Качество дошкольного образования это

Проблема качества дошкольного образования

Качество дошкольного образования это характеристика системы дошкольного образования, которая отражает уровень соответствия реальных результатов в образовании с требованиями нормы.

Проблема улучшения качества дошкольного образования достаточно актуальная тема, поскольку происходит модернизация дошкольного образования, которая предполагает координационных решений на разных стадиях и ступенях системы дошкольного образования.

В настоящее время цель улучшения системы оценки качества дошкольного образования оптимизация управления качеством дошкольного образования. Важно совершенствовать оценку качества образования и организовывать регулирующие процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования посредством процедуры этого качества.

Богуславская Т. Н. характеризует опыт оценки качества деятельности дошкольной образовательной организации такими отрицательными факторами, как:

1. Нынешняя система оценки качества ДО ориентирована в первую очередь на «оценку образовательных условий дошкольной образовательной организации, а не на оценку результативности дошкольного образования в дошкольном учреждении, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка» [1]. Разработанные параметры оценки муниципалитетом не подходят ДОО, это связано с тем, что происходит ориентация на школу, а причиной является то, что в ДОО сложно диагностировать новообразования, а также сложно найти способы диагностики учебных умений.

2. Система оценки качества дошкольного образования в большей мере ориентирована на оценку образовательных условий, а не формы дошкольного образования.

3. Система оценка качества дошкольного образования выступает чаще всего в функции ревизора, а не института развития дошкольного образования, кроме того варианта, когда осуществляется конкурсная и грантовая поддержка дошкольных образовательных учреждений.

Из этого следует, что необходимо создавать и совершенствовать систему оценку качества образования для содержательной и организационной регулировки процессов обеспечения и повышения качества дошкольного образования посредством процедуры оценки качества.

Парамонова Л. А., Алиева Т. И. обозначили проблему потребности создания главных подходов к оценке качества образования. Они отмечают, что данные подходы должны быть одинаковы для педагогов и для контролирующих инстанций [3].

Богуславская Т. Н. выделяет следующие функции муниципальной системы независимой оценки качества:

1. Инструктивно-методическая. Создание параметров оценки учреждений разных форм, которые оказывают образовательные услуги.

2. Контрольная. Организация проведения оценочного процесса ДОО.

3. Аналитическая. Сбор и анализ данных по дошкольному образовательному учреждению, построение рейтинга дошкольных образовательных учреждений.

4. Информационная. К данной функции относится сообщение основных тенденций развития качества образования муниципалитету, другим дошкольным образовательным учреждениям, родителям, а также организация преемственности детский сад – школа.

Оценка качества образования в дошкольных образовательных учреждениях многоуровневая система. Каждый уровень оценки обладает своим объектом оценки, а эксперт должен четко осознавать на каком уровне и что именно отслеживается.

К показателям оценки качества дошкольного образования Зебзеева В. А. относит следующие показатели:

• психическое развитие ребенка;

• качество образовательных условий;

• опосредованные показатели психического развития ребенка;

• здоровье ребенка [2].

Фтенакис В., Текстор М. Р. И др. ввели понятие «педагогическое качество», оно опирается на такие категории, как: благополучие дошкольника и вероятность развития в разных сферах (движения и координация тела, эмоционально-чувственная, социальная, интеллектуальная сферы) ; поддержка семьи в отношении психологической грамотности.

Также к оценкам качеству дошкольного образования можно отнести удовлетворение потребности в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие детей в дошкольном образовательном учреждении; сохранение, развитие и коррекция здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении; выбор дошкольного образовательного учреждения основной программы обучения и воспитания.

Таким образом, все параметры оценки качества дошкольного образования можно обобщить и представить следующими видами деятельности:

1. Образовательная. Оценка уровня качества программ образования и их методического обеспечения.

2. Развивающая среда. Оценка уровня оснащения предметно-пространственной среды.

3. Психологический климат в дошкольном образовательном учреждении.

4. Здоровьесберегающая деятельность.

5. Удовлетворение потребности общества в услугах дошкольного образовательного учреждения.

Исходя из этого, можно сформулировать общие критерии оценки качества работы ДОУ:

• благополучие детей в дошкольном образовательном учреждении;

• готовность дошкольного образовательного учреждения к сохранению, развитию и коррекции здоровья дошкольника;

• ориентация дошкольного образовательного учреждения на успешность пребывания дошкольника на следующей ступени образования;

• удовлетворение потребностей общества в наличии и предоставляемых образовательных системой дошкольных образовательных учреждений.

К основным методам оценки качества образования относится следующие:

• изучение материалов самоанализа, нормативной правовой документации;

• анализ программного, учебно-методического и кадрового обеспечения программы обучения и воспитания;

• наблюдение;

• анализ предметно развивающей среды;

• анализ планирования;

• анализ результатов диагностики.

Оценка качества дошкольного образования предполагает несколько этапов работы:

• определение показателей качества;

• определение критериев оценки;

• определение шкалы уровней достижения качества;

• разработка инструмента;

• сбор, анализ, трактование данных;

• распространение полученной информации;

• организация обсуждения;

подготовка рекомендаций.

Таким образом, оценка качества образования сложный процесс оценки нескольких уровней.

Список использованных источников

1. Богуславская Т. Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования // Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012. № 4.

2. Зебзеева В. А. Системы дошкольного образования за рубежом: их педагогический потенциал //Научно-исследовательские публикации. – 2014. № 8 (12). – С. 161-166.

3. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. М. : ТЦ Сфера, 2014. 161 с.

www.maam.ru

Качество дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении № 31 Колокольчик Детский сад

- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия;

- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) , адекватные возрасту;

- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме) , государстве (стране) , мире и природе;

- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

- овладевший необходимыми умениями и навыками.

Однако, ФГТ ориентируют профессиональное сообщество на разумный минимум, что не может удовлетворить сотрудников нашего дошкольного образовательного учреждения. Потому что качество оно всегда максимум и всегда превышает установленные нормативы.

Отсюда стратегическая цель образовательной деятельности ДОУ - достижение современного качества образования детей в соответствии с перспективными потребностями личности, общества и государства.

Новое качество образования для нас - это степень способности образовательного учреждения, как педагогической системы, как основного "инструмента" культурной формы, обеспечить новые цели образовательной деятельности, которые оформляются "заказываются" всеми заинтересованными сторонами: родителями, государством, обществом и т.д. А это требует, с одной стороны, умений педагогического персонала вести диалог со всеми потребителями образовательных услуг, а с другой - постоянно создавать, обновлять и умножать реестр образовательных услуг, качество и эффективность которых будет определять потребитель.

Гарантией качества дошкольного образования в нашем образовательном учреждении является - Политика в области качества образования.

Сегодня, подводя итог образовательной деятельности, мы проанализировали степень ее реализации.

Основные методы анализа - изучение качества результатов образовательной деятельности и анкетирование сотрудников.

Я позволю себе напомнить содержание этого документа.

Первый компонент Политики:

Цель образовательного учреждения в области качества - качество образовательных услуг в области воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, удовлетворяющих все заинтересованные стороны.

Для реализации этой цели мы стремимся:

1. Изучать и прогнозировать требования заинтересованных сторон к качеству образовательных услуг по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста;

2. Улучшать качество образовательного процесса за счет:

- развития содержания образования в МДОУ;

- применения современных образовательных технологий;

- улучшения учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

- освоения сотрудниками образовательного учреждения новых профессиональных компетенций;

3. Ориентироваться на современные тенденции в области дошкольного образования.

4. Создать медико-социальные условия, обеспечивающие безопасные условия жизнедеятельности детей;

5. Выстраивать конструктивное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса;

6. Анализировать и оценивать собственные возможности по удовлетворению требований заинтересованных сторон.

7. Неуклонно выполнять требования к качеству образовательных услуг.

8. Создавать условия для продуктивной и творческой работы сотрудников ДОУ;

Ответственность за качество реализации образовательной программы ДОУ и совершенствование собственных методов работы несет каждый сотрудник.

Руководство образовательного учреждения берет на себя обязательства и несет ответственность за создание условий для достижения цели в области качества и обеспечивает проведение и внедрение настоящей Политики на всех уровнях.

Как же удерживаются компоненты Политики в области качества образования сотрудниками нашего ДОУ.

Отмечается положительная динамика удержания цели - 90% педагогов удерживают цель образовательной деятельности, что составляет 19 человек, а всего 21.

