Актуализация.
В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчины не готовы взять на себя ответственность за семью. Женщины все чаще оказываются плохими хозяйками, женами и матерями. Всё это неизбежно приводит к увеличению числа разводов и социальному сиротству детей.
Начинать формировать в девочке женщину, а в мальчике мужчину необходимо уже на этапе дошкольного детства, когда осуществляется половая дифференциация, у ребенка формируются представления о себе, своих половых ролях в семье.
Гендер (gender) – это система культурных и социальных норм, предписываемых современным обществом для выполнения каждым человеком в соответствии с его биологическим полом. Вместе с тем, важно заметить, что психологические качества человека, устойчивые модели его поведения и предпочитаемые виды профессиональной деятельности определяются преимущественно не биологическим полом, а социокультурными нормами, принятыми в данном обществе. Таким образом, гендер трактуется как социальный пол человека, который включает в себя психологические и социокультурные отличия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Биологический пол является врожденным признаком, а гендер формируется в процессе воспитания и образования человека.
С первых дней своей жизни человек включается в гендерную систему общества. Прежде всего, вступают в силу символические родильные обряды, предписывающие родителям определенные действия, связанные с полом ребенка. Выбирается цвет коляски, кроватки, пеленок, одежды. Все социокультурные институты (семья, детский сад, школа) и культура в целом широко транслируют и формируют в сознании каждого человека гендерные нормы и правила поведения, создавая тем самым устойчивые представления о том, какими должны быть «настоящий мужчина» и «настоящая женщина». Отсюда следует, что быть женщиной или мужчиной предполагает не только и не столько наличие биологических половых признаков, сколько выполнение гендерных ролей, предписанных в конкретном обществе. Гендер конструируется обществом как устойчивая социокультурная модель, определяющая роли и положение человека в социуме (в семье, культуре, образовании, экономике, политической системе и др.) .
Гендерное воспитание понимается сегодня как организация учебно-воспитательного процесса с учетом половой идентичности и специфики развития каждого ребенка в процессе его полоролевой социализации.
Проблема гендерного подхода в современном воспитании возникла не случайно. Довольно часто неадекватно формируются внутренние психологические установки и позиции детей: мальчик избирает «слабый» так называемый женский тип поведения, а девочки, наоборот, стараются быть сильными, грубыми, агрессивными.
К сожалению, система отечественного дошкольного воспитания по сей день преимущественно «бесполая» (за редким исключением, доказательством чему являются следующие факты:
- содержание детской деятельности и формы ее организации не ориентированы на специфические потребности, интересы, уровни активности мальчиков и девочек;
- единый режим дня не учитывает различную потребность в движении, чередовании активности/отдыха у мальчиков и девочек;
- гигиенические, игровые, спальные комнаты и раздевалки являются общими для всех детей;
- питание не дифференцировано по ассортименту и времени приема пищи, этот факт имеет отношение в большей степени к индивидуальным, чем гендерным особенностям ребенка.
Кроме того, российская система воспитания детей раннего и дошкольного возраста феминизирована. В дошкольном учреждении гендерные игровые стили не могут быть реализованы в полной мере хотя бы по той причине, что воспитатели-женщины обычно поощряют спокойные игры девочек и, напротив, ограничивают и даже пресекают шумные активные игры мальчиков.
Целенаправленная гендерная социализация детей должна начинаться, на наш взгляд, со среднего дошкольного возраста и осуществляться (как одно из направлений) в сюжетно-ролевой игре.
Принимая во внимание всю важность данной проблемы и недостаточную её разработанность определим цель проекта:
- становление гендерного сознания дошкольников через сюжетно-ролевые игры.
Задачи:
- обогащение реального опыта детей в их игровой деятельности;
- организация и преобразование предметно-игровой среды;
- активизирующее общение и формирование реальных взаимоотношений взрослого с детьми во время игровой деятельности.
Решение задач:
- чем шире круг знаний ребенка, тем более содержательно насыщена его игра, и чтобы она не замыкалась на узком круге привычных бытовых тем, необходимо постоянно обогащать представления детей о самых разных областях действительности;
- развивающей будет являться только та игровая среда, которая позволит ребенку реализовать любые игровые замыслы;
- взрослый может помочь ребенку продолжить сюжетную линию, предложить неожиданный сюжетный поворот как во время игры, так и вне её. Игра важна для формирования реальных взаимоотношений детей и взрослых, в игре формируется «общественность». Только при наличии этого качества ребенок становится членом детского общества. Повышение компетентности педагогов в отношении понимания, организации и поддержки игровой деятельности детей дошкольного возраста будет способствовать формированию и развитию играющего детского сообщества и содержательному развитию детской игры.
Участники проекта:
Педагоги, дети, родители воспитанников.
Приоритетные направления проекта:
- поиск эффективных педагогических средств для формирования у детей гендерной устойчивости;
- формирование гендерной компетентности педагогов;
- популяризация гендерного воспитания среди педагогов ДОУ и родителей.
Объект исследования:
Процесс воспитания гендерной социализации детей через игровую деятельность.
Предмет исследования:
Комплекс организационно-педагогических условий руководства детской игровой деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.
Гипотеза исследования:
Реализация гендерного подхода в сюжетно-ролевой игре детей в условиях детского сада будет происходить успешно и способствовать гендерной социализации, если педагог владеет особой игровой позицией, которая включает в себя несколько тесно взаимосвязанных между собой компонентов:
- рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;
- инфантилизацию как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими;
- эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;
- креативность как способность находить нестандартные пути достижения целей.
Сформированная игровая позиция воспитателя обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на развитие сюжетно-ролевой игры.
Этапы проекта
I этап: Подготовительный: январь – март 2014 года
Задачи:
1. Подготовка педагогических кадров и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение и выявление содержательных характеристик гендерных представлений детей дошкольного возраста.
3. Изучение сформированности гендерных представлений у детей дошкольного возраста.
4. Выбор формы работы с родителями, разработка опросников, консультаций, плана работы с родителями по гендерному воспитанию детей.
II этап: Основной практический: апрель – август 2014 года
Задачи:
1. Организация сюжетно-ролевых игр через интересы дошкольников, предпочтения, игровые взаимодействия и умения детей.
2. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, создание условий и оформление необходимого материала для развития игровой деятельности.
3. Развитие игровых умений через последовательно изменяющееся игровое взаимодействие воспитателя с мальчиками и девочками (три линии развития) .
III этап: Заключительный: сентябрь – декабрь 2014 года
Задачи:
1. Обобщение практических материалов по реализации гендерного подхода в воспитании дошкольников.
2. Оформление опыта работы по теме проекта.
3. Распространение опыта экспериментальной работы.
4. Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по проблеме гендерного воспитания детей.
Ожидаемые результаты по реализации проекта
1. Создание в детском саду условий для воспитания, образования и развития мальчиков и девочек дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей.
2. Совершенствование гендерного воспитания детей; дифференцированного воспитания, предусматривающего индивидуальный подход, основанный на психических особенностях пола ребёнка, на развитии качеств мужественности и женственности, на воспитании уважительного отношения к детям противоположного пола и друг к другу, на подготовке детей к будущей семейной жизни, усвоению социальных ролей.
3. Разработка методов и технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
4. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности и творческого потенциала воспитателей, способствующих гендерной социализации детей.
5. Разработка практических рекомендаций для дошкольных образовательных учреждений по реализации гендерного подхода в воспитании детей в условиях детского сада.
6. Расширение кругозора и увеличение объема знаний детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины.
7. Приобретение родителями воспитанников знаний об особенностях воспитания детей разного пола.
