Геометрические фигуры для дошкольников

Игры с геометрическими фигурами (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста.

ИГРЫ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.

/ старший дошкольный возраст /

В играх используются 8 геометрических фигур: круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, многоугольник, треугольник, 10-ти цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, фиолетовый, белый, розовый, коричневый, серый.

Всего 80 штук. Чтобы облегчить игру, надо уменьшить количество цветов и количество геометрических фигур.

Геометрические фигуры имеют цвет с двух сторон, размер 10 х 10см (для подвижных игр, для настольных игр размер уменьшен в половину (5 х 5см) .

Эти игры можно использовать в работе по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

ИГРА №1 «КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЁТ ФИГУРЫ СВОЕГО ЦВЕТА»

Цель: Учить отбирать предметы по названному признаку, чётко выполнять задание, развивать быстроту реакции. Закреплять знание цветов. Развивать партнёрство и доброжелательность во время игры.

Ход игры:

В игре используются геометрические фигуры 10-ти цветов по 8 фигур каждого цвета.

На столе лежат полоски 10 –ти цветов 2х6 см, по 2 штуки каждой, цветом вниз. Воспитатель предлагает каждому подойти к столу и взять по одной полоске. Дети с полосками одинакового цвета встают в пары. И собирают фигуры того цвета, какого цвета им досталась полоска.

По команде воспитателя дети начинают выполнять задание, побеждает та пара, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Дети сами анализируют правильность выполнения заданий.

ИГРА №2 «КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЁТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»

Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах, учить слышать задания педаго-га и точно выполнять его. Развивать партнёрство во время игры.

Ход игры:

На полу разбросаны геометрические фигуры.

Всего 8 геометрических фигур: квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, многоугольник – эти фигуры десяти цветов. Дети делятся на пары. Участвуют 8 пар.

Воспитатель даёт детям задание распределиться парами для игры, рассчитаться по порядку номеров в парах. Дети запоминают порядковый номер своей пары.

Воспитатель даёт парам задание:

1-я пара собирает квадраты,

2-я пара собирает треугольники,

3-я пара собирает круги,

4-я пара собирает овалы,

5-я пара собирает трапеции,

6-я пара собирает ромбы,

7-я пара собирает прямоугольники,

8-я пара собирает многоугольники.

(Закрепить, какая пара что собирает) .

По сигналу воспитателя дети начинают выполнять задание. После игры воспитатель предлагает парам проверить друг у друга правильность выполнения задания, для этого они меняются собранными фигурами и, просматривая их, проверяют правильность выполнения задания.

Побеждает та пара, которая быстро и правильно выполнила задание.

ИГРА №3 «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ - 1».

Цель: Развивать у детей умение выполнять задание по установке воспитателя, действовать быстро, закрепить знание названий геометрических фигур.

Ход игры:

На полу разбросаны фигуры: круги, треугольники, овалы, прямоугольники, квадраты, многоугольники по 8 штук каждого цвета. Ромбы, трапеции для этой игры убираются. Геометрические фигуры беспорядочно разбросаны на полу. Всего 60 фигур.

Дети делятся на 2 команды, команда девочек и команда мальчиков, выбираются «капитаны» команд.

Дети могут придумать название своей команде.

Воспитатель даёт играющим задание:

Команда девочек собирает четырёхугольники (квадраты, прямоугольники) .

Команда мальчиков собирает фигуры без углов (овалы, круги) .

Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание, для проверки правильности выполнения задания, можно поменяться собранными фигурами и проверить друг у друга правильность выполнения задания.

Дети сами оценивают правильность выполнения игрового задания.

ИГРА №4 «КТО БОЛЬШЕ СОБЕРЁТ ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКОВ».

Цель: Развивать у детей быстроту, умение слышать игровое задание взрослого и чётко выполнять его.

Ход игры:

На полу разбросаны геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, круги, овалы, треугольники, ромбы, трапеции, многоугольники – все эти фигуры 10-ти цветов. Воспитатель обращает внимание детей на то, что собирать фигуры надо по одной, ползать по полу на коленках запрещается.

Дети стоят в большом кругу, геометрические фигуры разбросаны в середине круга.

Под весёлую музыку дети бегут по кругу, по сигналу или команде воспитателя дети собирают только четырёхугольники. После окончания игры воспитатель предлагает каждому посчитать, сколько он собрал фигур четырёхугольной формы.

«Поднимите руку, у кого 1 четырёхугольник».

«Поднимите руку, у кого 2 четырёхугольника».

«Поднимите руку, у кого 3 четырёхугольника».

«Поднимите руку, у кого 4 четырёхугольника» и т. д.

Побеждает тот, кто больше всех собрал четырёхугольников.

ИГРА №5 «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ -2».

Цель: Развивать внимание, добиваться у детей умения четко выполнять правила игрового задания, воспитывать доброжелательность к партнёрам по игре.

Ход игры:

На полу разбросаны геометрические фигуры разных цветов -80 штук (8 различных фигур десяти цветов) .

Дети стоят в кругу, руки сзади, глаза закрыты, педагог проходит сзади стоящих детей, кому он дотронулся до руки, считается играющим. Отбирается половина детей (10 человек) .

Воспитатель:- Подойдите ко мне те дети, до кого я дотронулась, вы будете играть сейчас, а остальные чуть позже.

Выбранные дети делятся на 2 команды: команда девочек и команда мальчиков (по 5 человек в каждой команде) .

Каждая девочка собирает: 2 синие фигуры и 2 жёлтые фигуры; каждый мальчик должен собрать 2 красные фигуры и 2 зелёные фигуры. На выполнение задания даётся определённое время.

Игра начинается после слов воспитателя:

- Один, два, три, четыре, пять, начинаем собирать.

Побеждает тот, кто быстро и правильно выполнит задание. Дети меняются собранными фигурами, проверяют правильность выполнения задания.

ИГРА №6 «СЧИТАЙ, НЕ ОШИБИСЬ».

Цель: Развивать слуховое и зрительное внимание, умение четко выполнять задания педагога, закрепить навыки счёта.

Ход игры:

На полу разбросаны геометрические фигуры разных цветов – 80 штук.

Считалкой выбирается один ребёнок, он должен не говоря, одним взглядом выбрать 5 девочек и 5 мальчиков для игры. Дети по взгляду должны понять и выйти на игру.

В игре участвуют 5 девочек и 5 мальчиков.

По команде воспитателя девочки собирают по 5 фигур, мальчики по 4 фигуры (любого цвета и формы) .

Далее девочки с мальчиками меняются собранными фигурами и проверяют друг у друга правильность выполнения задания.

Побеждает тот, кто быстро и правильно выполнил задание.

ИГРА №7 «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ».

Цель: Учить видеть в предметах сходные признаки, уметь объяснить свой выбор, развивать быстроту и внимание.

Ход игры:

Детям раздаются геометрические фигуры, разного цвета (по количеству детей) .

Дети под музыку бегают врассыпную. По сигналу воспитателя они должны найти себе пару и аргументировать свой выбор (по каким признакам они искали себе пару: по цвету, по форме, по цвету и форме) .

ИГРА №8 «ХУДОЖНИКИ».

Цель: Развивать абстрактное мышление, умение подгруппой договариваться и планировать работу согласно заданной воспитателем теме. Учить строить общий план и действовать по плану.

Ход игры:

На полу разбросаны 80 геометрические фигуры разного цвета и формы.

Дети делятся на 4 команды, или выбираются 4 человека. Воспитатель объясняет задание: «- Составьте из геометрических фигур изображение любого животного. Но прежде чем начать работу, вы должны договориться о том, какое животное вы будете собирать, и ка-кие геометрические фигуры вам для этого понадобятся». По сигналу воспитателя дети начинают выполнять задание.

Задания могут быть различными, например: выложить весёлого человечка.

Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Дети сами выбирают победителя, объясняя свой выбор.

www.maam.ru

Предварительный просмотр:

Геометрические фигуры для дошкольников

Знание и изучение простых геометрических фигур не будет лишним для ребенка, а наоборот – отлично улучшит мышление, логику, память, внимание.

Когда начинать заниматься — зависит от решения родителей. Кто-то и с 3-х месяцев показывает ребенку карточки (Дома, например) , развивающие мультфильмы с изображениями фигур и т.д. Отчасти, эта идея не лишена смысла – и мама при деле, и ребенку интересно.

Если у мамы времени и/или желания нет, можно начинать и позже, это не критично.

Оптимально начинать знакомить ребенка с простыми геометрическими фигурами в возрасте около 2-х лет. Вначале показать картинки, на которых они изображены, параллельно изучая цвета и размеры.

Развивать знания можно не только во время занятий, а и во время прогулок – вместе искать предметы определенной формы (солнце – круг, окно — квадрат) , рисовать мелом на асфальте, палочкой на песке, лепить из снега.

После 3-х лет уже можно заниматься более сложными упражнениями, вводить в обиход новые фигуры. У нас уже давно пользуется популярностью линейка-трафарет, с помощью которой можно самостоятельно рисовать геометрические фигуры. Также есть в продаже геометрическое лото – принцип такой же, только вместо чисел фигуры.

В интернете есть множество простых тематических стихов. Например:

Круглый круг похож на мячик,

Он по небу солнцем скачет.

Круглый словно диск луны,

Как бабулины блины

Если ребенок умеет и любит вырезать, то можно предложить делать аппликации из фигур. С помощью ножниц также можно отслеживать пути превращения – круга в полукруги, прямоугольника в квадраты и т.д.

В продаже можно найти наклейки в форме фигур – принципы занятий те же, что и при аппликации, только не нужно ничего вырезать.

