Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста литературное творчество народов урала - Документ - стр.10

А Ленивица ему в ответ:

- Да, как бы не так! Мне себя утомлять – лопатку поднимать, да в печку тянуться; захочешь – сам выскочишь.

Идет она далее, перед ней сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки: яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят:

- Мы яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет.

- Да, как бы не так! – отвечала Ленивица. – Мне себя утомлять – ручки поднимать, за сучья тянуть.… Успею набрать, как сами попадают!

И прошла Ленивица мимо них. Вот дошла она до Мороза Ивановича. Старик по-прежнему сидел на ледяной скамеечке да снежные комочки прикусывал.

- Что тебе надобно, девочка? – спросил он.

- Пришла я к тебе, - отвечала Ленивица, - послужить да за работу получить.

- Дельно ты сказала, девочка, - отвечал старик, - за работу деньга следует, только посмотрим, какова еще твоя работа будет. Пойди-ка взбей мою перину, а потом кушанье изготовь, да платье мое повычини, да белье повыштопай.

Пошла Ленивица, а дорогой думает:

«Стану я себя утомлять да пальцы знобить! Авось старик не заметит и на невзбитой перине уснет».

Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил, лег в постель и заснул, а Ленивица пошла на кухню. Пришла на кухню да и не знает, что делать. Кушать-то она любила, а подумать, как готовилось кушанье, это ей и в голову не приходило; да и лень ей было посмотреть.

Вот она огляделась: лежит перед ней и зелень, и мясо, и рыба, и уксус, и горчица, и квас – все по порядку. Думала она, думала, кое-как зелень обчистила, мясо и рыбу разрезала, да, чтоб большого труда себе не давать, как все было мытое-немытое, так и положила в кастрюлю: и зелень, и мясо, и рыбу, и горчицу, и уксус да еще кваску подлила, а сама думает:

«Зачем себя трудить, каждую вещь особо варить? Ведь в желудке все вместе будет».

Вот старик проснулся, просит обедать. Ленивица притащила ему кастрюлю, как есть, даже скатертцы не подостлала.

Мороз Иванович попробовал, поморщился, а песок так и захрустел у него на зубах.

- Хорошо ты готовишь, - заметил он, улыбаясь.- Посмотрим, какова твоя другая работа будет.

Ленивица отведала, да тот час и выплюнула, а старик покряхтел, покряхтел да и принялся сам готовить кушанье и сделал обед на славу, так что Ленивица пальчики облизала, кушая чужую стряпню.

После обеда старик опять лег отдохнуть да припомнил Ленивице, что у него платье не починено да белье не выштопано.

Ленивица понадулась, а делать было нечего: принялась платье и белье разбирать; да и тут беда: платье и белье Ленивица нашивала, а как его шьют, о том не спрашивала: взяла было иголку, да с непривычки укололась; так ее и бросила. А старик опять будто бы ничего не заметил, ужинать Ленивицу позвал, да еще спать ее уложил.

А Ленивице то и любо, думает себе:

«Авось и так пройдет. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит».

На третий день приходит Ленивица и просит Мороза Ивановича ее домой отпустить да за работу наградить.

- Да какая же была твоя работа? – спросил старичок. – Уж коли на правду дело пошло, так ты мне должна заплатить, потому что не ты для меня работала, а я тебе служил.

- Да как же! - отвечала Ленивица. – Я ведь у тебя целых три дня жила.

- Знаешь, голубушка, - отвечал старичок, - что я тебе скажу: жить и служить – разница, да и работа работе рознь; заметь это: вперед и пригодится. Но, впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда.

С этими словами Мороз Иванович дал Ленивице пребольшой серебряный слиток, а в другую руку – пребольшой брильянт.

Ленивица так этому обрадовалась, что схватила то и другое и, даже не поблагодарив старика, домой побежала.

Пришла домой и хвастается.

- Вот, - говорит, - что я заработала; не сестре чета, не горсточку пятачков да не маленький брильянтик, а целый слиток серебряный, вишь, какой тяжелый, да и брильянт-то чуть не с кулак… Уж на это можно к празднику обнову купить…

Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол; в то же время начал таять и брильянт. А петух вскочил на забор и громко закричал:

Кукареку – кукарекулька,

У Ленивицы в руках ледяная сосулька!

А вы, детишки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье.

После чтения спросите детей, на какую сказку похожа эта сказка (на "Мотхо и Мунго") . Чем они похожи? Обсудите с ребенком, кто в каждой из сказок награждается, а кто наказывается и почему.

Вопросы детям:

  • Кто такие Рукодельница и Ленивица и почему их так звали?

  • Куда пошла рукодельниц, кого она встретила по пути? К кому она попала?

  • Как действовали Рукодельница и Ленивица на пути к Морозу Ивановичу?

  • Что делали Рукодельница и Ленивица в доме у Мороза Ивановича?

  • Почему Мороз Иванович по-разному наградил девочек?

  • Кто из девочек вам нравится больше и почему?

На следующий день или через несколько дней Вы можете вместе с ребенком попробовать пересказать сказку.

Предложите детям нарисовать девочек Рукодельницу и Ленивицу.

Смоляной бычок

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Танюшка. Сидели они один раз у своего дома, а мимо пастух стадо коров гонит.

Коровы всякие: и рыжие, и пестрые, и черные, и белые. А с одной коровой рядом бежал бычок – черненький, маленький. Где припрыгнет, где прискачет.

Очень хороший бычок.

Танюшка и говорит:

- Вот бы нам такого теленочка.

Дед думал-думал и придумал: достану для Танюшки теленочка. А где достанет - не сказал.

Вот настала ночь. Бабка легла спать. Танюшка легла спать, кошка легла спать, собака легла спать, куры легли спать, только дедушка не лег.

Собрался потихоньку, пошел в лес.

Пришел в лес, наковырял с елок смолы, набрал полное ведро и вернулся домой.

Бабка спит, Танюшка спит, кошка спит, собака спит, куры тоже уснули, один дедушка не спит – теленочка делает. Взял он соломы, сделал из соломы бычка. Взял четыре палки, сделал ноги.

Потом приделал головку, рожки, а потом всего смолой вымазал, и вышел у дедушки смоляной бычок, черный бочок. Посмотрел дедушка на бычка – хороший бычок. Только чего-то у него не хватает. Чего же это у него не хватает?

Стал дедушка рассматривать – рожки есть, ножки есть, а вот хвоста-то нет! Взял дедушка веревочку, приладил и хвост. Только успел хвост приладить – глядь!- смоляной бычок сам в сарай побежал.

Встали утром Танюшка с бабушкой, вышли во двор, а по двору гуляет смоляной бычок, черный бочок. Обрадовалась Танюшка, нарвала травы, стала смоляного бычка кормить. А потом повела бычка пасти.

Пригнала на крутой бережок, на зеленый лужок, за веревочку привязала, а сама домой пошла. А бычок траву ест, хвостиком размахивает.

Вот выходит из лесу Мишка-медведь. Постоял, постоял, посмотрел туда-сюда – увидел бычка. Стоит бычок к лесу задом, не шелохнется, только шкурка на солнышке блестит.

«Ишь, жирный какой, - думает Мишка-медведь,- съем бычка»

Вот медведь бочком, бочком к бычку подобрался, схватил бычка… да и прилип. А бычок хвостиком взмахнул и пошел домой. «Топ-топ!..» Испугался медведь и просит:

- Смоляной бычок, соломенный бочок, отпусти меня в лес!

А бычок шагает, медведя за собой тащит.

А на крылечке и дедушка, и бабушка, и Танюшка сидят, бычка встречают. Смотрят, а он медведя привел.

- Вот так бычок! – говорит дедушка. – Смотри, какого здоровенного медведя привел. Сошью теперь себе медвежью шубу.

Испугался медведь и просит:

- Дедушка, бабушка, внучка Танюшка, не губите меня, отпустите меня, я вам за это из леса меду принесу.

Выпростал дедушка медвежьи лапы из бычковой спины. Бросился медведь в лес, только его и видели.

Вот на другой день Танюшка опять погнала бычка пастись. Бычок траву ест, хвостиком помахивает. Вот выходит из лесу волчище - серый хвостище.

Кругом осмотрелся – увидал бычка. Подкрался волк, зубами щелк, да и вцепился бычку в бок, вцепился да и завяз в смоле. Волк туда, волк сюда, волк и так и этак.

Не вырваться серому. Вот и стал он просить бычка:

- Быченька - бычок, смоляной бочок! Отпусти меня в лес!

А бычок будто не слышит, повернулся и идет домой. «Топ-топ!» - и пришел.

Увидел старик волка и говорит:

- Эй! Вот кого сегодня бычок привел! Будет у меня волчья шуба.

Испугался волк: - Ой, старичок, отпусти меня в лес, я тебе за это мешок орехов принесу.

Выпростал дедушка волка – только того и видели.

И назавтра бычок пошел пастись. Ходит по лужку, травку ест, хвостиком мух отгоняет. Вдруг выскочил из лесу зайчик - побегайчик.

Смотрит на бычка – удивляется: что это за бычок здесь гуляет? Подбежал к нему, тронул лапкой – и прилип.

-Ай, ай, ай! – заплакал зайчик - побегайчик.

