Образовательная программа дошкольного воспитания

Образовательная программа

муниципальные документы

документы образовательной организации

Согласно новому Закону об образовании примерная образовательная программа дошкольного образования должна быть разработана в соответствии с порядком разработки примерных основных образовательных программ, пройти экспертизу, по результатам которой она включается в реестр примерных основных образовательных программ.

Порядок разработки примерных программ, порядок их экспертизы и включение в реестр примерных программ в настоящее время разрабатываются Министерством образования и науки РФ.

В связи с чем определен переходный период на ФГОС дошкольного образования до 1 января 2016 года и организации продолжают использовать в образовательном процессе комплексные, вариативные программы дошкольного образования, по которым работают сегодня:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой, которая дополняется 5 вариативными программами:

1. «Математика в детском саду» В. Новиковой. 2. «Развитие речи и творчества дошкольников» О. С. Ушаковой. 3. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Б. Стеркиной.

4. «Юный эколог» С. Н. Николаева 5. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

С целью поэтапного внедрения Стандарта в МАДОУ д/с «Сказка» был разработан и утвержден приказом заведующего № 83от 14.04.2014г.

«План – график мероприятий по введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Утверждаю

Материал skazkads-kotel.edumsko.ru

Образовательная программа -

  1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
  1. Режим дня, особенности традиционных событий, праздников;
  1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
  1. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

1. Парциальные образовательные программы

2. Методики, формы организации образовательной работы

  1. Содержание коррекционной работы

1. Условия для получения образования детьми с ОВЗ (Программы, методические пособия, дидактические материалы)

I. Обязательная часть Программы

1. Целевой раздел:

1.1. Пояснительная записка

Основная общеобразовательная программа - это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг.

Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО) разработана и утверждена МБДОУ № 96 с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом проекта примерной основной образовательной программы дошкольного образования - программы «Радуга». /пункт 6 статьи 12 ФЗ/.

При разработке Программы учитывали следующие положения статьи 64 закона «Об образовании»:

1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Структура и соотношение частей основной общеобразовательной программы определены в соответствии с нормами и положениями, установленными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, которые утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 г. № 1155. .

В пункте 2.11 указано, что «объём обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%».

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая

развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.6

Стандарта) .

При формировании Программы учитывали основные принципы дошкольного образования, сформулированные в ФГОС:

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста) , обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования) ;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьёй;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) ;

9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Также в соответствии с ФГОС образовательная программа направлена на достижение следующих целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения (п.1.5 ФГОС ДО) ;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

5) обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования

6) обеспечение вариативности содержания программ дошкольного образования (п.1 ст.11 ФЗ)

Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) ;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.(п.1.6 ФГОС ДО)

В пункт 6 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что «образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования».

Согласно этому положению, Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения: детский сад комбинированного вида № 96 разработана с учетом проекта примерной основной общеобразовательной программы «Радуга» (Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: проект/ С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; научный руководитель Е. В. Соловьева,]. - М.: Просвещение, 2014. - 232с.) .

Основные характеристики программы «Радуга»:

  • Примерная основная образовательная программа «Радуга» (далее - Программа

«Радуга») создана как психологически ориентированная программа;

  • В основу Программы положены перечисленные выше принципы дошкольного образования,

сформулированные ФГОС;

  • Программа «Радуга» полностью методически обеспечена и представляет педагогу

поддержку в виде комплекта, включающего в себя:

- описание педагогической работы по реализации в образовательном процессе

содержание всех образовательных областей - социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие;

- описание взаимодействия педагогов с детьми в основных формах детской деятельности - игровой, творческой, изобразительной, речевой, музыкальной, театральной, исследовательской; общении; познании; начальных формах трудовой и учебной деятельности;

- формы организации жизни детей в детском саду и систему планирования образовательной деятельности по всем возрастным группам;

-комплект пособий для детей по всем возрастным группам;

- описание системы управления образовательной организацией, которая позволяет обеспечить создание в образовательной организации требуемых стандартом психолого-педагогических условий.

Данная Программа «Радуга» отражает требования ФГОС дошкольного образования, потребности семьи и общества в развитии дошкольного образования, особенности социокультурной ситуации развития современного ребенка.

«Радуга» - примерная основная образовательная программа, соответствующая ФГОС дошкольного образования и направленная на развитие ребенка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условиях детского сада.

Цели задачи, принципы и подходы к формированию Программы «Радуга»

Содержание Программы «Радуга» охватывает все предусмотренные ФГОС образовательные области:социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие;

Принципы и подходы к формированию Программы «Радуга» раскрыты в проекте примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» (стр.11-14)

В программе «Радуга» цели и задачи определены в терминах отечественной психологической тео-рии становления деятельности, сознания и личности, что позволяет ориентировать пе-дагогов именно на целостное содействие развитию, а не на организацию «образовательной работы по отдельным направлениям. Программа «Радуга» ориентирует образовательную организацию на достижение следующих общих ключевых целей:

ЦЕЛИ

ЗАДАЧИ

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни

Материал

Материал lesovichok.amoti.ru

Центр развития ребенка - детский сад № 1194 СВОУО 127562, г. Москва, шоссе Алтуфьевское, д.18б Тел./факс 8- 499 201-68-01; 8- 499- 201-06-00 E-mail: dousv1194@yandex.ru

Концептуальные положения Федерального образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программ

Глава 2. Система образования

Статья 12. Образовательные программы.

Образовательная программа дошкольного образования

П.6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования

Принят Советом министерства образования и науки РФ по образовательным стандартам 28 августа 2013г.

Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г. № 1155

Закон об образовании в РФ. Ст. 12, п.10 Примерные основные образовательные программы ;

включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой;

Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной;

Идет процедура разработки примерных образовательных программ, создание реестра.

Из интервью первого замминистра образования и науки Натальи Третьяк : «Этот стандарт будет вводиться поэтапно, по мере готовности учреждений. Мы рассчитываем, что переходный период займет три года.

Этого времени должно быть достаточно для подготовки соответствующих условий, разработки образовательных программ, переподготовки воспитателей. По новому закону, напомню, повышение квалификации педагогов должно осуществляться не реже чем один раз в три года. Министерство уже запустило соответствующие проекты.

Критерии готовности образовательной организации к введению ФГОС:

  • Разработана и утверждена основная образовательная программа дошкольного образования
  • Нормативная база образовательной организации приведена в соответствие с требованиями ФГОС дошкольного образования
  • Приведены в соответствие с требованиями ФГОС должностные инструкции работников образовательной организации
  • Определен перечень учебных пособий, используемых в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования
  • Разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательной организации .

Критерии готовности образовательной организации к введению ФГОС:

  • Определена модель организации образовательной деятельности, в том числе взаимодействия с другими организациями, обеспечивающая реализацию основной образовательной программы
  • Разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС дошкольного образования
  • Осуществлено повышение квалификации всех педагогических и руководящих работников образовательной организации
  • Обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС

ФГОС дошкольного образования является основой для:

  • разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные программы)
  • разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы
  • формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций
  • объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы

Основные принципы дошкольного образования

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства обогащение (амплификация) детского развития
  • индивидуализация дошкольного образования
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество с семьёй
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт устанавливает требования:

  • - к структуре Программы и ее объёму
  • - к условиям реализации Программы

Реализация Программы осуществляется Организацией или индивидуальным предпринимателем на государственном языке Российской Федерации .

Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и его объему

  • Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования
  • Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных и психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач Стандарта
  • Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)

Программа направлена на:

  • создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности
  • на создание развивающей образовательной среды

Содержание Программы

Материал с сайта nsportal.ru

Программы дошкольного образования

Программы дошкольного образования

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающий степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.В. А. Сухомлинский

Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

Одним из положений Плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО является положение о введении Федерального реестра примерных основных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО. На сегодняшний день федеральный реестр примерных основных общеобразовательных программ находится в стадии разработки. Сайт реестра: fgosreestr.ru

Проекты примерных основных образовательных программ дошкольного образования размещены на сайте федерального государственного автономномного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») : www.firo.ru . Однако, официальный статус эти программы получат только после включения в реестр. На нашем сайте мы публикуем список этих программ со ссылками на издательства, которые их выпускают. На сайтах издательств Вы можете ознакомится с проектами, презентациями программ, сопутствующей методической литературой.

Образовательные программы дошкольного образования, соответствующие ФГОС ДО:

• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Подробней на сайте SchoolGuide.ru

Учебная программа дошкольного образования ВВЕДЕНИЕ Учебная программа дошкольного образования - Реферат - стр.1

изобразительная деятельность (восприятие произведений изобразительного искусства, рисование, лепка, аппликация) и конструирование

музыкальная деятельность (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование)

художественная литература (восприятие, выразительное чтение, рассказывание, драматизация)

Содержание распределено в соответствии с утвержденными образовательными стандартами дошкольного образования возрастными периодами:

до одного года (группа первого раннего возраста) ;

от 1 года до 2 лет (группа второго раннего возраста) ;

от 2 до 3 лет (первая младшая группа) ;

от 3 до 4 лет (вторая младшая группа) ;

от 4 лет до 5 лет (средняя группа) ;

от 5 лет до 7 лет (старшая группа) .

Физическое развитие воспитанника– формирование основ здорового образа жизни, физической культуры, воспитание физических и личностных качеств дошкольника, развитие его активности, позитивного отношения к миру и себе, освоение движений, формирование первичных знаний о здоровье, способах его сохранения и укрепления, адаптивных способностей, основ безопасной жизнедеятельности.

Освоение воспитанниками основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, бросание) – одна из важных задач образовательного процесса. На протяжении раннего и дошкольного возраста идет интенсивное освоение двигательных действий и обогащение двигательных умений.

Поступательное развитие обеспечивается повышением качества выполнения движений, степенью проявления самостоятельности, включением их в различные виды детской деятельности. Содержание учебной программы по данной образовательной области в разных возрастных группах построено с учетом данных положений.

В группах раннего возраста дети начинают осваивать различные способы выполнения основных движений. В младшем дошкольном возрасте идет накопление двигательного опыта. В среднем дошкольном возрасте при обучении движениям обращается внимание на их качество.

В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию самостоятельности при освоении двигательных умений, воспитанию физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости) . Это необходимо и для успешного усвоения содержания учебной программы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для 1 – 4 классов, а также для общей физической подготовленности воспитанников.

Социально-нравственное и личностное развитие воспитанника –обеспечение воспитаннику эмоционального комфорта, приводящего к формированию позитивного отношения к себе, взрослым и сверстникам, теплых, доверительных отношенийвоспитанника к окружающим;первоначальных знаний о родном крае, отношения к нему, нравственных общечеловеческих ценностей, национальных культурных традиций, патриотических чувств, гражданственности, чувства принадлежности к определенной культуре, сопричастности к современным событиям.

Дети раннего и дошкольного возраста нуждаются в любви, доброжелательном внимании взрослого и общении с ним. В процессе общения со взрослым удовлетворяется потребность детей в доверительном отношении друг к другу, формируется способность устанавливать эмоциональные и деловые контакты. Неудовлетворенность потребности ребенка в общении со взрослым ведет к эмоциональной отчужденности между ними.

Важным эмоциональным состоянием, основой для нормального развития личности ребенка является позитивное отношение к себе. Негативное отношение к себе, как результат дефицита эмоционально-положительных взаимоотношений и общения ребенка и взрослого, может привести к неблагоприятному ходу личностного и социального развития (неуверенности, тревожности, агрессии) .

В этот период возникает и развивается потребность в общении со сверстниками. Со временем обогащается социальный опыт детей, усложняются взаимоотношения с окружающими. К концу дошкольного возраста, если дети в одной группе учреждения дошкольного образования вместе провели несколько лет, складывается достаточно сплоченное детское общество.

В общении со взрослыми и сверстниками возникает система «Я», вначале включающая познание ребенком себя через свое имя, представление о своей половой принадлежности, потребность в признании, позже обогащающаяся интересами и ценностными ориентациями, предпочтением определенных видов деятельности и способов поведения, а к концу дошкольного возраста – пониманием ребенком разного отношения к нему людей и стремлением занять определенное положение среди взрослых и сверстников.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕРАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА – это формирование, расширение и обогащение ориентировки воспитанника в окружающем мире, формирование способов и средств его познавательной деятельности, психических познавательных процессов, развитие способности видеть закономерности в окружающем мире, воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к природе, формирование таких качеств личности как самостоятельность, целеустремленность, настойчивость и др.

Речевое развитиевоспитанника – это овладение нормами и правилами родного языка, развитие коммуникативных способностей. Представляет собой многоаспектный процесс, охватывающий различные линии психического развития воспитанника: мышление, восприятие, воображение, память, а также его эмоциональную сферу.

Процесс развития речи воспитанников направлен на:

формирование литературных норм родной речи, умения свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении разного типа высказываний;

формирование культуры общения, умения вступать в контакт со взрослыми и сверстниками;

воспитание норм и правил речевого этикета, умения пользоваться ими в зависимости от ситуации;

формирование элементарного осознания языковой действительности, языковых обобщений с целью саморазвития речи и подготовки к обучению грамоте.

В учреждениях дошкольного образования предусматривается обучение воспитанников двум родным языкам – белорусскому и русскому. Содержание речевого развития воспитанника учитывает специфику русско-белорусского близкородственного двуязычия.

Для большинства воспитанников первым (родным) языком, на котором они учатся говорить и мыслить, общаться с окружающими, является русский. Белорусский язык хронологически выступает для них вторым. В то же время белорусский язык осознается в обществе как родной язык, сохраняющий национально-культурную идентификацию.

Художественное и эстетическое развитие - это формирование эстетического отношения к миру, обеспечение художественного развития ребенка средствами музыки, изобразительного искусства, архитектуры, художественной литературы, конструирования, хореографии, театра. В основе художественного развития лежит формирование и развитие художественных способностей, детского творчества.

Список рекомендуемой художественной литературы и произведений фольклораимеет следующие разделы: «Песенки, потешки, заклички, приговорки», «Сказки», «Поэзия», «Проза», каждый из которых представлен рубриками: «Белорусские», «Русские», «Народов мира». Все произведения подобраны с учетом возраста, интеллектуального и психофизического развития воспитанников, а также возможностей использования в различных видах деятельности в учреждении дошкольного образования на протяжении календарного года.

Перечень литературы для учебной программы разработан с учетом необходимости ее использования в белорусскоязычных учреждениях дошкольного образования и группах. С этой же целью отдельные произведения представлены одновременно на русском и белорусском языках, или в прямом переводе на белорусский язык. В учебную программу включены произведения современных авторов.

БЛОК «РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Реализация содержания дошкольного образования предполагает опору на следующие принципы.

Принцип гуманизации ориентирует педагогического работника на приоритет общечеловеческих ценностей, личность воспитанника, создание условий для его развития, саморазвития, раскрытия творческих способностей, формирования социального опыта.

Принцип развития ребенка в деятельности предполагает организацию образовательного процесса в рамках ведущей деятельности, присущей определенному возрастному периоду, при этом особое внимание уделяется общению.

Принцип единства национальных и общечеловеческих ценностей предполагает осуществление воспитания и обучения на основе культурных и духовных традиций белорусского народа, приобщение к национальной и общечеловеческой культуре.

Принцип непрерывности заключается в преемственности и последовательности реализации содержания воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип полноты предполагает комплексную реализацию содержания учебной программы по всем образовательным областям.

Принцип системности ориентирует на взаимосвязь компонентов образовательных областей, опору на ранее приобретенный воспитанниками опыт, уровень их актуального и ближайшего развития. Предполагает непрерывную организацию образовательного процесса в течение всего учебного года при гибком распределении содержания учебной программы в течение дня. Специально организованные в соответствии с учебным планом занятия, игры целесообразно проводить в первой половине дня, другие формы организации образовательного процесса – как в первую, так и во вторую половину дня, согласно распорядку дня группы.

Принцип интеграции предусматривает, что содержание каждой образовательной области органично вплетается в содержание всей учебной программы и обладает возможностями тематического объединения с другими образовательными областями. Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации образовательного процесса учреждения. Вместе с тем, для большей эффективности следует использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры) .

Принцип дифференцированного подхода предполагает организацию образовательного процесса по подгруппам с учетом типологических особенностей, уровня развития детей.

Принцип единства двух организационных моделей (совместная со взрослым и самостоятельная деятельность) определяется пониманием роли и места педагогического работника и воспитанника в образовательном процессе, ориентация на взаимопонимание и взаимодейтсвие между ними.

Принцип активности ребенка предполагает создание условий для включения его в различные виды социально значимой деятельности.

Принцип связи с жизнью и практической значимости предусматривает использование формируемых способов деятельности, знаний и умений в повседневной практике.

Принцип наглядности предполагает использование в образовательном процессе различных видов наглядности с опорой на различные органы чувств воспитанника и его впечатления из жизненного опыта.

Принцип креативности ориентирует педагогических работников на создание условий для развития детского творчества, формирование способности находить нестандартное решение в специально созданных и естественных ситуациях.

Принцип учета условий проживания воспитанников предусматривает организацию образовательного процесса с учетом опыта взаимодействия воспитанников с окружающей средой в разных условиях проживания и семейного воспитания (город и сельский населенный пункт) .

Принцип возрастной адресованности предполагает гибкую реализацию содержания образования с учетом возраста воспитанников. В разновозрастной группе содержание может выстраиваться последовательно (одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие — для среднего, третьи — для старших дошкольников) или одновременно (одно и то же содержание программы по образовательным компонентам используется для работы в разных возрастных группах с учетом их специфики и усложнения) . При этом используются методы, соответствующие возрастным особенностям детей.

Принцип взаимодействия с семьейпредполагает активное включение законных представителей воспитанников в образовательный процесс учреждения дошкольного образования, установление партнерских отношений, сотрудничества в различных формах организации воспитания и обучения.

Принцип эмоционального благополучия предусматривает создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, учреждении, обеспечивает признание самоценности и неповторимости личности ребенка, формирование его уверенности в себе, адекватной самооценки.

Принцип создания развивающей предметно-пространственной среды предполагает организацию современного предметного пространства, игровой среды, условий для осуществления активной деятельности воспитанников, содержательного общения, исследования, творчества.

Развитие ребенка в деятельности предполагает построение образовательного процесса с учетом видов детской деятельности и соответствующих им форм организации образовательного процесса, используемых методов и приемов (см. таблицу) .

Вид деятельности

Формы и методы организации образовательного процесса

Познавательная практическая

Наблюдение, экскурсия, целевая прогулка, обследование, опыты, эксперименты, другие

Общение

Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ, другие

Игровая

Игра – дидактическая, подвижная, сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, театрализованная, другие

Трудовая (имеет элементарный характер)

Поручение, дежурство, коллективный труд, другие

Художественная

Праздники, развлечения, восприятие произведений искусства, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д.) , другие

Элементарная учебная

Материал gigabaza.ru

Другие статьи по теме:

  • Образовательная программа дошкольного образования

    Образовательная программа муниципальные документы документы образовательной организации Согласно новому Закону об образовании примерная образовательная программа дошкольного образования должна бы...

  • Образовательные программы дошкольного образования направлены на

    Образование Бессрочно Образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы Основную общеобразовательную программу - образовательную программу дошкольного образования реализует п...

  • Образовательный стандарт дошкольное образование

    С 1 января 2014 года действует новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Консультант Плюс Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении ф...

  • Образовательные программы для детей дошкольного возраста

    • игры с готовым содержанием и правилами; • подвижные игры и спортивные развлечения; • игры-экспериментирование; Большое место отводится разнообразным играм с готовым содержанием и правилами. Мно...

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет

    Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образовани...

  • Общеобразовательные программы дошкольного образования по фгос

    Образовательная программа муниципальные документы документы образовательной организации Согласно новому Закону об образовании примерная образовательная программа дошкольного образования должна бы...

  • Развитие общественного дошкольного воспитания в россии

    Становление и развитие дошкольной педагогики Педагогическая теория зарождалась во взглядах на процесс воспитания, образования и развития человека выдающихся ученых, просветителей Древнего Восто­к...

  • Реестр образовательных программ дошкольного образования по фгос

    Образовательная программа муниципальные документы документы образовательной организации Согласно новому Закону об образовании примерная образовательная программа дошкольного образования должна бы...

  • Планирование развития дошкольного воспитания

    Комплексно-тематическое планирование по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Комплексно -тематическое планирование по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольно...

  • Сайт фиро примерные программы фгос дошкольного образования

    Федеральный Институт Развития Образования » Blog Archiv » 8.09.2015 — во ФГАУ «ФИРО» прошел однодневный вебинар «Проектирование образовательной программы дошкольной образовательной организации в...

  • Аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста

    Организационно-содержательные аспекты развития образовательной среды, обеспечивающей формирование здорового образа жизни "Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой дейст...

  • Дошкольное образование программа раннего развития детей

    О ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «КАРАПУЗ» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОУ 1. Общие положения 1.1. Группа раннего развития «Карапуз» для детей раннего возраста, не посещающих ДОУ, именуема...

  • Вариативные программы дошкольного образования

    Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования основная общеобразовательная программа д...

  • Вариативные программы дошкольного образования по фгос

    Вариативность примерных программ дошкольного образования (сравнительный анализ) «Вариативность примерных программ дошкольного образования» 1 слайд. Сравнительный анализ примерных общеобразователь...