Комплексные программы дошкольного образования

Комплексные программы дошкольного образования, используемые в дошкольных учреждениях - Шарлыкский РОО

Комплексные программы дошкольного образования, используемые в дошкольных учреждениях18:11:2009 г.

Комплексные программы дошкольного образования, используемые в дошкольных учреждениях.

ПРОГРАММА «РАДУГА»

(Т. Г. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.)

Разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования, руководитель Т. Н. Дороноава

Представляет собой целостную систему воспитания, развития и образования детей с 2-х до 7-ми лет. В основу программы вложено представление о возникновении психологического роста ребенка на каждом году жизни.

Программа обеспечивает качественную подготовку к школе. Детей знакомят с буквами, целенаправленно обучают чтению, связной речи, математике, развивают логическое мышление, формируют уверенность в собственных силах, устойчивость к неуспеху.

Рекомендована Министерством образовании РФ.

(Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.)

Разработана коллективом научных сотрудников Дктского центра Л. А. Венгера.

Основана на теории самоценности дошкольного детства, имеющего значение для всей последующей жизни, и концепции о развитии способностей. Основной целью программы является умственных и художественных способностей детей, через овладение сенсорными эталонами, символами и знаками.

Программа «Развитие» охватывает практически все направления рабаты с детьми от 3 до 7 лет, ознакомление с природой и пространственными отношениями, обучение грамоте, логике, ознакомление с литературой и развитие речи.

Развивающие занятия проводятся по подгруппам (8-10 человек) , что позволяев учитывать возможности каждого ребенка.

Основное внимание уделяется способам овладения знаниями путем экспериментирования, решения познавательных и творческих задач самим ребенком.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Разработана заведующей детским садом № 199 г. Н. Новгорода Алямовской В. Г.

Комплексная система воспитания ребенка - дошкольника, здорового физически, инициативного, с чувством собственного достоинства.

Программа «Здоровье» включает комплекс лечебно-профилактической работы, осуществляемой совместно медицинским и педагогическим персоналом. Предусматривает последовательную систему закаливании: от щадящих процедур к более интенсивным.

На организованную двигательную деятельность детей в течение дня программой отводится не менее 1,5 - 2 часов (это гимнастика, ритмика, физ. Праздники и др.) , а так же прогулки, походы, занятия цикла «Забочусь о своем здоровье».

Рекомендована Министерством образования РФ.

Опираясь на собственные исследования, итальянский врач, педагог М. Монтессори, разработала программу обучения.

Её основная задача - помощь ребенку раскрыть свой потенциал во всех жизненных сферах, воспитать самоуважение.

М. Монтессори создала серию материалов и методику их использования, облегчающих ребенку постижение теоретических знаний (цвет, форма, количество, буквы, цифры) , а также практисеских навыков (умение мыть, переливать жидкость, подметать) .

Дети, воспитанные по системе М. Монтессори, умеют самостоятельно решать возникающие проблемы, делать выбор в сложных ситуациях, хорошо распоряжаться своим временем. Школы М. Монтессори появились в разных странах в начале XX века.

В наши дни метод пережил свое второе рождение.

МЕТОДИКА Д. Б. ЭЛЬКОНИНА

Является развивающей, т.е. обучение не сводится к тренировке навыков чтения, а содействует умственному развитию ребенка в целом.

Знакомству с буквами предшествует добуквенный, звуковой, период, когда формируется широкая ориентировка детей в буквах, интерес к языку.

Дети, прошедшие обучение по системе Д. Б. Эльконина, отличаются грамотностью при письме.

МЕТОДИКА Е. Е. ШУЛЕШКО

Обучение чтению и письму предназначено для детей старшего дошкольного возраста. При знакомстве детей с буквами, используется картина «Аквариум», наглядно передающая структуру алфавита. Для успешного овладения письмом автором предложены комплексы упражнений для развития пальцев рук.

ДЕТСКИЙ САД - ДОМ РАДОСТИ Н. КРЫЛОВОЙ

Название технологии включает в себя глубокий смысл. Понятием «Дом» означает возможность каждого воспитанника, включая сотрудников детского сада и родителей, с учетом возраста и индивидуальности, прожить день своей жизни максимально активно.

«Радость» - это понятие обозначает эмоционально, которая возникает в момент большого удовлетворение и удовольствия. Следовательно, жить в «Доме радости» - это нахлдиться каждую осознанную минуту в состоянии деятельности.

Воспитывать в «Доме Радости» - это содействовать обогащению развития неповторимой индивидуальности.

«СИНТЕЗ. ГАРМОНИЯ»

Это новая программа для дошкольников по слушанию музыки на основе синтеза трех основных искусств - музыки, изобразительного искусства и художественной литературы. Она разработана на основе научных данных коллективом авторов, в который вошли педагоги -музыканты, искусствовед, музыковед, литературовед. Руководит этим коллективом доктор психологических наук К. В. Тарасова.

Программа способствует формированию у ребенка основ художественной культуры, приобщению его к подлинным ценностям искусства.

И живописные, и скульптурные, и архитектурные произведения предлагаются в программе как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это способствует развитию образного мышления и творческого воображения ребенка.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Методика Зайцева А. Н. рассчитана на обучение детей с 1,5 до 3 лет. Обучение чтению основано на составлении слов из слогов. Исходным материалом являются кубики и таблицы.

При активном обучении достаточно 3-4 месяца, чтобы ребенок научился читать.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ

Основное направление работы - возрождение национальных традиций. Поэтапно, постепенно происходит ознакомление детей с удмуртской, татарской культурой через яркий мир народного творчества, выраженного в песнях, закличках, обрядах. Формы и способы работы самые разнообразные: игры, хороводы, прослушивание народной музыки, праздники, занятия по изучению родного языка, посещение библиотек и музеев.

Дети много рисую, лепят, вяжут по мотивам народного прикладного искусства.

СОТРУДНИЧЕСТВО СО ШКОЛОЙ

Дошкольное образовательное учреждение, где одновременно осуществляется обучение и воспитание детей дошкольного и школьного возраста. Такой подход решает проблемы перехода маленького ребенка в школьную жизнь.

У дошкольников развиваются способности, формируется высокий уровень познавательной и творческой активности. Младшие школьники, находящиеся в наиболее благоприятных, привычных условиях в первые годы обучения: у них полноценное питание, сон, пребывание на свежем воздухе.

Дети имеют возможность для разновозрастного общения детей дошкольного и школьного возраста. Содержание образования определяется программами для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Материал www.sharlikroo.ru

Комплексные программы дошкольного образования, используемые в дошкольных учреждениях - Шарлыкский РОО

Комплексные программы дошкольного образования, используемые в дошкольных учреждениях18:11:2009 г.

Комплексные программы дошкольного образования, используемые в дошкольных учреждениях.

ПРОГРАММА «РАДУГА»

(Т. Г. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.)

Разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования, руководитель Т. Н. Дороноава

Представляет собой целостную систему воспитания, развития и образования детей с 2-х до 7-ми лет. В основу программы вложено представление о возникновении психологического роста ребенка на каждом году жизни.

Программа обеспечивает качественную подготовку к школе. Детей знакомят с буквами, целенаправленно обучают чтению, связной речи, математике, развивают логическое мышление, формируют уверенность в собственных силах, устойчивость к неуспеху.

Рекомендована Министерством образовании РФ.

(Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.)

Разработана коллективом научных сотрудников Дктского центра Л. А. Венгера.

Основана на теории самоценности дошкольного детства, имеющего значение для всей последующей жизни, и концепции о развитии способностей. Основной целью программы является умственных и художественных способностей детей, через овладение сенсорными эталонами, символами и знаками.

Программа «Развитие» охватывает практически все направления рабаты с детьми от 3 до 7 лет, ознакомление с природой и пространственными отношениями, обучение грамоте, логике, ознакомление с литературой и развитие речи.

Развивающие занятия проводятся по подгруппам (8-10 человек) , что позволяев учитывать возможности каждого ребенка.

Основное внимание уделяется способам овладения знаниями путем экспериментирования, решения познавательных и творческих задач самим ребенком.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Разработана заведующей детским садом № 199 г. Н. Новгорода Алямовской В. Г.

Комплексная система воспитания ребенка - дошкольника, здорового физически, инициативного, с чувством собственного достоинства.

Программа «Здоровье» включает комплекс лечебно-профилактической работы, осуществляемой совместно медицинским и педагогическим персоналом. Предусматривает последовательную систему закаливании: от щадящих процедур к более интенсивным.

На организованную двигательную деятельность детей в течение дня программой отводится не менее 1,5 - 2 часов (это гимнастика, ритмика, физ. Праздники и др.) , а так же прогулки, походы, занятия цикла «Забочусь о своем здоровье».

Рекомендована Министерством образования РФ.

Опираясь на собственные исследования, итальянский врач, педагог М. Монтессори, разработала программу обучения.

Её основная задача - помощь ребенку раскрыть свой потенциал во всех жизненных сферах, воспитать самоуважение.

М. Монтессори создала серию материалов и методику их использования, облегчающих ребенку постижение теоретических знаний (цвет, форма, количество, буквы, цифры) , а также практисеских навыков (умение мыть, переливать жидкость, подметать) .

Дети, воспитанные по системе М. Монтессори, умеют самостоятельно решать возникающие проблемы, делать выбор в сложных ситуациях, хорошо распоряжаться своим временем. Школы М. Монтессори появились в разных странах в начале XX века.

В наши дни метод пережил свое второе рождение.

МЕТОДИКА Д. Б. ЭЛЬКОНИНА

Является развивающей, т.е. обучение не сводится к тренировке навыков чтения, а содействует умственному развитию ребенка в целом.

Знакомству с буквами предшествует добуквенный, звуковой, период, когда формируется широкая ориентировка детей в буквах, интерес к языку.

Дети, прошедшие обучение по системе Д. Б. Эльконина, отличаются грамотностью при письме.

МЕТОДИКА Е. Е. ШУЛЕШКО

Обучение чтению и письму предназначено для детей старшего дошкольного возраста. При знакомстве детей с буквами, используется картина «Аквариум», наглядно передающая структуру алфавита. Для успешного овладения письмом автором предложены комплексы упражнений для развития пальцев рук.

ДЕТСКИЙ САД - ДОМ РАДОСТИ Н. КРЫЛОВОЙ

Название технологии включает в себя глубокий смысл. Понятием «Дом» означает возможность каждого воспитанника, включая сотрудников детского сада и родителей, с учетом возраста и индивидуальности, прожить день своей жизни максимально активно.

«Радость» - это понятие обозначает эмоционально, которая возникает в момент большого удовлетворение и удовольствия. Следовательно, жить в «Доме радости» - это нахлдиться каждую осознанную минуту в состоянии деятельности.

Воспитывать в «Доме Радости» - это содействовать обогащению развития неповторимой индивидуальности.

«СИНТЕЗ. ГАРМОНИЯ»

Это новая программа для дошкольников по слушанию музыки на основе синтеза трех основных искусств - музыки, изобразительного искусства и художественной литературы. Она разработана на основе научных данных коллективом авторов, в который вошли педагоги -музыканты, искусствовед, музыковед, литературовед. Руководит этим коллективом доктор психологических наук К. В. Тарасова.

Программа способствует формированию у ребенка основ художественной культуры, приобщению его к подлинным ценностям искусства.

И живописные, и скульптурные, и архитектурные произведения предлагаются в программе как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это способствует развитию образного мышления и творческого воображения ребенка.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Методика Зайцева А. Н. рассчитана на обучение детей с 1,5 до 3 лет. Обучение чтению основано на составлении слов из слогов. Исходным материалом являются кубики и таблицы.

При активном обучении достаточно 3-4 месяца, чтобы ребенок научился читать.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ

Основное направление работы - возрождение национальных традиций. Поэтапно, постепенно происходит ознакомление детей с удмуртской, татарской культурой через яркий мир народного творчества, выраженного в песнях, закличках, обрядах. Формы и способы работы самые разнообразные: игры, хороводы, прослушивание народной музыки, праздники, занятия по изучению родного языка, посещение библиотек и музеев.

Дети много рисую, лепят, вяжут по мотивам народного прикладного искусства.

СОТРУДНИЧЕСТВО СО ШКОЛОЙ

Дошкольное образовательное учреждение, где одновременно осуществляется обучение и воспитание детей дошкольного и школьного возраста. Такой подход решает проблемы перехода маленького ребенка в школьную жизнь.

У дошкольников развиваются способности, формируется высокий уровень познавательной и творческой активности. Младшие школьники, находящиеся в наиболее благоприятных, привычных условиях в первые годы обучения: у них полноценное питание, сон, пребывание на свежем воздухе.

Дети имеют возможность для разновозрастного общения детей дошкольного и школьного возраста. Содержание образования определяется программами для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Подробней на сайте www.sharlikroo.ru

Программа по дошкольному образованию как документ. Обзор вариативных программ дошкольного образования. Комплексные вариативные программы.

Страницы работы Содержание работы

Курс «Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования».

Вопрос №1. Программа по дошкольному образованию как документ. Переход к вариативности программного обеспечения работы дошкольных учреждений как требование современного образования.

Программа – документ, определяющий содержание, задачи и формы работы с детьми дошкольного возраста.

Последние годы в России возникли новые воспитательно-образовательные учреждения для детей с разнообразными педагогическими услугами. Тек же наряду с государственными существуют негосударственные.

Большинство детских учреждений решают задачи общего развития детей, но многие ставят целью раннее развитие способностей дошкольников или интегрируют воспитание здоровых детей и детей с проблемами физического развития..

Причина возникновения таких учреждений заключается в следующем:

  • С одной стороны, родители желают поднять общий уровень развития детей, раскрыть у них способности, подготовить к обучению в определённой школе.
  • С другой стороны – это изменения в школьном образовании.

Выше названные причины повлияли на разработку новых альтернативных программ и переход к вариативному дошкольному образованию.

Документы, нацеливающие на вариативное образование:

1. Концепция дошкольного воспитания. 1989 г. – наметила новые общие подходы к дошкольному образованию; нацелила на личностно-ориентированную модель построения педагогической работы с детьми; нацелила на разработку и внедрение новых форм и методов воспитания и обучения, обеспечивающих индивидуальный подход к детям и всестороннее их развитие.

2. Временное положение о дошкольном учреждении. 1991 г. – давало возможность каждому дошкольному учреждению выбирать из имеющихся программу, вносить в неё собственные дополнения, создавать авторские программы, использовать разнообразные формы работы.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании». 1991 г. – предусматривает право родителей выбирать формы обучения и образовательные учреждения, а так же право учреждений использовать различные методики, технологии, программы на выбор.

4. Типовое положение о дошкольном учреждении. 1995 г. – закрепилось право дошкольного образовательного учреждения самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, вносить изменения в них и разрабатывать собственные программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

5. В 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений Российской Федерации», в котором указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.

Таким образом, произошёл постепенный переход к вариативности программного обеспечения работы всех дошкольных учреждений.

Вопрос №2. Обзор вариативных программ дошкольного образования. Их место в современном дошкольном образовании.

Комплексные вариативные программы.

План ответа:

1. Определение вариативности и вариативного образования.

2. Виды программ (комплексные и парциальные) , определения.

3. Обзор комплексных программ дошкольного образования.

4. Обзор парциальных программ дошкольного образования.

5. Анализ одной из комплексных программ: название, авторы, концептуальные основы (цели, задачи, какие идеи, взгляды лежат в основе) , структура программы – разделы, условия реализации (что необходимо для её внедрения) , отличительные особенности программы, положительные и отрицательные стороны, её место в современном дошкольном образовании (для какого типа дошкольного учреждения рекомендуется) .

Методика экологического образования.

12Похожие материалы

Подробней на сайте vunivere.ru

Основные программы дошкольного образования. Краткий обзор

Качество и эффективность дошкольного образования опосредованы многими факторами, среди которых далеко не последнее место занимает образовательная программа. Так как современные ДОУ представлены многообразием, и родители получают возможность сделать выбор среди детских садов различных специализаций и направленностей, основные программы дошкольного образования также достаточно разнообразны.

В законе «Об образовании» Российской Федерации значится, что коллектив ДОУ имеет право самостоятельно разрабатывать или выбирать из уже имеющихся программ такие, которые наиболее полно соответствуют условиям и принципам работы данного дошкольного учреждения. Нельзя сказать, что та или иная программа лучше или хуже – все они разработаны с учётом необходимых требований, и каждая из них имеет свои достоинства.

Вкратце рассмотрим основные программы дошкольного образования, распространённые в детских садах РФ.

Какими бывают основные программы дошкольного образования?

Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью) .

Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.

Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.

Комплексные основные программы дошкольного образования

«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом. Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника. Образовательная программа «Истоки», как и другие основные программы дошкольного образования, учитывает всестороннее и гармоничное развитие дошкольника и ставит его своим приоритетом.

«Радуга» - в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.

«Детство» - программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. Здесь есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».

«Развитие» - это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка.

«Кроха» - это комплексная программа, созданная специально для детей до 3-х лет. Она учитывает специфику раннего возраста и обеспечивает максимальную эффективность в решении воспитательных задач именно у детей этой возрастной категории. Включает несколько блоков – «Мы ждём тебя, малыш!», «Я сам», «Гуленька», «Как я буду расти и развиваться».

Парциальные основные программы дошкольного образования

«Паутинка», «Юный эколог», «Наш дом – природа» - данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников. Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста.

«Природа и художник», «Семицветик», «Интеграция», «Умка – ТРИЗ», «Малыш», «Гармония», «Музыкальные шедевры», «Конструирование и ручной труд» - все эти программы дошкольного образования объединяет одно: они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира.

«Я, ты, мы», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Я – человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера. Они призваны стимулировать развитие духовности, нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности.

«Искорка», «Играйте на здоровье», «Старт», «Здравствуй!», «Здоровье» - в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.

Существуют ещё более специализированные основные программы дошкольного образования. К примеру, программа «Основы безопасности» предполагает подготовку дошкольников к возможным ситуациям опасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным происшествиям. «Дошкольник и экономика» - программа, рассчитанная на экономическое воспитание и формирование начальных финансовых и хозяйственных представлений.

Некоторые основные программы дошкольного образования вобрали в себя определённые достижения педагогики и психологии.

К примеру, программа «ТРИЗ» основывается на постулатах Теории Решения Изобретательских Задач, разработанной Г. Т. Альтшуллером в 1945 году. Она представляет собой оригинальный подход к развитию воображения, фантазии, творчества и смекалки.

Программа «Педагогика Марии Монтессори» имеет оригинальную позицию относительно воспитания, обучения и образования ребёнка, основанную на твёрдой научной и философской базе. Кроме того, эта программа предполагает отступление от некоторых общепринятых педагогических стандартов, к примеру, отказ от привычной классно-урочной системы.

Автор - педагог-психолог Анна Макарова.

Материал www.deti-club.ru

Авторами также разработаны другие пособия. Серия «Ладушки» состоит из:

? Праздники в детском саду;

? Топ-топ, каблучок (танцы в детском саду) ,

? Музыка и чудеса (развитие музыкальной фантазии) ;

? «Как у наших у ворот» (русские песни в детском саду) ;

? «Левой-правой!» (марши в детском саду) ;

? Развитие чувства ритма;

? Ансамбль ложкарей в детском саду;

? Оркестр в детском саду;

? Слушание музыки в детском саду;

? Комплексные занятия;

? Спортивные вечера развлечений в детском саду;

? Играем в театр;

? Праздники в детском саду;

? Колыбельные песни.

Программа включает в себя разработку музыкальных занятий на каждый месяц, а также поурочные конспекты для младшей и средней групп, выпущенные в 2007 году. Наличие выписанного музыкального материала и аудиозаписей устраняет проблему поиска нотного и аудиоматериала.

Разработка занятий сделана с учетом физических и психических возможностей детей, то есть одно занятие в младшей группе длится 15 минут. Также авторы приводят параметры для диагностирования детей по программе «Ладушки».

В списке используемой литературы мы находим самые употребляемые сборники прошлых лет, которые в настоящее время можно достать только в личных библиотеках педагогов. Именно поэтому актуально, что авторы при издании конспектов издали полностью и нотный материал, более того сделаны аудиозаписи всего нотного материала, что дает возможность музыкальному руководителю танцевать с детьми, чередуя «живое» исполнение на фортепиано с прослушиванием записи. К сожалению, пока не издана программа по раннему возрасту, но большинство упражнений по всем разделам из программы для младшей группы уместно использовать и в работе с малышами.

Отдельным видам детской музыкальной деятельности посвящены программы: «Элементарное музицирование с дошкольниками» (от 5 до 7 лет) , «Играем в оркестре по слуху» (от 5 до 7 лет) , «Оркестр в детском саду» (от 4 до 7лет) , «Ритмическая мозаика» (от 3 до 9лет) , «Топ-хлоп, малыши» (от 2 до 3 лет) , «Музыкальные шедевры» (от 3 до 7лет) .

Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова, 1999 годаориентирована на возраст детей от трех до семи лет. Мы рассмотрим ее подробнее, поскольку в настоящее время это единственная программа по слушанию музыки.

Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет) , учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада.

Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма) . Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного – двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале:

  1. музыка выражает настроение, чувства, характер людей;
  2. песня, танец, марш;
  3. музыка рассказывает о животных и птицах;
  4. природа и музыка;
  5. сказка в музыке;
  6. музыкальные инструменты и игрушки

В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.

По данным темам автором собраны и систематизированы ярчайшие образцы музыкальной классики «шедевры», потому и программа получила свое название «Музыкальные шедевры». В разделе методических рекомендаций автор рассматривает много общих положений о музыкальности вообще.

О музыкальном мышлении дошкольника, об интонации музыкальной и речевой, о восприятии. Также анализируются методы формирования основ музыкальной культуры детей: словесный, наглядный, практический.

Особенность подбора определенных методов зависит во многом от возраста детей, ведь в раннем возрасте в основном через практические и наглядно-зрительные, а затем и наглядно-слуховые методы можно показать определенный характер музыки. О. Радынова рассматривает и формы организации музыкальной деятельности детей, поскольку процесс слушания (восприятия музыки) может использоваться в тематических занятиях, театральных постановках или, например, концертах.

Выписаны автором и критерии оценки уровня «сформированности музыкальной культуры детей» . Нам видится, вполне вероятным адаптировать данную программу и для раннего возраста. Основным положительным качеством данной программы, несомненно, является большое количество изучаемых произведений.

Сама автор говорит о более 350 образцов! Целесообразно слушать больше, ведь чем богаче внутренний опыт, тем ярче и эмоциональный отклик ребенка. Чем легче ребенку выразить свои эмоции о музыке, тем сильнее он будет чувствовать потребность самовыражения через музыку.

Еще одна программа петербуржцев Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной «Топ, хлоп, малыши». Данная программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет.

Цель программы – воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения.

Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста. Репертуар лежащий в основе – это пляски, песни с движением или игры с движением советских авторов Е. Тиличеевой, Т. Бабаджан, Е. Макшанцевой и других.

Программа состоит из трех частей: содержание работы в течение года; подробное описание всех игровых упражнений с выписанными музыкальным и словесным текстами; и сценарии развлечений и праздничных утренников с родителями, на основе изученного материала. Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» (С.

Д. Руднева) . Но недостаток, который влияет на общее впечатление - некорректная запись музыки на аудиодиск. Недопустимо детей раннего возраста приучать к искусственному звуку, с жесткими битами ритм-секции и тяжелыми басами. Это портит слух, это раздражает нервную систему.

Пожалуй, наиболее интересной новацией является привлечение родителей к участию в детских праздников, поэтому программа может являться большим подспорьем для музыкального руководителя.

В целом, программа «Топ, хлоп, малыши» представляет собой переработанную, адаптированную к раннему возрасту программу на основе программы Н. А. Ветлугиной. Кардинально нового материала в содержании программы мы не обнаружили.

Итак, все специализированные программы, так или иначе освещающие проблемы музыкального развития, можно теперь разделить по возрастному критерию. Мы обращаем внимание на то, что только 4 программы обращаются к раннему возрасту: программа Н. А. Ветлугиной, «Камертон» Э. П. Костиной, «Малыш» В. А. Петровой и программа, которая рассматривает только один вид музыкально-ритмическую деятельность «Топ, хлоп, малыши» Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной.

Все программы пересекаются в определении репертуара для детей раннего возраста в пении и подпевании, в музыкально-ритмических движениях, танцах и играх. Большая свобода наблюдается при подборе репертуара по слушанию музыки.

К сожалению, только в программе «Малыш» слушание классической музыки выделяется в самостоятельный раздел, автор отделяет это слушание от слушания песен и рассказов с иллюстрациями. Из всех парциальных программ лишь «Малыш» и «Камертон» имеют выписанный репертуар по слушанию музыки. Из комплексных, мы назовем программы под редакцией М. Васильевой и «Истоки».

В целом вырисовывается, что основные пробелы в музыкальном воспитании детей происходят не из-за недоброкачественности и формальности программ, а формализме педагогов, нежеланию глубоко и полно проработать предлагаемый материал. Естественно, что 10 минутные занятия, а именно столько длится занятие в первой младшей группе по требованию СЭС, никак не восполняют потребность детей в музыкальном общении.

Порой наблюдается и перекос в самих занятиях, когда акцент делается на те виды музыкальной деятельности, которые нравятся музыкальному руководителю, которые нужны для оформления праздника: пение, подпевание и музыкально-ритмические упражнения, пляски. Пренебрежение педагогами рекомендациями программ по музыкальному воспитанию дошкольников значительно снижает качество и эффективность музыкальных занятий.

Важно не отступать от программы по музыкальному воспитанию и использовать все виды детской музыкальной деятельности на занятиях. Только при соблюдении всех требований к занятиям по программам, а также введению дополнительных занятий, у малышей будут проявляться и развиваться основные музыкальные способности, формироваться эстетический вкус и чуткость к красоте в искусстве и в жизни.

Думается, что на сегодняшний момент, необходимо совершенствовать музыкальное воспитание дошкольников не посредством создания новых программ, методик, а придерживаясь уже существующего материала, максимально погружаться в него.

Используемая литература:

  1. Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
  2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада) .
  3. Дзержинская, И. Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985 - 160c., нот.
  4. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М.: Просвещение, 2004,. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
  5. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7
  6. Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.
  7. Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –
  8. Коренева, Т. Ф. «В мире музыкальной драматургии». – М., «Владос», 1999.
  9. Коренева, Т. Ф., «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. Пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей) . – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки) . - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты.
  10. Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. , испр. и доп. М.,2002.
  11. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368с.: ил. – («Росинка») .ISBN 5-691-00920-6
  12. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. Пособие / О. А. Соломенникова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192с. – (Дошкольное воспитание и развитие) .
  13. Петрова, В. А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.-144 с.
  14. Петрова, В. А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003.
  15. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.
  16. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений./ Сост. О. А. Соломенникова. – М.: АРКТИ, 2000. – 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника) .
  17. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 80 с. (Музыка для дошкольников и младших школьников.) ISBN 5-296-00136-2, ISBN 5-296-00007-2
  18. Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001. – 120 с.
  19. Тарасова, К. В., Рубан, Т. Г., Дети слушают музыку/ методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки/. М.: Мозаика-синтез, 2001, - 128с.
  20. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. – 216 с.: ил. – (воспитание и доп. образование детей)

Список специализированных (парциальных) программ, рекомендованных Министерством образования РФ

Приоритетные программы по музыкальному развитию

  1. Боронина Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду». – М.: «Владос», 1999.
  2. Воробьева Д. И. «Гармония развития». Программа интеллектуально-художественного и творческого развития. – СПб.: ЛГОУ, 1996,1997.
  3. Коренева Т. Ф. «В мире музыкальной драматургии». – М.: «Владос», 1999.
  4. Ладушки. И. Каплунова, И. Новооскольцева. Праздник каждый день/ программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор, 1999.
  5. Матяшина А. А. «Путешествие в страну «хореография». Программа развития творческих способностей детей средствами хореографического искусства. – М.: «Владос», 1999.
  6. Мерзлякова С. И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». – М.: «Владос», 1999.
  7. Л. Р. Меркулова «Оркестр в детском саду». Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование, - М.,1999.
  8. Петрова В. А. «Малыш». Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (третий год жизни) . – М.: «Виоланта», 1998.
  9. Радынова О. П. «Музыкальные шедевры». – М.: «Гном- Пресс», 1999.
  10. Сорокина Н. Ф. , Миланович Л. Г. «Театр- творчество - дети». Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. – М.: МИПКРО, 1995.
  11. Тарасова К. В. , Нестеренко Т. В. , Рубан Т. Г. «Гармония». Программа развития музыкальности у детей. – М.: Центр «Гармония», 1993.
  12. Тарасова К. В. , Петрова М. Л. , Рубан Т. Г. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. – М.: «Виоланта», 1999.
  13. Трубникова М. А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994.
  14. Хазова М. В. «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. – М.: «Владос», 1999
  15. Циркова Н. П. «В мире бального танца». Программа развития творческих способностей детей средствами танцевального искусства. – М.: «Владос», 1999.

Методическое обеспечение программы Т. Ф. Кореневой «В мире музыкальной драматургии»:

? Т. Ф. Коренева «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. Пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей) . – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки) . - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч1. – 112с.: ноты.

Методическое обеспечение программы В. А. Петровой «Малыш».

? В. А. Петрова МУЗЫКА-МАЛЫШАМ. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.-144 с.

? В. А. Петрова «Мы танцуем и поем». – М.: «Карапуз», 1998.

? «Хрестоматия музыкального репертуара» (сост. В. А. Петрова) . – М.: Центр «Гармония», 1995.

Пособия для педагогов

? Аудиокассеты с записями музыкальных произведений (сост. В. А. Петрова) . – М.: ГДРЗ, 1995.

Методическое обеспечение программы О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»

? О. П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. – М.: «Владос», 1997.

? «Баюшки-баю». Методическое пособие. – М.: «Владос», 1995. Пособия для педагогов

? О. П. Радынова «Беседы о музыкальных инструментах». Комплект из 3 аудиокассет с дидактическим альбомом. – М., 1997. «Мы слушаем музыку». Учебное пособие.

Комплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендациями (сост. О. П. Радынова) . – М.: 1997.

Методическое обеспечение программы К. В. Тарасовой «Синтез»

? «Хрестоматия музыкального репертуара». Пятый год жизни. – М.: Центр «Гармония», 1993.

? «Хрестоматия музыкального репертуара». Шестой год жизни. – М.: «Виоланта», 1998. Пособия для педагогов

? Аудиокассеты с записями произведений камерной и оперной музыки. Пятый год жизни. – М.: Центр «Гармония», 1993.

? Аудиокассеты с записями камерной и оперной музыки. Шестой год жизни. – М.: «Виоланта», 1998.

Технологии

? Тютюнникова Т. Э., «Элементарное музицирование с дошкольниками».

Методическое обеспечение технологии Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»

? Алексеева Л. Н. , Тютюнникова Т. Э. «Музыка». Учебно-наглядное пособие «Музыка». – М.: АСТ, 1998

По теме:

"Система гражданско-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении""

О системе патриотического воспитания в дошкольном учреждении, формировании и развитии социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма....

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Фгос дошкольного образования

    ФГОС дошкольного образования Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образован...

  • Дошкольное образование в германии

    Немецкая образовательная система - старейшая во всём мире. Вековые университетские традиции удачно сочетаются в этой стране с новейшими и прогрессивными направлениями в педагогике и воспитании. Э...

  • Дошкольное образование красноярск

    Из статьи вы узнаете о видах программ дошкольных учреждений и научитесь отличать одну программу образования для дошкольников от другой. Классические развивающие методики дошкольного образования У...

  • Дошкольное образование программа раннего развития детей

    О ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «КАРАПУЗ» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОУ 1. Общие положения 1.1. Группа раннего развития «Карапуз» для детей раннего возраста, не посещающих ДОУ, именуема...

  • Инклюзивное образование детей дошкольного возраста

    «Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностя...

  • Дошкольное образование это определение

    Система дошкольного образования в России Дошкольное образование — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка дошкольного возраста от 2-х месяцев до 7 лет. Дошкольно...

  • Инновационные технологии в дошкольном образовании

    Инновационные педагогические технологии в детском саду. Из опыта работы Наш педагогический коллектив начальная школа-детский сад интенсивно внедряет в работу инновационные технологии. Основная за...

  • Перспективы развития дошкольного образования

    О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках ФГОС Доклад на тему: «О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках проекта федерального образовательного стандарта». Методист МД...

  • Общие тенденции развития системы дошкольного образования

    Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Пр Тенденция (нем. Tendent, лат. tendere - направляться, стремиться) – направление развития склон...

  • Отечественный и зарубежный опыт дошкольного образования

    Зарубежные исследователи об использовании компьютеров - Страница 10 Зарубежные исследователи об использовании компьютеров Различным психолого-педагогическим аспектам использования компьютера в де...

  • Парциальные программы дошкольного образования

    МБДОУ Детский сад №30 Сосенка Парциальные программы Парциальные программы дошкольного образования, используемые в воспитательно-образовательном процессе являются прекрасным дополнением к основной...

  • Система дошкольного образования

    Система дошкольного образования в России В России существуют следующие виды дошкольных образовательных учреждений для детей. Ясли-сад Здесь находятся малыши, начиная с двух месяцев. В яслях тоже...

  • Развитие дошкольного образования в россии

    Система дошкольного образования в России Дошкольное образование — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка дошкольного возраста от 2-х месяцев до 7 лет. Дошкольно...

  • Содержание дошкольного образования

    Определен порядок обучения дошкольников Рубрика: Страничка директора До вступления в силу закона об образовании в РФ деятельность ДОУ регламентировалась Типовым положением о дошкольном образовате...