Козлова куликова дошкольная педагогика

Задачи, средства, методы и формы физического воспитания дошкольников (Козлова С. А., Куликова Т. А.)

06.11.2010 17:21

Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 5-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с. Глава VII. Физическое воспитание. С. 96-102.

В учебнике раскрываются основные вопросы дошкольной педагогики с учетом новейших психопедагогических исследований в России и за рубежом. Содержание книги соответствует государственным образовательным стандартам и предусматривает преемственность профессионального образования на его второй ступени (в вузе) . Кроме того, в учебник включена дополнительная информация для любознательных, педагогические задачи, практические творческие задания, имеющие целью проверку усвоенных знаний. Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Одной из сторон развития личности является физичес­кое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.

Охрана здоровья детей, его укрепление составляют пред­мет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здо­ровье. Взрослые создают благоприятную материальную сре­ду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п.

Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического вос­питания, что при определенных условиях обеспечивает ма­лышу физическое развитие.

Понимая общую цель физического воспитания как со­хранение и укрепление здоровья ребенка, разные авторы формулируют задачи физического вос­питания немного по-разному. Анализ представленных ниже задач фи­зического воспитания дает возможность увидеть их сходство по существу, но различие по логике группировки.

Наиболее четким представляется третий под­ход. Он и принят в дошкольной педагогике. Выделение трех групп задач позволяет более целенаправленно выстраивать работу по физическому воспитанию дошкольников.

Все указанные ниже группы задач решаются в каждой воз­растной группе, но их конкретное содержание меняется в зависимости от психофизиологических возможностей детей.

Задачи первой группы (оздоровительные) имеют жиз­необеспечивающий смысл. От их успешного решения зави­сит здоровье, а зачастую и жизнь чело­века.

Известно, что ребенок раннего возраста нуждается в особом уходе, на­правленном именно на сохранение его здоровья. Смертность детей в этом возрасте во многих слу­чаях связана именно с отсутствием заботы об их здоровье или с тем, что она недостаточна.

Забота о здоровье не теряет своей актуальности в отно­шении детей более старшего возраста. На сегодняшний день данные о здоровье дошкольников в нашей стране являются тревожными: практически здоровыми признано лишь 14% детей, 50% имеют отклонения в состоянии здоровья.

Средствамиреализации задач этой группы являются гигиенические и социально-бытовые факторы, полноцен­ное питание, оздоровительные силы природы, рациональ­ный режим жизни, физические упражнения.

Педагогическая работа, направленная на решение дан­ной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений. Эта сфера физического воспитания детей требует от воспитателя постоянных контактов с ме­дицинскими работниками, учета их рекомендаций, инди­видуального подхода к детям, бесед с родителями.

ЗАДАЧИ

В. И. Логинова

Г. В. Хухлаева и др.

1. Укрепление здо­ровья и закаливание, содействие правиль­ному физическому развитию и повыше­нию работоспособ­ности

2. Формирование двигательных навы­ков и умений

3. Развитие основ­ных двигательных качеств

4. Привитие гигие­нических навыков, сообщение знаний по гигиене 5. Воспитание воли, смелости, дисципли­ны

6. Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физически­ми упражнениями

7. Привитие органи­заторских навыков

1. Охрана и укрепле­ние здоровья

2. Обеспечение свое­временного и полно­ценного развития всех органов и функ­ций организма

3. Формирование ос­новных движений и двигательных навы­ков, ловкости, гибко­сти, смелости

1. Группа оздоровитель­ных задач: охрана и укрепле­ние здоровья, зака­ливание, развитие движений

2. Группа воспитатель­ных задач: - формирование нравственно-физических навыков, - формирование по­требности в физиче­ском совершенстве, - воспитание куль­турно-гигиениче­ских качеств

3. Группа образователь­ных задач: - формирование представлений о своем организме, о здоровье, - формирование на­выков выполнения основных движений, - формирование представлений о ре­жиме, об активности и отдыхе

Обратимся, например, к вопросу о питании детей. Ко­нечно, чем кормить ребенка в дошкольном учреждении, как обеспечить ему сбалансированное питание - забота не вос­питателя, а заведующего.

Но только воспитатель может и должен знать, что любит малыш, а что не любит и надо ли его заставлять есть или же лучше не настаивать. Питание -важный фактор здоровья. Однако пища должна доставлять ребенку удовольствие, надо, чтобы он ел с аппетитом.

Вред­ны и недоедание, и переедание. Полнота, как известно, еще не означает здоровья. Врачи советуют помнить, что суще­ствуют по меньшей мере два регулятора аппетита - физи­ческая активность и окончание приема пищи раньше, чем наступит ощущение полной сытости.

А известный врач Н. М. Амосов дает родителям несколько общих советов, которые могут быть применены и к питанию: «Во-первых, не доводить удовлетворение любого желания до полного насыщения, чтобы не притупить саму потребность. Это ка­сается всего.

Во-вторых, нужно создавать трудности, тре­бующие преодоления, поскольку это тренировка характе­ра. Но нужно строго дозировать, чтобы трудности были преодолимы и чтобы ребенку это удавалось в значитель­ном проценте- от 50% до 70%. Но не 100».

Ученый рас­сматривает физическое здоровье в тесной взаимосвязи с нрав­ственным здоровьем. Знаменательна его фраза: «Чтобы быть здоровым - очень важно быть счастливым». Так вот, после­днее во многом зависит от воспитателя.

Необходимо созда­вать во время кормления такую обстановку, чтобы ребенку хотелось есть без принуждения. Этому способствуют и вне­шний вид столов, их сервировка, и то, как сидят дети - «спи­на к спине» или могут видеть друг друга, улыбнуться друг другу и воспитателю.

Не стоит запрещать детям разговари­вать во время еды, это противоестественно. Нужно учить их разговаривать спокойно и не забывать о еде. А то ведь и сре­ди взрослых можно встретить людей, которые или говорят, или едят, а совмещать эти два дела не могут.

Существуют разные подходы к организации питания, к пониманию механизма закаливания, физической нагрузки и др. Очень часто современные родители склонны прини­мать любую «новую» систему оздоровления и смело экспе­риментируют на собственных детях.

Иногда подобной «сме­лостью» отличаются и дошкольные учреждения, вводя в систему своей работы какую-нибудь инновационную про­грамму, не познакомившись предварительно с доказатель­ствами ее полезности для детей. Это недопустимо, так как речь идет о здоровье детей и неосторожное обращение с ним может иметь необратимые последствия.

Главные условия успешного решения первой группы за­дач физического воспитания следующие: знание особенно­стей функционирования детского организма, профессио­нально грамотный подход к оборудованию материальной среды, внимательное отношение к выбору программы оз­доровления, постоянство и систематичность в работе по охране и укреплению здоровья детей.

Важным фактором здоровья является физическая актив­ность. Двигательная активность обеспечивает человеку вы­живание. В каждом возрасте она наполняется разным содер­жанием, но должна быть всегда.

Маленькому ребенку полез­ны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, лазанье по деревьям, всяческое напряжение сил. К сожалению, и воспитатели, и родители сдерживают активность малышей, не позволяют им свободно двигаться и тем наносят вред их здоровью.

Для режима дошкольного учреждения обязатель­ны утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные раз­влечения. Хорошо, если есть бассейн, если организуется обу­чение езде на велосипеде, катанию на лыжах, коньках и т. д. Организуя двигательную активность детей, воспитатель уде­ляет внимание смене разных видов деятельности, регулиру­ет активность и отдых, но помнит при этом, что движения должны быть энергичными и продолжительными.

Задачи второй группы - воспитательные - направ­лены на развитие качеств личности и потребности в физи­ческом совершенстве. Конечно, эти задачи тесно связаны с оздоровительными задачами, поскольку при их решении также формируются личностные качества ребенка.

Средствами реализации этой группы задач являются де­ятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, про­изведения музыкального и изобразительного искусства) .

Работа проходит в разных формах: физкультурно-оздо­ровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке) , са­мостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья) .

Методы - упражнения, беседа, игра, создание проблем­ных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.

Данная группа задач предполагает воспитание таких качеств, как ловкость, смелость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, к победе, чувства товарищества, взаимопомощи. Исследователи (Т.

И. Осокина, Е. Н. Ва­вилова, Э. Г. Степаненкова и др.) установили, что физичес­кое развитие благоприятно сказывается на всестороннем воспитании ребенка. Для формирования личностных ка­честв используются подвижные игры и упражнения, специ­альное обучение на занятиях физической культурой.

Воспитательные задачи решаются и при ознакомлении де­тей со спортсменами. Хорошо, если есть возможность понаб­людать с детьми за тренировкой спортсменов, поговорить с ними.

Можно рассказать детям о ком-то из известных спорт­сменов, чемпионов, защищавших честь Родины в мировых соревнованиях. Можно показать фильм, рассмотреть карти­ны, фотографии. Привлекательный пример выполнит свою воспитывающую функцию.

Если кто-то из детей занимается в спортивной секции, целесообразно предложить ребенку, что­бы он рассказал, как проходят тренировки, сколько сил они требуют. Важно, чтобы дети осознали, какое удовлетворение получает человек, воспитывая самого себя.

Воспитание стремления к физическому совершенству мож­но начинать уже с того времени, когда ребенок овладеет сво­бодой движений, будет уметь следить за своей осанкой. Ис­следователи и врачи отмечают среди дошкольников боль­шой процент детей с нарушением осанки.

Но именно в этом возрасте еще возможно с помощью специальных упражне­ний, при каждодневном внимании воспитателя и родителей и активизации сознания самого ребенка исправить недоста­ток (Н. Н. Кожухова, С. Е. Шукшина и др.) . Важно, чтобы ребенку хотелось быть красивым, стройным, здоровым, что­бы это его желание поощрялось и поддерживалось, чтобы в группе царил дух стремления к самосовершенствованию.

Наконец, третью группу составляют задачи, свя­занные с формированием у ребенка осоз­нанного отношения к своему здоровью.

Здесь ведущими становятся такие средства, как образец взрослого, собственная деятельность детей, художествен­ные средства.

Формой работы, в процессе которой наиболее адекват­но решаются задачи, является учебная работа на физкуль­турных занятиях и в повседневной жизни.

Среди основных методов следует выделить эксперимен­тирование, упражнения, беседу, рассматривание картин и иллюстраций.

Ребенка нужно ставить в ситуацию, когда он сам на себе почувствует, что может управлять своим здоровьем. В отечественной традиционной системе физического воспита­ния данная группа задач рассматривается как комплекс методов, направленных на обучение детей основным дви­жениям. При этом акцент делается на воздействиях со сто­роны воспитателя, а ребенку же отводится роль послушно­го исполнителя, которому необязательно задумываться над механизмом влияния на его здоровье.

В настоящее время в нашей стране, как и во многих стра­нах мира, стала развиваться валеология - наука о здоро­вом человеке. Концепция данной науки состоит в том, что человек может и должен быть активным по отношению к сво­ему здоровью, понимать, что среди потребностей витальных и социальных потребность в здоровье, а отсюда и в здоровом образе жизни должна быть первичной.

К сожалению, чело­век не ощущает своего здоровья (он ощущает нездоровье) , не знает, как отзовется его организм на то или другое воздей­ствие, - в этом зачастую кроется причина безразличия и пре­небрежения к своему здоровью. Основной валеологический принцип - человек должен познать и сотворить себя, научиться по-особому бережно относиться к своему здоровью.

Правда, здесь лежит противоречие, которое устраняется системой нравственного воспитания. Суть противоречия в том, что при усиленном внимании к своему здоровью у человека, даже ма­ленького, может развиваться равнодушие к другим людям, повышается эгоцентрическая фиксация на себе.

Поэтому так важно, чтобы воспитатель вдумчиво проводил работу по фор­мированию у детей осознанного отношения к своему здоро­вью и сочетал ее с решением задач нравственного воспитания (С. А. Козлова, Л. Г. Нисканен, С. Е. Шукшина, О. А. Кня­зева) . В главе, посвященной методике ознакомления де­тей с социальной действительностью, вы познакомитесь детальнее с организацией этой работы в разных группах детского сада.

В содержание работы, направленной на решение указан­ной выше задачи, входит формирование у детей представ­лений о безопасности жизнедеятельности. Сегодня в рас­поряжении дошкольных учреждений уже имеются соответ­ствующие программы (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, С. А. Козлова и др.) . Воспитатель должен осознать важность этой работы и приложить максимум усилий к тому, чтобы дети усвоили способы охраны своего здоровья, понимая, что и зачем делают.

Среди методов, с помощью которых реализуются зада­чи третьей группы, важное место занимает экспериментирование. Его цель - предоставить ребенку возможность на практике познать, как функционирует его организм.

Экс­периментирование на себе возможно, когда мы формиру­ем у детей представление об отдыхе, о его необходимости для организма (Попрыгай, побегай до тех пор, пока уже не захочешь этого делать. Почему не хочешь? Устал?

Нужно отдохнуть. Что так бьется у тебя в груди? Сердце. Как ты дышишь после того, как побегаешь? И т.п.) . После подоб­ных наблюдений воспитатель проводит беседу, обобщая результаты экспериментирования, вызывая у детей жела­ние больше узнавать о самих себе.

Надо подчеркнуть, что исследователи и практики отмечают большой интерес де­тей к себе, к познанию своего организма. На специальных занятиях и в повседневной жизни с помощью наглядных пособий и книг («Главное чудо света» Г. Юдина) воспи­татель удовлетворяет потребность дошкольников в позна­нии своего организма.

Нужно научить ребенка любить себя. Здесь тоже кро­ется противоречие. Э. Фромм писал: «Хотя никто не воз­ражает против применения понятия любви к различным объектам, но широко распространено мнение, что в то время как любить других - добродетель, любить себя -грех.

Предполагается, что чем больше я люблю себя, тем меньше я люблю других, что любовь к себе - то же самое, что эгоизм». Э. Фромм опровергает эту точку зрения, ут­верждая, что любовь к себе рождает самоуважение, само­любие.

С. Л. Рубинштейн также считал, что уважение и любовь к себе являются положительными чертами, сти­мулирующими развитие. Но противоречие остается.

Оно разрешается благополучно в том случае, если воспитатель, помогая личности складываться, разумно уравновешива­ет любовь ребенка к себе с любовью и уважением к дру­гим. И снова мы видим, как тесно физическое воспитание связано с воспитанием нравственным.

Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 5-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с. Глава VII. Физическое воспитание. С. 96-102.

Tags:

Ссылка на источник www.ckofr.com

Дошкольная педагогика. С. А. Козлова и Т. А. Куликова

Учебник «Дошкольная педагогика» авторов С. А. Козловой и Т. А. Куликовой, предназначенный для студентов среднего профессионального образования, переиздавался двенадцать раз, то есть практически каждый год, а последнее издание вышло в октябре 2011 года. ­тот показатель свидетельствует о том, что учебное пособие является очень популярным и востребованным, а также и о том, что научная работа авторов в этом направлении не прекращается.

Последнее на сегодняшний день издание является стереотипным, то есть практически неизмененным. В нем, как и в предыдущих изданиях, сохранена главная авторская концепция доведения до студентов основных понятий и определений дошкольной педагогики и привития им навыков самообучения и саморазвития. При написании книги авторы опирались на новейшие психолого-педагогические исследования в области дошкольной педагогики российских и зарубежных коллег.

По своему содержанию учебное пособие полностью соответствует принятому государственному стандарту и может быть использовано помимо своего основного назначения в качестве методического пособия для студентов высших учебных заведений. В учебник включена дополнительная информация для расширения кругозора студентов, а также дополнительные практические творческие задания для самопроверки усвоенных знаний.

В авторской аннотации к учебнику подчеркивается, что дошкольное воспитание является не только очень ответственным, но и очень сложным делом, поскольку ребенок в таком возрасте еще не может правильно сформулировать свою мысль, объяснить воспитателю чего он хочет. Педагогу дошкольного образования часто приходится руководствоваться не столько полученными знаниями и навыками, сколько своими чувствами, интуицией. Поскольку каждый ребенок от рождения уникален, то и четких инструкций по его воспитанию быть просто не может.

Охватить все стороны современной педагогики, которая является достаточно сложной наукой с широким диапазоном знаний, в одном учебнике для студентов колледжа практически невозможно. Авторы ставили перед собой совсем другие цели.

Одним из главных приемов, который использовали авторы книги в своей работе, является увлекательное изложение материала с целью вызвать интерес и желание будущих педагогов работать с детьми. Следующий прием это приведение убедительных примеров прикладного значения дошкольного воспитания и обучения в системе образования. И, наконец, влияние на профессиональное становление будущих педагогов и проявление интереса к теории педагогических процессов.

Авторы настаивают на проявлении у студентов активности и самостоятельности при овладении научными знаниями, поскольку без этих качеств изучение любого материала становится бессмысленным. Помимо теоретического и практического материала в форме лекций и заданий в учебном пособии содержатся словарь терминов и список рекомендуемой для самостоятельного изучения литературы, а также два наиболее важных для педагога документа. ­то принятая всем мировым сообществом «Конвенция о правах ребенка» и Закон Российской Федерации «Об образовании». Для того чтобы изучение изложенного в книге материала не превратилось у студентов в скучную обязанность, авторы даже включили в раздел «Приложение» специально подготовленные задания к «Педагогическому капустнику».

Учебник разбит на шесть разделов, каждый из которых подразделяется на главы. Каждая глава представляет собой законченную статью, а общее количество глав составляет двадцать три. Начинается учебник с главы, которая называется «Общие основы педагогики» и носит вступительный характер, вводя читателей в мир педагогической науки, знакомя их с системой образования, современными отраслями педагогики, общепедагогическими подходами к воспитанию.

Первая глава, которая называется «Педагог: профессия и личность», как уже понятно из названия, посвящена педагогу дошкольного образования. В ней приводятся краткие характеристики, так сказать «научные портреты» детей дошкольного и раннего возраста, которые в последующих главах разбираются намного подробнее. При описании разных типов личности детей, акцентируется особое внимание читателя на роль педагога в формировании самосознания и собственно личности ребенка.

Во втором разделе учебного пособия под заголовком «Содержание и методика воспитания детей» рассматриваются общепедагогические подходы к воспитанию и особенностях этого педагогического процесса на различных возрастных этапах детства. Раздел состоит из шести глав, в которых обсуждается перечень необходимых знаний и навыков воспитателя, а также упоминаются сопутствующие методические дисциплины, такие как, например, «Методика развития речи детей», «Методика физического воспитания детей» и «Ознакомление детей с социальной действительностью».

Третий раздел учебника, который называется «Обучение детей раннего и дошкольного возраста» посвящен организации процесса обучения, его планированию и построению, формам и методам воспитания и обучения, необходимым и целесообразным для применения в дошкольном образовании.

Раздел, который авторы считают особо важным в процессе воспитания детей раннего и школьного возраста, четвертый по счету и содержит семь глав. В нем обсуждается процесс воспитания дошкольников в игре.

Роль игры в развитии ребенка, несомненно, огромна, и ее очень сложно переоценить. При помощи игры ребенка можно заинтересовать и увлечь, а значит, педагог дошкольного образования должен уметь правильно и с пользой организовывать детские игры, учитывая свое непосредственное участие в каждой из них и обеспечивая индивидуальное развитие своих воспитанников.

Темой пятого раздела стало раскрытие тесной взаимосвязи между семьей, дошкольным учреждением и школой в достижении общей для всех цели, коей является воспитание в ребенке всесторонне развитой личности. ­ти три звена системы воспитания являются главными в процессе формирования личности, и каждое из них занимает в нем свое особое место. От педагога требуется это осознать и понять специфику каждого отдельного звена, их взаимосвязи и свою роль в установлении этой взаимосвязи.

В заключительном шестом разделе, который носит название «Педагогический процесс в дошкольном учреждении», основное внимание уделяется проблеме рациональной организации работы по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Разумное планирование помогает педагогу рациональнее использовать рабочее время и полнее реализовывать свой научный и творческий потенциал.

Читать комменты и комментировать

Читать далее lred.ru

Дошкольная педагогика. С. А. Козлова и Т. А. Куликова

Учебник «Дошкольная педагогика» авторов С. А. Козловой и Т. А. Куликовой, предназначенный для студентов среднего профессионального образования, переиздавался двенадцать раз, то есть практически каждый год, а последнее издание вышло в октябре 2011 года. Этот показатель свидетельствует о том, что учебное пособие является очень популярным и востребованным, а также и о том, что научная работа авторов в этом направлении не прекращается.

Последнее на сегодняшний день издание является стереотипным, то есть практически неизмененным. В нем, как и в предыдущих изданиях, сохранена главная авторская концепция доведения до студентов основных понятий и определений дошкольной педагогики и привития им навыков самообучения и саморазвития. При написании книги авторы опирались на новейшие психолого-педагогические исследования в области дошкольной педагогики российских и зарубежных коллег.

По своему содержанию учебное пособие полностью соответствует принятому государственному стандарту и может быть использовано помимо своего основного назначения в качестве методического пособия для студентов высших учебных заведений. В учебник включена дополнительная информация для расширения кругозора студентов, а также дополнительные практические творческие задания для самопроверки усвоенных знаний.

В авторской аннотации к учебнику подчеркивается, что дошкольное воспитание является не только очень ответственным, но и очень сложным делом, поскольку ребенок в таком возрасте еще не может правильно сформулировать свою мысль, объяснить воспитателю чего он хочет. Педагогу дошкольного образования часто приходится руководствоваться не столько полученными знаниями и навыками, сколько своими чувствами, интуицией. Поскольку каждый ребенок от рождения уникален, то и четких инструкций по его воспитанию быть просто не может.

Охватить все стороны современной педагогики, которая является достаточно сложной наукой с широким диапазоном знаний, в одном учебнике для студентов колледжа практически невозможно. Авторы ставили перед собой совсем другие цели.

Одним из главных приемов, который использовали авторы книги в своей работе, является увлекательное изложение материала с целью вызвать интерес и желание будущих педагогов работать с детьми. Следующий прием это приведение убедительных примеров прикладного значения дошкольного воспитания и обучения в системе образования. И, наконец, влияние на профессиональное становление будущих педагогов и проявление интереса к теории педагогических процессов.

Авторы настаивают на проявлении у студентов активности и самостоятельности при овладении научными знаниями, поскольку без этих качеств изучение любого материала становится бессмысленным. Помимо теоретического и практического материала в форме лекций и заданий в учебном пособии содержатся словарь терминов и список рекомендуемой для самостоятельного изучения литературы, а также два наиболее важных для педагога документа.

Это принятая всем мировым сообществом «Конвенция о правах ребенка» и Закон Российской Федерации «Об образовании». Для того чтобы изучение изложенного в книге материала не превратилось у студентов в скучную обязанность, авторы даже включили в раздел «Приложение» специально подготовленные задания к «Педагогическому капустнику».

Учебник разбит на шесть разделов, каждый из которых подразделяется на главы. Каждая глава представляет собой законченную статью, а общее количество глав составляет двадцать три. Начинается учебник с главы, которая называется «Общие основы педагогики» и носит вступительный характер, вводя читателей в мир педагогической науки, знакомя их с системой образования, современными отраслями педагогики, общепедагогическими подходами к воспитанию.

Первая глава, которая называется «Педагог: профессия и личность», как уже понятно из названия, посвящена педагогу дошкольного образования. В ней приводятся краткие характеристики, так сказать «научные портреты» детей дошкольного и раннего возраста, которые в последующих главах разбираются намного подробнее. При описании разных типов личности детей, акцентируется особое внимание читателя на роль педагога в формировании самосознания и собственно личности ребенка.

Во втором разделе учебного пособия под заголовком «Содержание и методика воспитания детей» рассматриваются общепедагогические подходы к воспитанию и особенностях этого педагогического процесса на различных возрастных этапах детства. Раздел состоит из шести глав, в которых обсуждается перечень необходимых знаний и навыков воспитателя, а также упоминаются сопутствующие методические дисциплины, такие как, например, «Методика развития речи детей», «Методика физического воспитания детей» и «Ознакомление детей с социальной действительностью».

Третий раздел учебника, который называется «Обучение детей раннего и дошкольного возраста» посвящен организации процесса обучения, его планированию и построению, формам и методам воспитания и обучения, необходимым и целесообразным для применения в дошкольном образовании.

Раздел, который авторы считают особо важным в процессе воспитания детей раннего и школьного возраста, четвертый по счету и содержит семь глав. В нем обсуждается процесс воспитания дошкольников в игре.

Роль игры в развитии ребенка, несомненно, огромна, и ее очень сложно переоценить. При помощи игры ребенка можно заинтересовать и увлечь, а значит, педагог дошкольного образования должен уметь правильно и с пользой организовывать детские игры, учитывая свое непосредственное участие в каждой из них и обеспечивая индивидуальное развитие своих воспитанников.

Темой пятого раздела стало раскрытие тесной взаимосвязи между семьей, дошкольным учреждением и школой в достижении общей для всех цели, коей является воспитание в ребенке всесторонне развитой личности. Эти три звена системы воспитания являются главными в процессе формирования личности, и каждое из них занимает в нем свое особое место. От педагога требуется это осознать и понять специфику каждого отдельного звена, их взаимосвязи и свою роль в установлении этой взаимосвязи.

В заключительном шестом разделе, который носит название «Педагогический процесс в дошкольном учреждении», основное внимание уделяется проблеме рациональной организации работы по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Разумное планирование помогает педагогу рациональнее использовать рабочее время и полнее реализовывать свой научный и творческий потенциал.

  • Об авторе

Подробней paidagogos.com

Другие статьи по теме:

  • Дошкольная педагогика

    Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...

  • Предмет дошкольной педагогики

    Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...

  • Задачи дошкольной педагогики

    Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...

  • Категории дошкольной педагогики

    Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...

  • Методы дошкольной педагогики

    Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...

  • Дипломные работы по педагогике дошкольное образование

    Факультет психологии и педагогики Расписание государственной аттестации, направление подготовки «Психология», профиль «Психология личности», группа ПВ-6 (.pdf) Расписание обзорных лекций для студ...

  • Источники развития дошкольной педагогики

    Народная педагогика как основной источник дошкольной педагогики Проект «Народная педагогика как основной источник народной педагогики» Миссия проекта Проект предназначен для педагогов и родителей...

  • Дошкольная педагогика как наука

    Дошкольная педагогика как наука Подходы к определению дошкольной педагогики Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до п...

  • Дошкольная педагогика психология детей дошкольного возраста

    Дошкольная педагогика и психология. Педагогика +и психология дошкольного возраста. Большой выбор программ. Дистанционно! Идет набор.новогодние акции. 36 часов ? 1 неделя. Стоимость ? 2 000р. 72 ч...

  • Курсовая работа по педагогике дошкольного образования

    Дипломные и курсовые работы | Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования НОЗС-11: 7 ноября (пятница) в 10 часов НОЗ-09: 13 ноября (четверг) в 10 часов Явка обязательна!...

  • Инклюзивное образование детей дошкольного возраста

    «Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностя...

  • Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

    Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у петушка». Пояснительная записка. Музыкально-оздоровительная работа в Д...

  • Формы физического развития детей дошкольного возраста

    Формы и методы работы по физическому развитию детей дошкольного возраста. Утренняя гимнастика для возрастных групп детсада В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений н...

  • Планирование развития дошкольного воспитания

    Комплексно-тематическое планирование по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Комплексно -тематическое планирование по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольно...