Индикаторы компетентностного развития дошкольников таблицы

Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста

Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста

В книге «Оценка результативности качества дошкольного образования» [4] С, В. Никитина, Н. Г. Петрова, Л. В, Свирская выделяют пять ключевых компетентностей, которыми может овладеть выпускник детского сада. Одной из них является коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность рассматривается специалистами в разных аспектах: изучается ее сущность и структура, специфика и особенности формирования. Результаты анализа психолого-педагогической литературы говорят о том, что большинство ученых раскрывают содержание понятий «компетенция» и «компетентность» по-разному. Компетенция рассматривается и как способность, и как умение, и как готовность субъекта деятельности к эффективному выполнению какой-либо работы, но во всех определениях четко просматривается ее практическая направленность. Это касается и понятия «компетентность». Ее рассматривают и как совокупность профессиональных свойств, и как умение объединять знания и навыки для решения проблемы, и как жизнедеятельность человека или успешное действие в ситуации общения, и как опыт и индивидуальный стиль деятельности, и как обладание человеком совокупностью взаимосвязанных качеств личности, необходимых для продуктивной деятельности, и как психическое новообразование личности.

Нет единого мнения и на раскрытие понятия «коммуникативная компетентность». Коммуникативная компетентность рассматривается как ориентация на объект общения, как ситуативная адаптивность, как владение языком и др. Несмотря на различные трактовки данного понятия, их объединяет то, что все они указывают на компоненты, необходимые для общения: владение средствами общения (речью, мимикой, пантомимикой) ; умение с помощью вербальных и невербальных средств общения устанавливать контакты, включая для этого необходимые внутренние ресурсы (мотивы, направленность на общение, желание обменяться информацией и пр.) ; умение слышать, слушать и говорить (в процессе общения выражать свои чувства, эмоции, желания, задавать вопросы и аргументировать свою точку зрения) .

Коммуникативная компетентность - это сложное образование, которое характеризуется определенной структурой, компонентами и уровнями, находящимися во взаимосвязи. Традиционно в структуре коммуникативной компетентности выделяют три компонента:

- мотивационно-личностный

- когнитивный

- поведенческий

Мотивационно-личностный компонент - это потребность ребенка в общении, в процессе которого проявляются особенности его личности, непосредственно влияющие на содержание, процесс и сущность общения.

Когнитивный компонент – знания из области взаимоотношений людей

(о смысле и ценности общения; о личностных качествах, которые ему способствуют или препятствуют; о чувствах и эмоциях, которые его сопровождают; о поведенческой стороне общения) .

Поведенческий компонент – это способ реагирования на конкретную

ситуацию, выбор определенных норм и правил в процессе общения и для общения; это коммуникативные умения, способы деятельности и опыт который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности.

В структуре коммуникативной компетентности нередко выделяют и три других компонента:

- коммуникативные знания

- коммуникативные умения

- коммуникативные способности.

Коммуникативные знания – это знания о способах и средствах взаимодействия с окружающими людьми (знания о речи как средстве коммуникации, о вербальных и невербальных формах общения, о важности развития компонентов устной речи для эффективного взаимодействия со взрослыми и детьми) .

Коммуникативные умения – это умение понимать речь окружающих людей и делать свою речь понятной для них, умение выражать свои чувства, мысли, планы, желания, задавать вопросы и т. д., используя вербальные и невербальные средства общения.

Коммуникативные способности – способность ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в ситуации общения, способность выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной формах общения.

Коммуникативные умения и коммуникативные способности проявляются в коммуникативной деятельности, в процессе общения ребенка с взрослыми и детьми.

Коммуникативная деятельность относительно дошкольного возраста рассматривается как самостоятельный процесс общения субъектов межличностного взаимодействия.

Понятие «коммуникативная деятельность» тесно связано с понятием «коммуникативная культура», которая включает в себя представления о нормах речевого поведения, речевой этикет.

Несовершенство коммуникативных умений препятствует процессу свободной коммуникации (свободному общению, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение ребенка, не способствует развитию его речемыслительной и познавательной деятельности.

Свободное общение или свободная коммуникация – это нерегламентированное общение, которое чаще всего происходит в процессе разговора, обмена информацией. К такому общению в дошкольном возрасте в большей степени располагают игровая деятельность детей и беседа как способ получение новой информации.

