Гендерные особенности детей дошкольного возраста

Гендерные особенности игры детей дошкольного возраста

«Гендерные особенности игры детей дошкольного возраста»

Игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности. В игре происходит:

• развитие ребенка;

• развиваются его действия в представлении;

• происходит ориентация в отношениях между людьми;

• ребенок приобретает навыки кооперации.

Установлено, что в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, потом с заменителями игрушек, потом речевые и воображаемые действия (как будто, понарошку) .

В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

Игра начинает входить в жизнь ребенка в младенческом возрасте. Мама говорит малышу, который еще не разговаривает: «Сладенький ты мой, сейчас я тебя съем» и начинает слегка покусывать ребенка за ножки или ручки. Ребенок смеется, хватает ручонками маму за лицо. Это идет игра.

В год у ребенка подражательные действия. Он «читает», говорит по телефону, играет в кухне с посудой.

По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают профессии родителей, знакомых, сами «становятся родителями».

На втором году и мальчики и девочки любят возиться с куклами — начало семейной игры. Но если за ними понаблюдать, то можно увидеть, что девочки бережнее обращаются с ними. А мальчики могут нести куклу и вниз головой.

Советы родителям

В 5-7 лет дети хорошо играют в семейные роли. Объединение в игры происходит в 2—3 года, группы для игры формируются по 2—3 человека

Темы детских игр разнообразны. Главное в них — подражание роли взрослых. Сказки, мультфильмы способствуют возникновению новых ролей: принц и принцесса, король и королева, Человек-паук и др.

Для детей старшего возраста характерны коллективные игры. В этом возрасте в коллективных играх может присутствовать элемент агрессии (драки, борьба). Это детям доставляет удовольствие. Бывает, что в играх девочки меряются силами с мальчиками.

В 6—7 лет ребенок с удовольствием еще играет с пластилином, этот мягкий материал — средство его самовыражения.

Наблюдая за игрой ребенка, можно многое узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье. Через наблюдения за игрой можно узнать об интересах и склонностях ребенка, тем самым можно помочь определить его будущую профессию.

Игра — элемент созидательного творчества, элементы которого должны присутствовать в жизни человека ради поддержания его духовной гармонии. 2. Место для игр.

Игра — это творческий процесс. Значит, место для игры — это зона творчества. Эта зона должна быть активной, но не вызывать у ребенка агрессию.

Место для детских игр должно быть хорошо освещено. Оно может находиться у окна, тогда освещение этой зоны будет естественным в светлое время суток. Если вы отвели ему угол в комнате и там темно, нужно позаботиться о дополнительном освещении.

Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.

Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим.

Не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора, время подумать самим.

Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от неё требуется.

Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать.

Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чём она не права, а высказывать всё и сразу не спешите.

Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно Вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет Вас слышать и слушать.

Мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно.

В случае неудачи не позволяйте себе нервничать, этим Вы оградите ребёнка от излишних переживаний и паники, ведь для него всё выглядит гораздо серьёзней, чем для Вас.

Учитесь терпению, в том числе и у своего малыша. Постарайтесь объяснить ребёнку, что ошибаться иногда даже нужно.

Постарайтесь понять, что ребёнок тоже личность и то, что он будет похож на Вас, совсем не обязательно.

Помогите детям найти разгадку самостоятельно, а не преподносите её "на блюдечке", чтобы сэкономить время и силы, детям нравится сам процесс, результат для них пока на втором месте.

Мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Если в семье уже растёт дочка, и родился сын, родителям необходимо знать, что во многом придётся начинать с нуля и их опыт воспитания дочки не только не поможет, а даже может мешать. Если после сына в семье родилась дочь, сложностей обычно бывает меньше, хотя разницу учитывать придётся в любом случае. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!

www.maam.ru

Гендерные особенности развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста* | Мирознай

Дошкольное детство - мечта для любого,

Игрушки, мультфильмы - вернуть бы такое,

Но все остается - рождаются дети.

Все мы для них - на этой планете!

Выготский Л. С, Леонтьев А. А., Эльконин Д. Б. другие,

Исследовали, решали проблемы любые.

«Игра - это детство» - они говорили,

Играть надо вместе, а мы позабыли.

Поэтому нужно не только позволять играть, но и играть с ребенком, в соответствии с половой принадлежностью, это способствует становлению гендерной идентичности детей в игре.

Главное различие между ребенком дошкольного возраста и школьником - это различие основных, ведущих видов их деятельности.

В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что пол (гендер) не меняется: мальчики становятся мужчинами, девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Таким образом, в настоящее время объективно существуют противоречия между:

- объективной потребностью общества в развитии детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой полоролевого развития в организации обучения и развития в дошкольных образовательных учреждениях;

- необходимостью гендерного развития начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью психологического учета гендерных особенностей детей дошкольного возраста;

- требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и неразработанностью практических аспектов гендерной социализации детей дошкольного возраста.

Актуальность выделенной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования - «Гендерные особенности развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста».

В данном исследовании можно исходить из гипотезы: игровая деятельность отображает уровень психического и личностного развития в целом ребенка, в зависимости от гендерной принадлежности.

Логика работы построена таким образом, что первая глава посвящена: игровой деятельности и гендерным особенностям детей дошкольного возраста. Вторая: Экспериментальное изучение гендерных особенностей в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели исследования необходимо было решить комплекс задач:

Первая изучить возрастную динамику развития игровой деятельности, проанализировав отечественную и зарубежную психологию.

Вторая задача: Определить гендерное становление ребёнка-дошкольника в игре.

Нашей третьей задачей было: Сравнить особенности игровой деятельности у детей разного пола в дошкольном возрасте.

В решении четвертой задачи: Развивающие программы гендерных особенностей в игровой деятельности детей дошкольного возраста. Организованная нами работа и использование развивающих программ оказала существенное влияние на учет гендерных особенностей для развития игровой деятельности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Проведение исследования осуществлялось с помощью следующих методик

- Беседа «Мальчики и девочки» (модифицированная беседа Татаринцевой Н.)

Цель: выявление представлений детей старшего дошкольного возраста об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин.

- Интервьюирование детей (полустандартизированное интервью В. Е. Кагана) «Изучение гендерных установок у детей».

Цель: выявить гендерные установки детей старшего возраста.

- Беседа «Игровые интересы детей ».

Цель беседы: выявить игровые интересы мальчиков и девочек старшего возраста.

- Наблюдение за игровой деятельностью мальчиков и девочек.

Цель наблюдения: выявить как игровые интересы мальчиков и девочек старшего возраста проявляются в игровой деятельности.

- Методика «Незаконченные предложения» (О. Б. Отвечалина) .

Цель: выявление гендерных представлений у воспитателей.

- Наблюдение за воспитателем.

Цель: выявить, как педагог организует и взаимодействует с мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно - ролевой игры.

- Опросник для воспитателей «Я в своей группе детского сада» (Отвечалина О. Б. Модификация опросника М. Мишель «Я в своем классе») .

Цель: особенности проявления воспитателем гендерных представлений в ходе развития мальчиков и девочек.

- Интервьюирование родителей.

Цель: выявление особенностей отношения к сюжетно - ролевой игре и игровых интересов мальчиков и девочек старшего возраста дома.

- Анализ предметно - развивающей среды группы детского сада.

Цель: изучить возможности предметно - развивающей среды в развитии игровых интересов с позиции гендерного подхода.

Список литературы:

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987

  2. Асмолова А. Т. Психология личности. М., 1983.

  3. Бендас Т. В. Гендерная психология. - СПб.: Питер, 2006 - 431с.

  4. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 320с.

  5. Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. МГУ, 2000.

  6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
  7. Доронова Т. Н. Девочки и мальчики в семье и детском саду; Пособие для дошкольных образовательных учреждений.-М;Линка-Пресс,2009.
  8. Клецина И. С. Гендерная социализация. СПб, 1997.
  9. Попова Л. В. Гендерная социализация в детстве.- Мурманск 2001.

Проект Мирознай Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт Miroznai.ru

Ссылка на источник contest.miroznai.ru

Гендерные особенности детей дошкольного возраста — подобные документы

Общее понятие о стереотипах мужского и женского поведения. Стереотипы национальной культуры в межкультурном общении мужчины и женщины. Значение этнических стереотипов мужского и женского поведения.

Роль гендерных стереотипов в процессе воспитания.реферат

Признаки и параметры этнического стереотипа как обобщенного представления о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных исторически сложившихся групп людей. Гендерные стереотипы народов Северного Кавказа и в современной России.контрольная работа

Историческое становление процесса общения. Специфические особенности врожденной мимики и жестикуляции у мужчин и женщин. Гендерные аспекты профессиональной этики. Подходы к изучению коммуникаций.

Способы добиться расположения у женского и мужского пола.реферат

Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества, детей раннего и дошкольного возраста. Перцептивные действия, сенсорные эталоны и действия соотнесения. Общие подходы к диагностике психического развития детей дошкольного возраста.реферат

Подростковый возраст и его психологическое содержание. Гендерные различия подростков, их физические способности. Эмпирическое исследование гендерного аспекта в становлении образа Я подростка.

Особенности отношений с родными и близкими сверстниками.курсовая работа

Гендер как культурная конструкция, гендерные роли и идеалы. Особенности материнской и отцовской родительской позиций, их сравнительная характеристика. Методы гендерных исследований.

Взаимосвязанные компоненты в структуре родительских отношений.курсовая работа

Социальные нормы и гендерные различия. Роль нормативного давления. Гомосексуальность как нарушение гендерных норм. Внесемейные источники гендерно-ролевой социализации.

Процесс, в ходе которого человек приобретает гендер. Поло-ролевой опросник Сандры Бем.курсовая работа

Агрессия как психологический феномен, ее причины, виды и механизм действия. Подростковый возраст и его особенности. Методики изучения и типология агрессивного поведения современных подростков, гендерные и индивидуальные особенности его проявления.курсовая работа

Понятие общей характеристики мотивов и гендерных различий мотивации людей зрелого возраста. Социальная мотивация и гендерные различия в ценностных ориентациях. Описание этапов, характеристики и методики для диагностики мотивации людей зрелого возраста.курсовая работа

Особенности развития сотрудничества дошкольников. Характеристика понятий "сотрудничество" и "взаимодействие". Сотрудничество детей дошкольного возраста со сверстниками в совместной игровой деятельности, педагогические принципы ее эффективной организации.курсовая работа

Проблема агрессивного поведения и социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе. Особенности подросткового возраста, причины гендерной агрессивности и их типология. Половые различия проявления агрессивного поведения у подростков.курсовая работа

Психологические особенности одаренных дошкольников. Шкала оценки потребности в достижении. Оптимизация личностного развития одаренных детей в воспитательно-образовательном пространстве.

Диагностика индивидуально-личностных особенностей одаренных детей.курсовая работа

Понятие и особенности процесса социализации детей дошкольного возраста. Психолого-педагогические условия гендерной социализации детей дошкольного возраста в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Оценка эффективности экспериментальной работы.реферат

Психология мышления и роль мышления в развитии личности. Особенности личностного развития детей старшего дошкольного возраста. Развитие мышления в дидактической игре.

Игровая деятельность как ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста.дипломная работа

Понятие "чувство времени". Физиологическая основа временных представлений у детей дошкольного возраста. Особенности формирования времени детьми старшего дошкольного возраста.

Диагностика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.курсовая работа

Понятие социализации личности. Стадии развития поведения человека. Факторы, влияющие на качество воспитания.

Представления родителей о поведении, мотивации детей. Особенности раннего взаимодействия между сиблингами. Социализация в семье и за ее пределами.реферат

Гендерные особенности межличностных отношений у детей младшего школьного возраста. Психологическая характеристика гендера как социального пола. Клиническая психолого-педагогическая характеристика ребят с ЗПР и коммуникативное взаимодействие между ними.курсовая работа

Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Особенности физического и психического развития детей на разных етапах дошкольного периода. Семейная и внесемейная коммуникация как необходимое условие психологического развития ребенка.презентация

Возрастные психолого-педагогические особенности дошкольников. Проявление и преодоление конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Методика выявления уровня конфликтного поведения.

Роль сказкотерапии в преодолении конфликтных ситуаций.курсовая работа

Гендерные особенности проявления агрессивности в юношеском возрасте. Проблемы агрессивности и подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии, ее специфика и условия возникновения. Анализ результатов эмпирического этапа исследования.курсовая работа

Подробней на сайте allbest.ru

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

3. Берн Ш. Гендерная психология.-СПб.; прайм-ЕВРОЗНАК,2004.

4. Бендас Т. В. Гендерная психология. Учебное пособие. –СПб.;Питер,2008.

5.Верещагин Г. Е.Очерки воспитания детей у вотяков. СПб.., 1986.

6. Викулина. М. А . Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребёнка(старшего дошкольного возраста) . Нижний Новгород,1997.

7 . Венгер Л. А. Сюжетно- ролевая игра и психическое развитие ребёнка.// Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М., 1978. С.32-36.

«Особенности игровой деятельности мальчиков и девочек»

Здравствуйте, дорогие родители, гости нашего мероприятия. Приветствуем Вас в нашем дошкольном учреждении. Мы очень рады Вас всех видеть.

Игра – это эмоциональный заряд, способ скрыться от страхов и неприятностей. Важно помнить, что такого периода жизни, когда воображение завладевает всей нашей деятельностью, больше никогда не будет. Развитие ребенка в дошкольный период – это очень важно, но еще важнее – не перегрузить ребенка, дать ему эмоциональный багаж и заряд сил идти дальше. Именно поэтому нужно не только позволять, но и учить ребенка играть.

Одной из основных задач дошкольного образования является социализация воспитанников, в процессе которой создаются условия для эффективного развития личности ребенка. Существенное влияние на будущее воспитанников оказывает гендерная (полоролевая) социализация, под которой понимается процесс создания у мальчиков и девочек представлений о мужественности и женственности.

Задание №1 - "Девочки это:, мальчики - это:".

Предлагаю, родителям мальчиков написать - определение мальчики - это:., мальчики должны быть:; а родителям девочек - "девочки это - :, девочки должны быть:".

Девочке покупают одежду ярких тонов, платьица, на длинные волосы повязывают бантики. Мальчик обычно носит короткую стрижку, одежду сдержанных оттенков, брючки, ботинки. Родители также поощряют гендерно нормированное поведение детей: у девочек - нерешительность, аккуратность, эмоциональность; у мальчиков - активность, сдержанность, умение постоять за себя.

Помимо детско-родительских отношений на формирование гендерной идентичности большое влияние оказывают отношения между детьми в семье. Так, некоторые ученые утверждают, что если пол младшего ребенка совпадает с полом старшего, то традиционные полоролевые особенности у младшего обычно выражены сильнее. Так, младшая сестра девочки будет содержать в себе больше «девчоночьего», чем младшая сестра мальчика.

Задание № 2 - "В Детском мире".

Предоставьте, что у вашего ребенка день рождение. Предлагаем папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но, есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мама - для сыночка.

После того, как родители приобрели игрушку, предлагается объяснить свой выбор.

В формировании будущего мужчины и будущей женщины большое значение имеют игры и игрушки. С их помощью ребенок овладевает нормами и правилами жизни в обществе.

В сюжетно-ролевой игре дети моделируют взаимоотношения взрослых, они выбирают те социальные и профессиональные роли, которые им, возможно, предстоит играть в своей жизни. Мальчики играют в путешествия, войны с игрушечными солдатиками, строят башни и орудия, водят машинки.

Девочки играют в школу, парикмахерскую, магазин, больницу. Мальчик скорее предпочтет пистолет, ножик, легковую машинку, а девочка - куклу, посуду, мебель. Выбор ребенком игрушек хорошо диагностирует, как идет половая идентификация, считают психологи.

Если мальчик выбирает куклу и мебель, то нужно посмотреть, в чем же дело. Если он подражает старшей сестре, то следует заинтересовать его игрушками для мальчиков.В игровой деятельности мальчики стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя или матери.

Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность, игры девочек происходят в меньших по размеру группах. В этих группах меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражают взаимоотношениям взрослых, а разговоры более доверительные и интимные.

Кроме того, мальчики и девочки имеют различное игровое пространство. Мальчики ориентированы на освоение вертикального пространства и широкого горизонтального: заборы, чердаки, деревья, подвалы, рвы. При этом их игры отличаются динамичностью, шумностью.

Игры девочек происходят в ограниченном, четко обозначенном пространстве статистического характера. Мальчики, занимая в десять раз больше места на игровом поле, гораздо чаще вмешиваются в девчоночьи игры. Девочки же, если и делают что-либо подобное, то обычно просят разрешения.

Особо следует отметить важную роль матери в процессе идентификации девочки. Идеал превосходной матери начинает формироваться у ребенка на первом году жизни. Для всех женщин первичная и преобладающая модель - это их мать.

С этим женским идеалом матери женщина в дальнейшем себя сравнивает и оценивает. Мальчик должен уйти от матери, чтобы ощутить себя мужчиной, а девочка должна полюбить отца, чтобы почувствовать себя женщиной.

Следует отметить, что для мальчиков, чаще всего, поведение, присущее противоположному полу, является неприемлемым, а для девочек - вполне допустимым: «маменькины сыночки» зачастую подвергаются насмешкам, а к девчонкам-сорванцам относятся весьма благосклонно. Мальчиков, которые не соответствуют критериям мужественности, другие мальчики дразнят, высмеивают и избегают, считая их женоподобными.

Девочки же, если они преуспевают в делах, которые в мире мальчиков считаются главными, например, в спорте. Такие девочки-сорванцы благодаря играм с мальчиками пользуются большим авторитетом у других девочек.Очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, здесь ребенок часто не осознает роли, отведенной его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего «родителем» является мать-одиночка или бабушка.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира.

В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребенок, наоборот, становится черствым и жестким.Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики, в этом возрасте, и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола. Дочери разведенных родителей перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу и мужскому полу вообще.

Образ отца также чрезвычайно важен для становления тендерной идентичности ребенка. Неясный, неяркий пример отца из-за его отсутствия или недостаточного влияния осложняет процесс приобщения мальчика к мужской субкультуре.

Отец оказывает влияние и на формирование эталона будущего мужа у дочери. Ей очень важно понаблюдать и усвоить способы поведения матери по отношению к отцу, отца - к матери.Слишком строгий и требовательный отец, которому ребенок никак не может угодить, подрывает его самоуважение.

Было установлено, что роль отцов в усвоении ребенком половой роли может быть особо значимой —они в большей степени, чем матери, приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.

Задание № 3 рассмотрение ситуации

На участке детский гомон. Новенький мальчик, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.

- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? – обращается к ребенку воспитатель.

Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:

- Не…, я их сейчас расстреляю!

Он ловко вскидывает игрушечн6ый автомат, принесенный из дома и целиться в сторону играющих.

- За что же ты их хочешь расстрелять? - снова обращается к мальчику педагог.

- А так , не за что, я же разбойник.

- Ему бы только стрелять, да в войну играть,- жалуется вечером воспитателю мать, вон ему опять саблю новую купила.

- Для таких игр у него, кажется, нет недостатков в игрушках, - спрашивает воспитатель.

- Да, конечно, соглашается мать. Он требует, приходиться покупать.

- А вы не пытались переключить его на другие игры, более спокойные?

- А зачем?- недоумевает женщина. Пусть играет, во что хочет.

Вопросы

«Какое значение, по вашему мнению, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок?»,

«В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?»,

«Как бы вы повели себя в данной ситуации?».

Высказывания родителей.

Комментарии воспитателя:В игре ребенок приобретает новое и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а так же нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируется начало коллективизма.

Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Памятка для родителей

«Взрослому в детской игре можно и нельзя»

Уважаемые родители!

Существует мнение, что есть «плохие» игры

Как не бывает от рождения плохих детей, так не бывает и плохих игр. Дети отражают то, что видят. Поэтому плохо не то, что Вася бьет сестренку, играя с ней в папу-маму, а то, что где-то он усвоил такой сценарий мужского поведения.

Ребенок, который любит мучить животных не обязательно жестокий – возможно, ему просто не объяснили, что другим бывает больно и плохо, либо он так переживает обиду, которую нанесли ему самому. Что уж говорить о забавах с собственным телом или традиционной игре «в доктора» с раздеванием, когда жажда познания интерпретируется как нечто непристойно-сексуальное?

Дело здесь за правильной реакцией взрослых. Прежде всего, не нужно вешать на ребенка ярлык «плохой», если то, что он делает, вам не нравится.

Важно разобраться с причиной, которая побуждает ребенка играть в опасную или агрессивную игру и устранить или нейтрализовать ее.Повторимся, нет «плохих» игр. Есть те, что должны привлекать внимание к проблеме или потребности, возникшей у ребенка.

Взрослому в детской игре можно и нужно

1. Уделять ребенку внимание. Родители часто надеются, что ребенок будет играть сам и оставит папу или маму в покое. Каково же их разочарование, когда малыш полутора-двух лет проявляет интерес к игрушкам не более пяти минут.

А все дело в том, что взрослые не помогли ему расширить границы познания и не показали, как играть. Ребенку постарше требуется еще больше внимания, ведь черпать сюжеты для игры он будет в рамках информации, которую получает от взрослых.

2. Создать пространство для творчества. Ребенку важно иметь: свой закуток, в котором главный – он, а не взрослые; некоторое количество игрового материала вроде веревочек, коробочек, камешков, конструкторов и других игрушек (главное, не переусердствовать с количеством) .

3. Мягко предлагать свой вариант игры, никогда его не навязывая. Ребенка сначала нужно заинтересовать поиграть «по-вашему»

4. Развивать игру в полезном направлении. Если ребенок терзает игрушечную собачку, то не стоит говорить, что он безобразничает. Гораздо эффективнее рассказать, что это за песик, какой он хороший, как он кушает, гуляет и играет – игра сама собой перетечет в иное русло.

5. Быть с ребенком на равных. Ведь только в игре, он может почувствовать себя таким, как взрослые.

6. Хвалить. И делать это искренне. Дети отлично чувствуют фальшь, даже если не показывают этого.

И не перехваливать, чтобы у ребенка оставался стимул развиваться.

Нельзя:

1. Игнорировать ребёнка. Он не понимает, что папа или мама устали или заняты, и все негативные эмоции взрослых связывает с собой.

2. Постоянно забавлять его. Если ребенка не научили играть самостоятельно, то у него и не будет такой потребности, что в будущем может обернуться пассивным отношением к любой деятельности.

3. Грубо останавливать игру. Понятно, что когда Саша бьет Женю по голове, то речь идет о жизненной необходимости, во всех же иных случаях взрослым лучше вмешиваться в игру только в рамках правил, установленных детьми. Если они играют в автопарк, то конфликт между водителями столкнувшихся автобусов гораздо эффективнее автодиспетчер, в роли которого выступает мама, нежели мама в роли самой себя.

4. Критиковать игру. Ребенку в игре хочется самоутвердиться, а от родителей ему нужно одобрение. Критика же «в лоб» разрушает не только волшебство игры, но и подрывает доверие к взрослым.

5. Навязывать игру или ту или иную роль в ней ребенку. У каждого ребенка в игре есть свои потребности, и лучше принять их, чем заменять их на свои собственные.

6. Проявлять с верх опеку. Все хорошо в меру. Стремление родителей к безопасности и успешности чад не должно подавлять собственное Я ребенка.

Даже у самых маленьких есть потребность в самостоятельности и независимости, если ее постоянно подавлять, то можно вырастить безвольную либо скрытную личность. По большому счету, игра для ребенка – отражение окружающего мира.

Поэтому если в будущем что-то пойдет не так, причина наверняка будет не в кукле или автомате, как бы ни хотелось в это верить родителям. На то, какую модель поведения ребенок изберет в будущем гораздо сильнее игр влияет обстановка в семье и поведение первых мужчин и женщин, с которыми он сталкивается – то есть мамы и папы.

По теме:

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Физкультурно оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста

    Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста Сохранение и укрепление здоровья детей — главная задача нашего дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно-...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Особенности развития дошкольного возраста психология

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...

  • Безопасность детей дошкольного возраста

    Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, уг...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

    Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у петушка». Пояснительная записка. Музыкально-оздоровительная работа в Д...

  • Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста

    Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и...