Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста

Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста

Актуализация.

В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчины не готовы взять на себя ответственность за семью. Женщины все чаще оказываются плохими хозяйками, женами и матерями. Всё это неизбежно приводит к увеличению числа разводов и социальному сиротству детей.

Начинать формировать в девочке женщину, а в мальчике мужчину необходимо уже на этапе дошкольного детства, когда осуществляется половая дифференциация, у ребенка формируются представления о себе, своих половых ролях в семье.

Гендер (gender) – это система культурных и социальных норм, предписываемых современным обществом для выполнения каждым человеком в соответствии с его биологическим полом. Вместе с тем, важно заметить, что психологические качества человека, устойчивые модели его поведения и предпочитаемые виды профессиональной деятельности определяются преимущественно не биологическим полом, а социокультурными нормами, принятыми в данном обществе. Таким образом, гендер трактуется как социальный пол человека, который включает в себя психологические и социокультурные отличия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Биологический пол является врожденным признаком, а гендер формируется в процессе воспитания и образования человека.

С первых дней своей жизни человек включается в гендерную систему общества. Прежде всего, вступают в силу символические родильные обряды, предписывающие родителям определенные действия, связанные с полом ребенка. Выбирается цвет коляски, кроватки, пеленок, одежды. Все социокультурные институты (семья, детский сад, школа) и культура в целом широко транслируют и формируют в сознании каждого человека гендерные нормы и правила поведения, создавая тем самым устойчивые представления о том, какими должны быть «настоящий мужчина» и «настоящая женщина». Отсюда следует, что быть женщиной или мужчиной предполагает не только и не столько наличие биологических половых признаков, сколько выполнение гендерных ролей, предписанных в конкретном обществе. Гендер конструируется обществом как устойчивая социокультурная модель, определяющая роли и положение человека в социуме (в семье, культуре, образовании, экономике, политической системе и др.) .

Гендерное воспитание понимается сегодня как организация учебно-воспитательного процесса с учетом половой идентичности и специфики развития каждого ребенка в процессе его полоролевой социализации.

Проблема гендерного подхода в современном воспитании возникла не случайно. Довольно часто неадекватно формируются внутренние психологические установки и позиции детей: мальчик избирает «слабый» так называемый женский тип поведения, а девочки, наоборот, стараются быть сильными, грубыми, агрессивными.

К сожалению, система отечественного дошкольного воспитания по сей день преимущественно «бесполая» (за редким исключением, доказательством чему являются следующие факты:

- содержание детской деятельности и формы ее организации не ориентированы на специфические потребности, интересы, уровни активности мальчиков и девочек;

- единый режим дня не учитывает различную потребность в движении, чередовании активности/отдыха у мальчиков и девочек;

- гигиенические, игровые, спальные комнаты и раздевалки являются общими для всех детей;

- питание не дифференцировано по ассортименту и времени приема пищи, этот факт имеет отношение в большей степени к индивидуальным, чем гендерным особенностям ребенка.

Кроме того, российская система воспитания детей раннего и дошкольного возраста феминизирована. В дошкольном учреждении гендерные игровые стили не могут быть реализованы в полной мере хотя бы по той причине, что воспитатели-женщины обычно поощряют спокойные игры девочек и, напротив, ограничивают и даже пресекают шумные активные игры мальчиков.

Целенаправленная гендерная социализация детей должна начинаться, на наш взгляд, со среднего дошкольного возраста и осуществляться (как одно из направлений) в сюжетно-ролевой игре.

Принимая во внимание всю важность данной проблемы и недостаточную её разработанность определим цель проекта:

- становление гендерного сознания дошкольников через сюжетно-ролевые игры.

Задачи:

- обогащение реального опыта детей в их игровой деятельности;

- организация и преобразование предметно-игровой среды;

- активизирующее общение и формирование реальных взаимоотношений взрослого с детьми во время игровой деятельности.

