Карточки по развитию речи для дошкольников

Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольников старшего возраста.

Речь ребёнка – это показатель его развития.

Речь у детей развивается стремительными темпами, и уже к пяти годам заканчивается ее естественное становление. Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи, позволяющими ему свободно общаться.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. 20.07.2011 года приказом №2151 Министерства науки и образования Российской Федерации утверждены Федеральные Государственные Требования к условиям реализации Основной Общеобразовательной Программы дошкольного образования. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды.

В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательно-творческую деятельность детей группы.

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки; развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их.

У старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, всё чаще встречаются в речи простые распространенные и сложные предложения. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Отчётливая речь становится нормой для старшего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время непосредственно образовательной деятельности детей. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять их из слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки. Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно, кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.

Старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в различных ситуациях: громко отвечать на вопросы, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских беседах. Они умеют уже пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах. Дети этого возраста умеют самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс.

Связная речь – является показателем речевого развития ребёнка. Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы, составить рассказ самостоятельно.

Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.

Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире (А. С. Макаренко, У. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Тихеева и др.) .

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное) .

Основным стимулом познавательной деятельности становится не указание воспитателя, а естественное для дошкольников желание поиграть. В соответствии с этим воспитатель одновременно является наставником и участником игры, а дети узнают много нового.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Комплекс дидактических игр и упражнений способствующих развитию речи у старших дошкольников

“Испорченный телефон”

Цель: развивать у детей слуховое восприятие, речевой слух.

Задачи:

1. Образовательные:

- формирование навыков восприятия и различения звуков речи;

- уточнение и расширение словаря;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие познавательные процессы (память, внимание) ;

3. Воспитательные:

- формирование доброжелательных отношений, навыков сотрудничества;

- формирование положительной установки на участие в игре.

Игровые правила: Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово? » Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

«Сколько слов со звуком С? »

Цель: закрепить умение выделять звук [С] в слове по представлению.

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепление навыков восприятия и произношения звука [С].

- следить за четким произношением звука [С].

- формирование умения выделять звук [С] в словах;

2. Развивающие:

- развитие силы голоса и речевого выдоха;

- развитие фонематического слуха;

3. Воспитательные:

- формирование дружеских взаимоотношений;

- воспитание ответственного отношения к выполнению задания.

Описание игры. Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук С (таких картинок должно быть двадцать)

Ход игры. Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.

«Собери слово»

Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

Задачи:

1. Образовательные:

- обучение слоговому чтению;

- формирование построения графической небуквенной модели, отражающей количество, последовательность звуков в слове, а также характеристику звуков.

2. Развивающие:

- развитие познавательных процессов (память, внимание) ;

- развитие чувства ритма;

3. Воспитательные:

- воспитание познавательного интереса;

- формирование доброжелательных отношений между детьми.

Ход игры. Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы – «слова», причём каждый звук хочет жить в отдельной комнате.

Дети подсчитывают и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слова, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома – «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, т. е. такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибках. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

«Разгадай ребус»

1. Цель: научить навыкам выполнения звукового анализа.

Задачи:

1. Образовательные:

- обучение умению подбирать слова с заданными звуками, делению слов на слоги;

- обучение навыку звукового анализа детей старшего дошкольного возраста;

- формирование навыка восприятия и различения звуков речи;

2. Развивающие:

- развитие познавательных процессов (памяти, внимания) ;

- развитие слухового восприятия, речевого слуха;

3. Воспитательные:

- воспитание познавательного интереса;

- воспитание ответственного отношения к выполнению задания.

Цель: закрепить умение выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по три картинки, На карточке спряталось слово. Его надо составить, выделив из каждого слова- названия первые слоги, а затем из них сложить слово.

Карточки с предметными картинками для игры:

Ухо, колокольчик, лыжи - уколы

Ломы, шары, диван - лошади

Гиря, тапочки, ракета - гитара

Совы, лопата, машина - солома

Огурец, пушка, карандаш - опушка

Дома, ромашка, гиря - дороги

Карандаш, тюлень, шары - катюша

Оса, синица, наперсток - осина

Орехи, совы, капуста - осока

Ворона, роза, тарелка - ворота

Оса, куры, нитки - окуни

Банан, заяц, рыба - базары

Сова, балалайка, карандаш - собака

“Вершки-корешки”

Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле) .

Задачи:

1. Образовательные:

- расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках;

- уточнение и расширение словаря;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие диалогической речи;

3. Воспитательные:

- формирование доброжелательных отношений, навыков сотрудничества;

- формирование положительной установки на участие в игре.

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровое действие. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».

Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».

“Новоселье”

Цель: научить детей дифференцировать понятия «одежда» и «обувь».

Задачи:

1. Образовательные:

- расширение и конкретизация представления об одежде и обуви, её назначении, деталях, из которых она состоит;

- уточнение и расширение словаря;

- совершенствование грамматического строя речи;

2. Развивающие:

- развитие фонематического слуха;

- развитие диалогической речи;

- развитие темпа и ритма речи;

3. Воспитательные:

- формирование коммуникативных навыков;

- формирование положительной установки на участие в игре, инициативности и самостоятельности.

Ход игры. Создаётся следующая игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора предметных картинок и две коробочки, на каждой помещён свой символ: для одежды платье, для обуви – сапожки.

«Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе антонимов.

Задачи:

1. Образовательные:

- обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов.

- обогащение словаря;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие познавательных процессов (памяти, внимания) ;

3. Воспитательные:

- воспитание доброжелательности;

- формирование навыков сотрудничества;

Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (большой - маленький, высокий - низкий, старый - новый, направо - налево, вверх-вниз, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, дальше - ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

«Первоклассник»

Цель: закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе.

Задачи:

1. Образовательные:

- расширение и конкретизация представления о школьных принадлежностях, их назначении;

- уточнение и расширение словаря;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие диалогической речи;

3. Воспитательные:

- формирование коммуникативных навыков;

- воспитание желания учиться в школе, аккуратности.

Игровое правило. Собирать предметы по сигналу.

Игровое действие. Соревнование – кто быстрее соберёт в портфель все необходимое для школы.

Ход игры. На столе лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др. После краткой беседы о том, что дети подготовительной группы скоро пойдут в школу, и что они будут сами собирать в портфели все необходимое для учебы, они начинают игру выходят к столу двое играющих; по команде водящего они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Кто это сделает первым, тот и выиграл. Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают победителей.

В игре закрепляется название и назначение всех предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то. Что не только быстро надо всё складывать, но и аккуратно; поощряет тех, кто точно выполнил эти правила в игре.

«Кузовок»

Цель: упражнять в подборе существительных оканчивающих на –ок.

Задачи:

1. Образовательные:

- обогащение словаря;

- обучение в подборе существительных оканчивающих на –ок.

2. Развивающие:

- развивать слуховое внимание;

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие диалогической речи;

3. Воспитательные:

- формирование коммуникативных навыков;

- воспитание доброжелательности, желание быть справедливым.

Игровые правила. В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку.

Игровые действия. Имитация движения, будто в кузовок опускают предмет, кто ошибется, назвав предмет с другим окончанием, платит фант, который затем отыгрывается.

Ход игры. Играющие усаживаются за столом. Воспитатель ставит на стол корзинку, затем спрашивает:

- Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок? В этот кузовок будете класть все, что можно назвать словом, оканчивающимся на -ок. Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок. Грибок, коробок и т. д. Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу, и передаёт своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на -ок, и передаёт кузовок дальше.

«Найди лишнее слово»

Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Задачи:

1. Образовательные:

- расширение и конкретизация представления о обобщающих понятиях и их назначении;

- уточнение и расширение словаря;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие диалогической речи;

3. Воспитательные:

- формирование навыков ответственного отношения к выполнению задания;

- воспитание исполнительности.

Ход игры. Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним. Читайте ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено.

«Прятки»

Задачи:

Цель: научить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением.

1. Образовательные:

- расширение понимания значения простых предлогов (в, на, около, перед, под) и активизация их в речи.

- уточнение и расширение словаря;

- формирование грамматического строя речи;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие диалогической речи;

3. Воспитательные:

- формирование коммуникативных навыков;

- воспитание исполнительности и доброжелательности.

Материал. Грузовик, мишка, мышка.

Ход игры. В гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т. д.

«Подружи слова»

Цель: обучать составлять предложения, используя данные слова.

Задачи:

1. Образовательные:

- обучение составлению простых предложений по согласованию слов;

- совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

- формирование грамматического строя речи;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие диалогической речи;

3. Воспитательные:

- формирование навыков положительной установки на участие в занятии.

Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте подружить слова и произнести предложения правильно. Что получится?

Предложения для игры:

1. Дымок, идёт, трубы, из.

2. Любит, медвежонок, мёд.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

«Исправь предложение»

Цель: научить находить смысловую ошибку в предложении.

Задачи:

1. Образовательные:

- уточнение и расширение словаря;

- формирование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.

- формирование грамматического строя речи;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие диалогической речи;

3. Воспитательные:

- формирование коммуникативных навыков;

- формирование сознательного отношения к выполнению задания.

Ход игры. Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Найди и исправь ошибки.

1. Зимой в саду расцвели яблоки.

2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

3. В ответ я киваю ему рукой.

4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям.

5. Скоро удалось мне на машине.

6. Мальчик стеклом разбил мяч.

7. После грибов будут дожди.

8. Весной луга затопили реку.

9. Снег засыпало пышным лесом

«Слушай и считай»

Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.

Задачи:

1. Образовательные:

- обогащение словаря;

- формирование навыков восприятия;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие диалогической речи;

3. Воспитательные:

- воспитание доброжелательности;

- формирование навыков сотрудничества.

Ход игры. Ведущий произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.

Предложения для игры:

1. Алеша спит.

2. Петя кормит кур.

3. Врач лечит больного ребёнка.

4. Мама купила Наташе красивую куклу.

5. Сильный спортсмен легко поднял тяжёлую штангу.

«Составь фразу»

Цель: закрепить умение образовывать фразу из слов.

Задачи:

1. Образовательные:

- уточнение и расширение словаря;

- обучение составлению простых предложений по согласованию слов;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- формирование грамматического строя речи;

3. Воспитательные:

- формирование коммуникативных навыков;

- формирование навыков сотрудничества;

Ход игры. Предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:

щенок корзина

ягода песня

куст озеро

«Найди картинке место»

Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

Задачи:

1. Образовательные:

- совершенствование навыка составления рассказов по

серии сюжетных картин;

- обучение в изложении правильности причинно-следственных связей;

- совершенствование грамматического строя речи;

- совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

2. Развивающие:

- совершенствование диалогической речи, речевого слуха;

- совершенствование зрительного восприятия и внимания;

3. Воспитательные:

- воспитание самостоятельности;

- формирование сознательного отношения к выполнению задания.

Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

Наборы серийных картинок для выкладывания

«Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Задачи:

1. Образовательные:

- совершенствование навыка составления рассказов по

серии сюжетных картин;

- обучение в изложении правильности причинно-следственных связей;

- совершенствование грамматического строя речи;

- совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

2. Развивающие:

- совершенствование диалогической речи, речевого слуха;

- совершенствование зрительного восприятия и внимания;

3. Воспитательные:

- воспитание самостоятельности;

- формирование положительной установки на участие в игре.

Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

«Какая картинка не нужна? »

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Задачи:

1. Образовательные:

- совершенствование навыка составления рассказов по

серии сюжетных картин;

- обучение в изложении последовательности развития сюжета;

- уточнение и расширение словаря;

2. Развивающие:

- активизация речевой деятельности детей;

- развитие диалогической речи;

3. Воспитательные:

- формирование коммуникативных навыков;

- формирование положительной установки на участие в игре, инициативности и самостоятельности.

Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

Список используемой литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : 2000г.

2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М. : 2001г.

3. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М. : 2004г.

4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М. : 2001 г.

5. Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .

6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М: 2002г.

7. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 2004 г. № 2.

8. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М. : 2007г.

9. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 6-7 лет. - М. : 2010г.

10. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М. : 1984г.

11. Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М. : 2012г.

www.maam.ru

Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд».

Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, дальше - ближе) . Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

Развитие лексической стороны речи

«Скажи по-другому»

Дидактическая задача. Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

«Большой» - предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.

«Красивый» - «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

«Мокрый» - «сырой, влажный» и т.д.

Развитие лексической стороны речи

(формирования словаря)

«Кто больше знает»

Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.

Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.

Ход игры. Воспитатель говорит: - У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?

Дети отвечают:

- Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.

- Правильно, - подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать.

Постарайтесь сказать как можно больше. Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

Развитие лексической стороны речи

(формирования словаря)

«Первоклассник»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.

Игровое правило. Собирать предметы по сигналу.