Критерии оценки результатов
Анализ результатов работы по реализации гендерного подхода в воспитании детей по критериям:
1. Критерии деятельности педагогов детского сада:
- сформированность представлений о роли гендерных особенностей в развитии детей дошкольного возраста, о гендерных технологиях и возможности их использования в педагогической практике;
- умение определять гендерный потенциал содержания и различных форм и методов воспитательной работы с детьми;
- использование в профессиональной деятельности гендерных технологий.
2. Критерии оценки результатов гендерного воспитания детей:
- сформированность представлений детей о гендерной идентичности;
- уровень гендерной социализации детей: представления детей.
Формы представления результатов:
- методическое пособие по содержанию, результату, путях внедрения и
распространения опыта работы;
- презентация результатов реализации проекта;
- рекомендации для родителей.
С первых лет жизни малыша каждый родитель начинает воспитывать сильного защитника, который не плачет, из мальчика, и нежную аккуратную маленькую принцессу из девочки.
Хотя многие не задумываются, что такое гендерное воспитание, все же прививают с младенчества черты, которые должны быть у того или иного полового рода.
Гендер, то есть род – это воспитание детей согласно общепринятым в социуме представлениям о ролях мужчин и женщин.
Еще недавно ребенок воспитывался согласно строгим законам. Функции мужчины и женщины в экономическом, социальном, религиозном плане были различными. Весь упор делался именно на то, чтобы роды вникали в суть своего предназначения как можно раньше.
Религиозные взгляды были непрекословными, невозможно было даже подумать о том, чтобы воспитывать детей без четкого распределения на полы.
На основе христианских ценностей диктовались каноны для разных полов, нарушение которых жестоко каралось, вплоть до сожжения на костре. Люди неординарного мировоззрения встречались и тогда, но касалось это, скорее, представителей, причастных к чему-то божественному.
В 20 веке традиционные взгляды полностью разрушились, и представление о мужчине и женщине в корне изменилось. Появились работы этнографов, в которых рассматривается жизнь дальних стран, Где считается нормой возведение дома представительницей прекрасного пола, а воспитание ребенка – мужчиной.
На фоне нового подхода к гендерному воспитанию выросло новое поколение. Оказалось, слабый пол может вполне справиться с обязанностями, которые всегда считались истинно мужскими, и наоборот.
Проблема гендерного воспитания все так же важна, как и раньше, но уже с учетом современных взглядов. Программа, как дошкольная, так и школьная, против строгого разделения по ролям.
В воспитательном процессе ориентация идет на прививание представителю мужского пола не только силы воли. Важно, чтобы в конкретной ситуации мужчина был добрым, мягким, чутким, заботливым, уважал окружающих.
Женщина также уже не должна быть исключительно покорной хранительницей домашнего очага. Начиная с сада, ее учат быть сильной духом, иметь свое мнение, чтобы достичь успехов в карьере. Но не стоит забывать, что женственность – не менее важная черта.
Развитием гендера должны заниматься родители, а также педагоги в ДОУ, затем в школе.
Основной целью разделения по гендеру является создание тех условий, при которых человек сможет себя идентифицировать как представителя конкретного пола. Важно:
Важный момент – опереться на личностные особенности, а не на сложившиеся стереотипы.
От педагогов и родителей зависит, справится ли с проблемой социализации ребенок, ведь идентификация себя как мужчины и женщины является неотъемлемой частью общего определения роли.
Вырастая, человек столкнется с множеством гендерных стереотипов, преодолеть которые ему придется самостоятельно. Поэтому важно подготовить ребенка к этому.
Задача такого воспитания сводится к тому, чтобы не создавать ограничений в выборе игр, в проявлении чувств, но при этом не забывать про необходимость прививать главные черты настоящего мужчины и женщины-матери.
Хочешь привить малышу любовь к прекрасному? Узнай о способахвоспитания эстетического вкуса.
Об особенностях полового воспитания детей читай здесь.
Ваше чадо желает играть на пианино или танцевать? – Прекрасно. Не стоит твердить, что это не мужское занятие. Но и не ломайте девочку, смысл жизни которой – платья принцессы и косметика.