Также хорошо развивают мышление ребенка задания, в которых нужно сравнить величину фигур (какая больше/меньше, либо сложить по возрастанию, например) , их цвета (отсортировать по цветам и оттенкам) , предложение сложить некий объект из данных фигур (например, домик из треугольников и квадратов, елку из треугольников) и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Источник nsportal.ru

Презентация "Геометрические фигуры" для дошкольников

(37 пользователям это нравится)

Презентация "Геометрические фигуры" - это обучающий материал для дошкольников, с помощью которого можно ненавязчиво и быстро научить малыша названиям геометрических фигур и закрепить в сознании начертательный образ этой фигуры. В этой презентации малыши познакомятся со всеми геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, полукруг, четырехугольник, ромб, параллелограмм, пятиугольник, шестиугольник, восьмиугольник, куб, цилиндр, шар, параллелепипед, конус, пирамида, призма.

Презентация "Геометрические фигуры" предназначена для изучения основных фигур в геометрии по методике раннего развития Глена Домана. Презентацию можно просматривать несколько раз в день длительностью не более 5 минут.

Для просмотра презентации необходима программа Power Point. После скачивания файла с презентацией откройте его с помощью этой программы и нажмите F5 - начнется автоматический просмотр карточек в виде меняющихся слайдов со звуковым сопровождением.

Вы также можете посмотреть презентацию "Геометрические фигуры" в онлайне.

Скачать презентацию "Геометрические фигуры" по ссылке ниже

Скачать вложения:

  • Geometriya_figuri.ppt(3797 Скачиваний)
  • PowerPoint_21.exe(1261 Скачиваний)

Прочитано 13285 раз Другие материалы в этой категории: Презентация "Первый урок геометрии"

Добавить комментарий

Имя (обязательное)

Обновить

Материал chudo-udo.com

Учим геометрические фигуры с дошкольником | Статьи | Рос Образование

27 Сентября00 Геометрические фигуры выучить достаточно просто. Некоторые родители начинают обучать своих детей этому очень рано, ещё до того, как они учатся говорить.

В этом случае уже трёх-четырёхлетние дети знают все геометрические фигуры и соотносят их с окружающими предметами. И считают, что они с этим знанием родились.

Знать геометрические фигуры - не такая уж большая премудрость. Однако это верно лишь в том случае, когда малыш впитывает эти знания понемногу в течение достаточно длительного времени.

Если же, например, ровно в 4 года положить перед крохой набор геометрических фигур и начать «учить» их - это окажется сложной, практически невыполнимой задачей. Да и не нужно относиться к этому серьёзно.

Лучше учить геометрические фигуры в играх, благо времени до школы ещё много. Но если родители сами теряются и не знают, как учить геометрические фигуры, то можно обратиться к проверенным играм и занятиям.

Сортёр

Так неприглядно называется игрушка в виде полого куба. На гранях находятся отверстия в виде геометрических фигур, а сами фигуры - объёмные, разноцветные, прилагаются. Ребёнок должен поместить фигуру через соответствующее отверстие.

А родители могут при этом говорить: - Это круг, мы его должны поместить в это отверстие в виде круга. Сортёры - любимые игрушки детей в возрасте от 9 месяцев до 2-3 лет.

Объёмные геометрические фигуры

В просторечье родители называют их кубиками, хотя кроме кубиков там есть прямоугольники, полукруги, треугольники, арки и т. д. Они объёмные, яркие и из них так приятно строить башенки. Сначала небольшие - из двух кубиков, потом повыше, а потом сложные композиции.

Родители, конечно, должны проговаривать названия геометрических фигур, играя вместе с крохой. А играют в кубики детки от 8 месяцев до 6-7 лет.

Вкладыши

Эта неказистая игра - одна из самых любимых малышами в возрасте от 9 месяцев до 2 лет. Всего-то и нужно в прорезанную ямку вложить правильную фигуру. Для удобства маленьких пальчиков к каждой фигурке приделан небольшой штырёк, за который её удобно держать.

И, конечно, рядом должны быть родители, называющие правильно геометрические фигуры.

Пирамидки

Пирамида - вторая по популярности игра после кубиков. Она проверена временем и точно развивает мышление ребёнка. Однако сейчас делают пирамиды самые разные, в том числе и в виде стандартных геометрических фигур.

Их можно считать и распределять по цвету. Играют дети в возрасте 1,3 - 3 лет.

Аппликация

Вот где есть простор фантазии! Нарезали геометрических фигур и сочинили историю, сложив при этом домик, матрёшку, ёлочку или вот такой потрясающий паровозик. Аппликацией любят заниматься дети от 1,5 до 10 лет, только сложность, конечно, должна соответствовать возрасту.

Домино

Дети старше 2 лет уже могут с удовольствием играть в домино. Особенно, если оно такое простое. Есть домино с животными, есть с растениями, а есть с геометрическими фигурами. В такое домино один не поиграешь, нужна весёлая компания.

Зато все названия геометрических фигур запоминаются быстро и надолго!

Пазлы

Пазлы с геометрическими фигурами - игра, не так давно появившаяся на российском рынке. Но пазлы любят дети разных стран, и наши - не исключение. Эта игра подходит детям с 2 лет.

Она развивает мышление и мелкую моторику.

Ассоциации

В эту игру можно играть в любом возрасте и безо всяких пособий. На что похоже солнышко? На круг! А дверь?

На прямоугольник! Но вот производители детских игрушек сделали пазлы ассоциации, возможно кому-то проще играть с ними. А если ещё и на скорость или со смешными «объяснялками», то будет интересно и познавательно!

Поделиться с друзьями:

Подробней ros-obrazovanie.ru

Изучение геометрических фигур с дошкольниками

Разделы:Работа сдошкольниками

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В дошкольном возрасте развитие восприятия происходит очень интенсивно.

В процессе восприятия геометрических форм предметов участвуют такие анализаторы, как зрительный, тактильный, речедвигательный. Увидев, например, предмет той или иной формы, ребенок может соотнести ее с известными ему основными формами, отметить сходство и различия: “Это похоже на круг, а это на квадрат”. Процесс восприятия детьми геометрических фигур начинают формироваться в раннем дошкольном возрасте и проходит через следующие этапы:

  • На первом этапе - геометрические фигуры воспринимаются как целое, ребенок не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия между фигурами.
  • На втором этапе - ребенок уже проводит анализ воспринимаемых геометрических форм и устанавливает отношения между ними. в результате которого выявляются их свойства.
  • На третьем этапе - ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и формой фигур.

Переход от одного этапа к другому протекает под влиянием целенаправленного обучения.

В методических руководствах для педагогов

, говорится о том, что введение элементов геометрии в курс дошкольного образования носит пропедевтический характер – ознакомительный характер. Геометрический материал изучается на уровне знания-знакомства. Никакие правила и определения с дошкольниками не заучиваются, дети практически различают геометрические фигуры, сравнивают их, изображают на бумаге.

В процессе формирования геометрических представлений у детей развивается:

  • логическое мышление и связная речь;
  • ориентация в пространстве, моторика.
  • наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;
  • умение обобщать, классифицировать, выделять главное.

Геометрический материал в программе дошкольного обучения не выделяется в самостоятельный раздел, он включается в программу каждого года обучения. Изучение геометрических фигур проходит в тесной связи с другими учебными предметами: это рисование и начальные элементы черчения, труд и знакомство с окружающем миром.

Основная часть

Задачи.

Образовательные

: показать отличие и сходство и отличие в изучаемых геометрических фигурах, сформировать навык определения фигур по сторонам и углам, учить строить фигуры с помощью трафарета и линейки.

Развивающие

: развивать пространственные навыки, навык счёта, мышление, внимание, память.

На первом плакате дети сравнивают количество квадратов, размер, выполняют запись 4 = 4.

На втором плакате нарисовано большое количество геометрических фигур, дети называют их, а потом “раскладывают” по двум мешочкам.

На третьем плакате - у гусеницы считают количество кружков, а в тетради рисуют гусеницу с меньшим количеством кружков.

В программе дошкольного обучения при изучении геометрического материала прослеживается наиболее глубокая связь с арифметикой. В основе этой интеграции лежит возможность установления отношений между числом и геометрической фигурой, что позволяет использовать фигуры при формировании понятий числа, свойств чисел и операций над ними. И, наоборот, использовать числа для изучения свойств геометрических фигур.

Геометрические фигуры (круг, овал, многоугольники)

и элементы фигур (стороны, углы, вершины многоугольников) используются в качестве объектов для пересчитывания - как счетный материал.

Построение геометрических фигур - многоугольников (четырёхугольники, пятиугольники, шестиугольники, семиугольники) по заданным параметрам

Воспитательные

: воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, аккуратность.

Развитие пространственных отношений.

Сравнения по длине полосок. Метод наложения.

Педагогу важно обеспечить разнообразие предлагаемых объектов

, которые будут отличаться цветом, размером, материалом, расположением на плоскости. В результате дети смогут сконцентрировать своё внимание на существенных признаках объектов, на основе чего и формируются представления о геометрических фигурах.

Какие методы можно использовать при изучении с дошкольниками геометрического материала?

1. Метод наглядности

(рисунки, плакаты, таблицы) .

Цель метода наглядности

- обогащение и расширение непосредственного восприятия геометрических предметов , изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению и обобщению.

2. Практические работы учащихся

(моделирование, вычерчивание, измерение, конструирование, вырезывание, работа с шаблонами)

Работа по шаблону. Моделирование.

Составление квадрата из набора геометрических фигур.

Конструкторские умения включают:

  • умение собрать несложную фигуру из готовых частей - деталей;
  • умение видоизменить - трансформировать фигуру;
  • умение разделить данную фигуру на составные части.

Воссоздание фигур по образцам-контурам

Дидактическая игра – задание. “Сколько квадратов?”

Выполняя такие задания, ребенок учится анализировать простые изображения, визуально разбивать целый объект на части и наоборот, составлять из отдельных элементов заданную модель, выделять и называть геометрические фигуры.

3. Метод наблюдений.

Развивающие упражнения сопровождаются изучением свойств геометрических фигур: сторон, углов. Углы: (прямой, тупой, острый) .

4. Метод сравнения

: прямая и отрезок; прямая и кривая линия; овал и круг; прямой угол и непрямой, квадрат и прямоугольник.

Знакомство с измерением отрезков позволяет наглядно иллюстрировать представления о натуральном числе, десятичной системе счисления (сантиметр – единица) , об операциях над числами (масштабная линейка как числовой луч, как счетный прибор) .

При изучении темы “Длина отрезка” ребята учатся работать с линейкой, знакомятся с мерой длины - сантиметром, учатся сравнивать длины отрезков, устанавливают связи между отрезком и числом.

Вычерчивание отрезков заданной длины и измерение отрезков с помощью линейки.

“Процесс изучения геометрического материал должен быть от начала до конца активным, конкретным, наглядным” - так сформулировано в программе при изучении геометрического материала. Это правильно, т.к. вторая сигнальная система развивается на основе первой, поэтому при работе с геометрическим материалом дети создают и воспроизводят изучаемые геометрические формы.

Отображение

Приобретенные знания и умения помогают детям правильно анализировать различные формы предметов и воспроизводить затем в рисунках, творческих постройках

Для закрепления знаний и контроля над изученным материалом

использую дидактические игры, например игра “Закончи определение и покажи фигуру”

1. Прямая, у которой есть начало и конец, называется… (отрезок) .

2. Четырёхугольник, у которого все стороны равны… (квадрат) .

3. Какую фигуру мы называем треугольником… (есть три угла) .

4. У этой фигуры нет углов (круг, овал) .

Практическое задание. Построение треугольника.

Дети, по точкам, при помощи линейки, строят треугольники. Затем, по образцу (на доске) делят линиями на части. Далее ребята должны увидеть количество получившихся треугольников, объяснить и показать наглядно.

Это задание носит характер контроля – как учащиеся усвоили знания.

Заключение

В результате изучения геометрического материала у детей:

  1. Накапливают запас геометрических представлений и понятий, усваивают геометрическую терминологию.
  2. Приобретают навыки работы с инструментами (линейкой, многоугольником-трафаретом, с набором “геометрическое лото”)
  3. Формирование геометрических представлений является важным разделом умственного воспитания, политехнического образования, имеют широкое значение во всей познавательной деятельности человека.

Итогом работы по изучению геометрического материала должно быть сформировано умение узнавать и называть геометрические фигуры в окружающей обстановке, на рисунке, правильно находить заданную фигуру в наборе геометрических фигур.

Наблюдения, практические и самостоятельные работы - всё это должно приводить к накоплению фактов и к обобщениям. Полученные знания в дошкольном возрасте получат своё продолжение в школе, на занятиях в технических кружках: начальном моделировании, авиамодельном, судомодельном.

Адрес: ул.Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД«Первоесентября», Оргкомитет фестиваля «Открытыйурок»Эл.почта: festival@1september.ru Телефон: +7(499)249-52-53

Источник
Источник festival.1september.ru

Геометрические фигуры для детей - развитие дошкольников :: SYL.ru

Автор:

  • 5

Раннее развитие детей начинается с ознакомления с геометрическими фигурами. Сначала ребенок учится распознавать плоские фигуры и различать их по свойственным признакам.

В возрасте двух лет ребенок уже имеет серьезный багаж знаний о том, что собой представляет квадрат, а что такое круг. Но геометрические фигуры, для детей понятные на этом этапе, еще не открывают полного разнообразия существующих плоскостей, к изучению которых приступают именно после пяти-шести лет.

Задача взрослых ребенку-дошкольнику помочь в систематизации выученного геометрического материала и его информационном расширении. Достичь положительных сдвигов в этом деле помогают дидактические игры, геометрические фигуры для детей в которых представлены не просто самостоятельными единицами, а составляющими какого-либо изображения, например, домика, причем объемного.

Нужно ли заниматься с ребенком дома?

Тема «Геометрические фигуры» для детей очень интересна и познавательна, поскольку объединяя оные в единое целое, можно придумать самые невероятные объемные и содержательные образы - людей, домов, растений… Отличным вариантом развития ребенка дома является составление элементарных аппликаций из цветной бумаги. Во-первых, у дошкольника в процессе такой интересной работы разрабатывается моторика рук, во-вторых, развиваются воображение и фантазия.

Геометрические фигуры для детей открывают двери в математический мир, и приобретенные ребенком-дошкольником знания о различиях фигур пригодятся ему в дальнейшем познании геометрических азов.

Какие геометрические фигуры применять в обучении?

Многие специалисты советуют изучать геометрические фигуры, используя цветной дидактический материал. Ведь яркие и сочные оттенки фигур будут только привлекать внимание детворы к той или иной форме.

Для изучения геометрических фигур недостаточно просто иметь цветные нарисованные картинки, желательно, чтобы на практике применялись объемные предметы: кубики, шары, конусы, цилиндры, сферы.

Примеры занятий с дошкольником на тему «Геометрические фигуры»

Чтобы заниматься с ребенком в домашних условиях, родители должны и сами вникать в изучаемую тему и закладывать в умственный потенциал ребенка только правильные тезисы. Так, нужно разбираться в вершинах фигур, сторонах, углах, гранях и ребрах.

Очень интересно сопоставление различных предметов с геометрическими фигурами, например, арбуз ассоциируется со сферой или шаром, кабачок с овалом, бревно с цилиндром.

Логику развивает составление из нескольких геометрических фигур одной целой, например, из двух треугольников - квадрата или ромба, из квадратов в сложенном виде - треугольников, из наложенных одна на другую фигур можно получить звезды.

Очень увлекательным является сложение геометрических фигур из нескольких спичек или счетных палочек. Пример: сделать два квадрата из семи палочек, три треугольника из семи палочек, прямоугольник из шести палочек, два треугольника из пяти палочек.

Для развития абстрактного воображения очень полезны занятия, предлагающие склеивание объемных фигур из картона по определенной схеме.

Результат во взрослой жизни

Разнообразные геометрические фигуры для детей - это развитие сообразительности, мышления и памяти. Заложенные в детстве задатки пригодятся очень многим в дальнейшей взрослой жизни. Зачастую люди, имеющие отличное воображение, работают в сфере моделирования, им очень легко создавать самые невероятные композиции.

Все родители сегодня делают акцент на раннее развитие ребенка, геометрические фигуры в котором занимают самое значимое место, а материалом для создания оных могут быть обычные картон, цветная бумага, пластилин, наборы мозаики, аппликации.

Добавить комментарий

Ссылка на источник www.syl.ru

Задания по математике для дошкольников

Правила организации занятий

Работать с развивающими математическими заданиями совсем нетрудно, родителям вполне по силам с этим справиться. Но чтобы ребенок получал от занятий максимальную пользу, необходимо придерживаться правил их организации:

Перед тем как приступить к заданию, необходимо дать рекомендации по его выполнению:

  • Учитывать уровень развития и возрастные особенности ребенка.
  • Например, концентрация внимания дошкольников ниже, чем у младших школьников. Они могут удерживать внимание, занимаясь интересующей деятельностью, на протяжении 30-50 минут. Если вдруг внимание малыша угасло, не нужно заставлять его заниматься дальше.
  • Исходить из интересов ребенка.
  • Не злоупотреблять подсказками.
  • Если чадо не может найти решение задачи, не нужно каждый раз говорить правильные ответы, надо побуждать его к поиску и проявлению терпения. Чтобы удержать интерес ребенка, взрослый может предложить частичную подсказку. Как правило, дошкольнику не удается выполнить все задания с первого раза, но это имеет позитивные стороны - если ребенок вынужден что-то делать несколько раз, происходит развитие волевой сферы.
  • Не ограничиваться упражнениями одного типа, а использовать разнообразный материал.
  • Это поможет разностороннему развитию. При организации занятий надо обращать внимание на тренировку пространственных временных отношений, навыков счета, воображения, логического мышления и др.
  • Применять разные формы организации занятий: индивидуальная работа, игры в паре или командные соревнования.
  • Исходить из постепенного усложнения заданий.
  • Использовать средства наглядности, которые будут привлекать внимание ребенка: яркие картинки или фотографии, изображения любимых сказочных героев.
  • Не скупиться на похвалу, если малыш ее заслужил.
  • Поощрять самостоятельность.

Занимайтесь с ребенком комплексно. Вместе в развитием математических способностей развивайте и навык чтения. Узнайте как быстро научить ребенка читать из нашей статьи.

Если ваш ребенок непоседа, разрешите ему побегать по ортопедическому коврику. О его пользе прочитайте в нашей статье.

Виды заданий по математике

К занимательным математическим заданиям относятся игры, загадки, шуточные задачи, головоломки, упражнения с геометрическими фигурами. Все они направлены на развитие быстроты реакции, логического и нестандартного мышления, находчивости, воображения.

Поскольку дошкольный возраст подразделяется на младший и старший, то и задания должны подбираться с учетом степени сложности. Младший дошкольный возраст охватывает возрастной период 3-4 года, а старший - 5-7 лет. Конечно, разбивка заданий по возрасту условная, так как все зависит от темпов развития отпрыска, именно на них и надо ориентироваться.

Математические игры

К математическим играм принадлежат задания, которые базируются на анализе логических отношений и закономерностей.

Чтобы найти ответ, необходимо проанализировать условия задачи, ознакомиться с ее содержанием и понять, что требуется делать.

Поиски решения заключаются в применении мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения.

Игры для младших дошкольников

Игра «Составь последовательность чисел». Ребенку даются перемешанные карточки с цифрами от 1 до 5 или 10, а он должен разложить их в правильной последовательности.

Задание «Сосчитай предметы». Ребенок получает бланк с картинками, возле которых есть цифры. Надо сосчитать предметы на картинке и обвести соответствующую цифру.

Задание «Божьи коровки». Надо на тельце насекомого нарисовать указанное количество точек.

Игры для старших дошкольников

Игра «Сравни число». Взрослый предлагает ребенку назвать число, учитывая условия: оно должно быть больше 5, меньше 8. За каждый правильный ответ можно давать солнышко или флажок.

Задание «Найди соответствие примерам». На специальном бланке слева расположены серии картинок, а справа — примеры. Необходимо подобрать к картинке подходящий пример.

Математические задачи на смекалку

Головоломки рекомендуют предлагать детям старшего дошкольного возраста. Самыми распространенными являются геометрические задачи со счетными палочками. Их называют геометрическими, потому что в основе задания — составление, трансформация различных фигур.

Для выполнения задания надо подготовить счетные палочки и таблицы-схемы с изображениями фигур.

Нужно стараться выбирать задачи с разными условиями и способами решений, чтобы стимулировать поисковую активность малыша.

Задачи для дошкольников

«Составление предметов по картинкам». Перед ребенком кладется картинка с изображением какого-то предмета. Это может быть домик, скамейка, . Ребенок должен, ориентируясь на образец, сложить из палочек аналогичный предмет.

Впоследствии можно усложнить задание, попросив ребенка сложить показанную картинку, не имея перед глазами пример, то есть по памяти.

«Преобразование фигуры». Задание проводится в 2 этапа. Сначала взрослый показывает ребенку фигуру и просит составить из палочек такую же.

Инструкция второго этапа: надо определить, какие и сколько палочек следует убрать, чтобы получилась другая фигура.

«Геометрические примеры». Ребенку надо проанализировать представленные геометрические фигуры, представив, как будет выглядеть конечный результат и выбрать ответ.

«Сосчитай фигуры». Ребенку дается изображение сложной геометрической фигуры, состоящей из множества деталей, он должен сосчитать, сколько в фигуре треугольников, прямоугольников, квадратов.

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных изображений

Игры с геометрическими фигурами на составление различных предметов, животных очень полезны для развития аналитического мышления, сенсорных умений. Для проведения занятий необходимо запастись набором фигур: круг, треугольник, прямоугольник или квадрат.

Игры для младших дошкольников

«Составь картинку». Ребенку дается стандартный набор фигур и простенькие картинки с изображением разных предметов. Ориентируясь на образец, ребенок должен сложить картинки.

Игры для старших дошкольников:

«Составь силуэт животного или насекомого». Для игры берется круг, который разделен линиями на более мелкие и неоднородные детали, разрезается. Затем из полученных частей круга дети пробуют составить картинку, причем конкретные инструкции им не даются — они должны действовать по своему замыслу.

«Предметы из кубиков». Глядя на изображение предмета, дошкольник из кубиков строит такой же.

Загадки, шуточные задачи, занимательные вопросы

Загадки, шуточные задачи и занимательные вопросы встречаются детьми с необыкновенным энтузиазмом. Они способны активизировать умственную деятельность ребенка, выработать навыки замечать главные и существенные свойства, отделяя их от второстепенных.

Задания, относящиеся к этой категории, отлично подходят для использования в начале занятия, чтобы подготовить чадо к интеллектуальной работе, провести умственную гимнастику.

Шуточные задачи способны создавать благоприятный эмоциональный фон, поднимать настроение. В качестве отдыха и переключения внимания задания можно использовать в середине занятия.

Математические загадки — это замысловатые вопросы или описания какого-то предмета, явления, которые ребенок должен отгадать. Поскольку загадки математические, то в них обязательно будут фигурировать цифры, надо будет производить вычислительные действия.

Шуточные задачи представляют собой игровые задания с математическим смыслом, для решения которых необходимо использовать смекалку и находчивость, а в некоторых случаях обладать чувством юмора. По ним рекомендуют заниматься со старшего дошкольного возраста.

Содержание задач необычное, так как наряду с главными признаками они включают второстепенные. Получается, что поиски ответа как бы замаскированы другими условиями.

Примеры шуточных задач

  • 2 автомобиля проехали 5 км. Сколько км проехал каждый автомобиль?
  • Если аист стоит на одной ноге, то он весит 4 кг. Сколько будет весить аист, когда он стоит на 2 ногах?
  • Что тяжелее: 1 кг бетона или 1 кг ваты?

Занимательные вопросы

Они представляют собой краткие вопросы с побуждением сосчитать что-то.

  • Сколько ушей у трёх мышей?
  • Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас?

Игры, математические развлечения

Игры и математические развлечения — отличный способ разнообразить формы работы. Если выбрать игру с двумя участниками, то интерес ребенка возрастет за счет духа соревнования.

Игры для младших дошкольников

«Закончи рисунок». Ребенку дается лист бумаги с изображенными на нем геометрическими фигурами. Задача — нарисовать небольшой рисунок, в основе которого нужная геометрическая фигура.

Например, из круга можно нарисовать снеговика или часы, из квадрата — телевизор, портфель.

Пример игры для старших дошкольников

«Домики». Для этой игры понадобится 20 изображений домиков с 10 окошками. По наличию штор на окошках можно судить о квартирах.

Суть игры состоит в том, чтобы сравнивать домики между собой: сколько надо вселить жителей, чтобы все квартиры полностью были заняты, сколько надо убрать из домика жителей, чтобы в нем было занято столько же квартир, как в пятом доме.

Универсальные игры

«Нарисуй картинку по цифрам». Чем старше ребенок, тем больше цифр может быть.

Книги по математике для дошкольников

  1. А. Болошистая «Математика вокруг тебя». Рабочая тетрадь включает задания на формирование математического мышления. Предназначена детям 4-5 лет.
  2. К. В. Шевелев «Математика для дошкольников». Рабочая тетрадь состоит из развивающих заданий, адресованных детям 6-7 лет. Занятия рассчитаны на подготовку к школе.
  3. Л. Г. Петерсон «Раз - ступенька, два - ступенька». Серия пособий призвана формировать математический образ мышления, воображение, способность к анализу.
  4. М. Дружинина «Большая книга досуга». В книгу входят ребусы, загадки, головоломки. Задания призваны развивать аналитическое мышление, расширять кругозор, активизировать воображение.
  5. О. Жукова «Математика для дошкольников». В книжке-раскраске собраны игровые упражнения, которые научат ребенка счету до 10, помогут развить восприятие и логику.

Для развития логики ребенка вамбудет полезна статья про логические игры для детей 3-4лет.

Как развивать логику ребенка в 4-5 лет читайте здесь. Про развитие логики детей в 5-6годаможно посмотреть тути для детей 6-7 лет в этой статье http://profymama.com/razvivalochka/igry-upragneniya/logika/igry-razvivayushhie-logiku-rebenka-v-6-7-let.html

More from my site

Материал с сайта ProfyMama.com

Другие статьи по теме:

  • Картотека игр для дошкольников

    Картотека дидактических игр для младших дошкольников Дидактические игры на развитие зрительного восприятия Свет Игра 1. «Пляшущие тени» Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представле...

  • Математика для дошкольников 6 7 лет задания

    Логические задания для детей 6-7 лет Логические задачи, задачи-шутки, задания на сообразительность для старших дошкольников1. У семерых братьев по одной сестре. Сколько всех сестер? (Одна) 2. Две...

  • Настольные игры для дошкольников

    Развитие физических качеств в процессе обучения дошкольников игре в настольный теннис (на примере средней группы) Опыт педагогов-практиков показывает (Адашкявичене Э. Й., Гришин В. В., Фролов В....

  • Игрушки для дошкольников

    Игрушка как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста. Консультация для родителей «Моя игрушка» Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения...

  • Танграм для дошкольников

    Игра-конструктор «Танграм» для детей старшего дошкольного возраста Игра-конструктор «Танграм», для детей старшего дошкольного возраста Актуальность В дошкольном возрасте важно развивать логическо...

  • Картинки по математике для дошкольников

    Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике в старшей группе Воспитатель МБДОУ № 79 Г. Томск Родькина Елена Александровна. Я заметила, что смекалки, головоломки, занима...

  • Числовой домик для дошкольников

    Перфокарты для дошкольников Идея изготовления перфокарт появилась, когда младшая дочка училась в начальных классах. Тогда только начали появляться методические пособия О. В. Узоровой и Е. А. Нефе...

  • Дидактические игры по математике для дошкольников

    Дидактические игры по математике. Веселые задания для дошкольников Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети в этом во...

  • Игры на внимание для дошкольников

    Игры на развитие внимания у дошкольников Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Вним...

  • Упражнения для дошкольников

    Игры и упражнения для развития памяти (старший дошкольный возраст) Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Без нее не возможно усвое...

  • Игры своими руками для дошкольников

    Мастерим игры своими руками. Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста b]Мастерим игры для детей своими руками. [/b] Дидактическое пособие А давай мы, пои...

  • Значение предметно развивающей среды для развития дошкольника

    Проектирование предметно-развивающей среды в самостоятельной деятельности ДОУ Тема «Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности старших дошкольников» Содержание 1....

  • Занимательная математика для дошкольников

    Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике в старшей группе Воспитатель МБДОУ № 79 Г. Томск Родькина Елена Александровна. Я заметила, что смекалки, головоломки, занима...

  • Картотека игр на развитие внимания для дошкольников

    Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста) Развивающие игры "Запоминаем вместе" (картотека игр, направленных на развитие па...