Художественно эстетическое развитие дошкольников по фгос

Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 350

городского округа Самара

Художественно – эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности

Автор:

воспитатель

Севастьянова Ольга Николаевна

Самара 2014

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. В наше время проблема художественно-эстетического развития, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед ДОУ.

В психолого-педагогической литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, художественно – эстетического развития.

Художественно – эстетическое развитие осуществляется с помощью искусства. Поэтому его содержание должно охватывать ознакомление и приобщение дошкольников к различным видам искусства - к литературе, музыке, изобразительному искусству. Этой цели служит требование ФГОС к ООП, а именно содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

-художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

Не менее важной стороной содержания художественно - эстетического развития является его направленность на личностное развитие дошкольников.

Какие же стороны этого развития оно должно охватывать? Прежде всего, необходимо формировать у дошкольников эстетические потребности в области искусства, стремление к постижению художественных ценностей общества. Важнейшим элементом содержания художественно – эстетического развития является воспитания у дошкольников художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую область эстетических явлений. Необходимо воспринимать прекрасное не только в литературе, изобразительном искусстве и музыке, но и в природе, а также в окружающей жизни.

Существенным компонентом художественно – эстетического развития является овладение дошкольниками знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои мысли и чувства по отношению к ним.

Основной целью художественно-эстетического развития дошкольников является:

- развитие способности художественного видения мира;

- приобщение к миру искусства;

- развитие художественно-творческих способностей.

У малыша четвертого года жизни повышается чувствительность к сигналам внешнего мира, возможность их анализа и синтеза; прокладываются новые связи в коре больших полушарий, идет усиленное накопление запаса впечатлений и представлений. И предметы ближайшего окружения, и поступки людей, и события общественной жизни по мере взросления ребенка все больше привлекают его внимание, призывают вглядываться, искать объяснения, будят его воображение, мысль.

У ребенка 3-х лет уже появляются признаки становления личности, проявляющиеся в знаменитом «я сам». В этой формуле не просто отражается стремление трехлетнего малыша к самостоятельности, но и проявляется определенный уровень его самосознания, то есть сознания своего «я», своих возможностей. Установлено, что в развитии ребенка выделяются периоды, которые отличаются определенным уровнем. Становление, развитие личности происходит в деятельности ребенка.

В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейшие изменения в художественно-эстетическом развитии ребенка. Повышается интерес к художественным произведениям, к некоторым элементам их художественной формы, например к ритму, рифме, цвету. У детей становятся более разнообразными реакции и на содержание произведения в целом. Ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал в произведениях искусства, но еще не образу. Мотив его оценки при этом носит предметный или житейский характер.

Дети младшей группы замечают лишь отдельные признаки явления, пользуются очень лаконичными выражениями, иногда очень смешными оценками. У детей активно развивается подражание в простейших видах художественной и игровой деятельности, формируются новые интересы и потребности.

На четвертом году жизни малыш проявляет интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию) понимает, что в рисунке он может воплотить любое содержание. При условии систематического использования изобразительного материала он овладевает элементарной техникой работы с карандашом, кистью, красками (гуашью, глиной. Действия ребенка с материалом достаточно свободные, смелые и уверенные.

Младшие дошкольники начинают проявлять интерес к рассматриванию картин (изображений людей, предметов, явлений природы, иллюстраций к сказкам. Скульптур малых форм, выполненных из разных материалов (дерева, керамики, металла и т. п.) . Народным игрушкам (городецким, семеновским матрешкам, хохломской посуде и т. п.) . Дети учатся определять замысел и передавать его в творческих работах.

Дети второй младшей группы отдают предпочтение гуаши, цветным карандашам, фломастерам, осваивают умения держать инструменты (кисть, использовать клей для аппликации и т. п.

Главными ориентирами, определившими стратегические направления современных исследователей художественно - эстетического развития детей младшего дошкольного возраста, является понимание ребенка как личности, уважение его прав и творческих проявлений, обогащение его эмоциональной сферы, организация деятельности, направленная на овладение знаниями о мире и искусстве, прекрасном и возвышенном.

Для реализации задач художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста необходимые следующие условия:

• окружающая среда (игрушки, одежда, помещение) ;

• насыщенность быта произведениями искусства;

• самостоятельная активная деятельность детей;

• осуществления индивидуального подхода к ребёнку.

Таким образом, основными педагогическими средствами художественно – эстетического развития младших дошкольников являются:

- эстетическая среда (эстетика быта, эстетика межличностных отношений, внешний вид человека) ;

- природа (гармония цвета, пропорций, звука) ;

- изодеятельность детей.

Становление, развитие личности происходит в деятельности ребенка, поэтому изобразительную деятельность можно назвать одним из ведущих средств художественно – эстетического развития младших дошкольников.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжает развиваться в дошкольном возрасте.

Средства изодеятельности для детей младшего дошкольного возраста являются:

• рисование;

• аппликация;

• лепка;

• конструирование.

Метод наблюдений лежит в основе всей системы художественно – эстетического развития. От того насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.

Исследования психологов и педагогов показали, что уже детям трехлетнего возраста доступно понимание картины как изображения предмета.

Известен и такой прием, когда воспитатель в младшей группе делает изображения вместе с ребенком, ведя его руку.

Игровые приемы воспитания - это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы воспитания будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения.

Включение игровых моментов в изобразительную деятельность младших дошкольников является сильнейшей мотивацией для раскрытия творческих способностей.

Опыт работы показал, что все методы и приемы изобразительной деятельности, способствующие художественно – эстетическому развитию младших дошкольников более эффективны при комплексном их использовании.

Интегрированный подход в дошкольных учреждениях - одна из наиболее важных и актуальных задач. В этом процессе многое зависит от умения педагога формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности.

Использование метода проектов в работе с детьми второй младшей группы по художественно – эстетическому развитию средствами изодеятельности устанавливает систему связей между отдельными компонентами этих процессов – между искусством и творчеством, хотя каждый вид художественной деятельности детей имеет свою специфику, свои средства образной выразительности. На сегодняшний день актуален принцип интеграции, объединяющий все образовательные области.

Художественно – эстетическое развитие - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».

Основной целью художественно-эстетического развития дошкольников является:

- развитие способности художественного видения мира;

- приобщение к миру искусства;

- развитие художественно-творческих способностей.

Основными педагогическими средствами художественно – эстетического развития младших дошкольников являются:

- эстетическая среда (эстетика быта, внешний вид человека) ;

- природа (гармония цвета, пропорций, звука) ;

- изодеятельность детей.

Методы и приемы изобразительной деятельности, способствующие художественно – эстетическому развитию младших дошкольников, более эффективны при комплексном их использовании, т. е. при интеграции образовательных областей, а именно, при использовании образовательной технологии – метода проектов.

www.maam.ru

Художественно-эстетическое развитие дошкольников

Художественно-эстетическая деятельность дошкольников

2 СЛАЙД.

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

3 СЛАЙД

Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. » является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.

4 СЛАЙД

Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

5 СЛАЙД

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

6 СЛАЙД

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

7 СЛАЙД

Основные компетенции педагога:

обеспечение эмоционального благополучия через:

- непосредственное общение с каждым ребёнком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

8 СЛАЙД

В психологии и педагогике изучались специфика и пути развития творчества детей в разных видах продуктивной деятельности (Н. А. Ветлугина, З. Н. Грачева, Р. Г. Казакова, Л. В. Компанцева, Т. С. Комарова, А. А. Мелик-Пашаев, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов, Г. В. Урадовских, Е. А. Флёрина и др., отмечалось, что художественно-эстетическая деятельность в силу своей эмоциональности, образной насыщенности воздействует особенно эффективно на развитие личности. Н. А. Ветлугина выделяет эту деятельность как «частное» подразделение в иерархии основных видов детской деятельности

9 СЛАЙД

К художественно-эстетической деятельности относится:

• Изобразительная деятельность;

• Музыкальное восприятие;

• Восприятие художественной литературы.

10 СЛАЙД

• В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей

• специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.

11 СЛАЙД

Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:

- Тесная связь с искусством.

- Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

- Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.

- Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.

- Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

- Создание эстетической развивающей среды.

12 СЛАЙД

Задачи обучения в первой и во второй младшей группе

• Готовить к восприятию произведений искусства;

• Готовить детей к посещению театра;

• Приобщать к декоративной деятельности;

• Способствовать развитию певческих навыков;

• Познакомить с тремя музыкальными жанрами;

• вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;

• познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;

• научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;

• Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя

13 СЛАЙД

Задачи обучения в средней группе:

• Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;

• Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;

• Познакомить с архитектурой;

• Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;

• Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;

• Обогащать представления детей об искусстве;

• Продолжать развивать интерес к лепке;

• Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;

• Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.

14 СЛАЙД

Задачи обучения в старшей группе

• Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства;

• Познакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства;

• Познакомить с произведениями живописи;

• Подвести к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»;

• Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира, совершенствовать изобразительные навыки и умения;

• Учить создавать сюжетные композиции;

• Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов;

• Знать особенность изобразительных материалов.

15 СЛАЙД

Задачи обучения в подготовительной группе

• Формировать основы художественной культуры;

• Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства;

• Познакомить со спецификой храмовой архитектуры;

• Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, композиции на темы окружающей жизни и литературных произведений;

• Создавать декоративные композиции способами налепа и барельефа;

• Определять жанр исполняемого произведения и инструмент на котором исполняется;

• Петь индивидуально и коллективно, в сопровождении и без него;

• Различать жанры литературных произведений, читать наизусть.

16 СЛАЙД

20 СЛАЙД

К завершению дошкольного образования (к 7 годам) :

• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,

• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движения, может контролировать свои движения и управлять ими;

• ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

21 СЛАЙД

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

22 СЛАЙД

Все перечисленные характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности; степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка

23 СЛАЙД

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

24 СЛАЙД

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др. ;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

25 СЛАЙД

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

26 СЛАЙД

Литература.

1.. Бочкарева, И. Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.egpu.ru

2. Закон об образовании в Российской Федерации.

3. Зацепина, М. Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sdo-journal.ru

4. Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. - М. – Академия, 2001.

5. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ifap.ru

6. Концепция дошкольного воспитания.

7. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

8. ФГОС. – М. - Центр педагогического образования 2014.

9. Шакурова, М. В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-culture.ru

10. http://www.lenagold.ru/fon/clipart/r/ram/rast5.html

11. http://www.lenagold.ru/fon/clipart/v/vlist7.html

Прикреплённые файлы:

prezentacija-dlja-kursov_82c7n.ppt | 687,5 Кб | Скачан: 1341
www.maam.ru

• В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей

• специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.

Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:

- Тесная связь с искусством.

- Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

- Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.

- Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.

- Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

- Создание эстетической развивающей среды.

Задачи обучения в первой и во второй младшей группе

• Готовить к восприятию произведений искусства;

• Готовить детей к посещению театра;

• Приобщать к декоративной деятельности;

• Познакомить с тремя музыкальными жанрами;

• вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;

• познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;

• научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;

• Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя

Задачи обучения в средней группе:

• Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;

• Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;

• Познакомить с архитектурой;

• Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;

• Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;

• Обогащать представления детей об искусстве;

• Продолжать развивать интерес к лепке;

• Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;

• Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.

Задачи обучения в старшей группе

• Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства;

• Познакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства;

• Познакомить с произведениями живописи;

• Подвести к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»;

• Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира, совершенствовать изобразительные навыки и умения;

• Учить создавать сюжетные композиции;

• Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов;

• Знать особенность изобразительных материалов.

Задачи обучения в подготовительной группе

• Формировать основы художественной культуры;

• Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства;

• Познакомить со спецификой храмовой архитектуры;

• Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, композиции на темы окружающей жизни и литературных произведений;

• Создавать декоративные композиции способами налепа и барельефа;

• Определять жанр исполняемого произведения и инструмент на котором исполняется;

• Петь индивидуально и коллективно, в сопровождении и без него;

• Различать жанры литературных произведений, читать наизусть.

К завершению дошкольного образования (к 7 годам) :

• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,

• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движения, может контролировать свои движения и управлять ими;

• ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Все перечисленные характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности; степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др. ;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

25 СЛАЙД

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования

Литература.

1.. Бочкарева, И. Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) - Режим доступа:http://www.egpu.ru

2. Закон об образовании в Российской Федерации.

3. Зацепина, М. Б. Культура досуга в семье - Режим доступа:http://sdo-journal.ru

4. Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. - М. - Академия, 2001.

5. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. - Режим доступа:http://www.ifap.ru

6. Концепция дошкольного воспитания.

7. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

8. ФГОС. - М. - Центр педагогического образования 2014.

9. Шакурова, М. В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности - Режим доступа:http://www.e-culture.ru

10. http://www.lenagold.ru/fon/clipart/r/ram/rast5.html

Ссылка на источник mdoukrasnogor.ucoz.ru

Художественно-эстетическое развитие дошкольников

муниципальные документы

документы образовательной организации

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

Художественно-эстетическое развитие дошкольниковосуществляется по направлениям и решает цели и задачи:

1. Приобщение к искусству.

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.

Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

2. Изобразительная деятельность.

Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.

Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.

Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

3. Конструктивно-модельная деятельность.

Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, какую часть работы будут выполнять.

4. Музыкальная деятельность.

Приобщение к музыкальному искусству; Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

Развитие музыкальных способностей, поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Материал с сайта ozgdou21.edumsko.ru

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ГБОУ Лицей № 504, Москва

Дошкольное отделение «Радуга»

Художественно-эстетическое направление

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь.

Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.

Основная цель педагогического коллектива ДО - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий) ;
  • создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды) ;
  • организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями) ;
  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, музыкального руководителя, старшего воспитателя, руководителя подразделения, специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре) . Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно - эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

Творческой группой педагогов был разработан и определен функционал каждого специалиста в рамках реализации направления.

Направления работы руководителя подразделения ДО:

- организация всего образовательного процесса; распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;

- сотрудничество с органами управления образованием;

- организация повышения квалификации кадров в области художественно-эстетического воспитания;

- организация развивающей предметной среды;

- решение финансовых вопросов в развитии средств художественно-эстетического воспитания (приобретение оборудования, литературы, картин, костюмов, растений и т.п.) ;

- работа с родителями по выполнению целей и задач художественно-эстетического воспитания;

- координация работы с другими учреждениями (школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой, художественной школой) .

Направления работы старшего воспитателя:

- ознакомление коллектива с существующими программами и методиками художественно-эстетического воспитания;

- выбор программы и методики (совместно с педколлективом) ;

- анализ программ, методик с точки зрения их соответствия уровню развития детей дошкольного возраста;

- определение места художественно-эстетического воспитания в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями;

- контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; реализация интегрированного подхода;

- присутствие на занятиях с целью определения особенностей поведения и характеристик дошкольников (произвольность, комфортность и т.п.) ;

- мониторинг деятельности всего коллектива;

- участие в диагностике детей и анализе её результатов, участие в составлении диагностических карт;

- проведение методических семинаров для членов коллектива;

- участие в совершенствовании развивающей предметной среды;

- участие в распространении опыта работы ДОУ;

- работа с родителями (создание выставок, проведение совместных конкурсов, организация родительских собраний, посвящённых проблемам художественно-эстетического воспитания) ;

- организация выставок, конкурсов по данному направлению;

- участие в творческих конкурсах лицея;

- реализация проекта «Мини-музей в детском саду».

Направления работы музыкального руководителя:

- проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребёнком произведений искусства;

- согласование музыкальных занятий с тематикой занятий воспитателей;

- разработка сценариев, подготовка инсценировок, праздников;

- музыкальное сопровождение игр;

- использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания;

- подготовка детей к участию в конкурсах детского творчества.

- согласование своей программы с программой музыкального руководителя и воспитателей с целью интеграции деятельности;

- использование на занятиях музыкальных упражнений, танцевальных импровизаций, фольклорных и танцевальных игр;

- постановка танцев для детских спектаклей;

- участие в концертной деятельности;

- сотрудничество с музыкально-эстетическим отделом лицея;

- реализация проекта «Классическая музыка в детском саду;

Направления работы воспитателя по физической культуре и инструктора по физической культуре:

- согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности;

- включение в занятия определённых физических упражнений, подвижных игр с учётом целей и задач художественно-эстетического воспитания;

- участие в праздниках.

- использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки) ;

- включение в структуру занятия рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества.

- участие в конкурсах детского художественного творчества;

- создание условий для художественно-эстетического воспитания в группах: организация уголка детского творчества, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и творчества;

- работа с родителями в системе художественно-эстетического воспитания;

- участие в диагностике по заданию старшего воспитателя

- оформление портфолио личных достижений воспитанников.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды.

Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, имеются театральные, музыкальные, игровые, книжные уголки, центры искусства. Во многих группах имеется аудио- и видео- библиотека. Для занятий музыкой имеется музыкальный зал, костюмерная с театральным реквизитом, имеются разнообразные костюмы.

Эффективно используются холлы, раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДО в трех направлениях:

  • специально организованное обучение;
  • совместная деятельность педагогов и детей;
  • самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

  • групповые и подгрупповые занятия,

Ссылка на источник lyc504u.mskobr.ru

Популярное художественно-эстетическое развитие дошкольников по ФГОС и его описание - Андрей Мельник – художник и сценограф

1. Почему художественно эстетическое развитие в ДОУ важно для ребёнка

2. Художественно эстетическое развитие по фгос: принципы и подходы

Важность открытия творческого начала в ребёнке вряд ли кто-то осмелится поддавать сомнению в наше время. Благодаря ему дети развиваются гармонично и целостно, что является необходимыми условиями для становления личности. Это отлично понимают в дошкольных общеобразовательных учреждениях (ДОУ) , поэтому проводят занятия эстетического направления, используя разные формы и методы.

Почему художественно эстетическое развитие в доу важно для ребёнка

Интеграция разных видов художественного творчества затрагивает эмоциональную сферу и базируется на восприятии ребёнком окружающего мира. Работа в специальных кружках способствует его познанию и формирует субъектное отношение.

Творческое обучение проходит согласно стандартам, которые предполагают определённую структуру. В неё входят четыре направления: литературное, художественное, музыкальное, познавательное.

Во время художественных занятий происходит реализация творческих проектов, которые предполагают обучение детьми современных техник. К ним относятся оригами, фимопластика, декупаж, вышивание, рисование и другие виды, с помощью которых дети получают знания и навыки, применяют их на практике. Они получают творческие задания, экспериментируют и развиваются через выбранное любимое занятие.

Художественно эстетическое развитие по фгос: принципы и подходы

Творческое развитие доу осуществляется в соответствии с принятыми в 2014 году государственными стандартами (ФГОС) . Это совокупность требований, которые обязательны для выполнения и требуют определённых условий

Современные фгос, художественно эстетическое развитие дошкольников в доу способствуют развитию одарённости детей и предполагают изучение искусства детьми с двух до восьми лет. Работа в художественных кружках доу строится по принципу студийности. Это когда вместе занимаются дети из разных групп, реализуя на практике принципы сотрудничества и партнёрства.

Воспитатели и руководители творческих занятий также учитывают принцип самодеятельности и создают условия, чтобы по максимуму могла проявиться детская индивидуальность. Осознавая сложность процесса, педагоги способствуют развитию у детей волевых усилий, без которых невозможно творчество. Они создают необходимый микроклимат в коллективе и ситуацию успеха, в которых каждый ребёнок чувствует себя комфортно и получает определённый результат.

Для того, чтобы с раннего возраста ребёнок научился ориентироваться в художественном пространстве, проявлял свои лучшие способности, развивался и созданы фгос. Эта общеобразовательная программа способствует социализации каждого ребёнка и развитию его как личности.

Похожие статьи:

Материал с сайта dmx512.org

Статья (старшая группа) на тему: Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством проектного метода в ДОУ

Опубликовано 24.01.2015 - 11:09 - Козлова Марина Григорьевна

Художественно – эстетическое развитие старших дошкольников

посредством проектного метода в ДОУ

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) , Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. . Огромными возможностями обладает организация и внедрение в педагогическую практику инновационной деятельности для повышения качества образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также с существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно-эстетического, возникла необходимость в новых подходах к организации художественно-эстетического развития в ДОУ. Исследования в области социологии, психологии, медицины, педагогики, этнографии свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровье сберегающем значении в жизни ребенка. Исходя из этого, необходимо выстраивать систему художественно-эстетического воспитания и развития на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности. Новизна опыта заключается в разработке и реализации проектов различной направленности, создающих условия для развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Сущность понятия «художественно – эстетическое развитие»

В наше время проблема художественно - эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.

Педагогика определяет художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Задачами образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования являются:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить.

В этой работе мы будем рассматривать художественно – эстетическое развитие старших дошкольников через их изобразительную деятельность посредством проектного метода.

Применительно к детскому саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел) , поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

По продолжительности они бывают:

  • краткосрочными (одно или несколько занятий - 1-2 недели) ;
  • средней продолжительности (2-3 месяца) ;
  • долгосрочные (на несколько учебных лет) .

Структура любого проекта включает в себя:

  • тему проекта (название)
  • тип проекта (игровой, информационный, тематический и др.)
  • цель проекта
  • работа над проектом (мероприятия с детьми, родителями, педагогами)
  • форма презентации проекта (праздник, викторина, выставка и т.д.)
  • результат проекта (оформление результатов, анализ) .

Формы, используемые в работе над проектом:

  • дидактические игры;

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Курсовая художественно эстетическое развитие дошкольников

    Педагогический проект Художественно — эстетическое развитие детей старшего дошкольного воспитания в процессе игры Введение «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Дл...

  • Художественно эстетическая деятельность дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Развитие художественно творческих способностей дошкольников

    Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев...

  • Презентация на тему художественно эстетическое развитие дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Художественно эстетическое развитие дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Развитие творческих способностей детей Презентация на тему: «Художественно – эстетическое развитие дошкольников» («Развитие творческих способност...

  • Художественно эстетическое развитие детей дошкольного возраста

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Художественно эстетическое воспитание дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Художественно эстетическое развитие дошкольников по фгос презентация

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Технологии художественно эстетического развития дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Цель художественно эстетического развития дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Диагностика эстетическое развития дошкольников

    Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности Содержание 1. Личные данные 2. Актуальность 3. База 4. Противоречия 5. Цели и задачи 6. Модули: 1. Самообразование 2. Ди...

  • Диагностика художественно эстетического развития дошкольников

    Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития воспитанников ДОУ В каких же видах деятельности малейшие достижения ребенка более наглядны и доступны для объективного м...

  • Проект художественно эстетическое развитие дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Музыкальное развитие дошкольников в соответствии с фгос

    Рабочая программа по ФГОС «Музыка» (часть первая) Пояснительная записка Новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных учреждений обусловили необходимость обесп...