Экологическое образование дошкольников

Экологическое образование дошкольников

В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается. На практике же нередко случается так, что дети усваивают определенный объем экологических понятий и знаний о природе механически, не используя их в практической деятельности. На мой взгляд, приоритетной должна быть задача воспитания гуманного отношения к природе. Установление положительных, эмоционально окрашенных связей - вот основа экологической воспитанности.

На протяжении пятнадцати лет педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения считают экологическое воспитание дошкольников приоритетным направлением своей работы.

Наш детский сад имеет статус «Ассоциированная школа ЮНЕСКО». А, как известно, одним из направлений деятельности ЮНЕСКО является охрана окружающей среды, ее изучение и уход за объектами природы. Именно поэтому вопросам экологического воспитания дошкольников мы уделяем особое значение.

Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели скворца, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое образование детей в нашем детском саду.

Для получения ожидаемых результатов в дошкольном учреждении создана система работы по экологическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

создание условий для экологического образования дошкольников, экологизация развивающей среды, программное обеспечение;

повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания;

обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами;

экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний;

установление преемственности со школой, связь с социокультурными учреждениями города в области экологического воспитания.

Такая работа в системе направлена на решение следующих задач:

Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

Мы осуществляли свою работу поэтапно. Целью первого этапа стало внедрение программы экологического образования дошкольников и создание условий для ее реализации. Работа была направлена на анализ образовательной ситуации в детском саду, диагностику готовности педагогов и родителей к экологическому воспитанию дошкольников, создание эколого-развивающей среды в группах и на участке детского сада. Реализацию поставленных задач педагоги начали с построения предметно-развивающей среды, связанной с экологизацией образовательного процесса – игровой, двигательной, художественной, экспериментально-практической, познавательной деятельности детей. Главный результат на данном этапе – мотивация коллектива, определение целей и задач экологической работы с детьми.

На втором этапе работа была направлена на повышение компетентности педагогических кадров. Ведь главной фигурой экологического воспитания детей является воспитатель, осознанный характер его действий и творческий поиск оптимальных условий для педагогического процесса.

Получить новые знания в области экологического образования и просвещения дошкольников педагоги смогли, участвуя в педагогических советах, конференциях, консультациях, семинарах. Полученные знания способствовали успешному овладению воспитателями методикой экологического образования детей, изучению целостных педагогических технологий.

На третьем этапе началось эколого-педагогическое просвещение родителей воспитанников. Такая система взаимодействия ДОУ с семьей включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Повышению экологической культуры родителей способствовало их непосредственное участие в различных мероприятиях экологической направленности: агитационные листовки, экологическая газета ДОУ, акции, родительские собрания, семинары-практикумы. Разработанная система сотрудничества педагогического коллектива и родителей способствовала воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.

На четвертом этапе главной целью работы по экологическому образованию и просвещению стало внедрение полного цикла экологического воспитания во все элементы образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Для реализации программного содержания в рамках НОД используются различные методы обучения детей: наблюдения разного вида, рассматривание картин, моделирование, беседы с воспитателем, чтение художественной литературы, опытная и трудовая деятельности. Выбор методов определяется возрастными возможностями детей и характером задач, которые решает педагог.

Наиболее значимым методом экологического воспитания детей является наблюдение. С его помощью дети знакомятся с внешними признаками объектов природы и познают их связи со средой. Наблюдения лежат в основе разных видов деятельности детей (труда по уходу за растениями и животными, заполнение календаря природы и пр., как компонент их используют в ходе бесед, прогулок, экскурсий.

Особое место в работе по экологическому просвещению детей отводится беседе. Четкая последовательность вопросов дает возможность дошкольникам понять причинно-следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения.

В летнее время работа с детьми ведется на свежем воздухе. Для этого на территории детского сада имеется специально оборудованный участок. Экскурсии в природу позволяют детям обратить пристальное внимание на сообщества, содружества растений и животных в естественной среде. Эта работа является наиболее эффективным способом воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Невозможно воспитать ребенка созидателя без практических действий по уходу за растениями. Детям предоставляется возможность применять свои знания, умения и навыки на территории огорода, в цветнике, зимнем саду. Праздники – идеальный способ закрепления учебного материала.

В детском саду ведет свою работу экологический кружок «Живая природа». Деятельность руководителя кружка направлена на обеспечение более грамотного подхода к реализации задач экологического образования, требующего от коллектива новых знаний и умений. Этому способствует разработка воспитателями и специалистами детского сада совместных проектов по экологическому воспитанию: «Уши, лапы и хвосты», «Покормите птиц зимой», «Люби и знай родной свой край». Цель проектов – развитие заинтересованного, бережного эмоционального отношения дошкольников к природе, способности удивляться и удивлять, проявлять творчество в изобразительной, конструктивной и театрализованной деятельности. Успешность реализации задач экологического воспитания в проектах обеспечивается творческим взаимодействием всех участников педагогического процесса. Работа над проектом объединяет работу специалистов детского сада, воспитателей и детей, вовлекают в педагогический процесс родителей, способствует созданию творческой атмосферы в учреждении, которая побуждает к поиску новых путей экологического воспитания дошкольников.

Наш детский сад расширяет содержательные и взаимовыгодные связи с учреждениями дополнительного образования и другими социальными партнерами, которые позволяют обогатить работу педагогического коллектива. Дети, педагоги и родители активно участвуют в конкурсах и фестивалях различного уровня.

Таким образом, создание системы экологического образования в детском саду, экологизация всего образовательного процесса, профессионализм педагогов, эффективная работа с родителями и учреждениями социума позволили интегрированно решать задачи экологического образования.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.

www.maam.ru

Экологическое образование дошкольников

- социальные;

- соревновательные.

Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами - подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др. ) . Центральное звено таких игр - правила, они являются главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.

Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое внимание я уделяю дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей.

По характеру используемого материала дидактические игры условно можно разделить на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами) . Эти игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т. д. ) . Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т. д. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Для повышения интереса ребят своей группы к дидактической игре и природным объектам ввожу элемент соревнования или проблемной ситуации.

Чтобы поддержать стремление дошкольников отражать полученные в дидактических играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в группе в отдельных уголках разместила материал для организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных зон, картинки с изображением растений, животных, гербарии и т. п. ) . Таким образом, удовлетворяется возрастающий интерес дошкольников к природе, конкретизируются полученные ранее представления.

При помощи сюжетно-ролевых игр на экологическую тему стараюсь вызывать эмоциональный отклик, оказывать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника.

В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе использую не только дидактические и сюжетно-ролевые, но и все другие виды игр.

Большую группу игр с правилами составляют подвижные и подвижно-дидактические игры. В основе их лежат разнообразные движения - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д.

Методика проведения подвижных игр аналогична методике проведения дидактических игр и направлена на постепенное формирование у детей умения, самостоятельно организовывать эти игры.

Словесно-дидактическими играми стараюсь скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание. Это не требует каких-либо условий, оснащения. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.

Очень интересны детям игры в загадки-описания - в них они упражняются в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.

К творческим играм относятся игры-драматизации и строительно-конструктивные игры. Им присущи основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации, а также самостоятельность и самоорганизация детей.

Игры-драматизации организуем с детьми на основе литературного произведения: сюжете игры, ролях, поступках героев, их речь определяется текстом произведения. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющими готовые правила.

Строительно-конструктивные игры - разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном виде.

В строительно-конструктивных играх учу замещать одни предметы другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала – пecкa, снега.

Заметила, что детям нравятся игры-импровизации, в которых они могут с помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений.

Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию. Пытаюсь создать положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей, используя в играх естественные природные объекты, их изображения.

Итак, игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

В дидактических играх мы часто используем натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды) , картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводим на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.

Игры, применяемые мной на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

Подведению детей к классификации объектов на основе уже имеющихся конкретных представлений могут помогать дидактические игры, в которых нужно объединять предметы по общему признаку: назвать, что растет в лесу или саду; подобрать картинки, которые отражают какое-нибудь время года; собрать картинки с изображениями птиц, зверей, рыб, деревьев.

Дидактические игры необходимо постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов провожу сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.

Во время дидактической игры с растениями ставлю для себя цель: воспитывать бережное отношение к ним.

В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками знакомлю детей с качеством и свойствами природных материалов. Гуляя с детьми по лесопосадке, стараюсь обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей.

Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности, воображения.

В играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки. Наблюдая игру, стараюсь снабдить детей нужными предметами, помочь правильно разрешать возникающие вопросы, исправить неверные представления. Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям, и они воспроизводили в ней только то, что сами восприняли.

Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные выводы: игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости.

Исходя из этого, в своей работе с детьми я использую дидактические игры экологического содержания, обеспечивающие не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. Контроль за их соблюдением с моей стороны и со стороны сверстников способствует предупреждению негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у дошкольников осознанного отношения к живому.

Познавательные природоведческие пословицы, поговорки, пальчиковые игры, физкультминутки и игры.

Пословицы и поговорки о временах года.

Зима.

Не велик мороз - да краснеет нос.

Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.

Снега надует - хлеба прибудет.

Береги нос в большой мороз.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Снег земле-кормилице – что тёплый кожух.

Весна.

Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.

Весенний день целый год кормит.

Посеешь впору – соберёшь зерна гору.

Весна красна цветами, а осень - пирогами.

Весна да осень – на дню погод восемь.

Лето.

Худо лето, когда солнца нету.

Жатва время дорогое: никому тут нет покоя.

Лето собирает, а зима поедает.

Пришел июнь-разноцвет – отбою от работы нет.

Что в августе соберёшь, с тем и зиму проведёшь.

Осень.

В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

Осенний день прозевал – урожай потерял.

Осенняя пора – птица со двора.

Гром в сентябре – тёплая осень.

Октябрьский гром - к белоснежной зиме.

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Пословицы о лесе:

Рощи да леса – всему свету краса.

По лесу ходи – под ноги гляди.

Лес не школа, а всех учит.

Лес и вода – брат и сестра.

Много леса – не губи,

Подробней doshvozrast.ru

Экологическое образование дошкольников как основа формирования нравственно-этических отношений личности

Разделы:Работа сдошкольниками

Экологическое образование – это основа национальной безопасности России. И работу по обучению, воспитанию и развитию личности, направленную на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние окружающей среды необходимо начинать уже в дошкольном возрасте.

Это привело автора данной работы к разработке, освоению и распространению адаптированного проекта экологического образования дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. Данный проект ориентирован на удовлетворение потребностей ребенка с особыми образовательными потребностями через развитие мотивации к познавательной деятельности с учетом привнесения коррекционного компонента в рамках МОУ “Начальная школа – детский сад компенсирующего вида № 97 “Радость”.

“Экологическое образование – это основа национальной безопасности России. Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды”.И. Д. Зверев

Цель экологического образования в МОУ “НШДС № 97”:

  • становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью;
  • формирование ответственного отношения к природе.

Задачи экологического образования в ДОУ:

  • обучение знаниям о взаимосвязи природы, общества и человека;
  • формирование у дошкольников практических умений по разрешению экологических проблем;
  • ценностная ориентация, мотивы, потребности и установка на активную деятельность дошкольников по охране окружающей среды;
  • развитие способности анализировать экологические ситуации;
  • развитие способности оценивать эстетическое состояние природы.

Содержание экологического образования дошкольников:

  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;
  • развитие познавательного интереса к миру и природе;
  • формирование первоначальных умений и навыков, экологически грамотного поведения;
  • воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы;
  • формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
  • формирование первоначальной системы ценностных ориентаций;
  • освоение элементарных норм поведения по отношению к природе;
  • формирование умения и желания сохранять природу;
  • формирование навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
  • формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Принципы содержания экологического образования дошкольников.

1. Научность

В нашем МОУ на занятиях и в повседневной жизни мы знакомим детей с совокупностью экологических знаний, которые впоследствии служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития у него познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения. Во время занятий дети имеют возможность изучать некоторые природные закономерности на конкретных примерах.

2. Доступность

Педагоги нашего МОУ понимают важность и необходимость применения в своей работе с дошкольниками именно доступного пониманию ребенка материала. На занятиях и в свободной деятельности мы знакомим детей с объектами и явлениями природы, учитывая не только доступность предлагаемой информации, но и значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску в процессе познания.

3. Гуманистичность

Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. Применяя данный принцип на практике мы формируем человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. На занятиях в группе, на прогулке педагоги стараются прививать детям культуру потребления, формируют у ребенка представление о человеке, как части и самоценности природы, воспитывают уважительное отношение ко всем формам жизни на планете.

4. Деятельность

Этот принцип основан на том, что экологические знания должны обязательно стать основой формирования мотивации участия детей в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. В нашем учреждении этот принцип успешно реализуется через такие виды деятельности, как:

  • уход за комнатными растениями и животными в уголке природы;
  • работа на огороде;
  • совместная деятельность детей и родителей в акциях “Мой город самый чистый”;
  • совместное с родителями озеленение участков МОУ.

5. Целостность

Этот принцип отражает прежде всего целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с миром природы. Вся экологическая работа с детьми в нашем учреждении строится с учетом именно целостного подхода и осуществляется не только на специально организованных занятиях, но и в свободной деятельности детей, трудовой деятельности в группе, театральной деятельности.

6. Регионализм

Этот принцип тесно связан с темой краеведения. Экологическое образование в нашем МОУ повсеместно опирается на тему малой родины, объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей именно дошкольного возраста.

Мы формируем экологические представления ребенка, навыки экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде на основе его знакомства с объектами именно ближайшего окружения. Мы считаем, что знакомство с объектами живой и неживой природы родного края, с учетом его историко-географических и этнографических особенностей целесообразно начинать именно в дошкольном детстве.

7. Системность

В обучении детей мы используем материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения. Обучение детей в нашем МОУ предполагает также обязательную последовательность усвоения знаний, когда каждое последующее формирующееся представление вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения. Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.

8. Преемственность

Этот принцип предполагает тесную связь дошкольного образования с последующими системами непрерывного образования. В нашем учреждении осуществляется тесная взаимосвязь дошкольников с младшими школьниками и с учащимися средней школы через кружковую работу, организацию досуговой деятельности, участия в различных мероприятиях, проектах. Таким образом соблюдается преемственность в работе детского сада и начальной школы, дошкольного учреждения и школы, а также педагогического колледжа и Астраханского Государственного Университета, готовящих будущих специалистов-педагогов.

Реализация экологического образования дошкольников через разные виды деятельности ребенка.

Педагогическая модель организации экологического образования дошкольников.

Модель экологического образования дошкольников.

Направления работы по экологическому образованию дошкольников зам. директора по коррекционно-воспитательной работе.

  1. Ознакомление коллектива с существующими программами и методиками экологического образования.
  2. Выбор программы и методики.
  3. Определение места экологического образования в общем образовательном пространстве.
  4. Контроль за координацией работы всех специалистов учреждения; реализация интегрированного подхода.
  5. Мониторинг деятельности всего коллектива.
  6. Проведение методических семинаров для членов коллектива.
  7. Участие в экологизации развивающей предметной среды.
  8. Участие в распространении опыта работы учреждения (семинары, конференции, конкурсы, проекты) .
  9. Организация родительских собраний, посвященных проблемам экологии и экологического образования.
  10. Обобщение результатов работы.

Направления работы по экологическому образованию дошкольников психолога.

  1. Психологическая поддержка работы по экологическому образованию.
  2. Анализ программ, методик с точки зрения их соответствия уровню развития детей дошкольного возраста.
  3. Присутствие на занятиях по экологии с целью определения особенностей поведения и характеристики дошкольников (произвольность, комфортность и т.д.) .
  4. Участие в диагностической работе, проведение комплексной диагностики совместно с воспитателями, учителями– логопедами, учителями-дефектологами.
  5. Работа с родителями.

Направления работы по экологическому образованию дошкольников медицинского работника.

  1. Оздоровительная работа с детьми.
  2. Участие в оценке развивающей предметной среды и экологической ситуации в районе дошкольного учреждения с точки зрения состояния здоровья детей.
  3. Эколого-оздоровительное просвещение родителей.

Направления работы по экологическому образованию дошкольников музыкального руководителя.

  1. Проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы.
  2. Согласование музыкальных занятий с тематикой занятий по экологии.
  3. Разработка сценариев, подготовка инсценировок, экологических праздников.
  4. Подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, постановка танцев) .
  5. Музыкальное сопровождение экологических игр, постановка танцев.
  6. Использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки) .

Направления работы по экологическому образованию дошкольников воспитателя логопедической группы.

  1. Экологизация видов деятельности дошкольников в группах.
  2. Проведение наблюдений на прогулке и в группе, фиксация наблюдений в календарях природы, чтение и обсуждение литературы, игры.
  3. Создание условий для экологического образования в группе: организация уголка природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка.
  4. Подбор растений и животных и уход за ними совместно с детьми.
  5. Закрепление материала экологических занятий в рисовании, аппликации, лепке.
  6. Изготовление наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам.
  7. Использование элементов фольклора в целях экологического образования.

Направления работы по экологическому образованию дошкольников инструктора физической культуры.

  1. Согласование программы физ.воспитания с программой воспитателя и других специалистов для выявления точек соприкосновения.
  2. Включение в занятия определенных физических упражнений, подвижных игр (имитация движений животных и пр.) .
  3. Участие в эколого-оздоровительной работе: подготовка и проведение походов по экологической тропе.
  4. Участие в экологических (спортивно-экологических) праздниках.
  5. Обучение правилам безопасности во время походов, отдыха на природе.

Направления работы по экологическому образованию дошкольников педагога художественного труда.

  1. Изготовление поделок, коллажей, макетов, из природного материала.
  2. Согласование своей программы с программой воспитателя и специалистов ДОУ.
  3. Изготовление совместно с детьми оборудования, наглядных пособий, декораций, масок, костюмов для экологических праздников.
  4. Изготовление оборудования для экологической тропинки, природоохранных акций; природоохранных знаков.

Направления работы по экологическому образованию дошкольников педагога театральной деятельности.

  1. Подготовка и проведение экологических праздников, инсценировок, спектаклей по сказкам; разыгрывание народных песенок, потешек.
  2. Обучение движениям имитации повадок животных.
  3. Пальчиковый, кукольный театр.

Адрес: ул.Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД«Первоесентября», Оргкомитет фестиваля «Открытыйурок»Эл.почта: festival@1september.ru Телефон: +7(499)249-52-53

Источник
Источник festival.1september.ru

­кологическое образование дошкольников

aurum

Дошкольный возраст – это ответственный этап в жизни каждого ребенка, так как в это время закладываются основы личностного, физического и психического развития. ­кологическое образование дошкольников помогает установить гуманные и правильные отношения с окружающей средой, потому идея приобщения детей к природе играет важнейшую роль в воспитательном процессе.

­кологическое образование дошкольников предполагает решение таких задач:

• Нравственное воспитание (гуманное отношение к окружающей среде) ;

• Интеллектуальное образование (развитие экологических представлений и знаний) ;

• ­стетическое развитие (умение замечать, чувствовать и восхищаться красотой природы) ;

• Охрана окружающей среды (бережный уход за растениями и животными) .

Формирование гуманного отношения ребенка к окружающей среде должно происходить через его осознание крепкой взаимосвязи человека и природы. В этом случае ребенок поймет, что забота о природе в действительности есть забота о человеке и его будущем. В процессе развития такого понимания важно использовать характерные особенности детей дошкольного возраста – отзывчивость, впечатлительность, сопереживание и сострадание.

Ребенок должен понять, что по отношению к окружающей среде он является более сильной стороной, а потому должен оберегать и заботиться о ней. Небрежное или жестокое отношение к природе среди детей часто является следствием недостатка необходимых знаний, без которых сложно себе представить воспитание в дошкольнике сострадания и сопереживания.