Решение задач:

- чем шире круг знаний ребенка, тем более содержательно насыщена его игра, и чтобы она не замыкалась на узком круге привычных бытовых тем, необходимо постоянно обогащать представления детей о самых разных областях действительности;

- развивающей будет являться только та игровая среда, которая позволит ребенку реализовать любые игровые замыслы;

- взрослый может помочь ребенку продолжить сюжетную линию, предложить неожиданный сюжетный поворот как во время игры, так и вне её. Игра важна для формирования реальных взаимоотношений детей и взрослых, в игре формируется «общественность». Только при наличии этого качества ребенок становится членом детского общества. Повышение компетентности педагогов в отношении понимания, организации и поддержки игровой деятельности детей дошкольного возраста будет способствовать формированию и развитию играющего детского сообщества и содержательному развитию детской игры.

Участники проекта:

Педагоги, дети, родители воспитанников.

Приоритетные направления проекта:

- поиск эффективных педагогических средств для формирования у детей гендерной устойчивости;

- формирование гендерной компетентности педагогов;

- популяризация гендерного воспитания среди педагогов ДОУ и родителей.

Объект исследования:

Процесс воспитания гендерной социализации детей через игровую деятельность.

Предмет исследования:

Комплекс организационно-педагогических условий руководства детской игровой деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.

Гипотеза исследования:

Реализация гендерного подхода в сюжетно-ролевой игре детей в условиях детского сада будет происходить успешно и способствовать гендерной социализации, если педагог владеет особой игровой позицией, которая включает в себя несколько тесно взаимосвязанных между собой компонентов:

- рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;

- инфантилизацию как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими;

- эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;

- креативность как способность находить нестандартные пути достижения целей.

Сформированная игровая позиция воспитателя обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на развитие сюжетно-ролевой игры.

Этапы проекта

I этап: Подготовительный: январь – март 2014 года

Задачи:

1. Подготовка педагогических кадров и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Изучение и выявление содержательных характеристик гендерных представлений детей дошкольного возраста.

3. Изучение сформированности гендерных представлений у детей дошкольного возраста.

4. Выбор формы работы с родителями, разработка опросников, консультаций, плана работы с родителями по гендерному воспитанию детей.

II этап: Основной практический: апрель – август 2014 года

Задачи:

1. Организация сюжетно-ролевых игр через интересы дошкольников, предпочтения, игровые взаимодействия и умения детей.

2. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, создание условий и оформление необходимого материала для развития игровой деятельности.

3. Развитие игровых умений через последовательно изменяющееся игровое взаимодействие воспитателя с мальчиками и девочками (три линии развития) .

III этап: Заключительный: сентябрь – декабрь 2014 года

Задачи:

1. Обобщение практических материалов по реализации гендерного подхода в воспитании дошкольников.

2. Оформление опыта работы по теме проекта.

3. Распространение опыта экспериментальной работы.

4. Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по проблеме гендерного воспитания детей.

Ожидаемые результаты по реализации проекта

1. Создание в детском саду условий для воспитания, образования и развития мальчиков и девочек дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей.

2. Совершенствование гендерного воспитания детей; дифференцированного воспитания, предусматривающего индивидуальный подход, основанный на психических особенностях пола ребёнка, на развитии качеств мужественности и женственности, на воспитании уважительного отношения к детям противоположного пола и друг к другу, на подготовке детей к будущей семейной жизни, усвоению социальных ролей.

3. Разработка методов и технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

4. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности и творческого потенциала воспитателей, способствующих гендерной социализации детей.

5. Разработка практических рекомендаций для дошкольных образовательных учреждений по реализации гендерного подхода в воспитании детей в условиях детского сада.

6. Расширение кругозора и увеличение объема знаний детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины.

7. Приобретение родителями воспитанников знаний об особенностях воспитания детей разного пола.

Критерии оценки результатов

Анализ результатов работы по реализации гендерного подхода в воспитании детей по критериям:

1. Критерии деятельности педагогов детского сада:

- сформированность представлений о роли гендерных особенностей в развитии детей дошкольного возраста, о гендерных технологиях и возможности их использования в педагогической практике;

- умение определять гендерный потенциал содержания и различных форм и методов воспитательной работы с детьми;

- использование в профессиональной деятельности гендерных технологий.

2. Критерии оценки результатов гендерного воспитания детей:

- сформированность представлений детей о гендерной идентичности;

- уровень гендерной социализации детей: представления детей.

Формы представления результатов:

- методическое пособие по содержанию, результату, путях внедрения и

распространения опыта работы;

- презентация результатов реализации проекта;

- рекомендации для родителей.

www.maam.ru

С первых лет жизни малыша каждый родитель начинает воспитывать сильного защитника, который не плачет, из мальчика, и нежную аккуратную маленькую принцессу из девочки.

Хотя многие не задумываются, что такое гендерное воспитание, все же прививают с младенчества черты, которые должны быть у того или иного полового рода.

История западной цивилизации и гендерное воспитание детей ^

Гендер, то есть род – это воспитание детей согласно общепринятым в социуме представлениям о ролях мужчин и женщин.

Еще недавно ребенок воспитывался согласно строгим законам. Функции мужчины и женщины в экономическом, социальном, религиозном плане были различными. Весь упор делался именно на то, чтобы роды вникали в суть своего предназначения как можно раньше.

Религиозные взгляды были непрекословными, невозможно было даже подумать о том, чтобы воспитывать детей без четкого распределения на полы.

На основе христианских ценностей диктовались каноны для разных полов, нарушение которых жестоко каралось, вплоть до сожжения на костре. Люди неординарного мировоззрения встречались и тогда, но касалось это, скорее, представителей, причастных к чему-то божественному.

В 20 веке традиционные взгляды полностью разрушились, и представление о мужчине и женщине в корне изменилось. Появились работы этнографов, в которых рассматривается жизнь дальних стран, Где считается нормой возведение дома представительницей прекрасного пола, а воспитание ребенка – мужчиной.

На фоне нового подхода к гендерному воспитанию выросло новое поколение. Оказалось, слабый пол может вполне справиться с обязанностями, которые всегда считались истинно мужскими, и наоборот.

Современная актуальность ^

Проблема гендерного воспитания все так же важна, как и раньше, но уже с учетом современных взглядов. Программа, как дошкольная, так и школьная, против строгого разделения по ролям.

В воспитательном процессе ориентация идет на прививание представителю мужского пола не только силы воли. Важно, чтобы в конкретной ситуации мужчина был добрым, мягким, чутким, заботливым, уважал окружающих.

Женщина также уже не должна быть исключительно покорной хранительницей домашнего очага. Начиная с сада, ее учат быть сильной духом, иметь свое мнение, чтобы достичь успехов в карьере. Но не стоит забывать, что женственность – не менее важная черта.

Развитием гендера должны заниматься родители, а также педагоги в ДОУ, затем в школе.

Основной целью разделения по гендеру является создание тех условий, при которых человек сможет себя идентифицировать как представителя конкретного пола. Важно:

  • закрепить половую роль;
  • сформировать понимание и готовность исполнить свою роль в разных ситуациях;
  • вызвать стремление к пониманию в отношениях между полами;

Важный момент – опереться на личностные особенности, а не на сложившиеся стереотипы.

От педагогов и родителей зависит, справится ли с проблемой социализации ребенок, ведь идентификация себя как мужчины и женщины является неотъемлемой частью общего определения роли.

Вырастая, человек столкнется с множеством гендерных стереотипов, преодолеть которые ему придется самостоятельно. Поэтому важно подготовить ребенка к этому.

Задача такого воспитания сводится к тому, чтобы не создавать ограничений в выборе игр, в проявлении чувств, но при этом не забывать про необходимость прививать главные черты настоящего мужчины и женщины-матери.

Хочешь привить малышу любовь к прекрасному? Узнай о способахвоспитания эстетического вкуса.

Об особенностях полового воспитания детей читай здесь.

Ваше чадо желает играть на пианино или танцевать? – Прекрасно. Не стоит твердить, что это не мужское занятие. Но и не ломайте девочку, смысл жизни которой – платья принцессы и косметика.

В каждом возрасте должен быть особенный подход к развитию женского и мужского начала. На каждом жизненном этапе у ребенка свои потребности и вопросы, ответы на которые ему будут интересны.

Дошкольников

К двум годам ребенок начинает понимать, что есть разделение по родам. Он может обозначить себя как мальчика или девочку. В 7 лет малыш понимает, что его гендер – на всю жизнь, и он не изменится ни при желании, ни при возникновении определенной ситуации.

В условиях детского сада проводится воспитательная работа гендерного начала с помощью:

  • организации игр;

Читать далее gopsy.ru

12 . Заключение по проекту………………………………………..24

13. Список литературы…………………………………………….26

Приложения………………………………………………………..27

  1. Вид проекта

Разработанный проект «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста» сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гармонично развитой личности с устойчивой системой социальных и нравственных качеств. Поэтому вид педагогического проекта можно определить как исследовательско-творческий.

  1. Цель проекта

Формирование гендерной идентичности у детей в условиях МБДОУ.

  1. Задачи проекта

1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.

2. Сформировать навыки и умения поведения, выработать отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между мальчиками и девочками.

3. Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольника.

4. Привлечь родителей к активному участию в проекте по гендерному воспитанию детей.

  1. Срок реализации проекта

Срок реализации проекта: июнь 2012 г. – август 2013 г.

Программа реализации педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:

I этап – подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях. Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения: создание предметно-развивающей среды для реализации педагогического проекта, отбор диагностических методик для выявления уровня гендерной воспитанности, создание методических условий для реализации гендерного воспитания в условиях МБДОУ.

II этап – внедрение и реализация педагогического проекта. Данный этап включает следующие направления деятельности дошкольного образовательного учреждения: внедрение проекта по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, разработку и внедрение методического обеспечения.

III этап – анализ и оценка результативности реализации педагогического проекта. Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности: оценку эффективности реализации проекта, осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

  1. Участники проекта

Дети 5-6 лет (старшая группа) , их родители, воспитатели.

  1. Образовательная область

Социализация, коммуникация, безопасность, чтение художественной литературы, художественное творчество, физическая культура, познание.

  1. Актуальность темы

Актуальность проекта обусловлена тем, что необходимость гендерного воспитания детей назрела давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол ребенка как важный фактор при воспитании и обучении.

Особенности развития детей разных полов, по данным нейрофизиологов и нейропсихологов, определяют различия в структуре головного мозга. Так что воспитывать и обучать девочек и мальчиков нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных мозговых структур.

  1. Предполагаемые результаты

*систематизация и пропаганда опыта по проблеме;

* обеспечение условий для совершенствования практической компетенции педагогов в гендерном воспитании детей;

* совершенствование услуг по воспитанию, обучению детей и оказанию поддержки семьям.

На локальном уровне: совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по гендерному воспитанию; внедрение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения проекта «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста»; рост престижа дошкольного образовательного учреждения в муниципальной и региональной образовательных системах.

У детей старшего дошкольного возраста будут сформированы:

1. Гендерно - ориентированное поведение.

2. Навыки гендерной идентичности и гендерной социализации.

3. Навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности.

4. Нравственные качества, принятые в обществе.

5. Коммуникативно-речевые навыки.

6. Мышление, память воображение.

7. Умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

Формы представления результатов проекта: Результаты проекта планируется представить в форме методических материалов для реализации в ДОУ и для представления на семинарах и конференциях разного уровня.

  1. Теоретическое обоснование

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ) утвержденные и введенные в действие Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года №655 ставят во главу угла личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим поднимается проблема учета гендерных особенностей детей.

Формирование гендерной принадлежности и идентичности – одна из задач реализации образовательной области «Социализация» в детском саду, тесно связанная, в соответствии с федеральными государственными требованиями, с формированием семейной и гражданской идентичностью, а не с вопросами полового или полоролевого воспитания, как это было раньше. Гендерная составляющая – один из основных структурных компонентов личности, тесно связанной со всеми сферами: познавательной, эмоциональной, волевой. Поэтому нарушение в осознании себя мальчиком или девочкой может внести дисбаланс в общее развитие ребёнка. Однако проблема гендерной идентификации дошкольников недостаточно исследована, что затрудняет создание педагогической системы, направленной на формирование у детей понимания своей гендерной принадлежности.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации.

Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние, как на психику, так и на эмоциональное равновесие и самочувствие человека. Идентификация и осознание идентичности происходят непрестанно на протяжении всей жизни, но большинство исследований в этой области фокусируется на подростковом возрасте, который известен кризисами самосознания и самоутверждения. Между тем детям необходимо ещё до школы получать знания о гендерно – ролевых особенностях, поведении и ожиданиях представителей мужского и женского пола.

Почему же именно в дошкольном возрасте так необходимо гендерное воспитание?

Необходимость гендерного воспитания заключается в следующем:

- в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность;

- в 2 года ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик;

- с 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость) , т.е дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины.

К тому же программно-методическое обеспечение дошкольных программ не всегда учитывает гендерные особенности. В результате содержание воспитания и образования, в основном, ориентированно только на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек.

Все это позволяет сделать вывод о необходимости создания в МБДОУ условий для гендерной социализации дошкольников.

10. Реализация педагогического проекта

Материал nsportal.ru

Презентация на тему "Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста" - скачать презентации по Педагогике

Гендерный подход в воспитании детейдошкольного возраста

№ слайда 2Описание слайда:

ПОВЕСТКА ДНЯродительского собрания 1. Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Организация дополнительныхобразовательных услуг – условие гармоничного развития ребенка.3. Отчет о бюджетной деятельности ГДОУ; освоение бюджетных и внебюджетных средств в весенне-летний период 2009-2010 учебного года.

№ слайда 3

Два мира – мальчики и девочки

№ слайда 4Описание слайда:

Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол. Раннее детство (1 – 3 года) . Принятие пола без наполнения его содержанием Младший возраст (3-4 года) . Дифференцирует половое различие Дошкольный возраст (4-5 лет) . Идентификация по половому признаку.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет) . Принятие пола и его констанстность.

№ слайда 5

Различия в психике и поведении детей

№ слайда 6Описание слайда:

Признаки несформированности гендерной идентичности Предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола Стремление быть со взрослым противоположного пола, подражать его поведению Активно выраженное желание изменить свой пол и имя Рассказы ребенка, в которых он выступает, как представитель другого пола Стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола

№ слайда 7

Дифференциация педагогического процесса Деятельность детей во время занятий с педагогами и специалистами

№ слайда 8

Деятельность детей на музыкальных занятиях и праздниках

№ слайда 9

Деятельность детей на занятиях по физическому воспитанию

№ слайда 10

Трудовая и игровая деятельность детей

№ слайда 11Описание слайда:

Роль семьи в гендерном воспитании детей Мать:Формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких) Действует лаской, добротой Воспитывает глубокую привязанность, терпимость Раскрывает красоту окружающего мира Дает готовые ответы на вопросы Является образцом для поведения дочери

№ слайда 12Описание слайда:

Папы очень нам нужны Отец:Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость Является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и рыцарство у ребенка Отец – ролевая модель для ребенка на дальнейшую жизнь Способствует формированию самооценки, статусной позиции Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы

№ слайда 13

Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей. Счастье там, где любят нас и верят нам.

№ слайда 14Описание слайда:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга Организация дополнительныхобразовательных услуг – условие гармоничного развития ребенка

№ слайда 15Описание слайда:

АКВАФИТНЕС«ДЕЛЬФИН» (4 занятия в месяц) Чтоб здоровым, крепким стать, учитесь плавать и нырять. Плыть свободно в разной глубине, «Дельфин» научит на груди и на спине. Нырять и видеть под водой, «Дельфин» зовёт Вас за собой.

Прыгать с горки эдак и так, в нашей команде каждый мастак. Научился плавать быстро – минуточку внимания! Каждый месяц всех ребят, ждут соревнования. Учиться плавать мы всегда, друг другу помогаем.

С дельфином в море голубом плескаться мы желаем.

№ слайда 16Описание слайда:

Занятия подгрупповые. Время занятий – среда, четверг – 15.00 – 16.00Руководитель: Шемякина Севиль Джалиловна Стоимость подгрупповых занятий- 500 рублей в месяц Индивидуальных занятий – 700 рублей в месяц

№ слайда 17Описание слайда:

Монтессори-педагогика в современном ДОУ Бойкова Марина Ивановна – педагог Монтессори-класса, Занятия подгрупповые и индивидуальные. По расписанию. Стоимость занятий – 250 рублей

№ слайда 18

Материал с сайта ppt4web.ru

Предварительный просмотр:

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста: из опыта работы педагога-практика

Проблема гендерного (полролевого) воспитания всё больше приобретает актуальность в настоящее время. В современном мире происходит смена стереотипов маскулинности (мужественности) и феминности (женственности) , что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и полной, утрате маскулинных качеств у мальчиков и юношей и феминных – у девочек и девушек.

Немало молодых людей, вступая в брак, не способны построить семейные отношения. Мужчины не готовы взять на себя ответственность за семью, а воспитание детей часто перекладывают на плечи жены.

У женщин же не сформированы умения устранять конфликты, поддерживать тепло семейного очага, быть хорошей хозяйкой. С каждым годом растёт число мужчин и женщин, для которых семья и дети не являются важной частью их жизни.

Таким образом, проблема гендерного воспитания - одна из самых сложных и противоречивых проблем на современном этапе, от решение которой зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества.

Следует заметить, что тема дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек не является новой. История педагогики показывает, что во все периоды развития общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Отличия основывались на различных функциях, которые в будущем им предстояло выполнять.

Когда–то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

На основании многочисленных исследований ученые пришли к выводу,

что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели междисциплинарный термин «гендер» ( англ.gender – род) , который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

Гендерное воспитаниерассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.

В педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического аспекта понимания слова «пол». В результате появляется возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Современная ситуация в российском дошкольном образовании характеризуется тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждения России гендерные особенности не учитываются. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек. Кроме того, мальчик в ходе типичного для наших дней феминизированного воспитания переходит из одних женских рук в другие (мать – воспитательница – учительница) . Педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и сверстниками.

Следует отметить, что современная ситуация требует от девочкипроявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.) , но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчикахнельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.

Последние годы некоторые ДОУ пытаются организовать раздельное воспитание девочек и мальчиков. Однако исследователи делают вывод, что девочки и мальчики требуют разного подхода в воспитании, обучении, но их нельзя лишать контактов друг с другом. В совместных играх, выполняя «мужские» и «женские» роли, наблюдая друг за другом, общаясь друг с другом, мальчики и девочки идентифицируют свой пол от «противного».

Современные исследователи также полагают, что женщину в девочке, так же как и мужчину в мальчике, нужно формировать с дошкольного возраста, не отделяя гендерное воспитание от нравственного. В основе гендерного воспитания лежит нравственное воспитание, общие цели которого одинаковы для представителей обоих полов, но личностные качества мальчиков и девочек дифференцированы.

Работа по теме «Генедерный подход в воспитании детей дошкольного возраста», началась с изучения методической литературы по данному вопросу. Результатом анализа психолого-педагогической литературы по проблеме гендерного воспитания детей дошкольного возраста, стало оформление папки «Коллектор», в которую вошли ксерокопии интересных статей из журналов педагогической направленности, а также электронная подборка материалов по изучаемой теме.

Было проведено исследование гендерных предпочтений и стереотипов у детей дошкольного возраста, путём беседы с детьми.

Мальчикам и девочкам были предложены следующие ситуации:

  1. Мальчик и девочка пришли в магазин игрушек. Что каждый из них выберет? (детям предлагались картинки: мяч, кукла, конструктор, посуда для куклы, машинки, игрушечное оружие)
  2. Девочки и мальчики перепутали свои вещи. Помоги разобраться, какая вещь для девочки, а какая для мальчика? (детям предлагались выбрать картинки, футболка, рубашка, платье, брюки, колготки, юбка, платье)
  3. Какую куртку захочет одеть девочка и какую мальчик?
  4. Какое любимое занятие у девочки и у мальчика?
  5. Когда мальчик и девочка вырастут, то кто их них станет?

(женщиной, мужчиной, папой, мамой, дядей, тётей, дедушкой, бабушкой)

  1. Какую профессию выберет мальчик, а какую девочка? (повар,

парикмахер, врач, космонавт, водитель, продавец, водитель, строитель, учитель, президент)

  1. Чем больше всего любят заниматься девочка, мальчик?

Беседы с детьми показали, что дети старшего дошкольного возраста четко

определяют свою половую принадлежность, игровые предпочтения соответствуют гендерной принадлежности, что нашло подтверждение и при рисовании и лепке на тему «Моя любимая игрушка». Четко определяют половые предпочтения в одежде, обозначают те вещи, которые могут носить и мальчики и девочки. У мальчиков и у девочек есть разные предпочтения в выборе цвета одежды. У детей не достаточно знаний о профессиональной деятельности взрослых.

Для изучения представлений о различиях мальчиков и девочек, культуре общения детям было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. С кем ты дружишь?
  2. Кого ты бы хотел принимать в игру?
  3. Каким должен быть мальчик (девочка) , с которыми тебе хотелось бы дружить?
  4. Какие правила отношений между мальчиками и девочками ты знаешь?

Ответы детей показали, что существуют определенные трудности во взаимоотношениях между мальчиками и девочками.

На основе изучения литературы и анализа педагогической работы: прежде всего развивающей среды групп и планирования образовательной работы с детьми были определены задачи работы

  1. Формировать гендерную принадлежность у детей дошкольного возраста: формировать в детях качества мужественности и женственности и готовить их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей.
  1. Воспитывать культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками.

На основании выдвинутых задач была продумана такая организация развивающей среды в группе, чтобы учитывались игровые предпочтения и мальчиков и девочек.

Для мальчиков:

Игровые уголки были пополнены атрибутами для организации сюжетно-ролевых игр «Военные», «Космонавты», «На дороге» и т.п., для чего были приобретены каски, бинокли, рули и т.п.

Были приобретены деревянные конструкторы «Городок», «Веселая ферма», «Транспорт», «Зоопарк» и другие, в которые с удовольствием играют и мальчики и девочки группы.

Приобретены конструкторы с разными соединениями: по типу «Лего», металлический конструктор, пластмассовые конструкторы по типу «Собери сам».

Игрушки – орудия труда: клещи, молоток, плоскогубцы, пила и т.п.

Очень большим успехом пользуется у детей деревянный набор: стол, инструменты, различные детали, которые можно прикреплять к столу с помощью деревянных гвоздей и шурупов.

Мальчики очень любят играть в солдатиков, поэтому были приобретены солдатики разного размера из разных материалов для организации игровой деятельности детей, военная техника (танки, самолеты и др.)

Наборы «Железная дорога», «Гаражи» и т.п.

Настольные спортивные игры: футбол, хоккей, волейбол

Транспорт, в том числе машины специального назначения, строительная техника

Для девочек: пополнены атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр бытовой направленности «Семья», «Дочки-матери», «Магазин» и т.п..

Для этого приобрели интересные наборы бытовой техники, коляски, гладильные доски.

Девочкам старшего дошкольного возраста очень нравится играть в Барби, поэтому появился специальный уголок с домиком, красивой мебелью, одеждой.

Развивающие настольно-печатные игры «Наши поступки», «Эмоции», «Оденем мальчика и девочку» (деревянные рамки-вкладыши) , «Ребята нашего двора» и др.

Конструктор (липучки) «Погода и мода»

Но не только создание развивающей среды с учетом гендерных особенностей дошкольников важно при организации педагогического процесса.

На основании имеющихся разработок в методической литературе была составлена картотека «Фольклор с акцентом на гендер»,которая может быть использована при работе с детьми, прежде всего, младшего дошкольного возраста, но и с детьми старшего дошкольного возраста тоже, так как детям всегда приятно услышать рифмованные стихи, песенки, потешки, в которых повторяется их собственное имя или слова которого обращены непосредственно к данному ребёнку.

Была составлена картотека игр для девочек и мальчиков, в которой представлены игры с акцентом на гендер для детей разного дошкольного возраста.

Были проанализированы и доработаны перспективные планы работы по направлениям развития детей с учётом дифференцированного подхода по формированию гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста

Перспективный план работы с детьми старшей группы по формированию гендерной принадлежности представлен ниже.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

месяц

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме: