Образование для устойчивого развития дошкольников

Преемственность устойчивого развития на уровнях дошкольного и начального образования (часть 4)

часть 1

Часть 2

Часть 3

Работа с детьми проводится в форме знакомства дошкольников со школой. В частности проводятся регулярные экскурсии по школе для детей из подготовительных групп. Организуется посещение школьного музея, библиотеки, спортивного и актового залов, поддерживается контакт с бывшими воспитанниками данного детского сада. Такой подход вызывает у дошкольников интерес и положительное отношение к школе, снижает страх перед ожидаемыми изменениями, связанными с поступлением в школу, повышает самооценку.

В рамках данной деятельности также проводятся дни открытых дверей с концертом, выставками и общими развлечениями для дошкольников и школьников.

Активное взаимодействие со школьным психологом позволяет держать под контролем не только процесс адаптации первоклассников, участвующих в программе, но и обеспечивает своевременную диагностику готовности к школе у дошкольников. Данное сотрудничество высоко оценивается педагогами, включенными в работу по данной программе и, кроме этого, позволяет контролировать результативность применяемых методов и подходов, обеспечивая индивидуальный подход к каждому ребенку.

Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 85% наших выпускников обнаруживается высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации, в то время как дезадаптированных детей не выявлено. Кроме того, высокий уровень мотивации к поступлению в школу обнаружен у 79% детей, средний уровень у 20% детей.

Таким образом, анализ показал результативность применяемых подходов к обеспечению дошкольно-школьной преемственности в том случае, когда в данном процессе активизируется личностный потенциал, творческое воображение, познавательный интерес, а также поддерживаются социальные связи с предполагаемым местом обучения и к программе достижения образовательной преемственности приобщаются родители.

Заключение

В данной работе проанализированы особенности достижения преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями образования. Проблема преемственности рассматривалась на основе существующих сегодня теоретических подходов и практических методов обеспечения преемственности между детским садом и школой.

Было выяснено, что преемственность характеризуется обогащением предыдущего опыта ребенка и выведением его знаний, умений и навыков на новый уровень. При этом особая роль уделяется психологической составляющей данного процесса, обеспечению устойчивого развития личности ребенка.

При этом обозначен как ошибочный распространенный в настоящее время подход к подготовке ребенка к школе, сосредоточенный на узкоспециальной проработке определенных знаний, умений и навыков. При таком подходе детям большей частью предлагается тренировочное прохождение элементов учебной программы первого класса, что отчасти подготавливает детей к учебной деятельности, но не к новому образу жизни в целом.

При этом, социально-психологическая составляющая, как было выяснено в ходе исследования, является ключевым фактором в достижении успешной преемственности между дошкольным и школьным образованием. Лишь внимание к личности ребенка, факторам ее развития, способствует оптимизации процесса перехода от детского сада к школе.

Это было доказано на примере многолетнего опыта апробации обучающее-воспитательной программы, разработанной на основе соответствующей модели преемственности (В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев). Как показали исследования, положенные в основу метода принципы развития творческого воображения и развития личности показали очевидную эффективность данного подхода в обеспечении преемственности.

Список литературы

1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) : Избранные психологические труды. - М. : Московский психолого-социальный институт, 1999.

2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школ: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008.

3. Белошистая А. В. О преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Вопросы психологии. - 2008. - № 6. Гончарова И. И. Формирование профессиональной готовности педагога к обеспечению преемственности дошкольного и начального образования // Автореф. дисс. 13.00.08. - М. : 2004.

4. Гун Г. Е. Здоровье детей – категория педагогическая / Г. Е. Гун // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 1.

5. Качур Е. Н. Проблемы преемственности детского сада и школы. Пути их решения // ИД «Первое сентября». Электронный ресурс: [festival.1september.ru/articles/562010]. - 2013.

6. Кондратенко Т., Литвина Н. Проблемы преемственности в образовательной работе дошкольных учреждений и начальной школы // Вісник Інституту розвитку дитини. – 2010. - №8.

7. Кондрашова Н. Г. Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой // Открытый урок. Электронный ресурс: [http://festival.1september.ru/articles/310700/]. - 17.03.2013.

8. Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: преемственной дошкольной и начальной школьной ступеней // Вестник. - 2003. - №11.

9. Кузнецова Л. М. Физиолого-гигиеническое и психологическое обоснование разных условий и методов развивающего обучения дошкольника // Развивающее образование - многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы / Отв. ред. Л. Е. Курнешова; научн. ред. В. Т. Кудрявцев. – М., 2003.

10. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М. : УРАО, 2008.

11. Лусканова Н. Г., Коробейников А. И. Диагностические аспекты проблемы школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста. - М., 1993.

12. Маханева М. А. Проблема преемственности между детским садом и школой // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 9.

13. Онискевич Т. С. Пути реализации преемственности в формировании геометрических представлений у дошкольников и младших школьников: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.07. – Минск: БГПУ, 2003.

14. Сманцер А. П. Педагогические основы преемственности в обучении школьников и студентов. – Минск: Изд-во БГУ, 1995.

15. Сотникова И. Д. Влияние интеллектуального и личностного развития первоклассников на их адаптацию к школе : автореф. дис.. докт. психол. наук. - Тамбов, 2009.

16. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. - М. : Академия, 1999.

www.maam.ru

Преемственность устойчивого развития на уровнях дошкольного и начального образования (часть 3)

часть 1

Часть 2

Часть 4

Анализ форм преемственности образовательного процесса при переходе от дошкольного к начальному звену

При разработке методов к обеспечению преемственности между детским садом и школой выделяются следующие задачи:

1. Постановка общих и специальных образовательный целей на каждой из ступени и обозначение их взаимосвязи.

2. Формирование единой взаимосвязанной и согласованной методической системы с определенными целями, задачами, содержанием, методами и т. д., сосредоточенно на обеспечении преемственных связей данных параметров с учетом возрастных этапов.

3. Составление единой содержательной линии в предметном обучении, которая согласуется с общей методической системой, исключающей информационную перегруженность, «натаскивание» на определенные знаниям и умения, воспроизводящие элементы школьной программы.

В качестве решения обозначенных задач предлагается разработка комплексных программ непрерывного дошкольного и начального образования. Примерами такого подхода могут выступать программы «Школа 2100», «Из детства в отрочество» и «Сообщество» .

В свою очередь, по выводам В. В. Давыдова и В. Т. Кудрявцева, решение проблемы преемственности на этапе перехода от дошкольному к начальному звену образования наилучшим образом показывает себя система развивающего образования .

В целях доказательства этого предположения научным коллективом под руководством В. В. Давыдова и В. Т. Кудрявцева была развернута специальная проектно-исследовательская работа по созданию соответствующей модели преемственности. Эта работа с 1992 г. ведется на базе московской Школы-лаборатории «Лосиный остров» № 368, включающей дошкольную и школьную ступени. В структуру эксперимента входит и ряд других учебных заведений с дошкольным и начальным образовательным звеном. Обучение ведется в соответствии с технологией развивающего обучения по системе Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова.

В рамках этой программы апробируется общая «Программа развивающего дошкольного образования», а также отдельные программно-методические материалы образовательно-воспитательных действий с обеспечением преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования. В программу входят такие элементы как развитие развивающе-оздоровительная работа, развитие речи и коммуникативных навыков, формирование элементарных математических представлений, развитие эмоциональной культуры детей, экологическое воспитание и т. д. Кроме этого в программу входят пакеты специализированных методик психологической и педагогической диагностики.

Идея программы заключается в знакомстве детей с понятиями внутреннего и внешнего миров, когда мое индивидуальное «Я» соприкасается с внешним миром и открывает его множественные свойства. Такой подход формирует у детей любознательность, познавательный интерес, побуждая их к поиску открытий в таком большом и неизвестном внешнем мире. Множество открытий ждет ребенка и перед исследованием своего собственного внутреннего мира. Такой подход немыслим без развития творческого воображения ребенка как «ключевого психического новообразования дошкольного детства», представляющего собой «системообразующий атрибут человеческой личности». Оно проявляется как универсальная способность, формированием которой обусловлено становление детской психики в целом.

Таким образом, ключевым аспектом данного подхода становится развитое продуктивное воображение – «ядро творческого потенциала дошкольника, которое связано с теоретическим мышлением младшего школьника».

Существенным моментов является также и поддержка в учебных занятиях игрового элемента, так как игровая деятельность для детей 6-7 лет все еще остается основной и в случае резкого переключения на преимущественно учебную нередко вызывает психологические сложности. Например, в ходе обучения письменным навыкам дети на занятии обмениваются друг с другом специальными несложными рисунками, поделками, «а затем пиктограммами и шифрограммами, вложенными в конвертики или пакетики. Главное, чтобы это были «адресные» изобразительные послания (обращения) : Пети к Маше, Коли - к Даше и т. д., а авторы этих посланий стремились быть понятыми своими вполне конкретными «адресатами» уже в момент их создания» .

Или же, например, при обучении изобразительной деятельности с детьми создаются экспрессивные эскизы на заданную тему. Это позволяет выявить и определить проблему, сущность образа, осмыслить его и даже попытаться эмоционально вжиться в этот образ. В ходе таких упражнений дети изображают «веселую (уставшую, колючую, дисциплинированную) линию», «добрый (шаловливый, унылый, важный) круг» и т. д.

Вместе с развитием творческого воображения обращается внимание и на другие аспекты преемственности, например, психологическая и интеллектуальная готовность к школе, которая включает:

а) наличие у детей тенденций к включению в учебную ситуацию;

б) способность содержательно строить деловое сотрудничество с окружающими.

Такой подход способствует формированию будущего субъекта учебной деятельности - умеющего и желающего учиться.

На важность развития воображения и использование его ресурсов в процессе дошкольно-школьной преемственности указывает и Е. Г. Нестерова, которая организовала диагностическое обследование детей на одной из упомянутых выше экспериментальных площадок, где внедрялись принципы преемственности.

Е. Г. Нестерова из проведенного исследования сделала следующие выводы:

- Чем лучше развито у дошкольника воображение, тем легче ему включаться в учебную ситуацию и осуществлять содержательное сотрудничество с взрослым.

- Несформированность отдельных компонентов творческого потенциала снижает степень психологической готовности ребенка к школьному обучению.

- Низкий уровень развития воображения, даже при наличии у ребенка определенных «учебных» навыков, затрудняет включение его в учебную ситуацию и построение конструктивного общения ребенка со взрослым.

Л. М. Кузнецова провела сравнительное трехлетнее лонгитюдное обследование детей от 4 до 7 лет в условиях прогимназии и экспериментального ДОУ, включенных в данный эксперимент. В исследовании использовались физиолого-гигиенические и психологические методы.

В результате исследования выяснилось, что около 2/3 детей 6-го года жизни, посещающие эти учреждения, готовы к систематическому обучению в школе (против в среднем детей в обычных условиях) . Первоклассники из экспериментальной школы, реализующей в своей практике систему развивающего обучения, продемонстрировали высокие уровни школьной мотивации, проявляя положительное отношение к школе и активность в учении. Кроме этого у 2/3 из испытуемых детей наиболее оптимально проходил процесс школьной адаптации, вызывающий значительные трудности у многих первоклассников, не прошедших специальную подготовку в рамках развивающего и личностно-ориентированного обучения.

При этом отмечается, что в прогимназии проводилась целенаправленная работа по подготовке детей к школе и формированию соответствующих умений и знаний, в то время как в экспериментальном дошкольном учреждении такой работы не велось, а использовались обычные средствами дошкольных видов деятельности, направленных на развитие воображения и других творческих способностей. Это подтверждает приоритет эмоционально-чувственного и мотивационно-целевого компонентов в формировании основ преемственности у детей.

В настоящее время существует множество различных программ, сосредоточенных на подготовке детей к школе. Например, программа «Предшкольная пора» была разработана авторским коллективом, в который входят психологи и педагоги Н. Ф. Виноградова, Л. Е. Журова, С. А. Козлова, Т. А. Куликова, Н. Г. Салмина. Авторы стремились отойти от узкопредметного подхода к достижению преемственности в образовании и сделали упор на развитие особых качеств личности, а также психических процессов и определенных видов деятельности, поддерживающих устойчивый познавательный интерес детей и успешное обучение в школе в целом.

В качестве механизма обеспечения дошкольно-школьной преемственности выступают следующие этапы:

- заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;

- составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;

- проведение мероприятий, таких как: «День открытых дверей», «День Знаний», совместные спортивные праздники, развлечения и т. д. ;

- работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей) ;

- организация встреч специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, завучи) ;

- планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;

- проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Базой для апробации данной программы стал д/с№42 «Берёзка» и МОУ СОШ № 21, сотрудничающие на основе ежегодно продлеваемого договора.

Создание единого образовательного процесса было провозглашено в качестве одной из основных задач программы преемственности образования. В соответствии с этим были выделены три основных направления достижения преемственности между дошкольным и школьным образованием:

- методическая работа;

- работа с детьми;

- работа с родителями.

В состав методической работы входит проведение семинаров-практикумов, бесед, педагогических встреч по темам школьной адаптации и достижения преемственности образовательного процесса. В ходе данной работы организуются взаимные посещения занятий и уроков, знакомство учителей и дошкольников – будущих учеников.

Также в рамках программы активно проводится работа с родителями. Проводятся тематические беседы, дается информация по вопросу преемственности образования, учебной мотивации, психологической готовности детей к школе и т. д.

www.maam.ru

Устойчивое развитие цивилизации и экологического образования дошкольников

"Устойчивое развитие цивилизации и экологического образования дошкольников"

Что означает понятие «Устойчивое развитие» и какое отношение оно имеет к отечественному дошкольному образованию? С какими глобальными проблемами цивилизации оно связано? Вот об этом мы сегодня будем с вами говорить.

-Устойчивое развитие – это действительно новое понятие, возникшее в последней четверти прошлого столетия.

Его смысл в том, что жизнь, человеческая цивилизация не может развиваться по тем же законам и по тем же нормам и путям, которые она уже прошла в своей истории! Люди привыкли удовлетворять свои потребности, повышают комфортность своей жизни за счет определенных изъятий из природы и за счет того, что существующая технология заставляет что-то в эту природу выбрасывать как ненужный продукт, сопутствующий получению нужного.

На заре зарождения человечества, когда людей на земле было мало, природе это было безразлично, незаметно, потому что живое вещество природы, живые организмы все перерабатывали, возвращая в цикле на круги своя. Но с увеличением количества людей на Земле, сейчас 6 млрд. 700 миллионов человек, с развитием цивилизации начались процессы, представляющие опасность для существования всего живого на Земле и в первую очередь ведущие к уменьшению комфортности. Каждый год площадь пахотной земли уменьшается на несколько миллионов гектаров. Каждый год на десятки миллионов гектаров сокращаются леса, главный производитель кислорода. Из-за выброса диоксида углерода – углекислого газа, резко меняется климат, так что это заметно каждому человеку.

Мы знаем, что, если озоновый слой не прекратит своего сокращения – это грозит гибелью всему живому на Земле. Правда, последние данные говорят о том, что вроде процесс остановился.

Все эти факты заставили людей задуматься, есть ли другой путь развития цивилизации.

Основная идея устойчивого развития – это гармоничное развитие общества и окружающей среды, когда при решении экономических, социальных проблем учитываются и законы природы.

50-е – 60-е годы прошлого века считаются периодом экономического роста, процветания большинства западных стран. В те годы многие думали, что так будет вечно, а человечество ждет исключительно светлое будущее, но экономический рост породил комплекс энергетических, экологических, продовольственных и демографических проблем.

Можно ли считать богатым человека, у которого есть замечательный дом, автомобиль и все другие признаки достатка, если этот человек не имеет возможности дышать свежим воздухом, пить чистую воду, наслаждаться природой? Поэтому уже в 70-е годы прошлого столетия появились люди, которые осознавали важность проблем охраны окружающей среды. В начале 70х годов зародилось широкое экологическое движение «Гринпис». В 1968 году произошло важное событие: впервые в мире промышленники и ученые объединились, чтобы сформулировать проблемы и искать их решения. Так родилась известная общественная организация «Римский клуб». Уже в то время пришло понимание того, что истощение ресурсов, деградация окружающей среды связаны с устаревшей системой образования и неграмотностью: «Проблема в самом человеке, а не вне его, поэтому и возможное решение связано с ним». Так говорил Аурелио Печчеи — итальянский ученый, предприниматель и общественный деятель, основатель и президент «Римского клуба». Главное в этом документе: право человека на жизнь в гармонии с природой: «Человек имеет основное право на свободу, равенство и адекватные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет жить в достоинстве и благополучии» - говорится в одном из первых документов, связанных с устойчивым развитием.

В 1992 году в Рио-де-Жанейро, Конференция по проблемам окружающей среды и развитию начиналась так: «Все люди – взрослые и дети – имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой». Именно эта конференция определила основные направления для осуществления идей устойчивого образования во всем мире. Для их реализации нужны усилия всех стран, всех слоев населения. Ведь речь идет об изменении нашего отношения к потреблению ресурсов. Съесть всю нефть, уничтожить газ, испортить воду, создать климат, к которому непривычны ни животные, ни растения – все это возможно.

Недавно ушедший от нас писатель Владимир Солоухин в «Камушках на ладонях» сказал, что, если бы какая-то внеземная цивилизация хотела завоевать Землю и послала бы сюда своих коммандос, ничего лучшего, чем портить систему жизнеобеспечения, эти коммандос придумать бы не могли. То есть портили бы воду, воздух, снижали фотосинтез. Но именно этим и занимается сейчас человек в реальной жизни.

Вот поэтому мы сейчас говорим о необходимости общих усилий по сохранению природы, вырабатываем совместные с другими странами документы, участвуем в международных акциях. Дело в том, что идеи устойчивого развития могут быть осуществлены только тогда, когда все люди станут «мыслить глобально, а действовать локально» и понимать, что на земном шаре все взаимосвязано.

Длительное время считалось, что можно наносить окружающей среде локальный ущерб: где-то вырубить лес, где-то сбросить сточные воды в реку и т. д. Однако со временем опасные удобрения, внесенные на поля Северного полушария, стали обнаруживать в антарктических морях. Пришло понимание того, что в природе все взаимосвязано.

В Декларации тысячелетия, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2000 году, уважение к природе возведено в ранг наиболее важных фундаментальных ценностей, признанных определить облик и суть XXI века: «В основу охраны природы и рационального использования всех живых организмов и природных ресурсов должна быть положена осмотрительность в соответствии с постулатами устойчивого развития. Только таким образом можно сохранить для наших потомков те огромные богатства, которые дарованы нам природой».

Значительным событием для всех стран стал всемирный саммит «Рио+10» (Поханнесбург, 2002г., на котором было отмечено, что за последние десять лет было много сделано в области устойчивого развития, но в целом эта идея пока еще не стала реализуемой философией выживания. Исправить ситуацию должно помочь и десятилетие образования для устойчивого развития.

Десятилетие образования для устойчивого развития – это период, в течение которого самые разные организации и учреждения, общественные объединения, правительство, частный сектор, местные сообщества во всем мире смогут внести свой вклад в образование для устойчивого развития. План международной декады (десятилетия) предполагает взаимодействие правительств, обучающих и обучаемых в стремлении объединить свои усилия на всех уровнях. ЮНЕСКО работает с общественными организациями, частным сектором, средствами массовой информации, чтобы донести важность проблемы до как можно большего числа людей. С этой точки зрения детский сад может рассматриваться как своеобразный центр, который сотрудничает с самыми разными учреждениями и организациями – библиотеками, музеями, школами, вузами и т. п.

Обязанность нашего поколения – подготовить экологически грамотным следующее поколение. Мы живем за счет природы, она создает нам систему жизнеобеспечения на Земле. Наука экология дает нам повод для оптимизма, потому что к настоящему времени, когда мы столкнулись с огромным количеством экологических катастроф, человечество уже обладает системой знаний, позволяющих понять, как нужно строить свои взаимоотношения с природой. Для того чтобы настроить природу на такое состояние, которое было бы для человечества нужным, выгодным и привело не только к сохранению человеческого общества, но и к новому витку процветания, нужна согласованная деятельность множества людей на планете. Для этого мы с самого раннего возраста обязаны давать детям представления о самых основных экологических законах.

Современная экология – наука бездонная конечно, полностью дать экологическое воспитание детям мы не можем. Наша задача не только изучить природу и рассказать о ней, а постараться, чтобы это вошло в сознание, в плоть и в кровь следующего поколения. Чтобы у ребенка сложилось мировоззрение, которое будет определять его поведение в дальнейшем. Наш предмет – основы экологического воспитания. Соблюдение экологических законов имеет отношение ко всему. Тут и отношение человека к другому человеку, и отношение человека к живому существу в любых формах, к воде, к воздуху, к дереву. Нам нужно подготовить экологически грамотным подрастающее поколение - в этом наша главная обязанность сейчас.

Чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных и нашим государством, и отдельными странами, учеными, общественными деятелями предпринимаются гигантские усилия.

С тем, что здоровье и окружающая среда тесно связаны, не спорит никто. Все соглашаются с тем, окружающая среда становится для людей все более опасной, все менее пригодной для проживания. Но почему тогда практически ничего не меняется. Достаточно выйти в ближайший парк или сквер, не говоря уже о лесах и лугах – везде обнаруживаются следы деятельности людей. Видимо, труднее всего изменить систему ценностей людей, их поведение и стремления.

Наша задача уже в дошкольном возрасте сформулировать у ребенка определенную систему ценностей, которая во многом определит его поступки и действия в будущем. И к этой работе мы должны обязательно привлекать родителей. Экологическое воспитание, образование и формирование экологической культуры нужно проводить и с детьми и со взрослыми. Это необходимость нашего времени. Живущие среди асфальта и высотных зданий, занятые постоянной заботой о своем жизнеобеспечении, и материальном благополучии, люди в прямом смысле уходят от природы, прерывают корневую связь с ней. Поэтому, детям и взрослым надо раскрывать законы природы, ее гармонизацию и красоту, возможность ее самоорганизации и самовосстановления лишь при ограниченном вмешательстве человека, развивать трепетное отношение к уникальности и многообразию форм жизни на Земле. Ведь суть формирования экологической культуры заключается в правильном отношении к природе ближайшего окружения, т. е. к природе, входящей в пространство их жизнедеятельности. И тут уж без семьи не обойтись. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду, к своей школе. Эта любовь постепенно расширяется, переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и будущему, а затем ко всему человечеству, к природе. Поэтому в экологическом воспитании детей важна тесная связь с семьей.

Ведь это с родителями дети отдыхают на природе, это с родителями они ходят в лес на шашлыки. И часто из рассказов детей мы видим, как потребительски взрослые относятся к природе.

Наша задача, не только как можно больше дать знаний детям об окружающем нас мире растений, животных, насекомых, птиц, рыб, но в основе должна лежать деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. Вот тогда при наличии знаний, наблюдений, деятельности в детях разовьется чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему, вот тогда у детей будет правильное представление о назначении Красной книги.

www.maam.ru

«Интеграция образовательного процесса ДОУ на основе идей образования для устойчивого развития», ГБОУ СОШ № 1005 "Алые паруса", Москва

Ответственный за сопровождение деятельности инновационной площадки

Акимова Елена Геннадьевна

E-mail: 2452@bk.ru

Реферат

Актуальность проблемы. В последние годы образование для устойчивого развития признано во всем мире приоритетным направлением дошкольного образования. Период с 2005 по 2014 г.г. был объявлен ЮНЕСКО десятилетием образования для устойчивого развития.

В ноябре 2014 г. в Японии на специальной конференции подводятся итоги Десятилетия и намечаются пути дальнейшего развития этого направления. Особое внимание уделяется детям от рождения до 8 лет.

Это означает, что образование для устойчивого развития будет и дальше рассматриваться как приоритетное направление образования. При этом существует проблема реализации идей образования для устойчивого развития в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, хотя именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, экологической культуры, начинает формироваться система ценностей, которая в будущем во многом определит поведение человека.

Важность формирования экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания подчеркивается и в таком важном документе, как «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Правительством Москвы (Департаментом образования города Москвы, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы) неоднократно проводились конференции для обсуждения проблем образования для устойчивого развития. Так, в октябре 2014 г. прошла научно-практическая конференция «Экологическое образование - ресурс устойчивого развития столичного региона», на которой были намечены пути развития образования для устойчивого развития дошкольников и школьников столицы.

Все темы проектов отражают современные экологические проблемы Москвы, значимость которых неоднократно подчеркивалась во многих постановлениях Правительства города Москвы. Кроме того, работа в рамках инновационной площадки направлена на поиск путей реализации ФГОС дошкольного образования (интеграция, деятельностный подход, поддержка детской инициативы и самостоятельности, создание вариативной развивающей предметно-пространственной среды и т.д.) .

Ключевые слова: дошкольное образование, образование для устойчивого развития, проектно-исследовательская деятельность, экологическое образование, сотрудничество детского сада и семьи, интеграция, детская деятельность, детская инициатива, детская самостоятельность, развивающая предметно-пространственная среда.

Базовое новшество как объект инновации:

Разработка и внедрение методических рекомендаций по организации проектно-исследовательской деятельности по образованию для устойчивого развития, базирующиеся, согласно ФГОС, на основе интеграции, системы детской деятельности и поддержке детской инициативы.

Цель работы: разработка, апробация и реализация проекта по образованию для устойчивого развития на основе интегрированного и деятельностного подхода.

Задачи:

  1. Разработка методических рекомендаций и вариативного подхода к проектно-исследовательской деятельности по образованию для устойчивого развития на основе интегрированного и деятельностного подхода.

2. Разработка вариантов развивающей предметно-пространственной среды для реализации образования для устойчивого развития с учетом возрастных особенностей дошкольников.

3. Разработка форм и методов сотрудничества с семьей.

4. Разработка форм и методов сотрудничества с социумом.

Результаты работы и заключение о выполнении календарного плана:

За отчетный период (два месяца) :

а) разработано содержание проектно-исследовательской деятельности,

б) определена общая темы проекта «Мыслить глобально-- действовать локально!» и темы групповых проектов. Выделяется три группы тем: первая - это темы ресурсосберегающего направления (экономное отношение к воде, энергии, теплу) , вторая: темы, связанные с охраной природы Москвы (природоохраняемые территории, Красные книги Москвы) , третья группа проектов направлена на знакомство детей и взрослых с такой актуальной проблемой для столицы, как проблема отходов.

в) разработаны анкеты для участников каждого группового проекта (с учетом содержания проектно-исследовательской деятельности) .

г) начато анкетирование детей, педагогов и родителей.

д) начато повышение квалификации педагогов: сотрудники ознакомлены с особенностями проектной деятельности, с российскими и зарубежными проектами в области образования для устойчивого развития.

Степень внедрения (типология сред внедрения и количество организаций внедрения по каждой из них)

Предполагаемые организации для внедрения:

дошкольные образовательные учреждения, начальная школа, образовательные организации дополнительного образования, природоохраняемые территории г. Москвы и РФ.

Рекомендации по внедрению

Полученные результаты проекта могут быть использованы в дошкольных образовательных организациях и в школах (начальная школа) г. Москвы и РФ, а также в организациях дополнительного образования, в природоохранных территориях.

Возможная область применения

Повышение качества дошкольного образования, экологическое образование дошкольников, экологическое просвещение родителей, организация проектно-исследовательской деятельности с участием детей и родителей, реализация ФГОС дошкольного образования.

Педагогическая, организационно-экономическая эффективность и социальная значимость работы

Педагогическая значимость: методические рекомендации для педагогов по организации проектно-исследовательской деятельности (образование для устойчивого развития) для реализации ФГОС. Материалы будут включать: разработки по созданию вариативной развивающей предметно-пространственной среды (с учетом ФГОС) , по организации работы с детьми и родителями на основе интегрированного подхода, рекомендации по сотрудничеству образовательного учреждения с социумом.

Организационно-экономическая эффективность: предполагается, что внедрение проекта позволит более рационально организовать потребление ресурсов в учреждении (воды, энергии) и сократить расходы на вывоз мусора.

Социальная значимость работы определяется необходимостью воспитания основ нового мировоззрения, формирование не потребительского и экологически грамотного поведения у детей и взрослых - жителей Москвы. Эта проблема неоднократно поднималась Правительством Москвы, которое, в частности, уделяет большое внимание экологическому образованию для устойчивого развития, проблемам ресурсосбережения, проблеме отходов и охране природы в городе.

Прогнозные предположения о данной инновации

Инновация позволит:

а) включить идеи образования для устойчивого развития в образовательное пространство детского сада;

б) определить пути реализации ряда положений ФГОС на примере образования для устойчивого развития;

в) включить в систему ценностей детей и взрослых здоровую окружающую среду, непотребительское отношение к природе;

г) изменить отношение педагогов и родителей к экологическим проблемам Москвы, включая ресурсосбережение и проблему мусора;

д) всем участникам проекта - осознать, что решение и глобальных проблем зависит от каждого из нас на локальном уровне;

е) осознать взаимосвязь между экологическими, экономическими (рациональное использование ресурсов) и социальными проблемами;

ж) адаптировать идеи образования для устойчивого развития на дошкольный уровень;

з) вовлечь в решение проблем образования для устойчивого развития дошкольные образовательные учреждения округа и г. Москвы в целом;

и) сформировать у детей навыки исследовательской деятельности, поддержать интерес к окружающему миру, детскую, инициативу и самостоятельность.

к) развивать у детей целостное восприятие окружающего мира (в частности, на основе интегрированного подхода к организации проектно-исследовательской деятельности) ;

л) развивать у детей мышление, речь, формировать эмоциональное и бережное отношение к природе и окружающему миру в целом.

Раздел 1. Организация работы инновационной деятельности.

В рамках выполняемой работы выделено несколько этапов. Структура проекта разработана с учетом подходов, разработанных Н. А. Рыжовой.

1-й этап. Подготовительный.

а) Ознакомление педагогов с проблемой образования для устойчивого развития. Проведение семинаров «Что такое образование для устойчивого развития?», «Проектно-исследовательская деятельность в детском саду», «Проекты по образованию для устойчивого развития в России и за рубежом», «Современные экологические (включая ресурсосбережение) проблемы Москвы: что могут дети и взрослые?»

б) Оценка современного состояния проблемы. Разработка анкет для детей, родителей и педагогов и проведение анкетирования в каждой группе. Анализ результатов анкетирования.

в) Выбор темы проекта для каждой группы с учетом поддержки детской инициативы и самостоятельности. Формулировка цели проекта и задач для разных групп участников: детей, родителей, педагогов.

г) Определение форм и методов работы с детьми. (Для каждой группы определяется своя система детской деятельности, что позволяет реализовать интегрированный подход) .

д) Определение места проекта в образовательном пространстве детского сада.

е) Определение направлений сотрудничества детского сада с социумом.

ж) Определение направлений взаимодействия педагогов детского сада для реализации интегрированного подхода.

з) Разработка концепции развивающей предметно-пространственной среды для каждой группы (что необходимо изменить для того, чтобы проект был успешен) .

2-й этап. Исследовательский - решение сформулированных задач для достижения поставленной цели.

а) реализация идей по организации развивающей предметно-пространственной среды во всех групповых помещениях ( с участием детей и родителей) .

б) организация работы по проекту - совместная деятельность детей и родителей (различается в зависимости от тематики группового проекта) .

в) осуществление связей с социумом: взаимодействие с природоохранными территориями г. Москвы, экскурсии в музеи и на выставки и т. п.

г) проведение совместных для всех групп мероприятий.

3-й этап. Обобщающий. Разработка рекомендаций.

а) Подведение итогов работы по проекту в каждой группе.

б) Составление компьютерных презентаций.

в) Представление результатов проекта в школе и других организациях.

г) Участие в городских конкурсах по ресурсосбережению и экологических конкурсах.

д) Выставки фотографий, детских работ, семейных работ.

е) Презентация семейных книг, фотоальбомов.

ж) Разработка рекомендаций по ресурсосбережению, экологически грамотному поведению «Мы и наш город» - формулировка правил поведения, разработка природоохранных знаков.

з) Презентация результатов проекта педагогами на уровне округа и города для распространения опыта.

и) Организация заключительного мероприятия для всех групп детского сада - участников проекта.

к) Публикация опыта работы в виде статей в методических журналах и СМИ, учебных видеофильмах.

Список использованных источников

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. http://base.garant.ru/70169264/

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. http://www.firo.ru/?page_id=11003

Федеральный Закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…

Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») ».

План действий по реализации «Основ государственной политики в области экологического развития России до 2030 года»

Десятилетие образования в интересах устойчивого развития. http://vrnliceum8.narod.ru/Content/Data/EcologyMaterials/EcoDecadeData/DecadeOfBioeducation.pdf

Лыкова, И. А., Рыжова, Н. А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. М.: Цветной мир. 2012. 144 с.

Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз-Дидактика, 2002 г.

Рыжова, Н. А. Международный проект по образованию для устойчивого развития: реализация в дошкольном образовании России. 2012. http://www.ird.npu.edu.ua/files/rizova.pdf

Рыжова, Н. А. Проект как современная форма взаимодействия педагога и ребенка. \\Дошкольное образование - развивающее и развивающееся. М.: Обруч, 2014.

Рыжова, Н. А. Идеи образования для устойчивого развития в образовании дошкольников: проект ЮНЕСКО «Мы и природа». \\ Обруч, №2, 2010.

Программа «Мир открытий». \ под ред. Л. Г. Петерсон. М.:Цветной мир, 2012.

Садовничий, В. А., Касимов Н. С. Становление образования для устойчивого развития в России. \\ Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. №4 (29) . 2006. С.3-9.

Ягодин Г. А., Аргунова М. В., Ермаков Д. С., Плюснина Т. А., Моргун Д. В. Реализация новых образовательных стандартов средствами экологического образования для устойчивого развития. http://omczo.org/publ/401-1-0-4834

Контактные данные

Подробней на сайте sch1005sz.mskobr.ru

Проявление устойчивого интереса - Фото 29024-5

Дошкольник

краткое содержание других презентаций о дошкольнике

«Психологическое здоровье дошкольника» - Результаты психодиагностического исследования старших дошкольников по методике Тулуз-Пьерона по показателю точность. Мониторинг психологического здоровья дошкольников. Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными действиями (Венгер Л. А., Холмовская В. В.) . Результаты исследования по методике самооценки «Дерево» Лампен Д.

«Развитие познавательных интересов дошкольников» - Области. Проявление устойчивого интереса. Формы работы с родителями.

Мониторинг. Интеграция образовательных областей. Волшебная вода. Индивидуальные и коллективные поручения.

Перспективы на будущее. Формы работы с детьми. Новые педагогические технологии. Анализ уровня развития знаний.

Мини-лаборатория.

«Портфолио дошкольника» - Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Система работы по внедрению технологии «Портфолио ребенка».

Портфолио дошкольника во многом отличается от портфолио учащегося. Необходима консультативная помощь родителям по оформлению и заполнению страничек портфолио.

«Воспитание ребёнка-дошкольника» - Психика человека. Программа «включает» ребенка в действие. Развитие управляющей программы организма. Ребенок.

Я и мои близкие. Игры по цветовым сигналам. Задание. Уильям Лоренц. Дефекты речи.

Как понять ребенка-дошкольника. Качество самоуправления. Недостатки диспетчерской программы ребенка.

Развитие личности ребенка.

«Детское портфолио» - Поисковый. Здесь размещены листы посвященные кратким рассказам о членах семьи. Затем ребенок вполне серьезно относится к домашним обязанностям.

Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким. Подготовила: Акулова Ольга Михайловна воспитатель МБДОУ ДСКВ № 62 «Журавушка». Можно вложить первые тетрадки малыша.

«Дошкольный возраст» - Основания для составления социально-психологического портрета дошкольника: Начинает формироваться совместная деятельность; Ведущая деятельность – предметная деятельность. Кризис 3-х лет. - Возраст - Развитие - Социальная ситуация развития - Ведущая деятельность - Центральное психическое новообразование.

Всего в теме «Дошкольник» 9 презентаций

Подробней 900igr.net

Проявление устойчивого интереса и эмоционального отклика - Презентация 29024-32

Дошкольник

краткое содержание других презентаций о дошкольнике

«Портфолио дошкольника» - Умению наблюдать необходимо учиться как родителям, так и педагогам. Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Система работы по внедрению технологии «Портфолио ребенка».

В период сбора информации необходимо консультирование всех участников. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать.

«Развитие познавательных интересов дошкольников» - Развивающая среда. Проявление устойчивого интереса. Создание предметно-развивающей среды. Интегративные качества детей.

Новые педагогические технологии. Художественное творчество. Проявление устойчивого интереса и эмоционального отклика. Формы работы с родителями.

Интегративные качества. Общеобразовательная программа.

«Дошкольный возраст» - Симптомы: 1. негативизм 2.упрямство 3.строптивость 4. своеволие 5. протест-бунт 6. обесценивание 7. деспотизм/ревность. Социально-психологический портрет ребенка дошкольного возраста. Основные понятия: Взрослый – партнер, носитель культурных норм; Сверстник недостаточно актуален, находится в позиции «рядом».

«Психологическое здоровье дошкольника» - Результаты исследования по методике Прогрессивные матрицы Дж. Равена. Результаты выполнения старшими дошкольниками субтеста 5 «Расскажи» методики Е. А. Стребелевой.

Результаты психодиагностического исследования старших дошкольников по методике Тулуз-Пьерона по показателю скорость. Определение эмоционального уровня самооценки.

«Познавательная деятельность дошкольников» - Развитие познавательных процессов. Современные подходы к организации познавательной деятельности. Игра. Познавательная деятельность.

3-4 года. Организация совместной познавательной деятельности. Организация самостоятельной познавательной деятельности.

Развитие познавательных интересов. Организация познавательных занятий.

«Воспитание ребёнка-дошкольника» - Ближайшая зона развития ребенка. Уильям Лоренц. Заторможенное состояние. Выбери предмет.

Ассоциативный тест. Трудовая деятельность. Предмет. Качество самоуправления. Воспитывающие указания.

Психика человека. Ребенок. Развитие управляющей программы организма. Занятия по формированию речи.

Игры по цветовым сигналам.

Всего в теме «Дошкольник» 9 презентаций

Ссылка на источник 900igr.net

Проявление устойчивого интереса - Картинка 29024-9

Дошкольник

краткое содержание других презентаций о дошкольнике

«Познавательная деятельность дошкольников» - Игра. 3-4 года. Развитие познавательных интересов. 5-6 лет.

Организация познавательных занятий. Познавательная деятельность. Организация самостоятельной познавательной деятельности. Современные подходы к организации познавательной деятельности.

Развитие познавательных процессов. Организация совместной познавательной деятельности.

«Социально-психологическое благополучие ребёнка» - Здоровье человека. Защита ре­бёнка. Сравнение. Здоровьесберегающие технологии. Причины нарушения психического здоровья.

Аспекты. Поддержка и укрепление психологического здоровья детей. Внутренняя потребность. Продуктивный аспект. Физическое здоровье.

Красота. Ожидаемый результат. Цель здоровьесберегающих технологий.

«Детское портфолио» - Подготовила: Акулова Ольга Михайловна воспитатель МБДОУ ДСКВ № 62 «Журавушка». Портфолио, как социокультурное пространство для формирования индивидуальных способностей дошкольника. Затем ребенок вполне серьезно относится к домашним обязанностям.

Поисковый. Здесь размещены листы посвященные кратким рассказам о членах семьи.

«Развитие познавательных интересов дошкольников» - Общеобразовательная программа. Мониторинг. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Волшебная вода.

Наблюдения. Проявление устойчивого интереса и эмоционального отклика. Индивидуальные и коллективные поручения. Просмотр видеопрезентаций.

Интегративные качества. Художественное творчество.

«Портфолио дошкольника» - Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. В период сбора информации необходимо консультирование всех участников.

Методические рекомендации по созданию портфолио дошкольника. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать.

«Дошкольный возраст» - Кризис 3-х лет. Основания для составления социально-психологического портрета дошкольника: Направлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами; ЦПН – самосознание.

Основные понятия: Социально-психологический портрет ребенка дошкольного возраста. Концептуальные основания для характеристики возраста.

Всего в теме «Дошкольник» 9 презентаций

Подробней 900igr.net

Проявление устойчивого интереса - Фото 29024-3

Дошкольник

краткое содержание других презентаций о дошкольнике

«Развитие познавательных интересов дошкольников» - Развивающая среда. Волшебная вода. Методы и приёмы работы с детьми.

Общеобразовательная программа. Формы работы с детьми. Создание предметно-развивающей среды.

Актуальность данной проблемы. Интегративные качества детей. Наблюдения. Проявление устойчивого интереса.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

«Портфолио дошкольника» - Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Портфолио дошкольника во многом отличается от портфолио учащегося.

Умению наблюдать необходимо учиться как родителям, так и педагогам. Необходима консультативная помощь родителям по оформлению и заполнению страничек портфолио.

«Воспитание ребёнка-дошкольника» - Действие. Воспитывающие указания. Программа «включает» ребенка в действие. Предмет. Занятия по формированию речи.

Я и мои близкие. Изучение предмета. Ассоциативный тест. Ребенок. Обучение ребенка. Выбери предмет.

Как понять ребенка-дошкольника. Практические упражнения формирования программ. Игры по цветовым сигналам.

«Психологическое здоровье дошкольника» - Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными действиями (Венгер Л. А., Холмовская В. В.) . В переходный период из дошкольного в младший школьный возраст основным процессом является процесс подготовки к школе. Результаты психодиагностического исследования старших дошкольников по методике Тулуз-Пьерона по показателю скорость.

«Дошкольный возраст» - Кризис 3-х лет. Направлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами; ЦПН – самосознание. Концептуальные основания для характеристики возраста.

Симптомы: 1. негативизм 2.упрямство 3.строптивость 4. своеволие 5. протест-бунт 6. обесценивание 7. деспотизм/ревность. Ранний возраст.

«Дети дошкольного возраста» - Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Память дошкольников. Цели проекта.

Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 7 лет. Восприятие дошкольников. Психическое развитие детей дошкольного возраста.

Становление мышления зависит от развитости у ребенка воображения.

Всего в теме «Дошкольник» 9 презентаций

Источник 900igr.net

Проявление устойчивого интереса - Картинка 29024-11

Дошкольник

краткое содержание других презентаций о дошкольнике

«Познавательная деятельность дошкольников» - 5-6 лет. Организация познавательных занятий. Развитие познавательных процессов.

Организация самостоятельной познавательной деятельности. Игра. 3-4 года. Современные подходы к организации познавательной деятельности. Развитие познавательных интересов.

Познавательная деятельность. Организация совместной познавательной деятельности.

«Детское портфолио» - Поисковый. Портфолио, как социокультурное пространство для формирования индивидуальных способностей дошкольника. Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким. Продумали титульный лист, обложку.

Наша жизнь плавно течет от сезона к сезону. Здесь последовательно вложены фотографии, сделанные в день рождения.

«Воспитание ребёнка-дошкольника» - Программа «включает» ребенка в действие. Формирование интеллектуального развития ребенка. Этапы развития психических процессов. Качество самоуправления.

Игры по цветовым сигналам. Практические упражнения формирования программ. Выбери предмет. Трудовая деятельность. Занятия по формированию речи.

Недостатки диспетчерской программы ребенка.

«Дошкольный возраст» - Начинает формироваться совместная деятельность; Ведущая деятельность – предметная деятельность. - Возраст - Развитие - Социальная ситуация развития - Ведущая деятельность - Центральное психическое новообразование. Основные понятия: Симптомы: 1. негативизм 2.упрямство 3.строптивость 4. своеволие 5. протест-бунт 6. обесценивание 7. деспотизм/ревность.

«Социально-психологическое благополучие ребёнка» - Компоненты жизнедеятельности человека. Сущность педагогической технологии. Сравнение.

Физическое здоровье. Нервные перегрузки. Внутренняя потребность. Актуальные задачи образования. Советы психолога.

Создание условий для сохранения психологического здоровья дошкольников. Ожидаемый результат. Здоровьесберегающие технологии.

«Развитие познавательных интересов дошкольников» - Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности. Перспективы на будущее. Новые педагогические технологии. Интеграция образовательных областей.

Перспективный план работы. Просмотр видеопрезентаций. Образовательная область «Познание».

Формы работы с детьми. Общеобразовательная программа.

Всего в теме «Дошкольник» 9 презентаций

Материал с сайта 900igr.net

Другие статьи по теме:

  • Дополнительная программа по развитию речи для дошкольников

    Познавательно-речевое развитие старших дошкольников. Дополнительная образовательная программа факультатива «Почемучка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П...

  • Презентации для дошкольников по развитию речи

    Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, пре...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Значение предметно развивающей среды для развития дошкольника

    Проектирование предметно-развивающей среды в самостоятельной деятельности ДОУ Тема «Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности старших дошкольников» Содержание 1....

  • Программа по развитию речи для дошкольников

    Рабочая программа по развитию речи 6–7 лет Пояснительная записка Рабочая программа познавательно-речевой направленности по речевому развитию детей подготовительной группы (с 6 до 7 лет) составлен...

  • Картинки по развитию речи для дошкольников

    Авторские дидактические игры по развитию речи для дошкольников Дидактическая игра «Что для чего» Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложнопо...

  • Развитие познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государс...

  • Актуальные проблемы здоровья и физического развития дошкольников

    Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технолог...

  • Познавательное развитие дошкольников

    Познавательно-речевое развитие дошкольников Познавательно-речевое развитие дошкольников Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Развитие познавател...

  • Интеллектуальное развитие дошкольника

    Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ "Детский сад № 25" город...

  • Развитие речи для дошкольников 6 7 лет

    Тетрадь домашних заданий для детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи. Авторы-составители: учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна. Предлагаем ва...

  • Цель художественно эстетического развития дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Мнемотаблицы для дошкольников по развитию речи

    Мнемотехника для дошкольников «Мнемотаблицы на слова» Мнемотехника для дошкольников "Мнемотаблицы на слова" Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания инфор...

  • Альбом по развитию речи для дошкольников

    Альбомы по развитию речи - Детские книги - Babyblog.ru 6 марта, 23:32 • для самых маленьких Для развития речи ребенка я приобрела несколько пособий, как подсказка для себя. Лучшими альбомами из э...