Музыкально дидактические игры для дошкольников с картинками

Авторские музыкально-дидактические игры для дошкольников

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТЫ»

для детей младшего возраста

«Волшебные цветы»

Предлагаю вашему вниманию игру по технологии – цветочная терапия для детей дошкольного возраста, при помощи которой ребенок развивает музыкальный слух, передавая положением руки движение мелодии.

Назначение. Для музыкальных руководителей ДОУ. Используется на музыкальных занятиях, в индивидуальной работе с детьми.

Дидактическая задача:

Различать движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением бабочки на цветке.

Материал:

Карточки с изображением цветов и накладная (переносная) бабочка. Ее можно передвигать вверх – вниз над цветами.

Руководство:

В эту игру можно играть от одного до четырех человек.

Педагог играет звуки на металлофоне (фортепиано, а ребенок ведет бабочку по цветам соответственно вверх или вниз.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ КАРТИНКУ»

для детей среднего возраста

«Собери казака»

Предлагаю вашему вниманию забавную игру для детей дошкольного возраста, при помощи которой ребенок развивает певческие навыки, слух, мелкую моторику.

Назначение. Для родителей, педагогов ДОУ.

Используется на музыкальных занятиях, в свободной деятельности детей.

Учить на куплет песни собирать картинку казака.

Развивать ловкость, чувство соревнования.

Материал:

Разрезная картинка «казак» 2 шт.

Руководство.

Все дети поют песню «У Кубани» (можно любую кубанскую). На куплет песни 2 ребенка собирают картинку казака. Кто быстрее собрал, тот и победил.

Аналогично проводится игра «Собери снеговика».

«Собери снеговика»

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ГОЛОСА КОЛОКОЛЬЧИКОВ»

для детей старшего дошкольного возраста

«Голоса колокольчиков»

Предлагаю вашему вниманию интересную игру для детей дошкольного возраста, при помощи которой ребенок развивает слух, внимание и зрительное восприятие.

Назначение. Для родителей, воспитателей, музыкальных руководителей детского сада. Используется в свободной и индивидуальной игровой деятельности.

Дидактическая задача:

Учить различать колокольчики по голосам.

Развивать музыкальный слух, зрительное восприятие.

Материал:

Карточки с изображением колокольчиков, таблички с надписями голосов колокольчиков.

Руководство:

Напишите на 6 маленьких табличках голоса колокольчиков. Разложите эти таблички в любом порядке по одной под каждым колокольчиком. Чем больше ребят примут участие в игре, тем веселее будет играть. Один из вас станет ведущим. Внимательно посмотрите на колокольчики, запомните их голоса и отвернитесь. Ведущий в это время переворачивает таблички с голосами надписями вниз. Теперь все снова поворачиваются, а ведущий показывает на какой-нибудь колокольчик и спрашивает: «Как он звенит? » Кто первым вспомнит голос колокольчика, тот получает 1 очко.

Игра повторяется несколько раз. Чтобы интересней было играть, можете время от времени менять таблички местами. Кто первым наберет определенное число очков (3, 4 или больше, тот и выиграл.

www.maam.ru

Музыкально-дидактические игры для детского сада

(34 пользователям это нравится)

Здесь вы найдете музыкально-дидактические игры для детского сада, которые пригодятся не только воспитателям и педагогам дошкольных учреждений, но и родителям (особенно многодетным, так как это коллективные занятия) . Такие игры развивают музыкальное восприятие ребенка, позволяют ему научиться слышать ритм музыки, ее характер, а также различать музыкальные инструменты на слух. В музыкально-дидактические игры можно играть и в домашних условиях, но для этого необходима группа детей (как минимум от 3-х человек) .

Игра «Волшебная котомка»

Цель: выявить умение детей сравнивать музыкальные звуки по высоте и тембру звучания и сопоставлять их со звуками окружающей среды.

Оборудование: небольшая цветная сумка, музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, колокольчик, погремушка) .

Методика проведения игры. Музыкальный руководитель из волшебной сумки достает какой-нибудь музыкальный инструмент, играет на нем и спрашивает ребенка: «Что напоминает этот музыкальный звук?»

Например:

Барабан - Гром или пение птиц?

Бубен - Шорох листьев или гром?

Металлофон - Дождик или ветер?

Игра «Что звучит?»

Цель: выявить умение детей различать музыкальные игрушки и инструменты на слух по тембру звучания, знание их названий (погремушки, бубен, барабан, металлофон, свирель, колокольчик) .

Оборудование: музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, свирель, колокольчик, погремушка) , ширма.

Методика проведения игры. Музыкальный руководитель за ширмой играет на музыкальном инструменте и спрашивает у ребенка: «Какой музыкальный инструмент звучит?»

Если ребенок не может ответить, музыкальный руководитель еще раз предлагает послушать. Если и на этот раз ребенок не может назвать инструмент, то музыкальный руководитель предлагает найти среди музыкальных инструментов, которые разложены за ширмой, тот, который звучал.

Игра «Солнышко и дождик»

Цель: проявлять умение детей воспринимать и различать разный характер музыки (веселая, грустная) .

Оборудование: картинки с изображением божьей коровки - «веселая» музыка и облака - «печальная» музыка.

Музыкальный репертуар: «Солнышко», муз. М. Раухверга; «Прогулка и дождик», муз. А. Филипенко.

Методика проведения игры. Детям раздают по две картинки с изображением «печального» облака и «веселого» солнышка. Дети слушают музыкальное произведение, признают характер музыки (веселый или грустный) , поднимают картинку, соответствующую характеру музыки.

Игра «Кукла танцует и отдыхает».

Цель: выявить умение детей различать музыку по темпу (быстрая или медленная) , динамикой (громкая или тихая) .

Оборудование: кукла - игрушка.

Музыкальный материал: «Колыбельная», муз. Я. Степного; «Гопак», муз. Я. Степного.

Методика проведения игры. Детям раздают игрушки - куклы. Звучит музыка.

Если она тихая, медленная, спокойная, ласковая - дети колышут куклу, а если быстрая, громкая, веселая, бодрая - дети танцуют с ней.

Игра «Кто в гости пришел?»

Цель: выявить умение детей петь естественным голосом доступные по содержанию песни разного характера в диапазоне «ре - ля», четко произносить слова.

Оборудование: игрушки «котик» и «петушок».

Музыкальный репертуар: Украинская народная песня «Котик серенький», песня «Петушок», муз. В. Витлина, сл. . А. Ременной.

Методика проведения игры. Педагог приглашает детей посмотреть, кто к ним в гости пришел. Когда здороваются с котиком - звучит мелодия песенки «Котик серенький», когда с петушком - мелодия песни «Петушок».

Педагог рассказывает детям, что животные пришли послушать о себе песенки. К кому прикоснется животное, тот должен спеть песенку об этом животном.

Игра «Узнай и спой песенку»

Цель: проверить умение детей узнавать знакомые песенки и передавать в пении мелодию.

Методика проведения игры.

1 этап. Педагог предлагает ребенку прослушать поочередно несколько знакомых мелодий песен. Ребенку необходимо вспомнить название музыкального произведения или какую-то фразу из песни.

2 этап. Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песню за музыкальными фразами, проявляя особенности вокальных навыков. Петь без напряжения, протяжно, не спеша, отчетливо произнося слова.

Игра «Веселый концерт»

Цель: определить навыки детей петь в ансамбле, не отставая и не опережая друг друга.

Методика проведения игры. Педагог разделяет детей на небольшие группы и предлагает провести концерт. Каждая группа детей выполняет знакомую песню с музыкальным сопровождением.

Упражнение «Дятел»

(Сл. А. Фаткин, муз. Н. Леви)

Цель: определить навыки детей различать и воспроизводить ритм музыкальной мелодии.

Методика проведения упражнения. Педагог поет песню «Дятел», дети внимательно слушают. Потом еще раз пропевает, как «стучал« дятел, а дети индивидуально за ним повторяют аплодисментами или постукиванием, передавая ритмичный рисунок мелодии.

Игра «Бегаем - шагаем - прыгаем»

Музыкальный руководитель выбирает для обследования одну из предложенных игр.

Цель: выявить умение детей двигаться в соответствии с контрастными изменениями в музыкальном сопровождении, ритмично маршировать (спокойно, весело, бодро) , бегать (весело, легко, мелко) , подпрыгивать (как мячик) .

Методика проведения игры. Педагог предлагает детям внимательно слушать музыку и в соответствии с ее характером выполнять движения. Под музыкальный фрагмент марша детям надо энергично шагать в свободном направлении, не толкая друг друга.

Под веселую музыку - легко и мелко бегать на носочках, под веселый, игривый музыкальный фрагмент - подпрыгивать как мячик.

Задачу повторяют несколько раз.

Игра «Двигаться - отдыхать»

Цель: выявить умение детей двигаться в соответствии с контрастными изменениями в музыкальном сопровождении (марширование, бег, подпрыгивание) .

Методика проведения игры. Педагог предлагает детям внимательно слушать музыку и в соответствии с ее характером выполнять движения.

Звучит музыкальный фрагмент марша - дети энергично шагают, на спокойную музыку - дети приседают на корточки и подкладывают ладони под щеку, отдыхают. Когда звучит веселая, легкая музыка - дети весело, легко бегут на носочках друг за другом, вновь звучит спокойная музыка - дети отдыхают.

Затем раздается игривая музыка - дети подпрыгивают на месте. Игру повторяют несколько раз.

Игра «Птички летают»

(Муз. Г. Фрида)

Цель: выявить умение детей чувствовать начало и конец музыки, отражать это в движениях; бегать небольшими группами в разных направлениях и указанном направлении под легкую, живую музыку.

Оборудование: два обруча - «домики», эмблемы или шапочки птиц.

Методика проведения игры. Дети - «птички» размещаются в двух «домиках». Педагог напоминает детям о том, что птицы летают легко, бесшумно, поэтому надо бегать на цыпочках, легко поднимая и опуская руки - «птички смахивают крыльями».

Как только зазвучала музыка, дети выбегают из своей избушки и свободно двигаются по залу. Когда музыка перестает звучать – дети приседают. Опять звучит музыка – дети свободно двигаются по залу.

Музыка заканчивается – дети бегут к своим «избушкам».

Игра с цветными платочками

(Украинская народная мелодия в обработке Я. Степного)

Цель: проверить умение детей передавать характер танца движениями (танцевальный бег, разведение рук, смахивания платочком, вместе со взрослыми кружение в круге и т.д.) .

Оборудование: разноцветные платочки (по количеству детей) .

Методика проведения игры. Педагог предлагает детям (игру проводят с небольшим количеством детей) взять в руки платочки. Затем педагог смахивает платком и пением зовет детей встать в круг:

Все в круг скорее бегите,

Платочки вы покажите.

Платочками помашем,

Потанцуем, споем.

Воспитатель под музыку показывает танцевальные движения, а дети повторяют.

Прочитано 11376 раз

Добавить комментарий

Имя (обязательное)

Обновить

Ссылка на источник chudo-udo.com

Музыкально-дидактические игры - Детский сад компенсирующего вида № 53 "Чайка"

- лист-подсказка - 1 шт.

«СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР»

Игра в легкой, доступной форме знакомит детей с устройством симфонического оркестра и с музыкальными инструментами, входящими в него; пробуждает интерес к музыке. Так же игра способствует развитию внимания, памяти, логике и связной речи ребенка.

ВАРИАНТЫ ИГРЫ:

  1. Взрослый показывает детям карточки с инструментами и зачитывает информацию о них.
  2. Взрослый читает информацию, дети должны угадать о каком инструменте идет речь. Кто угадает, берет карточку с данным инструментом себе. Выигрывает тот, кто соберет большее количество карточек.
  3. Взрослый показывает нарисованный инструмент, а дети находят его в оркестре. Кто первый покажет правильно - берет карточку себе.
  4. Взрослый показывает инструмент - дети стараются рассказать о нем. Выигрывает тот, кто скажет больше информации.
  5. Взрослый называет деталь инструмента, а дети должны сказать какие инструменты обладают данной деталью.
  6. Дети загадывают друг другу инструменты движениями руками, показами.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Музыкальные инструменты любят проводить время в обществе друг друга. И самое большое представительное собрание музыкальных инструментов называется симфонический оркестр. Управляет оркестром дирижер, при помощи дирижерской палочки.

Струнно-смычковые инструменты

В эту группу входят изящные, аристократичные инструменты разных размеров, сделанные из дерева, с натянутыми четырьмя струнами. Музыканты правой рукой водят смычком по струнам, а пальцами левой руки прижимают струны в разных местах.

1. СКРИПКА - пожалуй, главный инструмент оркестра с высоким, певучим, похожим на женский голос звуком. При игре ее кладут на плечо. В оркестре скрипки звучат по-разному: то нежно шепчут, то веселятся, то грустят.

2. АЛЬТ - инструмент, похожий на скрипку, но голосом ниже, гуще и размером побольше.. Альты не обижаются, когда за внешнее сходство их принимают за скрипки, а голос - за виолончельный.

3. ВИОЛОНЧЕЛЬ - вдвое больше альта. Во время игры исполнитель держит ее между коленями, острым металлическим шпилем упирая в пол. Виолончель - прежде всего певучий, мелодичный инструмент.

По теплоте, сердечности, силе чувств с «пением» виолончели может соперничать лишь низкий бархатный человеческий голос.

4. КОНТРОБАС - инструмент огромного, можно сказать, баскетбольного роста. Он самый большой и самый низкий по звучанию в скрипичном семействе. Голос контрабаса густой и суровый. На нем играют стоя или сидя на специальных высоких табуретах.

В оркестре контрабасы выполняют особое поручение - поддерживают глубокими басами все звучание оркестра, как фундамент здание.

Деревянные духовые инструменты.

В симфоническом оркестре деревянные духовые (флейта, гобой, фагот, кларнет) имеют вид небольших прямых трубочек с клапанами и отверстиями. Исполнитель вдувает в инструмент воздух и нажимает пальцами на клапаны.

5. ФЛЕЙТА - серебристая трубочка, которую при игре держат справа от себя. Голос у нее прозрачный, холодноватый, будто лесной речек. В оркестре флейта обычно рассказывает о нежных чувствах.

Пение ее льется то ровно и спокойно, то рассыпается искрящимся водопадом.

6. ГОБОЙ - дудочка темного цвета с голосом островатым, носовым, немного похожим на утиный. В оркестре гобой способен на нежные чувства не хуже флейты и может звучать трогательно, ласково, порой жалобно и грустно.

7. КЛАРНЕТ - как и гобой, темного цвета дудочка с клапанами, только чуть шире и длиннее. Его звук полный и округлый, отличается благородством. В голосе кларнета слышна теплая, светлая грусть и мечтательность.

Но на низких тонах звук его темнеет, становится сумрачным и угрюмым.

8. ФАГОТ - самый длинный инструмент своего семейства. Его держат перед собой вертикально, слегка наклонив вперед. У фагота низкий, чуть сдавленный хрипловатый голос.

Главная задача его в оркестре - басить.

Медные духовые инструменты

Эта группа привлекает взгляд праздничным сверканием металла, из которого сделаны это причудливо изогнутые инструменты, напоминающие то рог, то гигантскую улитку.

9. ТРУБА - блестящая длинная трубочка согнутая дважды. Голос у трубы решительный, сильный, яркий. Она любит ворваться в звучание оркестра звонким светлым возгласом.

Но и никогда не откажется пропеть длинную певучую фразу.

10. ВАЛТОРНА - закрученная в кольцо труба, похожая на огромную улитку. Валторна - самый поэтичный инструмент в группе медных духовых. Ее полный благородства, бархатно мягкий звук способен передавать тонкие переживания.

11. ТРОМБОН - Большой изогнутый блестящий металлический инструмент. Голос тромбона мужественный, суровый, сильный и пронзительный. Иногда решается пооткровенничать.

А бывает, как медведь рявкнет зычным басом.

12. ТУБА - большой, неповоротливый духовой инструмент, голосом и тучной комплекцией похожий на слона. В оркестре туба очень редко подает свой тяжеловесный, глубокий, мощный бас.

Ударные инструменты

Эти инструменты украшают звучность оркестра, придавая ей блеск и яркость, упругость и динамичность. Их стихия - ритм.

13а. ЛИТАВРЫ - медные котлы, обтянутые кожей. Играют на литаврах двумя мягкими колотушками.

Литавры в оркестре то тревожно дрожат, то выбивают победный ритм, то поражают громоподобными раскатами.

13б. ТАРЕЛКИ - два тонких медных, блестящих диска с ремешками для рук. Ударяя друг о друга, издают тонкий, звенящий, яркий звук.

В симфоническом оркестре порой можно встретить и АРФУ, и РОЯЛЬ, и ОРГАН.

14. АРФА - изящный, похожий на крыло бабочки инструмент. Смотрится по-королевски: внизу сверкающие золотом педали, вверху на тонкой металлической колонне что-то вроде маленькой резной короны; и тончайшая накидка из 46 струн.

Голос у арфы не громкий, нежный, он журчит ручейком, убаюкивает, ласкает. Он может то засверкать, переливаясь как струи фонтана. На арфе играют, перебирая ее струны пальцами.

«НАЙДИ НОТКУ»

ЦЕЛЬ: Закреплять знание нотной грамоты.

ЗАДАЧИ:

  1. Учить различать положение нот на клавиатуре.
  2. Учить читать мелодии по клавиатуре.

«КТО НА ЧЕМ ИГРАЕТ»

ЦЕЛЬ: Учить принимать правила игры.

ЗАДАЧИ:

  1. Выбирать, нарисованный музыкальный инструмент.
  2. Помочь в игровой форме освоить все оркестровые партии.

Под стульчиками детей или на полу разложены картинки, изображающие музыкальные инструменты, по количеству и наличию составляют имеющиеся инструменты. По сигналу дети выбирают карточку и музыкальный инструмент, изображенный на ней для игры в оркестре.

Используя прием жребия, дети осваивают партию, выбранного ими инструмента. Тем самым не имеют возможности выбирать любимый инструмент и при необходимости Вы, как руководитель оркестра, можете легко заменить заболевшего или выбывшего участника.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО СЛУХА

II младшая группа

  1. «ГРОМКО - ТИХО»

Дети берут музыкальные инструменты. Ведущий показывает карточку динамического оттенка (fили р) , дети играют громко или тихо.

«НАЙДИ ИНСТРУМЕНТ, КОТОРЫЙ ИГРАЕТ ТАК»

Ведущий показывает карточку, дети ищут инструменты, которые играют в соответствии со звуком (громко или тихо) .

«СЫГРАЙ СВОЙ ЗВУК»

Дети делятся на две группы: 1 группа - р (тихо) 2 группа -f ( громко) Ведущий показывает карточку с их динамическим оттенком, дети играют на инструментах.

Средняя группа

Ведущий предлагает расположить карточки по возрастающей (усиление звука p) или по убывающей (ослабление звука рр) .

«ЧТО ГРОМЧЕ?»

Ведущий берет одну из карточек, просит найти какая звучит громче, какая тише. Например: ведущий - тf

громче - f тише - р

Старшая группа

«НАЙДИ САМЫЙ ... »

Ведущий предлагает детям из набора карточек САМЫЙ ГРОМКИЙ (ff) , САМЫЙ ТИХИЙ (рр) , САМЫЕ ПОХОЖИЕ (тр, тf)

Подготовительная к школе группа

«СПОЙ ИЛИ СЫГРАЙ ТАК, КАКПОКАЖУ»

Ведущий показывает карточку и дети выполняют задание согласно динамическим оттенкам (pp, pp, f>p)

ПРИМЕЧАНИЕ: Каждая следующая игра дополняет копилку игр и может использоваться в следующей возрастной группе для решения отдельных задач, для индивидуальной работы с детьми.

Динамические оттенки музыки

Источник xn--53-jlcsocpc9acaf6jub.xn--80atdkbji0d.xn--p1ai

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Курбанова Лилия Рафаиловна

Д/С №3 МБДОУ "Ласточка"

Игра –ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике ее рассматривают и как один из основных методов воспитания, обучения, и как одну из форм организации деятельности детей.

Также игра является средством усвоения, закрепления и углубления знаний дошкольников. В работах ученых неоднократно подчеркивалось ее развивающее значение на детей данного возраста (Е.

И. Тихеева, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова) Игры выполняют различные функции в жизни детей: воспитательную, образовательную, обучающую, развивающую, познавательную, коммуникативную, развлекательную, функцию отдыха, организаторскую, ценностно-ориентационную и др. В игре ребенок закрепляет свой опыт познания окружающего мира и его преобразования, осуществляется всестороннее развитие ребенка.

Некоторые игры направлены на формирование умений и навыков какой-либо деятельности, другие- определенных качеств личности (коммуникативных умений, выдержки, воли, самостоятельности, активности, развитие способностей (общих и специальных) . В музыкальном воспитании дошкольников игровая деятельность носит специфический характер. Она эмоциональна в силу особенностей эмоционального искусства, что усиливает возможности развития мышления, воображения детей, музыкальных и творческих способностей.

Музыкальные игры различны по задачам и видам. Одни направлены на узко дидактические цели (обогащают представления о тембре, динамике, звуковысотности, другие- на более общие (развитие музыкального восприятия, интереса к музыке) . Среди различных видов игр в музыкальной деятельности дошкольников особое место занимают музыкально-дидактические игры.

Специфика их в том, что они содержат в себе обучающую (и воспитывающую) задачу, игровые действия детей и игровые правила. Проведение музыкально-дидактических игр включает в себя ознакомление с ее содержанием, объяснение хода и правил игры, показ игровых действий, повторение игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

Основное назначение музыкально-дидактических игр:

-Формировать у детей музыкальные способности

-в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте

-развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух

- побуждать детей к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных в процессе НОД по МРД.

Музыкально-дидактические игры

«В ЛЕСУ»

Программное содержание: Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.

Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.

В другом варианте игры педагог обращает внимание детей на ритм шагов различных зверей: Долгие звуки, когда шагает медведь и короткие, когда прыгает зайка. В этом варианте игры дети по ритму шагов должны определить, кто идет по лесу, или, наоборот, уметь прохлопать ритм шагов медведя или зайца.

"ВЕРТУШКА"

Программное содержание: Развивать у детей представления об изобразительных возможностях музыки.

Ход игры: Педагог предлагает детям посмотреть музыкальную вертушку, по - вращать ее, заглянуть в окошечко на вертушке и исполнить знакомую песню, соответствующую появившемуся в окошечке вертушки изображению; ребенок должен объяснить, почему он выбрал именно эту песню, какие еще песни можно соотнести с данным изображением, определить характер музыки.

Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей об изобразительных возможностях музыки, через умение по зрительному и слуховому восприятию соотносить музыкальные и художественные образы. Развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью музыки.

Игровые правила: Отвечать индивидуально, а петь хором.

Игровые действия: Вращать вертушку, угадывать знакомые мелодии.

Игровая цель: Вспомнить как можно больше песен.

«ВЫЛОЖИ МЕЛОДИЮ»

Программное содержание: Развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка мелодии.

Ход игры: Педагог исполняет знакомые детям песни с разным ритмическим рисунком, предлагает детям его прохлопать. Затем он показывает детям как можно условно изобразить ритмический рисунок с использованием квадратов, обозначающих долгие звуки.

В ходе игры педагог исполняет знакомые детям песни и предлагает им выложить их ритмический рисунок. И наоборот просит детей вспомнить песню по предложенному педагогом условному изображению ритмического рисунка мелодии.

Программное содержание: Развивать ритмическую и ассоциативную память. По слуховому восприятию учить детей различать длительность звуков: короткие и долгие, уметь передавать ритмический рисунок с помощью ассоциативных элементов:

квадраты и прямоугольники, соотносить таким образом мелодию с графическим изображением.

Игровые правила: Слушать знакомые мелодии,

не мешать и не подсказывать другим.

Игровые действия: Отгадывать песни, прохлопывать их ритмический рисунок, выкладывать его графическое изображение и наоборот.

Игровая цель: Первым выложить рисунок мелодии.

«КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК ?»

Программное содержание: Развивать у детей представление о регистрах ( высоком, среднем, низком ) .

Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей ( волк, лиса, заяц, медведь) , при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать соответствующую картинку

Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных регистрах: высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным по слуховому и зрительному восприятию.

Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать отвечать другим, выбирать соответствующую карточку.

Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента, выбор соответствующего изображения, можно самостоятельно исполнить мелодию в заданном регистре.

Игровая цель: Угадать первым.

«УЗНАЙ БУБЕНЧИК»

Программное содержание: Упражнять детей в различении трех звуков разной высоты (звуки мажорного трезвучия) до-ля-фа.

Ход игры: После исполнения попевки «Бубенчики» Е. Тиличеевой педагог показывает детям карточки с изображением трех разных бубенчиков: верхний бубенчик желтого цвета – Динь, средний бубенчик зеленого цвета – Дан и нижний бубенчик красного цвета – Дон. После этого педагог предлагает детям спеть попевку и показать рукой, на какой высоте располагается каждый из бубенчиков. Когда дети достаточно хорошо освоили это, им показывают рукой и голосом,

где он находится, т.е. какой это звук – высокий, средний или низкий.

Бубенчики висят,

Повторим мы их звон:

Динь-динь, дан-дан, дон-дон.

Программное содержание: Развивать музыкальную память и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать высокие, средние и низкие звуки в пределах мажорного трезвучия: до-ля-фа.

Игровые правила: Прослушать напев, не мешать отвечать другим и не подсказывать.

Игровые действия: Отгадать высоту звука, показать ее положением руки или самостоятельно напеть.

Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть изображение

Ссылка на источник www.perluna-detyam.com.ua

Музыкально-дидактические игры для детей. Музыкальные детские игры.

Страна игрушек-Влияние музыки на детей- Музыкально-дидактические игры для детей

Музыкально-дидактические игры для детей - это увлекательные и, одновременно с этим, полезные детские игры. Для их проведения необходимы определенные дидактические материалы, которые помогают ребенку лучше усвоить информацию.

Сделать эти материалы несложно самостоятельно, ведь для этого нужна лишь бумага или картон, ножницы и карандаши. Обязательно задействуйте ребенка в этом процессе, он его наверняка заинтересует.

В данной статье представлено несколько музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста. Эти музыкальные детские игры помогут малышу развить слух, музыкальные задатки, научать чувствовать настроение музыки, ее характер.

Музыкально-дидактические игры для детей

Эта музыкальная детская игра научит ребенка улавливать настроение звучащей музыки.

Инвентарь: Три карточки-картинки: яркое солнышко; солнышко, немного прикрытое тучкой; тучка с дождем.

Как было сказано выше: подготовить необходимые дидактические материалы можно вместе со своим ребенком заранее. Предложите ему заняться прикладным творчеством, а затем приступите к музыкальным занятиям - и то, и другое очень полезно для развития детей. На нашем сайте вы можете найти готовые карточки, необходимо лишь распечатать их и попросить ребенка вырезать.

Проведение Необходимо подобрать три разнохарактерных музыкальных произведения (или отрывка) , лучше задействовать классические произведения, их очень легко найти в сети интернет. Например, вы можете использовать "Рондо-марш" Кабалевского, "Ходит месяц кругами" Прокофьева, "Зима" Крутицкого - педагоги часто используют их в ходе проведения музыкальных детских игр.

Далее нужно поочередно включать произведения и просить ребенка показать карточку, которая передает характер музыки, малышам очень нравится эта игра. Можно также попросить ребенка описать музыку своими словами, при этом подсказывайте ему новые, неизвестные прилагательные, это поможет увеличить словарный запас. Конечно, через пару занятий фрагменты нужно менять, постепенно усложняйте задачу, выбирайте произведения, характер которых не столь очевиден.

«Цветная» музыка

Многие музыканты считали, что музыка и цвет связаны неразрывно, например, Александр Николаевич Скрябин. В нашей статье мы уже говорили о методе цветового уподобления, данная музыкально-дидактическая игра для детей основывается именно на нем, она, так же как и предыдущая, помогает ребенку научиться улавливать музыкальные настроения.

Инвентарь: Квадраты, вырезанные из картона, разных цветов.

Картонные карточки тоже можно заранее приготовить вместе с ребенком, это очень просто, необходимо лишь вырезать разноцветные квадраты произвольно размера, например, 7 на 7 сантиметров. Можно выбрать любые цвета на свой вкус, мы предлагаем такой вариант:

  • Красный - ярко, энергично, решительно, победно, призывно, грандиозно, эффектно, оптимистично.
  • Желтый - радостно, солнечно, лучезарно, искристо, весело, ослепительно.
  • Розовый - нежно, мягко, спокойно, добродушно, ласково, "прозрачно", непринужденно.
  • Светло-голубой - легко, невесомо, созерцательно, мечтательно, возвышенно, окрылено, заворожено.
  • Синий - тяжело, грустно, строго, серьезно, громоздко, увесисто, напряженно.

Это лишь некоторые варианты. Главное, обсудить с ребенком заранее все «свойства» цветов, их »характер», спросить, что думает он: какими "качествами", по его мнению, обладают те или иные цвета. Со временем можно расширять цветовой диапазон, добавив другие оттенки, они позволят передать характер музыки более детально, уловить нюансы.

Проведение Для одной музыкальной детской игры необходимо подобрать всего лишь три-четыре отрывка, некоторые из них могут быть схожи по характеру, некоторые наоборот - различны. Поочередно включайте ребенку тот или иной фрагмент и просите показать карточку с цветом, возможно, он выберет несколько карточек, попросите его обосновать ответ, описать настроение, которое он уловил.

Музыкальная лесенка

Эта музыкально-дидактическая игра для детей в первую очередь учит ребенка слышать мелодию, улавливать ее движение (вверх или вниз по звуковому ряду) . Она хорошо развивает слух у малышей.

Инвентарь:

  • -Гаммы - их можно найти в сети, это не составит труда. Вам необходим отрывок, в котором мелодия движется вверх (тональность в данном случае неважна) , а затем вниз. Думаю, всем знакома гамма до-мажор: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до - и в обратном направлении.
  • -Лесенка, вырезанная из картона, по которой девочка (или любой другой персонаж) поднимается вверх.
  • -Лесенка, по которой девочка спускается вниз.

Вновь заранее подготовьте материалы вместе с ребенком. Можно распечатать готовые варианты, которые представлены внизу, а можно попросить ребенка нарисовать все самостоятельно, затем раскрасить и вырезать.

Проведение Необходимо включать ребенку то мелодию, движущуюся вниз, то движущуюся вверх, при этом просите его показать ту или иную карточку.

Музыкальные инструменты

Данная музыкальная детская игра научит ребенка отличать звучание одного музыкального инструмента от другого. О пользе детских музыкальных инструментов-игрушек мы уже писали, эта игра поможет ребенку узнать, как звучат инструменты в идеале.

Инвентарь:

  • -Звуки музыкальных инструментов. Возьмите для начала что-то простое и в небольшом количестве, например, звуки гитары, трубы, скрипки, гармони, балалайки и барабана.
  • -Карточки с изображением выбранных инструментов: можно распечатать готовые картинки, кроме того, в книжных магазинах продают специальные дидактические карточки.

Проведение Скажите ребенку, что сейчас он услышит, как играют сказочные музыканты, каждый из них играет только на одном инструменте, задача малыша понять на каком именно. Конечно, заранее, за какое-то время до проведения викторины, нужно познакомить ребенка со звучанием инструментов, не может же он отгадывать то, чего не знает.

Когда малыш догадается, попросите его выбрать нужную карточку. Если задание вызовет затруднение, попробуйте задать наводящие вопросы, спросите, что напоминает ему звучащий фрагмент, удары это или, например, звучание струн?

Никогда не ругайте ребенка, если он что-то делает не так, всем детям необходимо разное количество времени, чтобы запомнить информацию, если он ошибся, включите фрагмент еще раз, скажите ему, какой инструмент звучит, и придумайте ассоциативный ряд. Например: "Это скрипка.

Скрипка - это струнный инструмент. Музыкант гладит смычком по струнам для того, чтобы получить звук, оттого он получается протяжным, иногда жалобным". Можете провести параллель также и с цветом.

Источник www.playwithus.ru

Другие статьи по теме:

  • Музыкально дидактические игры для дошкольников

    Музыкально-дидактические игры дошкольников Музыкальный руководитель Детский санаторий №47 Егорова Ольга Михайловна Наш оркестр Игровой материал. В расписном сундучке лежат музыкальные инструменты...

  • Настольные игры для дошкольников

    Развитие физических качеств в процессе обучения дошкольников игре в настольный теннис (на примере средней группы) Опыт педагогов-практиков показывает (Адашкявичене Э. Й., Гришин В. В., Фролов В....

  • Музыкальная игра для детей дошкольного возраста

    Музыкально-дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Кубики цветные» Программное содержание: развивать импровизацию, творческое воображение, память, внимание, чувства ритма. Ход игры: Иг...

  • Игры для развития фонематического слуха у дошкольников

    Дидактические игры для формирования фонематических процессов. Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в условиях л...

  • Скачать интерактивную игру для дошкольников

    Развивающие интерактивные игры для детей дошкольного возраста. Приемы применения интерактивной доски в ДОУ Аннотация: Для того, чтобы научиться создавать интерактивные игры и упражнения не обязат...

  • Дидактические игры для дошкольников

    Дидактические игры-тренинги для дошкольников Главная страница » Дидактические игрыАвтор: adminДата: 2012-03-09 Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью с...

  • Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников

    Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 3» Ма...

  • Интеллектуальные игры для дошкольников

    Картотека: интеллектуальные игры в старшем дошкольном возрасте Интеллектуальные игры. Игра «Логические блоки Дьенеша» Цель. Способствовать ускорению процесса развития у дошкольников простейших ло...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Картотека игр для дошкольников

    Картотека дидактических игр для младших дошкольников Дидактические игры на развитие зрительного восприятия Свет Игра 1. «Пляшущие тени» Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представле...

  • Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста

    Словесно-дидактические игры для детей старшего возраста ТЕМА:Страна "Выдумляндия". ЦЕЛЬ: Повторить с детьми что такое небылицы. учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их, в...

  • Роль дидактической игры в развитии дошкольников

    Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир...

  • Игры для развития речи дошкольников

    Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников Библиотека :: Наши статьи :: Детский мир Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников Для того, чтобы заниматься р...

  • Компьютерные игры для дошкольников

    Компьютерные игры — новый вид деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи 1.1. Компьютер в детском саду. Кто-то сомневается в необходимости «общения» малыша с электронно-вычислительн...