Ход игры. На столе лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др. по команде водящего они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель и закрыть его.

Кто это сделает первым, тот и выиграл. Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают победителей.

В игре закрепляется название и назначение всех предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то. Что не только быстро надо всё складывать, но и аккуратно; поощряет тех, кто точно выполнил эти правила в игре.

Развитие лексической стороны речи

«Кузовок»

Дидактическая задача: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

Игровые правила. В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку.

Игровые действия. Имитация движения, будто в кузовок опускают предмет, кто ошибется, назвав предмет с другим окончанием. Ход игры.

Играющие усаживаются за столом. Воспитатель ставит на стол корзинку, затем спрашивает:

- Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок? В этот кузовок будете класть все, что можно назвать словом, оканчивающимся на -ок.

Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок. Грибок, коробок и т.д. Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу, и передаёт своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на -ок, и передаёт кузовок дальше.

Развитие фонетико-фонематической стороны речи

«Испорченный телефон»

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д.

Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен.

Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

Развитие связной речи

«Как ты узнал?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его.

Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

Развитие лексической стороны речи

(формирования словаря)

«Найди лишнюю картинку»

Подбирается серия рисунков, среди которых трое рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый – лишний.

Предложите ребёнку первые четыре рисунка и попросите лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?»

Развитие лексической стороны речи

«Назови три предмета»

Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов.

Ход игры. Я назову одно слово, например, мебель, а тот, кому я брошу мяч, назовёт три слова, которые можно назвать одним словом мебель. Какие предметы можно назвать, одним словом мебель?

- Стол, стул, кровать.

-«Цветы»- произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василёк».

В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. Например, Воспитатель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».

Развитие лексической стороны речи

(формирования словаря)

«Вершки-корешки»

Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле) .

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровое действие. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».

Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».

Развитие связной речи

«Составь два рассказа»

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

Ход игры. Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

Развитие лексической стороны речи

«Новоселье»

Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».

Ход игры. Создаётся следующая игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли.

Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора предметных картинок и две коробочки, на каждой помещён свой символ: для одежды платье, для обуви – сапожки.

Развитие лексической стороны речи

Лото «В мире растений»

Цель игры: Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам.

Описание игры. Лото состоит из шести больших карт, в середине которых дана сюжетная картинка, изображающая данную группу растений в природе. По краям расположены предметные картинки, относящиеся к какому-нибудь одному родовому понятию, например, цветы или деревья.

Кроме больших карт есть маленькие карточки с такими же предметными картинками.

Ход игры. Игра проходит по общему правилу игры в лото. Когда все маленькие карточки будут розданы, каждый играющий должен назвать одним словом всю группу своих слов - названий растений.

Развитие грамматического строя речи

Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.

Материал. Игрушечный мишка.

Организация. Воспитатель:

- Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка.

Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин».

Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.

Развитие грамматического строя речи

«Живые слова»

Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

Организация. Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит».

Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит) . Пусть теперь первое слово станет последним.

Что получится? (Мёд любит медвежонок) . Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок) . А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться) .

Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)

Развитие грамматического строя речи

«Доскажи словечко»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры. Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа) . Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

Даю вам честное слово: Он сказал: «Ты злодей,

Вчера в половине шестого. Пожираешь людей,

Я видел двух свинок. Так, за это мой меч –

Без шляп и … (ботинок) Твою голову с … (плеч)

Постой, не тебе ли Муравей, муравей

На прошлой неделе. Не жалеет … (лаптей)

Я выслал две пары

Робин Бобин Барабек. Где убийца, где злодей?

Скушал сорок … (человек) Не боюсь его … (когтей)

Развитие грамматического строя речи

«Напишем кукле письмо»

Цель: научить определять количество слов в предложении, опираясь на вспомогательные средства.

Ход игры. Для игры надо заготовить длинные полоски, обозначающие предложения, и короткие полоски для выкладывания слов. Ведущий произносит предложение, дети выкладывают длинную полоску – «пишут кукле письмо».

Второй раз слушают это же предложение и подкладывают под длинной полоской столько коротких полосок, сколько слов в предложении. Затем так же анализируется второе и третье предложения.

После «записи» можно попросить кого-нибудь «прочитать» первое предложение, второе и так далее, чтобы развивать непроизвольную память.

Развитие грамматического строя речи

«Кого я вижу, что я вижу»

Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.

Ход игры. В эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг.

Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему.

Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.

Развитие грамматического строя речи

«Прятки»

Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под) .

Материал. Грузовик, мишка, мышка.

Ход игры. В гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза.

Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет.

Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.

Развитие грамматического строя речи

«Один и много»

Цель: учить изменять слова по числам.

Ход игры. «Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а вы назовете слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а вы должны сказать «карандаши».

Слова для игры:

Книга ручка лампа стол окно

город стул ухо брат флаг

ребенок человек стекло трактор озеро

имя весна друг семя арбуз

«А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один».

Слова для игры:

Ссылка на источник nsportal.ru

• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов) ;• как он используется (какую пользу приносит) ?• за что нравится (не нравится) ?По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе. Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану.

При этом символы описания (пиктограммы) выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

Для развития связной речи, овладение приемом сравнительного описания на логопедических занятиях с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения я использую заранее нарисованные схемы, круги Эйлера. Различие предметов указаны схематично в кругах, сходства, одинаковые признаки предметов, указаны в пересечении колец.

Карточка-схема для сравнительного описания апельсина и лимона.

Иллюстрация из авторского архива

Сравнительное описание апельсина и лимона.

Апельсин и лимон это фрукты. Они растут на деревьях. Перед тем как их съесть их нужно хорошо помыть водой.

Они очень полезны для человека. В них много витаминов. У этих фруктов много общего, но также есть и отличия. Апельсин по цвету - оранжевый, а лимон – жёлтый. Апельсин круглый, а лимон овальный. Апельсин сладкий, а лимон – кислый.

Апельсин можно вымыть и съесть, можно из апельсинов выжать апельсиновый сок. С лимоном можно пить чай.

Карточка-схема для сравнительного описания кошки и собаки.

Иллюстрация из авторского архива

Сравнительное описание кошки и собаки.

Кошка и собака – это домашние животные. О них заботится человек. Он их кормит, ухаживает за ними. Тело кошки и собаки покрыто шерстью. У этих животных есть голова, туловище, уши, хвост, лапы.

У кошки – кошачий, а у собаки – собачий хвост. Кошка коричневого цвета, а собака – рыжего. Кошка мяукает, а собака – лает.

Кошка любит пить молоко и есть рыбу, а собака грызть кости. Кошка и собака приносят пользу человеку. Собака охраняет дом, а кошка ловит мышей.

См. в приложении

Сравнительное описание кошки и собаки.

Сравнительное описание лисы и зайца.Сравнительное описаниеперчаток и рукавиц.

Сравнительное описание апельсина и лимона.

Сравнительное описание кувшина и кружки.

Сравнительное описание барабана и трубы.

Сравнительное описание футболки и свитера.

Литература.

  1. Корвякова Н. Ф. Применение пиктограмм в работе с детьми с особыми потребностями // Проблемы патологии развития и распада речевой функции.– СПб., 1999.
  2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием ре-чи.– СПб.,2001.
  3. Развитие опосредованной памяти при заучивании стихов с помощью зрительных опор / М. Н. Бакаева// Логопед. - 2011. - № 7. – 120с.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Карточка 6 Карточка 7

-Первый шагалгоритма составления рассказа по серии картинок – это выстраивание картинок слева направо в одну линию. Она обозначается паровозиком.

(карточка №1) .

Дать в руки ребенку серию картинок. Предложить разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо (составь паровозик) . После этого ребенку предлагается убрать руки за спину или на колени. До шестого шага к картинкам не рекомендуется прикасаться.

Методические рекомендации:

  • Воспитатель должен обеспечить достаточно места, на которой произвольно раскладывается серия картинок.
  • Не стоит долго задерживать ребенка на этом этапе. Не следует позволять ребенку строить догадки типа "А вот это должно быть первый, а это - потом…".

В ходе упражнения необходимо требовать соблюдения правила: после первичного раскладывания не перемещать картинки на плоскости

-Второй шаг алгоритма– определение героев. Героями на картинках могут быть любые объекты (карточка №2) .

Цель:научить ребенка находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии.

Игровое действие:

Предложить найти сквозных героев и предметы, которые изображены на всех картинках.

Методические рекомендации:

Воспитатель побуждает детей к последовательному детальному рассмотрению картинок и перечислению общих объектов. Педагог акцентирует внимание детей на изменениях (перемещениях, исчезновениях и т.д.) , происходящих с главными героями и другими объектами каждой картинки рассматриваемой серии.

Например:При работе с серией картинок "Кошки, пытающиеся поймать воробья" (сюжет из четырех кадров) воспитатель обращает внимание детей на объект - воробья, который на последнем, 4-ом кадре, едва виден. Воспитатель предлагает еще раз всмотреться в картинки и найти объекты, перемещенные на второй план.

-Третий шаг алгоритма– это определение места событий. Мы знаем, что события могут происходить как в помещении, так и на улице, в лесу, во дворе, поэтому все это обозначается на одной карточке (карточка №3)

Игровое действие:

Предложить детям, глядя на картинки, определить на каждой место действия.

Методические рекомендации:

  • На начальном этапе освоения алгоритма следует подбирать серии картинок с постоянным местом действия ("Кошки, пытающиеся поймать воробья", общее место - полянка у пенька) .
  • Со временем детям предлагаются серии картинок, где место действия изменяется (серия картинок по рассказу В. Осеевой "Почему?", место действия - двор, в который выгоняют щенка, и кухня, где разбивается чашка) .

- Четвертый шаг алгоритма– определение времени событий, и это, конечно же, часы (карточка №4) .

Игровое действие:предложить детям определить время года или части суток на каждой картинке.

Методические рекомендации:

  • Воспитатель подбирает серию картинок, где сюжет разворачивается в определенном временном отрезке ("Кошки, пытающиеся поймать воробья" - светлое время суток и теплый период года) . Принимаются ответы детей типа: "Это день", и "Это лето".
  • Затем детям предлагаются серии картинок со сменой событий во времени (серия "Выращиваем помидоры") .
  • В случае затруднений в определении времени происходящего рекомендуется провести игровые упражнения на закрепление знаний о последовательности времен года или частей суток.

- Пятый шаг алгоритма– действия героев (карточка №5) .

Цель:научить детей выявлять сквозных героев на каждой картинке, называть их действия и делать умозаключения о цели их действия.

Игровое действие:

Предложить детям установить логическую цепочку на каждой картинке: объект- действие - цель действия. Воспитатель задает вопросы: "Кто изображен?", "Что он делает?" и "Зачем это делается?" Аналогично обсуждаются все сквозные герои.

Методические рекомендации:

  • Обсуждение каждой последующей картинки начинается после выяснения цели действий героев на предыдущей картинке. Для обеспечения динамичности игры воспитатель отодвигает картинки поочередно, начиная с крайней левой.
  • Целесообразно использовать какие-либо символы, обозначающие три базовых вопроса:
  • Кто делает?

Материал nsportal.ru

«Развитие абстрактно-логического мышления у дошкольников на примере упражнений с Монтессори карточками».

Я работаю воспитателем в детском саду № 33, с детьми подготовительного возраста.

Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.

Основа моей профессиональной деятельности - формирование личностивсесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной. Это основа той педагогической технологии, которая мне близка и которая соотносится с моими принципами и убеждениями.

В своей работе с детьми я использую элементы системы Марии Монтессори, придерживаясь её принципа: «каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в организованно развивающей среде», а смысл метода – стимулирование ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, что на данном этапе соответствует ФГОС ДО. Где особое внимание уделено развивающей предметно-пространственной среде:содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. А в условиях - индивидуализацииобразования мы должны обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Вобразовательной программе дошкольного учреждения для детей 7 года жизни, в разделе познавательное развитие стоит задача: развитие символической функции мышленияи общих познавательных способностей детей.

Мышление – высшая ступень познания – процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

В возрасте до 3 лет у ребенка формируется –наглядно действенноемышление.

До 6 лет - образное мышление.

С 6 - 7 лет начинают формироваться словесно-логическое и абстрактно-логическое мышления.

Развивая словесно-логическоемышление, ребенок сможет совершать любые логические действия такие как: анализ, обобщение, выделение главного при построении выводов.

Упражнения на развитие словесно-логического мышления. Эти упражнения формируют у детей умения систематизировать слова по определенному признаку, выделять родовые и видовые понятия, развивают функции обобщения и способность к абстракции. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита способность к абстрагированию – умозаключению.

Развивая абстрактно-логическоемышление ребенок овладевает абстрактными понятиями, отражающими сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках.

Цель работы с карточками:развитие абстрактно-логического мышления у дошкольников.

Задачи:

  1. Развивать способность выявлять общее и различное, обобщать.
  2. Сформировать умение классифицировать предметы по разным признакам (внешним и функциональным) .

Мышление можно развивать разными способами, но сегодня я вам покажу упражнение с Монтессори карточками. Для расширения словарного запаса,с детьми 3 – х лет я начинаю работу с сопоставления фигурок и картинок, ввожу простые понятия.

Далее идут классификации с обобщающим понятиям: например: животные (дикие, домашние) , (наземные, подземные, водные) , (степей, лесов, тундры, Африки, Азии, Европы) . Функционирование: кто как двигается, кто как кричит. Потребности: кто что ест, кто где живет; размножение; развитие.

Этот материал, можно сказать, открывает для ребенка возможность работы с любыми картинками и последующие упражнения со всевозможными карточками. Например: «Четвертый лишний», «Разложи по памяти», «Какой звук спрятался».

В дальнейшем можно смешать два или несколько наборов, а потом дать детям задание собрать их по темам. Затем провожу обобщающее занятие, где дети более подробно рассказывают о домашних животных, птицах, транспорте и т.д. Контрольные карты дают ребенку, во-первых, возможность самоконтроля, а во вторых, позволяют выстраивать обобщения.

Для успешной реализации поставленных задач, я готовлю специальный материал по расширению словарного запаса согласно теме недели, чётко его систематизирую, группирую карточки для последующего объединения в обобщающее понятие.

И придерживаюсь технологии трехступенчатого урока.

Это выражение «трехступенчатый урок» пришло ко мне из монтессори-метода. Об этом поподробнее.

Это урок, который состоит из трех ступеней. Он применяется для того, чтобы дать ребенку новые понятия, пополнить его словарный запас.

Давайте рассмотрим урок, из чего он состоит.

1 ступень – это ступень знания.

Здесь ребенку даются новые знания, понятия. Связать слово с объектом «Это…»

2 ступень – это уровень опыта.

Здесь ребенок практически учится. Через опыт усваивает знания, полученные на 1 ступени.

Выполняя задания, ребенок активно действует с ними. На этом уровне у него появляется пассивное знание. Он знает, но не говорит.Закрепляется слово в пассивном словаре «Дай мне…»

3 ступень – проверка переданных знаний, их усвоения.

На этой ступени новые термины и понятия переходят из пассивного словаря в активный.«Что это?»

Вывод:

Данные карточки можно сделать своими руками и очень широко использовать на занятиях не только познавательного цикла, но и на занятиях по развитию речи.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Картотека игр на развитие внимания для дошкольников

    Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста) Развивающие игры "Запоминаем вместе" (картотека игр, направленных на развитие па...

  • Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников

    Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 3» Ма...

  • Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников

    Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников Тема: Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников. «Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех...

  • Игры для развития речи дошкольников

    Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников Библиотека :: Наши статьи :: Детский мир Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников Для того, чтобы заниматься р...

  • Дидактические игры по развитию речи младших дошкольников

    Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников Тема: Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников. «Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех...

  • Дидактические игры для развития речи дошкольников

    Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы» Актуальность. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становлен...

  • Дидактические игры для развития связной речи дошкольников

    Консультация-презентация на тему: «Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр» Консультация- презентация на тему: Формирование связной речи у ребёнка-дошкольник...

  • Развитие грамматического строя речи у дошкольников

    «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» Ч.1 "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста" Часть 1 Термин «грамматика» употребляется в двух...

  • Игры на развитие связной речи у дошкольников

    Лексические и грамматические игры и упражнения по развитию связной речи дошкольников Лексические и грамматические игры и упражнения «Скажи какой» Цель: учить выделять и называть признаки предмета...

  • Упражнения для развития внимания у дошкольников

    Игры на развитие внимания у дошкольников Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Вним...

  • Развитие лексико грамматического строя речи у дошкольников

    Игры для развития лексико-грамматического строя речи Игры на развитие лексико-грамматического строя речи. «Один-много» (I вариант) (с 4 лет) Цель: образование существительных множественного числа...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Развитие речи дошкольников по ушаковой

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Картинки по развитию речи для дошкольников

    Авторские дидактические игры по развитию речи для дошкольников Дидактическая игра «Что для чего» Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложнопо...