Нравственное развитие в дошкольном возрасте

Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста

Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста

(Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 «Родничок», воспитатель, Дмитриева Ольга Михайловна

e-mail – inna-dmitvoron@mail.ru)

Анотация: статья предназначена для воспитателей и родителей в которой описаны формы и методы работы с детьми дошкольного возраста с целью научить ребят осознавать самого себя, умение воспринимать сверстников, сотрудничать, строить свои отношения с другими людьми, усваивать социально-нравственные нормы и правила, необходимые для успешной детской социализации в будущем.

Ключевые слова: социально-нравственное развитие, межличностные взаимоотношения, эмоциональный дискомфорт, социализирующие игры, коммуникативные игры.

Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, созданной человечеством, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенности взаимоотношений, складывающиеся у него с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности.

А. С. Запорожец

Социально-нравственное воспитание и развитие ребенка – это умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, умение контролировать свои эмоции и правильно их выражать.

Под социальным общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Общение с взрослыми является главным фактором психического развития с первых дней жизни ребенка и на протяжении первых семи лет. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его возрастными особенностями, интересами и желаниями.

Н. Ф. Тальщина отмечает, что с рождения до семи лет социально-нравственное развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая психологические условия.

Таким образом, необходимо создать в группе все условия и обстановку эмоционального комфорта для каждого ребенка.

Обеспечить достаточно полное удовлетворение потребностей каждого ребенка в общении с воспитателем.

Использовать при этом разнообразные формы и методы социально-нравственной культуры общения.

Помогать, ребенку преодолевать ситуации эмоционального дискомфорта, Воспитывать у детей гуманные отношения к сверстникам, социально-нравственные чувства: отзывчивость, сочувствие, сопереживание, доброжелательность.

Расширять представления о проявлении этих чувств и соответствующий им практический опыт.

В старшей группе, в рамках этой работы были запланированы следующие задачи: учиться удовлетворять свои потребности в игре, занятиях, наблюдениях, беседах, прогулках, экскурсиях и умение считаться с интересами сверстников.

Формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности, объединяя детей на основе общих интересов.

Развивать чувства удовлетворения от удачных решений, достижения результата, соответствующего замысла, а также умение преодолевать огорчения и неудачи.

Поддерживать интересные предложения сверстников, уступать их желанию, сочетать эти предложения с удовлетворением своих интересов, формировать умение обосновывать свое мнение, убеждать сверстников в его справедливости.

Способствовать осознанию детьми личной значимости поступков, соответствующих социальных норм поведения.

Формировать активное отношение к положительным и отрицательным поступкам сверстников, выражать свое мнение в виде оценочных суждений, не допуская корректных замечаний.

На конкретных примерах можно показать как это решается в нашей группе.

В моей группе 22 ребенка и все они очень разные- есть застенчивые, агрессивные, замкнутые, социально неуверенные, и каждому нужно помочь найти «тропинку» к преодолению своего комплекса. Поэтому свою работу в группе я строю так: веду разнообразный утренний прием детей, утро начинается с радостных встреч: встречаем детей с улыбкой, стараемся увлечь в интересную беседу, выслушиваем каждого ребенка, учим не перебивать рассказчика, а уметь терпеливо выслушать и по необходимости продолжить беседу. Заинтересовываю детей увлекатель

В игре дети по собственной инициативе вступают в межличностные взаимоотношения. В игре, и только в игре, проявляются и формируются этические и коммуникативные аспекты социального взаимодействия.

Стараемся увлечь ребенка чудесной книгой или познавательными книгами из которых они узнают много нового, интересного, непознанного.

В группе появилась «чудесная книга»; сколько было разговоров, суждений, высказываний, эмоций. Переполненные впечатлениями дети не раз возвращаются к разговорам о том, что их удивило, что можно принести еще для пополнения «чудесной книги». Беседуем о характере поступков или поведении персонажей из художественной литературы. Подбираю специальные вопросы, чтобы помочь детям проанализировать и оценить поступки героев, понять как правильно поступить в данной ситуации, а созданной непринужденной ситуацией побуждаем детей поиграть в различные развивающиеся игры, сюжетные игры, дидактические игры и др., способствующие межличностным взаимоотношениям, снятию эмоционального дискомфорта.

И все это общение проходит в атмосфере дружелюбия, приветливости, взаимопонимания и уважения к сверстникам и старшим.

Следующий день наступает с ожидания - дети очень любят общаться за «круглым столом» во время чаепития – этот же день, день «сладкоежки» - направлен на создание благоприятного психологического климата в группе, на привитие социально-нравственной культуре поведения и общения среди сверстников и взрослых.

Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое доброжелательное отношение, при разговоре соблюдать этикет, слушать партнера. Под чутким руководством взрослого у ребенка возникает новая форма общения- внеситуативно- личностное, в процессе которого он ориентируется на «мир людей», осваивает взаимосвязи в социальном мире. Возникновение и развитие этой формы общения связано в значительной мере с развитием игры. Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать «мир» взрослых и сверстников- необходимо эмоционально насыщенное, содержательное общение взрослого с ребенком в игре, в различных видах художественной, театральной деятельности (инсценировках сказок, представления кукольного и теневого театра). Особенно важно обеспечить условия для ролевых игр, театрализованных и режисерских, в которых ребенок воспроизводит отношения между детьми в группе и взрослыми, как в детском саду так и в семье.

Необходимо использовать разнообразные игры и игровые упражнения «Мое настроение», «Дружная семья», «Мой любимый детский сад», «Ласковое имя», «Дружные художники», «Волшебное зеркало» и другие.

Применять на практике социализирующие игры и упражнения: «Ищу друга», «Помоги Тане», «Лакомство для друга», «Мой хороший попугай», «Добрый бегемотик».

Использовать коммуникативные игры: «Черепаха», «Федя», «Ветер, ветер», «Шалтай-болтай», «Гуляки».

Контактные игры: «Съедобное, несъедобное», «Кто позвал? », «Летает, не летает», «Колечко».

Игры способствующие снятию состояния эмоционального дискомфорта: «Мои эмоции», «Покажи настроение», «Все наоборот», «Мое настроение», «Ролевая гимнастика» и т. д.

Проводить игры драматизации: «Школа добрых волшебников», «Волшебная школа», «Телефон», «Три товарища».

Использовать этюды на выражение различных эмоциональных состояний: «Поссорились, помирились», «Лисенок боится», «Мое настроение» и т. д..

Читать произведения: В. Осеева «Почему? », К. Чуковский «Айболит», Б. Жидков «Что я видел? », «Что такое хорошо, что такое плохо? »,

В. Дурова «Очень важный разговор» и другие. Беседовать на тему: кого мы называем добрым, честным, вежливым; что значит любить родителей.

Проводить работу с родителями, пытаться убедить их в том, что их участие важно не потому что этого хотим мы, а потому что это важно для социально-нравственного развития ребенка. Ребенок учится тому, что видит у себя дома. Не даром говорится, что сколько бы словесно мы не говорили «как надо и как не надо», он сделает так как запомнил, воспроизведет модель «родительского» поведения.

Поэтому вся наша работа, проводимая в детском саду по воспитанию социально-нравственной культуры общения, поведения, в целом должна находить продолжение в семье.

Родители обязаны помнить, что их взаимоотношение, общение друг с другом, уважение и забота друг о друге необходимы для ребенка как пример для подражания, в результате которого развиваются все лучшие социально-нравственные качества.

Развитие социально-нравственных норм общения и поведения требует серьезных педагогических усилий со стороны взрослого – педагога – ребенка. Это очень кропотливая работа, но и интересная, результаты не всегда заметны. Но наблюдая за воспитанниками в конце учебного года, я замечаю, что дети становятся дружелюбнее, менее агрессивные, не смеются над неудачами сверстников, очень самокретично оценивают свои поступки и дела.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: социально-нравственное развитие – это целенаправленный процесс приобщения ребенка к моральным ценностям человечества и конкретного общества, как процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить.

www.maam.ru

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, задачи, содержание, методы нравственного воспитания. По-разному интерпретировался сам, термин «нравственное воспитание», иногда подменялся понятием «духовное воспитание», «моральное воспитание». Мораль -общественное явление, включающее в себя нормы и правила, определяющие и ограничивающие поведение человека в конкретном обществе, в конкретной ситуации развития. Нравственность, в отличие от морали, - это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный облик, образ жизни, поведение человека. Значение понятия «социально-нравственное воспитание» значительно шире: социально все, что касается человека, живущего в обществе. Оно тесно связано с понятием «социализация», рассматриваемого как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (И. С. Кон). Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто оно не бывает адекватным требованиям морали. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы, возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно-значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации: в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

Таким образом, развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное - создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести маме; поиграть с новой игрушкой или уступить ее младшему. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.

Социально-нравственное воспитание дошкольников закладывает основы личности ребенка. Ведь именно в дошкольном возрасте малыш получает первый опыт общения, он учиться как правильно вести себя с близкими ему людьми и ровесниками, он усваивает традиции и культуру своего народа.

Роль родителей и воспитателей великая, именно они знакомят малыша с окружающим миром, учат быть самостоятельным. В детском саду ребенок впервые в жизни испытывает чувство дружбы, и учиться уважать старших. Мы, педагоги, стараемся советовать родителям – какую литературу почитать с ребенком дома, на какие качества и особенности его развития обратить внимание и т. д.

Основной задачей нравственного воспитания является развитие и воспитание у ребенка моральных чувств, позитивных навыков и привычек поведения.

Дошкольный возраст, как раз подходит для развития чувств. Положительное влияние на развитие чувств оказывает просмотр мультфильмов, чтение поучительных стихов, сказок и рассказов, где главная роль отводиться победе добра над злом. Под впечатлением от мультфильма или сказки малыш начинает анализировать поведение героев; так ребенок учиться разбираться и в своем поведении, он начинает размышлять над своими поступками.

Родители должны прививать малышу определенные навыки и привычки. Научите ребенка дисциплине, самостоятельности. Приучите к полезным навыкам, к примеру, вежливости, чистоте, аккуратности, послушанию. Социально-нравственным воспитанием ребенка займутся воспитатели, они научат малыша правильно излагать мысли, общаться с взрослыми, приучат, говорить правду, играть вместе со всеми детками, выработают привычку к труду и взаимопомощи.

Социально-нравственное воспитание детей должно проходить следующим образом:

• Прочитайте ребятам сказку и постарайтесь добиться дискуссии; пусть дети подумают, кто прав и кто виноват в сложившийся ситуации;

• Четко, кратко и ясно объясняйте правила поведения, аргументируя, почему себя нужно так вести;

• Чаще играйте с ребятами в игры, которые учат сотрудничеству и взаимопомощи.

Помните, что социально-нравственное воспитание детей препятствует развитию вредных привычек.

Таким образом, особенностями нравственного развития детей в дошкольном возрасте являются:

- у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

- возрастает действенность нравственных представлений;

- возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Дошкольный возраст является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. Комплексное использование методов и средств нравственного воспитания поможет успешно решать задачи нравственного воспитания и развития каждого ребенка.

www.maam.ru

Педагогическая концепция. Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста средствами игры

«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» В. А. Сухомлинский

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Передо мной встал следующий вопрос, почему дети, зная, как надо поступать хорошо, поступают плохо и как организовать воспитательную и образовательную работу, чтобы помочь им продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню. Свои размышления постараюсь отразить в данной концепции. Поставив перед собой следующие задачи: воспитать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, уважительно относиться к окружающим, спокойно отстаивать свое мнение. Обогатить словарь детей формулами словесной вежливости. Развитие нравственного воспитания в системе образования в России стало одним из приоритетных направлений в деятельности ДОУ. В настоящее время образование находится на двух гранях одна – изжившая себя, где воспитатель был носителем информации и наступившая, в которой педагог развивает способности сделать самостоятельный нравственный выбор в проблемной ситуации, происходит возрождение нравственных ценностей, их переоценка. Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- личностного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период, изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность. На данный момент резко снизилось воспитательное воздействие семьи. Нравственное развитие детей подменяется интенсивным обучением, что не соответствует Федеральным государственным требованиям. В современных условиях проблема нравственного развития приобретает особое значение. В основополагающем государственном документе Национальной доктрине образования в Российской Федерации - определены цели воспитания и образования как единого процесса. К сожалению, по результатам анкетирования и бесед, в воспитании нравственности у детей родители не придают должного значения игре, заменяют ее просмотром мультфильмов, а ведь именно игра является универсальным средством социально–нравственного развития детей дошкольного возраста. Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в концентрированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития, эмоционального потенциала, как ребенка, так и взрослого. Я считаю, что быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил поведения и в доступной форме раскрывать их в ведущей деятельности детей – игре

Для того, чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать оптимальные условия для упражнения ребенка в нравственных поступках. «Доброе дело совершается всегда с усилием, но, когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой». В. А. Сухомлинский.

Тогда нравственные действия, повторяясь ежедневно, превратятся постепенно в привычные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе. «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями » К. Д. Ушинский

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие нравственные качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от социальной среды, отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают. Правильные представления о нравственном облике человека, о его отношении к другим людям, к самому себе, должны стать для ребенка образцами для подражания.

Я уверенна, что только знаний не достаточно для того, чтобы ребенок вел себя нравственно. Если родители и воспитатели с помощью морализирующих бесед будут уделять внимание, лишь формированию нравственных представлений, не заботясь о практике взаимоотношений детей с окружающими людьми, могут возникнуть случаи «нравственного формализма» когда дети хорошо знают нравственные нормы и даже правильно о них рассуждают, но сами нарушают, не считаясь с интересами окружающих. Чтобы предупредить подобное расхождение знаний и реального поведения, необходимо, чтобы нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его поведения.

Социально – нравственного развития детей, состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности стали внутренними стимулами развития формирующейся личности, а это значит, что тема: «СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ» является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных в жизни общества

1. Социально-нравственное воспитание

Игра ребенка дошкольного возраста относится к образовательной области «Социализация», содержание которой заключается в «приобщении к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми». В дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания и развития ребенка. Для выявления уровня по нравственному развитию детей сначала провела диагностику, затем наблюдение игровой деятельности.

Анализируя результаты игровой деятельности, я поняла, что у моих детей еще не сформировалась определенная система ценностей.

Плачевно, но дети не умели сообща играть, договариваться, помогать друг - другу, отстаивать свое мнение.Тогда я поставила перед собой цель планомерно проводить нравственное воспитание через игры, которое позволяет закрепить положительные тенденции в развитии ребенка.

Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в игровой деятельности. Это создает определенные предпосылки для развития нравственных качеств. На мой взгляд, содержательное общение со сверстниками в игре становится важным фактором полноценного формирования личности. Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве - это кардинальный принцип педагогики.

1.1Культура общения детей с взрослыми и сверстниками - составляющая основа культуры поведения.

Запланировала и провела цикл игр, в котором дети накопили первый опыт нравственного поведения, у них развились дружеские взаимоотношения, дети научились играть сообща, спокойно отстаивая своё мнение, используя в речи вежливые слова. Научились строить своё поведение в общении друг с другом. У детей развилось нравственное сознание, чувства и поведение. После проведенных игр пришла к следующим результатам: высокий – 80%; средний – 20%;. В результате специально проведенных игр культура поведения детей заметно повысилась. Дети эмоциональны, поэтому использовала разные приемы воспитания, игры которые были, не только понятны, но и интересны им. В воспитании культуры поведения не должно быть излишних словесных назиданий, упреков, замечаний. Были созданы специальные игровые ситуации, побуждающие детей поступать правильно.

Для воспитания культурного поведения создала следующие условия:

1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего использовала обращение по имена, похвалу и прочие способы, увлекающие детей.

2. Пример взрослых. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых, действия воспитателя должны быть, направлены на достижение главной цели - развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановке.

3. Связь с семьей - необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Воспринимая родительское тепло, нежность, сострадание, доверие, ребенок понесет эти чувства во взрослую жизнь. Общая цель семьи и детского сада – гармонично развитый ребенок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

А теперь – самое интересное. Каковы же результаты проведенной работы? Процесс нравственного развития динамичный и творческий, результаты отсрочены, и я вношу свои коррективы, направленные на его совершенствование. Работая по данной теме, я вижу, что у детей сформировалась определенная система ценностей. Также и родители обратили свое внимание на то, что их дети стали чаще говорить вежливые слова, стали эмоционально отзывчивыми, откликаются на эмоции близких людей и друзей. Овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Стали способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающие элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение детей преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо» - эти качества выработались в игровой деятельности. Игра одно из наиболее эффективных средств социально-нравственного развития детей. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Именно игра – фундаментальный источник нравственного развития в дошкольном возрасте.

Богатство нравственного содержания игровой деятельности, соблюдение психолога - педагогических условий в ДОУ, уклад жизни в семье - важнейшие источники социально- нравственного развития детей дошкольного возраста

www.maam.ru

Тема 22 Этический развитие в дошкольном возрасте

ПЛАН

1 Предпосылки нравственного развития в немовлячому возрасте

2 Этический развитие в раннем детстве

3 Развитие морального сознания ребенка 3-7 лет

4 Переход от внешне обусловленной нравственного поведения к сознательной

5 Психолого-педагогические условия формирования нравственного сознания и поведения дошкольника

6 Недостатки нравственного развития дошкольников

Литература

1 Воспитание гуманных чувств у детей / Под ред Л Н Проколы-енко, В К Котырло - М.: Сов школа, 1987 - 174 с

2 Воспитание детей дошкольного возраста / Под ред Л Н О-колиенко - М.: Сов школа, 1991 - С 208-245

3 Коломинский Я Л Психология детского коллектива - Минск: Народная асвета, 1984 - 240 с

4 Кононко Е Л Чтобы личность состоялась - М.: Сов школа, 1991 - 221 с

5 Котырло В К Растет гражданин - М.: Сов школа, 1980 - 79 с

6 Люблинская Г О Детская психология - М.: Высшая школа, 1974

- С 339-345

7 Непомнящая Н И Становление личности ребенка 6-7 лет - М: Педагогика, 1992 - 160 с

8 Островская Л Ф Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников - М: Просвещение, 1990 - 160 с

9 Приходько Ю О Формирование положительных взаимоотношений в детском коллективе - М.: Сов школа, 1987 - 126 с

10 Психологические проблемы нравственного воспитания детей / Под ред Ф И Михайлова, И В Дубровиной, С Г Якобсон - М: Педагогика, 1977

11 Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Под ред Т С Комаровой - М, 1983

12 Смирнова Е О Детская психология: Учеб для студ высш пед учеб зав - М: Гуманит изд центр ВЛАДОС, 2003 - С 327-333

13 Титаренко Т М Нравственное воспитание дошкольников в семье - М.: Сов школа, 1985 - 95 с

14 Субботский Е В Ребенок открывает мир - М: Просвеще-ние, 1991 - 207 с

15 Урунтаева Г А Дошкольная психология - М: Изд центр \"Академия\", 1997 - 336 с - С 264-281

16 Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред В К Котырло - М: Педагогика, 1987 -

142 с

17 Якобсон С Г Психологические проблемы этического развития детей - М: Педагогика, 1984 - 144 с

1 Предпосылки нравственного развития в немовлячому возрасте

Ребенок от рождения становится членом общества Ее врожденные потребности удовлетворяются социально обусловленными способами, она включается в общение с окружающими людьми - носителями общественно выделки них образцов поведения, которые передают малышу свой опыт, аккумулирующий достояние всех предыдущих поколений человечества Социальная жизнь людей строится по определенным нормам их взаимоотношений, которые консолидируют общество, обеспечивают его существование Усвоение этих норм составляет одно из направлений долгого и сложного процесса развития личности ребенка Зрелая личность, как социальное существо, действует в интересах и Другими людям, а те в свою очередь заботятся о не неї.

В немовлячому возрасте закладываются предпосылки усвоение этических норм ребенком Первой школой таких норм выступает общение с близким взрослым Взрослый выражает ребенку свою любовь, заботится о ней С п первых дней жизни ребенок переживает свою связь с взрослым, зависимость от него в удовлетворении своих жизненно важных потребностей На этой основе в первом полугодии у ребенка развивается потребность в общений ни со взрослым, в получении положительных переживаний под влиянием его ласковых обращений При удовлетворении потребности малыша в непосредственно-эмоциональных контактах со взрослым у него возникает весел и бодр нас тройника, повышается психическая активность в форме любознательности, внимания, сосредоточенияження.

Постепенно ребенку открывается определенная динамика эмоциональных контактов в ходе общения со взрослым Она чутко реагирует на изменения в настроении взрослого, выраженные эмоциональным тоном его речи, мимикой и жес стами В ситуациях, когда уход за малышом происходит должным образом, взрослый радуется, одобряет действия ребенка Если во время купания или одевания малыш ведет себя спокойно, не кричит, не плачет, это вызывает ласковые и одобрительные слова взрослого Если ребенок капризничает, вертится, то у взрослого возникает недоволен выражение лица, эмоциональный тон речи меняется на строгий и требовательный Так ребенок начинает реаг Уват на требования взрослого, стремясь продлить период хорошего настроения взрослого, еще и еще раз вызвать его ласковое одобрение и избегать моментов, когда взрослый сердится, имеет мрачные настроениястрій.

Со второго полугодия малыш начинает понимать слова взрослого Он реагирует на запреты, сопровождаемые строгим тоном и мимикой взрослого отказом от действий, не получили одобрения Ребенок тянется к стеклянно й вазы, но взрослый говорит \"нельзя\" - и она забирает ручки А вот вазу в руках мамы можно рассмотреть, прикоснуться к ее поверхности пальчиками Шаг за шагом по поведению ребенка отсеиваются действия, выкл икають недовольство взрослого, производятся социально одобряемые способы действий Значительно расширяет возможности усвоения таких способов способность ребенка конце немовлячого возраста выполнять действия под влиянием просьбе взрослого: \"Наклоны головку\" (чтобы легче надеть шапочку) , \"Поздоровайся с бабушкой\" (малыш поднимаетсяйся з бабусею" (малюк піднімає

ручку)

Так закладываются основы дальнейшего формирования послушания у детей, как их способности принимать и выполнять требования взрослых, отражающие этические нормы человеческого общежития

Заключение об особенностях нравственного развития младенца:

- нравственное развитие составляет важное направление формирования личности ребенка и заключается в усвоении ребенком норм взаимоотношений с окружающими;

- в немовлячому возрасте закладываются предпосылки усвоение этических норм, состоящие в ориентации поведения ребенка в эмоционально-положительное отношение взрослого;

- появление понимания речи взрослого позволяет выработать у ребенка элементарные формы этического поведения

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Читать далее uchebnikionline.com

Социально-нравственное развитие и воспитание - Дошкольная педагогика - Учебные материалы для студентов

Кроме того, в качестве средств социально-нравственного воспитания могут быть рассмотрены:

– ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с людьми (детьми и взрослыми) ;

– организация их деятельности (игры, труд и т.д.) , включение детей в предметно-практическую деятельность, практика коллективных творческих дел и игра;

– общение с природой;

– художественные средства: народный фольклор, музыка, кино- и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.

Некоторые авторы выделяют и специфические средства, соответствующие разным направлениям воспитания детей, например соответствующие средствам трудового и нравственно-трудового воспитания (рис. 19) .

В качестве одного из признанных всеми исследователями средств нравственного воспитания выступают и методы нравственного воспитания. При этом существует несколько классификаций.

Рис. 19.Средства трудового воспитания

Классификация В. И. Логиновой основана на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания и включает следующие методы:

– стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование) ;

– формирования нравственного поведения (приучение, упражнения, руководство деятельностью) ;

– формирования нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы) .

Классификация Б. Т. Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает нижеперечисленные методы:

1) доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций) ;

2) воспитательного воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воле, поступку) ;

3) организации и самоорганизации воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования) .

При этом очень важно понимание педагогом методических приемов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности. Например, к ним относятся следующие приемы:

– объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно-раздельных и совместно-последовательных, совместно-распределенных действий;

– обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным со сверстником выполнением дела, указанием на то, что выполнять работу за другого не означает помочь ему, а напротив, сделать ему хуже: не дать возможности научиться делать самому;

– напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного труда;

– разъяснение детям моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений в детском коллективе.

Некоторые авторы выделяют специфические методы социально-нравственного воспитания, которые позволяют реализовать одно из направлений воспитания. В частности, согласно С. А. Козловой, в качестве методов патриотического воспитания применяются:

– методы, повышающие познавательную активность; методы, обеспечивающие эмоциональность восприятия;

– методы коррекции формирующихся у детей представлений о Родине;

– методы координации разных видов деятельности.

Формы организации социально-нравственного воспитания могут быть представлены в следующих видах:

организации совместной деятельности взрослых и детей, под которой можно понимать деятельность двух и более участников процесса социально-нравственного воспитания по решению задач социального и нравственного воспитания на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности) , предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками;

организации самостоятельной деятельности детей, под которой понимается общение и свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, а также менять способ организации своей активности: с совместно-раздельного и совместно-последовательного до совместно-распределенного, связанного с практикой коллективных творческих дел.

Конкретизация данных форм возможна в рамках определения соответствующего им содержания воспитания. Например, в рамках нравственно-трудового воспитания, согласно исследованиям Р. С. Буре, Д. В. Нечаевой и других ученых, выделяются формы, представленные на рис. 20.

Можно обозначить следующие результаты социально-нравственного воспитания:

Социальные и нравственные чувства – переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам (стыд, сочувствие и т.д.) . Нравственные чувства "вырастают" из "социализированных" эмоций благодаря образцу поведения и соответствующим оценочным действиям воспитывающих взрослых. В нравственных чувствах отражается отношение человека к требованиям общественной морали: сострадания, любви, ответственности, долга и т.д. Нравственные чувства связаны с мировоззрением человека, его поведенческими установками, принципами и традициями.

Социально-нравственная культура – степень восприятия личностью культуры общества, уровень познания людьми общечеловеческих гуманных норм и принципов морали, подчинение своего поведения этим требованиям, борьба за их утверждение в жизни. Включает освоенный личностью опыт человечества, который помогает поступать нравственно во всех жизненных ситуациях, решать проблемные вопросы, проявлять культуру чувств и поведения.

Социально-нравственные качества – постоянные качества личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением человека (ребенка) следовать нравственным нормам.

Социально-нравственные ценности – ориентиры в поведении социальных групп, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны. "Нравственно лишь то, что вы будете считать добром впоследствии, а безнравственно – то, что впоследствии вы сочтете злом" (Э. Хемингуэй) .

Рис. 20. Формы организации труда детей

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник studme.org

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста залог душевного здоровья

Методическая работа в детском саду

Информационные технологии в детском саду ДОУ

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста - залог душевного здоровья

Любивая Г. Г., воспитатель МАДОО Д/с №17, г. Алексеевка Белгородской обл.

Реклама

Дошкольный возраст - это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы.

Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно - нравственной стороны личности уже с дошкольного возраста.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно - нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Большое внимание в развитии духовно-нравственных качеств личности ребенка я уделяю игровой деятельности. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.

Игра - источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе я всегда обращаюсь к игре: как к современной, так и к народной.

Особенность народных игр в том, что они, учат малыша обретать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств.

Перед проведением игры я стараюсь рассказать о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры: «Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», игра-инсценировка «Теремок», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и т.д.)

Благодаря проведению таких игр, я наблюдаю, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей.

Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен.

Однако он необходим для формирования его личности.

При ознакомлении детей с трудом взрослых мы раскрываем перед ними общественную значимость этого труда, его необходимость не только конкретному человеку, но и всей стране. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города.

Большую роль в формировании духовно-нравственных качеств ребёнка играет семья. Постоянная работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду.

При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют. Совместно с родителями оформляются информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, об успехах детей, конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества.

При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Любимый город», «Берегите природу!», «Если с другом вышел в путь» и другие.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребёнка, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Более рациональным методом в работе является использование словесно-образного метода, это - чтение литературных произведений воспитателем «Жил-был я», «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала.

  • Беседы с элементами диалога «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме», «Детям о вере», сказки о материнской любви;
  • рассказы иллюстрациям;

Подробней на сайте doshvozrast.ru

Особенности нравственного развития детей дошкольного возраста - Психология дошкольного возраста - Учебные материалы для студентов

Следующая >

Особенности нравственного развития детей дошкольного возраста

В дошкольном периоде появляются формы поведения, связанные не только с выделением собственного "Я", но и с принципиально новым типом отношений ребенка к окружающему миру – преимущественной ориентации ребенка на социальное окружение. Об этом свидетельствует, в частности, преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника. Это создает благоприятную основу для формирования первичных форм социально значимых ценностей и нравственных критериев.

Согласно Ж. Пиаже моральное чувство у детей возникает из взаимодействия между их развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом. Развитие морального чувства осуществляется в две стадии (табл. 10.3) :

• стадия нравственного реализма – дети судят о нравственности поступка или поведения по его результату, не будучи способными оценить и учесть намерения;

• стадия нравственного релятивизма – дети понимают, что правила создаются самими людьми и в ряде ситуаций люди бывают вынуждены от них отступать или изменять их. Это приводит их к осознанию относительности нравственности поступка. При его оценке они начинают исходить из намерений, мотивов человека, а не из результатов и последствий этих поступков.

Таблица 10.3

Уровни нравственного самосознания детей по Ж. Пиаже

Уровень нравственного самосознания

Ориентировка на результат, следствие поступка без учета его мотивов

Нравственные релятивисты

Ориентировка на мотивы поступков, понимание относительности нравственных оценок

Теория двух стадий развития нравственного сознания Ж. Пиаже была развита Л. Кольбергом. На основе обсуждения детьми, подростками и взрослыми серии коротких рассказов нравственного содержания он пришел к выводу о трех уровнях формирования нравственного самосознания у людей (табл. 10.4) .

Таблица 10.4

Уровни нравственного самосознания детей по Л. Кольбергу

Уровень нравственного самосознания

Ориентация на избежание наказаний и послушание: правила поведения не нарушаются в присутствии взрослых

Конвенциональный уровень

Правила поведения не нарушаются и в отсутствие взрослых из-за страха наказания

Постконвенциональный уровень

Правила поведения не нарушаются в соответствии с собственными моральными позициями

Согласно Л. Кольбергу, нравственный выбор делается не в вакууме, на него оказывает влияние возможная оценка другими людьми. Ребенок как бы заключает некое нравственное соглашение (конвенцию) с миром, обязуясь вести себя определенным образом.

Возможность принятия подобной конвенции появляется в определенном возрасте. Нравственное самосознание до "принятия конвенции" характеризует доконвенциональный уровень, на этапе ее принятия – конвенциональный уровень, и соответственно, у более зрелых людей – постконвенциональный уровень. Указанные уровни могут быть проиллюстрированы следующими примерами: незрелый ребенок не ест конфеты из праздничного набора только потому, что рядом находится мама, не позволяющая ему этого; ребенок, находящийся на конвенциональном уровне не ест эти конфеты уже потому, что обещал этого не делать; а вот уже на постконвенциональном уровне ребенок мотивирован тем, что не хочет испортить праздничный стол, хочет угостить других и т.п.

Сказанное означает, что ребенок-дошкольник в силу своего возраста может быть либо нравственным реалистом, либо может иметь доконвенциональный уровень нравственного сознания. Нравственный релятивизм и конвенциональная мораль – привилегия более зрелого возраста.

Развитие нравственной сферы личности дошкольника обусловлено эмоциями и чувствами ребенка и связано с его стремлением сохранить положительный образ "Я". Развитие нравственной сферы личности в дошкольном возрасте можно представить как становление интегрального единства и формирование взаимосвязей нравственного сознания, поведения, отношений, эмоций и чувств ребенка.

Его нравственное поведение основано на пока еще недостаточном понимании и принятии нравственных норм и правил. Они выполняются ребенком при наличии и одобрении со стороны взрослых.

Дошкольник понимает правила адекватного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может совершать действия, ориентируясь на эти правила. Индивидуальная эмоциональная заинтересованность в одобрении окружающих приводит к пониманию необходимости соответствовать положительному эталону поведения.

Когда эта потребность приобретает личностный смысл, у дошкольников возникает ответственность как личностная особенность, складываются основы ответственного отношения к результатам своего поведения. В процессе становления ответственности у ребенка развивается способность давать оценку своим отдельным поступкам и поведению в целом как хорошему или плохому, если доминирующими мотивами поведения являются общественные мотивы.

Овладевая рефлексией, ребенок пытается анализировать собственное поведение, проецировать свои действия на возможные реакции со стороны других людей. Несмотря на то что потребность поступать в соответствии с правилами приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности лучше проявляется в присутствии взрослого. Развитие нравственного сознания дошкольников происходит в следующих направлениях:

• уточнение знаний и представлений о хорошем и плохом поведении;

• осознание последствий нарушения нравственных норм;

• освоение главных этических понятий: их осознание, переживание и использование для оценивания характера нравственных действий и поступков;

• конкордация нравственных знаний и представлений, эмоциональных отношений и поступков.

Нравственному развитию способствует усиление с возрастом значимости нравственных норм и правил, повышение адекватности оценки своих поступков и поступков других людей на основе нравственных знаний. При этом дошкольник остается очень зависим от оценок взрослых. Основными этическими понятиями, обусловливающими развитие нравственной сферы личности дошкольников, являются: хорошо – плохо, правда – ложь, можно – нельзя, вежливость – грубость, добро – зло и др.

Общими факторами нравственного развития в дошкольном возрасте являются: нравственные чувства и переживания ребенка, осознание нравственных норм и отношение к ним, адекватность эмоциональных отношений и поведения в их выполнении, нравственное сознание и чувство нравственного долга, нравственная оценка и самооценка. Общий психологический механизм заключается в интериоризации-экстериоризации нравственных норм, содержащихся в основных этических понятиях. Частными психологическими механизмами нравственного развития личности дошкольника являются: идентификация с носителями моральных норм, подражание нравственным образцам, рассогласование между внешней оценкой взрослыми нравственного поведения и отношений и внутренней моральной самооценкой ребенка. Критериями эффективности развития нравственной сферы личности дошкольника являются:

– критерий нравственного знания (что ребенок знает) ;

– критерий нравственного отношения (как он к этому относится) ;

– критерий нравственного поведения (как он себя ведет) ;

– критерий нравственных чувств и морального переживания (что он при этом чувствует) ;

– общий критерий – как единство сознания, поведения, чувств, отношений и переживаний.

Формирование нравственных понятий в дошкольном возрасте осуществляется разными способами. Процесс формирования нравственных понятий идет в дошкольном возрасте не только по направлению от конкретного к обобщенному пониманию нравственной сущности ситуаций.

Под влиянием общения со взрослыми дошкольники усваивают содержание моральных понятий первоначально в категориальной форме. Содержание данных понятий на протяжении дошкольного возраста постоянно уточняется и дополняется, что способствует интенсификации их формирования.

В то же время это создает возможность их формального усвоения. Формирование элементарных нравственных понятий и представлений обеспечивает более осознанное вхождение в мир взрослых и стимулирует переход дошкольника на новый уровень нравственного развития.

Поведение, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками постепенно перестают носить непосредственный эмоциональный характер, а начинают определяться нравственными нормами. Старший дошкольник может сам использовать определенные нравственные оценки и применять общие критерии "хорошо – плохо", в соответствии с которыми он дифференцирует социально полезные и отрицательные свои поступки и действия других людей.

Практический пример

В экспериментальном исследовании Н. В. Мельниковой выявлено, что девочки дошкольного возраста имеют более высокий уровень развития нравственных чувств и нравственного сознания, регулирующих поведение, поэтому их общий уровень нравственного развития выше. Они, в отличие от мальчиков, способны испытывать переживания, связанные с выполнением или нарушением нравственных норм, независимо от одобрения или неодобрения окружающих. Нравственные чувства и переживания мальчиков-дошкольников в большей степени связаны с оценками и контролем окружающих взрослых.

Направленность дошкольников на выполнение положительно оцениваемых поступков, выступая в качестве регулятора их деятельности, является основой для формирования у них нравственных свойств. Большую роль в качестве эталона поведения для детей дошкольного возраста выполняют сказочные персонажи, у которых в образной и доступной им форме выделяются положительные и отрицательные особенности характера.

Формирование личности посредством моральных критериев и оценок регулируется взрослыми, которые осуществляют отбор и поощрение социально значимых качеств. Самостоятельность ребенка начинает проявляться в тех ситуациях, когда он соотносит с собой и другие моральные оценки и на этой основе осуществляет регуляцию своей деятельности.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит интенсивное нравственное развитие ребенка: становление этических инстанций, которое предполагает развитие морального сознания, моральной саморегуляции поведения и социальных, нравственных чувств; формирование нравственно-прагматического поведения, которое основано на усилении внешнего контроля, разветвлении его форм, иерархизации и переиерархизации прагматических мотивов нормативного поведения и возникновение предпосылок к бескорыстному нравственному поведению, представляющему собой результат взаимодействия сознательно усвоенных норм и переживания альтруистического воздействия со стороны близких взрослых.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Материал studme.org

Другие статьи по теме: