Для создания положительной обстановки в семье, для налаживания тесного контакта взрослого и ребенка существует множество средств. Одно из них – это совместная игра взрослого и ребенка. Все взрослые – это бывшие дети. Многие до сих пор помнят игры своего детства. И конечно же, хочется, чтобы дети испытывали те же эмоции, что и их родители. И именно народные игры с их задором, юмором, шутками способствуют раскрытию детской индивидуальности.
Народные игры отражают тягу детей к движению, к веселью. Педагогическая ценность этих игр заключается в том, что дружеский смех партнеров по игре - близких взрослых, сверстников действует на ребенка сильнее, чем упреки, замечания.
Умение соблюдать правила игры, процедура частой сменяемости водящих позволяет участникам игры попасть в положение равноправных партнеров. Все это позволяет наладить и укрепить эмоциональный союз между взрослыми и детьми.
Важный плюс народных игр заключается в том, что они доступны и интересны людям разных возрастов, начиная с малышей и заканчивая бабушками и дедушками. Поэтому народные игры по истине могут считаться семейными. Также следует отметить, что для их организации не требуется специальное оборудование. А играть можно в любое время, даже находясь в дороге или на отдыхе. К игре можно привлечь соседей, друзей, нечаянных попутчиков. Всегда есть возможность интересно провести время вместе с ребенком и при этом очутиться в своем детстве.
Предлагаем вашему вниманию несколько русских народных игр, которые помогут научить ребенка терпению и выдержке, разовьют память и мышление, а также вы и ваш ребенок получите заряд хорошего настроения.
Узнай и назови
Описание игры. С помощью считалки выбирается водящий. Он встает в круг игроков, закрывает глаза и идет по кругу. Игроки стоят в кругу и проговаривают:
Ваня шел, дружка нашел
Стой, не зевай, имя называй.
После этих слов водящий останавливается. Он должен на ощупь, по одежде определить и назвать имя того, кто стоит перед ним.
Указания к проведению. Главное правило, чтобы никто не подсказывал и не хихикал. Можно меняться деталями одежды: галстуки, банты, заколки и т. д.
Немой театр
Описание игры. Играть можно сидя. Выбираются два игрока. Один игрок загадывает слово и говорит его на ухо другому игроку. Тот, в свою очередь, не говоря ни слова, пытается объяснить зрителям смысл услышанного. Если кто-то из зрителей угадал слово, то он становится новым «придумщиком». А «старый придумщик» пытается показать зрителям смысл нового слова.
Указания к проведению. Если зрители не могут угадать слово, то его говорят вслух. А затем придумывают новое. За подсказку и смех игроки платят фанты. За эти следит «придумщик».
Мышеловка
Описание игры. Двое играющих поочередно кладут друг другу руку на руку, считая до пяти. Наиболее «ловкая рука» схватывает «замешкавшуюся», говоря: «Попалась».
Указания к проведению. Количество игроков всегда постоянно - два человека. Необходимо соблюдать следующие правила: нельзя задерживать руку партнера; одному игроку нельзя класть две руки подряд.
Чепуха
Описание игры. Каждый игрок загадывает какой-либо предмет и говорит это слово своему соседу на ухо, например: арбуз, крокодил, самокат и т. д. Выбранный водящий задает вопрос (каждому игроку - один, предполагающий действие, которое могло случиться с загаданным предметом.
-Чем ты сегодня умывался?
Арбузом!
-На чем летал?
На крокодиле!
-Что ты утром съел?
Самокат!
Тот играющий, чей ответ в большей степени соответствует вопросу, становится водящим.
Указание к проведению. Такую игру целесообразно использовать, когда двигательная деятельность детей ограничена, например в поездке. Главное правило: игроки отвечают только загаданным словом; водящему нельзя повторять один и тот же вопрос.
У дядюшки Трифона
Описание игры. Играющие берутся за руки, образуя круг, один человек остается в середине круга. Все говорят:
У дядюшки Трифона семеро детей,
Семеро детей, семеро сыновей.
Они не пьют, не едят,
Друг на дружку глядят.
И все делают вот так.
При этом стоящий в середине круга водящий выполняет какое-либо движение, а все играющие должны его повторить. Тот, кто не успеет или не точно выполнит движение, платит фант.
Указание к проведению: Движения, которые придумывает водящий, должны быть забавными и веселыми, но не очень сложными.
