Общеобразовательная организация дошкольного и основного общего образования

Консультация «Организация преемственности в условиях взаимодействия дошкольного и начального общего образования детей»

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком до поступления в школу» Л. С. Выготский.

Дошкольное учреждение является именно той первой ступенью развития, которая обеспечивает базисное развитие способностей каждого ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

Все мы хорошо знаем, что такое преемственность. Здорово, если существуют взаимосвязи между ДОУ и начальной школой. К сожалению, зачастую детские сады и школы живут своей жизнью. Часто получается, что будущий первоклассник увидит своего учителя только 1 сентября, а родители (в лучшем случае) – в момент подачи заявления.

Готовность к школе ранее рассматривалась как определенный объем полученных знаний и умений, а несформированность фундаментальных личностных качеств, служащих основой успешности школьного образования.

Ни для кого не секрет, что «перегибы» были как со стороны школьных учителей, так и воспитателей детского сада. Особенно мы это наблюдали в группах подготовки к школе (например, дублирование программ).

Настал тот момент, когда необходимо по-новому взглянуть на проблему преемственности, и она не может рассматриваться только как согласованность программ. Преемственность должна охватывать также цели, задачи, методы, средства, форм ы организации воспитания и обучения. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи.

С введением стандартов по начальному и дошкольному образованию ситуация меняется. Требования к выпускнику детского сада и будущему первокласснику дают возможность подготовить детей к безболезненному переходу на следующую ступень образования.

Я работаю в ГБОУ СОШ №684 «Берегиня» Московского района Санкт-Петербурга. Это учреждение, в котором осуществляется образовательная деятельность на уровне дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также дополнительное образование детей. Структурная особенность нашего образовательного учреждения обуславливает необходимость реализации принципа преемственности между детским садом и школой.

Возможности и условия для организации полной преемственности во всех учреждениях разные. Нам бы хотелось сегодня поделиться с коллегами опытом работы в этом направлении. Конечно же, наше учреждение имеет больше возможностей, чем среднестатистическое ДОУ, но думаю, что некоторые формы работы приемлемы для всех.

Говоря о преемственности, мы можем выделить три основных направления в совместной работе:

- работа с педагогами,

- работа с родителями,

- работа с детьми.

Целью работы коллектива, направленной на реализацию перечисленных направлений, является повышение качества уровня подготовки ребенка к обучению в 1-ом классе на основе координации деятельности детского сада и школы, что обеспечивает преемственность подходов к обучению и воспитанию, усиливает эффективность совместной работы.

Взаимодействие педагогов нашего учреждения происходит через методические мероприятия, такие как: семинары-практикумы, педагогические советы, методические объединения, круглые столы. Особенностью «Берегини» стали взаимопосещения уроков и занятий воспитателями старших групп и учителями, набирающими детей в 1 класс в следующем учебном году. Такой опыт позволяет педагогам лучше познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, найти оптимальные приемы и формы работы, оценить их эффективность. Так, на одном их круглых столов, посвященном вопросам преемственности, воспитатели детского сада предложили учителям 1-х классов шире применять в обучении игровые приемы, наглядность, а начальная школа хотела бы видеть более самостоятельных первоклассников, приученных к навыкам самообслуживания.

Педагоги во время таких встреч изучают нормативные документы по преемственности, подготовке детей к школе, обмениваются информацией о педагогических новинках в педагогической печати. В процессе совместной деятельности объединяются усилия по реализации государственных стандартов, разрабатываются единые требования.

Один из важнейших аспектов в реализации преемственности – определение готовности ребенка к систематическому школьному обучению. И здесь неоценима согласованность в работе служб сопровождения.

У нас в течение учебного года в системе ведется медико-психолого-педагогический контроль за динамикой развития детей, в том числе и с целью решения проблем адаптации к 1 класс.

Со стороны медицинских работников – это не только подготовка документов (медицинских карт, но и оценка состояния здоровья детей старших групп, их физиологическая зрелость. Если у ребенка какие-либо особенности в развитии или здоровье, то о них обязательно сообщают медсестре в школе.