Свободное общение предполагает спонтанность ребенка в речевом выражении своих чувств, информации, которой он владеет и хочет поделиться с товарищами. Активность ребенка, субъектная позиция в процессе свободного общения способствуют развитию его коммуникативной деятельности и коммуникативной компетентности.

Важно отметить, что развитие коммуникативной компетентности необходимо рассматривать одновременно с процессом становления у ребенка разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтении). Большое значение в системе коммуникативно-деятельностного взаимодействия детей дошкольного возраста приобретает игровая деятельность.

Игра как коммуникативная ситуация побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. В игре осуществляется речевое развитие детей, происходит усвоение норм общения.

М. И. Лисина выделяет три компонента коммуникативной успешности: когнитивный, поведенческий и эмотивный (способность определять собственные коммуникативные проблемы, управлять поведением, владеть эмоциями) .

Критерии когнитивного компонента: умение ориентироваться в ситуации общения; адекватно реагировать на замечания; приходить на помощь товарищам, сверстникам, прислушиваться к их мнениям; способность проявлять интерес к общению и способность к самовыражению.

Критерии поведенческого компонента: умение расположить к себе окружающих; самостоятельность в принятии решения, стремление к успеху, следование адекватным нормам поведения; умение применять вербальные и невербальные средства общения для выражения своего отношения к происходящему; умение осознавать и контролировать свое поведение.

Критерии эмотивного компонента: умение регулировать силу голоса, темп речи и управлять своим эмоциональным состоянием; способность держаться спокойно и уверенно, сдерживаться в ситуациях конфликта.

Названные умения являются основанием для формирования коммуникативной компетентности. Именно они дают возможность ребенку прогнозировать общение, ориентироваться на статус собеседника, вживаться и управлять речевой ситуацией.

Коммуникативная компетентность развивается во времени и пространстве, обусловлена половозрастными, индивидуальными особенностями, социальными условиями и предметно-практической деятельностью, организацией педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, спецификой пространства общения и может являться показателем овладения ребенком культурой речевой коммуникации.

Какие диагностические методы можно использовать для выявления уровня развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста? Для диагностики можно использовать:

- методику «Картинки», разработанную Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной. Данная методика предназначена для выявления уровня развития начальной коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками;

- наблюдение за игровой деятельностью детей и их речевым общением. При наблюдении можно использовать показатели и критерии развития начальной коммуникативной компетентности дошкольников, предлагаемые С. В. Никитиной, Н. Г. Петровой, Л. В. Свирской. Этими показателями, по мнению авторов, могут быть три группы умений: умение выражать словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты; умение задавать вопросы; умение аргументировать свою точку зрения;

- индивидуальную беседу для выявления представлений ребенка о состояниях и переживаниях сверстника, предложенную Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой.

Для эффективного развития коммуникативной компетентности дошкольника необходимо соблюдать следующие условия:

создавать ситуации коммуникативной успешности;

стимулировать коммуникативную деятельность, использую проблемные ситуации;

устранять коммуникативные трудности;

ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности;

проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных особенностей детей, привлекая к данной работе педагога-психолога и семью;

мотивировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;

обеспечивать баланс между непосредственно образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей;

моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;

в процессе коммуникативной деятельности обеспечивать стратегию поддержки и фасилитации взаимодействий педагога с детьми, детей со сверстниками;

признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная жизнь ребенка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности.

Лишь в процессе коммуникативной деятельности ребенок использует речь как средство общения, средство обмена информацией. Ребенок выстраивает свою речь, делая ее понятной не только для себя, но и для других, свободно выражая свои мысли, суждения, чувства, проявляет начальную коммуникативную компетентность, которая является показателем его речевого развития.

Литература

1. Детский сад: теория и практика. Тема номера: Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

№ 3/2013г.

www.maam.ru

Портфолио | Система индикаторов компетентностного развития детей | Дошкольное образование

Первый раздел «Сведения социального характера» включает анкету для заполне­ния, в которой есть следующие пункты:

1. Фамилия, имя и отчество воспитан­ника детского сада.

2. Предпочтительное обращение к ре­бенку (имя, которым он себя называет) .

3. Дата рождения.

4. Адрес, телефон (по прописке, по фак­тическому месту жительства) .

5. Состав семьи: Ф. И. О. матери, год ее рождения, образование, место работы и те­лефон; Ф. И. О. отца, год его рождения, об­разование, место работы и телефон.

6. Жилищные условия.

7. Посещаемая группа: общая (массо­вая) , логопедическая, санаторная (нужное подчеркнуть) .

Примечания. Первый раздел заполняется вос­питателем группы, в которую ходит ребе­нок. В пункте 5 перечисляются живущие совместно с ребенком члены семьи.

Могут быть внесены и другие данные, характери­зующие социальный статус семьи и семей­ные отношения (например, отец не прожи­вает с семьей) . В пункте 6 указывается ха­рактеристика жилья, например частный дом, квартира, комната, общежитие и др. на первой странице возможно размещение фотографии.

Второй раздел«Состояние здоровья ребенка» включает следующее:

1. Диагноз врача при поступлении ре­бенка в ДОУ.

2. Общее соматическое состояние.

4. Физкультурная группа.

5. Особые сведения.

6. Рекомендации воспитателям и родите­лям по соблюдению необходимых условий пребывания ребенка в группе и в семье.

Примечания. Заполняется ме­дицинскими работниками.

В пункте 2 ука­зывается «норма» или отмечается наличие хронических заболеваний (например, под­верженность ОРЗ) .

Пункт 5 заполняется на усмотрение врача: например, могут быть указаны какие-либо дефекты организма ''плохое зрение и т.д.) , предрасположенность к тем или иным заболеваниям, особенности лечения, которые сказываются на состоянии ребенка, его деятельности (например, после принятия определенных процедур может наблюдаться сонливость, замедленная реакция) и пр.

В пункте 6 отдельно даются рекомендации для педагогов и родителей детей, указыва­ются особые условия, в которых нуждается ребенок (например, освобождение от ка­ких-либо физических упражнений) .

Третий раздел«Психолого-педагогическое сопровождение» включает сле­дующие характеристики:

1. Особенности психических процессов

Материал с сайта tak-to-ENT.net

Пояснительная записка | Система индикаторов компетентностного развития детей | Дошкольное образование

Пояснительная записка

В обращении к народу Казахстана «Новый Казахстан - в новом мире» Президентом определена политика модернизации национальной системы образования, которая является одним из основных условий вхождения в мировое образовательное пространство. Модернизация определяет новые требования и к качеству образования, как к результату воспитания и обучения.

Гарантом качества дошкольного образования сегодня выступает Государственный общеобязательный стандарт дошкольного образования -2009

Стандарта определил главную стратегию дошкольного образования: переход от целевых знаниевоцентристких установок – к компетентностным. Эта смена акцентов внесла коррективы в систему дошкольного образования и определила направленность педагогической деятельности:

-на конечный результат, определяемый содержанием образовательных областей;

-на создание общего благоприятного фона для интеллектуального и эмоционального развития, сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка.

Дошкольное воспитание и обучение – первый уровень непрерывного образования - один из важнейших социальных институтов, который имеет большие возможности для управления процессом комплексного сопровождения ребенка от года до 6 лет. Основу процесса управления комплексным сопровождения ребенка составляют мониторинг компетентностного развития и проектирование его продвижений по индивидуальной образовательной траектории.

При этом, целевыми ориентирами мониторинга являются показатели компетентностного развития ребенка по пяти образовательным областям (Приложение 1) , а формой оценки система индикаторов.

Система индикаторов имеет следующую структуру:

-показатель – ожидаемый результат развития ребенка на данном возрастном этапе, обеспечивающий исходной информацией педагогов, родителей о параметрах компетентностного развития детей, а также основу, которая поможет переходу детей от одного возрастного этапа к другому;

-образовательная область - категория, определяющая содержание образования;

-подобласть – компонент образовательной области, который дает наиболее точное представление о ее содержании;

-стандарт - как эталон оценки качества воспитания и обучения.

Система индикаторов предполагает наличие трех уровней развития компетентности:

1-й уровень - ребенок воспроизводит те или действия вместе со взрослым или по его показу;

2-й уровень – ребенок понимает, то что он делает, т.е. имеет определенный запас знаний;

3-й уровень – ребенок применяет то, что он знает и умеет без помощи взрослого.

Как работать с показателями компетентностного развития дошкольников и индикаторами?

1 этап. Показатели компетентностного развития (далее ПКР) и индикаторы – это две категории, необходимые педагогу для оценки продвижения ребенка по образовательной траектории.

