Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Развитие эмоций у детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема педагогического опыта «Развитие эмоций у детей дошкольного возраста»

Актуальность

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Цель. Эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. Легкая адаптация ребенка в социуме.

Задачи. Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их.

Дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово) .

Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Способствовать выражению своего эмоционального состояния через действие, умению разбираться в эмоциональном состоянии другого человека, контролировать свои эмоции.

Сущность педагогического опыта

Главная идея моего педагогического опыта: формирование эмоционально развитой социально адаптированной личности каждого ребенка.

Для решения поставленных задач использую различные психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников: развивающая среда, игра, музыка, детское художественное творчество, художественная литература, театрализованная деятельность.

Развивающая среда. Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитываю зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Предметно-развивающею среду в группе постоянно пополняю развивающими играми, различными видами театров, дидактическими пособиями, которые изготовила сама: «Времена года», «Геометрическое лото», «Игры с прищепками», атрибутами для конструирования и др., что позволяет ребенку самостоятельно выбирать ту деятельность, которая на данный момент ему более интересна.

Дидактическое пособие «Дикие животные».

Атрибуты для конструирования.

Панно «Времена года».

В группе есть центр творчества. Разнообразный материал для детского творчества способствует реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

В группе есть минибиблиотека - книги и иллюстрации к сказкам, произведениям. Минибиблиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.

Уголок природы. Заботясь о цветах дети учатся любви и бережному отношению к природе.

Уголок эмоций. Изображены коты с различными настроениями (грустный, злой, веселый, добрый). Дети рассматривая изображения котов, определяют их настроение, сопоставляют свое настроение с изображенным. Показывают различные эмоции и чувства с помощью мимики.

В делении зон так же учитываю гендерный подход. Уголки для мальчиков содержат машины, конструкторы, строительные инструменты. У девочек разнообразные куклы, коляски, кроватки. Уголки для совместных игр насыщены игрушками и для мальчиков и для девочек.

Художественное творчество.

Рисование. Детский рисунок - это способ изучения окружающего мира и взаимодействия с ним. Рисунок ребенка - это отражение его мыслей и чувств. Рисуя, малыш решает свои внутренние проблемы: ослабляет эмоциональное напряжение, борется со страхом или преодолевает чувство одиночества. Поэтому в своей работе использую как традиционные техники рисования, так и не традиционные – рисование солью, манкой, пшеном, свечой и др.

Лепка. Лепка благоприятно влияет на нервную систему ребенка, вызывает положительные эмоции, интересует и волнует его. В процессе лепки каждый ребёнок испытывает целую гамму разнообразных чувств: радуется, если задуманное получается, и огорчается, если что-то идёт не так.

В ясельной группе для снятия эмоционального напряжения использовала соленое тесто. Со второй младшей группы веду кружок «Волшебное тесто». В результате работы кружка в группе преобладает положительный эмоциональный настрой; дети учатся работать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций, что способствует развитию социально- личностных качеств; учатся самостоятельно выбирать способы создания выразительных образов, используя для этого основные технические приемы.

В группе постоянно создаю условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий детей.

Театрализованная деятельность.

Для развития эмоций в своей работе использую театрализованные игры. Дети с удовольствием отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают советы. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, готовы прийти на помощь. Для театрализованных игр подбираю как весёлые, так и грустные произведения с учётом познавательных ценностей детей.

В работе с детьми использую режиссёрские игры - это настольный театр или плоскостной. Где ребёнок сам является действующим лицом. Он самостоятельно создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Игры-драматизации, очень нравятся детям. В играх – драматизациях они лучше раскрепощаются, а в дальнейшем и идут на контакт.

Музыка. Музыкальное искусство представляет собой неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. Поэтому в своей работе я постоянно использую музыкальные произведения, как средства для снятия эмоционального и мышечного напряжения. Мы с детьми под веселую музыку выполняем разученные ранее с музыкальным руководителем танцевальные движения; во время изобразительной деятельности использую музыку, как фон; во время релаксации слушаем звуки природы и др.

В группе есть подбор различных музыкальных произведений.

Психогимнастика. Она помогает ребенку проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. Специальные этюды, упражнения и игры помогают корректировать различные стороны психики ребенка (как познавательной, и так и эмоционально-личностной сферы) .

В ходе выполнения упражнений у детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п., проходят невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность) .

Художественная литература. Для развития эмоций у детей, большое значение отвожу художественной литературе. Слушая рассказы и сказки, стихотворения дети учатся сопереживать героям, начинают замечать проблемы окружающих людей. Процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Через художественные произведения ребенок получает знания о человеке, его проблемах и способах их решения.

Анализируя с детьми прочитанное художественное произведение, учу их понимать внутренний мир героев, сопереживать, верить в силы добра.

На примере поступков героев произведений, дети учатся преодолевать негативные стороны своего характера, что способствует более успешной социальной адаптации.

В результате проведенной мною работы в группе преобладает положительный эмоциональный настрой. Приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В перспективе планирую продолжить работу по развитию эмоционально-волевой сферы у детей, пополнять предметно – развивающую среду в группе.

Литература.

1. Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ.

2. Н. С. Ежкова. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие в 2 ч. – М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010- 49с. : ил. – (Пособие для педагогов дошкольных учреждений) .

3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998.

4. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.

www.maam.ru

2010 г.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребёнком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определённые действия, чтобы избежать опасности. Ребёнок грустен или разгневан – значит, у него что – то не в порядке. Ребёнок радуется, выглядит счастливым – значит, в его мире всё хорошо.

ЭМОЦИИ РЕБЁНКА – ЭТО «ПОСЛАНИЕ» ОКРУЖАЮЩИМ ЕГО ВЗРОСЛЫМ О ЕГО СОСТОЯНИИ.

Дети 3 – 5 лет уже вполне могут распознать своё внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить отношение к ним, то есть ребёнок дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. А жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна!

Я выбрала эту тему, так как , она очень интересна и актуальна. Её можно провести через все виды деятельности. Я заметила, что занятия и режимные моменты лучше запоминаются и воспринимаются детьми, если они проходят в эмоциональной форме. Л. С. Выготский писал: « Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны учеников или более успешной работы мысли – всё равно мы должны позаботиться о том, чтобы та и другая деятельность стимулировалась эмоционально, эмоционально окрашенный факт запоминается крепче и прочнее, чем безразличный…» .

Прежде чем начать работу были определены следующие задачи эмоционального развития детей:

- Познакомить детей с основными эмоциональными состояниями ( радость, грусть, удивление, страх, злость, спокойствие) .

- Обучать азбуке выражения эмоций.

- Научить детей узнавать эмоции не только на иллюстрациях , но и при чтении художественной литературы.

- Показывать эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов.

- Объяснять причину эмоционального состояния.

Для начала мы познакомились с основными эмоциями: радость и грусть. Было изготовлено пособие – цветные «воздушные шарики» из картона с изображением эмоций. Мы рассмотрели их, и я объяснила детям, что по разным причинам у людей бывают разные настроения.

Потом при чтении и обсуждении художественных произведений, дети могли объяснить, какое настроение было у героев с помощью «воздушных шариков». К концу года мы познакомились и с остальными эмоциональными состояниями: злость, страх, удивление и спокойствие. Была изготовлена дидактическая игра « Собери настроение», на квадратах графически были нарисованы эмоции, квадраты разрезаны на две половинки, дети к одной половине квадрата подбирали другую , чтоб сложилась нужная картинка.

Дети растут и задания усложняются. Я связала цветные яблоки так же с изображением эмоций. На занятии ребята с удовольствием дали имена яблокам в соответствии с эмоцией: грусть- Грустинка – всегда грустит, радость ( счастье) – Веселинка - всегда радуется и так далее. Дальше я объяснила детям, что у каждого настроения есть свой цвет : радость – жёлтый , удивление – зелёный , злость- красный , спокойствие – голубой , грусть – оранжевый , и так далее.

Я связала гусеницу, каждое звено было разного настроения и цвета. На занятии я развернула звенья гусеницы, чтоб дети не видели эмоции, им я дала цветные полоски « приветики» такого же цвета, как и звенья гусеницы.

Задача детей состояла в том, что ребёнок должен поздороваться «приветиком» с тем звеном, какого цвета у него полоска и сказать какое это настроение. Ребята с заданиями справились и затем с удовольствием играли с Весёлой гусеницей.

Дети не только узнавали эмоции, но и сами показывали их. А перед занятиями мы проводили гимнастику для лица « Солнечный зайчик» ,которая им очень нравится.

Так же была сделана дидактическая игра по математике «Закономерности в эмоциях», с которой дети хорошо справились.

В дальнейшей работе мной был изготовлен куб из поролона грани которого были разного цвета и на них изображены эмоции , этот куб используется как дидактическое пособие на занятиях и во время игры.

Вместе с детьми мы показали сказку «Теремок» . Из старого валенка сделали теремок , а героев связали из ниток . Ребята вошли в образ героев и с интересом показали сказку обыгрывая героев по их характеру и настроению. Я немного усложнила задачу, и мы поставили сказку « Курочка Ряба». Это был « Мимический театр» , так как дети показывали сказку без слов , при помощи мимики и жестов.

Затем мной была изготовлена безликая кукла – « Кукла настроений». Отдельно были сделаны глаза , рот по каждому настроению , брови. Детям были прочитаны истории на каждую эмоцию , а они должны выложить на лице куклы те настроения которые они прослушали.

Таким образом, с помощью игровых приемов, происходит развитие эмоциональной сферы дошкольников. Играя, дети готовятся к свободному общению со сверстниками и взрослыми. Это в дальнейшем поможет избежать многих трудностей.

Превращая занятия в игру, мы не только дарим детям положительные эмоции, но и учим основам сложного искусства управления своими эмоциями.

Дети проходят в группу и садятся на коврик.

- Здравствуйте ребята, я очень рада нашей встрече. Сегодня я предлагаю вам вспомнить все наши настроения и поиграть, а потом я вас кое с кем познакомлю.

- Ребята, а вы помните «Солнечного зайчика»? Давайте позовём его, и пусть он с нами поиграет!

Мимическая гимнастика « Солнечный зайчик».

- Молодцы, вы прекрасно всё выполнили. А сейчас сюрприз! Вы любите сюрпризы?

(Дети проходят на стульчики, за ширмой сидит Кукла – настроений)

- Это – кукла Катя. Давайте с ней поздороваемся по - разному. Ребята, посмотрите на неё, вы ничего не замечаете?

- Правильно у Кати нет лица, нет никакого настроения потому, что с ней никто не играет. Давайте мы с вами поиграем с Катей.

На столе разложены глаза, рот по разным настроениям, воспитатель читает различные истории или отрывки из сказок, в которых герои испытывают различные настроения: удивление, страх, грусть, злость. Игровой приём «Как избавиться от злости», так как дети не умеют писать им дают листочки бумаги, и говорят на кого или на что они злы, затем мнут бумагу и выкидывают в урну вместе со злостью. Или имитируя воздушный шарик , надувая его дети вместе с воздухом выдувают злость. Дети по очереди раскладывают их на кукле при этом, отвечая на вопросы когда они испытывают, то или иное настроение) .

- Ребята, я надеюсь, такого настроения у вас никогда не будет.

И последним – радость.

- Да, это самое хорошее настроение! И я вам всем его желаю. И У Кати хорошее настроние , она нас приглашает поиграть.

ФИЗМИНУТКА « Цветик семицветик».

- Ты лети, лети лепесток через запад на восток, через север, через юг , возвращайся сделав круг, как коснёшься ты земли быть по -моему вели, вели чтоб дети ходили все грустные, прыгали как зайчики, занимались физкультурой, были весёлыми.

- Катя очень рада, что мы с ней поиграли, и хочет вас отблагодарить, подарить игру.

ИГРА «РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ НАСТРОЕНИЙ».

Дети садятся за стол им дают по конверту с разрезными картинками , и они их собирают.

- Ребята, чем мы сегодня занимались?

- Что вам понравилось?

- Что вы для себя запомнили?

- Мне очень понравилось, как вы занимались, и многое уже знаете и умеете.

Я ВАМ ЖЕЛАЮ ТОЛЬКО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ !

Материал с сайта nsportal.ru

Проводя наблюдение за дошкольником, обратите внимание такие факторы, как эмоциональный фон, настроение, степень выраженности эмоций, уровень эмоциональной подвижности. Наблюдая, можно легко заметить, насколько богат эмоциональный фон ребёнка, умеет ли малыш контролировать свои эмоции, присуща ли ему эмоциональная неустойчивость.

Используя один из методов диагностики или в комплексе, можно выяснить:

  • насколько адекватна реакция дошкольника на явления
  • как он воспринимает и интерпретирует состояния и настроения других людей
  • широту диапазона эмоций, которые ребёнок понимает и переживает, глубину его переживаний, способы передачи эмоций с помощью речи;
  • адекватно ли проявление эмоций при общении.

Указанные методики могут использовать как профессиональные детские психологи, так и воспитатели детских садов.

Эмпатия у детей

Важнейшим компонентом эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста является развитие эмпатии, а именно - способности к сочувствию и пониманию переживаний и эмоций других людей. Ребёнок, у которого развита эмпатия, всегда войдёт в положение того или иного человека и предложит ему свою помощь.

«Это интересно. Автор теории эмоционального интеллекта Дениел Гоулман убеждён, что жизненный успех зависит не только от уровня интеллекта, но и от хорошего умения управлять собственными эмоциями. А понимая свои эмоции, человек будет чувствовать и осознавать эмоции других».

Формирование эмпатии у дошкольника - это залог успешного обучения в школе, его лёгкой социализации, беспроблемного общения. Хотя бы поэтому родителям обязательно следует уделять внимание развитию эмпатии наряду с развитием интеллектуальных, коммуникативных, познавательных, творческих и других способностей малыша.

Советы по развитию эмпатии:

  1. Создайте в семье тёплую атмосферу, где будет царствовать любовь и взаимопонимание.
  2. Разбирайте с ребёнком разные жизненные ситуации.
  3. Знакомьте малыша с принципами существования в обществе.
  4. Объясняйте, как правильно поступать с людьми в разных ситуациях.
  5. Поясняйте, какие последствия может нести то или иное поведение людей.
  6. Развивайте у малыша позитивные социальные черты характера: оптимизм, доверие, прощение, солидарность.
  7. Учите малыша делать полезные поступки, помогать другим. Не забывайте о похвале.
  8. Сопереживайте ребёнку, общайтесь с ним о том, что он чувствует.
  9. Развивайте ребёнка эмоционально: обсуждайте тематические изображения и фотографии, изображайте эмоции перед зеркалом, играйте в эмоциональные игры.
  10. Будьте для ребёнка примером для подражания: придерживайтесь тех же принципов, которым вы обучаете малыша.

Эмоциональное воздействие

Секрет воспитания дошкольника с помощью эмоционального воздействия заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребёнка, а направлять их в нужное русло.

Если малыш посещает детский сад, то его эмоциональное становление будет более эффективным, так как он будет находиться в обществе сверстников и вместе с ними постигать новое, учиться общаться с ними.

Работу по эмоциональному совершенствованию дошкольников нужно проводить в двух направлениях:

  • формирование умения распознавать и сравнивать эмоции: весело, скучно, грустно, спокойно, страшно, интересно и пр.
  • формирование умения правильно выражать эмоции и определять эмоции, переживаемые окружающими.

Эмоциональное воздействие на ребёнка осуществляется следующими средствами:

  • сюжетно-ролевые игры

Подробней paidagogos.com

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

«Все мы вышли из детства»,- сказал однажды Антуан де Сент – Экзюпери. Более гениальной фразы трудно придумать. Но почему же тогда нам, взрослым, так трудно понять ребенка, понять его чувства, осознать его реальные возможности? Вопрос остается открытым…

Надо ли развивать чувства ребенка, его эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, сострадание? Конечно, ведь каждый из нас неоднократно на себе испытал самый страшный дефицит нашего времени-дефицит доброты! Это влияние имеет непосредственное отношение к наиболее острой и глобальной проблеме современного мира-психологическому здоровью детей.

В настоящее время большое количество детей с различными заболеваниями. Чтобы сохранить здоровье детей необходимо обратить внимание на развитие эмоциональной сферы. Эмоции( от лат.emoveo – потрясаю, волную) психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Эмоции влияют на внутренние органы организма. Можно проследить четкую взаимосвязь каждого органа с видом эмоции. Причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Эмоциональная сфера состоит из эмоциональных переживаний и чувств.

Из практики видно, что год от года дети приходят в д\с с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то только в резкой форме. Отсюда возникают проблемы со сверстниками и взрослыми.

Ребенок замыкается в себе со своими личностными проблемами. Современные дети стали менее чувствительны к чувствам других. Они не всегда способны контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности, неадекватности поведения.

Результаты проведения опроса воспитанников в июне этого года позволила сделать вывод: среди изученных индивидуальных особенностей детей у 20% воспитанников крайне редко проявляется эмоциональная отзывчивость и у 15% детей проявляется редко, в зависимости от ситуации. Данный фактор сподвиг нас на углубленное изучение данной темы. Мы решили провести педагогическое исследование с целью: создание условий повышения эффективности процесса формирования эмоциональной сферы.

Объект исследования— эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Предмет исследования— процесс эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста посредством использования театральной деятельности Цель исследования: выявление условий повышения эффективности эмоционального развития дошкольников .

Задачи исследования :

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу и опыт работы дошкольных учреждений по формированию эмоциональной сферы.
  2. Проанализировать педагогические возможности театрализованной деятельности для формирования эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
  3. Разработать систему занимательной театрализованной деятельности, оценить ее эффективность. Гипотеза исследованияпостроена на предположении о том , что использование театральной деятельности в процессе занятий и других форм работы с детьми будет способствовать эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что проблема развития эмоциональной сферы у детей изучали многие ученые. В последние годы в системе дошкольного образования стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка.

При этом развитию эмоциональной сферы уделяется все меньше и меньше внимания. Выготский Л. С. и Запорожец А. В. указывали на то, что только согласованное функционирование этих двух систем -эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых видов деятельности.

Проанализировав опыт работы дошкольных учреждений по формированию эмоциональной сферы развития дошкольников, мы попытались проанализировать педагогические возможности театрализованной деятельности для формирования эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста

И пришла к выводу, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости -это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания, эмоционального развития.

Вся работа проводилась в несколько этапов:

1этап-диагностический.

3этап-практический.

4 этап-обобщающий.

На первом этапе содержание работы заключалось в анализе состояния воспитательно-образовательного процесса по проблеме «Формирование эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»; В самом начале работы было проведено анкетирование с родителями ,в ходе анкетирования были выявлены противоречия между тем, что родители считали формирование эмоциональной сферы у детей важным моментом . Но не придавали особого значения ее формированию ни в детском саду, ни дома, считая, что гораздо важнее научить ребенка считать, писать, читать.

Наблюдая за деятельностью детей, за их взаимоотношениями со сверстниками, со взрослыми, была проведена диагностика уровня эмоциональной сферы по следующим критериям:

-отклик на эмоции близких людей и друзей

-сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов

-эмоциональное реагирование на произведение искусства

-проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении.

-представление об эмоциональных состояниях.

Вывод: результаты диагностики подтвердили насколько слабо развиты критерии эмоциональной сферы детей.

2 этап -организационно-прогностический. На данном этапе содержание работы заключалось в разработке плана внедрения театрализованной деятельности в образовательный процесс в совместной и самостоятельной деятельности. При составлении плана я придерживалась следующей последовательности.

Сначала идет ВОСПРИЯТИЕ – слушание (рассказывание, чтение, аудиозаписи) , визуальное восприятие (показ воспитателя, демонстрация) . Затем идет ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ (режиссерские игры, драматизация, перевоплощение, обыгрывание, спонтанные театрализованные игры, игры-имитации) . И последний этап ТВОЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ(импровизация, режиссерские самостоятельные театрализованные игры) .

Формы работы с детьми,которые мы используем на первом этапе – этапе восприятия– это: чтение, показ, просмотр видеофильмов, разучивание произведений устного народного творчества, наблюдения.

Второй этап -этап воспроизведения.То есть ребенок уже способен воспроизвести действия того или иного персонажа, перевоплотиться в него, но творчески обыграть сюжет он не может, здесь мы используем такие формы, как драматизация, обыгрывание, игры-имитации, перевоплощение.

Третий этап-этап творческого преобразования уже заключительный, на котором ребенок способен самостоятельно импровизировать, обыгрывать сюжет. На этом этапе эффективны такие формы работы, как импровизация, режиссерские, самостоятельные театрализованные игры, авторские театрализованные игры.

3 этап работы -практический.

На этом этапе создавалась развивающая предметно-пространственная образовательная среда.

Мы оборудовали зону театрализованной деятельности и «тихий» уголок, где ребенок может побыть один, поиграть в дидактическую игру, прорепетировать роль.

В зоне театральной деятельности мы разместили разные виды кукольного театра (плоскостной театр, пальчиковый театр, театр из конусных игрушек, театр на ложках, театр на палочках, театр миниатюр, театр игрушек, театр би-ба-бо) . В этой зоне у нас есть ширма для показа кукольного театра (удобная, легкая, с занавесом для смены декорации)

Оборудован уголок ряжения, в котором есть различные костюмы, маски, атрибуты для сказочных персонажей.

2. Реализация плана

Например в образовательной деятельности «Художественная литература»знакомим детей с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников и самостоятельной театрализованной деятельности.

В образовательной деятельности «Художественная творчество»проводим знакомим с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля, рисуем разными материалами персонажей той или иной сказки, делаем аппликации, лепим.

В области «Познание» знакомим детей с предметами ближайшего окружения, культурой, повадками животных, природными явлениями, бытом и традицией народов, что послужит в дальнейшем материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.

«Музыка»-знакомство с музыкальными произведениями к очередному спектаклю, определение характера музыки, способствующее более полной передаче образов героев.

«Коммуникация»-использование скороговорок, чистоговорок, потешек, развитие четкой дикции.

«Физическая культура»-в этой области используем подвижно-сюжетные игры: «У медведя во бору», «Собачка-жучка», «Курочка и цыплята», «Зайка-беленький сидит» и т.д.

«Социализация»-использование дидактических игр.

Здоровье сберегающие технологиииспользуемы в работе:

-дыхательная гимнастика

Материал с сайта nsportal.ru
Главная » 2011 » Май » 3 » Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста (О. А. Баранова) 13:58 Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста (О. А. Баранова)

В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо формировать.

Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Известно, современные дети менее отзывчивы к чувствам других, присутствует и агрессивность в их поведении.

Сегодня много пишут и говорят о новых детях – «дети индиго», «тефлоновые» дети, «дети Белого Ягуара». Что значит быть современным ребенком? Взрослеть намного быстрее, чем родители.

Схватывать все на лету, быть активным семь дней в неделю. Впитывать все до бесконечности…

Ребенок - всегда дитя своего времени, законы его развития реализуются (или не реализуются) в конкретных условиях воспитания, связанных с установками и представлениями окружающих его взрослых.

Нужно ли педагогам и родителям менять подходы в воспитании? Что делать с традиционными технологиями, как сочетать их с инновационными?

Проблема исследования особенностей развития современных дошкольников состоит в том, что традиционные методы и методики диагностики устарели и не отражают «актуального уровня развития» детей. Изменилось сознание дошкольников, так как изменилось само общество.

В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения. Первый вопрос малыша: «зачем?» - пришел на смену вопроса «почему?».

Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест вплоть до агрессии.

В отличие от детей прошлого века у современных детей с момента рождения начинает функционировать смысловое восприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга. Повышенная потребность ребенка к восприятию информации заставляет его постоянно искать возможности ее удовлетворения.

Если он не получает необходимой «порции» информации, то начинает проявлять недовольство или агрессию. Иногда родители не могут понять: почему ребенок становится капризным или агрессивным.

Повышенная потребность ребенка к восприятию информации объясняет тот факт, что уже с рождения дети любят смотреть телевизор. Особенно их привлекает реклама, которая отличается динамизмом и сжатостью информации.

У современного ребенка объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет ему воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Эта способность дана современным детям для того, чтобы в век высоких технологий они успевали ориентироваться в информационном потоке. Современные дети воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями.

У современных детей повышенные тревожность и агрессия.

Сфера души ребенка – это «сосуд», который наполняется желаниями и эмоциями. В младенческом возрасте ребенок криком, плачем, а затем и жестами сообщает о своих желаниях и потребностях.

С самого рождения душа ребенка наполнена страхом и тревогой перед окружающим его огромным пространством. В раннем возрасте для ребенка очень важен тактильный контакт, когда мать или отец прижимают его к груди, поглаживая по голове и спине, передавая свое тепло, в том числе и душевное.

Ребенок чувствует эмоциональное состояние иначе, чем взрослые: он как бы «видит» цветовую гамму души. Чтобы снять ощущения страха и тревоги, некоторые дети любят спать с мягкой игрушкой, крепко прижимая ее к себе.

Чувство тревоги и страха дополняется агрессией, которая проявляется у многих детей. Чаще всего они проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой информации. Для снятия страха и снижения детской агрессии взрослым необходимо организовать эмоционально-личностное общение и совместную деятельность с ребенком, что будет оптимизировать процесс познания окружающего мира.

Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании.

Обогащение эмоционального опыта дошкольника

Долгое время система дошкольного образования в России была ориентирована на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении знаниями, умениями и навыками, сколько в становлении базовых свойств личности:самооценки, образа «Я», нравственных ценностей, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей.

При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.

Иногда взрослые не совсем владеют вопросами, касающимися сферы эмоций, и не могут оказать необходимую поддержку. А бывает, что ребенка учат сдерживанию чувств еще до того, как он откроет для себя митр собственных и чужих эмоций.

Когда малыш ведет себя непринужденно и естественно, взрослые, оглядываясь вокруг, поспешно говорят: «Не плачь, ты же мужчина!», «Не дерись, ты же девочка!», «Ты что, трусишь?». И как следствие, ребенок прячет свои страх, слезы и обиды, потому что эти чувства не приветствуются взрослыми. Это приводит к тому что малыш вообще не овладевает способами распознавания, узнавания эмоциональных проявлений.

Конечно, эмоциональное развитие ребенка – задача не из легких. Однако именно родители могут и должны начать эту работу. Прежде всего маме и папе следует учитывать небольшой словарный запас малыша.

Поэтому необходимо, объясняя что-то ребенку, обозначать словом определенные эмоции, тем самым закладывая основы эмоционального словаря: «радость», «грустно», «сердишься»,«удивляешься», «испуганный», «злой» и т.д. И чем больше окружающие взрослые говорят с ребенком о чувствах, настроениях (его собственных и близких людей, героев сказок или мультфильмов) , тем более точно малышу удается их распознать и обозначить словесно. Подобные беседы обогащают внутренний мир ребенка, учат его анализировать собственные эмоции и поведение, а также подводят к пониманию чужих переживаний и поступков.

Развивая эмоциональную сферу своего ребенка, родителям необходимо учитывать следующие моменты.

Обогащайте активный словарь ребенка словами, обозначающие эмоциональные состояния. Помогут вам в этом герои сказок и мультфильмов. Беседуйте о том, какие эмоции испытывают герои в той или иной момент, как меняется их настроение и почему.

Называя эмоциональное состояние, точно определяйте его словесно: «радость», «удивление», «грусть» и т.д. запомните сами и объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.

Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки:«Владик рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».

С уважением отнеситесь к чувствам малыша: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!». Лучше помогите ему понять свое состояние: «Я понимаю, ты сердишься на меня из-за того, что я занималась с твоим маленьким братом».

Педагоги могут организовать свою работу по развитию мира эмоций более последовательно и системно.

Начать эту работу можно со знакомства детей со своеобразным эмоциональным букварем, т.к. рассказать другим о чувствах, сделать их понятнымиможно не только с помощью слов, но и особого языка эмоций: мимики, жестов, поз, интонации. Педагогу нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других.

Педагог может использовать известный ему литературный материал. Вспоминая героев произведений, их переживания, дети сопоставляют их с личным опытом. Впоследствии это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях.

Воспитатель (или психолог) имеет возможности проводить работу по эмоциональному развитию как индивидуально, так и с группой, и, следовательно, ребенок имеет возможность услышать несколько точек зрения, расширять свой поведенческий репертуар. Педагогу необходимо научить детей соотносить собственные эмоции с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями.

Педагог учит ребят анализировать эмоциональное состояние другого, понимать его настроение, а также принимать его позицию.

Взрослый обогащает словарь детей словами- синонимами, обозначающими эмоциями. Например, радостный: веселый,ликующий, довольный, жизнерадостный. Данный аспект работы помогает ребенку выразить словами свое состояние, ведь у каждого человека они многогранны и многообразны.

При работе над развитием эмоций педагог может ставить следующие задачи.

Средняя группа:

- дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес, спокойствие.

- учить различать эмоции по схематическим изображениям.

-учить передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства: мимику, жесты, интонации.

Старшая группа:

- продолжать знакомство детей с эмоциями.

- расширять представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать.

- учить понимать свои чувстваи чувства других людей и рассказывать об этом.

- учить контролировать свои эмоции.

- закреплять у детей полученные знания об эмоциях.

- продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими)

Работа по развитию эмоций поможет родителям и педагогам понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволит (при необходимости) уделить особое внимание малышу, который испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера. Таким образом, окружающие ребенка взрослые смогут установить с ним доверительные отношения, а это в свою очередь сможет облегчить процесс воспитания и развития.

Эмоция- это мать психики. Для всего психического здоровья человека, главной целью является его правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства и на протяжении всей жизни.

Заботясьо здоровье и всестороннем развитии детей, поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, сотрудники дошкольного учреждения стремятся сделать счастливым детство каждого ребенка. От педагогического мастерства воспитателя, его культуры зависит уровень общего развития ребенка.

Неумениедетей правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость, затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке лучше мыслит, лучше понимает свои переживания.

Приложения

Цель: развивать способность детей изображать эмоции (радость, удивление, горе, гнев, страх) с помощью мимики, жестов.

Задания на карточках:

- испугаться, как бабушка, в дом которой пришел волк.

- рассердиться, как злой волк.

- погрустить, как Дюймовочка, увидев Ласточку под землей.

Игра-загадка «Маски»

Цель: развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций.

Задание:

На одного ребенка воспитатель надевает маску с настроением (ребенок не знает, что это за маска) . Остальные дети рассказывают об особенностях положения бровей , рта, глаз.

Игра «Театр».

Цель: развивать умение распознавать эмоциональное проявление других людей по мимике и понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих.

Задание:

Ребенок изображает с помощью мимики какое –то настроение, но при этом часть его лица будет скрыта (закрывает верхнюю или нижнюю часть лица листом бумаги.) остальные должны догадаться, какое настроение было загадано.

Игра «Угадай эмоцию на ощупь».

Цель:развивать способность определять базовые эмоции (радость, горе, гнев, страх, удивление) по мимике и передавать их; развивать тактильные ощущения.

Задание:

Воспитатель дает сигнал: «Радость –замри». Дети изображают радость на лице, осторожно трогают своими пальчиками брови, рот, глазки.

Список литературы

Григорьева, Н. Развитие эмоциональной сферы / Н. Григорьева// Дошкольное воспитание, №2, февраль 2010г.

Горлова, Н. Современные дошкольники: какие они?/ Н. Горлова// Обруч, №1, январь 2009г.

Пазухина, И. А. Обогащение эмоционального опыта дошкольника / И. А. Пазухина// Дошкольная педагогика,№3, март 2009г.

Фопель, К. Психологические технологии для образования / К. Фопель// Обруч,№3, март 2002г.

Источник mdou-zolushka2.ucoz.ru

Другие статьи по теме:

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Развитие самооценки в дошкольном возрасте

    Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста Значительное число работ в психологии посвящено развитию самооценки у человека. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неад...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Особенности развития дошкольного возраста психология

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Воспитание детей дошкольного возраста это

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. » Гуманизация - одна из ведущих идей модерни...

  • Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

    Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Карпова Татьяна Иннокентьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17...

  • Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

    Электронное дидактическое пособие на развитие эмоционального интеллекта дошкольников Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем. Одно из определ...

  • Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

    Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое на...

  • Правовое воспитание детей дошкольного возраста в доу

    Правовое воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида» Г. о. Краснотурьинск Девизом работы МА ДОУ №...