Психологическая служба также активно участвует в подготовке детей к переходу в школу. Психолог детского сада «передает» школьному психологу детей с полной информацией о динамике их развития. Психологическая служба принимает участие в индивидуальном собеседовании перед поступлением в школу с каждым родителем. По итогам тестирования «Готовность ребенка к школе» обсуждают сильные и слабые стороны воспитанника, дают конкретные рекомендации.

Также совместно работает и логопедическая служба.

Говоря о таком объемном направлении в работе учреждения, как преемственность, нельзя не поделиться интересными формами включения родителей в педагогический процесс. Совместная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс общения, установления партнерских отношений, объединения усилий для развития и воспитания детей. Очень часто родителям сложно выбрать достойное образовательное учреждения для продолжения обучения своего ребенка. Наша задача – помочь им определиться с выбором. Для этого психологическая служба проводила анкетирование родителей по теме «Чего вы ожидаете от школы? », которое помогло им определить ориентиры и сформулировать актуальные для них вопросы.

Ответы на многие вопросы родители могут найти в оформленной для них наглядной информации – стенды «Наша школа», «Берегиня – фильм», рекомендации и папки-передвижки «Игра – это серьезно», «Как развивать у ребенка любовь к чтению», «Уголок будущего школьника», «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления» и т. д.

В рамках «Школы родителей будущих первоклассников» педагоги, психологи, медицинские работник проводят встречи, вечера вопросов и ответов, круглы столы, дискуссии, обзорные экскурсии по школе. Такая форма взаимодействия с родителями просвещает их, объединяет усилия, способствует эффективному и плодотворному сотрудничеству с детским садом и школой.

Родители с удовольствием посещают недели открытых дверей, где присутствуют не только на занятиях, но и вместе со своим ребенком участвуют в поэтических вечерах, викторинах, мастер-классах и т. д. После таких посещений родители заполняют анкеты, которые отражают их заинтересованность, в том числе, в подготовке к школе.

Со стороны родителей мы всегда ощущаем одобрение и поддержку сложившихся в нашем учреждении традиций. Активное участие принимают родители детского сада и школы в культурно-массовых мероприятиях, таких как:

- Широкая Масленица,

- День снятия блокады,

- День Победы.

Спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», «Русские богатыри», «Весенний гол» и другие не только укрепляют здоровье, сплачивают детские коллективы, но и дают возможность взрослым пообщаться в непринужденной обстановке, обменяться мнениями, лучше узнать друг друга, стремиться сохранить и приумножить традиции «Берегини».

Таких традиций много. Зародившись в детском саду, они продолжаются и в школе:

- конкурсы поделок «Дары осени», «Дорога в космос», «Новогодняя фантазия»,

Конкурсы рисунков, плакатов, поделок, посвященных правилам безопасности и здоровому образу жизни,

- конкурсы макетов по правилам дорожного движения «Дорога и мы».

Цель нашей работы в широком понимании этого слова – всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка. Достигнута она будет только через совместную творческую работу педагогов, родителей и общества в целом.

www.maam.ru

Тема: «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС»

Два мира – одно детство.

«Наш труд проходит в мире детства –

вот о чём нельзя забывать ни на минуту.

Мир детства – это в первую очередь

познания сердцем того, что ребёнок

видит вокруг себя, что он сам делает».

В. А. Сухомлинский

(Сл.№3.) Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.

Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В. А. Сухомлинский) .

Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.

На вопрос «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»? Учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.

(Сл.№4) Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям, стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы. (Сл.№5) В 2009 году утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, а 1 сентября 2013 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Обязательная часть программы содержит раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», который предусматривает «социальный портрет выпускника», ориентированный на результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы.

(Сл.№6) Модель выпускника определяет следующие качества личности ребёнка:

1. Физически развитый.

3. Эмоционально отзывчивый.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту) .

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве) стране, мире и природе.

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

(Сл.№7) Отличительной чертой федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, вступившего в силу с 1 сентября 2011 года, является деятельный характер обучения, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, устанавливает требования к результатам обучающихся: к личностным качествам, способность к саморазвитию, формирование мотивации к обучению и познанию, социальной компетентности. Федеральный государственный стандарт отражает преемственность начального общего и дошкольного образования.

(Сл.№8) Современная ситуация требует выработки общих подходов к оценке готовности ребёнка к школе с позиции самоценности дошкольного детства и обеспечения нормального перехода к школьному обучению.

В содержание готовности входит:

Достижение уровня развития Овладение предпосылками учения

- физического - управляемость поведением

- познавательного - планировать и контролировать свои действия

(с учётом школьной - психологической готовности) сверстниками и взрослыми

- слушать учителя

- выполнять его требования.

Важнейшая задача образования и его основной результат – это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе.

Преемственность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты. Об этом можно много рассуждать.

(Сл.№9, 10) Считаем необходимым проводить цикл мероприятий по обеспечению преемственности:

- родительское собрание «Скоро в школу»

- анкетирование

- диагностика знаний и умений в игровой форме

- день открытых дверей.

В нашем посёлке в каждом дошкольном учреждении такая работа ведётся, в той или иной форме.

(Сл.№11) Достижение работы нашего детского сада по преемственности – это конференция «Старший дошкольник – будущий первоклассник». Участники конференции: родители старших дошкольников, воспитатели, специалисты ДОУ, учителя начальных классов

Задачи:

1) Вовлечь родителей, воспитателей, учителей в единый процесс – обеспечение безболезненной адаптации.

2) Формирование правильной, устойчивой мотивации детей к обучению.

3) Ребёнок – субъект образовательного процесса.

4) Повысить уровень педагогической компетентности родителей.

5) Идеальный ученик и счастье – это составляющие одного управления

(Сл.№12) На собраниях рассматривались вопросы

- физическая, психологическая, интеллектуальная готовность детей к школе.

- изучаются критерии успешного обучения

- анализ степени готовности самих родителей к обучению детей в школе

- результаты анкетирования

- результаты интервьюирования (В конце презентации)

(Сл.№13) Такие встречи превращаются в дискуссию, деловое общение приобретает форму открытого диалога, возникает атмосфера доверительных отношений, активного участия воспитателей, родителей, учителей.

Кроме таких встреч учителями организовываются для детей старшего дошкольного возраста – экскурсии в школы, так в начале 2012 – 2013учебного года, дети нашего детского сада посетили школу №1, где их провели по разным кабинетам и что не мало важно и интересно для самих детей – это всё попробовать, в кабинете технологии дети делали оригами, в кабинете информатики – рисовали на нетбуках, в кабинете музыки – пели и танцевали. После таких экскурсий дети с восторгам рассказывают родителям, как замечательно в школе.

Уже на протяжении многих лет дети нашего посёлка посещают субботние школы, что так же положительно сказывается на школьной адаптации. Учителя на протяжении нескольких часов с детьми занимаются в игровой форме, считают, рисуют, пишут, проводят различные игры.

(Сл.№14) Такая работа по преемственности определяет следующие результаты:

1) повышается компетентность родителей

2) открытый диалог в рамках сотрудничества (родители – воспитатели – учителя)

3) безболезненная адаптация

5) обеспечение равных стартовых возможностей

6) защищённость мира детства.

(Сл.№15) В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. В старшем дошкольном возрасте все больше она уступает место «обучению на занятиях».

Эти проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Хорошо, что данные проблемы не касаются наших детей благодаря правильно выстроенной работы по преемственности детского сада и школы.

(Сл.№16) Подводя итог, можно сказать, что положено начало к обеспечению преемственности образовательной программы дошкольных образовательных учреждений с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования. Исключается дублирование программных областей знаний, обеспечивается реализация единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования

(Сл.№17)

Разве можно не любить детей

Бескорыстно, бережно и нежно!

Дети – наше счастье на земле,

Наша совесть, радость и надежда!

(Сл.№18)

Материал с сайта nsportal.ru

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ

ГОРОДА ЗЕИ

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в целях осуществления ежегодного учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - учет детей) , а также определения порядка взаимодействия органов, учреждений и организаций, участвующих в проведении учета детей.

1.2. Настоящий Порядок устанавливает правила организации учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, на территории города Зеи.

1.3. Обязательному ежегодному учету подлежат все дети в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 18 лет, проживающие (постоянно или временно) или пребывающие на территории города Зеи, независимо от наличия (отсутствия) регистрации по месту жительства (пребывания) в целях обеспечения их конституционного права на получение обязательного общего образования.

1.4. Выявление и учет детей осуществляется в рамках взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних совместно с заинтересованными лицами и организациями в соответствии с действующим законодательством.

1.5. Информация по учету детей, собираемая в соответствии с настоящим Порядком, подлежит сбору, передаче, хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность, в соответствии с требованиями ФЗ РФ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 27июля 2006года №152-ФЗ «О персональных данных».

Порядок учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего образования на территории г. Зеи | ДС 14 г. Зея

2.1. Организацию работы по учету детей осуществляет отдел образования администрации города Зеи (далее - отдел образования) .

2.2. В учете детей участвуют:

муниципальные образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего образования и среднего общего образования;

органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (в пределах своей компетенции по согласованию) .

2.4. Источниками формирования единой информационной базы данных служат:

2.4.1. Данные образовательных организаций о детях:

обучающихся в данной образовательной организации вне зависимости от места их проживания (Приложение 1) ;

не получающих общее образование по состоянию здоровья (Приложение 2) ;

не имеющих общего образования и не обучающихся в нарушение закона (Приложение 3) ;

не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия (Приложение 4) ;

2.4.2. Данные образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, о детях, достигших возраста 6 лет 6 месяцев, завершающих получение дошкольного образования в текущем году и подлежащих приему в 1-й класс в наступающем и следующем за ним учебных годах (Приложение 5) ;

2.4.3. Данные участковых педиатров учреждений здравоохранения о детском населении, в том числе о детях, не зарегистрированных по месту жительства, но фактически проживающих на данной территории.

2.5. Данные о детях, получаемые в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Порядка, оформляются списками, содержащими персональные данные о детях, сформированными в алфавитном порядке по годам рождения.

III. Организация учета детей в образовательных организациях

3.1. Образовательные организации ежегодно организуют и осуществляют текущий учет обучающихся вне зависимости от места их проживания. Общие сведения о контингенте обучающихся оформляются образовательными организациями в соответствии с требованиями пункта 2.5 настоящего Порядка и предоставляются в отдел образования города:

по состоянию на 5 сентября текущего года (фактически обучающихся в образовательной организации) ;

по состоянию на 1 июня текущего года (по итогам учебного года) .

3.2. Образовательные организации отдельно ведут учет обучающихся, не посещающих и систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в организации.

Сведения о данной категории обучающихся, с указанием причин пропусков, направляются в отдел образования города до 1 числа каждого месяца.

3.3. Ежегодно в период до 10 сентября текущего года отдел образования города осуществляет сверку единой информационной базы данных с данными фактического списочного учета учащихся образовательных организаций по итогам проверки приема детей и детей, фактически приступивших к обучению в данном учебном году.

3.4. Для получения данных о детях, обучающихся в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории города Зеи, отдел образования города запрашивает у указанных организаций информацию об обучающихся в порядке и сроки, установленные пунктами 3.1-3.3 настоящего Порядка.

3.5. Образовательные организации организуют прием информации от граждан о детях, проживающих на территории жилого микрорайона образовательной организации и подлежащих обучению. Информация по учету детей формируется и находится (хранится, функционирует) в образовательных организациях.

В случае выявления семей, препятствующих получению своими детьми образования и (или) ненадлежащим образом выполняющих обязанности по воспитанию и обучению своих детей, образовательная организация:

незамедлительно принимает меры по взаимодействию с родителями (законными представителями) для организации обучения несовершеннолетних;

информирует об этом комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Зеи для принятия мер воздействия в соответствии с действующим законодательством;

информирует отдел образования города о выявленных детях и принятых мерах по организации их обучения.

3.6. Образовательные организации совместно с отделом образования города, комиссией по делам несовершеннолетних в месячный срок принимают меры, обеспечивающие трудоустройство несовершеннолетних и продолжение освоения образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения, оставивших образовательное учреждение в возрасте 15 лет до получения ими основного общего образования, исключенных, отчисленных несовершеннолетних из общеобразовательной организации, достигших возраста 15 лет в установленном порядке.

IV. Компетенция организаций по обеспечению

учета детей

осуществляет организационное и методическое руководство работой по учету детей;

принимает меры к устройству детей, не получающих общего образования, на обучение в образовательные организации;

контролирует устройство на обучение выявленных не обучающихся детей и вносит соответствующие изменения в единую информационную базу данных;

осуществляет контроль за деятельностью образовательных организаций по организации обучения детей и принятием образовательными организациями мер по сохранению контингента обучающихся;

контролирует деятельность образовательных организаций по ведению документации по учету и движению обучающихся, полноту и достоверность данных, содержащихся в книге движения обучающихся и алфавитной книге обучающихся;

обеспечивает надлежащую защиту сведений, содержащих персональные данные о детях, внесенных в единую информационную базу данных, в соответствии с требованиями Федеральных законов от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных».

4.2. Образовательные организации:

организуют работу по учету детей в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 18 лет, подлежащих обязательному обучению, и представляют в отдел образования информацию в соответствии с разделом III настоящего Порядка;

осуществляют систематический контроль за посещением занятий обучающимися, ведут индивидуальную профилактическую работу с обучающимися, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации;

информируют комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Зеи о детях, прекративших обучение;

обеспечивают хранение списков детей, подлежащих обучению, и иной документации по учету и движению обучающихся до получения ими основного общего и среднего общего образования;

принимают на обучение детей, не получающих общего образования, выявленных в ходе работы по учету детей;

обеспечивают надлежащую защиту сведений, содержащих персональные данные о детях, в соответствии с требованиями Федеральных законов от 27 июля 2006 года№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных».

V. Предоставление информации муниципальными образовательными организациями, реализующими программы дошкольного образования

Сведения о детях в возрасте от 6 лет 6 месяцев, посещающих муниципальные дошкольные образовательные организации, предоставляются руководителями указанных организаций в отдел образования города в соответствии с требованиями пункта 2.5 Порядка ежегодно по состоянию на 1 октября текущего года

VI. Взаимодействие отдела образования с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и учету детей

6.1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в рамках своей компетенции направляют в отдел образования города информацию о детях, подлежащих обязательному обучению в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.

6.2. Отдел образования города принимает информацию от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о детях, подлежащих обязательному обучению в муниципальных образовательных организациях города, реализующих образовательные программы , начального общего, основного общего и среднего общего образования, не получающих образования, и принимает меры по организации обучения данных детей в соответствии со своими полномочиями совместно с заинтересованными организациями.

.

к Порядку учета детей, подлежащих обучению

по программам начального общего, основного

общего и среднего общего образования

Данные о детях в возрасте от 6,6 до 18 лет на 1 сентября 20__ года

N

Материал с сайта www.dou14zeya.ru

Виды образовательных учреждений и вариативность образовательных программ - Страница 18

Страница 18 из 24

Виды образовательных учреждений и вариативность образовательных программ. Новые формы развития дошкольного образования. Нормативно-правовые документы в области дошкольного образования.

А) ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возрастас учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.

Б) НОВЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. МОДЕЛИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 27 НОЯБРЯ 2011 Г. N 2562 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ».

К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

- детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности) ;

- детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет; создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников) ;

- детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях) ;

- детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур) ;

- детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья) ;

- детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании) ;

- детский сад общеразвивающего видас приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое) ;

- центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое) . В группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии.

В) ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития. Преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества. В свою очередь достижение современного качества образованияневозможно без обеспечения преемственных связей между всеми ступенями обучения.

Обеспечение преемственности становится особенно актуальным с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта.

Задачи каждой образовательной ступени в ФГОС четко определены:

на дошкольной ступени:

• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста) ;

• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

на ступени начальной и средней школы:

• готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.) ;

• желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

• инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности:

• совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализации процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания;

• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.

Главная цель работы по преемственности – объединение усилий педагогических коллективов образовательных учреждений для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся и, как следствие, – повышение уровня качества образования.

Перед образовательным учреждением встает вопрос, как организовать свою работу так, чтобы ребенок получил хорошую подготовку в ДОУ, хорошее качество обученности в начальных классах и сохранил свои способности хорошо учиться в среднем звене, а именно в пятом классе.

Особенностью работы по преемственности является обмен опытом педагогов и психологов детских садов, начальной и основной школы, их взаимодействие и взаимосодействие, что позволяет избежать трудностей у первоклассников в связи с поступлением в школу, а у пятиклассников – с привыканием к новым условиям обучения, к другому педагогическому стилю, к требованиям многих учителей в основной школе, к возросшим учебным нагрузкам.

Задача педагогаобеспечить условия для проявления всех способов познания, создать развивающую среду в условиях доверительного, основанного на любви, терпении, понимании общения с ребёнком. Такой подход позволяет реализовать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного процесса.

В основе преемственности между детским садом и школой должно лежать понимание общей идеи – идеи обеспечения высокого уровня развития личности:

- для дошкольного образовательного учреждения – раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу. Дошкольная ступень – сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, сохраняя «радость детства».

- для начальной школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые уже имеются у ребёнка, и формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения;

Начальная ступень школы – подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления.

Средняя ступень школы, как преемник, опирается на самостоятельность и мышление ребёнка, его способности, на умение быстро определять ход своих действий.

Старшая ступень школы – способствует самоопределению личности. И выпускник школы – это результат педагогического труда учителей и внимания родителей.

Соблюдение правила преемственности в обучении, воспитании и развитии ребенка принципиально значимо. Правило преемственности является одним из важнейшихсоставляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогического воздействия в воспитании.

Недостаточное внимание к принципам преемственностив обучении и воспитании отрицательно влияет как на качество знаний и выработку умений, так и на коммуникативные и общественно значимые стороны личности ученика. Также может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребенка в новых условиях, что в свою очередь может привести к ухудшению здоровья ученика

Таким образом, обеспечение полноценных преемственных связей между всеми системами образования будет способствовать полноценному развитию личности ребенка, формированию системы непрерывного образования в течение всей жизни.

Материал с сайта otveti-examen.ru

Другие статьи по теме:

  • Основная функция дошкольного образования

    Воспитателю учреждения дошкольного образования - Документ - стр.1 1.1 Педагог-психолог учреждения дошкольного образования относится к категории специалистов. 1.2 Должность педагога-психологаучреж...

  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

    Программы дошкольного образования Программы дошкольного образования Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизн...

  • Преемственность фгос дошкольного и начального общего образования

    Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС (фотоотчёт) Уважаемые коллеги, хочу поделиться с Вами опытом работы нашего детского сада. Не секрет, что в нас...

  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

    «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Обязательная часть.» Образовательная программа должна быть сугубо ИНДИВИДУАЛЬНОЙ для каждого ДОУ. Образовательная программа состои...

  • Основные принципы фгос дошкольного образования

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Основные принципы дошкольного образования

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Основные направления фгос дошкольного образования

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Основная образовательная программа дошкольного образования

    Образовательная программа муниципальные документы документы образовательной организации Согласно новому Закону об образовании примерная образовательная программа дошкольного образования должна бы...

  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования по фгос

    Основная общеобразовательная программа в соответствии с ФГОС Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного...

  • Фгос дошкольного образования

    ФГОС дошкольного образования Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образован...

  • Фгос до определяет содержание дошкольного образования как

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Дошкольное образование pdf

    Девиз: «Компьютер + Игра = Обучение» Использование информационных технологий во всех сферах жизни человека - насущная необходимость. Современным детям предстоит жить и работать в новом информацио...

  • Фгт дошкольного образования

    ФГТ дошкольного образования Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образован Приказ Министерства образования и науки Российской Феде...

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет

    Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образовани...