Методическая работа воспитателя детей дошкольного возраста

Скажите правильный ответ –Какой горит при этом свет?

Воспитатель: Ребята, мы прибыли на станцию «Знаковая». Дорожные знаки - лучшие друзья пешеходов и водителей. Они рассказывают о том, что можно и чего нельзя делать на дороге. Посмотрите, здесь есть знаки, но трудно понять, что они означают.

Предлагаю дополнить знаки и объяснить их значение.

Задание:«Смоделируй знак». Напомнить ребятам, что красный треугольник – предупреждающий знак, красный круг – запрещающий, синий круг– разрешающий (предписывающий) , синий прямоугольник–информационный знак. Предложить детям знаки-основы и вырезные картинки для моделирования знаков

Воспитатель:Очень хорошо, ребята, вы постарались. И теперь мы готовы привести в порядок Игрушечный город Барбоскина. А вот и город за поворотом! Спешим туда на помощь!

Ребята, посмотрите, что здесь произошло… на перекрестках никто не может проехать, пешеходы не могут пройти, скорая помощь и пожарная машины не могут проехать, чтобы придти на помощь. Давайте дружно наведем порядок в городе, расставим светофоры и знаки пешеходного перехода.

Задание:Расставить знаки пешеходного перехода и светофоры на перекрестках Игрушечного города (покрытие с изображением улиц города и перекрестков, знаки на подставках, светофоры) .

Воспитатель: Мы с вами постарались на славу, игрушечный город спасен! Ребята, мы с вами узнали много знаков. А давайте мы придумаем и нарисуем новые знаки для Игрушечного городка.

(раздать ребятам листочки картона и шаблоны: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник )

Дети берут «билетики» с изображением различных дорожных знаков, рассаживаются на стульчики, выстроенные в ряды по 2 стульчика-сиденья в соответствии с изображением дорожного знака, лежащим на стульчике. Называют свой знак и говорят о его значении.

Сидя на стульчиках покачивают головой, как будто смотрят в окошко автобуса.

Повороты головой и корпусом вперед и назад.

Пожимают плечами.

Выполняют круговые движения руками впереди

От себякачают согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников») .

«Крутят руль» и бибикают.

Имитируют тряску в автобусе.

«Крутят руль» и бибикают.

Дети берут листочки с заданием, на котором три изображения светофора с разными сигналами светофора и раскрашивают нарисованного под светофорами человечка либо идущего, либо стоящего.

Дети показывают красную сигнальную карточку

Дети показывают жёлтую сигнальную карточку

Дети показывают жёлтую сигнальную карточку

Дети подходят к партам – станции и моделируют свои знаки ПДД, используя основу знака и различные символы. Затем объясняют значение своего знака.

Дети переходят на палас с изображением дороги в городе.

Расставляют дорожные знаки и светофоры на перекрестках.

Дети рисуют придуманные ими знаки и объясняют их значение.

Заключительный

Воспитатель: Дети, теперь возвращаемся в автобус и едем в детский сад.

Пёс: И мне тоже пора домой. До свиданья, дети.

Дети:

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы хорошо усвоили знаки, о правилах дорожного движения, помогли навести порядок в Игрушечном городе, вспомнили о правилах поведения на дороге, дружно играли в игру. Скажите, вам понравилось наше путешествие?

Закончилась наша встреча с дорожными знаками, но недолго нам ждать новой встречи с ними, ведь знаки окружают нас повсюду и на улице, и на дороге. Дружите с ними, и они вас никогда не подведут.

Ребята садятся в импровизированный автобус.

До свиданья.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ссылка на источник nsportal.ru
24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по реализации познавательно-речевого направления на тему «Что у меня внутри?»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье и физическая культура, музыка, художественное творчество.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная. познавательно-исследовательская.

Цель: Дать детям знания о том, что внутри человеческого организма находятся внутренние органы, каждый из которых выполняет свою определенную функцию; они помогают друг другу в обеспечении нормальной жизни человека.

Задачи:

  1. Систематизировать детские представления о внутренних органах человека, их значении.
  2. Закреплять умение ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, справа, слева, посередине, спереди, сзади) .
  1. Развивающие:
  1. Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас детей.
  2. Формировать у детей логическое мышление с помощью поисковой деятельности.
  3. Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств: моделей, символов, условных заместителей.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать у детей желание и потребность вести здоровый образ жизни.
  2. Воспитывать способность к самосознанию и самооценке.

Методическое обеспечение: Магнитная доска, модель человека, символы внутренних органов, молоточки, дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Раздаточный материал: воздушные шарики на каждого ребенка, схематическое изображение человека и его внутренних органов, цветные карандаши.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстративного материала об организме человека, плакатов, схем.
  2. Чтение энциклопедической литературы «Почему и потому», «Человек. Моя первая энциклопедия», загадывание загадок.
  3. Беседа «Как устроено тело человека», «Микробы и вирусы», «Здоровая пища. Витамины».
  4. Дидактическая игра «Витамины».

Словарная работа: внутренние органы,плечи, стопы, легкие, почки, кишечник, желудок, пищевод, организм, объем легких, грудная клетка.

Ход непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговори о том, что у нас находится внутри. Мы с вами можем посмотреть в зеркало, увидеть, какие части тела у нас есть и вспомнить, как они называются. Назовите их.

Ответы детей: Голова, руки, ноги и т. д.

Воспитатель: То, что находится внутри нас, нам не увидеть. Но мы должны знать об этом, чтобы быть здоровыми. Те органы, которые находятся внутри нас, внутри нашего тела, так и называются внутренними.

И сейчас мы с вами попробуем их услышать и даже увидеть с помощью вот этого человечка.

Воспитатель показывает схематическое изображение человека на магнитной доске. Модель человека сначала пустая.

Воспитатель: Но, для этого нам с вами нужно правильно ориентироваться.

Воспитатель вместе с детьми вспоминает правую и левую сторону (без зеркального показа) , верх, середину, низ.

Воспитатель: Послушайте мою загадку:

Подробней на сайте nsportal.ru

Волна на волну набегала,

  • Какой звук создает образ тишины?

Тише! Тише! Тише! Тише!

Спит в лесу семья зайчишек…

Не во сне, а наяву

С ветки елки стая шишек

Мягко прыгает в траву.

В теплых норах спят мышата,

Мать качает малышат…

В лапотках идут мышата

По тропинкам чуть дыша.

Взрослые легко справляются с такими заданиями. У детей они вызывают определенные трудности. Следует вывод: ребенка нужно учить слушать и слышать.)

В каждом возрастном периоде есть свои особенности, приоритетные направления в развитии речи. В младшем дошкольном возрасте это знакомство с окружающим миром.

В среднем возрасте, – накопление словарного запаса, активное формирование грамматической стороны речи. В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет воспитание слухового внимания, интереса к звуковому оформлению речи и предшкольный период – развитие способности к слоговому и звукобуквенному анализу и синтезу.

И, конечно, на протяжении почти всего дошкольного детства – работа над правильным звукопроизношением. Именно оно вызывает наибольшее беспокойство у родителей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие, в том числе сверстники, не заметят ограниченность словарного запаса или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение – как на ладошке.

Работа воспитателя по формированию звуковой стороны речи включает в себя несколько этапов:

1. подготовительный;

3. этап усвоения и автоматизации звука (правильное произношение звука в связной речи)

Первые два этапа речевой работы включают в себя:

  • развитие слухового внимания детей;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;
  • развитие подвижности артикуляционного аппарата;
  • уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию.

Упражнения для автоматизации звуков в слогах:

1. Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.

2. Загибать поочередно пальцы, произнося слоги.

3. Произносить слоги, надавливая подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.

4. Помочь пароходику добраться до острова, проводя пальцем по волнам или рисуя волнистую линию.

5. Аналогичные задания: помочь зверюшкам добраться до их любимой еды, бабочке сесть на цветок, нарисовать путь самолета. А потом вместо игрушек и рисунков положить или написать буквы, тогда легко ребенок усвоит слоговое чтение.

6. Поиграем в ладошки: Л, А, вместе – ЛА и т.д.

7. Использовать игрушки из «киндер-сюрприза»: скажи столько раз слог, сколько игрушек. И т.д.

Переходным пунктом от слогов к словам, а затем и предложениям служат чистоговорки, которые можно придумывать самим:

ла-ла-ла – лапа, лак, ладонь, пила;

ло-ло-ло – ложка локоть, лоб, тепло;

лы-лы-лы – чисто вымыли … (полы) ;

лу-лу-лу – вытер лужу на … (полу) ;

ал-ал-ал – Володя … (мал) ,

ел-ел-ел – он кашу …(съел) и т.д.

А сейчас попробуйте придумать чистоговорку сами: ра-ра-ра …, ор-ор-ор…

Дети очень любят соревноваться, поиграйте в «Аукцион слов». Для автоматизации звука в словах и предложениях можно подобрать еще массу игр и игровых упражнений: «Назови предметы со звуком Л, которые есть на кухне» (в комнате, на картинке) ; «Чего не стало», «Доскажи словечко», «Рифмы», «Четвертый лишний», отгадывание загадок; «Так бывает или нет?» (волшебник случайно заколдовал предложения, слова в них перепутались, исправь ошибки – Халат надел маму. На белке сидела елка. Ладони вымыли Аллу с мылом.) ; «Я начну предложение, а ты закончи» (На улице тепло, потому что … Я не пойду гулять, … Когда наступит лето, …) .

И на последнем этапе – введении звука в связную речь, неоценимое значение имеет заучивание стихов, придумывание загадок, драматизации знакомых произведений, придумывание рассказов, изменение окончаний сказок, которые также можно превратить в игру.

Дошкольниками широко используются пальчиковые игры, которые помогают активизировать речевое развитие и развитие звуковой стороны речи.

Известному педагогу В. А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом или за партой, веселые стихи, которые помогут вашим детям стать добрее. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.

Пальчиковые игры для детей – это не новшество двадцатого века. Они существовали в разных народах, их история имеет много страниц.

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и другими предметами) , открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать.

Хочется отметить, что пальчиковые игры были всегда любимы детьми, появившись в глубокой древности, они дошли до наших дней почти без изменений. Например, кто не знает игры «Сорока – белобока», или игры «Ладушки – ладушки», или « Коза рогатая». Играя с детьми в эти игры, мы развиваем у детей внимание, расширяем горизонты их познания, стимулируем речевое и интеллектуальное развитие.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Дети любят стихи, любят их слушать и произносить.

Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов.

Хорошее стихотворение — та же музыка. Младшие дошкольники легко постигают его ритм, способны наслаждаться созвучием его строф, красотой построения. Эти музыкальные слуховые восприятия, связанные иногда лишь частично с пониманием влитого, в них содержания.

Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Максимально полезны для развития ребёнка – дошкольника пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём.

Суть фольклорных текстов - действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.

Пальчиковая гимнастика:

-Способствует овладению навыками мелкой моторики;

-Помогает развивать речь ребенка;

-Повышает работоспособность коры головного мозга;

-Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

-Снимает тревожность.

Пальчиковые игры - необходимый вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребёнок использует и развивает многие свои способности, в частности:

1. Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка.

2. Формируются навыки вербального и/или невербального общения.

3. Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе.

4. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, ребенок сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнения можно условно разделить на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук - развивают подражательную способность; - учат напрягать и расслаблять мышцы; - развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; - учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические- развивают точную координацию движений; - учат сгибать и разгибать пальцы рук; - учат противопоставлять большой палец остальным.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощьювзрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации по проведению игр:

• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

• Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

• Используйте максимально выразительную мимику.

• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

• Выбрав две - три игры, постепенно заменяйте их новыми.

• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого.

Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Основные принципы проведения пальчиковых игр:

- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз) . Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.

- Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст) . Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

- Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Примеры игр, стихов и песен, сопровождаемых движениями:

Раскатились по дорожке

Ссылка на источник nsportal.ru

Получи бесплатный мастер-класс «Изготовление кофейной игрушки» В ПОДАРОК!

09 ноября

Приглашаем педагогов стать авторами всероссийских викторин и получить свидетельство БЕСПЛАТНО!

08 ноября

Предлагаем педагогам стать авторами всероссийских олимпиад и получить свидетельство бесплатно!

08 ноября

Предлагаем педагогам стать авторами всероссийских детских конкурсов и получить свидетельство бесплатно!

06 ноября

Предлагаем всем желающим заказать срочный диплом (экспресс-диплом) за 240 рублей за участие в любом КОНКУРСНОМ мероприятии.

05 ноября

Предлагаем педагогам заказать рецензию (отзыв) кандидата пед.наук, доцента на ваши методматериалы за 680 рублей.

30 сентября

Подробней aktalant.ru

учитель-логопед

Хазова Елена Геннадьевна

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, формирование знаний по проведению дыхательной гимнастики на практике.

Задачи:

- показать значение дыхательной гимнастики, как одного из средств профилактики заболеваний и коррекции звукопроизношения;

-познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста;

- обучить приёмам проведения дыхательных упражнений.

Оборудование: столы, стулья, пластиковые стаканы с водой, трубочки, цветные карандаши, ватные шарики, вертушки, свистки, колпачки от шариковых ручек, ёмкости с водой, скорлупа грецкого ореха и другое.

Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер – классе, тема которого «Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста». В моей работе логопеда дыхательная гимнастика имеет большое значение. Я предлагаю вам познакомиться и научиться правильно выполнять дыхательные упражнения, чтобы в дальнейшем использовать эти знания в работе с детьми.

Каково же значение дыхательной гимнастики? Попробуем ответить на данный вопрос?

За последние годы резко ухудшилось и состояние здоровья детей первых семи лет жизни. Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем — ОРВИ, ОРЗ. Поэтому целесообразно с раннего возраста уделять должное внимание укреплению и оздоровлению организма. Значительную роль в этом играет дыхательная гимнастика. Без правильного дыхания невозможна и хорошо звучащая речь!

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, гайморит, хронический бронхит и др. часто являются причиной нарушения звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Исследования ученых-медиков показывают, что в развитии дыхательного аппарата детей дошкольного возраста наблюдается дисбаланс: при относительной мощности легких, просвет верхних воздухоносных путей (полости носа, гортани) еще узок, дыхательные мышцы являются слабыми. Поэтому детей дошкольного возраста необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов.

Что же относится к органам дыхания?

К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи) . Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

Следует различать физиологическое(жизненное) дыханиеи речевое дыхание, которые значительно отличаются друг от друга.

Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от « жизненного» тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный; количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы.

В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:

1. Нижнее, или " брюшное", " диафрагмальное" (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений, в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя) .

2. Среднее, или " реберное" (в дыхательных движениях участвует межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх, диафрагма также слегка поднимается) .

3. Верхнее, или " ключичное" (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц при неподвижной грудной клетке, в основном вентилируются верхушки легких и немного - их средняя часть) .

4. Смешанное (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких) .

Таким образом, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть - зависит от типа дыхания.

Наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Контролировать правильное дыхание поможет ваша собственная ладонь. Положите её на область диафрагмы ребенка (это место между грудной клеткой и животом) . При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется.

При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох - короткий, легкий, выдох - длительный, плавный (в соотношении 1:5) . Проделайте это еще раз совместно с ладонью ребёнка, а потом он сам с удовольствием будет «следить» за своим правильным дыханием. А чтобы внести игровой элемент в это действие, достаточно посадить ребёнку на животик игрушку, и предложить покатать ее. Предлагаю выполнить это упражнение вместе.

Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счёт ведём про себя) : вдох (носом) 1-3, пауза -1, выдох (ртом) -1-6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щеки не надувать) . Во избежание головокружения продолжительность упражнений 3-4 раза. Повторять 4 раза в день.

Существует много разновидностей дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения главным образом основаны на методах Б. С. Толкачёва, А. Н. Стрельниковой, К.

П. Бутейко, используется оздоровительное дыхание по системе йогов и другие.

Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка.

В структуру дыхательной гимнастики положено применение статических, динамических и специальных дыхательных упражнений.

При проведении дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.

2. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

3. Перед выполнением дыхательных упражнений ребенок должен успокоиться.

4. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после приема пищи. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

5. Выбор и дозировка дыхательных упражнений зависит от возраста, физического развития, типа нервной системы, динамической восприимчивости, психологического состояния, характера нарушений и коррекционно-педагогических задач.

6. Дыхательную гимнастику проводят регулярно, начиная с минимальных дозировок и минимального количества упражнений, с постепенно возрастающей нагрузкой. Нагрузку увеличивают за счет большего количества повторений упражнений или замены более простых на более сложные (выполнять упражнения каждый день по 3—6 мин, в зависимости от возраста детей) .

7. Во время выполнения упражнений надо внимательно наблюдать за качеством движений и реакцией на нагрузку. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения ребенком упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.

Остановимся на особенностях использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста:

1. Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении.

2. Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Все упражнения имеют игровые названия, например: «Костер», «Насос» и так далее.

3. Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.

4. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.

В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки; в утренней гимнастике; после оздоровительного бега; после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; в закаливающих мероприятиях; в любой двигательной деятельности детей; в домашних условиях.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей.

А сейчас давайте перейдём кпрактической части мастер-класса.

Я хочу представить вашему вниманию комплекс специальных дыхательных упражнений, используемый мной в работе с детьми-логопатами, и направленный на развитие физиологического и речевого дыхания.

Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам выполнить данный комплекс вместе со мной. Для вас поставлены столы, на которых есть всё, что нам нужно для обучения.

Цель дыхательных упражнений - увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания.

Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемыеклассические упражнения.Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

1. Вдох и выдох через нос.

(Вдох - глубокий, выдох - длительный, плавный) .

2. Вдох через нос, выдох через рот.

(Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами) .

3. Вдох через рот, выдох через нос.

(Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги) .

4. Вдох и выдох через рот.

(Если упражнение не получается, зажать нос пальцами) .

5. Комбинированный вдох.

Задержка дыхания, выдох через нос.

Задержка дыхания, выдох через рот

(слегка приоткрытый) .

Примечание.При систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать.

После этого начинается работа по развитию речевого дыхания, которая проводится в следующей последовательности:

- без участия речи,

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме: