен). Это помогает организовать детей, сосредоточить их внимание.

Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, па носках, пятках, краях стоп. Такое сочетание повторяется 68 раз.

Полезно менять скорость ходьбы от медленной до быстрой, от быстрой до медленной (с ускорением и замедлением) .Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, ритмично размахивали руками, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбы.

При проведении ходьбы с высоким подниманием колен используется имитация («лошадки», «цапли», «ходьба по глубокому снегу») .

Бег на утренней гимнастике в младших группах сначала проводится стайкой, врассыпную, а потом в колонке по одному, как на месте, так и с продвижением в разных направлениях.

Перед общеразвивающими упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой. После же выполнения общеразвивающих упражнений бег проводится в более быстром темпе для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Чередование бега с ходьбой повторяется 23 раза.

Продолжительность бега без перерыва постепенно увеличивается: для младшего возраста она составляет 1020 с, для среднего 2025 с, для старшего 2530 с, для детей 6 лет 3040 с (эти нормы могут быть изменены в зависимости от состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности детей). Воспитатель следит, чтобы в помещении, на площадке с твердым грунтом дети бегали на носках, поднимая выше колени.

В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков: прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, и др.) ; перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики) ; Для детей старшего возраста общее количество прыжков на утренней гимнастике можно довести до 2530. В младших группах при прыжках применяется имитация («зайчики», «мячики») .

Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности: сначала даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса, после этого целесообразны упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.

В конце гимнастики, после бега в чередовании с прыжками и ходьбой, могут выполняться упражнения для плечевого пояса и рук, которые помогают успокоить организм.

Упражнения для крупных мышц (особенно в старшем возрасте) сочетают с движениями для мышц шеи, кистей, пальцев рук и стопы. Например, приподнимании рук вверх рекомендуется одновременно сжимать кисти в кулаки и разжимать их.

Количество общеразвивающих упражнений и их дозировка увеличиваются с возрастом детей, по мере улучшения физического развития и физической подготовленности. Для детей первой младшей группы рекомендуются 34 упражнения; для второй младшей 4 и средней 45; для старшей 56; для подготовительной к школе 68. В первой и второй младших группах упражнения повторяются 45 раз; в средней 56 раз; в старшей 68 раз; в подготовительной к школе 810 раз. При этом упражнения для рук и плечевого пояса повторяются больше раз (810) ; а более трудные для мышц живота, спины 46 раз.

Упражнения могут выполняться в разном темпе, например: сначала 23 раза в среднем темпе, потом 34 раза в быстром, потом 23 раза в медленном. Это увеличивает физическую нагрузку на организм, способствует развитию быстроты, увеличивает интерес детей к занятию.

Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (ка спине, животе). Исходные положения лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличивать напряжение отдельных мышц. Поэтому на утренней гимнастике рекомендуется пользоваться стульями, гимнастическими скамейками для выполнения упражнений из исходных положений сидя.

Упражнения для рук и плечевого пояса детьми младшего возраста выполняются из исходного положения узкая стойка ноги врозь, а старшего основная стойка, сомкнутая стоика.

Упражнения для мышц туловища в младшем возрасте проводятся из исходного положения узкая стойка ноги врозь, стойка ноги врозь, а в старшем стойка ноги врозь, широкая стойка ноги врозь.

В упражнениях для ног в младшем возрасте используется узкая стойка ноги врозь, а в старшем основная стойка.

При проведении общеразвивающих упражнений с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу.

В старшем возрасте больший объем занимают общеразвивающие упражнения без предметов.

В младших группах воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми. В средней группе он сначала называет упражнение, кратко объясняет его (если нужно, показывает, а затем подает команду для исходного положения и выполнения. При объяснении внимание детей фиксируется на наиболее трудных элементах упражнения. Если ошибки все же возникают, то указания к их исправлению даются в ходе выполнения упражнения. Указания должны быть направлены на уточнение представления об элементах упражнения и способствовать правильному их выполнению. Этому помогает сочетание счета со словами, обозначающими элементы техники, или даже замена счета конкретными словами (например, вместо «раз» воспитатель говорит:«Присели, спина прямая»).

Воспитатель должен продумать, когда он при повторении упражнения будет применять счет, а когда заменит его словами, уточняющими представление о данном элементе техники. Целесообразное чередование счета, слов (указаний) и других сигналов (движение руки вниз «присели», вверх «выпрямились» в упражнении «приседание») способствует тому, что дети более правильно и с большим интересом выполняют движение.

В старшем возрасте дети могут выполнять упражнение по названию, но иногда и в старшей группе воспитатель делает упражнение вместе с детьми. Это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм. Следуя действиям воспитателя, дети уточняют представление о технике движения и стараются исправить ошибки. Но такое совместное выполнение упражнения целесообразно только в том случае, когда воспитатель видит всю группу и может наблюдать за действиями детей и их поведением (при наклонах в стороны, при приседаниях и др.) . Иногда впереди группы ставят ребенка, который правильно делает упражнения.

Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста) .

При выполнении общеразвивающих упражнений используется имитация во всех возрастных группах. Для детей младшего возраста комплексы построены в сюжетной форме и на одном образе («птички», «бабочки», «часики», «самолеты» и др.) . Указания даются детям соответственно подобранному образу (например, «воробышки полетели»). Во второй младшей группе дети подражают разным образам в одном комплексе. В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, а в старшей для выполнения отдельных элементов упражнения.

В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.

При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания.

Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку исогласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.

Особенности методики проведения утренней гимнастики на площадке. Весной и летом, как правило, утренняя гимнастика проводится с детьми всех возрастных групп на участке. Воспитатель в зависимости от погоды подбирает упражнения и регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп выполнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма.

Поздней осенью и зимой утренняя гимнастика может проводиться на участке с детьми, наиболее физически подготовленными и закаленными. Упражнения подбираются с учетом температуры, одежды и выполняются в более энергичном темпе. Особенно тщательно надо следить за тем, чтобы дети не охлаждались.

Особенности методики проведения утренней гимнастики в смешанной группе. Если дети в группе резко отличаются по возрасту (от 23 до 67 лет, то утреннюю гимнастику проводят отдельно с каждой подгруппой.

Если разница в возрасте между детьми небольшая (например, дети 5 и 6 лет, то утреннюю гимнастику можно проводить одновременно со всеми. При перестроении старшие дети помогают младшим выполнить задание. В ходьбе старшим детям даются более сложные задания (например, поставить руки к плечам).

Общеразвивающие упражнения подбираются такие, чтобы они были доступны обеим подгруппам, и все дети одновременно начинают их выполнять. Затем дети младшего возраста отдыхают, а старшие продолжают выполнять упражнение еще несколько раз в более быстром темпе. Когда даются бег и прыжки, то для детей старшего возраста увеличивается дозировка.

www.maam.ru

Инновационные формы физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста

Инновационные формы физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста

Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Состояние здоровья детей далеко не соответствует ни потребности, ни потенциальным возможностям нашего общества.

МБДОУ детский сад работает над проблемой, здоровьесбережения детей на протяжении нескольких лет. Модель сохранения детского здоровья "Здоровьесберегающие технологии в детском саду" включает в себя комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных мероприятий на разных возрастных ступенях и осуществляется на трех уровнях:

1. Организационно-методическом (направленность образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование). Осуществляется через изучение программ; работу методического объединения воспитателей ДОУ, где изучается опыт работы дошкольных учреждений района, города; через самообразование педагогов.

2. Воспитательно-образовательном (оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса: учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов; валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка; учет его индивидуальных особенностей и интересов; представление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка). В основе всей воспитательно-образовательной работы лежат еженедельные оздоровительные, интегрированные музыкальные и физкультурные занятия; партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня; в структуру оздоровительных занятий вплетены различные виды деятельности (дыхательные и двигательные упражнения, элементарные массажи, пальчиковые и подвижные игры, ритмические танцы, творческая импровизация) ; диагностика (первичная, текущая, контрольная) ; физкультурные досуги и развлечения, праздники и дни здоровья; занятия разных форм; участие в спартакиадах и соревнованиях; знакомство с разными видами спорта; внедрение новых форм работы по физическому развитию: использование новых подходов и методик по физическому воспитанию девочек и мальчиков (половое воспитание, оздоровительно-игровой "час", "час" двигательной активности, динамический "час".

3. Взаимодействие с семьей (разработка и реализация единых подходов к физическому воспитанию и оздоровлению детей) через: родительские собрания, семинары-практикумы, родительский клуб "Здоровые дети"; привлечение родителей к участию в конкурсах, совместных праздниках и развлечениях; выпуск газеты "Семейная академия".

