Гигиена детей дошкольного возраста

Предмет и задачи педиатрии и гигиена детей дошкольного возраста

Предмет и задачи педиатрии и гигиена детей дошкольного возраста - раздел Образование, ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Педиатрия (От Греч. Pais, Paidos — Ребенок...

Педиатрия (от греч. pais, paidos — ребенок, iatreia — лечение) — учение о детских заболеваниях. Современная педиатрия изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их диагностики, лечения и предупреждения.

Особенно большое внимание современная педиатрия уделяет вопросам профилактики заболеваний, гигиены детей и подростков.

Дошкольная гигиена (гр.hygienos -целебный, приносящий здоровье) как наука изучает влияние факторов внешней среды на развитие и состояние здоровья детей раннего и дошкольного возраста. При этом понимается не только материальная среда, окружающая ребенка, но и коллектив, в котором он находится, а также методы воспитания и обучения. Дошкольная гигиена разрабатывает мероприятия, способствующие укреплению здоровья детей, их гармоничному развитию и правильному воспитанию в дошкольном учреждении.

. На разных возрастных этапах состояние организма ребенка различно, поэтому нормы и рекомендации, разработанные дошкольной гигиеной, учитывают особенности каждого возрастного этапа и меняются по мере роста и развития ребенка.

С момента рождения ребенок нуждается в гигиенической организации окружающей его среды. В первые дни и месяцы его жизни эту задачу гигиена разделяет с педиатрией, которая также занимается созданием необходимых для ребенка условий (уход, вскармливание, профилактика заболеваний, закаливание и т.д.) .

В практике медицинского обеспечения детских учреждений, как педиатр, так и санитарный врач проводят в жизнь мероприятия, соответствующие современным научным достижениям педиатрии и гигиены. Они снабжают работников дошкольных учреждений необходимыми правилами и нормативами, соблюдение которых обеспечивает успешное проведение всей воспитательной работы, способствует нормальному физическому и нервно-психическому развитию, укреплению здоровья детей.

Педиатрия и гигиена детей школьного возраста в методическом отношении тесно взаимосвязаны, так как объектом их изучения являются дети от рождения до 14 лет. В связи с этим педиатрию и гигиену детей дошкольного возраста необходимо рассматривать в общем контексте, не выделяя какую-то одну дисциплину, так как в данном случае имеет место объединение хотя и самостоятельных, но тесно взаимосвязанных наук.

Каждый воспитатель дошкольного учреждения должен обладать необходимыми систематизированными знаниями и практическими навыками в работе по охране и укреплению здоровья детей.

Педиатрия и гигиена детей дошкольного возраста изучают следующие основные темы:

• особенности детей раннего и дошкольного возраста;

• здоровье и физическое развитие детей;

• причины заболеваний и травматизма у детей, влияние их на организм, признаки, по которым можно выявить заболевание у ребенка;

• гигиена физического воспитания — (требования к местам проведения занятий, оборудованию, организации закаливания)

• гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического развития детей;

• гигиена окружающей среды;

• профилактика болезней детей и первая помощь при несчастных случаях и травмах;

• гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала.

Развернуть

Читать далее allrefs.net

Шпаргалки основы гигиены и педиатрии детей дошкольного возраста - Предмет и задачи дисциплины

Шпаргалки основы гигиены и педиатрии детей дошкольного возраста - Предмет и задачи дисциплины

Cмотрите так же...Page 16 of 30

Предмет и задачи дисциплины

Педиатрия – наука о здоровом и больном ребенке. Она охватывает физиологию, диететику, гигиену, патологию и лечение ребенка от рождения и до наступления половой зрелости.

Современная педиатрия уделяет особенно большое внимание вопросам профилактики заболеваний, вопросам гигиены детей и подростков.

Дошкольная гигиена как наука изучает влияние факторов внешней среды на развитие и состояние здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Учитывая возрастные особенности, дошкольная гигиена разрабатывает мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей, их гармоническое развитие и правильное воспитание в дошкольном учреждении. Она вооружает работников дошкольных учреждений необходимыми правилами и нормативами, соблюдение которых обеспечивает успешное проведение всей воспитательной работы, содействует нормальному физическому и психическому развитию ребенка, улучшает здоровье детей.

В соответствии с задачами, кот. ставятся перед педиатрией и д/ш гигиеной, предметом их изучения являются: - возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста; - здоровье и физическое развитие детей; - причины заболеваний и травматизма у детей, меры их профилактики, первая помощь при несчастных случаях и травмах; - гигиена нервной системы, органов зрения, дыхания, пищеварения и др.; - физическое воспитание: - гигиенические основы питания детей; -гигиена среды дошкольных учреждений.

Педиатрия и дошкольная гигиена тесно связаны и в своих исследованиях опираются на опыт и достижения биологии, медицины, педагогики, психологии и других наук. Возрастная физиология и возрастная морфология человека служат естественнонаучной основой педиатрии и дошкольной гигиены.

Педиатрия и дошкольная гигиена используют методы исследования:методы гигиенического эксперимента, методы санитарного обследования и описания, эпидемиологический метод, физиологические методы, клинические методы, биохимические методы, сравнительный метод, санитарно-статистические методы, метод лабораторного эксперимента.

Санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия, разработанные педиатрией и дошкольной гигиеной, осуществляются через государственную систему медицинского обслуживания.

Важной задачей работы с детским коллективом является профилактика заболеваний – осуществление ее невозможно без достаточных знаний о причинах возникновения болезней у детей, способах их передачи, симптомах, по которым их можно распознать.

Материал с сайта spargalki.ru

ГЛАВА 7 ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА РЕБЕНКА

Дети должны содержаться в чистоте, иметь опрятный вид. Медицинский персонал, при отсутствии ухаживающего за ребенком одного из родителей, обязан умывать, причесывать детей, стричь ногти, при необходимости помогать одеваться.

Медицинская сестра следит, чтобы дети дошкольного возраста, находящиеся на общем режиме, ежедневно самостоятельно утром и вечером умывались, чистили зубы, мыли шею, при необходимости уши и т.д. После умывания необходимо вытирать лицо и руки сухим полотенцем.

У некоторых детей дошкольного, а нередко и школьного возраста кожа от мытья и плохого вытирания краснеет, становится сухой, покрывается трещинами и ссадинами. Чтобы избежать этого, нужно научить детей правилам гигиены, в целях профилактики кожу на ночь рекомендовать смазывать детским кремом, например «Алиса», «Бепантен», «Драполен», «Чебурашка» и др.

При необходимости нужно помочь ребенку правильно выбрать детскую зубную пасту и объяснить, как правильно пользоваться зубной щеткой, соблюдая определенную последовательность действий

(рис. 8) .

Рис. 8. Техника чистки зубов

С 6 мес, то есть с момента появления первого зуба, ребенку следует чистить зубы зубной щеткой. Пасту выбирают без обильной пены, чтобы она не вызывала рвотный рефлекс. Можно пользоваться гелем. Используют детские зубные пасты («Парексил» и др.) .

Лучше пользоваться современными зубными щетками с подвижными головкой и корпусом типа «аквафреш», «рич интердентал» и др. Зубные щетки Oral B, линии Stages учитывают возрастные особен-

ности ребенка. Так, Stage-1 с удобной ручкой предназначена для руки взрослого, имеет специальные мягкие овальной формы щетинки для чистки зубов и массажа нежных десен, снабжена системой оповещения об износе щетины, применяется детям от 4 мес до 2 лет.

Stage-2 имеет ручку, которую удобно удерживать в маленькой детской ладони. Узкая форма головки зубной щетки легко помещается в детском ротике, а специальный выступ позволяет добраться до самых дальних зубов; применима от 2 до 4 лет. Stage-3 создана для детей от 5 до

7лет, когда выпадают молочные зубы. Новшество - щетина в форме чаши, окружает и позволяет тщательно чистить каждый зуб. Stage-4 - зубная щетка для детей от 8 лет.

Ее щетинки расположены под углом друг к другу, что позволяет удалять налет между зубами, а удлиненная щетина по краям «работает» с меняющимися зубами ребенка.

Медицинские сестры должны помогать больным раннего и дошкольного возраста. Например, девочкам расчесывать длинные волосы индивидуальной расческой, ежедневно утром и вечером подмывать наружные половые органы теплой кипяченой водой в направлении спереди назад, к заднему проходу. Раз в неделю необходимо проверять состояние ногтей, раз в 7-10 дней - организовать гигиеническую ванну.

В этот же день меняют постельное и нательное белье, одежду.

Гигиеническое содержание постели. Кровать должна быть никелированной, чтобы ее легче было подвергать дезинфекции и влажной уборке. Допускается использование деревянных кроватей, но с условием, чтобы их размеры соответствовали возрасту детей.

Кровать ставят в палате таким образом, чтобы к ней было удобно подойти с любой стороны, головным концом к стенке. Расстояние между соседними кроватями не должно быть менее 1,5 м. Сетка на кровати должна быть хорошо натянута, с ровной поверхностью, на нее кладут матрац и застилают его простыней, края которой подворачивают под матрац, чтобы она не сворачивалась и не собиралась в складки.

Если больной принимает пищу в постели, то постель необходимо перестилать для удаления с простыни крошек, остатков пищи, для расправления складок. На подушки из пера или ваты (нижнюю) и пуха (верхнюю) надевают чистые наволочки.

Одеяло должно быть байковым, поскольку оно хорошо проветривается и дезинфицируется. В летний период года больные могут пользоваться тканевыми одеялами. На тканевые и байковые одеяла надевают пододеяльники.

Не следует разрешать детям сидеть на чужих кроватях, тем более нельзя это позволять посетителям. Родители должны садиться на стулья.

Определенной категории больных, например, с заболеванием позвоночника, суставов, при патологической подвижности внутренних органов (например блуждающая почка) , сетку в кровати заменяют деревянным щитом, поверх которого кладут матрац.

Для тяжелобольных нужны специальные функциональные кровати, которые позволяют обеспечить требуемое положение (например, полусидячее и др.) . Функциональная кровать состоит из рамы с панелями, двух спинок, двух боковых решеток, надкроватного столика и корзины. Панель кровати составлена из трех подвижных секций: головной, тазобедренной и ножной (рис. 9) .

Рис. 9. Функциональная кровать

Боковые решетки у функциональной кровати съемные и могут использоваться для обеспечения безопасности детей младшего возраста или как вспомогательные устройства, с помощью которых бинтами можно фиксировать руки и ноги больного при проведении длительных внутривенных вливаний и т.д. Надкроватный столик состоит из подноса и двух ножек и устанавливается непосредственно над кроватью перед лицом больного, если последний находится в полусидячем положении. Имеется корзина для горшка.

Возле каждой кровати ставят прикроватную тумбочку, куда кладут предметы личной гигиены ребенка, его белье, игрушки, книги. За состоянием тумбочек для предметов личного пользования следит медицинская сестра.

Смену постельного и нательного белья проводят в отделении, как уже упоминалось, раз в 7-10 дней после гигиенической ванны, но при необходимости белье меняют чаще. Дети старшего возраста, находящиеся в удовлетворительном состоянии, переодеваются самостоятельно, а больным младшего возраста помогают медицинские сестры или младшие медицинские сестры.

При смене нательного белья тяжелобольному, находящемуся на строгом постельном режиме, медицинская сестра захватывает края рубашки, снимает ее через голову и затем освобождает руки. Чистое белье надевают в обратном порядке. Если у больного повреждена рука, то сначала снимают рукав со здоровой руки, а затем с больной. Надевают рубашки сначала на больную, а затем на здоровую

руку.

Обычно одновременно со сменой нательного белья меняют постельное белье. Если больной может сидеть, то медицинская сестра пересаживает его с кровати на стул и перестилает постель. Смену белья у лежачих больных проводят двумя способами:

1) грязную простыню скатывают валиком со стороны головы и ног, а затем удаляют. Чистую простыню, скатанную с двух сторон, как бинт, подводят под крестец больного и расправляют по длине кровати;

2) больного ребенка передвигают на край постели, затем скатывают грязную простыню по длине, на свободном месте расправляют чистую, на которую перекладывают больного, а на другой стороне снимают грязную и расправляют чистую.

Грязное белье - отдельно постельное и нательное - собирают в пластмассовые баки с крышками или клеенчатые мешки и выносят из палаты в специальную комнату. Сестра-хозяйка, надев сменный халат и клеенчатый фартук, сортирует белье и передает в центральную бельевую больницы, откуда его отправляют в прачечную. После смены белья пол и окружающие предметы в палате протирают ветошью, смоченной в 1 % растворе гипохлорида кальция.

В отделении находится запас белья на сутки. Запрещается сушить белье на радиаторах центрального отопления и использовать его повторно.

Несвоевременная и неправильная смена белья, главным образом постельного, способствует возникновению пролежней.

Помощь при отправлении естественных потребностей. Ребенку, находящемуся на строгом постельном режиме, подкладывают судно (эмалированное или резиновое) или подают мочеприемник (эмали-

рованный или стеклянный) . Больной, которому разрешено вставать, должен пользоваться горшком, который ставят под кровать. Горшок пронумерован, его номер соответствует номеру кровати. Маркировка необходима для того, чтобы ребенок пользовался только своим горшком.

Судно, мочеприемник или горшок ежедневно моют горячей водой с хозяйственным мылом и затем обрабатывают 1 % раствором хлорамина или 0,5 % раствором хлорной извести. Для устранения запаха мочи посуду после отправлений обрабатывают слабым раствором перманганата калия.

Профилактика пролежней. Уход за кожей особенно важен у детей, длительное время находящихся на строгом постельном режиме и не имеющих возможности принимать гигиенические ванны.

Кожные покровы протирают полотенцем или чистой мягкой тканью (марлей) , смоченной одним из дезинфицирующих средств (полуспиртовым раствором, одеколоном, столовым уксусом, камфорным спиртом и др.) . Один конец полотенца смачивают, слегка отжимают и протирают за ушами, шею, спину, ягодичную область, переднюю часть грудной клетки, подмышечные и паховые складки, складки на руках и ногах. Затем сухим концом полотенца вытирают кожу насухо в том же порядке.

Пролежень - некроз мягких тканей (кожи с подкожной жировой клетчаткой) . Чаще пролежни возникают у ослабленных детей в области крестца, лопаток, большого вертела, локтей, пяток, где мягкие ткани сдавливаются между поверхностью постели и подлежащим костным выступом (рис. 10) .

Основными причинами образования пролежней являются нарушение местного кровообращения в коже и подлежащих тканях и недостаточная подвижность больного.

Образованию пролежней способствуют плохой уход за кожей, неудобная постель, редкое ее перестилание. Сначала появляется бледность кожи, впоследствии сменяющаяся покраснением, отечностью и отслаиванием эпидермиса.

Возникновение пузырей и некроза кожи свидетельствует о более выраженных нарушениях и явной недооценке медицинским персоналом первоначальных симптомов пролежней. В тяжелых случаях омертвению подвергаются не только мягкие ткани, но даже надкостница и поверхностные слои костной ткани. Быстрое присоединение инфекции приводит к сепсису.

Рис. 10. Места образования пролежней при положении ребенка лежа на спине (а) , на животе (б) , на боку (в)

Профилактическими мероприятиями, направленными на предупреждение пролежней, являются поворачивание больного ребенка на бок (если позволяет его состояние) , ежедневное неоднократное стряхивание крошек, устранение складок на нательном и постельном белье, протирание кожи дезинфицирующими растворами. Тяжелобольным, длительное время находящимся в постели, следует подкладывать под наиболее уязвимые места резиновый (надувной) круг, обернутый пленкой, а также водяные подушки, поролоновые прокладки. В последнее время для профилактики пролежней, при обширных ожогах

используются промышленного производства надувные матрацы или так называемые аэропады с гофрированной поверхностью и подачей воздуха через специальные отверстия (рис. 11) .

Рис. 11. Аэропад

Меры по лечению пролежней аналогичны мерам по их профилактике с тем отличием, что лечение предусматривает уход за раной. Необходимое условие успешного лечения - исключение непрерывного давления на пораженную область, лечение основного заболевания, обеспечение тщательного ухода за больным.

Если появляется гиперемия кожи, то этот участок осторожно протирают сухим полотенцем для улучшения местного кровообращения. Используют ультрафиолетовое облучение.

Кожные покровы в местах мацерации обмывают холодной водой с детским мылом и протирают 5 или 10 % спиртовым раствором йода или 1 % раствором бриллиантовой зелени, а затем припудривают тальком или простой пудрой, либо область пролежня закрывают сухой асептической повязкой. До отторжения омертвевших тканей мазевые и влажные повязки недопустимы.

При отграничении некроза врач удаляет омертвевшие ткани, а рану закрывает стерильной салфеткой, смоченной 1 % раствором перманганата калия. В дальнейшем 2-3 раза в день медицинская сестра меняет повязку, сообщает врачу сведения о состоянии раны. По мере очищения раневой поверхности начинают применять мази для их заживления - солкосериловую, ируксол, камадол, мазь Вишневского

и др. Мази наносят на раневую поверхность тонким слоем, процедуру повторяют 2-3 раза в сутки до полного заживления.

Появление пролежней у детей - свидетельство плохого ухода, низкой медицинской культуры персонала отделения, безответственного отношения к своим прямым обязанностям.

Уход за полостью рта. Утром и вечером больной ребенок должен чистить зубы щеткой, пользуясь детской зубной пастой.

Желательно, чтобы дети после каждого приема пищи полоскали рот теплой водой, лучше слегка подсоленной (четверть чайной ложки поваренной соли на стакан воды) либо содовой водой (3-5 г бикарбоната натрия на стакан воды) . При необходимости применяют ряд дополнительных средств для ухода за полостью рта: нити, элексиры, ополаскиватели. Медсестра контролирует правильное применение этих гигиенических средств. Так, ополаскиватель на основе хлоргексидина следует применять 2 раза в сутки, но не более 14 дней.

В настоящее время многие дети прибегают к специализированной ортодонтической помощи по медицинским или эстетическим причинам. Рекомендации при ношении брекет-систем:

1) используют лечебно-профилактическую зубную пасту и ополаскиватель, желательно одной фирмы-производителя (например, зубная паста «Синквель Актив» и ополаскиватель «Синквель Сенситив» или др.) ;

2) применяют особую щетку для брекетов;

3) исключают из питания вязкую, жесткую и твердую пищу, а также жевательные резинки, ириски.

Большое значение в настоящее время придается профилактике кариеса. В связи с этим рекомендуется использовать специальные гигиенические салфетки (Spiffies) с 4 мес или с началом введения прикорма, то есть до появления первого зуба.

Салфетку оборачивают вокруг указательного пальца и, прижимая ее большим пальцем, протирают ребенку зубы, десны, внутреннюю поверхность щек и языка. Салфетку используют, когда зубная щетка недоступна, для уменьшения боли при прорезывании зубов, после каждого кормления грудью или из бутылочки.

Уход за глазами. Специального ухода за глазами не требуется. Ребенок промывает глаза во время утреннего и вечернего туалета.

Однако если имеются выделения, склеивающие ресницы, глаза промывают при помощи стерильного марлевого тампона, смоченного теплым крепким чаем.

При заболеваниях глаз по предписанию врача проводят закапывание капель или втирание мазей. Перед процедурой медицинская сестра тщательно моет руки с мылом и щеткой, протирает их спиртом. Пипетку для закапывания капель и лопаточку для закладывания мази перед употреблением кипятят.

Для закапывания капель в глаза в пипетку набирают лекарственное средство. Указательным пальцем слегка оттягивают нижнее веко, другой рукой из пипетки медленно выпускают одну каплю (ближе к носу) . Больной при этом должен смотреть в противоположную сторону.

Спустя некоторое время закапывают вторую каплю и просят ребенка закрыть глаза. После использования глазную пипетку промывают теплой водой и помещают в специальный футляр.

Глазную мазь закладывают при помощи стеклянной лопаточки. Для этого оттягивают нижнее веко и на конъюнктиву помещают мазь, глаза просят закрыть, осторожными движениями пальцев по веку растирают мазь.

Уход за ушами. Во время ежедневного утреннего туалета, когда ребенок умывается, он должен мыть и уши. При обнаружении серной пробки в наружном слуховом проходе ее удаляют.

Для этого в ухо закапывают несколько капель 3 % раствора перекиси водорода или стерильного вазелинового масла, при помощи ватной турунды вращательными движениями удаляют пробку (рис. 12) . При закапывании капель в левое ухо голову больного наклоняют к правому плечу.

Левой рукой оттягивают мочку уха, правой рукой закапывают несколько капель в слуховой проход. После этого в ухо закладывают небольшой ватный тампон на несколько минут или повязывают голову косынкой.

Уход за полостью носа. Если ребенок самостоятельно не может освобождать нос, то ему оказывает помощь медицинская сестра - удаляет образовавшиеся корочки. Для этого в носовые ходы попеременно вводят ватную турунду, смоченную вазелиновым маслом (желательно стерильным) , глицерином или другим масляным

Рис. 12. Туалет наружного слухового прохода

раствором. При этом голову ребенка запрокидывают назад и через 2-3 мин вращательными движениями удаляют корочки. Уход за носом требует определенного навыка и терпения.

Стрижка ногтей. Для этого используют маленькие ножницы с закругленными браншами, чтобы не поранить кожу. После окончания стрижки ножницы обязательно протирают ватой, смоченной спиртом или 0,5 % раствором хлорамина.

Уход за волосами. Он заключается в мытье головы, расчесывании волос, заплетении кос и т.д. Для расчесывания волос используют только индивидуальные расчески.

Причесать короткие волосы у мальчиков обычно несложно. Длинные волосы у девочек нужно разделить на отдельные пряди, расчесать каждую отдельно, при необходимости заплести косички.

При наличии обильной перхоти или загрязнения волос используют густой гребень, смоченный в растворе столового уксуса. Голову моют детским мылом или шампунями.

Гигиена зрения у детей школьного возраста. У детей школьного возраста необходимо серьезное внимание уделять профилактике расстройств зрения. Следует соблюдать рекомендации для чтения и письма:

1) держать книгу необходимо ниже уровня подбородка на расстоянии не ближе 50 см;

2) не читать на солнце и ярком свете или, наоборот, при плохом освещении;

3) во время чтения надо чаще моргать, лучше в конце каждой строки;

4) проводить упражнения для тренировки глазных яблок (повороты вверх, вниз, влево и вправо, сфокусировать взгляд на любом далеко стоящем предмете и перевести глаза на близко расположенный предмет; упражнения повторять до 10-50 раз) ;

5) не смотреть долго и с близкого расстояния телевизор;

6) не играть с компьютером более 30 мин в день.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите элементы утреннего туалета больного ребенка.

2. Какие требования предъявляются к устройству постели и ее гигиеническому содержанию?

3. Как пользоваться функциональной кроватью?

4. Какова техника смены постельного и нательного белья у детей?

5. Каковы правила хранения чистого и грязного белья?

6. Из чего состоит ежедневный уход за кожей?

7. В чем заключается профилактика пролежней?

8. Как проводится лечение пролежней?

9. Как правильно положить подкладной резиновый круг?

10. В чем заключаются правила ухода за ушами, глазами, полостью рта, волосами больного?

Оглавление Общий уход за детьми : Запруднов А. М., Григорьев К. И. учебн. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. 2009. - 416 с. : ил.

Подробней на сайте vmede.org

Половая гигиена детей

Грудные дети

Большое внимание у деток грудного возраста уделяется гигиене тела и особенно, гигиене половых органов. Основные требования, предъявляемые к уходу за малышами – половые органы должны быть сухими, чистыми и регулярно проветриваемыми.

Однако, на практике это не всегда возможно, т.к. новорожденный малыш круглосуточно мочится и несколько раз испражняется. Поэтому, чтобы хоть как-то приблизиться к идеалу, мама должна как можно чаще менять пеленки, чтобы мокрая ткань не вызвала раздражение нежной кожи малышки.

Если верить проведенным исследованиям, использование одноразовых пеленок и подгузников значительно повышает количество фекальной микрофлоры в окружающей среде, на игрушках, предметах. Мы, конечно, не призываем мам пользоваться по-старинке только многоразовыми пеленками и подгузниками, т.к. это значительно увеличит объем стирки, но и облачать малышей в одноразовые подгузники на длительное время, тоже не стоит.

Каждый раз после смены подгузников девочку следует подмыть под проточной водой, без использования пенящихся средств, движением спереди-назад. Мыло и разнообразные гели на половые органы можно применять при загрязнении их фекалиями.

Даже при тщательном уходе за интимной зоной, купать ребенка следует не реже, чем 2-3 раза в неделю. Только так можно создать условия, при которых вода свободно омывает все труднодоступные части вульвы и складочки.

Не следует злоупотреблять удалением загрязнения с помощью масла – все, что смывается водой, должно быть ею смыто. Масло используют только для жирорастворимых загрязнений. Также не стоит злоупотреблять влажными салфетками.

Это крайне удобное изобретение рекомендуется применять при отсутствии доступа к воде – в транспорте, за городом и пр.

После подмывания проводится просушивание тканей промокательными движениями отдельным чистым полотенцем. При проведении данной процедуры мамы обязательно должны обращать внимание на состояние малых половых губ, чтобы не пропустить такое явление, как синехии (сращение малых половых губ) .