Главной характеристикой ПКР является возрастная динамика, поэтому показатели характеризующие уровень развития ребенка 2-3 лет не повторяются для ребенка в возрасте 3-4 лет, т.к. он должен ими овладеть на уровне применения в пределах возрастных границ.. Если же этого не произошло, то работа в этом направлении продолжается в следующем возрастном периоде, подбираются новые приемы и методы работы.

Индикатор в свою очередь фиксирует степень усвоения ПКР на трех уровнях – воспроизводит, понимает, применяет. Все данные заносятся в индивидуальную карту на каждого ребенка (приложение 2) по всем 5-ти компетентностям. Если к концу года ребенок применяет до 80% показателей, то его можно считать достаточно компетентным

2 этап. На основании полученных данных заполняется индивидуальная карта развития ребенка (приложение 3) . Карта заполняется с учетом «зоны ближайшего развития ребенка» Под «зоной ближайшего разви­тия» следует понимать разницу между уже освоенным ребенком спо­собом действия, который он может применить самостоятельно, и тем способом, который он пока успешно воспроизводит лишь в сотрудничестве со взрослым. Чем больше этот разрыв, то есть чем более трудную задачу мо­жет решить ребенок вместе с педаго­гом, тем больше перспективы разви­тия этого ребенка.

3 этап. Заполняется сводная таблица на каждую компетентность для всей группы детей (приложение 4) с целью создания целостной картины эффективности педагогического процесса.

Как мы уже сказали выше, основу дошкольного воспитания и обучения составляет комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, при этом очень важно, чтобы оно было систематическим. Придать сопровождению систематический (непре­рывный) , комплексный и дифференциро­ванный характер педагогам поможет Портфолио (Паспорт) ребенка.

Непрерывность сопровождения выража­ется в том, что сопровождение ребенка осуществляется на всех возрастных этапах. Портфолио содержит сведения о ребенке от момента поступления его в детский сад и до его окончания. Если ребенок по каким-либо причинам переходит в другую группу, то Портфолио передают воспитателям.

Комплексность сопровождения проявля­ется в скоординированной работе спе­циалистов дошкольной организации – психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и др.

Дифферещированностъ сопровождения предполагает решение проблем с макси­мальной пользой для воспитанника, индивидуальный подбор методов и приемов.

Портфолио можно разделить на три раздела:

-сведения социального характера;

Источник tak-to-ENT.net

Не достигает согласия иподдержки

Аргументированно преодолевает возражения

Затрудняется впреодолении возражений

4

Создает командный дух вколлективе. Привлекает всех членов команды кформулированию командной цели. Создает вкоманде атмосферу творчества иинициативы.

Выступает вроли наставника длядругих членов команды, является неформальным лидером; обладает заслуженным авторитетом. Устанавливает эффективные кооперативные связи совсеми подразделениями компании. Устанавливает наиболее эффективные правила коммуникации.

Гибко применяет множество стилей коммуникации; мастерски использует вопросы, подводя собеседника ксвоему мнению. Тратит время иресурсы наорганизацию мероприятий, направленных насплочение команды иее формирование какединого целого

Влияет напринятие решения

Не влияет напринятие решения

Изменяет взгляды других людей

Не изменяет взгляды других людей

Анализирует успешные случаи оказания влияния изапрашивает обратную связь

Не запрашивает обратную связь окачестве оказания влияния

Используют разные стили оказания влияния

Использует один стиль оказания влияния

Имеет представление отом, как достичь успеха визменении точек зрения иповедения других людей

Не имеет представления отом, как достичь успеха визменении точек зрения иповедения других людей

3

Самостоятельно предлагает кооперативные формы работы. Постоянно анализирует, как его деятельность может быть полезна другим членам команды, иинформирует их овозможной кооперации. Формулирует идоносит докоманды общую цель.

Выстраивает систему эффективного взаимодействия между всеми членами команды; помогает распределять роли. Выступает посредником привозникновении разногласий иэффективно их решает. Создает вокруг себя атмосферу дружественности иоткрытости.

Умеет общаться сбольшим количеством знакомых инезнакомых людей, значительно увеличивая эффективность работы команды. Способен убеждать других ивлиять наих мнения. Видит потребности иинтересы других людей иотталкивается отних впроцессе убеждения. Умеет проводить интервью, чтобы получить наиболее полную информацию

Вопросы для интервьюРасскажите мне последний случай, когда вам удалось убедить кого-нибудь из коллег или руководства принять вашу точку зрения. Как вы объяснили свои взгляды? Какого именно согласия вы добились?