Среди средств, обеспечивающих достижение качества мои коллеги выделяют:

  • Изучение и прогнозирование требований заинтересованных сторон к качеству образовательных услуг по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста- 70,5 % сотрудников;
  • Анализ и оценку собственных возможностей по удовлетворению требований заинтересованных сторон - 60% сотрудников;
  • Применение современных образовательных технологий - 50%;
  • Создание медико-социальных условий, обеспечивающих безопасные условия жизнедеятельности детей - 47%;
  • Улучшение учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса - 35%;
  • Освоение сотрудниками образовательного учреждения новых профессиональных компетенций - 23,5%;
  • Выстраивание конструктивного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса; ориентировки на современные тенденции в области дошкольного образования; развития содержания дошкольного образования в ДОУ - по 18 %;

Таким образом,

  • проявляется следующая зависимость между тем, что для нас персонально значимо, и тем, что отмечают родители как нашу сильную сторону образовательной деятельности;
  • нами пройден определенный этап в области достижения качества дошкольного образования. Однако, если мы хотим двигаться дальше в этом направлении, а мы хотим двигаться дальше!, то наша задача совершенствовать достигнутые результаты.

Проведенный анализ качества образовательной деятельности ДОУ позволяет нам на основе конкретных фактов определить сильные ее стороны и наметить приоритетные направления деятельности образовательного учреждения на следующий учебный год:

По развитию содержания дошкольного образования в ДОУ:

- Разработка образовательных проектов по реализации требований к содержанию основных направлений развития воспитанников - новых образовательных областей в соответствии с требованиями ФГТ;

По учебно-методическому обеспечению образовательного процесса ДОУ:

- Приведение в соответствие УМК реализуемой образовательной программы ДОУ;

По управлению качеством дошкольного образования:

- Построение системы мониторинга качества образовательной деятельности ДОУ;

- Объективной оценки достигнутых результатов на основе конкретных фактов и определение перспектив развития;

- Создание условий для достижения каждым сотрудником ДОУ высокого уровня профессионализма педагогического коллектива;

- Реализации системы повышения квалификации с включением в эту систему всех категорий сотрудников;

По созданию материально-технических и безопасных условий жизнедеятельности воспитанников ДОУ:

- Соответствие материально-технической базы образовательного учреждения современным требованиям по осуществляемой образовательной деятельности;

- Создание в образовательном учреждении безопасных условий, соответствующих требованиям ПБ, Сан Пин, техники безопасности;

- Эффективное использование финансового ресурса образовательного учреждения;

По развитию форм взаимодействия с родителями:

- Изменение технологий взаимодействия с родителями: переход от групповых форм работы педагога к индивидуальным, от передачи знаний к формированию умений и навыков общения и адекватной помощи собственным детям.

- Применение педагогами ДОУ социальных технологий, обеспечивающих оформление единых целей, технологий воспитания и развития детей в детском саду и семье.

Ещё конспекты занятий в детском саду:

Подробней 50ds.ru

Качество дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении № 31 "Колокольчик"

- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия;

- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) , адекватные возрасту;

- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме) , государстве (стране) , мире и природе;

- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

- овладевший необходимыми умениями и навыками.

Однако, ФГТ ориентируют профессиональное сообщество на разумный минимум, что не может удовлетворить сотрудников нашего дошкольного образовательного учреждения. Потому что качество оно всегда максимум и всегда превышает установленные нормативы.

Отсюда стратегическая цель образовательной деятельности ДОУ - достижение современного качества образования детей в соответствии с перспективными потребностями личности, общества и государства.

Новое качество образования для нас - это степень способности образовательного учреждения, как педагогической системы, как основного "инструмента" культурной формы, обеспечить новые цели образовательной деятельности, которые оформляются "заказываются" всеми заинтересованными сторонами: родителями, государством, обществом и т.д. А это требует, с одной стороны, умений педагогического персонала вести диалог со всеми потребителями образовательных услуг, а с другой - постоянно создавать, обновлять и умножать реестр образовательных услуг, качество и эффективность которых будет определять потребитель.

Гарантией качества дошкольного образования в нашем образовательном учреждении является - Политика в области качества образования.

Сегодня, подводя итог образовательной деятельности, мы проанализировали степень ее реализации.

Основные методы анализа - изучение качества результатов образовательной деятельности и анкетирование сотрудников.

Я позволю себе напомнить содержание этого документа.