В результате систематической планомерной работы наблюдается: повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей; овладение детьми навыками здорового образа жизни; скоординирована работа педагогического и медицинского персоналов по комплексному оздоровлению детей в ДОУ; введен оптимальный режим оздоровительных мероприятий и активного отдыха детей; сформировано осознанное отношение детей и их родителей к состоянию собственного здоровья, как основному фактору успеха.

www.maam.ru

Физическое воспитание детей дошкольного возраста - Страница 24

Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства.

А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Одной из сторон развития личности является физичес­кое развитие это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания.

В узком смысле - это антропометрические показатели – рост, вес, увеличение объема легких и др.

В широком смысле, к изменениям антропометрических показателей добавляется совершенствование физических качеств: быстрота, ловкость и др.

Физическое развитие непосредственно связано со здоровьем человека.

Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.

Устав всемирной организации здравоохранения утверждает, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, духовное и социальное благополучие.

Охрана здоровья детей, его укрепление составляют пред­мет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здо­ровье. Взрослые создают благоприятную материальную сре­ду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п.

Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического вос­питания.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на охрану и укрепление здоровья ребенка, формирование двигательных навыков и физических качеств, а так же на освоение культурно-гигиенических навыков и умений. Таким образом, физическое воспитание создает условия для физического развития ребенка.

Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни. Цель определяет задачи физического воспитания.

Задачи физического воспитания формулировались разными авторами, например, такими как Ю. К. Бабанский, В. И. Логинова, Г. В. Хухлаева и др.

Читать далее otveti-examen.ru

Средства, особенности физического воспитания

Средства физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

К числу основных средств физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста относятся физические упражнения.

В грудном возрасте применяются пассивные и пассивно-активные упражнения, выполняемые с помощью взрослых в сочетании с массажем и воздушными ваннами. Ползание, подготовительные упражнения к ходьбе, катание и бросание мячей.

Для дошкольников 5-6 лет используются:

  • общеразвивающие упражнения с предметами и без них;
  • различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазание;
  • строевые упражнения: построения, перестроения, повороты;
  • танцевальные упражнения;
  • подвижные игры;
  • упрощенные формы спортивных упражнений: катание на санках, коньках, велосипеде, самокате, передвижения на лыжах, купание (включать с пятилетнего возраста) ;
  • естественные силы природы;
  • гигиенические факторы (соблюдение режимов сна и питания, двигательной активности и отдыха) .

Формы физического воспитания с детьми раннего и дошкольного возраста.

Основными формами занятий физическими упражнениями являются: утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, физкультминутки, подвижные игры, физкультурные праздники, самостоятельные занятия.

Утренняя гимнастика проводится после трех лет – ежедневно. Включает в себя комплексы, состоящие из естественных видов движений. Для первой младшей группы длительность до 5 минут, для подготовительной к школе группы – 12-15 минут.

Занятия по физической культуре. Это основная форма работы с детьми дошкольного возраста.

Занятия состоят из трех частей: вводной, основной, заключительной.

В вводной части применяются упражнения в ходьбе, беге, танцевальные упражнения. В основной части используются общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижные игры.

В заключительной части используются спокойная ходьба и малоподвижные игры. Занятия проводятся с 3 до 6 лет не реже двух раз, длительностью 20 минут, в подготовительной к школе группе – 3 раза в неделю по 35 минут.

Физкультминутка применяется в старшем дошкольном возрасте на занятиях по рисованию, развитию речи и др. Она используется с целью предупреждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности и включает 2-3 упражнения продолжительностью 2-3 минуты.

Подвижные игры занимают в жизни детей активное место, проводятся ежедневно во время прогулок. Они увеличивают двигательную активность, воспитывают нравственно-волевые качества. Используются творческие, сюжетные и элементарно – спортивные игры.

Физкультурные праздники проводятся 2 раза в год в старшей и подготовительной к школе группах. Назначением их является демонстрация детьми результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Самостоятельная деятельность детей строится по их желанию и инициативе.

Она проводится под наблюдением и при участии воспитателя и направлена на активизацию двигательной деятельности и формировании привычки к регулярным самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Особенности методики направленного использования физической культуры.

Методика использования физической культуры определяется возрастными особенностями и двигательными возможностями, условиями проведения занятий:

  • Упражнения предлагаются в предельно конкретной форме в виде заданий («добеги до флажка») ;
  • Использование образных заданий, имитаций(«бежим тихо, как мышки») ;
  • Применение упражнений с предметами (мячами, палками) ;
  • Обучение основным жизненно важным действиям происходит от простого к сложному.

Физическое воспитание как педагогический процесс

1. Определение понятий «физическое развитие», «физическое образование», «физическое совершенство»

Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма.

Различают два вида физического развития:

1. Естественное физическое развитие, протекающее по биологическим законам. На протяжении жизни человека последовательно сменяются различные периоды развития – внутриутробный, первые годы жизни, детский, подростковый, юношеский, период зрелости и старения.

2. Управляемое физическое развитие, - т.е. изменение форм и функций организма под действием физических упражнений. Управляемое физическое развитие бывает прогрессивное и регрессивное.

Прогрессивное физическое развитие – улучшение форм и функций организма человека под действием физических упражнений. Регрессивное физическое развитие – ухудшение форм и функций организма под воздействием физических упражнений.

Существует три показателя физического развития:

  • Антропометрические данные (длина тела, масса тела, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения) .
  • Уровень здоровья.
  • Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости) .

Физическое образование – это процесс вооружения человека знаниями, умениями и навыками.

Физическое совершенство – это наилучшее физическое состояние и наилучшая физическая подготовленность к жизни, труду. (Это прежде всего здоровый человек, физически разносторонне подготовленный и т.д.)

2. Физическое воспитание – педагогический процесс

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а также на развитие физических способностей человека.

Для физического воспитания свойственны общие признаки педагогического процесса:

1. Учет индивидуальных особенностей занимающихся;

2. Конкретная постановка решаемых задач;

3. Формирование личности занимающегося.

В физическом воспитании выделяют две специфические стороны:

1. Воспитание физических качеств. Под влиянием физических упражнений происходит развитие организма.

2. Формирование двигательных умений и навыков (физическое образование) .

Отличительной особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совместно которые в решающей мере определяют его физическую дееспособность.

Физическое воспитание наряду с нравственным, умственным, трудовым, эстетическим воспитанием является составной частью и одной из сторон воспитания личности человека.

Наличие трех сторон: обучения, развития, воспитания дает возможность утверждать, что физическое воспитание является педагогическим процессом.

3. Задачи физического воспитания.

В процессе физического воспитания решаются следующие задачи:

1. Оздоровительные. К оздоровительным задачам относится оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку; укрепление и сохранение здоровья; в том числе и закаливание организма; сохранения высокого уровня общей работоспособности на долгие годы.

2. Образовательные. К образовательным задачам относится формирование жизненно важных двигательных навыков и умений; формирование спортивных двигательных навыков и умений.

3. Воспитательные. Задачи по формированию личности человека: содействие развитию нравственных качеств, развитию интеллекта.

  • Меню

Подробней на сайте biofile.ru

Формы воспитания детей – классификация, особенности

Формы воспитания детей по методу воздействия можно разделить на:

  • Практические – в виде походов, конкурсов, субботников, экскурсий и др;
  • Словесные – сборы, встречи, конференции, линейки, радиожурналы и др;
  • Наглядные – выставки, витрины, стенгазеты, стенды, музеи и др.

Педагог может воздействовать на дошкольников переживанием, словом, игрой, работой или психологическими упражнениями.

Формы физического воспитания детей

Физическое воспитание – очень важный компонент развития ребенка. Физкультура укрепляет здоровье детей, также через физическую активность можно достигать педагогические цели.

Формы физического воспитания детей дошкольного возраста можно разделить на:

  • Физкультминутки между занятиями;
  • Занятия на свежем воздухе во время прогулки;
  • Подвижные игры;
  • Закаливание в сочетании с физическими упражнениями;
  • Индивидуальную работу с ребенком;
  • Активный отдых дошкольников;
  • Экскурсии и походы.

Любая форма воспитания детей дошкольников преследует сразу несколько целей – укрепить их костно-мышечную систему и сделать более сильными, научиться выполнять указания педагога. Благоприятное воздействие физкультура также оказывает на скорость мыслительной работы детей, улучшается их память, воображение, внимание и координация.

Форма и содержание физкультурных упражнений взаимосвязаны. Если требуется провести познавательное мероприятие с элементами физических упражнений, то лучше сделать это на занятии во время прогулки на свежем воздухе.

Важно составлять физкультурные занятия в соответствии с особенностями психологического развития ребенка в данном возрасте, а также его возможностями выполнять некоторые виды упражнений.

Детей заинтересуют увлекательные и веселые упражнения, а положительные эмоции – основное условие для обучения их движениям. Заинтересованность повышает физическую активность даже у малоподвижных и инертных детей. Важно использовать на занятиях физкультурой те формы воспитания, которые будут интересны дошкольнику.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Поделиться:Добавить комментарийЗнаете ли вы, что:

Американские ученые провели опыты на мышах и пришли к выводу, что арбузный сок предотвращает развитие атеросклероза сосудов. Одна группа мышей пила обычную воду, а вторая – арбузный сок. В результате сосуды второй группы были свободны от холестериновых бляшек.

Читать далее www.neboleem.net
Опыт работы: "Гендерный подход в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы: "Гендерный подход в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста"

Идеи гендерного воспитания прослеживаются на протяжении всего исторического развития общества. У каждого народа существовали свои неповторимые системы воспитания подрастающего поколения. В связи с различными ролевыми функциями в обществе почти всегда воспитание мальчиков и девочек было различно.

Вопрос о природе различий в развитии двигательных функций мальчиков и девочек дошкольного возраста так же представляет большой интерес. Ученые О. Недригайлова, Ц. Какабадзе, В. Урицкая, Н. Шишниашвили, И. Попов пришли к выводу, что в период дошкольного детства мальчики превосходят девочек в уровне развития основных движений и физических качеств и считают, что подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек не должен быть одинаковым.

Ученые С. Ярнесакс, Э. Ю. Пээбо, Э. С. Вильчковский выявили, что в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры) . Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой.

Физическая культура в дошкольных учреждениях была и остается базовой образовательной областью дошкольного образования и выступает как одна из главных составляющих целостного и разностороннего развития ребенка. В основе физического воспитания лежит игровая деятельность, стремление «быть лучше, чем все» создаёт мотивы достижения успеха, способности осознавать свои достоинства и недостатки.

Эмоции успеха у дошкольника имеют огромную силу, способствуют развитию уверенности, формированию характера, личности. В игровой, подвижной деятельности дошкольник легко перевоплощается в определённую роль, подражает предлагаемым образцам.

Актуальность опыта работы

Мир, в котором живёт современный ребёнок, существенно изменился. «Обмен» социальными ролями между мужчинами и женщинами, «кризис» семьи, изменение образа жизни семьи – это факторы, влияющие на эмоциональное, физическое и душевное благополучие ребёнка. Развивать здорового ребёнка - эта задача для меня сегодня стала основной задачей моей работы. На сегодняшний день в современной дошкольной образовательной системе нет специальных методических разработок в области физической культуры по гендерному воспитанию детей.

Мною разработана система работы по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста на основе гендерного подхода, направленная на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе на их эмоциональное благополучие.

Цель опыта работы: повышение качества физического развития, всестороннее гармоничное развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста с учетом половых особенностей.

Задачи опыта работы:

1. Формировать соответствующего полу поведение мальчиков и девочек на занятиях физической культуры и в самостоятельной двигательной деятельности.

2. Развивать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и взаимоподдержки между мальчиками и девочками.

3. Способствовать развитию творчества, самостоятельности, инициативы в двигательных действиях, осознанного отношения к ним, способности к самоконтролю и самооценке.

4. Воспитывать положительные нравственно-волевые качества личности ребенка, в соответствии с принадлежностью к полу.

5. Воспитывать чувство гордости за свою половую принадлежность.

6. Повышать знания родителей в области полоролевого воспитания мальчиков и девочек.

7. Развивать социальное партнерство с учреждениями спорта по сохранению и укреплению здоровья детей, их физическому развитию и формированию основ здорового образа жизни.

Новизна и практическая значимость опыта работы выражается в том, что разработанная система, опирается на нетрадиционные (построенные на гендерных особенностях и различиях) подходы физического развития детей старшего дошкольного возраста, позволяющие учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей и осуществлять формирование полоролевого поведения: мужественности у мальчиков и женственности у девочек, не нарушая при этом ход становления личности, заложенный природой ребенка. Система работы дает возможность дополнить традиционную систему физического развития детей старшего дошкольного возрасти придать ей направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.

Система работы рассчитана на два года.

Режим образовательной деятельности: 1 раз в неделю.

Длительность образовательной деятельности: в старшей группе -

20-25 минут, в подготовительной группе - 25-30 минут.

Система работы прошла успешную апробацию на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №28 «Чебурашка» ст. Староминской Краснодарского (2011-2013 гг.) .

Принципы опыта работы:

В основу разработки содержания опыта работы по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста на основе гендерного подхода положены принципы ФГОС дошкольного образования:

- полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста) , обогащение (амплификация) детского развития;

? построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;

? содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

? поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

? сотрудничества с семьёй;

? возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) .

Модель образовательного процесса по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста на основе гендерного подхода

Традиционная система физического воспитания в детском саду, не предлагает учитывать половые особенности дошкольников в системе физического воспитания, различия лишь существуют в нормативах диагностики физической подготовленности для мальчиков и девочек.

Разрабатывая и внедряя систему работы по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста на основе гендерного подхода мне было важно понять, что есть возможность рассматривать вопросы физического развития девочек и мальчиков с учетом их индивидуальных особенностей и двигательных предпочтений и формировать соответствующее полу ролевое поведение.

В начале работы провела дооснащение физкультурного зала необходимым оборудованием (мною были выделены особенности использования спортивного инвентаря и оборудования детьми старшего дошкольного возраста с учетом интереса пола) , подобран (согласно двигательным предпочтениям мальчиков и девочек) спортивный инвентарь в спортивном уголке.

Опыт работы: "Гендерный подход в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста" :: Сайт инструктора по физической культуре МБДОУ-ДСКВ № 28 "Чебурашка" станица Староминской Староминский района

Годовая работа строится в три этапа:

I – этап – мотивационный. Цель: вызвать интерес к занятиям, закрепить желание заниматься, повысить активность, развивать положительные эмоции как стимул к деятельности.

II – этап – функциональный. Цель: освоение новых движений, развитие определённых навыков и качеств.

III – этап – итогово-соревновательный. Цель: достижение определённых результатов.

Система работы состоит из двух блоков:

I блок"Вместе занимаемся, растем и развиваемся"- занятия гендерного типа на основе дифференцированного подхода, которые не подразумевают деление детей на подгруппы, занятия проводятся со всей группой, но имеют ряд методических приемов.

Читать далее stsport-vsem.ru

УСЛОВИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бертаева Айжан

Казахский национальный педагогический университет имени Абая, магистрант 2 курса специальности Педагогика и психология,

Казахстан, г. Алматы

aijan_708@mail.ru

К.психол.н, доцент кафедры психологии и специального образования Каз НПУ им. Абая. Абдрахманова Р. Б.

Аннотация.Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности. Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требование научно обоснованной программы комплекса физического воспитания, усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности.

Ключевые слова: условия, физическое развитие, дошкольный возраст, дети, задачи дошкольного воспитания.

Abstract. The most important task of defining the special importance of physical education as a basis for comprehensive development is the formation of healthy, strong, tempered, cheerful, responsive, proactive child fluent in their movements loving sports and exercises the ability to learn in school and to actively follow creative activity. Getting to know the laws and taking into account the potential of the child each age period, the theory of physical education requirement provides science-based program of physical education complex, the assimilation which provides children with the necessary level of physical fitness.

Keywords: conditions, physical development, preschool age children, the problem of preschool education.

Современные условия жизни способствуют уменьшению двигательной активности детей. В последнее время, педагогов дошкольных учреждений волнует не только низкая двигательная активность, но и состояние здоровья детей. Перед дошкольным образованием стоят задачи охраны и укрепления здоровья детей , а также использование новых форм по организации кружковой деятельности по физическому воспитанию в дошкольном учреждении.

УСЛОВИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни .

О значении физического воспитания говорится в трудах выдающихся педагогов: Я. А. Коменского, Е. А. Покровского, П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко.

Многие исследователи (З. Л. Венкова, Т. Э. Токаева, В. Г. Алямовская, Ю. Ф. Змановский, Т. И. Осокина) отмечают, что потребность в движении составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Ещё одним действенным методом повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы детских образовательных учреждений, по мнению В. Г. Алямовской, Н. Ефименко, К. К. Утробиной является внедрение новых педагогических технологий.

Важность целенаправленности организации работы по физическому воспитанию отмечали такие ученые, как Ю. Ф. Змановский, В. А. Кудрявцева, В. Г. Алямовская, А. А. Ухтомский, Н. А. Бернштейн, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн.

Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

В соответствии с возрастными особенностями задачи физического воспитания в этом периоде сводятся к следующему:

1. обеспечить нормальное физическое развитие, охрану и укрепление здоровья ребенка;

2. постепенно закаливать организм и повышать его сопротивляемость влиянием внешней среды;

3. развивать умение выполнять основные движения, а в дальнейшем формировать основные двигательные навыки (в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании) ; постепенно развивать ловкость, согласованность движений;

4. путем различных коллективных действий содействовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности.

Главным условием физического развития дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста. До сих пор теория и методика дошкольного воспитания являлась переложением теории и методики физической культуры и приспособлением ее положений к физическому воспитанию дошкольников. Однако разработка самих методов невозможна без знаний характера развития основных физических качеств в зависимости от многих факторов, но особенно от двигательной активности и соматотипа ребенка .

Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной научной разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста.

Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленной и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку . Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Следующим важным условием считаем, психофизиологические особенности детей дошкольного возраста, т.е. возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, и подготавливается "переход ребенка к новой высшей ступени его развития" . Уровень и динамика развития физических качеств, а также моторики детей 4-6 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей организма для дальнейшего совершенствования процесса физического воспитания дошкольников.

Четвертым условием физического развития детей дошкольного возраста является – творчество, а в частности двигательное творчество. Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования.

Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции. Создавать новые сюжетные линии, новые формы движений. Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач .

Еще одним важным условием считаем единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания. Так как, обучение является составной частью целостного педагогического процесса, направленного на формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В физическом воспитании обучения движениям осуществляется путем непосредственного руководства воспитателя и самостоятельной деятельности детей под его наблюдением. В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирования его практических, двигательных навыков. Обучение движениям оказывают целенаправленное влияние на внутренний мир ребенка, его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества; двигательные действия, выполняемые детьми, полезны для здоровья и общего физического развития.

В процессе воспитания двигательных действий, учитывая психофизиологические особенности развития ребенка, опираясь на его возможности, взрослый последовательно ставит перед ним новые двигательные программы. Конкретно это выражается в постепенно повышающихся требованиях программы физического воспитания, направленных на формирование двигательных навыков и физических качеств.

Усвоение нового требует от ребенка определенных физических и психических усилий, преодоление трудностей. В каждом отдельном случае новое программное требование является противоречивым по отношению к реальному уровню развития движений, к уже достигнутым двигательным умениям и навыкам. Преодоление этого противоречия и составляет движущую силу развития.

Обучение требует у ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти:

- эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик;

- образной – при восприятии наглядного образца движений воспитателя и выполнения упражнений детьми;

- словесно-логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательность выполнения всех элементов упражнения, содержания и действия в подвижной игре и самостоятельного их выполнения;

- двигательно-моторной - в связи с практическим выполнением упражнений самими детьми;

- произвольной, без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.

Таким образом, в процессе обучения движения у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и в связи с этим целенаправленность, организованность. Все это во взаимосвязи является осуществлением комплексного подхода к процессу обучения, который содействует формированию всесторонне развитой личности.

Для понимания роли физического воспитания в физическом развитии человека чрезвычайно существенно, что физическое развитие - не только естественный, но и социально обусловленный процесс.

Это естественный процесс, поскольку он развертывается на природной основе, передаваемой по наследству, и подчиняется естественным законам. К ним относятся:

закон взаимодействия наследственных тенденций развития и тенденций, определяемых условиями жизни;

законы взаимообусловленности функциональных и структурных изменений (их единство и ведущая роль функциональных изменений по отношению к морфологическим) ;

постепенность и возрастная сменяемость периодов развития (периоды поступательного развития сменяются периодами относительной стабилизации форм и функций, затем наступают периоды инволюционных изменений) и др.