Молчанка
Описание игры. Перед началом игры все участники произносят потешку:
Бегали зайчики по лесной поляночке
Прыгали белочки по зеленой веточке
Вдруг из-за кусточка, из-за темного лесочка
Появился волк-волчок
Все ребятки – молчок.
После этих слов, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить игроков забавными движениями, веселыми словами. Тот, кто засмеется или что-нибудь скажет, отдает ведущему фант.
Указание к проведению. Игру можно проводить как дома, так и во время прогулки. Ведущий выбирается с помощью считалки. Ему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Выкупать фанты можно сразу, как только кто-либо из игроков засмеется или заговорит.
Холодно - горячо
Описание игры. Считалкой выбирается водящий. Он выходит из комнаты, остальные игроки прячут какой-либо предмет. Затем водящего приглашают войти в комнату и предлагают ему найти спрятанную вещь. Если водящий приближается к предмету, то играющие говорят: «Тепло», «Горячо», если удаляется: «Холодно». Вместо слов можно предупреждать о близости предмета, хлопая в ладоши: если водящий близко подошел к спрятанному предмету, то все громко хлопают в ладоши. Если же он удаляется от него, то звук от хлопков становится тише. После того, как предмет найден, выбирается новый водящий.
Указание к проведению: Если играющих двое, то они прячут и ищут вещь по очереди.
Вариант считалки:
Шла изба по мостику и махала хвостиком
Наступила на перила, прямо в речку угодила
Кто не верит – это он. Выходи из круга вон
Аты-баты шли ребята, аты-баты на базар.
Аты-баты что купили, аты-баты самовар
. Аты-баты сколько стоит, аты –баты три рубля
Аты-баты кто выходит, аты-баты –ты, не я.
Шел щенок прямо на восток
Захотел попить, а тебе водить
Воронова Галина Александровна, воспитатель группы коррекции речи, высшей квалификационной категории. МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад «Ивушка» г. Абакан, Республика Хакасия
Одной из главных задач ДОУ стоит задача: сформировать произвольность внимания и произвольное поведение у детей старшего дошкольного возраста как основу успешности их обучения.
В процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания предпочтение отдается тем из них, которые интегральны, многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. Одним из таких средств воспитания и обучения является игра.
Она позволяет формировать все ключевые компетентности дошкольника:
* информационную (ребёнок не только получает информацию, но и передает её) , куда входит и познавательная компетентность;
* действенную, ребёнок проявляет умение действовать на практике;
* коммуникативную;
* социальную.
Из многообразия игр мною выбрана народная игра. Практика показала, что народная игра способствует решению воспитательных функций: развивающей, познавательной, развлекательной, диагностической и коррекционной. Она помогает решать задачи оздоровительные, образовательные и воспитательные.
Кроме того, она еще служит и средством приобщения детей к народной культуре, что в наше время является актуальным.
Для педагога положительный эффект в том, что народная игра:
* воспитывает у детей нравственность и создает благоприятное эмоциональное отношение и к самой игре и к народной культуре;
* обеспечивает физиологически необходимую двигательную активность и благоприятное психоэмоциональное состояние детей;
* помогает переключать детей с одного вида деятельности на другой незаметно, переводя обучаемость детей в интересную игру.
Для детей:
* укрепляет здоровье, развивает сообразительность, ловкость, творчество;
* знакомит с окружающей жизнью, развивает любознательность и способствует развитию речи, расширению словарного запаса, накоплению речевых оборотов;
* формирует нравственных качеств, закрепляет полезные навыки к организованной дружной жизни в коллективе и учит детей помогать друг другу;
* развивает эмоциональную сферу, так как во время игры возникают сложные и многообразные чувства, которые ребенок учится выражать мимикой, жестами, словами;
* развивает эмпатийные способности,
* формирует чувства принадлежности к своему народу.
Игра даёт ребенку много радости, удовольствия, делает жизнь интересной, веселой и занимательной, она надолго остается в памяти ребенка, иногда на всю жизнь.
Здесь предлагаю народные игры, наиболее предпочитаемые нашими детьми, игр очень много, это лишь некоторые из них.
«Странствующие лягушки».
Все дети садятся в ряд на один два шага друг от другого на корточки, опираясь руками в бока. Все стараются поскорее и, не падая доскакать до заранее намеченного места.
«Птицелов»
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого птицелов - птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят на распев:
В лесу, во лесочке,
Медок, сахарок –
Молчок!
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант.
В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.
Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.
Кто дальше бросит?
Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8 – 10 м от каждой команды.
По сигналу игроки каждой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка. То же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросят мешочки до флажка.
Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.
Сосед, подними руку.
Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора) , образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга.
Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть (стоять) , не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т.е. ту руку, находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.
Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим.
Правила игры. Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только пытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается.
В противном случае его команда на выполняется.
Игра «Гуси»
Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд.
Все дети – гуси. Один из них – вожак. Он поведет гусей из дома на пруд.
Все движения, которые делает гусь-вожак, повторяют гуси. Гуси идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны. Но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Все повторяют за вожаком: «Га-га-га!»
Когда вожак скажет: «И скорей бегом на пруд!», гуси на перегонки бегут к пруду.
Друг за дружкою гуськом
Вот уже несколько лет культурологи и социологи твердят о том, что современное поколение не знает культуру и традиции своего народа. Многие родители считают фольклор "устаревшим" и практически не используют его для занятий с детьми. Между тем, произведения народного творчества не только отражают жизнь народа, его опыт, традиции и ценности, но и способствуют появлению глубинного чувства родства – своеобразного стержня для дальнейшего формирования всей личности.
Народные песни, музыкальные народные игры для малышей и дошкольников рассказывают о культуре русского народа в образной, доступной для детей форме. Они развивают творческое мышление, способствуют формированию музыкальной культуры и делают детей более восприимчивыми к художественным образам.
Музыкальные игры – одно из наиболее доступных средств развития музыкального слуха, координации движений и способностей к импровизации. Большинство народных игр не имеет чётких правил, так что детям предоставляется возможность в полной мере проявить свои творческие способности.
Мы предлагаем вам подборку лучших народных музыкальных игр для детей дошкольного возраста. Их можно проводить как на детских праздниках или утренниках, так или просто во время прогулки на детской площадке.
Лучшие музыкальные народные игры для дошкольников и младших школьников
Игра "Горелки"
Эта игра подходит для небольших групп детей в возрасте старше 3 лет. Она развивает находчивость, сообразительность и внимательность.
Правила игры: выбирается один ведущий, который смотрит в небо и поёт. Пока исполняется песня, все остальные разбегаются и прячутся. Ведущий ищет спрятавшихся, и тот, кого найдут последним, сам становится ведущим.
Гори-гори ясно, Убегу, гу-гу-гу!"
Игра "Рыбаки и рыбки"
Эта музыкальная народная игра подходит как для дошкольников, так и для детей более младшего возраста и даже взрослых. Она развивает ловкость, скорость реакции и умение работать в команде.
Правила игры: сначала нужно выбрать двух «рыбаков», для этого можно использовать любую считалку. Все остальные участники становятся «рыбами». "Рыбки" берутся за руки и начинают петь:
В воде рыбки живут, Гнёзда не заводят, А детей выводят!
После этого все "рыбки" разбегаются в разные стороны. "Рыбаки" должны взять за руки и поймать "рыбок", захватив их руками, словно сеткой. Пойманная «рыбка» присоединяется к«рыбакам». Когда все "рыбы" будут пойманы, игру можно повторить, выбрав новых "рыбаков".
Игра "Пирог"
Эта игра подходит для довольно большой группы детей, в 10-15 человек. Она развивает внимательность и координацию движений.
Правила игры: среди детей нужно выбрать одного, который будет "пирогом". Остальные дети делятся на две команды и становятся в шеренгу лицом друг к другу. "Пирог" садится посередине между ними. Дальше все начинают петь:
Да какой же он высокенький (при этих словах нужно поднять руки высоко вверх) , Да какой же он широкенький (руки разводятся широко в стороны) , Да какой же он мягенький (нужно погладить свой живот) , Режь его скорей!
При последних словах один ребёнок из каждой команды бежит к "пирогу". Тот, кто первым его коснётся, забирает его с собой, а проигравший становится "пирогом". Игра продолжается, пока водной из команд не останется всего 2 человека.
Игра "Море волнуется"
Эта игра подходит для детей любого возраста. Она развивает творческие способности, фантазию, умение быстро и нестандартно мыслить.
Правила игры: выбирается ведущий, который начинает напевать, в то время как остальные танцуют вокруг него.
Море волнуется раз, Море волнуется три, Морская (сюда можно вставить любое другое прилагательное – смешная, большая и т.д.) фигура на месте замри!
Играющие должны замереть на месте, постаравшись изобразить заданную фигуру. Ведущий ходитот игрока к игроку и просит их назвать, кем же они стали (дети постарше могут пытаться угадать это сами) . Тот, кто не справился и не смогу придумать фигуру, либо не смогу в ней удержаться доприхода ведущего, сам становится ведущим.
Музыкальные хороводные игры для детей
Для всех хороводов дети становятся в круг вместе со взрослыми, которые по началу будут показывать пример, как и когда нужно исполнять движения.
Хоровод "Три весёлых братца" - подходит детей от 1,5-2 лет.
Три весёлых братца гуляли по двору. Три весёлых братца затеяли игру. Делали головками: ник – ник - ник, (все кивают головами вверх и вниз) Пальчиками ловкими: чик – чик - чик. (хлопают сложенными в щепоть пальчиками) Хлопали ладошками: хлоп – хлоп - хлоп.
(все хлопают) Топотали ножками: топ – топ - топ. (все топают)
Хоровод "Ветер" - подходит для детей любого возраста.
Дует ветер на всём белом свете,Сильный ветер на всём белом свете (хоровод, держась за руки, расходится и снова сходится) .Ветер дует, задувает, Листики от веточек отцепились И закружились (все расцепляют руки и кружатся, словно листики) .
Мы надеемся, что эта подборка народных музыкальных игр для детей станет вашим подспорьем в преддверии лета. Ведь в тёплую погоду так приятно проводить время на улице, набираясь сил и хорошего настроения!
Читайте также:
3 лучшие музыкальные дидактические игры для дошкольников и младших школьников, которые можно провести у себя дома. Для их проведения потребуются некоторые дидактические материалы, однако время, затраченное на их подготовку, с лихвою окупится пользой и удовольствием от игры!
Эти несложные музыкальные игры помогут вашему ребёнку развить артикуляционный аппарат, улучшить дикцию, поставить правильное дыхание, а также справиться с возможными логопедическими проблемами.
Игры с мячом
«Зевака» - дети встают в круг, на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того,кто должен ловить мяч. Мяч перебрасывают, пока кто-то его не уронит. Тот, кто уронил мяч, встаёт в центр круга и по заданию играющих выполняет 1- 2 упражнения с мячом.
«Старые лапти» - на одной стороне площадки проводят черту-это город, где находятся все играющие. Пространство за городом- игровое поле. Дети встают к черте и прокатывают мячи в сторону поля. Чей мяч дальше укатится, тому водить.
Водящий берёт мяч и ждёт, когда за мячами будут выходить играющие, и всех, кто переходит черту города, старается осалить мячом. Когда водящий промахнётся, он догоняет мяч, а играющие стараются взять свои мячи и убежать за черту. Осаленный становиться водящим.
«Летучий мяч» - играющие встают в круг, водяший находится в середине круга. По сигналу дети перебрасывают мяч друг другу, через центр круга. Водящий старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если ему это удаётся, то он встаёт в круг.
А тот кому, был брошен мяч, становится водящим.
«Большой мяч» - играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустить мяч между ног, становиться водящим.
Но он становится за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг.
Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встаёт тот, кто пропустил мяч.
Игры с прыжками
«Петушиный бой» - дети делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3-5 шагов.
Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры.
«Здравствуй, сосед!» - играющие делятся на две группы и встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Первые игроки- ведущие, начинают игру: встают на одну ногу и скачут в направлении другой команды.
Не останавливаясь, они обращаются к игроку: «Здравствуй, сосед!» Тот к кому обращаются, отвечает: «Здравствуй!» - и прыгает за ведущим. Игра заканчивается, когда дети образуют одну цепь.
«Попрыгунчики» - на полу или земле чертят круг. Один из играющих встаёт в середину круга- он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают черту круга и, если не грозит быть осаленным, некоторое время остаются внутри круга. Продолжают прыгать на 2 ногах продвигаясь к центру круга.
Участники иры стараются увернуться от пятнашки и вовремя выпрыгнуть из круга. Осаленный становиться пятнашкой.
«Волк во рву» - участники выбирают волка и хозяина, остальные овцы.
На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси. На середине площадки находится ров, где сидит волк. По сигналу хозяина «овцы в поле, волк во рву»- играющие должны перепрыгнуть через ров и пойти в поле травку щипать.
По сигналу: «Овцы, домой!», играющие возвращаются в дом, перепрыгнув через ров. Кого поймал волк, становится водящим.
Игры с бегом
«Пустое место» - играющие встают в круг, выбирают водящего считалкой. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный бежит в другую сторону от водящего.
Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.
«Курочки» - играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные курочки. Петушок ведёт курочек гулять. Выходит хозяйка и спрашивает: «Петушок, петушок, не видал ли мою курочку». «А какая она у тебя». «Рябенькая, а хвостик чёрненький». «Нет, не видал».
Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: «Кшш,кшш!» курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает. Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.
«Горелки с платочком» - все играющие встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит платочек. Играющие говорят хором: «гори, гори масло, гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо птички летят, колокольчики звенят!».
После слов игроки последней пары бегут вперёд, и кто первый возьмёт платочек, тот встаёт с водящим впереди колонны, а опоздавший «Горит».
«У медведя во бору» - медведя выбирают считалкой, он живёт в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
«У медведя во бору, грибы. Ягоды беру!
А медведь не спит и на нас рычит!»
Медведь начинает ворочаться, потягиваться и догоняет детей. Кого поймали, тот становиться медведем.
«Заря» - дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих-заря-ходит сзади с лентой и говорит:
«Заря-зареница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые-за водой пошла!»
С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, ко остаётся без места, становится зарёй.
«Мы весёлые ребята» - дети стоят в кругу, ловишка в середине круга. Дети двигаются по кругу и произносят слова:
«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать!
Дети разбегаются по залу, ловишка пытается осалить играков.
«Два Мороза» - с одной стороны площадки располагаются дети, в середине-двое водящих (два Мороза) . Они говорят:
«Мы два брата молодые, два Мороза удалые.
Я-Мороз красный нос,
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём.
В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Веселые подвижные игры - это наше богатство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли?
Кто их придумал? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, также как и сказки, и песни.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.
Особенно популярны были такие игры, как Горелки, Русская лапта, Жмурки, Городки, игры с мячом.
Лапта — это одна из первых командных игр древнерусской культуры. Первые упоминания об этой игре относятся к XIV веку. Много принадлежностей для лапты было обнаружено при раскопках Новгорода.
Игра «Горелки» очень древняя. Своим происхождением обязана славянским народам. Много веков эта игра была одной из самых любимых, причем нашла свое отражение даже в русской литературе в произведениях таких писателей как Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина и др.
Игра «Городки» очень старая и известна еще со времен Петра I. Серьезных изменений за несколько столетий эта игра не претерпела, только лишь получила фиксированные правила
Для игры требуется довольно большая открытая площадка, в центре которой делают разметку — очерчивают большой круг
Баба-Яга самая распространенная и известная сказочная героиня, которая должна не только быть вредной и злой, но и уметь поддерживать себя в хорошей форме.
Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.
В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры- забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр.
Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.) .
Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры ( в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т.д.) . Также может варьироваться и инвентарь (в "Лапте" - размеры биты, мяча, в "Жмурках" - размеры повязки, в "Чижике" - размеры чижика, биты или кона и т.д.) .
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием
Хочется остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей.
Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различной
деятельности детей: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной.
А тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, можно сказать: «Если речь взрослого будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то решается сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту.
В работе с детьми желательно использовать:
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками) .
Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям) .
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками) . В игре мы используется попевочку:
Первенчики, червенчики,
Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на протяжении веков и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. Они помогали и помогают до сих пор физическому развитию (вырабатывается выносливость, сила, ловкость) , становлению личностных качеств (воспитывается чувство ответственности, навыки самоконтроля) . В народных играх ребёнок знакомится с привычками и обычаями известной местности, семейной жизни, знакомой окружающей среды, приобщается к наследию прошлого.
Подвижные народные игры для детей — ценнейшее средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Задача взрослых (родителей, педагогов) — дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры,почувствовать радость отэтого,ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр.
Коллективом детского сада №79 «Лучик» г. Вологды собрано около 80 народных игр Вологодской области. Эти игры можно использовать в различных видах деятельности дошкольников: на занятиях, прогулках, самостоятельной деятельности детей, при проведении праздников, развлечений в детском саду и семье.
Привлекательным моментом организации народных игр в системе дошкольного образования становится то, что они не требуют специального игрового оборудования. Целью многих игр является реализация развлекательной функции: шутки с придумыванием нелепиц, словесныхкаламбуров, со смешными движениями и жестами.
Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность народных игр для детей. Доброжелательный смех взрослых, товарищей, участвующих в игре, действует на ребёнка сильнее, чем наказания или замечания.
Во время прогулок, семейных праздников, повседневного общения эти игры незаменимы.
Необходимость соблюдения правил требует от участников игры (взрослых и детей) партнерских отношений, что способствует укреплению эмоциональных контактов, формированию коммуникативных навыков. Взрослые вносят в совместные игры смех, шутки.
Они могут быть организаторами игры. Однако надо стремиться, чтобы все играющие побывали в роли водящего.
Совместные игры с близкими взрослыми — огромная радость для ребёнка. Однако нельзя играть до пресыщения. Если интерес к игре ослабевает, её необходимо закончить.
А заканчивая игру, оставлять детям радостную перспективу: «Мы поиграем в следующий раз». Иногда можно забыть игру на неделю, две, три, месяц. Когда подзабытая игра возвращается, она приобретает прелесть новизны.
«Молчанка»
Ребёнок говорит: «По полу молчанка, по лавкам две. Молчите все!»
С последними словами все закрывают рот и даже для верности зажимают его рукой. Но как всегда, когда нельзя, особенно хочется смеяться. Очень быстро кто-нибудь нарушает запрет.
Проигравшего подвергают «наказанию»: он пляшет, поёт, лезет под стол и т.д.
«Шило»
Взрослый старается попасть своим пальцем в вытянутый указательный пальчик ребёнка и при этом приговаривает: «Шило, шило, проскочило». С последним словом палец взрослого намеренно соскальзывает, упирается в грудь ребёнка и щекочет его. Иногда взрослый охватывает палец ребёнка, говоря: «Ой, горячо!»
«Мышка»
Продайтеремок, продайневысок!
Раз, два, три— купи!
Играющие сидят на стульях, которые поставлены по кругу. «Мышка» бегает вокруг играющих. После слов «Раз, два, три — купи!» играющие пересаживаются на соседний стульчик, а «мышка» должна успеть занять себе место. Кому не хватило стула, тот — «мышка».
«Нашёптышек»
Один из играющих садится на лавку, его лицо закрывают платком — это «слепак». А другой — «нашёптышек» — всем участникам игры меняет имена, чтобы «слепак» ни за что не угадал. Мальчиков «Дуней», «Пара-ней» или «Грушей» назовёт. А девочек — «Ваней», «Петей» и «Карпом».
Потом садится рядом со «слепаком» и произносит: «Выходи, Любка!» или «Выходи, Груша!» Названный игрок выходит, шлёпает «слепака» по плечу и быстро возвращается на место.
«Нашёптышек» сдёргивает платок, а «слепак» старается угадать, кто его коснулся.
«Репка»
Играющий цепляется за какой-нибудь неподвижный предмет, например пенёк, ствол или дерево. А каждый следующий игрок обхватывает его за талию. Водящий должен выдернуть «репку», т.е. оттащить игрока от дерева.
Если это удаётся, то почти все игроки вследствие потери равновесия падают на землю, и только самые ловкие могут удержаться на ногах.
«Ворона летит»
Эта забава, во многих местах уцелевшая до сих пор, собирает большой круг участников. Дети рассаживаются вокруг стола, положив на него одну руку (левую или правую) в зависимости от того, как поступит самый старший из детей. Он же руководит игрой.
Убедившись, что все расселись, водящий говорит: «Утка летит!» — и поднимает один из пальцев лежащей на столе руки. Все участники должны также поднять этот палец.
Если все выполнили действие правильно, водящий опускает палец и говорит: «Ворона летит!» —и поднимает другой палец. Все снова повторяют это движение. Игра продолжается в убыстряющемся темпе.
Если водящий называет нелетающий предмет, то палец не поднимают.
«Лалом играть»
Самая простая забава, в которую могут играть даже самые маленькие дети. Взявшись за руки, образовывают длинную цепь, которую первый игрок («заводила») тащит за собой по улице, делая по пути неожиданные повороты, то ускоряя, то замедляя движение. Оторвавшиеся и упавшие выходят из игры, пока не остаётся один «заводила».
В Никольском районе девочки играли «в верёвочку». Брали длинную верёвку, одна самая сильная хваталась за конец, а остальные за оставшуюся часть верёвки.
В Тарногском районе «тянули репку». Дети становились друг за другом в две параллельные цепочки, обхватив впередистоящих за пояс или ухватившись за полы одежды. Два передних игрока брали друг друга за руки и устремлялись вперёд, таща за собой «репку».
«Лук рвать»
Подобного рода забав существовало очень много. Они отвечали естественному желанию детей покричать, побарахтаться, повозиться всем вместе, в куче.
В Тарногском районе, например, «рвали лук»: игроки вставали друг за другом, обхватив впереди-стоящего за пояс. Первый из них («бабушка») ухватывался за столб или дерево.
После этого водящий подходил к «бабушке» и говорил: «Бабушка, дай лучка!» Та отвечала: «Рви, сколько хочешь». Получив разрешение, водящий шёлв другой конец и, ухватив последнего в цепочке игрока под мышки, «рвал лучок», пока кто-нибудь не отпускал руки. Этот игрок и становился затем водящим.
В Верховажском районе существовала похожая забава. Дети усаживались цепочкой и, обхватив сидящих впереди игроков руками, начинали раскачиваться из стороны в сторону, пока не упадут.
«Барашка купить»
В Великоустюгском районе играют с маленькими детьми так: скрещивают указательный и средний пальцы так, чтобы последний оказался сверху, и спрашивают у ребёнка, протягивая к нему руку со скрещенными пальцами: «Барашка купишь?» Если тот проявляет интерес и говорит «Да», то разводят пальцы со словами: «Ой, пропал».
«Верёвочка»
Для игры необходима длинная верёвка, концы которой связывают. Играющие становятся в круг и берут верёвку в руки. В середине стоит водящий.
Он ходит по кругу и старается коснуться одного из играющих. Чтобы водящий не мог прикоснуться, играющие должны быстро отпустить верёвку и спрятать руки. Как только водящий отходит, они снова берутся за верёвку.
Тот из играющих, кого водящий ударит по руке, становится водящим.
Правила игры:
1. Верёвку обязательно надодержать двумя руками.
2. По ходу игры верёвкане должна падать на землю.
По материалам журнала «Игра и дети» (№6/2009)
Подвижные игры для детей дошкольного возраста
Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Воспитательское значение игры, ее всестороннее влияние...
Подвижные игры для дошкольников
Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Воспитательское значение игры, ее всестороннее влияние...
Картотека игр на развитие внимания для дошкольников
Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста) Развивающие игры "Запоминаем вместе" (картотека игр, направленных на развитие па...
Коммуникативные игры для дошкольников
Коммуникативные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста I блок – коммуникативные игр , которые направлены на...
Картотека подвижных игр для дошкольников
Картотека подвижных и малоподвижных игр для детей старшего дошкольного возраста КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ, МАЛОПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП Карточка 1 Подвижная игра «Мышеловка» И...
Коррекционно развивающие занятия для дошкольников
Конспект коррекционно-развивающего занятия для старших дошкольников «Играем, познаем мир, развиваемся» Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие познавательной сферы детей старшего д...
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Игры народов мира» Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Игры народов мира» Задачи. Вызвать интерес к людям разн...
Спортивные игры для детей дошкольного возраста
Особенности организации и проведения спортивных игр с детьми дошкольного возраста Особенности организации и проведения спортивных игр с детьми дошкольного возраста . Главное правило подбора — соо...
Игры на развитие способностей дошкольников
Сообщение из опыта работы «Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей дошкольников» Сообщение из опыта работы «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ МУЗЫ...
Упражнения для развития внимания у дошкольников
Игры на развитие внимания у дошкольников Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Вним...
Игры на развитие памяти у дошкольников
Игры и упражнения для развития памяти (старший дошкольный возраст) Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Без нее не возможно усвое...
Игры для старших дошкольников
Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Воспитательское значение игры, ее всестороннее влияние...
Игры для дошкольников на развитие коммуникативных навыков
Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников 1. «Царевна Несмеяна» Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сбл...
Игры для дошкольников на развитие внимания
Игры на развитие внимания у дошкольников Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Вним...