Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В последние годы происходит активное реформирование системы дошко льного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, по являются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются ориги нальные методические материалы.

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональнойсферыребенка не всегда уделяется достаточное внимание, хотя именно оно должно рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

Л. С. Выготский писал о феномене «засушенноесердце»(отсутствиичувства) , наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение. Это высказывание не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соот ветствующей направленности обучения и воспитания, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам Других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональнойсферы,очень актуальна и важна.

Изучением эмоциональной сферы человека занимались многие исследователи. Физиологи, психологи разрабатывали теории эмоций (Ч. Дарвин, У. Джемс, К. Ланге, У. Кеннон, П. Бард, Д. О. Хеббу, Л. Фестингер, С. Шехтер, П. В. Симонов) .

Психологом К. Изардом были выделены основныеэмоциональныесостояния:интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.

Многие психологи занимались исследованием развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (Запорожец А. В., Неверович Я.З.,Кошелева А. Д., Кулагина И. Ю., Минаева В. М. и др.)

По мнению А. В. Запорожца, в вопросе развития эмоциональной сферы детей очень важным является включение их в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Эта деятельность позволяет ребенку пережить,про чувствоватьразличные эмоциональные состояния.

Изучению театрализованной деятельности и ее влияния на обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста посвящены работы Л. Баряевой, И. Вечкановой, А. Зарина, А. Бурениной, Л. Артемовой, Е. Трусовой, Ю. Клименко, Л. Стрелковой и др.

На основе театрализованнойдеятельностимогут быть реализованы практически все задачи воспитания, обучения развития детей. Она может успешно использоваться и для развития эмоциональной сферы, так как для театрализованной деятельности характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия и эмоциональные действия, которые выражаются в мимике (выразительные движения лица) , пантомимике (выразительные движения тела) , а также в «вокальной мимике» (интонации, тембре, дикции, ритме голоса) .

Использование пиктограмм,способствует усвоению детьми графического изображения вышеперечисленных эмоциональных состояний, что является предпосылкой развития у детей умение - видеть эмоциональное состояние окружающих людей. Также у детей развиваются способности демонстрировать собственныеэмоции,используя для этого выразительные движения лица (мимику) , выразительные движения (пантомимику) , а также свои голосовые возможности.

В занятия включены задания, направленные на развитие у детей эмпатии. Приведем примеры занятий, посвященные знакомству с такими эмоциями, как; радость, грусть, страх удивление, злость.

Занятие "Радость"

Цель:первичное знакомство с чувством радости, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние, развитие способности понимать Эмоциональное состояние другого человека.

Материал:пиктограмма «Радость.

Содержаниезанятия:

- Упражнение на создание положительного эмоционального фона (каждый ребенок приветствует своего соседа, называет его по имени и говорит, что рады его видеть) .

- Рассматривание пиктограммы «Радость».

- Упражнение на снятие напряжения мышц лица «Солнечныйзайчик»(дети представляют, что по их лицу бежит солнечный зайчик и гладят его ладоня ми на лбу, на щеках, на носу, подбородке и губах) .

- Упражнение «Изобразиэмоцию»(дети изображают на своем лице радость) .

- Этюд «Встречасдругом»(мальчик встречает товарища и радуется этому) .

- Беседа о радости (что такое радость, когда люди радуются и т.д.) .

- Разыгрывание сценки (девочка рада за подругу, у которой получился красивый рисунок) .

- Игра «Мыльныепузыри»,направленная на развитие выразительности движений и снятие напряжения (дети свободно передвигаются по комнате, изо бражая мыльные пузыри, а по команде: «Пузыри лопнули», ложатся на пол) .

Занятие «Грусть»

Цель:знакомство с чувством грусти, изучение выражения этого эмоцио нального состояния в мимике, голосе.

Материал:пиктограмма «Грусть».

Содержаниезанятия:

- Упражнение на создание положительного эмоционального фона (дети здороваются друг с другом, говорят, что рады друг друга видеть) .

- Рассматривание пиктограммы «Грусть».

- Упражнение «Солнечныйзайчик»(на снятие напряжения с мышц ли ца) .

- Изображение чувства грусти.

- Драматизация ситуации «Пропаласобака»(у хозяина пропала собака, и все его успокаивают) .

- Чтение литературных отрывков из произведений К. Чуковского «Краденое солнце», «Доктор Айболит», во время которого дети изображают соответствующую эмоцию.

- Игра «Повторифразу»(дети повторяют фразы «Мне купили игрушку», потерял карандаш» и т.д., выражая эмоции в голосе) .

Занятие «Страх»

Цель: знакомство с чувством страха, изучение выражения страха в мимике.

Материал:пиктограммы «Страх», «Радость», «Грусть», свеча в безопасном подсвечнике.

Содержаниезанятия:

- Игра на снятие эмоционального напряжения (дети здороваются друг другом, передавая по кругу свечку) .

- Рассматривание пиктограммы «Страх».

- Игра «Солнечныйзайчик»(снятие напряжения мышц лица) .

- Выражение эмоционального состояния страха.

- Драматизация ситуации, позволяющей дать детям опыт переживания негативной ситуации (девочка увидела гуся и испугалась, а бабушка ее успокоила)

- Игра «Гуси-лебеди»(дети свободно передвигаются по комнате, а щ команде: «Летят гуси-лебеди», прячутся за стульчики) .

Игра «Найдипиктограмму»(дети выбирают пиктограмму «Страх» из заранее подготовленных пиктограмм) .

Занятие«Удивление»

Цель:познакомить детей с чувством удивления, закреплять мимически ш навыки выражения данного чувства.

Материал:пиктограмма «Удивление», зеркала.

- Упражнение на создание чувства группового единства (детям предлагается взяться за руки и сказать: «Доброе утро

- Рассматривание пиктограммы «Удивление»

- Упражнение «Солнечныйзайчик»на расслабление мышц лица

- Обсуждение мимики, используемой детьми при удивлении

- Изображение удивления

- Драматизация ситуации «Живашляпа»(мальчик хотел поднять шляпку, а она отпрыгнула в сторону, и мальчик удивился) .

- Упражнение «Зеркало»(дети, глядя в зеркала, изображают заданные эмоции

- Игра «Повторифразу»(дети произносят фразу «У меня была собака» с радостью, грустью, со страхом и удивлением) .

Представленная серия занятий по театрализованной деятельности для старшего дошкольного возраста способствует развитию их эмоциональной сферы.

Литература:

1. Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы эмпирические исследования. - М., 1997.

2. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. - Московский психолого-социальный, 2001

3. Изард К. Эмоции человека - М., 1980.

4. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников: Занятия. Игры: Пособия для работников ДОУ - М., 2001.

По теме:

Подробней nsportal.ru

- ребенок не хочет с улицы идти домой, хотя уже поздно;

- ребенок не хочет убирать игрушки.

Какие эмоции у родителей вызывают дети, которые так себя ведут (так поступают) .

Далее обсуждаются способы поведения «пап» и «мам», предлагаются конструктивные способы выхода из ситуаций, что «дети» могут или должны сделать в этой ситуации.

4. ПРОВОДНИКИ: Выбери себе пару (по желанию) , решите – кто из вас будет взрослым (родителем) , а кто ребенком. «Взрослый» завязывает глаза, «ребенок» берет его за руку, он должен отвести «папу/маму» домой.

Дети подходят к части зала, где стоят различные препятствия, они должны провести «родителей» через эти препятствия так, чтобы те как можно меньшее число раз коснулись расставленных предметов. Желательно направить детей на различные способы решения задачи: кто-то будет давать словесные инструкции «взрослому», кто-то вести за одну руку или за обе, при этом идти рядом, сзади, спереди и т.п.

Затем дети меняются ролями.

- Что вам больше всего запомнилось?

- Кем вам больше понравилось быть детьми или родителями?

На этом наше занятие заканчивается. Скажите «До свидания!» друг другу так как это говорит вам мама.

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по программе эмоционально-двигательное развитие детей старшего дошкольного возраста

«Я такой, а ты другой»

Задачи:

  1. Закреплять представление детей о радости, страхе, злости, спокойствии, робости, веселье, удивлении, недовольстве, безразличии, стыде, удовольствии, счастье;
  2. Развивать чувство общности у детей в группе;
  3. Развивать способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого;
  4. Развивать коммуникативные навыки;
  5. Снимать мышечное и эмоциональное напряжение;

Материал:

  1. Карточки с пиктограммами различных эмоциональных состояний;
  2. Предметы для составления полосы препятствий – «дороги трудностей»;
  3. Косынки или повязки на глаза.

