Окружающий мир для дошкольников

Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир»

Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир». Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему миру для детей предшкольной группы составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Фундаментом умственного развития ребенка является сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире. Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.

Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу.

Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом, и как о творении человеческой мысли, и результате трудовой деятельности. В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.

Природное окружение. Экологическое воспитание. Цель раздела – ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование осознанно бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.

Реализация цели происходит через решение следующих задач:

Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.

Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие) .

Формирование представлений о причинно – следственных связях внутри природного комплекса.

Развитие эмоционально – доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.

Формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, села.

Развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира.

Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.

Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.

Развитие интереса к миру природы.

Формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природе во всех ее проявлениях.

Расширение представлений детей о родном крае.

Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям.

Отбор программного материала осуществлялся с опорой на принципы :

-энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний обо всем, что его окружает;

-природосообразность (человек- часть природы, и он подчиняется ее законам) ;

-воспитательная ценность знаний.

Умственное воспитание в программе организовано на принципах коммуникативно- познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:

-формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

-развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений, местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух) ;

-ознакомление с предметами быта, необходимых человеку, их функциями и назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.) ;

-формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении.

Программа адресована

Детям предшкольной группы МБОУ «Верхнежиримская СОШ»

Сроки реализации программы: данная программа рассчитана на 1 год- 34 часа( 1 занятие в неделю) .

Характеристика возрастных и психологических особенностей.

В возрасте 5-7 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится не только членом семьи, но и носителем определенной общественной информации. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом в этом возрасте.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, внимание дошкольников, оно становится произвольным. Развивается связная речь. В предшкольной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

Связь программы со смежными дисциплинами:

- физическая культура

-развитие речи

-музыка

Организация воспитательного процесса.

Игровые технологии.

Методы воспитания и обучения:

-словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой и тетрадью).

-наглядный метод (показ картин, карточек, плакатов, презинтаций и др.)

-метод дидактических игр

-проблемный метод

-частично- поисковый

Характеристика компетенций.

В процессе реализации программы формируются ключевые и общепредметные компетенции:

-познавательная компетентность

-личностная компетентность

-самообразовательная компетентность

-социальная компетентность

-компетентное отношение к собственному здоровью, личностного самосовершенствования

-коммуникативная компетентность

-информационная компетентность.

Знания, умения и навыки к концу учебного года:

К концу года дети могут:

Различать и называть виды транспорта; предметы, облегчающие труд человека на производстве ; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице.

Знать, что предметы – это творение человеческой мысли.

Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.

Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

Иметь представление об истории создания предметов.

Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона ; имена и отчества родителей.

Знать герб, флаг, гимн России. Иметь представления о Президенте, Правительстве России.

Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.

Иметь первичные представления о школе, библиотеке.

Ухаживать за растениями в уголке природы.

Иметь представление о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.

Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.

Календарно – тематическое планирование.

Наименование темы Кол –во часов Дата

Сентябрь: День знаний. (н. р. к. *) 1

Природа и человек. 1

Опасные ситуации. 1

Дары осени. (н. р. к.) 1

Мой дом, моя семья. (н. р. к.) 1

Где зимуют лягушки. 1

Права и обязанности дошкольника. 1

Листопад, листопад – листья желтые летят. 1

Октябрь: Экскурсия в школу. (н. р. к.) 1

Путешествие в осенний лес. (н. р. к.) 1

Транспорт. 1

Улетают журавли. 1

На выставке кожаных изделий. 1

Как звери к зиме готовятся. 1

Экскурсия в школьную столовую. (н. р. к.) 1

Природа и мы. 1

Ноябрь:

Наша планета. Планета Земля в опасности. 1

Дерево умеет плавать. 1

Путешествие по Африке. 1

Ферма. 1

Шестиногие малыши. 1

Экскурсия в библиотеку. (н. р. к.) 1

Пришла осень, привела погод восемь. 1

Декабрь :Род и родословие. (н. р. к.) 1

Встреча зимы. (н. р. к.) 1

Воздушный транспорт. 1

Подземные богатства Земли. (н. р. к.) 1

Наземный транспорт. 1

С какой ветки детка. 1

Откуда елка в гости пришла. (н. р. к.) 1

Кто охраняет окружающую среду. 1

Январь: Путешествие в прошлое предмета. 1

Юный эколог. 1

Знакомство с дорожными знаками. 1

Австралия. 1

Водный транспорт. 1

Зимующие птицы. (н. р. к.) 1

Экскурсия в школьный музей. (н. р. к.) 1

Уголок планеты, где мы живем. (н. р. к) 1

Февраль: Знакомьтесь: мой друг – компьютер. 1

Домашние и дикие животные. (н. р. к) 1

Рассказ воспитателя о работе конюха. (н. р. к.) 1

Животный мир полярных районов. 1

Наша армия родная. 1

Растения и жизнь на Земле. 1

Чудо чудное. Диво дивное – золотая Хохлома. 1

Мы все – жители планеты Земля. 1

Март: Бабушкин сундук. (н. р. к.)

Праздник «Веснянка».

Дымковская игрушка. 1

Лес и человек. 1

Народный праздник Масленица. Птицы прилетели – весну принесли. (н. р. к.) 1

Москва – столица России. 1

Знакомство с пресмыкающимися. 1

Апрель: Правила и безопасность дорожного движения. 1

Растения рядом с нами. (н. р. к.) 1

Хочу быть космонавтом. 1

Царство растений: травы. (н. р. к.) 1

Гжель. 1

Праздник Земли. Земля – наш общий дом. 1

Кто главный в лесу? 1

Май: Наша армия. День Победы. 1

Времена года. 1

Здоровая пища. (н. р. к.) 1

Сезонная одежда. (н. р. к.) 1

Здравствуй, лето красное. 1

*национально-региональный компонент

www.maam.ru

Подготовка к школе: интегрированный курс "Знакомство с окружающим миром". Программа

Разделы:Начальная школа, Работа сдошкольниками

Курс для будущих первоклассников “Знакомство с окружающим миром” разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального развития будущих школьников.

Программа курса не только расширяет знание будущих первоклассников об окружающем мире, но и направлена на то, чтобы помочь им познакомиться с правилами школьной жизни, научиться быть учениками, учит их ориентироваться в пространстве и в новом для них социуме.

Данный курс предусматривает ознакомление с природой во взаимодействии: человек – природа – общество, знакомство с миром нового социального окружения будущего первоклассника и включает в себя природоведение, психологию, математику, обучение грамоте, родиноведение.

Целью

подготовительного курса по программе “Знакомство с окружающим миром” является развитие накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе и о человеке, как части общества.

В процессе занятий с будущими первоклассниками решаются следующие задачи:

- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием; - познакомить с правилами школьной жизни; - развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе; - расширить представление дошкольников об окружающем мире; - помочь ориентироваться в пространстве и во времени; - проделать первые шаги к рефлексии.

Программа курса основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. Раскрытие содержания курса для будущих первоклассников опирается на конкретно образные представления, эмоциональные впечатления и взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой форме.

Направленность содержания курса – ознакомление с разнообразием мира живой и неживой природы, нашей страной. Содержание раскрывается в следующих разделах: “Окружающий мир: общество”, “Окружающий мир: природа живая и неживая”, “Ориентация в пространстве и во времени”, “Обучение грамоте”, “Математика”, “Рефлексия”.

При ознакомлении с окружающим миром будущих первоклассников предусмотрено установление связи между познанием природы и социальной жизни, в которую включен ребенок. Выделены программные темы, близкие социальному опыту дошкольников: наша родина Россия и малая родина, дом и школа, правила поведения в обществе.

Будущие первоклассники учатся соотносить конкретных представителей животного мира с родовыми понятиями: звери, птицы, рыбы, насекомые; различать диких и домашних животных; знакомятся с лиственными и хвойными растениями; учатся различать признаки изменений природы в разные сезоны года.

Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности.

Программа курса рассчитана на 24 часа.

Содержание программы

Окружающий мир: общество (6 часов)

Наша страна Россия. Москва – столица нашей родины. Волгоград – моя малая родина, мой адрес. Школа.

Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы. Уважение к чужому мнению.

Профессии.

Окружающий мир: природа живая и неживая (9 часов)

Неживая и живая природа (на уровне примеров) . Животные домашние и дикие. Детёныши животных. Растения лиственные и хвойные (на уровне примеров) . Овощи и фрукты.

Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Природа и человек. Бережное отношение к природе.

Ориентация в пространстве и во времени (3 часа)

Времена года. Месяцы года. Дни недели. Время суток. Ориентация в пространстве и на листе бумаги.

Ориентация в школьном здании.

Обучение грамоте (2 часа)

Предметы одушевленные и неодушевленные. Слова антонимы. Звуковой анализ и чтение простейших слов.

Математика (2 часа)

Знакомство с тетрадью в клеточку. Один – много. Геометрические фигуры. Танграм.

Рефлексия (2 часа)

Ситуации осмысления себя как будущего ученика, своего поведения в школе и в классе.

К концу к концу занятий в школе дошкольников обучающиеся должны

  • Иметь представление:

- о живой и неживой природе; - о правилах школьной жизни; - о своей большой и малой Родине. - о сезонных изменениях природы; - о предметах одушевлённых и неодушевленных; - о словах антонимах.

- слушать и отвечать на заданные вопросы; - ориентироваться в тетради;

Читать далее festival.1september.ru

Консультация по окружающему миру по теме: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА

Опубликовано 08.01.2014 - 22:35 - Павлова Вера Александровна

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг педагога.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.

Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город. Это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познавать окружающую действительность [Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипова, Л. И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. – 5-е изд.стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006].

Природа окружает ребенка с ранних лет. Крупнейшие представители классической педагогики прошлого уделяли большое внимание влиянию окружающей природы на развитие личности ребенка. И.

Г. Песталоцци отмечал, что это – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во всё многообразие окружающей природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы…Единственный подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы».

Особую роль природы в умственном развитии ребенка подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал: «логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей».

Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и на которых потом вытекают само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического … протекает из наблюдений человека над природой…», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».

Я. А. Коменский, придавая большое значение воспитанию в дошкольном возрасте, вводит в программу материнской школы стройную систему элементарных природоведческих знаний. Ребенок должен непосредственно изучать окружающий мир: «Чем более знание опирается на ощущение, тем оно достовернее. Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей,… обучать всему через наблюдение и чувственное доказательство», - гласит знаменитое правило «Великой дидактики» Я. А. Коменского

Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателей дет.сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1982

Методы ознакомления детей дошкольного возраста с природой

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные) .

Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру [Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. «Дошк. Воспитание» / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; Под ред. П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991.]

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Наблюдение- это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя наблюдение, педагог решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.

Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений; например, с дикими зверями, животными южных и северных стран детей можно чаще всего познакомить лишь через картины.

Практические методы– это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с окружающим миром позволяет педагогу уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Наряду с наблюдениями для расширения представлений о доступных явлениях и предметах природы широко используются разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания. При ознакомлении детей с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные .

К практическим методам относится и труд в природе. Он имеет большое воспитательное значение. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников.

А так же является одним из способов развития наблюдательности.

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются элементарные опыты. Опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях.

Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразования в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие.

Словесные методы– это рассказы, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

Решая определенные задачи, педагог строит рассказ с учетом опыта и интересов дошкольников. Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным.

Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительная и итоговая. Предварительная беседа используется педагогом перед наблюдением, экскурсией.

Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для дошкольников должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность .

В работе по ознакомлению детей с окружающим миром необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.

Окружающий мир в дидактических играх

Для развития познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста важное значение имеет воспитание различных видов чувствительности и формирование игровой деятельности, а также специальное умственное воспитание.