А бычок «топ-топ» - привел его домой.

- Вот молодец, бычок! – говорит дедушка.- Сошью теперь Танюшке рукавички заячьи.

А заинька просит:

- отпустите меня. Я вам капустки принесу да ленточку красную для Танюшки.

Выпростал старик зайчишкину лапку. Ускакал заинька.

Вот под вечер сели дедушка, да бабушка, да внучка Танюшка на крылечке – глядят: бежит медведь к ним на двор, несет целый улей меду – вот вам!

Не успели мед взять, как бежит серый волк, несет мешок орехов – пожалуйста!

Не успели орехи взять, как бежит заинька – кочан капусты несет да ленточку красную для Танюшки – возьмите скорее! Никто не обманул.

Вопросы для детей:

  • Как вы думаете, почему дед решил Танюшке бычка сделать?

  • Расскажите, как дедушка делал бычка?

  • Кто прилип к бычку?

  • Что принесли звери дедушке из леса?

  • Почему они принесли подарки?

СКАЗКИ ПРО ЖИВОТНЫХ

Лисичка со скалочкой

Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла ее и прошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу:

- Стук-стук-стук!

Материал gigabaza.ru

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

- Как же это так? – спрашивает Митю отец.

- Ножик плохой, - отвечает Митя, - косо строгает.

- Да нет, - говорит отец, - ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

- А как? – спрашивает Митя.

- А вот так, - сказал отец.

Взял палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

Вопросы детям:

  • О ком говорится в рассказе?
  • Кто помог Мите научить ножик терпению?
  • Какими качествами нужно обладать, чтобы стать настоящим мастером?
  • Каким был ножик в начале рассказа и в конце?

Чужая калиткаАлеша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех Алешу любил дедушка, любил и, как мог, помогал ему расти хорошим человеком. Не баловал дед внука, но и не отказывал в том, в чем можно не отказать.

Попросит Алеша научить его ловушки на хорьков ставить – пожалуйста. Трудно ли деду показать, как эти ловушки ставятся! Дрова пилить вздумает Алеша – милости просим!

Дед за одну ручку пилы держится, внук – за другую. Помучится парень, да научится.

Так и во всем… Красить ли крылечко задумает малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать – дедушка ни в чем не отказывал. Одного только от внука требовал:

- Коли берешься за дело – доведи его до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, - подожди, когда вырастешь.

Вот так и жил Алеша. Всех в своей большой семье радовал и сам радовался, настоящим человеком себя чувствовал, и другие его таким же называли.

Хорошо на свете жить, когда тебя люди хвалят, когда все тебе удается. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. Но как-то и с удачливым Алешей случилось такое, что пришлось призадуматься…

А все началось с того, что пошел он с дедом в лес тетеревов добывать. А дорога в лес шла через садовый питомник, где выращивались молодые деревца. Питомник был хорошо отгорожен. Потому что и стадо может забрести да повытоптать саженцы.

И лосей теперь столько развелось, что они даже в село, как домой, приходят. А уж про зайцев и говорить нечего – обгложут кору молодых яблонек или груш и – конец.

Пришел Алеша с дедом к питомнику и видит, что калитка открыта. Хлопает калитка по ветру. Щеколда у калитки оторвалась. Заметил это Алеша и говорит дедушке, как взрослый:

- Хозяева тоже мне… Пустое дело на три шурупа щеколду привернуть, а не хотят… Потому что чужая щеколда и ничья эта калитка…

- Что говорить, Алешенька, - поддержал дедушка разговор, - и петли бы у калитки не худо сальцем смазать, а то, того и гляди, переест их ржа, и калитка на землю свалится…

- И свалится, - подтвердил Алеша, - она и так еле-еле держится. Плохо, дедушка, быть чужой калиткой…

- Да уж куда хуже быть чужой калиткой, - опять согласился с внуком дед, - то ли дело наша калиточка. И синей красочкой она тобой покрашена, и петельки чистым нутряным сальцем смазаны, и щеколда у нее «трень-брень», как музыка…свое оно и есть свое.

Тут дед посмотрел на внука, улыбнулся чему-то и дальше зашагал. Прошли они сколько-то – может, километр, может два – и решили на скамейке посидеть на лесной просеке.

- А чья, дедушка, эта скамья? – вдруг спросил Алеша.

- Ничья, - ответил дед, - чужая. Какой-то человек взял да и вкопал два столбика да прибил к ним доску. Вот и получилась скамья. Кому надо – отдыхай. Никто этого человека не знает, а все спасибо ему говорят… Только скоро эта скамейка тоже, никак, кончится.

Столбики у нее подопрели. Ну, так ведь чужая скамья, и никому до нее нет дела. Не то, что наша у ворот, ухоженная да покрашенная…

Тут дед снова посмотрел на Алешу, потрепал его за розовую щечку и опять улыбнулся чему-то.

В этот день они добыли трех тетеревов. Из них двух Алеша выследил. Дома шуму-гаму было выше потолка.

- Вот так охотник растет у нас! – нахваливает Алешу мать. – Подстрелить тетерева всякий может, а выследить его редкий умеет.

Веселый был ужин в этот воскресный вечер, но Алеша почему-то молчал и о чем-то думал.

- Устал, наверно, милый сын? – спросил Алешу отец.

- А может, с дедом не поладил? – спросила бабушка.

- Да нет, нет, - отмахнулся Алеша, - не устал и поладил с дедушкой. Очень даже поладил.

Прошла неделя, а может быть, и две. Опять старого да малого послали в лес. Зайца нашпиговать решили.

Отправились дед с внуком по первому снегу на охоту. Опять пошли через садовый питомник. Глядит дед и глазам не верит.

У чужой калитки не только щеколда на хорошие шурупы привернута, не только ее петли белым салом смазаны, но и краска на калитке, как небо в мае месяце.

- Алеша, ты погляди, - указывает дед, - никак, у чужой калитки родня нашлась.

- Наверно, - отвечает Алеша и дальше идет.

Шли они опять по старой дороге и на просеку вышли. Добрались до скамейки, где в прошлый раз отдыхали, а скамейки не узнать. Столбики новые вкопаны, доска той же синей краской покрашена, что и калитка, да еще спинка у скамьи появилась.

- Вот тебе и на, - удивляется дед, - у ничьей скамейки хозяин нашелся. Омолодил скамеечку, а спасибо сказать некому. Знай бы я этого человека, в пояс бы ему поклонился и руку бы ему пожал.

Тут дед снова заглянул в Алешины глаза и спросил:

- А ты не знаешь, как звать этого мастера, Алексей?

- Нет, - ответил Алеша, - я не знаю его, дедушка. Знаю только, что весной наши ребята хотят школьную изгородь подновлять. Совсем покосилась.

Она тоже чужая, а – наша.

- Это хорошо, - сказал дед.

- А что хорошо? – спросил Алеша.

- Хорошо, что ты мастера не знаешь, который скамью починил и чужую калитку за свою посчитал… А что касаемо школьной изгороди, - сказал дед, разводя руками, - я даже слов подобрать не могу… Видно, приходит, Алеша, такое время, когда все оказывается свое и наше…

Дед опять заглянул внуку в глаза.

За лесом в это время поднялось позднее зимнее солнце. Оно осветило дым далекого завода. Алеша залюбовался золотистым, окрашенным солнцем дымом. Дед заметил это и снова заговорил:

- А завод-то, Алеша, который дымит, тоже чужим кажется, если глядеть на него не подумавши… А он ведь наш, как и вся наша земля и все, что на ней есть. Вопросы детям:

  • О ком говорится в рассказе?
  • Какими чертами характера обладал Алеша?
  • Кто был наставником у Алеши?
  • В чем бы вы хотели походить на Алешу?
  • Как вы думаете, кто починил калитку и скамейку?
  • Как вы относитесь к чужим вещам?

Беседуя с детьми о прочитанном, помогите ему понять описанную автором ситуацию.

КолосокУ агронома в колхозе «Ленинские искры» подрастал сын Славик. Когда мальчику исполнилось шесть лет, он заявил отцу:

- Папа, я тоже хочу быть агрономом. Я тоже, как ты, хочу выращивать хорошую пшеницу.

- Это очень приятно, - согласился отец. – Давай я отведу тебе поле.

И агроном отвел своему сыну поле в палисаднике перед окнами дома, где они жили. Поле мальчику показалось очень небольшим. Оно было в один метр длиной и в один метр шириной – квадратный метр.

- Это не беда, - сказал отец. – И на этом поле можно вырастить знаменитую пшеницу.

Вскоре мальчику было показано, как нужно рыхлить землю, на какую глубину засевать маленькую пашню пшеничным зерном и как нужно за ней ухаживать.

Когда появились всходы, Славик очень обрадовался. Он тщательно пропалывал их, а когда земля подсыхала, поливал свое крошечное поле из маленькой лейки.

Пришло время убирать урожай. Славик вместе с отцом срезал колосья, а затем занялся молотьбой. Молотили дома, на столе.

Молотили карандашом, выбивая из каждого колоска зерна.

Зерен оказалось много. Ими можно было засеять всю землю палисадника.

Но отец сказал:

- Давай посеем только лучшие зерна.

И Славик стал отбирать только лучшие зерна пшеницы – самые большие, самые пузатенькие. Нелегко было перебрать весь урожай. Не один час потратил Славик в долгие зимние вечера на сортировку зерна.

Лучшие взял для семян, а остальные скормил уткам.

Пришла весна. Весной Славик снова перебрал отобранные семена и вместе с отцом взрыхлил и удобрил свое маленькое поле. Теперь уже отец работал меньше и меньше указывал.

Весело зазеленели всходы. Выше поднялись стебли. И понятно почему: поле было засеяно лучшими из лучших семенами. А когда появились большие колосья и стали наливаться тяжелым зерном, Славик часами просиживал у своего поля. Он не мог дождаться урожая.

Очень ему хотелось узнать, каким будет на этот год зерно.

Но однажды пошел дождь с крупным градом. И Славик заплакал. Он боялся, что град погубит урожай, а поле закрыть было нечем.

Но бабушка бросила через окно большой отцовский зонт, и мальчик раскрыл его над полем. Град больно хлестал Славика, потому что сам-то он был не под зонтом. Он держал зонт на вытянутой руке над своим полем.

Из глаз Славика катились слезы. Но Славик не уступил граду, не ушел с поля.

- Ты настоящий мужчина, - сказал ему отец.- Только так и можно было защитить дорогие семена.

Чудесный урожай собрал Славик на вторую осень.

Теперь он уже знал, как нужно подсушить колосья, как их обмолотить, легонечко постукивая по ним карандашиком. Не дожидаясь совета отца, Славик отобрал самые крупные зерна. Их нельзя было сравнить с прошлогодними.

Те были куда мельче и легче.

На третий год Славик засеял поле самостоятельно. Он хорошо удобрил землю. Хорошо взрыхлил и засеял два квадратных метра. Он переходил уже во второй класс, и ему было под силу справиться с таким опытным полем.

И он справился. К тому же ему помогал школьный товарищ.

Намолотив осенью достаточно пшеницы, мальчик пригласил сортировать зерна друзей из своего класса, и те предложили Славику засеять большое поле.

Сказано – сделано. Весной ребята огородили большое поле в школьном саду – поле в десять метров длиной и в два метра шириной.

Славика ребята избрали главным агрономом и слушались его во всем. Кропотливо рыхлили землю и пололи сорняки.

Летом пшеница заколосилась еще лучше, чем в прошлые годы. Заколосилась так, что на нее обратили внимание старые колхозники. Какая это была радость!

Однажды председатель колхоза сказал шутливо Славику:

- Товарищ главный агроном, продай колхозу урожай на семена.

Славик покраснел. Ему показалось, что председатель смеется над его полем. А председатель и не смеялся. Осенью он пришел на обмолот урожая.

Урожай теперь молотили почти всем классом Славика. Молотили в тридцать два карандаша.

- Давайте, молодые семеноводы, засеем этим хорошим зерном большое поле. Вместе, - предложил председатель.

Ребята согласились. И вот наступил пятый год. Ребята вышли на сев вместе с колхозниками. И вскоре был снят пятый урожай.

Теперь его уже нельзя было обмолотить даже тысячей карандашей. Молотили на току, по старинке, ударяя колосьями по плетеному коробу. Боялись повредить зерна.

На шестой год было засеяно огромное поле. А на седьмой и восьмой новым, чистосортным пшеничным зерном засевались поля соседних колхозов. За ним приезжали издалека.

Но всех немыслимо было оделить семенами этого нового, урожайного сорта пшеницы. Давали семян по горсти, по две. Приезжие благодарили и за это.

…Когда я приехал в колхоз «Ленинские искры», мне показали эту отличную пшеницу и сказали:

- Это новый сорт пшеницы. Называется этот сорт «славка».

Тогда я спросил, почему так называется эта пшеница и откуда взялось это название. Может быть, от слова «слава» или «славная»?

- Да нет, нет, - ответил председатель.- Она так называется от имени Вячеслав, которого в детстве звали Славиком, а попросту – Славкой. Я познакомлю вас с ним.

И меня познакомили с высоким голубоглазым застенчивым юношей. Он был очень смущен, когда я его стал расспрашивать о пшенице, а потом рассказал историю этой пшеницы, начиная с первого урожая в палисаднике.

Вопросы детям:

  • О ком говорится в этом рассказе?
  • Какая мечта была у Славы?
  • Как Слава шел к своей мечте?
  • Кто помогал Славе выращивать пшеницу?
  • Каких результатов добился Слава?
  • В честь кого был назван новый сорт пшеницы?
  • Каким характером обладал Славик?
  • Какие качества характера нужны, чтобы добиться своей цели?

Помогите ребёнку дать развернутый ответ на каждый вопрос, по возможности употребляя слова сказки.

ВАЛЕРИЙ ЛЫСОВ

Материал nenuda.ru

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста литературное творчество народов урала - Документ - стр.1

Объяснение отдельных слов, понятий и выражений, встречающихся в сказках, мифах, легендах и сказах 163

Иллюстрации к сказкам 165

Введение

Народные сказки давно являются неотъемлемой частью знакомства с художественной литературой.

Самые элементарные и в то же время самые важные представления о нравственных качествах: об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности - формируются у дошкольников, ложатся в сознание и определяют для них нормы поведения после прочтения сказочных произведений. Сказки, мифы, легенды передают характер нравственно-эстетических отношений между людьми и способы регулирующие их.

Литература Урала не может рассматриваться вне контекста общероссийской, и не случайно П. П. Бажов, Д. Н. Мамин-Сибиряк - гордость региона - это писатели, пользующиеся всероссийской и мировой известностью. В нашем представлении любая так называемая «региональная» литература, тем более рассчитанная на самых маленьких читателей, должна быть вплетена в большую литературу России, а возможно, и всего мира. Только тогда она обретает общечеловеческий, в том числе и воспитательный смысл, становится хранилищем и универсальных, и национальных культурных ценностей.

Педагогическая ценность сказок народов Урала чрезвычайно велика. Помимо всех достоинств, которые вообще отличают сказку как образовательный и воспитательный материал, сказки народов Урала вносят большой вклад в патриотическое воспитание юных граждан. Сказки знакомят детей с жизнью разных народов: русских, башкир, удмуртов, татар, коми, манси, хантов с их национальными обычаями, природой края.

Так же как и русские сказки, они проникнуты чувством горячей любви к Родине, ее народу, верой в торжество победы добра над злом.

Знакомясь с этими сказками, ребенок невольно начинает сравнивать их с русскими. Возможность и оправданность такого сопоставления заложена в самом характере сказочных сюжетов и образов: сказки разных народов так схожи, что их можно считать национальными вариантами одного и того же произведения, отличающихся самобытностью, духом традиций и отмеченных печатью оригинальности. В этом легко убедиться, сопоставив, например, такие сказки как «Старик, старуха и береза» и «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина; «Береста, брусника и уголек» и «Пузырь, соломинка и лапоть».

Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается и в оригинальных сюжетных решениях, и в приемах передачи национальной речи, народного быта, обычаев, фантастического вымысла и композиции. («Зайчик», сказка народов манси и русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»)

Наиболее ценными среди сказок народов Урала можно считать сказки, в которых воплощены важнейшие жизненные мотивы, своим существованием обязанные вере народов в добро и справедливость, осуждению лени, тунеядства, жадности, лжи (башкирские сказки «Два барсука», «Лиса сирота») .

Забавляя, сказка одновременно несет дошкольнику и идеи, необходимые для развития, понимания нравственно-этических отношений, формирования его личности (удмуртская сказка «Старик со старухой и береза») . Художественные образы сказок оказывают на дошкольников старшего возраста глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности (представление об устройстве мира в мифологии народов Урала)

У детей, после прослушивания сказок, немедленно возникает желание проявить свои чувства в действиях. Яркие поступки персонажей дети воспроизводят в играх-инсценировках, драматизациях, рисунках, лепке. Сопереживание с героями для них – школа чувств и познание окружающего мира.

С течением времени, расширяется словарь детей, все в большем объеме они начинают понимать художественное слово.

Усвоение грамматических конструкций связной речи дает основу для восприятия народного произведения в любой форме (сказка, миф, легенда, сказ) .

В сказке «Лиса сирота» рассказывается о совместной дружной жизни зверей. Потом пришла лиса и хотела разрушить устоявшийся жизненный уклад. Но находчивость победила хитрость.

В каждой сказке о животных есть такой смысл, который полезен ребенку, ведь он должен определять для себя место в жизни, усвоить морально-этические нормы поведения в обществе.

Замечательно, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Детям проще воспринимать особенности, формы поведения оценивая животных, а не людей (сказка народов ханты «Мышка») .

Детям старшего дошкольного возраста нравятся волшебные сказки. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и ее чудесный вымысел. В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках совершается в семье, конфликты носят семейный характер (удмуртские легенды, мифы, сказка «Пятна на луне», «Старик со старухой и береза») .

Сказки учат дошкольника оценивать дела и поступки людей в свете признанных общечеловеческих ценностей, свои собственные поступки с поступками героев.

Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда становятся частью его мироощущения.

БАШКИРСКИЕ СКАЗКИ

Медведь и пчелы

Давным-давно, когда утка была урядником, а сорока - сотником, жил-был один медведь. Хвост у него был длинным- предлинным и пушистый как у лисы. Полюбился этому медведю мёд.

Без мёда жить не может, только и думает, как ему медком полакомиться.

Увидит медведь дупло с пчёлами, обрадуется. Влезет он на дерево, разорит гнездо и устроит пир на славу. Пчёлы пытаются ужалить грабителя, да не могут: шерсть у медведя длинная, а жало у пчёл короткое. Пчёлы запутаются в длинной шерсти, а медведю только того и надо.

Слезет он с дерева и начнёт валяться по земле, пчёл давить. А затем снова залезет на дерево и спокойно доедает весь мёд - никто ему не мешает.

Однажды пришёл в лес человек и видит: сидит на дереве медведь ест мёд, а пчёл пушистым хвостом отгоняет.

«Ах ты, косолапый!- думает человек. – Влезу-ка я на дерево и зарублю его топором».

Влез человек на дерево, взмахнул топором… но удар пришёлся не по медведю, а по его хвосту, и длинного пушистого хвоста как не бывало. Спрыгнул медведь с дерева и убежал. Так и остался медведь без хвоста и по сей день ходит куцый.

Человек осмотрел дупло, поправил гнездо, уложил соты на место и пошёл домой.

Пчёлам всё это показалось удивительным. Они спрашивают пчёлку-матку, почему же этот человек не съел их мёд.

Пчёлка-матка и сама не знала, но сказала пчёлам, чтобы они догнали человека и спросили об этом.

Пчёлы догнали человека, и он ответил им так:

- Если я съем ваш мёд, что же тогда останется вам самим на зиму? Вы умрёте с голоду, тогда и я останусь без мёду.

Пчёлы вернулись в дупло и передали пчёлке-матке слова человека. Она собрала на совет пчёл, и они решили идти к человеку и просить его помощи, т.е., чтобы он защитил их дупло от злого медведя.

Пчёлы сказали человеку:

- Избавь нас от злого медведя, возьми к себе, а мы тебе за это спасибо скажем и будем собирать много мёду.

- Хорошо, - ответил человек, - я вам сделаю улей. Там вы будете жить и туда будете собирать мёд.

С тех пор пчёлы стали жить у человека и кормить его сладким мёдом.

Вопросы детям:

  • Ребята, а вы бывали в лесу? Видели ли там пчел? Где еще можно встретить пчел?

  • Зачем медведь полез на дерево?

  • Как медведь лишился своего хвоста?

  • За что человек наказал медведя – разве мед не принадлежал медведю?

  • Почему хвост у медведя после встречи с человеком стал куцым?

  • Как человек проявил заботу о пчелах?

  • Как характеризует человека забота о пчелах?

  • Как вы считаете, что было бы с пчелами, если бы человек не помог им?

  • Как вы думаете, пчелы помогают человеку?

  • Чем полезен мед для человека?

Хорошо понаблюдать с детьми за пчелами на прогулке, у цветников, на зеленой поляне. Если такой возможности нет, можно послушать жужжание пчел в записи.

Можно предложить детям описать героев сказки (обожал мед – сладкоежка, пожирал мед - обжора) нарисовать сюжет по прочитанной сказке. Рисунки не обязательно должны быть предметными, можно в цвете передать своё отношение к героям сказки.

Курица и ястреб

Дружила курица с ястребом. Ястреб часто приле­тал к курице в гости и рассказывал ей о том, как приятно летать высоко в небе. И вот курице тоже захотелось летать, но выше плетня на своих крыль­ях она никак не могла подняться.

Ястреб начал её учить летать. Не успел он на­учить курицу летать как следует, как между ними началась ссора, и дружба их окончилась. И до сих пор куры могут взлетать лишь на ограду или на пле­тень...

А дружба их пошла врозь вот почему. У ястреба было на шее красивое ожерелье, а на голове гребешок. На это ожерелье и гребешок очень зарился петух.

«Эх, мне бы их! Гребешок я взял бы себе, а ожере­лье отдал бы курице», - думал петух.

Раз ястреб прилетел к петуху и курице в гости. Они угостили его беленой. На ястреба нашёл такой дурман, что он долго не мог очнуться. В это время петух украл у ястреба ожерелье и гребешок.

Оже­релье петух отдал курице, а гребешок взял себе. Из­вестно, что петух любит поважничать: надел он гре­бешок на голову и пошёл по соседям.

Когда ястреб очнулся от белены и пришёл в себя, он увидел: нет у него гребешка на голове, нет и оже­релья на шее. Что делать?

- Отдай ожерелье! - потребовал у курицы ястреб.

Курица ожерелье не отдаёт, оно очень ей по­нравилось. Она и не знала, что нельзя брать чужого. Стали курица с ястребом спорить да браниться.

Ястреб рассердился и хотел когтями сорвать оже­релье с курицы, но тут ниточка порвалась, и жемчу­жины рассыпались.

- Ладно же, - сказал ястреб. - Видно, пришёл конец нашей дружбе. Но я не забуду этого. И ты ещё вспомнишь меня, да будет поздно!

Сказал так ястреб и улетел.

Прошло много времени. Ястреб больше не по­казывался.

У курицы появились цыплята. Однажды в сол­нечный день вывела курица своих цыплят на двор и начала беспечно копаться в земле, выклёвывать что попадётся: червяков, личинок, семечки. Вдруг заметила курица высоко в небе ястреба. Курица об­радовалась:

- Летит мой старый друг! Видно, он забыл про ожерелье.

А ястреб не забыл, и летел он не затем, чтобы во­зобновить дружбу. Заметив курицу с цыплятами, ястреб камнем кинулся на землю, схватил когтями одного цыплёнка и улетел с ним. Так он начал мстить курице и петуху за ожерелье и гребешок.

Курица горюет, а ястреб не даёт ей покою и каж­дый год уносит её цыплят.

Не зная, как избавиться от этой беды, курица захотела отыскать рассыпанные жемчужины оже­релья и стала с цыплятами и петухом копаться в навозе. Но она не могла найти ни одной жем­чужины.

Как-то раз петух нашёл одну жемчужину, но ос­тавил её без внимания. До жемчужины ли было пе­туху, когда такой гребешок красовался у него на го­лове!

А курица с тех пор разрывает навоз, всё роется и ищет жемчужины от ожерелья. Ищет и не находит...

Вопросы детям:

  • Из-за чего случилась ссора ястреба с курицей?

  • Что интересного в сказке?

  • Можем ли мы поверить этой сказке?

Два барсука

Барсук и барсучиха целыми днями бегали по полю и ловили мышей. Однажды они увидели вдалеке верблюда. Барсук и говорит барсучихе:

- Давай пока оставим мышей, пойдем ловить верблюда!

Но та не спешила следовать за мужем.

- Мы столько гонялись за мышами, что устали сами и утомили мышей. Что теперь бросим уставших мышей и погонимся за неуставшим верблюдом? Или даром говорили старики, что сегодняшнее яйцо дороже завтрашней курицы?

Если слова стариков справедливы, зачем нам бросать мышей?

Но барсук стоял на своем:

- Очень нужно гоняться за этими противными мышами, когда есть верблюд! И с этими словами он бросил барсучиху и пошел прочь. А барсучиха осталась.

Она поймала несколько обессиливших мышей, съела их и, насытившись, легла и уснула.

Вскоре вернулся и барсук, который ничего не поймал и не добыл, а только смертельно устал от бесполезной беготни. Свалился он на землю подле барсучихи, а та спрашивает:

Ссылка на источник gigabaza.ru

Другие статьи по теме:

  • Экологические сказки для детей дошкольного возраста

    Экологические сказки для дошкольников. Экологические сказки очень полезны для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Для младшего дошкольного возраста воспитатель сам придумывает и...

  • Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. » Гуманизация - одна из ведущих идей модерни...

  • Высказывания о воспитании детей дошкольного возраста

    Использование педагогических принципов А. С. Макаренко в воспитании детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ручеёк» Республика Хакаси...

  • Диагностика детей дошкольного возраста

    род занятий в настоящее время________________________________________ хронические заболевания (если есть) ___________________________________ 6. Кто еще живет с ребенком или принимает участие в е...

  • Сказки для детей дошкольного возраста

    Долгосрочный проект для детей младшего дошкольного возраста «Сказка своими руками» Проект выполнен совместно с воспитателем Побединской В. В. Пояснительная записка Младший дошкольный возраст - на...

  • Сказка терапия для детей дошкольного возраста

    Сказкотерапия для детей дошкольного возраста Сказкотерапия –это метод воспитания и лечения сказками. С помощью сказок мы можем открыть и решить проблемы, которые живут в душе ребёнка. Такие сказк...

  • Поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Безопасность детей дошкольного возраста

    Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, уг...

  • Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста

    Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста. Преобладает непроизвольная образная память. Память все больше объединяется с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер. Сл...

  • Со сверстниками детей старшего дошкольного

    Введение Актуальность проблемы. Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, ка...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

    Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Анализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театр...

  • Познавательная деятельность детей дошкольного возраста

    «Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» 1. Вступление Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироватьс...

  • Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста

    Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Добро не умрет, а зло пропадет» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Добро не умрет, а зло пропадет». Цель: Форми...