Однако действие этих естественных законов проявляется в зависимости от социальных условий жизни и деятельности человека (условий распределения и использования, материальных благ, воспитания, труда, быта и т. д.) , в силу чего его физическое развитие обусловлено социально, причем в решающей мере.

В зависимости от всей совокупности факторов и условий, влияющих на физическое развитие, оно может приобретать различный характер - быть всесторонним и гармоничным либо ограниченным и дисгармоничным .

Зная и умело, используя объективные закономерности физического развития человека, можно, в принципе, так воздействовать на него, чтобы придать ему направление, оптимальное для индивида и общества, обеспечить гармоническое совершенствование форм и функций организма, повысить работоспособность, необходимую для созидательного труда и других общественно полезных форм деятельности, и даже «отодвинуть» сроки естественного старения, увеличив тем самым творческое долголетие человека.

Эти возможности целесообразного управления физическим развитием реализуются при известных условиях в процессе физического воспитания. Научное понимание роли физического воспитания в физическом развитии человека исходит именно из того, что процессе физического развития в принципе управляем; в целесообразно направляющем воздействии на этот процесс, прежде всего и состоит специфическая социальная функция (назначение) физического воспитания.

Последнее, как уже было сказано, зависит от многих факторов и условий, естественных и социальных, самые фундаментальные среди которых - условия материальной жизни общества.

Тем не менее, физическому воспитанию принадлежит особая роль как специальному фактору рационального регулирования физического развития человека в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему обществом. Именно от физического воспитания (если есть все другие необходимые условия, непосредственно зависят тенденции, сознательно привносимые в физическое развитие, его направленность, степень, а также и то, какие двигательные способности, умения и навыки формируются и совершенствуются у человека в течение жизни .

Здоровый образ жизни - еще одно важное условие физического развития ребенка дошкольного возраста.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье .

Существует три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное) :

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека.

Итак, задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания . Организм ребенка-дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи — воспитание здорового, гармонически развитого ребенка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения. Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития — не только физического, о котором уже говорилось выше, но и интеллектуального.

Список литературы

1. Запорожец А. В. и Т. А. Маркова. Основы дошкольной педагогики. М., 1980. 48 с.

2. Коряковский И. М. Теория ФВ: учебник для средних физкультурно – учебных заведений. – М. : Издательство "Физкультура и спорт" , 1998.-271с.

3. Мащенко М. В., Шишкина В. А. Физическая культура дошкольника. – Мн.: Ураджай, 2000.- 156с.

4. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр "Академия" 2001.-368с.

5. Физическая культура в жизни детей дошкольного возраста (методология и методика исследования) , часть 1. – М.: 1985.- 59с.

6. Леонтьев А. Н. Современная психология. М., 1983, - 227с.

7. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Мектеп жасына дейінгі балалар дене т?рбиесіні? теориясы мен методикасы. –Алматы: «Мектеп», 1985. -293 б.

8. Неменко Б. А. Оспанова Г. К Балалар мен жас?спірімдер гигиенасы (О?улы?) .- Алматы 2002.344б.

9. Ме?жанова ?. Мектепке дейінгі педагогика. –Алматы: «Рауан», 1992. -208 б.

Резюме:

Б?л ма?алада мектеп жасына дейінгі балаларды? физикалы? дамуыны? шарттары, т?рбие, жас м?лшердегі ?згерістері,м?селесі ?арастырыл?ан.

Resume:

In this articie the author considers problems about terms of physical development, education, age-related changes of preschool childrens.

Источник
Источник www.rusnauka.com

Другие статьи по теме:

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, зад...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Физкультурно оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста

    Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста Сохранение и укрепление здоровья детей — главная задача нашего дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно-...

  • Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

    Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у петушка». Пояснительная записка. Музыкально-оздоровительная работа в Д...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...

  • Виды труда детей дошкольного возраста

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста

    Роль подвижных игр для развития физических качеств детей дошкольного возраста Цель проекта: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возрас...

  • Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста

    Статья «Формирование трудовых навыков детей среднего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)». Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь про...

  • Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста - Страница 24 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства. А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОС...

  • Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...

  • Футбол для детей дошкольного возраста

    Кружок «Мини-футбол» в детском саду — это здорово! Кружок «Мини-футбол» в детском саду - это здорово! Руководитель кружка Бутько Евгения Анатольевна. Физическое воспитание играет главную роль во...