В каждом возрасте должен быть особенный подход к развитию женского и мужского начала. На каждом жизненном этапе у ребенка свои потребности и вопросы, ответы на которые ему будут интересны.
К двум годам ребенок начинает понимать, что есть разделение по родам. Он может обозначить себя как мальчика или девочку. В 7 лет малыш понимает, что его гендер – на всю жизнь, и он не изменится ни при желании, ни при возникновении определенной ситуации.
В условиях детского сада проводится воспитательная работа гендерного начала с помощью:
12 . Заключение по проекту………………………………………..24
13. Список литературы…………………………………………….26
Приложения………………………………………………………..27
Разработанный проект «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста» сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гармонично развитой личности с устойчивой системой социальных и нравственных качеств. Поэтому вид педагогического проекта можно определить как исследовательско-творческий.
Формирование гендерной идентичности у детей в условиях МБДОУ.
1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.
2. Сформировать навыки и умения поведения, выработать отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между мальчиками и девочками.
3. Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольника.
4. Привлечь родителей к активному участию в проекте по гендерному воспитанию детей.
Срок реализации проекта: июнь 2012 г. – август 2013 г.
Программа реализации педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:
I этап – подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях. Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения: создание предметно-развивающей среды для реализации педагогического проекта, отбор диагностических методик для выявления уровня гендерной воспитанности, создание методических условий для реализации гендерного воспитания в условиях МБДОУ.
II этап – внедрение и реализация педагогического проекта. Данный этап включает следующие направления деятельности дошкольного образовательного учреждения: внедрение проекта по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, разработку и внедрение методического обеспечения.
III этап – анализ и оценка результативности реализации педагогического проекта. Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности: оценку эффективности реализации проекта, осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
Дети 5-6 лет (старшая группа) , их родители, воспитатели.
Социализация, коммуникация, безопасность, чтение художественной литературы, художественное творчество, физическая культура, познание.
Актуальность проекта обусловлена тем, что необходимость гендерного воспитания детей назрела давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол ребенка как важный фактор при воспитании и обучении.
Особенности развития детей разных полов, по данным нейрофизиологов и нейропсихологов, определяют различия в структуре головного мозга. Так что воспитывать и обучать девочек и мальчиков нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных мозговых структур.
*систематизация и пропаганда опыта по проблеме;
* обеспечение условий для совершенствования практической компетенции педагогов в гендерном воспитании детей;
* совершенствование услуг по воспитанию, обучению детей и оказанию поддержки семьям.
На локальном уровне: совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по гендерному воспитанию; внедрение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения проекта «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста»; рост престижа дошкольного образовательного учреждения в муниципальной и региональной образовательных системах.
У детей старшего дошкольного возраста будут сформированы:
1. Гендерно - ориентированное поведение.
2. Навыки гендерной идентичности и гендерной социализации.
3. Навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности.
4. Нравственные качества, принятые в обществе.
5. Коммуникативно-речевые навыки.
6. Мышление, память воображение.
7. Умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.
Формы представления результатов проекта: Результаты проекта планируется представить в форме методических материалов для реализации в ДОУ и для представления на семинарах и конференциях разного уровня.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ) утвержденные и введенные в действие Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года №655 ставят во главу угла личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим поднимается проблема учета гендерных особенностей детей.
Формирование гендерной принадлежности и идентичности – одна из задач реализации образовательной области «Социализация» в детском саду, тесно связанная, в соответствии с федеральными государственными требованиями, с формированием семейной и гражданской идентичностью, а не с вопросами полового или полоролевого воспитания, как это было раньше. Гендерная составляющая – один из основных структурных компонентов личности, тесно связанной со всеми сферами: познавательной, эмоциональной, волевой. Поэтому нарушение в осознании себя мальчиком или девочкой может внести дисбаланс в общее развитие ребёнка. Однако проблема гендерной идентификации дошкольников недостаточно исследована, что затрудняет создание педагогической системы, направленной на формирование у детей понимания своей гендерной принадлежности.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.
На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации.
Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.
Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние, как на психику, так и на эмоциональное равновесие и самочувствие человека. Идентификация и осознание идентичности происходят непрестанно на протяжении всей жизни, но большинство исследований в этой области фокусируется на подростковом возрасте, который известен кризисами самосознания и самоутверждения. Между тем детям необходимо ещё до школы получать знания о гендерно – ролевых особенностях, поведении и ожиданиях представителей мужского и женского пола.
Почему же именно в дошкольном возрасте так необходимо гендерное воспитание?
Необходимость гендерного воспитания заключается в следующем:
- в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность;
- в 2 года ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик;
- с 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость) , т.е дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.
Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины.
К тому же программно-методическое обеспечение дошкольных программ не всегда учитывает гендерные особенности. В результате содержание воспитания и образования, в основном, ориентированно только на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек.
Все это позволяет сделать вывод о необходимости создания в МБДОУ условий для гендерной социализации дошкольников.
10. Реализация педагогического проекта
Гендерный подход в воспитании детейдошкольного возраста
№ слайда 2Описание слайда:
ПОВЕСТКА ДНЯродительского собрания 1. Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Организация дополнительныхобразовательных услуг – условие гармоничного развития ребенка.3. Отчет о бюджетной деятельности ГДОУ; освоение бюджетных и внебюджетных средств в весенне-летний период 2009-2010 учебного года.
№ слайда 3
Два мира – мальчики и девочки
№ слайда 4Описание слайда:
Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол. Раннее детство (1 – 3 года) . Принятие пола без наполнения его содержанием Младший возраст (3-4 года) . Дифференцирует половое различие Дошкольный возраст (4-5 лет) . Идентификация по половому признаку.
Старший дошкольный возраст (6-7 лет) . Принятие пола и его констанстность.
№ слайда 5
Различия в психике и поведении детей
№ слайда 6Описание слайда:
Признаки несформированности гендерной идентичности Предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола Стремление быть со взрослым противоположного пола, подражать его поведению Активно выраженное желание изменить свой пол и имя Рассказы ребенка, в которых он выступает, как представитель другого пола Стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола
№ слайда 7
Дифференциация педагогического процесса Деятельность детей во время занятий с педагогами и специалистами
№ слайда 8
Деятельность детей на музыкальных занятиях и праздниках
№ слайда 9
Деятельность детей на занятиях по физическому воспитанию
№ слайда 10
Трудовая и игровая деятельность детей
№ слайда 11Описание слайда:
Роль семьи в гендерном воспитании детей Мать:Формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких) Действует лаской, добротой Воспитывает глубокую привязанность, терпимость Раскрывает красоту окружающего мира Дает готовые ответы на вопросы Является образцом для поведения дочери
№ слайда 12Описание слайда:
Папы очень нам нужны Отец:Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость Является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и рыцарство у ребенка Отец – ролевая модель для ребенка на дальнейшую жизнь Способствует формированию самооценки, статусной позиции Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы
№ слайда 13
Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей. Счастье там, где любят нас и верят нам.
№ слайда 14Описание слайда:
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга Организация дополнительныхобразовательных услуг – условие гармоничного развития ребенка
№ слайда 15Описание слайда:
АКВАФИТНЕС«ДЕЛЬФИН» (4 занятия в месяц) Чтоб здоровым, крепким стать, учитесь плавать и нырять. Плыть свободно в разной глубине, «Дельфин» научит на груди и на спине. Нырять и видеть под водой, «Дельфин» зовёт Вас за собой.
Прыгать с горки эдак и так, в нашей команде каждый мастак. Научился плавать быстро – минуточку внимания! Каждый месяц всех ребят, ждут соревнования. Учиться плавать мы всегда, друг другу помогаем.
С дельфином в море голубом плескаться мы желаем.
№ слайда 16Описание слайда:
Занятия подгрупповые. Время занятий – среда, четверг – 15.00 – 16.00Руководитель: Шемякина Севиль Джалиловна Стоимость подгрупповых занятий- 500 рублей в месяц Индивидуальных занятий – 700 рублей в месяц
№ слайда 17Описание слайда:
Монтессори-педагогика в современном ДОУ Бойкова Марина Ивановна – педагог Монтессори-класса, Занятия подгрупповые и индивидуальные. По расписанию. Стоимость занятий – 250 рублей
№ слайда 18
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста: из опыта работы педагога-практика
Проблема гендерного (полролевого) воспитания всё больше приобретает актуальность в настоящее время. В современном мире происходит смена стереотипов маскулинности (мужественности) и феминности (женственности) , что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и полной, утрате маскулинных качеств у мальчиков и юношей и феминных – у девочек и девушек.
Немало молодых людей, вступая в брак, не способны построить семейные отношения. Мужчины не готовы взять на себя ответственность за семью, а воспитание детей часто перекладывают на плечи жены.
У женщин же не сформированы умения устранять конфликты, поддерживать тепло семейного очага, быть хорошей хозяйкой. С каждым годом растёт число мужчин и женщин, для которых семья и дети не являются важной частью их жизни.
Таким образом, проблема гендерного воспитания - одна из самых сложных и противоречивых проблем на современном этапе, от решение которой зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества.
Следует заметить, что тема дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек не является новой. История педагогики показывает, что во все периоды развития общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Отличия основывались на различных функциях, которые в будущем им предстояло выполнять.
Когда–то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
На основании многочисленных исследований ученые пришли к выводу,
что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели междисциплинарный термин «гендер» ( англ.gender – род) , который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.
Гендерное воспитаниерассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.
В педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического аспекта понимания слова «пол». В результате появляется возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Современная ситуация в российском дошкольном образовании характеризуется тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждения России гендерные особенности не учитываются. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек. Кроме того, мальчик в ходе типичного для наших дней феминизированного воспитания переходит из одних женских рук в другие (мать – воспитательница – учительница) . Педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и сверстниками.
Следует отметить, что современная ситуация требует от девочкипроявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.) , но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчикахнельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.
Последние годы некоторые ДОУ пытаются организовать раздельное воспитание девочек и мальчиков. Однако исследователи делают вывод, что девочки и мальчики требуют разного подхода в воспитании, обучении, но их нельзя лишать контактов друг с другом. В совместных играх, выполняя «мужские» и «женские» роли, наблюдая друг за другом, общаясь друг с другом, мальчики и девочки идентифицируют свой пол от «противного».
Современные исследователи также полагают, что женщину в девочке, так же как и мужчину в мальчике, нужно формировать с дошкольного возраста, не отделяя гендерное воспитание от нравственного. В основе гендерного воспитания лежит нравственное воспитание, общие цели которого одинаковы для представителей обоих полов, но личностные качества мальчиков и девочек дифференцированы.
Работа по теме «Генедерный подход в воспитании детей дошкольного возраста», началась с изучения методической литературы по данному вопросу. Результатом анализа психолого-педагогической литературы по проблеме гендерного воспитания детей дошкольного возраста, стало оформление папки «Коллектор», в которую вошли ксерокопии интересных статей из журналов педагогической направленности, а также электронная подборка материалов по изучаемой теме.
Было проведено исследование гендерных предпочтений и стереотипов у детей дошкольного возраста, путём беседы с детьми.
Мальчикам и девочкам были предложены следующие ситуации:
(женщиной, мужчиной, папой, мамой, дядей, тётей, дедушкой, бабушкой)
парикмахер, врач, космонавт, водитель, продавец, водитель, строитель, учитель, президент)
Беседы с детьми показали, что дети старшего дошкольного возраста четко
определяют свою половую принадлежность, игровые предпочтения соответствуют гендерной принадлежности, что нашло подтверждение и при рисовании и лепке на тему «Моя любимая игрушка». Четко определяют половые предпочтения в одежде, обозначают те вещи, которые могут носить и мальчики и девочки. У мальчиков и у девочек есть разные предпочтения в выборе цвета одежды. У детей не достаточно знаний о профессиональной деятельности взрослых.
Для изучения представлений о различиях мальчиков и девочек, культуре общения детям было предложено ответить на следующие вопросы:
Ответы детей показали, что существуют определенные трудности во взаимоотношениях между мальчиками и девочками.
На основе изучения литературы и анализа педагогической работы: прежде всего развивающей среды групп и планирования образовательной работы с детьми были определены задачи работы
На основании выдвинутых задач была продумана такая организация развивающей среды в группе, чтобы учитывались игровые предпочтения и мальчиков и девочек.
Для мальчиков:
Игровые уголки были пополнены атрибутами для организации сюжетно-ролевых игр «Военные», «Космонавты», «На дороге» и т.п., для чего были приобретены каски, бинокли, рули и т.п.
Были приобретены деревянные конструкторы «Городок», «Веселая ферма», «Транспорт», «Зоопарк» и другие, в которые с удовольствием играют и мальчики и девочки группы.
Приобретены конструкторы с разными соединениями: по типу «Лего», металлический конструктор, пластмассовые конструкторы по типу «Собери сам».
Игрушки – орудия труда: клещи, молоток, плоскогубцы, пила и т.п.
Очень большим успехом пользуется у детей деревянный набор: стол, инструменты, различные детали, которые можно прикреплять к столу с помощью деревянных гвоздей и шурупов.
Мальчики очень любят играть в солдатиков, поэтому были приобретены солдатики разного размера из разных материалов для организации игровой деятельности детей, военная техника (танки, самолеты и др.)
Наборы «Железная дорога», «Гаражи» и т.п.
Настольные спортивные игры: футбол, хоккей, волейбол
Транспорт, в том числе машины специального назначения, строительная техника
Для девочек: пополнены атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр бытовой направленности «Семья», «Дочки-матери», «Магазин» и т.п..
Для этого приобрели интересные наборы бытовой техники, коляски, гладильные доски.
Девочкам старшего дошкольного возраста очень нравится играть в Барби, поэтому появился специальный уголок с домиком, красивой мебелью, одеждой.
Развивающие настольно-печатные игры «Наши поступки», «Эмоции», «Оденем мальчика и девочку» (деревянные рамки-вкладыши) , «Ребята нашего двора» и др.
Конструктор (липучки) «Погода и мода»
Но не только создание развивающей среды с учетом гендерных особенностей дошкольников важно при организации педагогического процесса.
На основании имеющихся разработок в методической литературе была составлена картотека «Фольклор с акцентом на гендер»,которая может быть использована при работе с детьми, прежде всего, младшего дошкольного возраста, но и с детьми старшего дошкольного возраста тоже, так как детям всегда приятно услышать рифмованные стихи, песенки, потешки, в которых повторяется их собственное имя или слова которого обращены непосредственно к данному ребёнку.
Была составлена картотека игр для девочек и мальчиков, в которой представлены игры с акцентом на гендер для детей разного дошкольного возраста.
Были проанализированы и доработаны перспективные планы работы по направлениям развития детей с учётом дифференцированного подхода по формированию гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста
Перспективный план работы с детьми старшей группы по формированию гендерной принадлежности представлен ниже.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
месяц
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста
Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...
Физкультурно оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста Сохранение и укрепление здоровья детей — главная задача нашего дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно-...
Фольклор для детей дошкольного возраста
Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...
В результате труда детей дошкольного возраста создаются
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...
Виды игр для детей дошкольного возраста
Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...
Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста
Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...
Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, акти...
Познавательное развитие детей дошкольного возраста по фгос
Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация "Познавательное развитие в соответс...
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Младший дошкольный возраст характеризуе...
Развитие театральных способностей детей дошкольного возраста
Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самост...
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста
Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...