Экономическое воспитание дошкольников

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

С изменение социально – экономических условий в стране необходимо воспитывать человека, который будет грамотным в экономических основах. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? Этот вопрос более десяти лет назад поднимался в журналах "Дошкольное воспитание". В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей.

Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.

Экономическое воспитание – еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям.

В настоящее время возникли новые ценности, а прежние утратились, по иному воспринимается жизнедеятельность общества. Дошкольник приходит в сегодняшнюю жизнь, в такую, какой она существует, равноправным членом, которому предстоит ее совершенствовать. Ему проще, над ним не тяготеют прежние знания, но ему и сложнее – он еще не знает, как в этой жизни реализовать себя, но он и очень счастливый потому, что ему предстоит еще так много познать… Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования.

В современных условиях экономическое воспитание является важным фактором экономического образования человека. Под экономическим воспитанием детей дошкольного возраста понимается педагогический процесс, направленный на формирование нравственно-экономических качеств личности - бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости, а также усвоение знаний об экономической жизни людей, ориентированных на ценностные установки.

Процесс экономического воспитания детей (шести лет) происходит в рамках разработанной модели на основе системного, аксиологического, деятельностных подходов, включающей в себя: целевой блок (формирование начал экономической воспитанности) ; организационно-педагогический блок (создание педагогических условий, разработка воспитательно-образовательной программы «Экономика в детском саду») ; процессуально-деятельностный блок (комплексное использование средств, форм, методов воспитания в процессе игровой, трудовой, познавательной деятельности детей) и прогнозируемый результат (становление начал экономической воспитанности).

Цель работы: сюжетно – дидактической игры в воспитании экономического представления у старших дошкольников.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

1. Конкретизировать содержание понятий «экономическое воспитание», «экономическая культура», экономического представление.

2. Определить содержание и средства, как влияет сюжетно – дидактическая игра на экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить показатели экономических представлений детей старшего дошкольного возраста .

Контингент: дети пяти – шести лет.

Новизна теоретически обоснованная возможность воспитания у детей старшего дошкольного возраста о экономическом представлении сюжетно – дидактической игре с элементами теории решения изобретательных задач. Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме.

Экономика – это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться, при этом отсутствие одного их них делает недееспособным второй. Только в единстве, считает Валицкая А. П. Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт. Поэтому задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т. е. воспитать экономиста.

Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития».

Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения. В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство. Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», — играм, комплексно-тематическим занятиям, вечерам досуга и пр.

В процессе сюжетно-ролевых игр, настольно-печатных, дидактических; чтение художественной литературы. Сделать экономику для детей понятной помогают сюжетно-дидактические игры: «Семья», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Строители», «Дом моды», «Фермеры» и др. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. Дети знают, что многие профессии взаимосвязаны, какими профессиями богат наш край, город. Благодаря этим знаниям у детей формируется положительное отношение к труду.

Для экономического воспитания особенно важно развивающее воздействие сюжетно-дидактических игр: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, сопереживания, умения планировать, брать роль, сотрудничать, оценивать ситуацию, быть терпеливым, находчивым, настойчивым. Сюжетно-дидактическая игра помогает постичь смысл трудовой деятельности взрослых, точно выполняя все правила действия в соответствующей обстановке.

www.maam.ru

Экономическое воспитание дошкольников

И ваша дружба крепнет в ней.

А ваши знания будет оценивать Жюри, а вместо баллов вы будете получать деньги.

1 конкурс. Разминочный.

(По 3 вопроса каждой команде.)

Воспитатель задает вопросы (по три каждой команде) и дети отвечают.

  1. Что такое биржа? Виды бирж.
  2. Как называются иностранные деньги?
  3. Как можно по-другому назвать деньги?
  4. Как называется количество денег, которое надо заплатить за товар?
  5. Как называется ввоз товаров в страну?
  6. Что такое семейный бюджет и из чего он складывается? (общий вопрос) .

Жюри подсчитывает итоги.

2 конкурс. «Где изготовлен товар?»

Воспитатель: Это задание будет связано с работой по карте. Наш город богат промышленными товарами, выпускаемыми на разных заводах и фабриках.

Каждой команде будут даны по 4 карточки с товаром выпускаемом на предприятиях города. Вам нужно будет найти на карте эти предприятия и прикрепить карточку в нужном месте. А потом объяснить, почему дети сделали такой выбор.

Дополнительно оценивается знание улиц, где расположено предприятие города.

(Дети выполняют задание и объясняют свои решения.)

Жюри подсчитывает итоги.

3 конкурс капитанов. «На что потратить семейный бюджет, а что может подождать».

Воспитатель: На этот конкурс приглашаются капитаны команд.

Вам за короткое время нужно будет разложить карточки в особом порядке:

На верхнюю полоску положить карточки, с картинками того, на что в первую очередь нужно потратить деньги из семейного бюджета, а на нижнюю – что может подождать. Обязательно объясните свой выбор.

(Дети выполняют и объясняют.)

Например: на столе лежат карточки с картинками: Квитанции (имеется в виду оплата коммунальных услуг, оплата д/с) , Сладости, Книги, Продукты, Аттракционы, Игрушки, Одежда.

Ребенок раскладывает карточки: На верхнюю полоску: Продукты, Одежда, Квитанции (на это все тратятся деньги в первую очередь) ; на нижнюю полоску разместил: Книги, Игрушки, Сладости, Аттракционы (покупка этих вещей может подождать) .

Жюри подводит итоги.

4 конкурс. «Реклама – двигатель торговли».

Воспитатель: Я попрошу от каждой команды по 3 человека. Вам нужно будет прорекламировать свой товар.

(Дети выбирают товар, и дают ему рекламу.)

5 конкурс. «Экономические задачки».

Воспитатель читает задачи и дети дают ответы:

Задача 1. Оля и Петя зашли в магазин «Игрушки». Мальчику хотелось купить конструктор «ЛЕГО», а мальчик не знал где его найти. В магазине было много людей.

Как узнать, кто из них продавец? (Ответ: по спецодежде продавца и по бейджику; спросить у взрослого; найти человека за кассой и у него спросить, где продавец.)

Задача 2. Незнайка сообщает своим друзьям о поездке в Германию. Он берет 100 рублей, чтобы купить там подарки. Сможет ли он это сделать?

Почему? (Ответ: на 100 рублей не сможет, так как там другие деньги. А если он обменяет их на валюту Германии, то сможет.)

Задача 3. Шапокляк выращивает яблоки. Летом она продает их по 2 рубля, а зимой – по 5 рублей. Почему цена яблок меняется? (Ответ: потому что зимой яблоки не растут и это редкий продукт – дефицит.)

Задача 4. Лиса продавала на рынке грибы. У нее была их целая корзинка. И ежик пришел на рынок грибы продавать. А у него было две корзинки.

Вопрос: Кто быстрее продаст грибы: ежик или лиса, если цена грибов у лисы – 5 рублей за штуку, а у ежика – 2 рубля за штуку. (Ежик, так как у него цена грибов меньше, и у него больше будет покупателей.)

Задача 5. В селе Простоквашино все любят мороженое. Как вы думаете, когда на него больше спрос: зимой или летом? (Летом, потому что летом жарко, и больше будет желающих охладится мороженым.)

6 конкурс – домашнее задание. «Муха-цокотуха».

Воспитатель: Сейчас мы с вами разыграем сказку «Муха – Цокотуха», но на новый лад.

Команда «Почемучки».

Ведущий: Пошла муха на базар, а там товаров видимо, невидимо. Пряники расписные, мятные, ароматные! К чаю душистому – угощение знатное.

Муха: Сколько стоят пряники?

Продавец: Мятные – 5 рублей, ореховые – 7 рублей. Купите все пряники – цена дешевле.

Рекламу пряников представляет один ребенок.

Ведущий: Кто из команды «Знайки» объяснит Мухе, что значит «продать товар оптом»?

(Ответы детей команды «Знайки».)

Скоро гости придут к Мухе в дом. Ждет их самовар за столом. Муха пряников к чаю купила, Никого из гостей не забыла: Бабочкам – мятные, тараканам – ароматные,

Источник festival.1september.ru

Проект (старшая группа) по теме: Инновационный проект на тему:"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"

Опубликовано 11.10.2013 - 0:26 - Родионова Людмила Геннадьевна

Тема моего проекта « Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки »

Эпиграфом к моему проекту служат слова Джанни Родари

« Сказка для ребёнка- такое же серьёзное и настоящее дело,

как игра: она нужна ему для того , чтобы определиться,

чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека.

С момента появления людей на Земле возникают и экономические отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание – важное направление в дошкольной педагогике – в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.

Экономика и дошкольник, на первый взгляд, кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами.

Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна, именно поэтому сложные экономические процессы, так привлекают малышей.

В научных исследованиях последних лет (Л. М. Клариной, А. Д. Шатовой, Е. А. Курак, Л. И. Галкиной и др.) , посвященных экономическому воспитанию личности на этапе дошкольного детства, прежде всего, акцентируется внимание на подборе доступных для ребенка знаний из области экономики. А. Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь».

Старший дошкольный возраст является благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников, так как именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать такие экономические понятия, как «выгодно – невыгодно», «дорого - дешево», «честно – нечестно».

В последнее время появилось очень много художественных произведений и игр с экономическим содержанием, адресованных дошкольникам . Они направлены на ознакомление детей с экономическими понятиями, категориями, законами, с учётом психолого-физиологических особенностей дошкольников.

Наличие произведений с экономическим

включает 6 блоков:

- потребности, содержанием, с одной стороны, и отсутствием целенаправленного экономического воспитания с другой, послужило причиной для углублённого изучения данной проблемы . Несомненно проблема экономического воспитания детей актуальна , современна и достаточно сложна и её необходимо начинать как можно раньше и эта одна из причин того что подтолкнуло меня на работу над этой проблемой.

Пониманию многих экономических явлений, понятий, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки ребёнок, как бы становиться её действующим лицом. Потребность в сказке сохраняется у него на многие годы.

Любая сказка : народная, авторская - «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

Сказка – это особый литературный жанр, и у неё огромные дидактические возможности, поэтому я решила , что в начале нужно ввести ребёнка в проблему экономического воспитания посредством сказки. Необходимо было выбрать хорошо знакомые детям сказки, достаточно актуальные в которых сюжет отражает экономическое содержание.

Взяв это направление для исследования, я поставила перед собой цель– изучить возможности сказки в обучении детей азам экономики и формировании экономических представлений, а внедрить в работу с детьми.

В соответствии с целью поставлены задачи:

1. Формировать экономическое сознание детей посредством сказки;

2. Побуждать здоровый интерес к экономическим понятиям;

3. Способствовать формированию экономического мышления через знакомство с экономическими понятиями ( деньги, товар, бюджет, потребности, труд) ;

4. Дать представление о денежных знаках ( монета, купюра) России;

5. Раскрыть сущность понятия « семейный бюджет» ( заработная плата, стипендия, пенсия) ;

6. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий « труд-продукт-деньги»;

7. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях;

Принципы построения проекта:

1. Возрастное соответствие - предлагаемые сказки учитывают возможности детей данного возраста.

2. Доступность предлагаемого материала.

3. Системность и постепенность его усвоения.

4. Преемственность- каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».

5. Наглядность -использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий.

6. Коллективное взаимодействие.

7. Здоровьесберегающий принцип - обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.

В качестве средств экономического воспитания использовались:

- сказочные персонажи,

- чтение сказок с дальнейшим их обсуждением,

- создание проблемных ситуаций и проекта выхода из них,

Новизна проекта.

Посредством обыкновенной сказки, переложив её на современный лад – формируется экономическое образование детей.

Для реализации поставленной цели и задач я наметила работу по двум направлениям:

- с детьми,

- с родителями.

Работу по экономическому воспитанию начала с исследования сказочных произведений разных видов: народные сказки, авторские , что позволило отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания. И в народных , и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Затем разработала перспективный план, который

- деньги,

Материал с сайта nsportal.ru

Детям об экономике

Экономическое воспитание дошкольников — новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.

Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что данная проблема недостаточно изучена.

На наш взгляд, эффективность экономического воспитания во многом определяется тем, какая нравственная основа закладывается в личности ребенка. В процессе экономического воспитания, наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.

Механизм формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста представляет собой единство формирования нравственно-экономических знаний, представлений, чувств и привычек поведения.

В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали обучающие игры. Главной особенностью обучающих игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме.

Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все обучающие игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ нравственно-экономических знаний, представлений, чувств, привычек поведения.

Разработанная нами серия обучающих игр состоит из четырех блоков:

I блок. «Человек и его потребности» (дидактические игры: «Материальные потребности», «Пятый лишний», «Вкусно и полезно», «Духовные потребности», «Выставка вещей» и др.; сюжетно-дидактические игры: «Туристический поход», «Космонавты-путешественники», «Одень куклу по сезону», «Путешествие в страну вещей» и др.) .

II блок.«Работник. Кто производит товары?» (дидактические игры: «Все работы хороши», «Предприятия нашего города», «Кому что нужно для работы», «Чья это продукция?», «Как получается хлеб?» и др.; сюжетно-дидактические: «Супермаркет», «Цветочный магазин», «Экскурсия в книжный магазин», «Мебельная фабрика» и др.) .

III блок. «Потребитель. На что расходуем деньги? Семейный бюджет» (дидактические игры: «Бюджет моей семьи», «Расходы семьи», «Для чего нужны деньги?», «Что быстрее купят?», «Советы покупателю» и др.; сюжетно-дидактические игры: «Почта», «Цирк», «Ателье», «Туристы» и др.) .

IV блок. «Деньги, обмен, торговля» (дидактические игры: «Чего нельзя купить?», «Что дороже?», «Цепочка экономических слов», «Бартер», «Где, что можно купить» и др.; сюжетно-дидактические: «Товарный склад», «Рекламное агенство», «Волшебная копилка» и др.) .

Цель первого блока — формирование у детей представлений о материальных и духовных потребностях человека, воспитание осознанно правильного отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Второй блок игр направлен на знакомство детей с производителями товаров и услуг, на то, чтобы показать взаимосвязь потребления и производства товаров, потребления и предлагаемых услуг; воспитание уважительного отношения к труду и людям труда. Цель третьего блока — научить детей выделять основные направления использования денег людьми, дать представление о семейных доходах и расходах, о семейном бюджете, развивать основы экономического мышления, формировать привычки нравственно-экономического поведения.

Четвертый блок ориентирован на закрепление представления детей о деньгах как универсальном средстве обмена, спросе и предложении, их влиянии на величину цены, об обмене товарами и услугами; формирование основ экономической культуры личности ребенка.

В процессе экспериментальной работы обучающие игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных обучающих игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам обучающие игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.

В результате исследования мы пришли к выводу, что обучающие игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Обучающие игры

«Кафе «Вкусно и полезно»

Цель: расширить знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать вкусные и полезные продукты, формировать основы экономической культуры личности ребенка.

Материал: меню с изображением продуктов питания.

Воспитатель «приглашает» детей в кафе. У каждого на столике лежит меню с изображением продуктов питания. Предлагается сделать заказ самых вкусных и полезных продуктов, назвать их и сравнить, какие из них можно часто употреблять в пищу, а какие редко и почему.

«Туристический поход»

Цель: уточнить знания дошкольников об основных потребностях человека.

Материал: карточки с изображением разных вещей.

Дети делятся на три команды, каждая из которых готовится в поход на юг, на север, в пустыню. Команды могут взять только те вещи, которые будут необходимы им в тех условиях, в которые они попадут.

Вещи, изображенные на картинках, размещаются по всей групповой комнате, участники команд выбирают то, что, на их взгляд, им нужнее всего. В конце игры команды проверяют друг друга и объясняют свой выбор.

«Предприятия нашего города»

Цель: закрепить знания детей о профессиях, научить устанавливать зависимость между результатом трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий, уважительное отношение к ним.

Материал: фотографии с изображением цехов различных предприятий.

Детям раздаются фотографии с изображением цехов предприятий города. Им необходимо назвать предприятие, профессий людей, работающих на нем, и продукцию, которую они производят.

«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, денег.

Воспитатель предлагает детям разделиться на три семьи. Каждому необходимо вытянуть карточку с изображением членов семьи, результатом их труда. Сумма денежного вознаграждения за труд на карточке не указана, дети ее определяют сами.

Каждая семья должна определить свой бюджет и в конце игры сравнить, у кого он больше. Варианты семейного бюджета могут быть разные. Например, вариант 1: папа — юрист, зарплата…, мама — продавец, зарплата…, сын — студент, стипендия…; вариант 2: папа — водитель, зарплата…, мама — учитель, зарплата…, дочь — ученица 2-го класса и т.д.

«Товарный склад»

Цель: продолжать учить детей различать товары по их принадлежности к определенной группе (мебель, одежда, обувь, бытовая техника, продукты питания и т.д.) .

Материал: карточки с изображением товаров, фургоны с названием магазинов, куда будет развозиться товар: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель».

Воспитатель предлагает детям выступить в роли водителей-экспедиторов и развести товар с помощью специальных фургонов по соответствующим магазинам: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель». Каждый водитель-экспедитор находит карточки с товаром для своего магазина. Выигрывает тот, кто правильно подобрал товар.

«Советы покупателю»

Цель: учить детей находить выход из экономической ситуации, формировать основы экономической культуры личности ребенка.

Воспитатель приводит детям различные экономические ситуации и просит их разрешить. За каждое правильное решение дается фишка, выигрывает тот, кто набрал максимальное количество фишек.

Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?

Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая.

У кого яблоки купят быстрее?

Ситуация 3. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку и купить ей бананы. В магазине они стоили 3 тысячи, а на рынке — 2 тысячи. Где Миша купит бананы?

Почему?

Ситуация 4. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на продукты из него?

Ситуация 5. Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой? Почему?

Ситуация 6. На что расход денег будет больше: на покупку машины или билета на поезд?

О. Прокофьева

  • Детям об экономикеhttp://vscolu.ru/wp-content/plugins/svensoft-social-share-buttons/images/placeholder.pngФормирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста Экономическое воспитание дошкольников — новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими

Читать далее vscolu.ru

Экономическое воспитание дошкольников Детский сад

Пьянкова О. В.Конспект занятий в детском саду Экономика прочно вошла в нашу жизнь, и дошкольники сами требуют экономические знания. В статье описана работа по экономическому воспитанию дошкольников, представлено итоговое занятие по экономике с детьми старшей группы, на котором в игровой форме закрепляются основные экономические понятия.

Мы живем в сложное время. Вокруг появилось много нового и незнакомого. А для детей особенно.

Такие процессы, явления, понятия, как кризис, инфляция, менеджер, акция, реклама, капитал, кредит, страховка и др., очень прочно вошли в нашу жизнь. Мы часто употребляем их, стараемся разбираться в экономической стороне жизни.

Дети тоже не остались в стороне. Их интересуют серьезные проблемы, связанные с экономическим содержанием. Во время игр со сверстниками, во время общения они употребляют много экономических понятий, порой не задумываясь об их значении, о смысле, которое они несут.

Да и нам, взрослым, Дети часто задают вопросы, связанные с экономическими проблемами: откуда взялись, почему у людей разная зарплата, для чего нужна реклама, все ли можно купить за деньги и пр.

Дошкольники наиболее восприимчивы к новым знаниям, особенно если они преподносятся в игровой форме. Поэтому мы и решили начать «обучать» дошкольников азам экономики. Мы постарались связать деятельность детей в детском учреждении с экономикой.

Мы провели ряд занятий по экономике.

Цель наших занятий: поддерживать интерес к экономическим знаниям, развивать экономическое мышление.

Задачи:

  1. Формировать деловые качества личности, экономическое поведение.
  2. Учить самовыражаться, через умение выявлять проблему, искать пути ее решения.
  3. Развивать нравственную сторону личности: правильно общаться с другими, уважать других людей, продукты их труда, бережно относится к окружающему миру.
  4. Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение.

Методы, применяемые нами в процессе работы над темой. Проведение бесед, чтение сказок и историй, обсуждение проблемных ситуаций (как книжных, так и жизненных) , сюжетно-ролевые игры с экономическим содержанием, игр драматизации; изготовление поделок, проведение групповых праздников, итоговых занятий, привлечение родителей к экономическому воспитанию: беседы, домашние задания, конкурсы.

Для реализации поставленных задач мы ввели «экономический компонент» во все виды деятельности детей. Занятия проходят в непринужденной обстановке, где не навязывается мнение воспитателя. А наоборот прилагаются все усилия, чтобы не лишать ребенка мыслить самостоятельно.

При прочтении сказок с детьми мы находим в ней экономические процессы, объясняем их. Очень нравится детям обсуждать проблемные экономические ситуации, взятые из сказок или из жизненного опыта ребенка, где требуется посмотреть на ситуацию с разных сторон и найти наиболее оптимальное решение проблемы.

Легко запоминаются пословицы и поговорки на экономические темы, которые сопровождают деятельность детей.

На уроках математики решаем экономические задачи, дети получают прибыль и учатся ее записывать цифрами, складывать. Да и сама математика преподносится как составляющая экономики, что очень нравится детям.

Одним из любимых занятий у детей – сюжетно-ролевые игры: «Рынок», «Магазин», «Реклама» и др. Очень нравится детям ставить сценки на экономические термины. Проиграть «Бартер», «Оптовую торговлю», «Прибыль».

Причем дети сами выступали в роли режиссера, актеров, и художника по костюмам.

На занятиях по труду дети превращаются в ремесленников, трудятся. А заодно продумывают, за сколько и как можно продать свой «товар» на рынке.

Так же мы старались связать экономику с нравственной стороной жизни. Учим детей уважать других людей и их труд, бережно относится к «продуктам» деятельности человека. В играх поддерживаем в детях умение сопереживать и поддерживать друг друга.

Обращаем внимание на качества человека – трудолюбие, бережливость, честность, экономность сочетающуюся с щедростью.

Не малую роль сыграло сотрудничество с родителями. Родителям очень нравится, что дети изучают экономику, и они всячески помогают нам воспитывать детей «экономически». Ведь в семье приобретается «первый экономический опыт».

Поэтому дети в своей семье опробовали приобретенный на занятиях экономический опыт: распределяли семейные потребности по важности (на что в первую очередь потратить деньги, на что в последнюю) , составляли семейный бюджет, покупали продукты, экономили домашние ресурсы (электричество, воду) , бережно относились ко всему в доме.

Таким образом, занятия по экономике помогают развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи, формируют элементарные экономические знания, дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств, бережного и уважительного отношения к окружающим людям и труду людей. Надеемся, что они помогут ребенку вырасти человеком ответственным.

В качестве проверки усвоенных знаний, мы проводили итоговые занятия – большие игры: «Экономический КВН», «Экономическая игра Что? Где? Когда?».

Одно из итоговых занятий для детей старшей группы мы и приводим ниже.

«Экономический КВН»

Источник 50ds.ru

Другие статьи по теме:

  • Воспитание дошкольников

    Воспитание дошкольников (6 голоса, среднее 3.50 из 5) В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности, моральное обнищание, говорить правду является не обязательным, творить добро считается...

  • Сказка как средство духовно нравственного воспитания дошкольников

    Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников Содержание: Создать условия для духовно- нравственного развития ребенка. Способствовать коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы...

  • Воспитание и развитие дошкольников

    Теоретические основы физического воспитания дошкольников - Страница 14 Теоретические основы физического воспитания дошкольников. Исследования в области физического воспитания дошкольников. Цель:...

  • Игра как средство воспитания дошкольников

    Доклад «Игра как средство воспитания и форма организации жизни детей дошкольного возраста» Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека н...

  • Художественно эстетическое развитие и воспитание дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Методы воспитания дошкольников

    Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в...

  • Гендерное воспитание дошкольников

    Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи «Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи»Е. А. Удовиченко МБДОУ «Детс...

  • Презентация нравственное воспитание дошкольников

    Нравственное воспитание дошкольников Презентация работы на тему «Нравственное воспитание» г. Феодосия ДОО №23 «Улыбка» Камакиной Виты Васильевны Воспитание — целенаправленное формирование личност...

  • Средства физического воспитания дошкольников

    Подвижная игра — средство физического воспитания дошкольников Проблема здоровья подрастающего поколения является одной из важных проблем жизни современного общества. Как добиваться, чтобы ребенок...

  • Умственное воспитание дошкольников

    Умственное воспитание дошкольников «Умственное воспитание дошкольников» Каждый человек уникален, незаменим и неповторим. Каждого надо только открыть. Умственное воспитание – это специально органи...

  • Трудовое воспитание дошкольников

    Опыт работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад первой категории № 7 «Белочка» г. Зверево Р...

  • Патриотическое воспитание дошкольников

    Особенности патриотического воспитания дошкольников. Опыт работы Особенности патриотического воспитания дошкольников О Родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя? В. А. Жуковский. С...

  • Правовое воспитание дошкольников

    Консультация для воспитателей «Правовое воспитание дошкольников» Обобщение педагогического опыта работы по правовому воспитанию дошкольников. Не одно поколение специалистов ставило перед собой во...

  • Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада

    Гендерное воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (сборник игр) Гендерное воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (сборник иг...