Необходимым условием экологического образование дошкольников является также развитие эстетического отношения к окружающей среде. Из осознания неувядающей и непреходящей красоты окружающего мира со временем рождается любовь к природе. Не забывайте только о том, что эстетическому развитию должно предшествовать полноценное эмоциональное становление ребенка.

Какие же мероприятия в детском саду будут особенно полезны для экологического образования дошкольников? Прежде всего, это ежедневный уход за уголком природы. Создание и поддержание экологических условий для его обитателей – это важнейшее повседневное мероприятие для всех детей.

Еще одним важным ежедневным делом является заполнение иллюстрированного природного календаря, в котором с помощью рисунков дети фиксируют погоду и её состояние. Когда календарь будет заполнен, он превратится в своеобразную графическую модель, которая отразит все погодные изменения и продемонстрирует творческий потенциал ребенка.

Походы на природу преследуют оздоровительные, природоохранные, познавательные и эстетические цели. Такое мероприятие должно быть хорошо подготовлено и организовано, тогда после него у каждого участника останется глубокий эмоциональный след. Более простой разновидностью походов являются экскурсии.

В активном освоении окружающего мира очень помогают игры. В них должны быть включены познавательные элементы экологической тематики для удовлетворения детской любознательности. Когда в игру закладываются определенные особенности живой природы, она помогает расширить детские представления об окружающем мире.

Задача родителей и воспитателей – подвести ребенка к пониманию нашей общности. С другой стороны, каждый из нас по отдельности ответственен за нашу планету, потому должен беречь и приумножать её красоту.

Подробней kotikit.ru

«Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы»

Чезганова Валентина Николаевна- старший воспитатель МБДОУ детский сад «Светлячок» Шарангского района

Слайд 1

В рамках Шарангского районного сетевого проекта «Развитие экологического сознания старших дошкольников» под руководством Коробовой Марии Владимировны, ст.преподавателя кафедры теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО НИРО, ведётся наша инновационная деятельность в МБДОУ «Светлячок» по теме: «Возможности развития экологического сознания ребенка в образовательной области «Физическое развитие ».

Слайд 2

В условиях глобального экологического кризиса, в эпоху «размывания» (эффект «пургаццо») духовно-нравственных ценностей возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. Эта работа соотносима нами с материалом ФГОС ДО – построением ценностных ориентиров, эколого-патриотическим воспитанием дошкольников.

Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического сознания, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей. Окружающая среда является мощным фактором, оказывающим значительное воздействие на здоровье человека и, все отчетливее выявляется зависимость состояние здоровья от экологической ситуации.

Слайд 3

Государственный стандарт дошкольного образования подразумевает плотную интеграцию и между образовательными областями, и между поставленными (казалось бы, удаленными) задачами. Физическая культура обладает большими возможностями и преимуществами перед другими видами деятельности, потому что дети любят заниматься разнообразными физическими упражнениями, которые приносят им удовольствие, развивают творчество и мышление. А если еще и в такую форму работы внедрять элементы экологического знания и этическую компоненту,то такие формы педагогической работы, как физкультурно-экологическое занятие и досуг, могут приносить положительные результаты- с одной стороны, дети будут заниматься любимым видом физической активности, с другой стороны - идет воспитательный процесс направленный на развитие экологического сознания детей.

Экологическое воспитание и физическая культура имеют общую цель: понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности, что предполагает интегрированное решение задач: физического воспитанияи экологического воспитания.

Слайды 4,5

В ходе реализации этого комплекса задач мы выявили уровень эмоционального реагирования на мир природы

Слайд 6

(сформированность основных движений и физических качеств - методика низкоформатированного обследования детей по заявленной проблеме М. В. Коробовой, а также методика Ю. А. Афонькиной) .

Хотелось бы продемонстрировать веер методов работы с коллективом в этом контексте.

Слайд 7

  • Семинары - практикумы: «Работа в условиях инновационной деятельности», «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста», «Формы работы с родителями по пропаганде закаливания и оздоровления детей», «Создание экологической среды для формирования экологического сознания детей в образовательной области «Физическая культура»
  • Контроль: Анализ заболеваемости детей. Выполнение режима прогулки. Планирование инновационной деятельности в режиме дня.
  • Деловая игра«В области физического развития «Знатоки природы», интеллектуальная игра « Умники и умницы». Тренинг для молодых специалистов: «Этюд эко-психогмнастики по М. Коробовой»
  • Педагогические советы: « Организация образовательной деятельности при переходе на ФГОС ДО и в условиях инновационной деятельности», «Сохранение и укрепление здоровья детей путем повышения роли родителей в оздоровлении детей и приобщению их к здоровому образу жизни.»

Слайд 8

  • Работа с социумом включает в себя привлечение общественности . Здесь, в частности, участие в районных мероприятиях по «Малышиаде» где занимали призовые места, «День защиты детей». Так же - взаимосвязь с историческим музеем, что неизменно дает положительные результаты. - Это в первую очередь знакомство с произведениями искусства, где прослеживается тема опоэтизированной человеком природы. Ведется тесная связь с библиотекой, где проводят с детьми беседы о писателях – природоведах, о родном крае. Такая работа с социумом развивает детей со всех сторон, дает новые впечатления.

Слайд 9

  • Мониторинг педагогов. Исходно- диагностический. Установочно - перспективный (определили цели и задачи работы) . Далее будет проведен мониторинг. Содержательно - деятельностный (по итогам) . Оценочно-прогностический, что способствует обобщению опыта.

Основнаяидея данного педагогического опытазаключается в воспитании в каждом ребенке важных качеств личности, необходимые ему в дальнейшей жизни и правильное отношение к экологии и физической культуре. Дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых, сформировать у них соответствующее отношение к такому поведению. Главное же – видение мира природы как равнозначной миру человека прекрасной стихии; видение природы родного Шарангского края как дорогой частицы Родины.

Немаловажным является организация физкультурно-оздоровительной работы так, чтобы в ее процессе развивались не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительное отношение к здоровому образу жизни.

Слайд 10

Поэтому определены направления работы воспитателя в пространстве экологизации видов деятельности и активизации работы по физическому воспитанию ( в поцессе занятий, досуговой деятельности и др. мероприятий.)

Слайд 11

Создание экологической среды в группах:Педагогами наработан ресурсный материал: комплексные и интегрированные занятия по различным видам деятельности, интегрированные досуги активного отдыха, перспективное планирование по разделам, экологические сказки, аудиотека голосов природы, , диагностический инструментарий, подобраны стихи, загадки о животных и растениях, проблемные экологические ситуации., практический материал физкультурно-экологической работы с детьми, с родителями. Изучен и успешно реализуется практический материал М. В. Коробовой по ознакомлению детей с природой.

Слайд 12

Экологическая развивающая среда несет функциональную роль: познавательную, эколого-эстетическую, эмоционально-позитивное общение с природными объектами, формирование трудовых навыков по уходу за растениями.

Слайд 13

Физкультурная развивающая среда несет функционально-оздоровительную функцию.

В группе оборудован физкультурный уголок, где находится спортивный инвентарь, нетрадиционное оборудование, используя который ребенок мог бы реализовать свой двигательный потенциал. Там есть шапочки животных, птиц, цветов, насекомых для имитации их движений и подвижных игр, и мячи, шнуры, разноцветные флажки, платочки, ленты, мешочки для метания, оздоровительная двигательная дорожка и др. – все для индивидуальной двигательной потребности детей.

Слайд 14

Также в контексте организации среды представляем такой «средовой» перечень: Организация уголков природы, уголков экспериментирования, выставочного материала; подбор: литературы,фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования, растений

Создание картотеки этюдов эко-психогимнастики по М. Коробовой

Слайд 15

Работа с родителями

Дети должны видеть, что их в семье поддерживают, уважают стремление и увлечения, радуются успехам. Так как семья и детский сад играют решающую роль в становлении личности ребенка, важно обеспечить преемственность формирования основ физической и экологической культуры ребенка. С этой целью в своей работе используем различные формы работы с семьей:Экологическая информация через:Экогазеты (использование художественного слова) , родительские собрания «О здоровье всерьез», Акция «Кормушки», совместные Экопроекты , Акции (Наш дом- Земля, огород на окне) , консультативный стенд, беседы.

Слайд 16

Для совместной деятельности детей - создание условий для продуктивной учебно-познавательной деятельности, оздоровления детей:

Участие в экологических праздниках «День березки, праздник Нептуна», а также летний экологический праздник с включенными элементами патриотического и духовно-нравственного содержания «Лето Господне» (в соавторстве с М. В. Коробовой) , отмеченный на областном методическом конкурсе педагогов «Лествица – ступеньки к красоте души»(2014) первым местом.

Слайд 17

Добавим и такие немаловажные моменты, как совместный уход за растениями в группе, цветниках, огороде; подбор иллюстративного материала; помощь в оборудовании уголка природы…

Среди разнообразия форм и методов мы выделили бы такие, как акции (например,«Кормушка») ; блок детской экспериментальной проектной работы в подготовительной группе «Зачем нужны божьи коровки»;этюды эко-психогимнастики (по М. Коробовой) .

Слайд 18

Следует отметить, возвращаясь к «физо – интеграции», что воздействуя на деятельную сферу личности ребенка, повышаем уровень физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей, формирование практических умений и навыков в природоохранительной деятельности на основе усвоения норм и правил взаимодействия с окружающим миром. В процессе физкультурно-экологической работы сочетая различные виды деятельности дошкольников, в результате которых накапливается ценный опыт поведения, и реализуем возможности ребенка, которые формируются и проявляются в различных видах деятельности, насыщающих жизнь ребенка яркими, интересными событиями.

Слайд 19

Перспектива на будущее.У любого аспекта воспитания есть свои принципы. Одним из них является интеллектуальное, эмоциональное восприятие природной среды и практической деятельности по ее улучшению.

И одним из важных является систематичность и непрерывность физического и экологического воспитания. Только тогда мы добьемся результатов в развитии экологического сознания ребенка и успешно реализуем любые образовательные области ФГОС ДО.

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Экологическое воспитание дошкольников

    Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы) Актуальность и перспективность опыта «Аэродромы, пирсы и перроны, леса без птиц И земли без воды. Все меньше - окружающей природы Все больш...

  • Образование для устойчивого развития дошкольников

    Преемственность устойчивого развития на уровнях дошкольного и начального образования (часть 4) часть 1 Часть 2 Часть 3 Работа с детьми проводится в форме знакомства дошкольников со школой. В част...

  • Экологическое образование младшего дошкольного возраста

    Методика экологического образования детей младшего дошкольного возраста Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений...

  • Экологическая культура дошкольников

    Консультация для воспитателей «Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников» Консультация для воспитателей Понятие экологической культуры старших дошкольников. Экологическая к...

  • Дополнительное образование для дошкольников

    Дополнительная образовательная программа по плаванию для детей дошкольного возраста Муниципальная бюджетная образовательная организация дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортив...

  • Экологические сказки для дошкольников

    Экологические сказки для дошкольников. Экологические сказки очень полезны для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Для младшего дошкольного возраста воспитатель сам придумывает и...

  • Экологические игры для дошкольников

    Картотека экологических игр для дошкольников Цель: развивать наблюдательность и творческие способности детей. Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в...

  • Развитие познавательной активности дошкольников

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возра...

  • Развитие познавательной сферы дошкольника

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государс...

  • Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

    Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр...

  • Развитие познавательного интереса у дошкольников

    Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных пре...

  • Формирование здорового образа жизни у дошкольников

    Проект «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через интеграцию образовательных областей» ВВЕДЕНИЕ Актуальность проекта. Здоровье нации является одним из главнейших показателей ее бла...

  • Формирование зож у дошкольников

    Проект «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через интеграцию образовательных областей» ВВЕДЕНИЕ Актуальность проекта. Здоровье нации является одним из главнейших показателей ее бла...