Умственное воспитание ребенка осуществляется в процессе различных видов его продуктивной деятельности, ознакомления с окружающим миром, путем специального формирования у него математических представлений и понятий, а также в процессе развития речи. Кроме того, важное значение для развития мышления имеют дидактические игры.

Игра является важным условием успешного воспитания и развития ребенка. Об этом говорили такие известные педагоги, как А. С. Макаренко и К. Д. Ушинский .

К. Д. Ушинский писал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» .

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей [Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997.]

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е. И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом.

Педагог опирается на игру как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, однако насыщает игру дидактическими правилами так, чтобы у ребенка возникла необходимость умственного напряжения .

Дидактическая игра по праву считается одним из эффективных средств обучения. Они используются и на занятиях и вне них.

Если во время занятий педагог осуществляет прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи (например, определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадай, выполни роль и др.) , что делает дидактическую игру особой формой обучения – легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.

В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растений и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей играть вместе.

Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать [Катаева А. А, Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.]

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом особенностей каждого ребенка.

По характеру используемого материала дидактические игры делятся на:

1. предметные;

2. настольно-печатные;

3. словесные.

Предметные игры– это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи) . Например: «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «От какого дерева лист?», «Чьи это детки?» и другие. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления дошкольников о свойствах и качествах тех или иных объектов природы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Настольно-печатные игры– игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. Например: «Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Подбери листок» и другие. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Словесные игры– это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметах. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Например:

Вариант 1.

У педагога четыре сюжетные картинки: зима, весна, лето, осень. У каждого ребенка предметные картинки, которые относятся к разным временам года (скворец у скворечника, бабочка, зеленый листочек, лыжи, земляника, снеговик, желтый лист, овощи, коньки, подснежник, санки и т.д. Педагог показывает сюжетную картинку и предлагает детям правильно назвать время года, а затем выбрать из имеющихся, показать и назвать только те предметные картинки, которые к этому времени года относятся.

Вариант 2.

Педагог предъявляет детям картинку с изображением одного времени года (например, осени) и предлагает хлопнуть в ладоши, когда они услышат то, что бывает осенью: жарко, идет снег, желтеют листья, на земле появилась первая травка, дети загорают, люди собирают урожай овощей, набухают почки, летают пчелы и бабочки, ласточки улетают в теплые края, медведь спит в берлоге, в парке листопад, прилетели грачи и т.д.

При использовании дидактической игры педагог должен следовать определенным педагогическим принципам:

1. опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;

2. следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточна трудна и в то же время доступна детям;

3. поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;

4. постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

5. конкретно и четко объяснять правила.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1. дидактическая задача;

Материал с сайта nsportal.ru

Ознакомление с окружающим миром, конспекты занятий

Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с окружающим миром

В колонке с левой стороны расположены ссылки на готовые конспекты занятий на тему «Ознакомление детей с окружающим миром». Материалы разделены по разным возрастам и группам детского сада.

Тема ознакомления детей с миром вокруг себя является одной из важнейших тем в дошкольном образовании. Так или иначе, но для дошкольников почти каждое занятие, будь то рисование, лепка, развитие речи или ознакомление с природой, несет элементы ознакомления с окружающим миром.

Дети с удовольствием получают информацию о среде, в которой им предстоит жить, но не стоит перегружать их внимание - для проведения полноценных занятий стоит комбинировать темы, проводить комплексные занятия, нацеленные на определенные объекты изучения. Особое внимание стоит уделить подбору тем для занятий. Выбирая наиболее полезные и интересные для детей объекты познания и вовремя переключая внимание детей на рассмотрение этих объектов под другим углом, стоит закреплять пройденный материал элементами изобразительной деятельности, развития речи, математики, ознакомления с природой.

Все конспекты можно скачать одним архивом, содержащим текстовый документ, а также вспомогательные материалы в виде картинок, фотографий и аудиозаписей (если занятие предусматривает демонстрацию или прослушивание подобных материалов) . Мы надеемся, что наши конспекты помогут Вам в проведении занятий по ознакомлению дошкольников с окружающим миром в детском саду. Некоторые из занятий в этой категории являются комплексными (или интегрированными; как правило эти занятия состоят из комбинации тем "ознакомление с окружающим", "изо" и "развитие речи") и ссылки на них можно также можно найти в разделе "Комплексные занятия", но размещены здесь по своей основной тематике.

Новое на сайте:

Материал vospitatel.com.ua

Окружающий мир для дошкольников | Ребенок и Мама

Четверг, Ноябрь 20, 2014 @ 09:11 ПП posted by admin

В возрасте примерно три-четыре года малыш начинает более осмысленно спрашивать о том, что ему интересно и что его на самом деле волнует. Становится понятно, что кроха уже готов получать соответствующую его возрасту информацию. Когда ребенок попадает в детский коллектив, там опытные педагоги будут проводить знакомство деток с окружающим их миром, а ребенок сможет научиться анализу всевозможных ситуаций, а также будет делать свои собственные выводы на этот счет.

Однако некоторые дети не посещают сад, в таком случае от родителей требуется, по возможности, продлить возраст почемучки. Это связано с тем, что желание задавать взрослым вопросы обо всем у малыша уменьшается, а иногда и совсем исчезает, особенно, если ему не дают полные ответы или же вообще не отвечают на вопросы.

Итак, окружающий мир для дошкольников, изучаем в форме игры

Чтобы наши дети до школы имели понятие об окружающем их мире и понимали, какое место они занимают в социуме, им необходимы игры и занятия, предназначенные для дошкольников. В программу для изучения окружающего мира должны включаться методы, которые помогают ребенку на своем опыте определять причины и следствия.

В занятия включают рисование, аппликацию, лепку из пластилина, ролевые игры, которым отводится большая роль, поскольку малыш способен понять и запомнить материал именно в игровой форме, причем лучше, нежели просто в беседе. Ребенку, в соответствии с его возрастом, больше присущи способности видеть себя в роли всевозможных сказочных персонажей.

Знакомим дошкольников с окружающим миром

Такое ознакомление проводят при помощи определенных несложных опытов, в которых малыш играет главную роль, а взрослый старается держать ситуацию под своим контролем, дабы при необходимости объяснить, как будет лучше поступить.

А крохе предстоит самому принимать решение, получая при этом свой первый опыт. Для малышей дошкольного возраста окружающий мир является большим и неизведанным. Ребенок воспринимает этот мир не так, как мы, взрослые.

А для поиска себя в этом мире и личностного осознания себя в нем, крохе следует с малых лет привить любовь к своим близким, к Родине, а еще такие чувства, как ответственность и доброта. Кроме того, следует научить его относиться бережливо ко всему окружающему, уважению к старшим. А еще важно, чтобы взрослые именно на своем примере ребенку показывали то, что они хотели бы видеть в ребенке.

Ссылка на источник www.childnmom.ru

окружающий мир для дошкольников

Главная страница » Мир вокруг насАвтор: adminДата: 2015-11-16

Эти игровые задания помогут интересно и увлекательно познакомить ребенка с окружающим миром, предметами и явлениями, которые его окружают: бытовые приборы, музыкальные инструменты, посуда, игрушки, одежда, животный мир, транспорт, мебель и др.

МИР ВОКРУГ МЕНЯ (часть 1) Темы: «Растительность», «Посуда», «Животный мир».МИР ВОКРУГ МЕНЯ (часть 2) Темы: «Одежда», «Мебель», «Музыкальные инструменты», «Бытовые приборы», «Игрушки» .МИР ВОКРУГ МЕНЯ (часть 3) Темы: «Транспорт», «Строительство» .

Ещё больше зданий по знакомству дошкольников с окружающим миром смотрите в архиве электронного журнала «Кораблик»:http://vscolu.ru/korablik_archive/korablik_archiv.html

  • Знакомство дошкольника с окружающим миром (рабочие тетради) http://vscolu.ru/wp-content/plugins/svensoft-social-share-buttons/images/placeholder.pngЭти игровые задания помогут интересно и увлекательно познакомить ребенка с окружающим миром, предметами и явлениями, которые его окружают: бытовые приборы, музыкальные инструменты, посуда, игрушки, одежда, животный мир, транспорт, мебель и др. Темы: «Растительность», «Посуда», «Животный мир». Темы: «Одежда», «Мебель», «Музыкальные инструменты», «Бытовые приборы», «Игрушки» . Темы: «Транспорт», «Строительство» . Ещё больше зданий

Подробней vscolu.ru

Окружающий мир для дошкольников

Первые вопросы о том, что его волнует и интересует, ребенок начинает осмысленно задавать в возрасте трех-четырех лет. ­то говорит о том, что он готов на данном этапе получать, адаптированную его возрасту, информацию. Находясь в детском коллективе, где опытные педагоги проводят знакомство дошкольников с окружающим миром, ребенок быстрее учится анализировать различные ситуации и делать собственные выводы.

Если же малыш не посещает сад, то родителям нужно приложить максимум усилий для того, чтобы возраст почемучки растянулся как можно дольше. Ведь со временем способность задавать вопросы обо всем на свете у ребенка уменьшается, а то и исчезает вовсе, если он не получает убедительных ответов, или родители не могут или не хотят ответить на них.

Окружающий мир для дошкольников в игровой форме

Игры и занятия для дошкольников об окружающем мире необходимы для того, чтобы ребенок к концу дошкольного периода имел четкое представление о том, что его окружает, а также и о своем месте в социуме. Для этого создана программа «Окружающий мир» для дошкольников, которая включает в себя различные методы, способы и мероприятия, позволяющие юной личности опытным путем устанавливать причинно-следственные связи.

Занятия проходят с применением, известных всем, лепки, рисования, аппликации, сюжетно-ролевых игр. Последним отведена огромная роль, ведь именно в игровой форме ребенку можно дать понять и закрепить в его памяти то, что не получится в виде поучительной беседы. В силу своего возраста малышу присуще желание и способность примерять на себя роль различных сказочных персонажей.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром

Знакомство может проводиться посредством несложных опытов, где ребенку отводится ведущая роль, но взрослый всегда держит ситуацию под контролем, чтобы в нужный момент, не подсказать, а разъяснить, как поступить лучше.

Малыш же сам принимает решения, получая свой первый жизненный опыт.

Окружающий мир для дошкольников многогранен и неизведан. ­то нам, взрослым, кажется, что всё в этой жизни давно понятно. Для ребенка это совсем не так.

И для того чтобы он нашел и осознал себя в нем, как личность, уже с юных лет, малышу нужно прививать любовь к Родине, близким и родным, чувства доброты, любви и ответственности. Учить бережно относиться ко всему, что его окружает, проповедовать заботу и участие по отношению к старым и больным людям.

Взрослым важно на своем примере показывать ребенку то, чему они хотят его научить. Статьи по теме:Пальчиковая гимнастика в средней группеВ маленьких детских ручонках спрятано столько силы и фантазии, что порой удивляешься изобретательности и смекалке детей.

И не спроста - ведь известно, что развитие пальчиков напрямую связано с развитием мелкой моторики, а значит и с речью. Пальчиковая гимнастика для малышейЗанятия для пальчиков можно проводить с малышами, начиная с самого раннего возраста.

Разница лишь том, что в этом время упражнения больше проводите малышу вы, а когда кроха подрастет, то будет делать это с удовольствием сам. Гимнастика для пальчиков - это великолепный массаж, моторика рук и просто общение с мамой!Рецензия на книгу «Почему?» - Кэтрин РиплиЕдва научившись говорить, ребенок засыпает родителей тысячами вопросов, интересуясь всем вокруг.

Многочисленные «Почему?» ежедневно обрушиваются шквалом на родителей. И помочь удовлетворить любопытство ребенка может книга «Почему?» автора Кэтрин Рипли издательство "Манн, Иванов и Фербер"Кружки для детейДля всестороннего гармоничного развития ребенка современные родители стараются с ранних лет отдавать малышей в различные кружки и секции.

Из нашей статьи вы узнаете, куда можно отдать ребенка и как сделать правильный выбор.Не знаешь, что надеть? Стань модной немедленно!

Ваше имя *Адрес электронной почты *Другие статьи:Джиджи Хадид обхитрила своих поклонников, одев парик Фанаты привыкли видеть Джиджи Хадид с копной густых золотистых волос. На церемонию American Music Awards модель пришла с совершенно другой прической — коротким боб-каре.

Однако оказалось, что с длиной ее пшеничных локонов все в порядке.Чарли Шин выгоняет своих детей из дома в Беверли Хиллз Чарли Шин нуждается в деньгах и занялся сбытом недвижимости. Он продает свой особняк и намерен выгнать бывшую жену Брук Мюллер с сыновьями из другого дома и переехать жить туда с новым бойфрендом.Премия American Music Awards прошла в Лос-Анджелесе Вчера в Лос-Анджелесе состоялось торжественное награждение победителей музыкальной премии American Music Awards.

Мероприятие прошло с грандиозным размахом ведь на сцене Microsoft Theater собралось множество звезд. Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter

Материал womanadvice.ru

Другие статьи по теме:

  • Картинки по развитию речи для дошкольников

    Авторские дидактические игры по развитию речи для дошкольников Дидактическая игра «Что для чего» Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложнопо...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Развивающие игры для дошкольников

    Развивающие игры для дошкольников Игра «Ушки на макушке» Прежде чем начать с ребенком играть в «Ушки на макушке», узнайте, как он понимает смысл этого выражения применительно к людям. Если окажет...

  • Игрушки для дошкольников

    Игрушка как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста. Консультация для родителей «Моя игрушка» Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения...

  • Ознакомление дошкольников с окружающим миром

    Ознакомление дошкольников с окружающим миром посредством экспериментирования Лето необыкновенное время года. Сколько интересного происходит вокруг. Как много можно узнать об окружающем нас мире....

  • Настольные игры для дошкольников

    Развитие физических качеств в процессе обучения дошкольников игре в настольный теннис (на примере средней группы) Опыт педагогов-практиков показывает (Адашкявичене Э. Й., Гришин В. В., Фролов В....

  • Игры своими руками для дошкольников

    Мастерим игры своими руками. Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста b]Мастерим игры для детей своими руками. [/b] Дидактическое пособие А давай мы, пои...

  • Игры для развития речи дошкольников

    Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников Библиотека :: Наши статьи :: Детский мир Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников Для того, чтобы заниматься р...

  • Математика для дошкольников 6 7 лет задания

    Логические задания для детей 6-7 лет Логические задачи, задачи-шутки, задания на сообразительность для старших дошкольников1. У семерых братьев по одной сестре. Сколько всех сестер? (Одна) 2. Две...

  • Футбол для дошкольников

    Кружок «Мини-футбол» в детском саду — это здорово! Кружок «Мини-футбол» в детском саду - это здорово! Руководитель кружка Бутько Евгения Анатольевна. Физическое воспитание играет главную роль во...

  • Презентации для дошкольников по развитию речи

    Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, пре...

  • Коррекционно развивающая программа для дошкольников

    Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Учимся, играя» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию программу по развивающей игре. Ведь мы все знаем, что люб...

  • Раздаточный материал для дошкольников

    Раздаточный материал для дошкольников своими руками Как использовать: Используется для развития мелкой моторики, составления узоров, орнаментов, счёта, закрепления цвета, развития логического мыш...

  • Коррекционная программа для дошкольников

    Коррекционная программа, направленная на коррекцию агрессивного поведения дошкольника. Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе реализуемых задач в нашем структурном подразд...