Ход занятия:

  1. Приветствие: Подари друг другу… Представьте себе, что у вас в руках маленький теплый комочек, может быть это благодарность, может радость, доброта, участие, хорошее настроение или что-то еще чем вы хотели бы поделиться. Почувствуйте у себя на ладони этот комочек, погладьте его, подумайте - что это. Теперь подойдите друг к другу и со словами «Я дарю тебе…(назовите) », «отделите» небольшой кусочек от того что вы «держите» в руке и положите в ладонь тому к кому вы сейчас подошли. Таким образом вам нужно подойти ко всем. Когда все ребята «получат подарки», можно спросить: что ты дарил? У тебя на всех хватило? А у самого еще осталось? А чего у тебя прибавилось?

2. РАЗНОЕ НАСТРОЕНИЕ: Детям предлагается выбрать карточки с пиктограммами разных эмоциональных состояний , вспомнить о чем думает человек, если у него такое настроение. Затем объединяем детей в пары с противоположным настроением и предлагаем преодолеть полосу препятствий: пройти «Дорогой трудностей»: по дорожке, обойти стул, перешагнуть через палку, пролезть в обруч, проползти в воротца, пройти между стульями и т.д. Затем, когда все пары пройдут полосу препятствий (во время выполнения этого задания необходимо следить чтобы сохранялись первоначальные эмоциональные состояния, т.е. противоположные) ,можно задать детям вопросы:

- что вы чувствовали?

- легко было идти или трудно? Почему?

3. ПОДЕЛИСЬ НАСТРОЕНИЕМ:теперь попробуйте в ваших парах решить какое настроение у вас сейчас может быть одинаковым, выберите пиктограмму с таким же настроением.

Когда дети договорятся между собой, им предлагается пройти по той же полосе препятствий, но во время выполнения этого задания необходимо следить чтобы сохранялись одинаковые эмоциональные состояния.

-что чувствовали в этот раз?

-было легче или труднее? Почему?

4. ГАРМОНИЧНЫЙ ТАНЕЦ: дети делятся на пары по желанию, одному из них завязывают глаза, другой – ведущий. Встают друг против друга, легко касаются ладонями. Звучит плавная музыка.

Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад. Задача ведомого следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться. Затем они меняются ролями и партнерами.

5. РЕФЛЕКСИЯ:Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что вам больше всего запомнилось?

Давайте мы дружно скажем, пропоем, прохлопаем: «До новых встреч». Я буду рада снова видеть вас - до свидания.

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по программе эмоционально-двигательного развития детей старшего дошкольного возраста

«Эмоции – знакомые и незнакомые»

  1. Закреплять представление детей о радости, страхе, злости, спокойствии;
  2. Знакомить с другими видами эмоций (робость, веселье, удивление, недовольство, безразличие, стыд, удовольствие, счастье)
  3. Снижение мышечного и эмоционального напряжения;

Материал:

  1. Воздушные шарики с изображенными на них эмоциональными состояниями;
  2. Обручи по количеству воздушных шариков;
  3. ? альбомного листа, цветные карандаши, фломастеры;
  4. Изображения человечков и животных с выражением разных эмоциональных состояний;

Ход занятия:

  1. Приветствие: пропойте слово «Здравствуйте» в такой мелодии, которая отражает твое настроение сейчас.
  2. ШАРИКИ ЭМОЦИЙ: Посмотрите, ребята, к каждому обручу привязан воздушный шарик, на них изображены разные эмоции (чувства, настроение) , выберите шарик с настроением похожим на ваше, встаньте в соответствующий обруч, возможно кто-то из вас выберет один и тот же обруч.

Теперь послушайте небольшие рассказы/ стихотворения и определите про какой из шариков этот рассказ:

  1. Спокойствие: «Стою я, ребята, смотрю за окно, вот скоро на улице будет темно, не хочется мне ни грустить, ни смеяться, спокойствие будет в душе разливаться» / голубой
  2. Радость: «Солнечные зайчики прыгают и скачут, это искры радости – радуюсь я значит» / желтый
  3. Страх: «Темный угол, темный дом, темнота вдруг за окном и по улице ночной, и по темной мостовой не дает пройти мне – АХ! Этот жуткий-жуткий страх» / коричневый
  4. Злость: «У собак отняли кость, зарычали грозно, вот такой бывает злость, поняли мы поздно» / красный
  5. Грусть: «грустно мокнут под дождем – кошка, лавочка и дом, капли на окошке, грустно даже мошке» / серый
  6. Любопытство: «Что такое? Что случилось? Что у нас произошло? Всюду нос он свой сует, всем покою не дает, потому что любопытство верх над ним всегда берет.» / оранжевый
  7. Жадность: «Ничего тебе не дам, я во все играю сам» / черный
  8. Скука: «Делать нечего весь день и играть мне даже лень, кто-то скажет – скука это, скукотень» /зеленый
  9. Вина: «Что разбились чашки сами, не могу сказать я маме, дома я была одна и вина моя видна» / розовый
  10. Обида: «Тот толкнул, а тот не видел, тот игрушку отобрал, есть мальчишки –обижалы, обзовут и убежали» / белый
  11. Усталость: «Переделав много дел, Ваня отдохнуть присел» / светло-синий
  12. Гордость: «Вот какой я молодец – похвалил меня отец!» / синий
  13. Удивление: «Вот так чудо – удивленье! Фокусника представленье.» / фиолетовый
  14. Удовольствие: «И мороженое и варенье – это просто объеденье, а котята как мурчали – молочком их угощали, и махали хвостиком всем от удовольствия» / светло-зеленый

Рисуем пиктограмму к каждому эмоциональному состоянию, подбираем цветовую гамму, делаем надпись, прикрепляем к шарику.

  1. НАЙДИ ПАРУ: Представьте, что прилетела к детям Баба-яга, и заколдовала их (раздаем детям изображения детей и животных с одинаковым выражением эмоций) . Найдите – кто в кого превратился, почему вы так думаете?

Ребята берут карточки и объединяются в пары, обсуждают и отвечают в чем сходство их героев.

  1. ЗЕРКАЛО НАСТРОЕНИЯ: Чтобы их расколдовать, надо изобразить такое же настроение. Посмотрите на внешний вид героев на ваших карточках: выражение лиц, позы; затем посмотрите друг на друга как в зеркало и попробуйте изобразить такое же настроение, помогайте друг другу, подсказывайте своим внешним видом – как именно выглядит ваш герой.

Затем дети парами демонстрируют эмоциональное состояние, другие определяют насколько похоже получилось.

5. СМЕШНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ: Баба-яга удивилась, что вы так ловко расколдовали детей. Решила она с вами поиграть, она будет вас превращать в разных животных у которых и настроение разное, а вы покажете этих животных: радостный бегемот, грустная черепаха, обиженный крокодил, спокойный удав, испуганная мышь, злой волк, жадный медведь, любопытная лиса, скучающий кот, виноватый заяц, усталый верблюд, гордый лев, удивленный ежик, довольный слон. Дети, свободно перемещаясь по залу, выполняют задание.

  1. Вы так хорошо всех показали, что даже Баба-яга развеселилась и подобрела.
  2. Вам понравилось сегодняшнее путешествие? Что вам больше всего запомнилось?
  3. Давайте мы друг другу пропоем «До новых встреч» - радостно (мы ведь встретимся еще) , «До свидания» - спокойно.

По теме:

Материал nsportal.ru

Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сказки - Реферат , страница 1

Глава 1. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста .

1.1. Эмоционально-чувствительный мир человека.

1.2. Физиологические основы эмоций и чувств. Внешнее выражение эмоций.

1.3. Возрастные особенности развития эмоций и чувств .

1.4. Роль эмоций в образовании детей . Как можно дать ребёнку представление об эмоциях ?

Глава 2. Сказка как средство эмоционального развития ребёнка .

2.1. Жанровые определения сказок .Cостав сказочного эпоса . Виды ска-

зок.

Глава 3. Исследование влияния сказок на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста .

3.1. Изучения уровня эмоционального развития старших дошкольников .

3.2. Программа эмоционального развития «Сказочный мир эмоций» .

3.3. Изучение динамики эмоционального развития старших дошкольников .

Выводы.

Приложение.

ВВЕДЕНИЕ

Современный человек достиг невиданных высот…Ему доступны тайны мироздания, он покорил Космос и морские глубины, освоил технологию передачи звука на расстояние…Но осталась непознанной самая большая загадка — он сам.

Современная наука о человеке знает практически всё: физиологические возможности организма, потенциальные возможности мозга и т. д. Но жизнь каждого конкретного индивида, его самость, желание и интересы, взаимодействие с окружающим миром в целом уникальны и не поддаются чёткому научному описанию. В этом прелесть и трагедия нашей жизни.

Человек — существо эмоциональное, и всё, с чем он сталкивается в повседневной жизни , вызывает у него ту или иную реакцию, то или иное отношение, те или иные чувства. Парадокс состоит в том, что одна и та же ситуация может вызвать разные чувства . Что-то нам нравится , вызывает восхищение, умиляет, успокаивает, а что-то раздражает, злит , тревожит, страшит.

Такие реакции способно вызвать всё, что нас окружает, начиная от звука проезжающего автомобиля и заканчивая облаком, пролетающим в вышине.

Почему? Однозначного ответа нет, факторов, влияющих на эмоциональный мир человека, множество: и темперамент, и воспитание, и состояние здоровья…

Взрослый человек так или иначе может контролировать свои эмоции и чувства , что непосредственно связано с волевыми качествами его личности. Ре- бёнок же на это не способен в силу своей импульсивности и непосредственности. Это нормально и естественно.

Надо ли развивать чувства ребёнка, его эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, сострадание? Конечно, ведь каждый из нас неоднократно на себе испытал самый страшный дефицит нашего времени — дефицит доброты! Это явление имеет непосредственное отношение к наиболее острой и глобальной проблеме современного мира—психологическому здоровью детей.

«Все мы вышли из детства,»--сказал однажды Антуан де Сент-Экзюпери. Более гениальной фразы трудно придумать. Но, почему же тогда нам, взрослым,

так трудно понять ребёнка, понять его чувства, осознать его реальные возможности? Вопрос остаётся открытым…

Эмоции ( от лат.emoveo – потрясаю, волную) психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В процессе эволюции эмоции возникли как средство , позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий .

Проблему эмоционального развития осветили многие учёные ( Рогов Е. И.,

Скрипкина Т. П., Запорожец А. В., Гамезо М. В., Додонов Б. И. и другие) , каждый из которых , внёс свою лепту для приближения разрешения этой важной на сегодняшний день проблемы .

Эмоции обогащают человека , делают его восприимчивым к окружающему.

Развивать эмоции тем важнее , что они напрямую связаны с нравственностью : эмоциональное восприятие плохих и хороших поступков , умение их анализировать учат человека быть отзывчивым и добрым .

Изучение эмоциональных переживаний детей дошкольного возраста является весьма актуальным . Как известно , многие проблемы взрослого человека кроются в его эмоциональном неблагополучии в детстве , из-за искажений характера внутрисемейных отношений . Данная проблема привлекательна как в теоретическом , так и в практическом смысле . У дошкольников не утрачена непосредственность выражения эмоций , но вместе с тем формируется эмоциональная компетентность , способность осознавать и вербализовать собственные чувства и чувства окружающих людей .

Книги , сказки , спектакли являются для ребёнка неисчкрпаемым источником развития чувств и фантазии , а свою очередь развитие чувств и фантазии приобщают его к духовному богатству , накопленному человечеством. Произведения искусства не только расширяют представления ребёнка , обогащают его знания о действительности ;главное—они вводят его в особый , исключительный мир чувств , глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Как маленький ребёнок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства , злобы и предательства, испытать радость любви и силу ненависти ? Конечно , из произведений искусства , и особенно из сказок, где ярко представлен мир высоких чувств и духовных ценностей, наполняющих смыслом жизнь взрослых людей . Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом , но и сердцем. И не только познаёт , но и откликается на события и явления окружающей среды, выражает своё отношение к добру и злу . В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости . Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит благодаря сказке. Дети понимают идею лишь тогда , когда она воплощена в ярких образах .

Объект исследования — эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста .

Предмет исследования— процесс эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста посредством использования сказок .

Цель исследования : выявление условий повышения эффективности эмоционального развития дошкольников .

Задачи исследования :

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу и опыт работы дошкольных учреждений по эмоциональному развитию дошкольников .

  2. Проанализировать педагогические возможности сказок для эмоционального развития детей дошкольного возраста .

  3. Разработать методический комплекс сказок , проверить степень его влияния на эмоциональное развитие старших дошкольников .

  4. Разработать практические рекомендации (консультации) по эмоциональному развитию старших дошкольников посредством сказки .

Гипотеза исследования построена на предположении о том , что использование сказок в процессе занятий и других форм работы с детьми будет способствовать эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста.

ГЛАВА 1. Эмоции и чувства как индивидуальные проявления и особенности личности

1.1. Эмоционально-чувствительный мир ребёнка.

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причём это не холодное , рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь — всё это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами и эмоциями.

Чувствами и эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познаёт или делает, к другим людям и самому себе.

Эмоции и чувства — понятия синонемичные, но неравнозначные.

Эмоции — переживание отношений , возникшие в данный момент и нося- щие ситуативный характер, выражают оценку личностью определённой ситуа –ции ,связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент.

Чувство — отражение в сознании человека его отношений к действитель-ности, возникающие при удовлетворении или неудовлетворении потребностей.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами,отражающих в форме непосредст- венного переживания ( удовольствия, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизне –деятельности.

Чувства — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях .

Чувство — это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности.

Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент.

Эмоция как процесс — это деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире.

Очевидно, что большинство авторов формируют понятия чувств и эмоций через обозначение их функций. Но все они сходятся во мнении, что эмоции —это определённые переживания, вызванные тем или иным явлением общественной жизни.

Сама же общественная жизнь, социальная действительность, его окружающая, становятся источником эмоций и чувств. Но вызывать чувства и эмоции может лишь то, что непосредственно связанно с удовлетворением или неудовлетворением потребностей человека.

Речь здесь идёт не только о потребностях жизненно необходимых( еда, питьё) , но и о потребностях более высокого, духовного уровня, которые связаны с мотивами его поведения. Именно эмоции Ии чувства во многом характеризуют личность, определяют её успешность в различных видах деятельности, сферах жизни. Преобладание позитивных эмоциональных переживаний делает человека оптимистичным , приятным в общении, способствует его творческоиу развитию.

Выделяют стенические и астенические эмоции и чувства.

Стенические ( от греч. сл. «стенос» – сила ) эмоции повышают активность , энергию и жизнедеятельность, вызывают подъём, возбуждение, бодрость, напряжение. Сердце начинает усиленно работать, кровеносное давление повышается , увеличивается темп и глубина дыхания. Это радость, боевое возбуждение, «спортивная злость» , ненависть , гнев и т. д.

Астенические ( « астенос» –слабость, бессилие) эмоции , наоборот, уменьшают активность , энергию человека, угнетают жизнедеятельность. Дыхание становится более редким , сердце бьётся реже и слабее. Это печаль, тоска, уныние, подавленность.

Однако, нельзя однозначно утверждать, что положительные эмоции оказывают активизирующее влияние на деятельность человека,а отрицательные–тормозящее. В зависимости от особенностей конкретного человека и конкретной ситуации влияние тех или иных эмоций может быть различным. Так, например, страх в том или ином случае может лишить человека воли к действию, нивелировать его активность , в другом же, наоборот, он способен побудить человека к активности , несвойственной ему в обычной ситуации.

Ссылка на источник works.doklad.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие эмоций у детей дошкольного возраста

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

    Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое на...

  • Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

    Электронное дидактическое пособие на развитие эмоционального интеллекта дошкольников Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем. Одно из определ...

  • Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Со сверстниками детей старшего дошкольного

    Введение Актуальность проблемы. Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, ка...

  • Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста

    Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста Характеристика сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и...

  • Средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста

    Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение соц...

  • Пословицы для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...

  • Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

    Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение соц...

  • Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

    Мастер-класс для педагогов ДОУ «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста» Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование...

  • Поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...