Первый компонент Политики:

Цель образовательного учреждения в области качества - качество образовательных услуг в области воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, удовлетворяющих все заинтересованные стороны.

Для реализации этой цели мы стремимся:

1. Изучать и прогнозировать требования заинтересованных сторон к качеству образовательных услуг по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста;

2. Улучшать качество образовательного процесса за счет:

- развития содержания образования в МДОУ;

- применения современных образовательных технологий;

- улучшения учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

- освоения сотрудниками образовательного учреждения новых профессиональных компетенций;

3. Ориентироваться на современные тенденции в области дошкольного образования.

4. Создать медико-социальные условия, обеспечивающие безопасные условия жизнедеятельности детей;

5. Выстраивать конструктивное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса;

6. Анализировать и оценивать собственные возможности по удовлетворению требований заинтересованных сторон.

7. Неуклонно выполнять требования к качеству образовательных услуг.

8. Создавать условия для продуктивной и творческой работы сотрудников ДОУ;

Ответственность за качество реализации образовательной программы ДОУ и совершенствование собственных методов работы несет каждый сотрудник.

Руководство образовательного учреждения берет на себя обязательства и несет ответственность за создание условий для достижения цели в области качества и обеспечивает проведение и внедрение настоящей Политики на всех уровнях.

Как же удерживаются компоненты Политики в области качества образования сотрудниками нашего ДОУ.

Отмечается положительная динамика удержания цели - 90% педагогов удерживают цель образовательной деятельности, что составляет 19 человек, а всего 21.

Среди средств, обеспечивающих достижение качества мои коллеги выделяют:

  • Изучение и прогнозирование требований заинтересованных сторон к качеству образовательных услуг по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста- 70,5 % сотрудников;
  • Анализ и оценку собственных возможностей по удовлетворению требований заинтересованных сторон - 60% сотрудников;
  • Применение современных образовательных технологий - 50%;
  • Создание медико-социальных условий, обеспечивающих безопасные условия жизнедеятельности детей - 47%;
  • Улучшение учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса - 35%;
  • Освоение сотрудниками образовательного учреждения новых профессиональных компетенций - 23,5%;
  • Выстраивание конструктивного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса; ориентировки на современные тенденции в области дошкольного образования; развития содержания дошкольного образования в ДОУ - по 18 %;

Таким образом,

  • проявляется следующая зависимость между тем, что для нас персонально значимо, и тем, что отмечают родители как нашу сильную сторону образовательной деятельности;
  • нами пройден определенный этап в области достижения качества дошкольного образования. Однако, если мы хотим двигаться дальше в этом направлении, а мы хотим двигаться дальше!, то наша задача совершенствовать достигнутые результаты.

Проведенный анализ качества образовательной деятельности ДОУ позволяет нам на основе конкретных фактов определить сильные ее стороны и наметить приоритетные направления деятельности образовательного учреждения на следующий учебный год:

По развитию содержания дошкольного образования в ДОУ:

- Разработка образовательных проектов по реализации требований к содержанию основных направлений развития воспитанников - новых образовательных областей в соответствии с требованиями ФГТ;

По учебно-методическому обеспечению образовательного процесса ДОУ:

- Приведение в соответствие УМК реализуемой образовательной программы ДОУ;

По управлению качеством дошкольного образования:

- Построение системы мониторинга качества образовательной деятельности ДОУ;

- Объективной оценки достигнутых результатов на основе конкретных фактов и определение перспектив развития;

- Создание условий для достижения каждым сотрудником ДОУ высокого уровня профессионализма педагогического коллектива;

- Реализации системы повышения квалификации с включением в эту систему всех категорий сотрудников;

По созданию материально-технических и безопасных условий жизнедеятельности воспитанников ДОУ:

- Соответствие материально-технической базы образовательного учреждения современным требованиям по осуществляемой образовательной деятельности;

- Создание в образовательном учреждении безопасных условий, соответствующих требованиям ПБ, Сан Пин, техники безопасности;

- Эффективное использование финансового ресурса образовательного учреждения;

По развитию форм взаимодействия с родителями:

- Изменение технологий взаимодействия с родителями: переход от групповых форм работы педагога к индивидуальным, от передачи знаний к формированию умений и навыков общения и адекватной помощи собственным детям.

- Применение педагогами ДОУ социальных технологий, обеспечивающих оформление единых целей, технологий воспитания и развития детей в детском саду и семье.

Адрес: ул.Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД«Первоесентября», Оргкомитет фестиваля «Открытыйурок»Эл.почта: festival@1september.ru Телефон: +7(499)249-52-53

Источник
Источник festival.1september.ru

качество дошкольного образования -это качество жизни ребёнка.

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.

Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего времени. Большинство исследователей и практиков рассматривают качество дошкольного образования на уровне житейского понятия, в общеупотребимом значении как полезность и добротность объекта.

Часть исследователей предпринимала попытки определить объем и содержание данного понятия. Достаточно длительный период доминировало мнение о том, что качество дошкольного образования определяется созданными для его осуществления условиями, то есть, по сути, тождественно им.

Качество дошкольного образования в целом представляет собой многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки. Проблема качества в педагогических исследованиях разрабатывается в следующих направлениях: понятие качества образования, способы оценивания качества образования, способы оценивания качества образования, целостность системы и качество образования, взаимодействие ступеней образования и его качество, факторы, обусловливающие качество образования, рыночная среда и качество образования, механизм управления качеством образования, информационные технологии, мониторинг и качество образования, система управления качеством образования и др.

В итоге определение качества дошкольного образования выливается в комплексную проблему. Она требует вносить дополнения и изменения в действующее законодательство в сфере ДО.

Для системы дошкольного образования в действующем законодательстве устанавливаются не стандарты, а ФГТ: к структуре программы и к условиям ее реализации. Требований к результатам нет.

То есть речь идет не о совокупности (целостности, системности) , а о наборе отдельных свойств. Даже с точки зрения формальной логики, в данном случае вряд ли правомерно говорить о качестве дошкольного образования в целом. Это только качество условий осуществления образовательного процесса (требования к структуре основных образовательных программ тоже могут быть отнесены к указанным условиям) . Система дошкольного образования все больше воспринимается в общественном сознании как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, их воспитанию, обучению и развитию.

Услуга-это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и деятельности исполнителя по удовлетворению запросов потребителя.

Оценка качества процесса развития любой системы осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием необходимым. Без четкого понимания, что есть необходимое состояние, к которому система в целом и каждый ребенок в отдельности должны придти в результате процесса развития, образовательный процесс не может быть ни вполне целенаправленным, ни качественным.

Таким образом, качество дошкольного образования это интеграция:

1. Гарантированной реализации минимальных стандартов образования, т.е. качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, позволяющего ребенку как субъекту образовательного процесса гарантированно достичь уровня образованности, обеспечивающего переход на следующую образовательную ступень – начальной школы.

2. Способности субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать их:

качества полноценного, возрастосообразного развития ребенка, сохранения его здоровья;

качества профессионально-личностных достижений педагогов дошкольного образовательного учреждения;

качества управления системой дошкольного образования;

3. Способности отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон, т.е. качества результатов дошкольного образования, удовлетворяющего ожиданиям и запросам потребителей (в первую очередь – родителей) и соответствующего государственным нормативам.

4. Стремления к совершенствованию, т.е. стремления не только к реальному, но и к потенциальному качеству образования в дошкольном образовательном учреждении.

Следовательно качество дошкольного образования – обобщенная мера эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения, проявляющаяся в гарантировании уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы потребителей и соответствует государственным нормативам.

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

От чего же зависит качество ДОУ?

1. От качества работы воспитателя

2. От отношений, которые сложились в коллективе

3. От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми

4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

О. А. Сафонова считает, что качество образования - это объект мониторинга в дошкольном учреждении, представляет в виде четырех блоков: качество образовательного процесса (элементами которого являются содержание,

организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей) ; качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса) ; качество управления; качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении .

По мнению И. А. Рыбалова управление качеством образовательного

процесса в дошкольном учреждении рассматривается как целенаправленное,

комплексное и скоординированное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем в целях достижения наибольшего соответствия параметров функционирования, развития образовательного процесса и его результатов соответствующим требованиям

Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении - это управляемый процесс, это результат деятельности всего педагогического коллектива.

В связи с этим, качество образования в дошкольном учреждении - это

результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:

– как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;

– как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор

программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т.д.) ;

– какие условия созданы в ДОУ (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклимат

в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая

направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т.д.)

К. Ю. Белая, представляет качество дошкольного образования как управляемый процесс, который осуществляется:

- через управление всем педагогическим процессом и его составляющими;

- через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально - психологического климата в нем.

Факторы, влияющие на качество дошкольного образования, могут быть разделены на две группы – внутренние и внешние.

1) Внутренниефакторы– те, которые входят в само определение качества дошкольного образования. То есть, насколько соответствует установленным требованиям (тому, что должно быть) фактические образовательная программа, условия ее реализации и результаты ее освоения.

Данные факторы являются в значительной степени контролируемыми и поддающимися регулированию.

Например, при установлении соответствия разработанной и реализуемой образовательным учреждением основной общеобразовательной программы дошкольного образования федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать, по сути, степень ее соответствия (или просто соответствие) :

- принципу интеграции образовательных областей;

- комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса;

- специфике условий осуществления образовательного процесса;

- виду и приоритетным направлениям деятельности ДОУ;

- личностно-ориентированному характеру образования

и т.п.

Далее - при установлении соответствия фактических условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать степень их соответствия (в некоторых случаях просто наличие) следующего:

- обеспеченность кадрами и уровень их квалификации;

- наличие необходимой нормативной правовой базы;

- состояние предметно-развивающей среды

и др.

При установлении соответствия фактических результатов основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям к планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать степень сформированности (или просто наличие)

- интегративных качеств.

Все вышеперечисленное может быть отнесено как к параметрам, характеризующим качество дошкольного образования, так и к внутренним факторам, влияющим на его качество. Регулирование данных факторов – компетенция, в первую очередь, самих образовательных учреждений и их учредителей.

2) Внешние факторы – те, которые связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к дошкольному образованию средой. Они влияют в той или иной степени на качество дошкольного образования, но являются плохо контролируемыми и регулируемыми. Среди них можно выделить:

- влияние семьи;

- социально-экономические факторы (например, значительная дифференциация регионов РФ по социально-экономическим условиям) ;

- конкурентные факторы (наличие или отсутствие конкуренции) ;

- индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические) ;

- уровень развития детей на «входе» в дошкольное образование (так называемые исходные данные)

и др.

Необходимо учитывать влияние данных факторов при анализе результатов оценки качества дошкольного образования .

Наиболее полно рассматривают понятие "качество образования" С. Е. Шишов и В. А. Кальней. Они считают,что качество образования- социальная, психолого- педагогическая категория, определяющая уровень и результат процесса образования в обществе и отдельной личности; его соответствие потребностям и ожиданиям в развитии и формировании личностной и профессиональной компетентности; мера, с помощью которой выявляется соответствие конечного результата стандарту.

Качество образования представляет собой интегральное понятие, складывающееся из отдельных показателей(личности, программ; технологий,средств и т.д.)

Различают следующие принципы управления качеством образования:

-социосообразности;

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Фгос дошкольного образования

    ФГОС дошкольного образования Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образован...

  • Фгос до определяет содержание дошкольного образования как

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Фгос дошкольного образования консультация для воспитателей

    Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС дошкольного образования» Консультация для воспитателей. «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС ДО». Инст...

  • Фгт дошкольного образования

    ФГТ дошкольного образования Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образован Приказ Министерства образования и науки Российской Феде...

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет

    Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образовани...

  • Фгос дошкольного образования смотреть

    ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования. Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО Теоретическая основа работы Актуальность ФГОС в дошкольном образовании -...

  • Фгт и фгос дошкольного образования отличия таблица

    Отличительные особенности ФГОС и ФГТ Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольно...

  • Анализ фгос дошкольного образования

    Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения с учётом требований ФГОС «Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательног...

  • Федеральные государственные требования дошкольного образования

    ФГТ дошкольного образования Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образован Приказ Министерства образования и науки Российской Феде...

  • Инклюзивное образование детей дошкольного возраста

    «Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностя...

  • Каким образом оцениваются целевые ориентиры дошкольного образования

    Целевые ориентиры как результат освоения основной образовательной программы Если в соответствии с ФГТ важнейшей задачей системы дошкольного образования являлось формирование интегративных качеств...

  • Вариативные программы дошкольного образования

    Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования основная общеобразовательная программа д...

  • Фгос дошкольного образования 2015 читать

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Анкета для воспитателей по фгос дошкольного образования

    Анкета для воспитателей по ФГОС Предлагаю Вашему внимание анкету по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО,...