Особенности возрастного развития детей дошкольного возраста

Предварительный просмотр:

Психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Речь сопровождает все виды деятельности. Ребенок перенимает речь от близких ему людей. Речь ребенка развивается в процессе подражания.

Орудие речи это язык.

Язык – это знаковая система, используемая людьми для формирования и выражения мыслей, а так же для общения.

Знаки – это слова, звуки, предложения, фразы.

Речь имеет три значения:

1 речь – как процесс деятельности

2 речь – как результат деятельности

3 речь – как ораторский жанр

Речь необходима для общения, она служит средством познания. Дети накапливают эти познания на всем периоде жизни.

1 Познавательная функция

2 Функция воздействия на других людей – это просьба приказ и побуждение, к каким то действиям. Это волевой акт говорящего.

3 Регулятивная функция внешней и внутренней речи – это устройство человеческих взаимоотношений и регулятор поведения ( что можно, а что нельзя делать дети должны узнать к трем годам ) . Такие слова побуждают самосознание ребенка, дисциплинирует его, укрепляют его волю – все это является залогом черт его характера.

4 Функция общения

Развитие человека происходит по следующим возрастным ступеням:

1 младенческий возраст - от 1,5 до 3 лет

2 ранний возраст – от 3 до 7 лет

3 дошкольный возраст – от 7 до 11 лет

4 младший школьный возраст – от 11 до 17 лет

5 подростковый возраст – от 11 до 17 лет

6 юношеский возраст – от 17 до 20 лет

На каждой ступени возрастного развития организм человека отличается

1 определенными физическими размерами

2 строением органов и систем

3 определенными возможностями организма

Речевая деятельность организма– это результат согласованных действий многих органов и систем.

Именно в головном мозге происходит понимание слышимых слов, формирование мышц для артикуляции звуков и звукосочетаний речи. Процесс развития речи у детей связан с развитием мышления.

Мышление – это когда ребенок логически мыслит.

Ребенку свойственна наивность, непосредственность, подражательность, подвижность, эмоциональное веселье, изменчивость характера.

Если взрослый требует от ребенка неукоснительного послушания и примерного поведения у них задерживается психическое развитие, память, внимание, воображение, восприятие, речь.

Мыслительные операции в речевой деятельности–это анализ, синтез, умозаключение, сравнение, классификация по определенному признаку, а так же выделение свойств.

Речевые качества

1 Навыки речевого общения ни только с взрослыми, но и сверстниками. Особое внимание уделяется культуре. Для этого необходимо пополнять словарный запас в разные режимные моменты.

2 Дети должны использовать в своей речи сложные предложения (уметь делить трехсложные слова на части, уметь слушать своего товарища, свободно пересказывать)

Использовать общий речевой фон в группе, негромкая речь в повседневной жизни, на занятиях громкая оживленная.

Факторы, влияющие на развитие речи:

1 анатомические (правильное строение речевого аппарата)

2 наследственные

Развитие речи первого года жизни

Младенчество делится на два этапа:

Первый этап – от 0 до 5-6 месяцев.

Второй этап – от 6 до 12 месяцев.

1 этап– комплекс оживления (гуканье, гуление)

2 этап– связан с установлением зрительно-двигательных координаций между рукой и глазом. Манипулирование предметом и предметное восприятие.

С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит артикуляционные движения губ и пытается подражать.

С 6 месяцев путем подражания произносит слоги, затем появляются элементы звучащей речи. Малыш воспринимает определенное звукосочетание и связывает их с предметами или действиями.

С 7-9 месяцев ребенок повторяет за взрослыми разнообразные сочетания звуков.

С 10-11 месяцев у ребенка появляется реакция на слова.

Это подготовительный этап, на котором происходит подготовка к овладению речью.

Закономерности усвоения языка

:1 Способность к восприятию разной речи, которая зависит от натренированности мускулатуры органов речи. Для владения речью у ребенка должны быть отработаны движения речевого аппарата. Эти движения должны быть скоординированы со слухом ребенка. Ребенок слушает, чужую речь повторяет, подражая этой речи с помощью органов речи.

2 Понимание смысла речи, которая зависит от усвоения лексических и грамматических знаний.

3 Усвоение выразительности речи она зависит от развития у ребенка восприимчивости к выразительным средствам. При заучивание стихотворений дети интуитивно усваивают особенность родного языка, то есть одну мысль выразить разными интонациями.

4 Усвоение норм речи зависящих от развития чувства языка у ребенка – это способность человека использовать в литературной речи созвучия, морфемы, слова, словосочетания, чувства языка.

5 Усвоение письменной речи, которая зависит от развития устной речи. Приобучение чтению и письму к работе органов речи подключаются работа мышц глаза и пишущей руки. Письменная речь для ребенка это второй этап овладения речью.

Письменная речь не может быть усвоена, если ребенок не владеет устной речью.

6 Темпы обогащения речи зависит от степени совершенствования структуры речевых навыков.

Структура речевых навыков – чем лучше развита устная речь у ребенка, тем лучше он запоминает стихи, сказки, рассказы, и тем точнее он может передать содержание.

7 Формирование познавательной активности у детей (развитие интереса к слову к работе со звучащим словом) для этого используется логические упражнения:

а) назовите звонкие (главные и тихие) слова – зонт рыба

б) вспомните слова, которые оканчиваются на – ок (молоток песок дружок)

в) назвать два слова с одинаковым последним звуком (дом – сом)

г) из окружающих предметов назовите слова начинающиеся со звука –к (кубик кровать)

д) назовите слова, в которых нет звука (стол стул)

е) найдите в комнате предметы с длинными названиями

Все это связано с познавательной деятельностью детей.

Методические принципы обучения родному языку

Лингводидактические принципы– это теоретические положения, которые используются учителем, воспитателем выбирая средства обучения.

1 Принцип внимания.

К материи языка к физическому развитию органов речи и пишущей руки – это, значит, выбрать средства обучения, что бы они обеспечивали физическую нагрузку речевого аппарата ребенка и руки.

2 Принцип понимания языков знаний.

Для этого воспитатель должен обеспечить тренировку мысли ребенка и выработать у него мыслительные навыки (анализ, синтез, умозаключение) на занятиях по развитию речи:

- составление рассказов по игрушке предмету

- пересказ литературного текста

- рассказ из личного опыта

3 Принцип оценки выразительности речи– это отбор дидактического материала, который развивал бы способность чувствовать эмоциональные оттенки речи (подбор стихов, диалог по сказкам, инсценировки) .

4 Принцип развития чувства языка.

Осуществляется через усвоение традиций запоминание фактов родного языка.

5 Принцип опережающего развития устной речи перед письменной речью.

Для этого необходимо подбирать материал, на котором дети учатся координировать движения своих органов речи (мышцы лица, гортани, легких) , а так же слухового аппарата. Для этого проводятся упражнения ”Угадай, кто сказал?”, “Давай послушаем, о чем говорит улица”.

Научить детей переходить от устной формы деятельности к письменной.

6 Принцип последовательного наращивания темпов обогащения речи.

Даем ни только новые знания, но и обязательно повторяем пройденный материал.

Развитие детей второго года жизни

1 этап – от1,5 до 2 лет 2 этап – от 2 до 3 лет

В этом возрасте у детей совершенствуются понимание речи взрослых, и формируется собственная активная речь. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции звуков речи. Ребенок охотно повторяет за говорящим, и сам произносит слова.

В этом возрасте ряд твердых согласных звуков дети заменяют мягкими, в основном это относится к переднеязычным звукам. Произносят укороченные слова. Иногда у детей проявляется невнятное произношение звуков.

У детей недостаточно окрепший голосовой аппарат, речевой выдох очень слабый, поэтому голос у ребенка слабый.

В 1год 6 месяцев у детей насчитывается не более 30-40 слов.

Первые слова носят обобщенно смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием может объяснить предмет или просьбу. Ребенок понимает речь взрослых, может выполнить указания воспитателя.

Для ребенка характерно понимание словесного объяснения взрослых. С1,5 лет слово у детей приобретает обобщенный характер. Детям многократно говорим одно и то же действие.

Развитие активной речи ребенка до 1,5 лет происходит медленно, а после 1,5 лет ребенок владеет большим количеством слов и становиться инициативным просит назвать тот или иной предмет. Под руководством взрослых ребенок употребляет до 300 слов к концу 2 года жизни.

Ребенок может изменять звуковую форму слова, так как не в полной мере обладает фонетическим звуком и не владеет звуковой артикуляцией. В общении с взрослыми при правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает, а четкое произношение слов воспитателя влияет на развитие фонематического слуха и артикуляции.

В этом возрасте ребенок овладевает зрительными действиями, которые помогают ему определить некоторые свойства предметов и регулировать практические действия с ним. На ряду со зрительными анализаторами у детей интенсивно развивается и слуховое восприятие, поэтому большая часть слов усваивается детьми до 3 лет.

Дети могут обозначать предметы определять их действия. Большое внимание в данном возрасте уделяем развитию мышления, формируя у детей обобщенные понятия.

И так к концу 3 года жизни дети самостоятельно употребляют осмысленные слова. Дети начинают овладевать фразовой речью, для этого необходим активный словарный запас ребенка.

Особенности речи второго года жизни

- речь ребенка развивается в процессе ознакомления с окружающим

- в первом полугодии интенсивно развивается понимание речи окружающих

- во втором полугодии овладевают умением понимания слов, обозначающие признаки предметов, пространственные отношения, по слову взрослого дети могут выполнить поручение

- речь становится средством общения, формируется регулирующая функция ребенка (можно, нельзя, спасибо)

- у детей формируется слушанье и понимание литературных произведений, народных песенок и небольших стихов А. Барто.

На 2 году жизни ребенок активен в своих действиях и в стремлении к общению с взрослыми. В 1 полугодии у ребенка интенсивно развивается понимание речи. Активный словарь ребенка увеличивается медленно. К 1году 6 месяцам ребенок овладевает 30-40 словами.

Во 2 полугодии дети могут определить признаки предметов, характеризовать пространственные понятия (там, наверху) . Дети могут по слову взрослого выполнить отдельные поручения (положи шарик в ведро) . Ребенок начинает пользоваться правильными словесными обозначениями. Начинает употреблять сложные по звуковому составу слова (игрушки, пирамида) . В целях развития понимания речи широко используется прием показа (на пирамидах, кубиках, матрешках) . Обязательно называем предметы, которые показываем детям. Хорошо использовать “чудесный мешочек” (2-3 игрушки) . К концу 2 года можно использовать игры-инсценировки (“Репка”) .

Воспитатель решает задачи:

- обогащение словаря через игровые функции (кормление куклы, переодевание куклы)

- рассматривание картинок (домашние животные – различать и звуковое подражание)

- чтение потешек.

В развитие активной речи дают приемы речевого подражания за воспитателем. Для того чтобы дать детям возможность говорить.

- учить уметь отвечать на вопросы взрослых Кто пришел? Кто плачет?

- знакомить детей с групповой комнатой, спальней, ванной.

Дидактические игры

“Устроить кукле комнату”. “Купание куклы”. “ Возьмем куклу погулять”.

Дети познают мир через взрослых.

Развитие детей третьего года жизни.

В этом возрасте наступает качественно новый этап усвоения речи.

У ребенка появляется желание узнать рассказать поделиться своими мыслями.

На 3 году развивается звуковая сторона речи. Дети овладевают грамматическими формами. В плане усвоения словаря дети овладевают обобщением. Коммуникативными функциями и усвоением регулирующих функций (дети должны знать, что можно, а что нельзя) .

Коммуникативная функция– это желание общаться со сверстниками и взрослыми.

Развитие разных сторон речи составляет основу для овладения словаря. Ребенок овладевает:

1) морфология – изменение слов по родам и падежам

2) синтаксис – построение предложения

Приформирование звуковой культуры речи дети должны овладеть фонематическим слухом (слушать и слышать) .

Развитие словаря:обобщение

На 3 году работаем над усвоением уменьшительных ласкательных слов.

Воспитываем интерес к труду близких ребенку людей.

Дети начинают овладевать связной речью.

Дети не только понимают речь взрослых на и должны отвечать на простые вопросы.

Особенности развития речи 3 года жизни.

- речь ребенка превращается в универсальное средство общения, так как дети уже понимают нас

- формируется активная речь ребенка, появляется связная форма речи

фонетика лексика грамматика

(звук) (словарный запас) (построение предложения)

связная форма речи

-дети умеют пользоваться диалогической речью

- развивается регулирующая функция речи (можно - нельзя) .

Развитие речи детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет.

Программа воспитания и обучения в детском саду стр. 76.

Речь включает все виды деятельности– общение, познание, регулятор поведения.

В дошкольном возрасте усложняется общение с взрослыми и сверстниками. Расширяется круг жизненных связей и отношений в плане развития: словаря, звуковой культуры речи и грамматического строя, дети используют объяснительную речь.

В своей речи дети пользуются обобщающей, коммуникативной, планирующей и регулирующей функцией.

В звуковой культуре речи дети усваивают правильное звукопроизношение, четкую дикцию при рассказе, пересказе и заучивание стихотворений. Учатся использовать правильный темп речи, силу голоса, интонационную выразительность.

Дикция –это четкое произношение слов.

В этом возрасте:

- дети усваивают почти все грамматические формы и части речи

- связная речь:

младшая группа 3-4 года – диалогическая речь (вопрос – ответ)

средняя группа 4-5 лет – монологическая речь (пересказ литературного текста составление рассказа)

- формируется контекстная речь, которую отличает связность, когда содержание раскрывается в самом контексте

- объяснительная речь (самая сложная форма речи в дошкольном возрасте) и опирается она, на развитие мышления требуя от детей отражать в своей речи причинно – следственные связи.

Особенности развития речи детей от 3 до 5 лет.

- речь ребенка теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения

- у детей появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность

- ребенок учится излагать свои мысли связно логично рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач а речь становится средством познания интеллектуализация познавательных процессов

- речь превращается в особую деятельность, имеющая свои формы речи (слушанье беседа рассуждение)

- завершается процесс фонематического развития, ребенок правильно произносит звуки, слышит их и воспроизводит их в своей речи

- у детей возникают предпосылки для освоения грамматики.

Формирование познавательной активности детей

Речь сопровождает все виды деятельности.

Опираясь на имеющиеся знания, о слове учитывая большой интерес к слову, воспитатель создает ситуацию в работе с детьми со звучащим словом. Для этого используются логические упражнения:

1) Назовите звонкие слова. Почему они звучат звонко, а некоторые слова тихо? (замок, мяч, дом, знак) .

2) Вспомните слова на – (дымок, прыжок, песок, крючок, котенок)

3) Два слова с одинаковым последним звуком (дом – сом, яблоко – облако, кубик – тюбик, окно – дупло, мыло – шило, трава – дрова)

4) Из окружающих предметов скажи слова начинающиеся на звук (картина, карандаш, кофта, кружка, кубик, кран, кактус, корзина) .

5) Слова, в которых нет звука – (молоток, стол, окно, клоун, одеяло, ковер, туфли, стул) .

6) Слова, начинающиеся со звук и заканчивающиеся на звук (шпон, шпион, Шопен, шатен, шифон, шафран, шаман) .

Resource id #4146

Источник nsportal.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП - Страница 12

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП.

Младенческий возраст (0 – 1 года) ;

Ранний детский возраст (1 – 3 года) ;

Дошкольный возраст (3 – 7 лет) .

Возрастные особенности детей раннего возраста.

От 1 года до 3-х лет

В этот период происходит качественный скачок в развитии и форми­ровании личности ребенка. Ха­рактерной особенностью этого периода жизни человека является быстрый темп физического и психического разви­тия.

Еще одной отличительной особенно­сти развития ребенка в раннем возрасте является тесная взаимо­связь и взаимовлияние физического и психического разви­тия. Недостатки в развитии движений, например, сказыва­ются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма (из-за плохого питания, отсутствия закаливания и др.) приводит к снижению умственной ак­тивности, невнимание к развитию мелкой моторики паль­цев рук влечет за собой замедление в развитии речи.

Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста является возникновение речи и наглядно-действенного мышления, которое разви­вается оно на основе действий с предметами.

В этот период происходит формирование активной речи ребенка и понимание речи взрослого в процессе совместной деятельности. С развитием слушания и понимания сообщений, происходит использование речи как средства познания действительности, как способ регуляции поведения со стороны взрослого.

Внимание, восприятие и память детей раннего возраста носят непроизвольный характер. Развитие восприятия происходит на основе внешне-ориентированного действия (по форме, величине, цвету) , при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Узнать и запомнить ребенок может только то, что ему понравилось или заинтересовало.

Важнейшим механизмом развития ребенка в этом воз­растном периоде является подражание.

В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт. Постепенно общение малыша со взрослыми становится все более социальным, в том смыс­ле что у ребенка появляются не только биологические, витальные потребности, но и социальные в общении, в овладении человеческими способами познания и действия.

Главным видом деятельности в раннем возрасте являет­ся предметная деятельность, но она тесно связана с общени­ем и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности - игры

Игровая деятельность носит предметно-манипулятивный характер.

Основной способ познания ребенком окружающего мира в данном возрасте - это метод проб и ошибок.

Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.

К трем годам появляется первичная самооценка, осознание не только собственного «Я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой», сознание этого и появление личностных действий подвигает ребенка на новый уровень развития.

Начинается кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством.

Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. По выражению Д. Б. Эльконина, кризис выделения своего «Я». Л. С. Выготский описал 7 характеристик кризиса 3-х лет: негативизм, упрямство, строптивость, протест-бунт, деспотизм, ревность, своеволие.

Формирование личности ребенка во время кризиса 3-х лет происходит во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Кризис 3-х лет напоминает маленькую революцию.

Реакции на «Я сам» бывают двух видов: первая – когда взрослый поощряет самостоятельность ребенка и как следствие происходит сглаживание трудностей во взаимоотношениях. Во втором случае если взрослый, несмотря на качественные изменения в личности ребенка продолжает сохранять прежний тип взаимоотношений, то происходит обострение отношений, проявление негативизма.

Следующий периоддошкольное детство. Дошкольное детство – большой период в жизни ребенка: он продолжается с 3 до 7 лет. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности.

В этом возрасте по отношению к окружающим у ребенка формируется собственная позиция. Активность и неутомимость малышей проявляется в постоянной готовности к деятельности.

Особенности развития детей 3-4-х лет.

В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования.

На основе наглядно-действенного мышления к 4 - м годам у детей формируется наглядно-образное мышление. Постепенно происходит отрыв действий ребенка от конкретного предмета.

Речь становится связной, словарный запас обогащен прилагательными.

Преобладает воссоздающее воображение.

Память носят непроизвольный характер, и характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается то, что интересно и эмоционально окрашено.

Тем не менее, все, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен долго удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одного вида деятельности на другой.

Способ познанияэкспериментирование, конструирование.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.

Особенности развития детей 4-5 лет

Психическое развитие детей характеризуется использованием речи, как средства общения и стимуляции, расширением кругозора ребенка, открытием им новых граней окружающего мира.

Ребенка начинает интересоватьне просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главный вопрос ребенка данного возраста «Почему?

Активно развивается потребность в новых знаниях. Мышление – наглядно-образное.

Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

В этот возрастной период заканчивается формирование активной речи детей.

Внимание и память продолжают носить непроизвольный характер. Сохраняется зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса.

Активно развивается фантазирование.

Способом познания окружающего мира являются рассказы взрослого, экспериментирование.

Игровая деятельность носит коллективный характер. Сверстники становится интересными как партнеры по сюжетной игре, складываются предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более устойчивыми.

Особенности развития детей 5-6 лет

В 5-6- летнем возрасте интерес ребенка направлен на сферу взаимоотношений между людьми.

Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.

К этому периоду у ребенка накапливается довольно таки большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополнятся.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы ребенка-дошкольника.

Начинается формироваться образно-схематическое мышление, планирующая функция речи, происходит развитие целенаправленного запоминания.

Основной способ познанияобщение со сверстниками, самостоятельная деятельность и экспериментирование.

Происходит дальнейшее углубление интереса к партнеру по игре, усложняется замысел в игровой деятельности.

Происходит развитие волевых качеств, которые позволяют ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

К концу дошкольного возраста ребенок знает что такое «хорошо» и что такое «плохо», а так же может оценить не только чужое, но и свое поведение.

Формируется крайне важный механизм соподчинения мотивов. Наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый – наказание, еще более слабый – собственное обещание.

Еще одна важная линия развития личности – становление самосознания. У ребенка к 7-ми годам появляется самоконтроль и произвольное поведение, самооценка становится более адекватной.

На основе наглядно-образного мышления у детей формируются элементы логического мышления.

Происходит развитие внутренней речи.

Способ познаниясамостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками. Сверстник воспринимается как собеседник, партнер по деятельности.

К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играютне во все игры вместе, у них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек.

Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, тру­довой. Начинает развиваться учебная деятельность.

Главной, ведущей деятельностью является игра. По срав­нению с тем, как играл ребенок в раннем возрасте, можно отметить, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ро­лям. Теперь она гораздо длительнее.

Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем ок­ружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т.п. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает воз­можность выражать свои чувства и отношения.

Дошкольник способен к трудовому усилию, ко­торое может проявляться в самообслуживании (сам одева­ется, сам ест) , в уходе (под руководством взрослого) за растениями и животными, в выполнении поручений. Появ­ляется и интерес к умственному труду. Постепенно фор­мируется готовность к обучению в школе.

Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы: ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных пере­живаний и эмоционального состояния другого человека.

Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями.

Они учат­ся справедливо решать конфликты; проявляют друг к дру­гу доброжелательность. Возникает дружба.

С течением времени ребенок становится все более само­стоятельным. У него формируется способность к проявле­нию волевых усилий для достижения желаемой цели.

Воз­никает новая форма общения, которую психологи называ­ют внеситуативно-личностной. Ребенок начинает ориен­тироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений.

Давая общую характеристику ребенку дошкольного воз­раста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям.

Можно выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; раз­витие эмоций, воли, интеллекта; развитие деятельности как формы жизненной активности. В каждом из названных на­правлений наблюдается динамика в становлении ребенка как существа социального.

Самый главный результат дошкольного периода – это готовность детей к обучению в школе.

На основе обобщения теоретических подходов в решении проблем готовности к школе можно выделить ряд признаков:

- Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива) .

- Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.

- Способность к выполнению основных мыслительных операций.

- Достижение определенного уровня психической и физической выносливости.

- Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.

-Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства, т. е. с 3 до 7 лет и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.

Материал с сайта otveti-examen.ru

Другие статьи по теме:

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Развитие произвольности в дошкольном возрасте

    Игры на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста Игра «В магазине зеркал» Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формиро...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Дошкольный возраст сензитивен для развития мышления

    Возрастная психология - дошкольный возраст Предлагаем Вашему вниманию отрывки из книги “ Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений ” Дарвиш О. В. / Под ред. В. Е. Клочк...

  • Особенности психического развития детей дошкольного возраста

    Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте | Реферат - бесплатно -речь является основой перестройки психических процессов (мышления) . 2. Структура и динамика ведущей деятельности в дошко...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте кратко

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Особенности общего развития в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми //Избр. психологические произведен...

  • Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

    1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых л...

  • Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Развитие сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте

    Планирование и приёмы развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Проблема развития игровой деятельности дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогической науки, теории и...