Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста

Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста

Характеристика сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер. Дети самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. В развитии и обогащении игровой деятельности детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни, огромная роль принадлежит воображению. По средствам воображения создается ситуация игры, образы, осуществляемые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.

При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полностью реализовывать замысел, лучше справиться с ролью.

Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.

Сюжет

– главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет са-мой сюжетно-ролевой игры. Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим. При этом его игровые действия – одно из основных средств реализации сюжета.

Содержание сюжетно-ролевой игры

– это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношениях и деятельности людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека – только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети создают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Одна и та же по своему сюжету игра может иметь совершенно разное содержание. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяет не только сюжет, но прежде всего содержание детских игр.

Для ребенка

роль

– это его игровая позиция: он отожествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать, так ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Условия, при которых ребенок может взять на себя выполнение какой-либо роли: ребенок берет на себя роль лишь в том случае, если сфера действительности, которая отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Знакомство с действительностью – главное условие возникновения сюжетно-ролевой игры; знакомство с этой действительностью должно происходить таким образом, чтобы в центре ее стоял человек, его деятельность. Таким образом, основой сюжетно-ролевой игры является мнимая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в игровой обстановке. Игра реально вводит ребенка в такой притягательный для него мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире.

Руководство сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста

[/b]

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе.

Термин

«руководство игрой»

обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

Благодаря взаимосвязи всех компонентов, игра с первых ее этапов организуется как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она становится все более творческой и саморазвивающейся. Основные компоненты комплексного подхода к формированию игры сохраняются на всех этапах ее развития. Меняется лишь роль каждого компонента. Для перехода игры на более сложный этап важны все компоненты. Роль каждого из них меняется в зависимости от уровня развития игры на данном этапе. Содержание работы по всем компонентам руководства игрой направлено на постепенное усложнение способов решения игровых задач, развитие сюжета, взаимоотношений детей и их самостоятельности в игре.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят

задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания) ;

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и от-дельных детей.

Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

При руководстве сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте используются следующие приемы:

Приемы прямого руководств

а.

- Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства

.

- обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

- привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

- создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста) ;

- расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами;

- включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;

- пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с получен-ными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого:

- вспомнить более подходящие для игры события, установить их по-следовательность, спланировать ход игры, последовательность действий;

- распределить роли, согласовать замысел;

- помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;

- наблюдение за игрой детей;

- направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды) ;

- создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности) ;

- создать игровую ситуацию;

- индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей) .

Таким образом, к пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.

Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Характеризуя её, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество.

В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

В сюжетно – ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете, распределяют роли и т. д.) . В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п.) . Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребёнок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью.

Своеобразие содержания сюжетно – ролевой игры также является одной из её важнейших особенностей. Игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.

К пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.

www.maam.ru

Игровая деятельность как средство развития общения детей старшего дошкольного возраста

Основные положения

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.

Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном детстве; воспитание ребенка в первые годы жизни во многом определяет успех его дальнейшего гармоничного развития. При этом центральную роль в полноценном развитии личности дошкольника играет общение.

Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В этом возрасте общение со сверстниками становится ведущей потребностью, которая удовлетворяется в игре. В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы.

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекательных его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. В игре ребенок впервые открывает отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.

Игра является для детей средством коммуникации, прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Игра - главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.

Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

Всё вышесказанное позволяет нам сделать вывод о необходимости создания психолого-педагогических условий для обеспечения наиболее успешного общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности.

Дети старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст - это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, освоения культурных ценностей. В это время происходит интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию ребенка, этическими нормами и правилами (Т. И. Бабаева). Познавательный компонент социального опыта раскрывает начальную информированность дошкольников относительно принятых в обществе норм и правил поведения, представлений о социально приемлемых и неприемлемых способах действий и отношений, о соответствующих оценках поступков и нравственных качествах людей. Это составляет основу, формирующийся в дошкольном детстве первичной социальной осведомленности ребенка как субъекта поведения, доступной деятельности и взаимодействия.

Общение достаточно широко изучалось в контексте деятельностного подхода и само рассматривалось как особый вид деятельности (М. И. Лисина, А. А. Леонтьев, О. Е. Смирнова и другие). Межличностные отношения при этом оказались включенными в проблематику общения (Л. Я. Коломинский, Т. А. Репина).

В группе сверстников у детей активно развиваются самостоятельность общения, основы саморегуляции, самоорганизации, умение следовать общим правилам. Как показывают многие исследования (М. И. Лисина, Е. О Смирнова, С. А. Козлова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, Т. А. Репина, на протяжении дошкольного возраста взаимоотношения между детьми развиваются в общении, которое существенно изменяется с возрастом детей: меняется содержание, потребности, мотивы и средства общения. Наибольшего расцвета детские взаимоотношения достигают на этапе старшего дошкольного возраста.

Особенности в общении старших дошкольников:

- В старшем дошкольном возрасте значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих ступенях проявляется стремление к содержательному и разнообразному общению со сверстниками. Это создает естественную предпосылку для формирования гуманности в общении детей.

- В этом возрасте выражен интерес к нормативным основам общения и регуляции взаимоотношений.

- Контакты старших дошкольников со сверстниками становятся более длительными, устойчивыми и личностно обусловленными. В старших группах детского сада складывается определенная система межличностных отношений, совместной деятельности, ценностных ориентаций, оказывающая влияние на гуманистические проявления детей в общении.

- В старшем дошкольном возрасте начинает проявляться интерес дошкольника к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям, развивается симпатия.

Дружеские взаимоотношения являются обязательной формой общения детей в складывающемся коллективе дошкольников. Дружба не возможна без действий, поступков, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью. Интерес к деятельности других детей и умение договориться (о совместной игре, пользовании игрушкой, материалом, посчитаться с интересом друзей; проявление заботы об общем деле, игре, помощь и взаимопомощь, готовность выручить друга, товарищей по группе; объективность оценок и самооценок, способность поступиться личным желанием в пользу товарищей (по справедливости, получая при этом удовлетворение.

Старшие дошкольники хорошо осознают нормы и правила взаимоотношений со сверстниками. Они уже умеют соответствующим образом оценивать поступки своих товарищей, их достоинства, придают большое значение нравственным качествам личности сверстника. Их привлекают такие проявления, как доброта, отзывчивость, взаимопомощь. Главным содержанием общения детей в старшем дошкольном возрасте становится сотрудничество, партнерство.

Таким образом, на ступени старшего дошкольного возраста в общении и взаимоотношениях детей наблюдаются качественные изменения, свидетельствующие об активном процессе их социализации. Вместе с тем, достижения в социально-личностном развитии детей и взаимодействии со сверстниками во многом обусловлены воспитательным влиянием педагогов, их умении найти эффективные методы развития и обогащения опыта общения дошкольников.

Итак, подводя итог всей работы, хочется отметить, что общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, по словам К. Маркса, люди «как физически, так и духовно творят друг друга… ». Вся жизнь человека проходит в общение с другими людьми. Новорожденный не станет человеком в полном смысле этого слова, если он будет расти вне человеческого общения. В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек – социальное существо.

www.maam.ru

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста

Игра загадочней всего

И бескорыстнее на свете,

Она всегда – ни для чего,

Как ни над чем смеются дети.

З. Гиппеус.

«Игра - преобладающий или ведущий вид деятельности? Может быть она, только Зеркало процессов совершающихся в других областях? Нельзя принимать зеркальное отображение за изображаемый предмет, хотя можно через зеркальное изображение изучить предмет».

-ИГРА даёт взрослому возможность узнать и понять внутренний мир ребёнка.

-ИГРА может опосредовать диалог с ребёнком.

-ИГРА помогает сделать образовательный процесс более увлекательным и мотивированным.

-Через ИГРУ взрослый может помочь ребёнку пережить и осмыслить различные ситуации его жизни и найти новые способы поведения в них

-ИГРА золотой ключик к ларцу дошкольного детства.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ИГРЫ

Проблема игры, как деятельности имеющей особое значение в жизни ребёнка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития.

В отечественной психологии сюжетная игра понимается,

«как воссоздание человеческой деятельности из неё выделяется её социальная, собственно человеческая суть - её задачи и нормы отношений между людьми»

Д. Б. ЭЛЬКОНИН.

СТРУКТУРА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Следует различать сюжет и содержание игры.

СЮЖЕТ-это сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре.

Сюжеты детских игр

• бытовые,

• производственные,

• общественно – политические.

Игры с бытовым сюжетом (семья, детский сад, прогулка, День рождения, приготовление обеда) .

Игры с производственным сюжетом (стройка, больница, магазин, школа, поезд) .

Игры с общественно-политическим сюжетом (война, индейцы, партизаны, митинг) .

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ - содержание деятельности людей.

Вначале дошкольного возраста содержание игры ребёнка, это воспроизведение простых операций с предметами и последовательность предметных действий. Затем воспроизведение социальных ролей. На позднем этапе - воспроизведение социальных и межличностных отношений.

Пример игра «Дочки-матери»

1) Выполнение отдельных действий (приготовить обед, разлить чай в чашки) .

2) Целостное ролевое поведение (обращение к партнёру) .

3) Воспроизведение межличностных и социальных отношений (мать любит ребёнка, заботится о нём) .

МОТИВ ДЕТСКОЙ ИГРЫ

Игровые мотивы реализуют потребность ребёнка жить совместной с взрослыми жизнью, участвовать в социальной деятельности, занимать определённое место в обществе.

Структурные компоненты игры:

• Роль.

• Игровое действие.

• Игровое употребление предметов (замещение) .

• Реальные (партнёрские) отношения между играющими детьми.

Центральным и определяющим компонентом является – роль.

Роль реализуется в игровых действиях.

Основу игры, по словам Л. С. Выгодского составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций и смыслового поля.

Еще, один компонент, структуры сюжетно-ролевых игр это - реальные отношения (между играющими детьми, как партнёрами по совместной игровой деятельности).

Функции реальных отношений включают

1. Планирование сюжета игры.

2. Распределение ролей, игровых предметов.

3. Контроль, над развитием сюжета и выполнением ролей, сверстниками партнёрами.

4. Коррекция игры.

В качестве приёмов организации игровых отношений выступают

Смена ролевых позиций ребёнка в игре.

Создание игрового сотрудничества (переход то игры «рядом», к игре «вместе») .

Ориентация детей на чувства и переживания за игровых персонажей

Создание средствами игры повышенной напряжённости (в сюжет вносится драматизм, требующий оказания помощи персонажам) .

Для организации партнёрских отношений используются следующие приёмы

Совместное обсуждение сюжета игры (планирование) .

Обсуждение начального замысла игры (каждый из детей, может побывать, как на основных, так и на второстепенных ролях) .

Знакомство с игровым материалом (оформление игрового пространства) .

Дефицит групповой совместной игровой деятельности является фактором риска развития личности ребёнка.

Уровень развития детской игры

1-предметные действия

2- предметные действия в цепочке

3-выполнение ребёнком роли и связанных с нею действий

4-выполнение действий отражающих социальные и межличностные отношения.

На протяжении дошкольного детства можно наблюдать динамику развития игры от первого уровня (в младшем дошкольном возрасте) к четвёртому (в старшем дошкольном возрасте) .

Значение сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, является ведущим типом деятельности, определяет развитие всех существенных сторон личности ребёнка, подготавливает переход на новую возрастную стадию развития

-развитие мотивационно-потребностной сферы (формирование у ребёнка стремления к социально-значимой деятельности и мотива занять новую социальную позицию)

-преодоление познавательного «эгоцентризма» (в игре учитывать позиции друг друга)

-формирование идеального плана сознания (действия в уме)

-развитие произвольности действий (принятие роли и контроль со стороны участников игры)

Принципы отбора игровых методов обучения

Одна из задач, стоящих перед педагогами, которые работают по программе «Радуга»- предоставить детям возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Взаимоотношение воспитателя с детьми должно исключить принуждение.

Способы построения сюжетно-ролевых игр

предметно-действенный способ, на этапе раннего и младшего дошкольного возраста (покатать машинку, загрузить её, покормить куклу) .

ролевой способ, в среднем дошкольном возрасте (принятие роли и ролевое поведение, в роли зайчика ребёнок «строит» для себя дом, готовит обед) .

сюжетосложение, в старшем дошкольном возрасте (придумать, комбинировать сюжет на основе опыта) .

Игровая мотивация

Детям 3-4 лет необходимо:

-одушевлять игровые персонажи.

-использовать различные сюжеты

-осуществлять превращения одних предметов в другие.

Детям 4-5 лет необходимо:

-принимать нужную роль и действовать в этой роли.

-заинтересовывать детей ролями.

Детям 5-6 лет необходимо:

-отбирать яркие и выразительные образы.

-представлять сюжет, используя ролевое поведение.

Динамика использования игровых приёмов.

Возрастная группа

Ведущий тип Игровые приёмы

Первая младшая Предметно-манипулятивная Внесение дидактических игрушек

Вторая младшая Сюжетно-ролевая на стадии игрового действия Использование дидактических игрушек. Игровая мотивация при закреплении навыка

Средняя Сюжетно-ролевая на стадии игровой ситуации и роли Одушевление чисел и превращение их в персонажи сюжетной истории

Старшая Сюжетно-ролевая на стадии сюжетосложения Составление и решение задач

Подготовительная Игра с правилами Использование дидактических игр с правилами: настольных, подвижных

Педагогические принципы организации сюжетной игры

-В игре дети должны отражать знания и представления, полученные ими при ознакомлении с окружающим.

-Игра - средство проработки знаний.

-Свободная сюжетная игра - самая привлекательная деятельность для детей.

-Свои функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребёнка она всё более усложняется.

Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения - преобладающий способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умения ребёнка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметами, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события) .

Целью педагогических воздействий по отношению к игре должны быть не «коллективная проработка знаний» (или «тем» - «Стройка», «Космос», «Магазин» и т. п., а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют разнообразное содержание, свободно вступая во взаимоотношение со сверстниками игровых объединениях.

Из этого следует

- первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

-второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, так, чтобы детьми сразу открылся и усвоился новый, более сложный способ её построения.

-третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо формирование игровых умений. Ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные ситуации;

1) формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является играющим партнёром;

2) формирование самостоятельной детской игры, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использования детьми уже имеющихся в арсенале игровых умений.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.

www.maam.ru

Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог.

“Ласковое имя”

Цель:развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”) . При этом называют друг друга ласковым именем (например, Анечка, Юлечка, Дашуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

“Разговор по телефону”

Цель:развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.) .

“О чём спросить при встрече”

Цель:учить детей вступать в контакт.

Дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.) . Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него.

Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает (“Как живёте?” — “Хорошо”. “Как идут дела?” — “Нормально”. “Что нового?” — “Все по-старому” и т.д.) . Дважды повторять вопрос нельзя.

“Вопрос — ответ”

Цель:развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” — “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” — “Ходил с мамой в гости”. “Какую игру ты любишь?” — “Ловишки” и т.д.) .

“Прощай”

Цель:учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.) . Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.

Игры на развитие навыков невербального общения:

“Как говорят части тела”

Цель:учить невербальным способам общения.

Воспитатель даёт ребёнку разные задания.

Покажи:

как говорят плечи “Я не знаю”;

как говорит палец “Иди сюда”;

как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;

как говорит голова “Да” и “Нет”;

как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

“Зоопарк”

Цель:развивать невербальные способы общения.

Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д.

Остальные дети угадывают это животное.

“Сделай подарок”

Цель:знакомить детей с невербальными способами общения.

Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

“День наступает, всё оживает...”

Цель:развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

“Здороваемся без слов”

Цель:развивать умение использовать жест, позу в общении.

Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.) .

Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе:

“Робот”

Цель:сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д.

Затем дети меняются ролями.

“Эхо”

Цель:учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определённом ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д.

Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

“Руки — ноги”

Цель:учить детей чётко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей.

Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок — поднять руки вверх, на два — встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность.

“Удержи предмет”

Цель:развивать способность к согласованности действий с партнёром.

Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате.

Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

“Змея”

Цель:развивать навыки группового взаимодействия.

Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок — “голова змеи”, последний — “хвост змеи”. “Голова змеи” пытается поймать “хвост”, а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются.

В следующий раз “головой” становится тот ребёнок, который изображал “хвост” и не дал себя поймать. Если же “голова змеи” его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

Игры на телесный контакт:

Цель:развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд. (Показывают на себя.)

И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.)

У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)

У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)

У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)

У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)

У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)

У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)

“Возьмёмся за руки, друзья”

Цель:учить детей чувствовать прикосновения другого человека. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог.

Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.

“Рисунок на спине”

Цель:развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.

Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.) . Партнёр должен определить, что нарисовано.

Затем дети меняются местами.

“Ручеёк”

Цель:помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра.

Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

“Руки танцуют”

Цель:помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.

Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант — указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Результаты наблюдений я представила в сводную таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков, так и результаты каждого ребёнка.

В процентном соотношении это выглядит так:

  • 45% - соответствует возрастной норме;
  • 55% - отстаёт от возрастной нормы.

А так как при недостаточной сформированности ведущей игровой деятельности нарушается становление ряда психических свойств и качеств ребёнка, способствующих приобретению знаний, умений и навыков.

Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как извне, а как отвечающее собственной инициативе ребёнка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьёзной деятельности – жизни.

Одной из цель, которые я ставлю перед собой, занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, - сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Я считаю, что каждый ребёнок талантлив изначально, и моя работа даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения, поэтому я и решила работать по этой теме.

Содержание театрализованной деятельности.

-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

-игры-драматизации;

-упражнения для социально-эмоционального развития детей;

-упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;

-задания для развития речевой интонационной выразительности;

-игры-превращения, образные упражнения;

-упражнения на развитие детской пластики, ритмические минутки;

-пальчиковая гимнастика;

-упражнения на развитие выразительной мимики;

-театральные этюды;

-упражнения по этике во время драматизации: репетиции и разыгрывание знакомых сказок;

-знакомство со средствами драматизации (жест, мимика, движения, костюм, декорации, реквизит и т.д.)

Театрализованная деятельность способствует развитию:

-психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.) ;

-речи (монолог, диалог) ;

-творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль) .

Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей:

-разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

-владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.) ;

Воспитательные задачи театрализованной деятельности:

-поддерживать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в действии и использовать для этого все окружающее пространство;

-стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр;

-развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, внимание;

-воспитывать коммуникативные качества, партнёрские отношения, побуждать детей к активному общению;

-развивать навыки диалогической и монологической речи, учить детей эмоционально проговаривать фразы;

-пополнять словарь лексикой, отражающей язык чувств и эмоциональное состояние человека;

-развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем;

-учить сочетать речь и движения;

-учить находить средства передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях, развивать эмоциональную память;

-формировать у детей представление об элементарных нравственно-этических нормах;

-развивать мимическую выразительность и мелкую моторику пальцев рук;

-привлекать родителей к активному участию в играх-инсценировках;

Психологические механизмы воздействия театрализованной деятельности.

Отметим два механизма психологической коррекции с помощью театрализованной деятельности:

-искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать негативную ситуацию, используя креативные способности ребёнка;

-под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие аффекта, т.е. негативные чувства, превращаются в свою противоположность, положительную эмоцию (Л. С. Выготский) .

Очень важен в арттерапии креативный принцип, т. е. максимальная ориентация детей на творчество, развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Также учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

-снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;

-раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

-развитие реальных мотивов (игра и обучение проходят не по принуждению, а радостно, так как театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью) ;

-преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

-включение во внутренние мотивы мотивации успешности, продвижения вперёд.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

*игры в кукольный театр;

*игры-драматизации;

*игры-представления (спектакли)

Для достижения наилучших результатов в коррекционной работе с детьми логопедической группе мы решили уделить особое внимание театрализованным

играм и театрализации сказок, как одному из методов развитие речи, психических процессов детей дошкольного возраста.

Театрализованная игра психолого-педагогических и культурологических исследованиях понимается двояко. С одной стороны, это вид деятельности, а с

другой - средство развития. Она определяется как драматизация (Л. С. Выготский) , «драматическая игра» (В.

Н. Всеволодский-Генгросс) , «театрально - игровая деятельность», «театрально – игровое творчество» (Е. Л. Трусова) .

Многие исследователи считают, что театрализованные игры близки к искусству, поэтому их называют «творческими играми» (А. Васильева, С. А. Козлова, Д. Б. Эльконин и др.) .

Учитывая различные точки зрения (Д. Б. Эльконин, Й. Хейзинга) на игру в целом, и театрализованную игру в частности, мы опирались на следующие определения: театрализованная игра – это деятельность, моделирующая биосоциальные отношения, внешне подчиненные сюжету – сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; в этой деятельности принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимикой, графикой, речью, пением и т.п.) ( И. Г. Вечканова) .

Театральная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях.

Таким образом, театрализованная игра доказала необходимость и актуальность данной темы.

Прежде чем приступить к театрализованной деятельности, я изучила различные методические рекомендации по организации и проведению театрализованных игр, в том числе и во время обучающих занятий, в развивающих и подвижных играх, во время формирования культурно-гигиенических навыков.

Для проверки знаний, умений и навыков по театрализованной деятельности, нами была адаптирована диагностика А. Е. Антипиной. К основным показателям уровня развития театрализованной деятельности дошкольников относятся:

  • Выразительность движений;
  • Способность к перевоплощению, создание театральных образов (мимика, жесты, интонационная выразительность речи;
  • Умение существовать в заданной драматургии (уровень общения в театрализованной игре, представлении) ;
  • Умение импровизировать средствами мимики, пантомимы и интонации;
  • Умение самостоятельно создавать пластический образ (животного, человека) .

Диагностика — это непростой и трудоемкий процесс, но без этого этапа невозможно себе представить профессиональную педагогическую деятельность. Проведя диагностическое обследование театрально-игровых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с помощью, которых были выявлены дети с высоким, средним и низким уровнем творческих способ В результате правильно построенного образовательного процесса, созданных условий в группе по театрализованной деятельности, знание программы и использование современных методик и технологий у детей выработалась определённая система ценностей, которая способствует формированию личности ребёнка, чувство ответственности за общее дело, вызывает желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых.

Дети приобрели дополнительную возможность закрепить коммуникационные навыки, умение ясно выражать для окружающих мысль, намерение, эмоции, способность понимать, что от тебя хотят другие. Театрализованная деятельность стимулирует у детей развитие основных психических функций – внимания, памяти, речи, восприятия, содействует расцвету творческого воображения, приобщение к театральной культуре.

Повышению уровня театрального воплощения способствуют:

  • Костюмы и декорации.
  • Детские музыкальные инструменты.
  • Различные атрибуты.

Дети освоили «Язык эмоций», могут самостоятельно подобрать соответствующий текст, «под эмоцию» обыграть и, наоборот, под различные эмоциональные звуковые образы подбирают текст, картинки, цвета и т.д.. Могут изобразить, как шепчутся листья, как бушует море, как рычит тигр, кокой голос у Бабы Яги, Белоснежки, Мальчика-с-пальчика и т.п.

Дети научились изображать и угадывать различные выразительные походки, комплексы движений, прыжков, присущих определённым объектам, разыгрывать сценки с популярными персонажами, со встречей, приёмом и проводами гостей (званых и случайных) . На базе развития творческого воображения идёт успешное восприятие эмпатии, эмпатийного поведения – сопереживание и содействия другим персонажам художественного произведения, особенно сказки (сострадание, осуждение, гнев, удивление и т.д.) . У детей хорошо развита мимика, они могут изображать « солёный чай», «ем лимон», «сердитый дед», « обиделась»,

« удивилась», « испугалась» и т.д. Свободно и непринуждённо пользуются движениями рук, самостоятельно подбирают наиболее подходящие движения к услышанной мелодии, умеют передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции, сопровождают движение куклы песенкой, словами.

Умеют различать и называть настольный театр, верховые куклы, куклы с живой рукой, театр марионеток и т.д. Общаясь непосредственно изо дня в день с искусством театра, дети стали терпимыми друг другу, уживчивыми, сдержанными, собранными, т.к. находясь за ширмой, они должны быть внимательны, чтобы вовремя включиться в театральное действо, уступить место другому.

Мы добились определённых результатов. Расширилась тематика сюжетно-ролевых игр. Дети самостоятельно затевают игры и действуют дружно, сами выбирают эпизоды для игры.

В целом результаты работы позволяют говорить о высокой эффективности театрализованной деятельности, как средства воспитания и развития личности ребёнка и её неисчерпаемых педагогических возможностях.

В заключение хотелось бы сказать, что, широко используя театрализованную деятельность, а в частности театрализованные игры, я не отвергаю других методов и приёмов логопедической работы. Мне лишь хотелось акцентировать внимание педагогов на следующем:

  • театрализованная игра должна стать частью занятий или режимного момента в развитии психических процессов и речевых дефектов.
  • Проводить такие игры надо систематически.
  • Выбирать и распределять речевой материал необходимо в соответствии с возможностями детей.
  • Через различные виды театра следует развивать у детей мелкую и общую моторику.

Всё вышесказанное даёт основание утверждать, что применение театрализованных игр повышает эффективность психокоррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста за счёт комплексного аффектно-коммуникативного воздействия.

Список литературы.

1. Бряева Л. Б., Вечканова И. Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. Издательство КАРО Санкт-Петербург 2007г.

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. М. ТЦ Сфера, 2003г.

3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Кн. Для воспитателя детского сада. М. Просвещение, 1991г.

4. Домашний театр. Серия «Через игру - к совершенству». М. Лист, 2000.

5. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр, творчество, дети» (Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович) . Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов.

3-е изд., испр. И доп. М. АРКТИ, 2002.

6. Брызгалова А. Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. «Издательство Юнипресс» Минск, 2006.

7. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети. Изд. ЛИНКА-ПРЕСС, Москва, 2006.

8. Никитина А. Б. Театр, где играют дети. Изд. ВЛАДОС, Москва, 2001.

9. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. Изд. КНИГОЛЮБ, Москва, 2006.

10. Детский сад от А до Я. №4 2008. Научно-методический журнал для педагогов и родителей.

11. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. Изд. Творческий Центр «Сфера», Москва, 2007.

12. Татьяна Рик, Сказки и пьесы для семьи и детского сада. Изд. ЛИНКА-ПРЕСС, Москва, 2008.

13. Сорокина Н. Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Изд. АРКТИ, Москва, 2007.

14. Гнедова О. Л., Майданюк Л. Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду. Изд. ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2007.

15. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. М.: Гном и Д, 2002.

16. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. М: Просвещение, 1982

17. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: Гном и Д, 2000.

18. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: ВЛАДОС, 2003.

19. Алянский Ю. Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре (Рис. Р. Доминова; Макет В. Коломейцева) 2-е изд., переработ, и доп. – Л. Дет. лит., 1990.

20. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду . Методическое пособие. М. ТЦ Сфера, 2003.

21. Колчеев Ю. В., Колчеева Н. М. Театрализованные игры в школе. М. Школьная пресса, 2003.

22. Маханева М. Д. Развитие творчества дошкольников в процессе нетрадиционных форм работы. Горький, 1989.

23. Нахимовский А. М. Театральное действо от А до Я. М. АРКТИ, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читать далее nsportal.ru

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Итоговая игровая деятельность для детей старшего дошкольного возраста по теме «Палеонтологическая экспедиция»

Опубликовано 09.09.2014 - 20:55 - Гора Галина Анатольевна

Старший дошкольный возраст самый ценный период развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом поиск знания, их приобретение самостоятельно или совместно со взрослым под его тактичным руководством.

Предлагаемый материал, итоговая игровая деятельность «Палеонтологическая экспедиция: поиск динозавров», развивает интерес у детей дошкольного возраста к сведениям о животном мире Земли в эпоху динозавров, помогает приобщить детей к культурно – историческим ценностям региона, способствует пониманию исторической и художественной значимости предметов, найденных палеонтологической экспедицией, воспитывает бережное отношение к историческим находкам и окружающему миру.

Использование игр экспедиций на различную тематику позволяет отследить положительную динамику в социально – коммуникативном развитии ребенка, Япредлагаю педагогам использовать такие игры для работы в любом дошкольном учреждении.

Скачать:

Материал nsportal.ru

«Традиционные формы игровой деятельности детей старшего возраста»

1 слайд

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности.

2 слайд

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы. Она в развернутой форме живет лишь в детстве, и представляет одну из форм жизни современного ребенка.

Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в психике ребенка.

В игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира.

3 слайд

Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности.

Игра-это деятельность ребёнка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры - взаимоотношение между взрослыми людьми- в семье, их профессиональной деятельности и т.д. Именно в дошкольном возрасте наиболее активно усваиваются, и развиваются коммуникативные умения и навыки, дети в этом возрасте учатся строить взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль.

Можно видеть несколько организационных форм игровой деятельности:

  • Индивидуальную;
  • Групповую;
  • Парную;
  • К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с различными предметами и знаками. (5 слайд)
  • Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной им искомой целью. (6 слайд)
  • Групповая форма – это игра трех или более игроков, преследующих одну и ту же цель. (7 слайд)
  • Парная форма – это игра одного человека с другим.(8слайд)

9 слайд

Условно игры разделили на две основные группы: сюжетно- ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

Сюжетно – ролевые– это игры на бытовые темы, с произвольной тематикой, строительные игры с природным материалом, театрализованные игры, игры- забавы, развлечения.

К играм с правиламиотносятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, бессюжетные, с элементами спорта.)

Расскажу вам о некоторых формах игровой деятельности

10 слайд

Театрализованные игры.

Театрализованные игры в отличии от сюжетно –ролевых предлагают наличие зрителей (сверстников, младшие дети, родители) . Чтобы театрализованные игры стали по- настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способами выразительного исполнения, но и умением готовить место для представления.

Театрализованные игры делятся на:

- игры- драматизации

-игры по литературным произведениям

Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Исходя из особенностей психического развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок из жизни растений; труд людей; транспорт и т.д. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма.

11 слайд

Игры- забавы.

Особую группу составляют игры – забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутки, безобидный юмор. Основное их значение- повеселить, позабавить детей, порадовать их.

12 слайд

Строительные игры.

Строительная игра- это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях.

Строительные игры имеют важное значение для физического воспитания дошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребёнка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера.

Сооружая постройки из крупных деятелей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выносливость.

13 слайд

Дидактические игры.

Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события жизни) .

Дидактические игры - это обучающие игры. Дидактические игры являются и методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. В качестве метода они широко используются в различных видах деятельности.

Содержание и игры подчинены воспитательно-образовательным задачам и программным требованиям.

В любой дидактической игре должны быть игровые правила и игровые действия. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при подборе игр основное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий, при выполнении которых дети должны иметь возможность проявить умственные и волевые усилия.

14 слайд

Музыкально - дидактические игры- осваиваются детьми постепенно. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы.

Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактической игры, позволяет им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

15 слайд

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражнять в беге, прыжках, лазанье, бросании и т.д.

Большое влияние оказывают подвижные игры и на нервно психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны ясность замысла, содержательность, простота и занимательность.

16 слайд

Содержание игры определяется возрастными особенностями детей. Содержание игры старших дошкольников зависит от интерпретации роли, выстраивания ролевого поведения участников игры.

Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес.

Уровень детской игры уже не находится в прямой зависимости от руководства игровой деятельностью со стороны воспитателя, который передает детям свой нравственный опыт, приобщает их к социальной жизни взрослых людей.

Ребёнок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать тему игры, намечать ее план, примерную последовательность действий.

В старших группах не может быть единого способа распределения ролей.

Творческие игры обычно возникают в связи с развитием образовательно-воспитательной темы. Игры становятся содержательнее. Однако сюжеты их значительно усложняются.

Непосредственно в старшем дошкольном возрасте дети определенны запасом игровых навыков: умеют, строить план-сюжет, распределять роли, применяя считалки, самостоятельно подготавливать обстановку для игры, хорошо усвоили навыки коллективного общения.Уже ни у кого из детей не сомнений, что с товарищами играть интереснее, чем одному.

Объединяются в играх на основе личной симпатии друг к другу и интереса к тем или иным играм, и игровые группировки становятся устойчивыми. Игра приносит детям радость и удовлетворение.

17 слайд

Однако наблюдается разобщенность мальчиков и девочек вследствие разной направленности их игровых интересов.

Поэтому при руководстве играми детей старшего дошкольного возраста решаются следующие задачи:

  • Формирование умения самостоятельно организовываться в группы для общей игры
  • Совместно обдумывать содержание игр, согласовывать свои действия с участниками игры
  • Воспитывать умение самостоятельно и справедливо разрешать споры, привычку помогать товарищам, бережно относиться к их играм, радоваться их успехам.
  • Широко использовать все традиционные формы игровой деятельности.

18 слайд

Особое внимание обращается на организационный период игры, в котором заключены большие воспитательные возможности и от которого во многом зависит дальнейшее ее развитие.

Привести пример с выбором маршрута в путешествии по Волге

Такие беседы помогают детям осознать свои действия и поступки в совместной игре, преодолеть возникшее разногласие.

Для того чтобы приобщить мальчиков и девочек к совместным играм, мы предлагали мальчикам построить из крупного строителя дом для кукол, машину, девочкам - помочь им в строительстве. Коллективное строительство объединило, сплотило детей. Увлеченные общим замыслом, они стали дружелюбно относится друг к другу, проявляли стремление помочь товарищу.

Чтобы помочь детям в развитии сюжетов игр разной тематики, мы применяем самые разнообразные приемы и методы: показ иллюстраций, фотоальбомов о людях разной профессий , чтение художественной литературы, беседы и профессиях и т.д.

19 файл

У детей старшего дошкольного возраста товарищеские взаимоотношения в играх постепенно переходят и в повседневную жизнь: ребята становятся более организованными, чуткими и внимательными друг к другу, заинтересованными в успехе каждого и всего коллектива, помогают друг другу в выполнение заданий и разного рода поручений.

В игре ребёнок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением.

В традиционных формах игровой деятельности самое важное не то удовольствие, которое получает ребенок, играя, а та идея и смысл игры, который бессознательно для самого ребенка осуществляется им.

20 файл Спасибо за внимание!!!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Игра трех или более игроков, преследующих одну и ту же цель. Вставить фото Строительные игры. Строительная игра- такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях.

Задачи руководства играми детей старшего возраста:Формирование умения самостоятельно организовываться в группы для общей игры Совместно обдумывать содержание игр, согласовывать свои действия с участниками игры Воспитывать умение самостоятельно и справедливо разрешать споры, привычку помогать товарищам, бережно относиться к их играм, радоваться их успехам. Широко использовать все традиционные формы игровой деятельности Играю и расту Спасибо за внимание!

Деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной им искомой целью. Вставить фото Игры- забавы. Особую группу составляют игры – забавы.

В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутки, безобидный юмор. Основное их значение- повеселить, позабавить детей, порадовать их. Содержание игр детей старшего дошкольного возрастазависит от интерпретации роли, выстраивания ролевого поведения участников игры.ведущим мотивом становится познавательный интерес.уже не находится в прямой зависимости от руководства игровой деятельностью со стороны воспитателя в старшем дошкольном возрасте дети определенны запасом игровых навыков: умеют, строить план-сюжет, распределять роли, применяя считалки, самостоятельно подготавливать обстановку для игры, хорошо усвоили навыки коллективного общения. Ребёнок уже обдуманно выбирает тему игры, намечает ее план, примерную последовательность действий.нет единого способа распределения ролейтворческие игры возникают в связи с развитием образовательно-воспитательной темы, игры становятся содержательнее, сюжеты их значительно усложняются. «Традиционные формы игровой деятельности детей старшего возраста»Презентация подготовлена воспитателем группы «Ромашка» СП детский сад «Светлячок» ГБОУ СОШ №1 г. о. Чапаевск Самарской области Липиной Светланой Евгеньевной

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...

  • Со сверстниками детей старшего дошкольного

    Введение Актуальность проблемы. Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, ка...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является

    Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Классификация игр Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным д...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...

  • Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных...

  • Классификация игр детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...