Методы обучения детей дошкольного возраста

Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Методы воспитания

– способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.

Методы обучения

– совокупность путей, способов достижения целей.

Приём обучения

– часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное) .

Наглядные методы и приемы обучения

Методы

1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

2- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Приемы

• показ способов

действий;

• показ образца.

Словесные методы и приемы обучения

Методы

1- Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .

3- Беседа.

По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).

По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

4- Чтение художественной литературы.

Приемы

• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;

• указание (целостное и дробное) ;

• пояснение;

• объяснение;

• педагогическая оценка;

• беседа (после экскурсии, прогулки,

просмотра диафильмов и т. п.) .

Игровые методы и приемы обучения

Методы

1. Дидактическая игра

2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Приемы

• внезапное появление объектов;

• выполнение воспитателем игровых

действий;

• загадывание и отгадывание загадок;

• введение элементов соревнования;

• создание игровой ситуации.

Практические методы обучения

1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .

2- Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

3- Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

- содержания учебного материала;

- возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;

- формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы) ;

- оснащенности педагогического процесса;

- личности воспитателя

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Средства воспитания

– система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

Классификация средств воспитания

(Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова)

1.

Средства материальной культуры

– игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

2.

Средства духовной культуры

– книги, предметы искусства, речь.

3.

Явления и объекты окружающего мира

– явления природы, растительный и животный мир.

Средство обучения

– это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний

Выбор средств обучения зависит от:

- закономерностей и принципов обучения;

- общих целей обучения, воспитания и развития;

- конкретных образовательных задач;

- уровня мотивации обучения;

- содержания материала;

- времени, отведенного на изучение того или иного материала;

- объема и сложности материала;

- уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;

- возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;

- типа и структуры занятия;

- количества детей;

- интереса детей;

- взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;

- материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

- особенностей личности педагога, его квалификации.

Виды детской деятельности (с соответствии с ФГОС ДО)

в младенческом возрасте

Возрастная категория (2 месяца - 1 год)

- непосредственное эмоциональное общение с взрослым,

- манипулирование с предметами

- познавательно-исследовательские действия,

- восприятие музыки, детских песен и стихов,

- двигательная активность

- тактильно-двигательные игры

в раннем возрасте

Возрастная категория (1 год - 3 года)

- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.,

- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.,

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста

Возрастная категория (3 года - 8 лет)

- игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,

- восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

- изобразительная (рисование, лепка, аппликация,

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

- двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.

Использованная литература

1. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012.

2. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2005.

3. Приказ министерства образования науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс], режим доступа: www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok

www.maam.ru

«Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию» - Документ

Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность) .

Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие ("Лиса и кувшин") и длинные ("Гуси-лебеди") – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.

Стихотворение не годится для пересказа – не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся удошкольников представления и простейшие понятия.

Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.

Языкпроизведений, которые мы читаем и предлагаем для пересказа детям, должен быть для них образцом. Очень хороши в этом смысле произведения Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского.

Рассказы Л. Н. Толстого особенно подходят для пересказа еще и потому, что их язык усложняется постепенно: текст рассказов для маленьких значительно проще, предложения короче, чем в таких произведениях, как "Косточка", "Лев и собачка" и др. Можно также использовать произведения В. Осеевой, В. Бианки, М. Пришвина.

Если в тексте, предлагаемом для пересказа, встречаются новые слова, то сначала дети стараются заменить их привычными, знакомыми. Впоследствии, как показали наблюдения, они стремятся употреблять новое слово при пересказе и даже гордятся этим.

Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

Очень сложен для детей такой тип речи, как описание. Часто старшие дошкольники начинают пересказ с завязки, опуская разного рода описания. Это объясняется тем, что в памяти детей ярче сохраняется то, что сильнее задело чувства.

Это нисколько не противоречит тому, что дети, если в их представлениях есть яркий образ, иногда дополняют свой пересказ описанием, которого может и не быть, например, в сказке. В процессе наблюдений выяснилось, что если у детей есть представление о предмете или явлении, описываемом в рассказе, то они без затруднения и с интересом дают его описание.

Если же внимание детей сосредоточено на сюжете, то они пропускают описательные места. Следовательно, для пересказа надо предлагать такие произведения, в которых описания не совпадают с моментом особенно сильного сюжетного напряжения.

В теоретической и методической литературе требования к размеру текстов для пересказа противоречивы. Некоторые исследователи детской речи считают, что важен не размер, а содержание и структура рассказа.

Другие предлагают давать детям для пересказа только короткие произведения. При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа. Относительно этого параметра произведения, отбираемого для пересказа, необходимо учитывать следующее:

  • если пересказ проводился уже в средней группе, то в старшей группе во втором полугодии дети после вторичного прочтения педагогом произведения могут правильно, последовательно и достаточно полно воспроизвести длинный рассказ или сказку без дополнительных вопросов воспитателя;

  • в начале работы качество детских пересказов зависит от величины произведения. Как показывает практика, из равноценных по сложности и динамичности произведений более короткие дети пересказывают последовательнее, точнее и полнее, чем длинные.

Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия) . Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.

Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

Построение занятия определяется разнообразием его задач.

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

  1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.) .

Задачи:

  • выяснить знания детей по теме произведения;

  • обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;

  • расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;

  • обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения) .

Цели ее:

  • уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий) ,

  • привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы) ,

  • активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах) .

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд) .

6. Пересказ (3—7 человек) . Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка) .

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети) .

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...»

Остановимся подробнее на приемах обучения детей пересказу.

Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:

  • рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;

  • лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;

  • использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа;

  • наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

Приемы, работы над текстом произведения:

  • беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения) ;

  • выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;

  • выделение из текста фраз к каждой картинке;

  • придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;

  • частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц) ;

  • составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы) .

Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:

  • Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений) , а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз) . Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.

  • В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.) , применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.

  • Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах) .

  • В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.

  • игровые приемы (н-р: пересказ, сидя у макета телевизора) .

Список литературы:

  1. Бородич А. М. Методика развития речи детей, М., 1981 г.

  2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.

  3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. – М.: «ГНОМ и Д», 2003 – 48 с.

  4. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., «Просвещение», 1982 – 128 с.

Памятка «Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию»

Значение пересказа в формировании монологической речи.

  1. Качественное и количественное обогащение словарного запаса.

  2. Практика употребления обогащенной лексики в активной речи.

  3. Формирование грамматического строя, использование различных по сложности словосочетаний.

  4. Понимание сюжетной линии рассказа.

  5. Развитие способности сохранять сюжетную линию при пересказе (речевой самоконтроль) .

  6. Развитие внимания к слову, грамматическому оформлению речи.

  7. Совершенствование и развитие познавательных процессов восприятия, представления об окружающей действительности, понимание причинно-следственных связей, воображения.

  8. Воспитание в ребенке положительные качества личности.

3 – 4 года

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Дети способны понимать и отвечать на вопросы небольшой по объему сказки, рассказа. Добавляются элементы пересказа. Многократно прочитанные тексты дети запоминают наизусть, но самостоятельный рассказ еще не доступен.

Задачи подготовительного этапа:

  • Учить следить за развитием событий в рассказе (сказке) .

  • Учить называть и сочувствовать героям произведения.

  • Учить частично воспроизводить текст с помощью воспитателя.

Пересказ является новым видом речевой деятельности. Дети пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки.

Организуются специальные занятия по обучению пересказу.

Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого. Дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову.

Дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения.

Ребенок самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы. Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения.

Требования к литературному тексту для пересказа:

  • доступное, понятное детям содержание;

Ссылка на источник refdb.ru

35. Методы и приемы обучения дошкольников » Шпоры для студентов

Шпоры по дошкольной педагогике

МЕТОД (гр. - путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

ПРИЕМ - часть метода, его конкретный элемент.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ - это упорядоченная по определенному признаку их система.

В современной дидактике существуют разнообразные классификации методов обучения (см. таблицу ) .

Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и: характеру восприятия информации (Е. Я. Го-лант, С. И. Петровский) .

Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО ;

Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа

Практические и игровые – упражнение, игровые методы влементарные опыты, моделирование

Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

НаблюдениЕ - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.) ;

2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) - дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.

Метод демонстрации, включает различные приемы:

А) Показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

Б) Показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

В) Показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

Г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.

Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал.

Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.

Рассказ воспитатеЛя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной реЧи.

Рассказ детей - это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.

Чтение Расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы.

Шпаргалки

Источник shporiforall.ru

Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста

Тема: Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста.

1. Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

В определении метода подчеркивается двусторонний характер процесса обучения. Методы обучения не ограничиваются деятельностью педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направляет познавательную и практическую деятельность самих детей. Можно говорить о том, что в методах обучения отражается взаимосвязанная деятельность педагога и детей, подчиненная решению дидактической задачи.

В методах обучения выделяется объективная, то есть не зависящая от учителя, и субъективная, то есть зависящая от него, части.

Методы обучения выполняют ряд функций:

- обучающая;

Метод обучения - путь к достижению поставленной цели.

Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых.

2. Прием обучения - направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят.

Одни и те же приемы могут входить в разные методы обучения.

3. Классификация методов и приемов обучения.

Они различаются по источникам знаний, своему назначению, типу (характеру) познавате6льной деятельности.

Классификация методов обучения по источникам знаний (Н. М. Верзилин, Е. Я. Голант, Е. И. Петровский и др.) .

Известно три главных источника знаний: практика, наглядность, слово.

В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один - книга, а далее- безбумажный источник информации - видеообраз в сочетании с компьютерными технологиями.

В данной классификации выделяют пять общих методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.

Классификация методов по назначению, или по основной дидактической цели, для достижения которой они служат ( М. Д. Данилов, Б. П. Есипов) .

В качестве общих признаков классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения, и цели, которые достигаются на каждом из них.

Выделяются методы:

- проверка знаний, умений, навыков.

Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности ( И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин) .

Тип познавательной деятельности - это уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают ученики, работая по предложенной учителем схеме обучения.

Выделяют следующие методы:

- исследовательский.

4. В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения.

В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Главными методами обучения дошкольников являются: практические, наглядные, словесные, игровые.

Все эти методы в процессе обучения используются в совокупности.

5.. Выбор методов обучения. Выбор методов обучения зависит:

- от цели и содержания предстоящего занятия ;

- оснащенности педагогического процесса;

- личности педагога, его способностей и ответственности.

Другие работы

Искусство древнего египта и древней греции Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов знати придворных писцов. Здесь была осуществлена попытка соединить храм с пирамидой положено начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени.

Золотисторозовый цвет камня огромная протяженность окруженной стенами дороги ведущей к храму с двумя террасами и широким пандусом расположенному среди диких гор сообщали этому своеобразному ансамблю величественный размах. Особое значение в Среднем царстве приобрели мощные колоннады опоясывающие террасы храмов и дворы а также...

В течение длительного времени в западной социальной науке почти безраздельно господствовала позитивистска Количественные и качественные методы в социологии: историческая ретроспектива Опубликовано sbeln в Ср 02 04 2009 13:45 Термины качественные методы исследования и качественная социология сегодня уже прочно вошли в лексикон российских социологических публикаций о чем свидетельствует например следующий отрывок: В течение длительного времени в западной социальной науке почти безраздельно господствовала позитивистская методология с ее ориентацией на естественнонаучные исследовательские схемы критерии и стандарты. Многие годы доминирующее...

Гражданский протест против продажи земли ОБРАЩЕНИЕ КО ВСЕМ УКРАИНСКИМ ПАЛИТИЧЕСКИМ ПАРТИЯМ И ПРИЗИДЕНТУ УКРАИНЫ. ДА и многих сынов и дочерей нашей УКРАИНЫ.

Из за того что люди попали в экономическое и социальное рабство им пришлось оставить родные села и уехать кому в город кому за приделы Украины в поисках труда чтобы жить дальше. Как гражданин УКРАИНЫ ИМЕЮ ПОЛНОЕ ПРАВО ПРИЗВАТЬ К ПОКОЯНИЮ ПЕРЕД БОГОМ и ЛЮДЬМИ.

Читать далее reftrend.ru

Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность) .

Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие ("Лиса и кувшин") и длинные ("Гуси-лебеди") – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся удошкольников представления и простейшие понятия.

Очень важно обращать внимание на грамматическую структурувыбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа.

Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия) . Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.

Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

  1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.) .

Задачи:

  • выяснить знания детей по теме произведения;
  • обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;
  • расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;
  • обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения) .

Цели ее:

  • уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий) ,
  • привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы) ,
  • активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах) .

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд) .

6. Пересказ (3—7 человек) . Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка) .

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети) .

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...»

Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:

  • рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;
  • лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
  • использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа;
  • наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

Приемы, работы над текстом произведения:

  • беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения) ;
  • выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;
  • выделение из текста фраз к каждой картинке;
  • придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;
  • частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц) ;
  • составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы) .

Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:

  • Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений) , а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз) . Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.
  • В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.) , применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.
  • Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах) .
  • В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.
  • игровые приемы (н-р: пересказ, сидя у макета телевизора) .

Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М. 2009 г.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия 2008 г.

3. Бородич A.M. Методика развития речи детей М. 2001 г.

4. Воротнина Л. М. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9.

5. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие - М.: Наука 2008 г.

6. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М., 2006.

7. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. - М.: 2010 г.

8. Сохина Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста М.: 2009 г.

9. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. РИЦ Владос. М., 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Памятка «Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу»

Значение пересказа в формировании монологической речи.

  1. Качественное и количественное обогащение словарного запаса.
  2. Практика употребления обогащенной лексики в активной речи.
  3. Формирование грамматического строя, использование различных по сложности словосочетаний.
  4. Понимание сюжетной линии рассказа.
  5. Развитие способности сохранять сюжетную линию при пересказе (речевой самоконтроль) .
  6. Развитие внимания к слову, грамматическому оформлению речи.
  7. Совершенствование и развитие познавательных процессов восприятия, представления об окружающей действительности, понимание причинно-следственных связей, воображения.
  8. Воспитание в ребенке положительные качества личности.

3 – 4 года

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Дети способны понимать и отвечать на вопросы небольшой по объему сказки, рассказа. Добавляются элементы пересказа. Многократно прочитанные тексты дети запоминают наизусть, но самостоятельный рассказ еще не доступен.

Задачи подготовительного этапа:

  • Учить следить за развитием событий в рассказе (сказке) .
  • Учить называть и сочувствовать героям произведения.
  • Учить частично воспроизводить текст с помощью воспитателя.

Пересказ является новым видом речевой деятельности. Дети пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки.

Организуются специальные занятия по обучению пересказу.

Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого. Дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову.

Дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения.

Ребенок самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы. Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения.

Требования к литературному тексту для пересказа:

  • доступное, понятное детям содержание;

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста

    Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в...

  • Методы развития речи детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу...

  • Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста

    Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в...

  • Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста

    Обучение дошкольников монологической речи Речь человека - показатель его интеллекта и культуры. Сама по себе она не возникает, а является составной частью общения. В связной речи понятие - моноло...

  • Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

    Обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Ж. Ю. Жарова 2014 В современном дошкольном образовании речь расс...

  • Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию

    Обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Ж. Ю. Жарова 2014 В современном дошкольном образовании речь расс...

  • Средства развития речи детей дошкольного возраста

    «Средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества» Развитие речевого творчества. I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблем...

  • Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста

    Проект «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию проект на тему: «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Актуальность да...

  • Презентация речевое развитие детей дошкольного возраста

    Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развит...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Методика развития речи детей дошкольного возраста

    Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста (Часть 2) 5. Обучение монологической речи. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказ...

  • Презентация развитие речи детей дошкольного возраста

    Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» … Чтобы научиться говорить, надо говорить. " М. Р. Львов Человек не может жи...