Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста

Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения.

В старшем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Рассмотрим динамику развития свойств внимания у детей дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем внимания: дошкольник уже может действовать с 2-5 предметами.

У старших дошкольников возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка. Но у детей старшего дошкольного возраста еще слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение. Это связано с отсутствием опыта в каком – либо виде деятельности.

Исследования С. Л. Рубинштейна на устойчивость внимания дошкольников показали, что её рост особенно интенсивен от трёх до семи лет. Основной особенностью детей старшего дошкольного возраста является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Но по сравнению с младшим дошкольным возрастом, устойчивость внимания в период старшего дошкольного возраста увеличивается в два раза. Так у годовалого ребёнка наибольшая длительность игр – 14 минут, в возрасте трёх лет – 27 минут, а у шести-, семилетнего ребёнка продолжительность игры может достигать часа и дольше, продолжительность образовательной деятельности – 30 минут. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов.

Наблюдение над отвлечениями ребёнка от игры так же показали быстрый рост концентрации внимания в старшем дошкольном возрасте. Так в то время, как у трёхлетнего ребёнка в течение 10 минут было зафиксировано три отвлечения, у пятилетнего – их было меньше двух, а в возрасте семи лет – только одно отвлечение. Количество ошибок при выполнении задания снижается до 10 и менее.

Развитие внимания старших дошкольников связано с тем, что изменяется организация их жизни, они осваивают новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную) .

Внимание ребёнка в период дошкольного детства отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. В начале дошкольного возраста (2-3 года) у ребёнка преобладает непроизвольное внимание, к 5-7 годам проявление внимания носит произвольный характер. Следует отметить, что, начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способны удерживать внимание на действиях, начинающих приобретать для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам. К концу дошкольного возраста у детей способность произвольного внимания начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием успешной организованной учебной деятельности. Нужно сказать, что сам процесс получения знаний у детей старшего дошкольного возраста способствует быстрому росту произвольного внимания, развивающемуся у них, главным образом, на основе возникновения интересов, в частности интереса к учебной деятельности.

Развитие познавательных способностей ребёнка, тренировка сосредоточенной деятельности ребёнка позволят развивать произвольное внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии, так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений личности .

Общий психологический склад личности в значительной степени зависит от состояния процессов возбуждения и торможения. Если в раннем детстве возбудительные процессы нередко преобладают над процессом торможения, то у детей старшего дошкольного возраста возбуждение и торможение в коре головного мозга сменяются довольно быстро. В этом возрасте обуславливается наличие у ребёнка довольно сильного рефлекса на всё новое .

Как отмечает В. С. Мухина, если в младшем дошкольном возрасте для привлечения внимания имеет значение качество раздражителя (сила, яркость и т. д., то у старших дошкольников всё больше значение имеет соответствие объекта внимания их внутреннему состоянию и прошлому опыту.

Следует согласиться с П. Я. Гальперины, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью, которая приобретает планирующую функцию. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребёнок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания.

Л. С. Выготский отметил, что «с самых первых дней жизни ребёнка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд – это сами окружающие предметы, которые своим яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребёнка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов – указаний, направляющих непроизвольное внимание».

Общая последовательность культурного развития внимания по Л. С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребёнку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на себя. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы – указания; затем ребёнок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т. е. обращая внимание взрослых на интересующий его предмет».

Универсальное средство организации внимания – речь взрослого. Первоначально взрослый организует внимание ребёнка при помощи словесных указаний, позднее, ребёнок сам начинает обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание.

Первоначально процесс произвольного внимания, направляемого речью взрослого, является для ребёнка скорее процессом внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребёнок переходит к саморегуляции поведения, т. е. произвольному вниманию.

Проанализировав особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать выводы:

1. Внимание является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребёнка. В старшем дошкольном возрасте внимание имеет ряд особенностей, значение и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребёнка к обучению, так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания.

2. Качественно высокий уровень развития внимания в старшем дошкольном возрасте заключается в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определённые предметы, явления, удерживаться на них, т. е. возникает произвольное внимание.

3. Особая роль в формировании произвольного внимания отводится волевой сфере личности ребёнка. Управляемое целенаправленное поведение, каким является волевое, характеризуется, прежде всего, неуклонным следованием к цели при наличие трудностей на пути её достижения.

4. Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых средств направляют и организуют внимание. Руководя вниманием ребёнка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.

5. Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте:

- значительно возрастает его концентрация, объем;

- внимание неустойчиво;

- слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение;

- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

6. Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста тесно связано:

1) с развитием речи;

2) с пониманием значения предстоящей деятельности;

3) осознанием её цели;

4) с освоением норм и правил поведения;

5) с становлением волевого действия;

6) со способностью сосредоточиться на действиях, которые имеют

для них интеллектуальное значение.

Проведенное экспериментальное исследование особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, с использованием методик «Расставь точки» А. Л. Венгера, «Шифровка» Д. Векслера, «Корректурные пробы» Б. Бурдона выявили ряд особенностей, характеризующих внимание детей данного возраста.

Анализ полученных результатов, позволил сделать выводы:

1. У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается объем внимания, ребенок способен безошибочно воспроизвести 5-6 предметов или явлений.

2. У детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе наблюдается высокий уровень концентрации внимания, развивающийся на основе мотивации и возникновения интереса к учебной деятельности.

3. У детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе еще слабо развиты такие свойства внимания, как переключение и распределение, что связано с отсутствием опыта в данном виде деятельности и недостаточно сформированными волевыми качествами. Способность к переключению и распределению внимания формируется в процессе практической деятельности, путем упражнения и накопления соответствующего опыта.

4. Внимание у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе еще неустойчиво и имеет тенденцию к понижению при продолжительной работе. Это объясняется особенностью нервной системы детей данного возраста и быстрой утомляемостью.

5. Конгнитивные способности у девочек в экспериментальной группе выше, чем у сверстников мальчиков.

Таким образом, выбранные нами методики для экспериментального исследования особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста доказывают, что в этом возрасте наблюдается качественно высокий уровень развития внимания, обусловленный тем, что дети начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, следовать поставленной цели задания, т. е. возникает произвольное внимание.

www.maam.ru

использовании сюжетно – ролевой игры как ведущей деятельности, учете индивидуальных возможностей детей группы.

Занятия 1—2 по 30 минут с перерывом 10 минут

Цели: формирование группы и создание мотивации к занятиям; распределение ролевых функций; развитие произвольности, интенсивности сенсорного внимания; психомоторная тренировка.

Материалы:магнитофон, аудиозапись спокойной музыки.

Организационный момент

Друзья! Предлагаю вам поиграть в ин¬тересную игру «Путешествие в страну приключений».

Я, капитан парусного корабля, набираю команду для поиска клада пиратов. Мне нужны старший помощник, матросы, врач, повар. Для этого я попрошу вас выполнить несколько несложных заданий.

Я уверен, что вы отлично выполните эти задания и все попадете в команду.

Задание «Найди два одинаковых предмета»

Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать. Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши. Описание. Ребенку предлагаются:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов; задание «Выкладывание из палочек»

Цель:развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев. Оборудование.; счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.) , образец узора.

Описание: Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек.

а) 1-й уровень сложности — узоры в одну строчку (карточки) ;б) 2-й уровень сложности — простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек(карточки) ;

Задание «Найди дорожку»

Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.

Описание:Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.

Ход сюжетно – ролевой игры занятия

1.Все хорошо выполнили задания и приняты на корабль. Познакомимся друг с дру-гом.

Пусть каждый поприветствует нас и скажет, как его зовут. Сейчас перейдем к назначению. (при назначении дается оценка выполнения заданий )

Назначаю …,старшим помощником капитан так как он прошел быстрее всех через лабиринт а, …., …., …, …— матросами, …— врачом, …— поваром. Вручаю вам значки членов команды.

Роли могут быть закреплены на все время или определяться жребием на каждом новом занятии. Интенсивность, уровень сложности и направленность занятий модулируются ролевыми функциями в зависимости от ведущих причин недостатков внимания у детей.

Материалы: бумажные значки членов команды с именем и указанием роли.

2.Сейчас мы отправимся в плавание. Но наш корабль стоит далеко от берега.

Поплывем к нему на лодке. Нам надо построить лодку. ( для строительства лодки используется крупный дер. строитель, игровые модули , задание на строительство используется определенное количество, цвет деталей )

Я покажу, как правильно грести веслами. Чтобы лодка плыла быстро, грести нужно всем в одном ритме. Я буду задавать ритм голосом или взмахами руки. Садитесь по местам.

Будьте внимательны. Поплыли!

Дети сидят на стульях, расположенных в два ряда. Инструктор показывает пра¬вильные движения и варьирует способы и темп подачи сигналов.

3. Мы на корабле. Подул сильный ветер, начинается буря. Волны качают корабль.

Чтобы не упасть за борт, мы будем наклонять туловище в сторону, обратную крену корабля. Я буду показывать правильные движения. Будьте внимательны, не ошибитесь.

Упражнение выполняется стоя. Педагог варьирует сложность и темп упражнения.

Материалы: магнитофон, аудиозапись звуков бури или музыкальная композиция.

4. Из-за ветра и шума волн трудно разобрать, что говорит капитан и что кричат матросы. Прислушайтесь и постарайтесь понять их слова.

Педагог, а затем дети по очереди произносят слова и короткие фразы, искажая произношение. Все внимательно слушают и стараются определить, чтоб было сказано.

5.Вижу впереди остров. Огромные волны несут наш корабль и выбрасывают на берег. Держитесь! Очень важно быстро найти и собрать все предметы, которые нам при-годятся на острове.

Ищите и приносите мне.

Дети ищут и собирают заранее спрятанные в помещении предметы и/или листы бумаги с изображением предметов, а также карту острова с расположением пещеры, в которой спрятан клад.

Материалы:различные предметы (бумага, карандаши, фонарик, спички, бинокль и т.п.) , изображения предметов на бумаге, карта острова.

6.Посмотрите, какие странные бумаги. Нарисованы одни линии, наверное, это портрет равного пирата. Попробуйте точно соединить все эти линии, может быть, мы сможем узнать его. (Дети обводят пунктирное изображение пирата по линиям.)

Материалы: листы бумаги с буквами, нарисованными из точек.

7.У нас был трудный день. Пора отдохнуть. Сидим спокойно, все мышцы расслаблены. Глаза прикрыты.

Дышим спокойно и ровно.

Сеанс релаксации.

Сегодня мы отправились в увлекательное путешествие на поиски клада пиратов. Завтра мы продолжим наше путешествие, нас будут ждать увлекательные задания, которые помогут в итоге добраться до клада .( Если у детей возникает потребность в продолжение сюжетной игры занятия уже в рамках самостоятельной игровой деятельности, можно предусмотреть задания для повара, врача, матросов) .

Занятия 3-4

Цель: развитие произвольности, интенсивности сенсорного внимания, психомоторная тренировка.

Ход сюжетно – ролевой игры занятия

1.Сегодня мы продолжим наше путешествие, и его успешность будет зависеть от ваших совместных действий. Внимательности каждого.

Вы согласны. Отправляемся.

Мы отлично выспались. Потянулись, вот так. А теперь пойдемте, поплаваем. Делайте, как я показываю.

Дети выполняют плавательные движения под музыку. Внимание обращается на точность воспроизведения движений, демонстрируемых педагогом или ребенком.

2.А теперь давайте прислушаемся. Вы услышите звуки природы — плеск волн, шум ветра, шелест листьев, голоса птиц (попугая, голубя, кукушки, соловья) . Назовите то, что узнали.

Материалы: магнитофон, аудиозапись звуков природы и птичьих голосов.

3.Чтобы отправиться в плавание нам надо проложить путь. Но наш парусный корабль не оснащен современным оборудованием и нам придеться как в прошлые времена плыть по звездам .

Задание «Построй дорожку»

Цель: развитие устойчивости внимания: способности обобщать объекты по признаку формы, величины; закрепление представлений о геометрических формах.

Оборудование:таблица с различным расположением геометрических фигур по строчкам, фишки.

Описание:Ребенку предлагают помочь добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры.

Инструкция: Посмотрите внимательно на эту таблицу. Нам надо проложить путь к нужному месту. А для этого закрой фишками слева направо:

а) все треугольники (круги, квадраты) ;б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты) .

Примечание:Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием, то рассмотрите с ним таблицу. Особо выделите те признаки геометрических фигур, на которые он должен ориентироваться при выполнении задания. Проанализируйте ошибки вместе с ребенком.

Когда задание освоено, можно предложить усложненный вариант: в группе провести игру «Кто быстрее».

4.Вот мы высадились на неизведанный берег необитаемого острова. Слышите, он полон неизвестных звуков.

А вот зарычали какие-то два зверя. Может быть, это тигрица с тигренком. Я знаю, что тигрица рычит громче, а тигренок — тише. Шуметь не будем, чтобы не испугать их.

Т-с-с-с. Если услышите рычание тигрицы — поднимите одну руку, если тигренка — две руки.

Материалы: магнитофон, аудиозапись с «рычанием» тигров. Различия в громко¬сти звуков сначала большие, потом умень¬шаются.

5. На нашем острове очень легко заблудиться и потеряться. А чтоб этого не произошло нам надо найти ориентир, предмет к которому мы вместе будем двигаться.

Задание «Смешанный лес»

Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.

Оборудование: рисунок с изображением замаскированных деревьев. Описание. Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку) .

Инструкция: «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую маленькую елочку) . Начинаем искать».

6.Нелегкий путь мы проделали . Давайте сядем передохнём. А во время отдыха предлагаю потратить с пользой.

Нам могут встретиться иноземцы и нам надо будет им что – то подарить. Давайте, соберем бусы. (Задается последовательность расположени геометрических фигур по цвету и размеру)

7.Наступил вечер. Стемнело. Нора спать. Сидим спокойно. Расслабьтесь. Глаза прикрыли. Дышим спокойно и ровно. Отдыхаем.

8. Сеанс релаксации.

Материалы: магнитофон, аудиозапись спокойной музыки.

Количество проводимых сюжетно – ролевых игр занятий, их содержание и наполняемость играми и упражнениями, их сложность зависят от степени развитости свойств внимания детей в объединенной подгруппе, причин недостатков, интереса детей. В своей работе я использовала блок состоящий нескольких групповых сюжетно – ролевых занятий и индивидуальных. Эффективность работы оценивается путем обследования и изучения групповой и индивидуальной динамики развития основных свойств внимания . Еще хочется обратить внимание на необходимость создания предпосылок продолжения сюжетно – ролевой игры в самостоятельной игровой деятельности

Процесс развитие основных свойств внимания по своему характеру динамичный процесс. Этот процесс требующий затрат времени и умелого руководства этим процессом со стороны педагога дошкольного образования.

Таким образом, внимание пронизывает все сферы жизни человека, обеспечивая становление его как личности и осуществление им активной деятельности. Следовательно, развитие внимания и его свойств у детей является одной из приоритетных задач воспитания в дошкольный период.

Автор:

Источник PlanetaDetstva.net

Развитие внимания у детей дошкольного возраста: развивающие игры и диагностика отклонений | deti.Baby-Calendar.ru

Содержание:

  • Рекомендации

Сегодня многие отдают ребенка в школу в возрасте шести лет. Однако стоит помнить, что начало обучения – это новая ступенька в жизни не только юного ученика, но и его родителей.

Хорошо, если взрослые задают себе вопрос, готов ли малыш к поступлению в учебное заведение и в каком возрасте стоит это делать. Одним из факторов готовности детей к школе выступает такой познавательный процесс, как внимание.

Виды и особенности внимания

Выделяют следующие виды внимания:

  • Непроизвольное. Формируется как бы само собой. Именно этот тип является характерным для детей дошкольного возраста. Кроха не прилагает особых усилий, чтобы сосредоточиться на чем-либо. В его сознании остается то, что ярко, живо, эмоционально
  • Произвольное. Его развитие происходит с возрастом. Это достигается путем общения с взрослыми и во время игр и обучения. Такой вид внимания означает, что маленькому мыслителю приходится делать уже не то, что нравится ему, а то, что необходимо.
  • Послепроизвольное. Возникает в то время, когда волевое усилие сменяется заинтересованностью и увлеченностью.

информацияПовторим, что характерной чертой развития внимания детей дошкольного возраста является то, что оно вызывается чем-то увлекательным – внешне красивыми предметами. Сосредоточенность сохраняется до того времени, пока интересен объект.

Диагностика возможных отклонений и развивающие игры

Важно отметить, что развитие внимания у детейзависит от индивидуальных особенностей каждого из них в отдельности. Если ваш малыш болеет или часто нервничает, то соответственно он будет чаще отвлекаться, чем уравновешенные и здоровые ребята. Родители могут самостоятельно провести диагностику уровня устойчивости, сформированности и объема внимания.

Предлагаем вашему вниманию несколько тестов.

  1. Игра «Найди отличия». Ребенку предлагаются две картинки, на которых необходимо найти 10 отличий. На выполнение задания отводится 2 минуты. Результаты: 9-10 баллов – высокий уровень; 7-8 баллов – выше среднего; 5-6 баллов – средний уровень; 3-4 балла – ниже среднего; 0-2 балла – низкий уровень.
  2. «Таблица с цифрами». Предлагается таблица с цифрами от одного до 25, где числа расположены в хаотичном порядке. Ребенку необходимо находить, показывать и называть цифры по порядку как можно быстрее. Большая часть детей справляются с этим упражнением за 1,5-2 минуты практически без ошибок.
  3. «Переплетенные линии». У нас есть картинка, где нарисовано 10 переплетенных линий. У каждой из них в начале и конце стоят цифры, однако они не совпадают. Малышу необходимо проследить за каждой из линий и назвать числа, которыми обозначены линии в начале и конце. При этом нельзя пользоваться пальцем, ручкой, карандашом. Большинство ребят безошибочно выполняют это задание за 1-2 минуты.

Рекомендации

К особенностям развития внимания детей можно отнести тот факт, что ему предшествует активное овладение речью, а также формирование регулируемого восприятия. Ребенок шести лет способен увлеченно заниматься одним делом около 10-15 минут.

В любом случае родителям стоит развивать познавательные способности малыша. К таковым относятся:

Подробней deti.baby-calendar.ru
к содержанию ^

Особенности развития памяти

Основная особенность у детей лет 6 - это то, что процесс запоминания протекает непринужденно и порой удивляет взрослых, ведь объем информации может быть велик. Но, чтобы и в дальнейшем было так, нужно все навыки постепенно усовершенствовать.

Моторная память основывается в первый год жизни крохи. И выражается в условных рефлексах. Карапуз может запомнить движения и действия, особенно те, которые сопровождаются определенными эмоциями и результатами.

До двух лет формируется образная память. В этом возрасте основной особенностью ребенка является познание своих родственников, освоение ходьбы и др. Нервная система в этот период развивается активней, и к трём годам объемы запомненной информации увеличиваются.

Малыш овладевает логическим мышлением, что помогает ему запоминать сложные словосочетания, и словарный запас становится обширней.

Где-то до четырех лет в преимуществе развивается механическая память. Лучше всего запоминается то, с чем ребенок действует. Поэтому лучше отлаживается в памяти то, что заинтересовало или привлекло больше всего.

А чтение с взрослыми одних и тех же рассказов по кругу совсем не утомляет малышей.

Запоминать в непроизвольной форме - это доминирующая особенность развития памяти у детей дошкольного возраста. Но к пяти годам развивается уже произвольная память. И сохранение данных становится особенной деятельностью.

Ребенок может использовать специальные приемы, чтоб запомнить информацию, например, сопоставление с уже известным материалом, повторение и другие.

к содержанию ^

Презентация: "Пути и способы развития внимания у детей с ЗПР"

До семи лет формируется опосредованная память. Поэтому классифицировать и связать между собой объекты и цифры, предметы и явления с ранее известным материалом не составляет труда. Ребенок может поделиться воспоминаниями из своей жизни, рассказать об успехах, которых смог достичь.

Развитие памяти у детей и их умственных способностей зависит еще и от их питания. Особенности правильного рациона ведут к улучшению мозговой деятельности.

В рацион карапуза нужно включить бобовые, рыбу, семечки, цельнозервые культуры, овощи, растительные масла.

к содержанию ^

Память и внимание

Внимание – важная особенность сознания, характеризующаяся обработкой и фильтрацией информации. Оно постепенно развивается от непроизвольного (возникающее само по себе) к произвольному (требующего специальной концентрации) . Так, новорожденного привлечет яркий свет, который будет являться раздражителем, а ребенок постарше уже будет осознано сосредотачиваться на каких-либо явлениях или предметах.

В зависимости от эмоционально-психологического состояния и возраста способность активно сосредоточивать внимание будет различной, от 7 минут у 3-годовалых малышей до получаса у 7-летних. Особо неусидчивых деток часто называют гиперактивными. К таким детям необходимо найти особый подход.

Для того чтоб развить внимание и память у ребенка, родителям необходимо в первую очередь научится общаться с их чадом. А установив контакт, приступать к специальным упражнениям в виде увлекательных игр.

к содержанию ^

Презентация: "Развитие памяти и внимания, как условие успешного обучения в школе"

Чтоб сильно не нагружать малыша, не рекомендуется проводить последовательно одно задание за другим без перерыва. Но хвалить малыша за найденный ответ (даже если тот неправильный) , за проявленную инициативу к игре нужно обязательно.

Упражнения, которые помогут сосредотачивать внимание, не нуждаются в особой подготовке. Их можно проводить в любом месте и любое время.

Например, можно показать предметы, цифры окружающие нас и помочь их детально описать. Такие занятия формируют осознанное восприятие и научат сосредотачивать внимание на замеченном предмете.

Упражнения на развитие памяти у детей дошкольного возраста помогут натренировать кратковременное запоминание увиденного или услышанного в нужной последовательности и количестве, а долговременное – в сравнении, группировании объектов либо явлений, нахождении отличий.

Важно развивать и ассоциативную память. Для того чтоб с легкостью можно было установить связь предметов, найти их сходство, контраст.

к содержанию ^

Развивающие игры для разных возрастов

Малыши трех-четырех лет очень неусидчивы, и необходимо несколько раз приглашать их позаниматься. Для наилучшего результата родителям необходимо находиться на одном уровне с малышом.

Установив контакт, можно рассмотреть с малышом красочные рисунки в книге, найти какие-либо элементы, находящиеся не на переднем плане, сопоставить предметы по цвету, форме, по парам. В этом возрасте стоит начать изучать цифры, к знакомству которых можно использовать свои пальчики, увлекательно перебирая и считая их. Занятия должны проводиться не более 10 минут с часовым интервалом на отдых.

Презентация: "Развитие памяти у детей младшего возраста"

Детям пяти-шести лет можно подобрать упражнения для развития определенного типа памяти, например:

  • Для тренировки зрительного восприятия можно попросить ребенка самому описать иллюстрацию или то, что происходит вокруг либо сравнить, нарисованные на разных карточках, предметы. Необходимо дополнять его повествование и учить замечать все мелкие детали.
  • Для тренировки двигательной памяти можно делать упражнения с движением частей тела, которые кроха должен повторить по порядку за взрослым, либо показать в зеркальном отражении.
  • Осязательно запомнить информацию можно, если, например, пощупать с закрытыми глазами несколько разных предметов, а затем назвать их в нужной последовательности.
  • Для развития ассоциативной памяти предлагают сопоставить названные слова с другими объектами.

Развитие памяти у ребенка 6-7 лет особенно актуально. Этот период связан с подготовкой к школе и требует внимательности, запоминания еще больших объемов информации.

Поэтому малыш должен уметь рассуждать, размышлять. Для этого необходимо учить небольшие стишки, пересказывать мультфильмы и сказки или придумывать свои истории. К играм типа «зеркальное отражение» можно добавить другие элементы, например, цифры, буквы, слова и повторять их в нужной последовательности.

к содержанию ^

Цифры в детской памяти

Родители, которые все время играют в обучающие и развивающие игры, дают много полезной информации, учат писать, считать, не задаются вопросом, когда именно знакомить кроху с цифрами. Применяя разные методики по раннему развитию малыша, распознавание этих символов не составит труда, но, чтоб понять числовое значение, нужно будет потрудиться и взрослым, и малым.

Особенностью запоминания цифр для ребенка является такое же обучение, как и заучивание любого предмета, букв, каких-нибудь элементов с картинки. Для изучения каждой цифры нужно проводить индивидуальные занятия.

Бытует мнение, что ребенок, умеющий считать, в особенности хорошо запоминает числа. Родителям остается провести немного забавных игр, которых насчитывается множество, для усвоения и лучшего запоминания цифр. Например, гуляя с крохой на улице можно посчитать всё вокруг от проехавших мимо машин до товаров на полках магазина.

Изучать цифры можно с помощью песенок, кубиков, надомных табличек. Их можно рисовать, учить стихи про счет.

Расклеить плакаты с изображением больших и красочных цифр в детской и называть каждую из них, ассоциируя с чем-нибудь.

Все эти способы помогут не только выучить числа, но и расширят фантазию и творческий потенциал, помогут размышлять логически.

Материалы для саморазвития и здоровья

Материал с сайта TonusMozga.ru

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - V Студенческий научный форум (15 февраля - 31 марта 2013 года)

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯКазанкова И. В.Текст научной работы размещён без изображений и формул. Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Нравится Из огромного потока информации, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. В человеческий мозг ежесекундно поступают огромное количество сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (являющегося своеобразным фильтром) , то мозг не смог бы избежать перегрузки.

Процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий сменяются у старших дошкольников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка этого возраста отличается легкой переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте.

Внимание детей с задержкой психического развития характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно привлечь и собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности.

Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действует импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у дошкольников вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться.

Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. Этим и определяется актуальность выбранной темы.

Проблемой развития внимания дошкольного возраста занимались Выготский Л. С., Леонтьев Л. Н., Рубинштейн С. Л Гальперин П. Я., и другие.

Цель экспериментальной работы состояла в определение уровня развития внимания дошкольников с задержкой психического развития и сравнение его с нормой.

База исследования - МДОУ №16, комбинирующего вида, г. Североморска. В исследовании принимали участия дошкольники 5-6 лет старшей компенсирующей группы (12 человек) , старшей группы (12 человек)

Для определения уровня внимания у детей с нормой психического развития и детей с задержкой психического развития использовались следующие методики:

1. «Методика проставь значки» Р. С. Немов

Цель: Оценка переключения и распределения внимания ребенка. Предполагается выявление 5 уровней развития внимания

2. «Методика запомни и расставь точки» Богомолов В.

Цель - выявить объем внимания

Предполагается 6 уровней объема внимания

3. Методика «Домик» по Гуткиной

Цель: определить особенности развития произвольного внимания

Предполагается 3 уровня развития произвольного внимания

Ниже приведены наиболее значимые результаты:

Диаграмма 1 «Уровень переключаемости и распределения внимания»

По результатам методики «Проставь значки» и диаграмме 1 видно, что 33,3 % детей с ЗПР имеют очень низкий уровень переключаемости и распределения внимания, 33,3 % - низкий, 33,3% - средний. Данные результаты получились из-за инертности психических процессов.

Дети с ЗПР в течение всего времени обращались к образцу. Низкий уровень переключаемости и распределения внимания у детей с нормой только у 16,6 % детей, средний у 58,7 %, высокий 24,7%. Данная категория во время выполнения методики практически не отвлекалась.

Во время исследования дети практически не допускали ошибок, и с большим интересом подошли к заданиям, соревнуясь кто больше зачеркнет фигуры и проставит знаки. У детей с ЗПР из-за дефицитарности основных свойств внимания показатели переключаемости и распределения внимания ниже, чем у детей с нормой психического развития.

Диаграмма 2 «Уровень объема внимания»

По показателям методики «Запомни и расставь точки» и диаграмме 2 , можно увидеть, что у детей с ЗПР 41,7% -очень низкий уровень объема внимания, 41,7% - низкий уровень, 16,6% - средний уровень. Данная методика вызвала трудности у детей данной категории.

Они много отвлекались, не могли сконцентрироваться, быстро истощались, тем самым показав низкие результаты объема внимания. У детей с нормой преобладает низкий уровень объема внимания у 50%, очень низкий уровень у 33, 4%, средний - 8,3 %, очень высокий у 8,3 %. Из полученных данных видно, что уровень объема внимания у детей с ЗПР ниже, чем у детей с нормой.

Диаграмма 3 «Уровень развития произвольного внимания»

По данным методики «Домик» и диаграмме 3 видно, что 66,7 % детей с ЗПР имеют слабый уровень развития произвольного внимания, 25% - средний, 8,3 - хороший. У детей с нормой эти показатели выше: слабый уровень всего у 25% , средний у 41,7%, хороший у 33,3%.

Показатели уровня развития внимания у детей ЗПР ниже, чем у детей с нормой. Так как их деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются.

Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Также у них недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.

Копирование образца дети ЗПР выполняют хуже, у них низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, перерисовать по образцу. Дети с ЗПР много отвлекаются, не удерживают инструкцию, забывают про детали.

Таким образом, у детей с ЗПР наблюдаются следующие нарушения внимания: неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость низкая концентрация, различная степень распределения, малый объем, трудности в произвольном внимании, которые могут корригироваться в процессе проведения специальных упражнений.

Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод: дети с задержкой психического развития по уровню продуктивности, устойчивости, распределению, сосредоточенности, том числе по объему внимания отстают от нормально развивающихся сверстников.

Недостатки внимания у детей с задержкой психического развития в значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системы. Поэтому предлагаемый им материал должен быть интересным, эмоциональным, с широким применением наглядности, для предотвращения утомления важно смена деятельности каждые 10 - 15 минут. Необходимы специальные упражнения для развития внимания, так как, если внимание специально не развивать, в последующем возникает снижение способности сосредотачивать, распределять, удерживать, переключать его, что может привести к неуспеваемости.

Литература:

  1. Богомолов, В. Тестирование детей / В. Богомолов. - Ростов-на-Дону, 2006. С.28.- 352 с.

  2. Возрастная психология, детская психология, воспитание детей - Развитие внимания у детей дошкольного возраста - Режим доступа: http://www.child-psy.ru/azbuka/279.html

  3. Дубровина, И. В. Сенсомоторика. Внимание //Диагностический инструментарий детского психолога / И. В. Дубровина.- Вып.1. - Н. Новгород, 1996.-( с.23-26.) -421с.

  4. Немов, Р. С. Психология - Кн.3: Психодиагностика / Р. С. Немов.-М.:4-е изд-е, 2001- 640с.

  5. Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика / Е. А. Стребелева .-М.: Медиа 2002-312с.

Подробней www.scienceforum.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Особенности развития дошкольного возраста психология

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Картинки лета для детей дошкольного возраста

    Дидактические игры для детей дошкольного возраста (5–7 лет) Дидактические игры предназначены как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Неоценимая помощь воспитателя...

  • Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у...