Что бы вы сделали иначе вследующий раз?Опишите ситуацию, вкоторой вы оказались неспособны убедить коллегу (подчиненного, руководителя) перейти на вашу точку зрения. Что именно вы делали? Какую обратную связь овашем подходе вы получили?

Каковы ваши сильные стороны, когда вы оказываете влияние надругих людей? Как часто вам удается повлиять надругих людей? Могли бы вы сравнить вашу способность влиять соспособностями других людей?

Чему вам еще необходимо научиться, чтобы влиять на других лучше, чем сейчас?Расскажите мне последний случай, когда вы сумели убедить группу людей действовать так, как предложили вы. Каково было ваше мнение? Насколько оно отличалось отмнения группы?

Как вы сумели переубедить группу?

2

Активно работает вкоманде. Ставит интересы команды выше собственных. Полностью разделяет цели команды.

Знает функциональные обязанности коллег. Готов помогать коллегам, делать дополнительную работу, неограничиваясь своими функциями. Стремится красширению рамок своих обязанностей.

Общается открыто и искренне, строит отношения наоснове взаимного уважения идоверия. Ясно излагает мысли, способен сформулировать свои идеи иизложить их коллегам. Доводит важную информацию дочленов команды ируководства всроки ибезпотерь. Помогает разным сторонам согласовать свои ожидания

1

Участвует в командной работе только принастоятельных просьбах. Замкнут. Не любит жертвовать своим временем ради команды.

Выполняет свою часть работы, нонеинтересуется ее вкладом вкомандный результат. Пытается соблюдать приемлемую систему коммуникации сколлегами. Иногда забывает сообщить коллегам илируководству оважной дляних информации. Периодически допускает неточности вотчетах освоей деятельности, тем самым ограничивая эффективность команды

0

Ставит свои интересы выше интересов команды. Отказывается сотрудничать сдругими; неумеет договариваться. Может способствовать возникновению конфликтов вколлективе.

Не информирует коллег ируководство орезультатах своей деятельности. Неспособен поддерживать систематическую коммуникацию сколлегами. Говорит путано, не умеет слушать

Ссылка на источник hr-portal.ru

Консультация "Мониторинг по индикаторам компетентностного развития детей" - Государственное коммунальное казенное предприятие "Детский сад №3 "Родничок" при отделе образования Атбасарского района

"Атбасар ауданыны? білім б?ліміні? жанынды?ы №3 "Родничок" балаба?шасы" мемлекеттік коммуналды? ?азыналы? к?сіпорынГосударственное коммунальное казенное предприятие "Детский сад №3 "Родничок" при отделе образования Атбасарского района

  • Барлы?ы / Все / All

Консультация "Мониторинг по индикаторам компетентностного развития детей"

Целевыми ориентирами и показателями результативности качества дошкольного воспитания служат Индикаторы компетентностного развития ребенка, то есть, своего рода показатели уровня целостного развития дошкольника.

Целями системы индикаторов являются:

- обеспечение соответствующего уровня компетентностного развития ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;

- эффективная деятельность дошкольных организаций различного типа, осуществляющих услуги по уходу и образованию детей посредством качественной диагностики и мониторинга;

- обеспечение необходимого уровня дошкольного воспитания и обучения и соответствия его международному прогрессу и опыту в области дошкольного образования.

Система индикаторов, как оценка компетентностного развития ребенка, имеет определенную структуру: образовательная область, раздел, стандарт - как цель, показатель, – обеспечивающие исходной информацией педагогов, родителей о параметрах компетентностного развития детей, а также основу, которая поможет переходу детей от одного возрастного этапа к другому, определяя их способности и компетенции.

n Такой подход позволяет педагогам дошкольных организаций, родителям проводить «нестрогую» диагностику, являющуюся основанием для построения индивидуальной образовательной траектории ребенка.

В содержании «Индикаторов» прописаны показатели компетентности детей по всем образовательным областям и разделам.

Показатели компетентности:

n 1. Воспроизводит те или иные действия и знания

n 2. Понимает то, что делает; владеет определенным запасом знаний

n 3. Применяет то, что умеет делать и знает, самостоятельно, творчески и в нестандартных ситуациях

Педагоги должны отслеживать процесс развития детей по показателям визуально три раза в год: в начале года, в середине и в конце года (стартовый контроль, промежуточный и итоговый) , а результаты записывать в «Листы наблюдений», при помощи условных обозначений:

n - Не воспроизводит, не понимает, не применяет

n З - Затрудняется

Затем педагоги по показателям в «Листах наблюдений» должны обработать результаты каждого ребенка индивидуально и по всей группе детей, и вносить в сводные ведомости (или листы) .

Лист наблюдениязаполняется, чтобы отследить количество освоенных или не освоенных индикаторов ребенком, а также количественное и качественное освоение индикаторов всей группой детей.

Лист наблюдения необходимо заполнять на каждый раздел в пяти образовательных областях.

На основании полученных данных заполняется индивидуальная карта развития ребенка. Заполняется она три раза в год, после каждого мониторинга (стартовый, промежуточный и итоговый) .

Эта «Карта» и «Лист наблюдения» позволяют построить индивидуальную образовательную траектории ребенка, в которой педагог определяет задачи и содержание педагогического процесса для ребенка после каждого этапа диагностики.

n Педагоги должны отслеживать процесс развития детей по показателям визуально.

n Отслеживать три раза в год: в начале года, в середине и в конце года (стартовый контроль, промежуточный и итоговый) , а результаты записывать в «Листы наблюдений», при помощи условных обозначений:

- Не воспроизводит, не понимает, не применяет

З – Затрудняется

Педагоги после каждого мониторинга и в конце года подсчитывают количество положительных показателей каждого ребенка и уровень компетентности в процентном отношении.

(данные вносятся в общий лист показателей по образовательной области, где:

И – количество положительных индикаторов по трем уровням (Воспроизводит, понимает, применяет)

%-отношение положительных показателей к общему количеству индикаторов – (x*100) /общее количество индикаторов по разделу

У-уровень овладения компетентностью (компетентный, достаточно-компетентный и недостаточно-компетентный)

от 0 % – до 50 % - недостаточно – компетентный

От 50% до 80% - достаточно – компетентный

От 80% до 100% - компетентный

Результаты записываются в общий лист показателей компетентностного развития детей группы

Результаты по всей группе заносятся в отдельный лист в количественном и процентном соотношении

Индивидуальная карта развития ребенказаполняется индивидуально на каждого ребенка три раза в год.

Автор: Мырзабаева Ж. О.Дата создания: 30 Декабря 2013 г.Дата редактирования: 30 Декабря 2013 г.Copyright © 2007-2015 UNIPRADE

Материал ds0003.atbasar.akmoedu.kz

Доклад на тему: «Система индикаторов – неотъемлемая часть диагностической работы» - Государственное коммунальное казенное предприятие "Астраханский детский сад" при отделе образования

Астрахан аудан білім б?ліміні? жанында?ы ``Астрахан балалар ба?шасы`` мемлекеттік коммуналды? ?азыналы? к?сіпорныГосударственное коммунальное казенное предприятие "Астраханский детский сад" при отделе образования

  • Барлы?ы / Все / All

Доклад на тему: «Система индикаторов – неотъемлемая часть диагностической работы»

(Слайд 1) . Образовательная деятельность дошкольной организации (далее – ДО) невозможно представить без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов и результатов развития ребенка.

(Слайд 2) . Отслеживание уровня развития ребенка имеет большое значение для эффективного осуществления образовательного процесса, который позволяет путем мониторинга получить данные о развитии детей по основным направлениям педагогической работы и по образовательным областям в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования дошкольного воспитания и обучения, вступающего в действие с 01.09.2013г (утверждён Постановлением Правительства РК от 23.08.2012г «1080) (далее - новый ГОСО) , а затем своевременно скорректировать педагогический процесс с учетом индивидуальных показателей каждого ребенка.

Дошкольное воспитание и обучение является первым уровнем непрерывного образования. Это один из важнейших социальных институтов, который имеет большие возможности для управления процессом комплексного сопровождения ребенка от 1 до 6 лет.

( Cлайд 3) . Если раньше диагностика развития ребенка сводилась к выявлению знаний, умений, навыков по основным разделам образовательной программы – развитие речи, подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных математических представлений и т.д.,

(Слайд 4) . то в системе индикаторов заложен комплексный подход к отслеживанию компетентностных качеств развития ребенка, выявлению путей и способов овладения данными компетенциями.

Основу процесса управления комплексным сопровождением ребенка составляют мониторинг компетентностного развития и проектирование его продвижений по индивидуальной образовательной траектории.

(Cлайд 5) . Целевыми ориентирами мониторинга при этом являются показатели компетентностного развития (далее – ПКР) ребенка по 5 образовательным областям, а отметкой уровня – система индикаторов.

(Слайд 6) . ПКР ребенка заложены в ГОСО в разделе дошкольное воспитание и обучение в 5 образовательных областях:

– здоровьесберегающей (забота о своем физическом здоровье, привычка к здоровому образу жизни и навыки гигиены, развитие сенсорно-двигательных функций) ;

– коммуникативно-языковой (развитие памяти, мышления, воображения, владение основными языковыми нормами, формирование через речь взаимоотношений с окружающим миром) ;

– познавательной (наличие определенных представлений об окружающем мире, развитие кругозора, установление связей и зависимостей в накопленном опыте) ;

– творческой (развитие духовных качеств – интеллектуальных и чувственных начал через приобщение к искусству и приобретение духовных ценностей, активизация творческого потенциала) ;

– социальной (умение ориентироваться в социуме, налаживать контакты и взаимодействия в окружающем мире – в семье, среди сверстников, со взрослыми, в стране, в мире) .

В содержании «Индикаторов» прописаны ПКР детей по всем образовательным областям и разделам.

(Слайд 7) . Система индикаторов имеет следующую структуру:

показатель – ожидаемый результат развития ребенка на данном возрастном этапе, обеспечивающий исходной информацией педагогов, родителей о параметрах компетентностного развития детей, а также основу, которая поможет переходу детей от одного возрастного этапа к другому;

образовательная область–категория, определяющая содержание образования;

подобласть – компонент образовательной области, который дает наиболее точное представление о ее содержании;

стандарт – как эталон оценки качества воспитания и обучения.

(Слайд 8) . Система индикаторов предполагает наличие 3 уровней развития компетентности:

–ребенок воспроизводит те или иные действия вместе со взрослым или по образцу (1 балл, недостаточно компетентный) ;

– ребенок понимает, то, что он делает, владеет определенным запасом знаний, но самостоятельно не действует (2 балла, достаточно компетентный) ;

– ребенок применяет то, что он знает и умеет делать самостоятельно, без помощи взрослого, творчески и в нестандартных ситуациях (3 балла, компетентный) .

(Слайд 9) . Работа с Показателями Компетентностного Развития дошкольников и индикаторами

1-й этап. ПКР и индикаторы – это категории, необходимые педагогу для оценки продвижения ребенка по образовательной траектории.

Главной характеристикой ПКР является возрастная динамика, поэтому показатели характеризующие уровень развития ребенка 3-4 лет не повторяются для ребенка в возрасте 4–5 лет, так как он должен ими овладеть на уровне применения в пределах возрастных границ. Если же этого не произошло, то работа в этом направлении продолжается в следующем возрастном периоде, подбираются новые приемы и методы работы.

Педагоги должны отслеживать процесс развития детей по показателям визуально 2 раза в год: в начале и в конце года (сентябрь – стартовый контроль, май –итоговый) , а результаты записывать выставлением баллов в (Слайд 10) .«Карту наблюдений» . Если к концу года ребенок применяет до 80% показателей, то его компетенции можно считать достаточными.

Педагоги на основании этих показателей должны обработать результаты по каждому ребенку индивидуально, по всей группе детей и внести в

(Слайд 11) . сводные ведомости (таблицы)

2-й этап. На основании полученных данных становится очевидна разница между уже освоенным ребенком способом действия, который он может применить самостоятельно, и тем способом, который он пока успешно воспроизводит лишь в сотрудничестве со взрослым. Чем больше этот разрыв, т. е. чем более трудную задачу может решить ребенок вместе с педагогом, тем больше перспективы развития этого ребенка.

(Слайд 12) . Воспитателем заполняются таблицы для всей группы детей с целью создания целостной картины эффективности педагогического процесса, результаты выводятся в процентном отношении.

(Слайд 13) . На основе полученных данных методистом выводятся диаграммы успеваемости по всем образовательным областям для каждой группы.

( Слайд 14) . Затем все полученные данные вносятся в итоговую таблицу качества дошкольного образования, здесь и выявляется место среди всех образовательных областей. Подводятся итоги диагностической работы, планируется работа по коррекции развития детей, показавших низкий уровень компетенции.

3-й этап. «Карты индивидуального наблюдения» позволяют построить индивидуальную образовательную траекторию развития ребенка, в которой педагог определяет задачи и содержание педагогического процесса для ребенка после каждого этапа диагностики.

Все зафиксированные показатели индивидуального развития ребенка являются конфиденциальными и доводятся педагогами до сведения родителей.

По итогам анализа можно сравнить успехи каждой возрастной группы, результаты параллельных возрастных групп по каждой образовательной области, отследить качество работы, как отдельных педагогов, так и качество работы всего педагогического коллектива в целом.

Полученные данные могут стать отправной точкой для более глубокого исследования, как индивидуальных особенностей детей, так и характера взаимодействия педагогов с детьми. Кроме того, они могут послужить базой для разработки рекомендаций по оптимизации образовательной работы.

Карта индивидуальной траектории развития ребенка составлена.

(Слайд 15) . Далее – психолого-педагогическое сопровождение ребенка, при этом важно, чтобы оно было систематическим. Придать сопровождению систематический (непрерывный) , комплексный и дифференцированный характер педагогам поможет «Портфолио» ребенка.

Непрерывность сопровождения ребенка осуществляется на всех возрастных этапах. «Портфолио» содержит сведения о нем от момента поступления в детский сад и до его окончания. Если ребенок по каким-либо причинам переходит в другую группу, то «Портфолио» передают воспитателям.

Комплексность сопровождения проявляется в скоординированной работе специалистов ДО– психолога, воспитателей, музыкального руководителя и др.

Дифференщированностъ сопровождения предполагает решение проблем с максимальной пользой для воспитанника, индивидуальный подбор методов и приемов.

(Слайд 16) . Таким образом, вводимая система индикаторов индивидуально-психологического развития дошкольников актуальна и жизненно необходима в современных условиях воспитания, так как решает ряд позитивных проблем в этой системе:

  • дает возможность выделить значимость дошкольного воспитания как составляющего звена в общем развитии ребенка, ориентируя его на компетентностное развитие;
  • позволяет сравнить качество предоставляемых услуг воспитания и обучения в различных типах ДО;
  • как психологический инструментарий, индикаторы – объективны и надежны, так как рассчитаны на средний (достаточный) уровень развития детей и определяют четкие границы дошкольных периодов развития внутри самого дошкольного детства;
  • данные, полученные в результате использования индикаторов, корректируют цели воспитания, изменяют развивающую среду с ориентиром на перспективные возможности детей, позволяют составить индивидуальные программы развития для детей с особыми потребностями (одаренных и педагогически запущенных) ;
  • с помощью системы индикаторов обеспечивается равный подход к оценке индивидуального развития ребенка, а так же единая нормативная база контрольно-диагностической функции управления качеством образования в ДО.

(Слайд 17-18) .

Подробней на сайте ds0001.astrahanka.akmoedu.kz

Другие статьи по теме:

  • Индикаторы компетентностного развития дошкольников

    Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста В книге «Оцен...

  • Индивидуальные маршруты развития дошкольников

    Индивидуальный маршрут по интеллектуально-речевому развитию старших дошкольников «Индивидуальный маршрут развития ребенка» Направление одарённости: интеллектуально- речевое Воспитатель: Суменко О...

  • Физическое развитие дошкольников в соответствии с фгос

    Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС Процесс стандартизации социальных, в том числе образователь...

  • Арушанова а г развитие коммуникативных способностей дошкольника

    Формирование коммуникативных умений старших дошкольников Введение Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами...

  • Физическое развитие дошкольников в доу

    Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС Процесс стандартизации социальных, в том числе образователь...

  • Карта индивидуального развития ребенка дошкольника по фгос

    Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр...

  • Карты индивидуального развития дошкольника по фгос

    Педагогическая диагностика индивидуального развития детей Представляю вашему вниманию методическую разработку на тему «Педагогическая диагностика индивидуального развития детей». Я использую мето...

  • Художественно эстетическое развитие и воспитание дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Цель художественно эстетического развития дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Диагностика социально коммуникативного развития дошкольников

    Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ В условиях модернизации отечественного образования, российские дошколь...

  • Эмоциональное развитие дошкольников

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Эссе развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Проект по социально коммуникативному развитию дошкольников

    Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры» Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является созда...

  • Дополнительная программа по развитию речи для дошкольников

    Познавательно-речевое развитие старших дошкольников. Дополнительная образовательная программа факультатива «Почемучка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П...