Дети дошкольного возраста

Как только отпадает необходимость в частой смене подгузников и пеленок, родители очень часто забывают, что аногенитальная область требует прежнего пристального внимания.

Забывать этого не стоит, т.к. именно в этом возрасте необходимо начинать прививать малышам навыки опрятности.

Детки трех-четырех лет очень любопытны, их желание помогать родителям и делать что-то самостоятельно настолько велико, что его не только нельзя не заметить, но нужно еще и развивать. В том числе и для привития навыков самостоятельного мочеиспускания и дефекации.

На смену периода, когда малыша удерживают над горшком (тазиком, ванной) , приходит период, когда ребенка высаживают на горшок. Только от родителей зависит в год малыш сядет на горшок, или это случится в четыре.

При высаживании на горшок или унитаз девочек, важно соблюдать следующее правило – моча не должна растекаться по половым органам, а кратчайшим путем должна попадать в унитаз. Для этого и при удержании девочки над горшком, и при высадки ее на горшок, ее попа не должна провисать - девочка должна сидеть на горше свободно, слегка разведя бедра и несколько наклонившись вперед.

Положение, при котором ножки плотно сомкнуты, а задняя часть тела глубоко свисает в унитаз неправильное, и приводит к забросу мочи во влагалище. После мочеиспускания остатки мочи следует промокнуть салфеткой.

После дефекации промежность следует вытирать движение спереди назад, а ни в коем случае не наоборот – при неправильном вытирании, фекальная флора может попасть во влагалище и вызвать воспалительный процесс. Неправильное использование туалетной бумаги приводит к развитию так называемых «инфекций втирания».

У детей дошкольного возраста особое внимание стоит уделить прогулочной одежде, учитывая любовь малышей к песочницам. Трусики должны быть по размеру, плотными, поверх лучше надеть штанишки, чтобы избежать попадания песка, травы, заползания насекомых.

Подмывать девочек дошкольного возраста необходимо ежедневно. Мыло рекомендуется использовать раз в неделю, чтобы избежать пересушивания нежной слизистой. Перед подмыванием обязательно вымыть руки с мылом.

После подмывания аккуратными промокательными движениями просушить область промежности индивидуальным чистым полотенцем.

Младший школьный возраст

К моменту поступления в школу девочка должна быть обучена всем навыкам опрятности. Это касается не только содержания в чистоте своего тела и одежды, но и правильного пользования туалетом, туалетной бумагой.

Только так возможно будет добиться чистоты в местах общественного пользования, что немало важно, т.к. есть дети, которые из-за плохого состояния туалета вынуждены сдерживаться, и справлять нужду только по приходу домой. Это крайне негативно сказывается на состоянии здоровья детей – мочевой пузырь и кишечник должны опорожняться всегда вовремя.

Только 10% детей считают, что самая грязная часть тела у них вечером – попа, поэтому объяснять – основная задача родителей.

Девочка должна подмываться вечером с обязательной сменой белья. Мыло по-прежнему, достаточно применять только раз в неделю. Привить малышке правило использования индивидуальной мочалки, мыла и полотенца – просто необходимо, это поможет впредь оградить ее от ряда неприятностей.

Требование, предъявляемое к маме – вносить свой вклад в половое воспитание девочки. Если в семье не принято обсуждать вопросы, касаемые половых органов, то ребенок будет воспринимать то, что у него ниже пояса, как нечто запретное, на что нельзя смотреть, что нельзя показывать и о чем нельзя говорить. Такой подход отрицательно сказывается на поведении девочек, когда ничем не проявлявшие себя половые органы станут объектом внимания – появятся признаки полового созревания, выделения, менструации и возникнет необходимость посещения гинеколога.

Пременархе. Девочки старшего школьного возраста

Средний возраст появления первой менструации (менархе) – 12 лет. Временной коридор – 9-16 лет. Как правило, менструация появляется спустя 1,5-2 года с начала роста молочной железы.

Первые признаки полового созревания могут появляться к моменту окончания начальной школы. И чаще всего, это бели, которые становятся для девочек проблемой. Эти физиологические выделения связаны с выработкой эстрогенов и могут быть достаточно обильными.

У девочек возникает ощущение постоянно мокрых трусиков, кажется, что это выделения из мочевого пузыря, которые не поддаются контролю и нередко просто раздражают.

Пациентки с жалобами на выделения нередко посещают гинеколога. Мамы должны помочь своим детям справиться с проблемой, объяснить, что это вариант нормы и подсказать, как с этим справляться. Стоит усвоить, что с началом полового созревания выделения быть должны.

Они светлые, без неприятного запаха и не сопровождаются другими необычными симптомами – зуд, жжение, покраснение. За помощью стоит обращаться, если появляются вышеописанные симптомы, а выделения приобретают гнойный характер, или становятся творожистыми, пенящимися.

Чтобы избежать раздражения нежной кожи в области вульвы, необходимо тщательно соблюдать правила личной гигиены. При подмывании важно не столько положение тела, сколько тщательность проводимой процедуры.

Туалет складок и труднодоступных участков должен выполняться так, чтобы ни между половыми губами, ни на лобке, ни в половой щели не оставалось влагалищных выделений. Подмываться необходимо дважды в день (во время менструации – чаще) , чистой теплой проточной водой, с применением мягких моющих средств два-три раза в неделю. Длительное и более частое соприкосновение с влагой для половых органов вредно – тонкая кожа становится восприимчивой к патологическим процессам.

Отдельное внимание следует уделить выбору белья в частности и одежды вообще

Не смотря на веяние моды, нижнее белье должно быть из ткани, которую можно кипятить. Смена трусиков должна осуществляться ежедневно. Нередко, ввиду большого содержания белка во влагалищных выделениях, белье окрашивается после стирки в коричневый цвет.

Чтобы избежать этого, перед основной стиркой его следует прополоскать в холодной воде. Допускается использование воздухопроницаемых прокладок, при условии их частой смены. Целлюлозные ткани использовать нельзя, т.к. они намокают и крошатся, тоже можно сказать и об использовании ваты, которая приклеивается к коже и волосам, усиливая загрязнение.

Тесных штанов в гардеробе девочек быть не должно, они втягиваются между половыми губами и натирают нежную кожу, а также нарушают кровоток в органах малого таза.

Автор публикации:Врач акушер-гинеколог Клиника женского здоровья "Ева" г. Минск Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Enter. Спасибо!

Пожалуйста, оцените эту страницу!

(7 оценок. Средняя оценка: 5,00 из 5) Loading...

И поделитесь интересной информацией с друзьями!

Другая информация по теме

Читать далее www.mapapama.ru

Другие статьи по теме:

  • Воспитание детей дошкольного возраста это

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. » Гуманизация - одна из ведущих идей модерни...

  • Гиперактивность у детей дошкольного возраста

    Постоянно активен в любых ситуациях Активен в определенных ситуациях, вызывающих дискомфорт Характер движении Лихорадочный, беспорядочный Беспокойные, напряженные движения Чтобы выявить гиперакти...

  • Методы воспитания детей дошкольного возраста

    Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в...

  • Загадки для детей дошкольного возраста

    Загадки для детей младшего дошкольного возраста Автор: Дмитриева Е. А., ГБОУ ЦО 491 "Марьино" СДП 1468, Москва. Любой из нас помнит и лампочку «грушу, которую нельзя скушать», и ножницы, у которы...

  • Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста

    Обучение дошкольников монологической речи Речь человека - показатель его интеллекта и культуры. Сама по себе она не возникает, а является составной частью общения. В связной речи понятие - моноло...

  • Закаливание детей дошкольного возраста

    Закаливание детей дошкольного возраста С какого возраста начинать? Закаливать детей можно с младенческого возраста, начиная с месяца , когда организм малыша адаптируется к новым условиям внешнего...

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Развитие произвольности в дошкольном возрасте

    Игры на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста Игра «В магазине зеркал» Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формиро...

  • Заикание у детей дошкольного возраста

    Заикание у детей дошкольного возраста и подростков: лечение, причины, как лечить с помощью игр Заикание в детском возрасте встречается значительно чаще, чем у взрослых людей. Признаки неправильно...

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Принципы обучения детей дошкольного возраста

    Принципы обучения детей дошкольного возраста Осуществляемый в детском саду процесс обучения является неотъемлемой частью воспитательно-образо­вательного процесса и направлен на общее развитие лич...

  • Методика физического воспитания детей дошкольного возраста

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста - Страница 24 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства. А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОС...

  • Правильная осанка у детей дошкольного возраста

    Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Правильная осанка – это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, лопатки не выступают, расп...