Педагогическая концепция целостного развития дошкольника

  1. Технология развивающего обучения (проблемная ситуация, эвристическая беседа и тд)

Механизмы реализации воспитательной системы:

Чем больше познаешь тонкости детского мировосприятия, тем больше любишь каждого ребенка. Если бы каждый день не открывал передо мной что-то новое в каждом ребенке, я считала бы педагогику скучной профессией, а день на работе -прошедшим зря.

  1. Личностно-ориентированное взаимодействие детей друг с другом, детей и взрослых, педагогов и родителей.
  1. Открытость педагогического процесса, сотрудничество с родителями, другими учреждениями города и района, воспитание на социокультурном опыте.

В основе концепции моей воспитательной системы

лежат три ключевые позиции:

1. Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В. Запорожца)

Согласно данной теории, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, природа, творчество, общение со взрослыми и сверстниками.

2.Педагогическая концепция целостного развития ребёнка – дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт) .

Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

3.Системность знаний, возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы.

Линия познания в воспитательной системе детского сада основывается на системном характере представлений об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста.

Моя воспитательно-образовательная система основывается на любви, как основополагающей деятельности, природосообразности ребенка и средовом подходе.См приложение №1

Моя воспитательно-образовательная система реализуется на практике:Календарно-тематическое планирование,структура и содержание НОД на природе. См приложение №2, №3

Но разве можно почувствовать только на основании моей концепции, что происходит в душе ребенка?

Я убеждена, что главной целью нашей совместной деятельности с детьми должна быть радость, любовь. Любовь выражается в радости. Отсюда критерий качества образования –была ли радость?

Для детей радость заключена в игре, движении, творчестве, общении, труде, интересном и полезном деле. Если ее нет –ищу в чем ошиблась.

Критериями и показателями эффективности воспитательного процесса являются сформированные у детей следующие

интегративные качества личности:

  1. развитиеиндивидуальных особенностей ребёнка: выявленосостояние его физического и психического здоровья и определён уровень развития творческих способностей в разных видах деятельности;
  2. развитие личностных качеств: развивающаяся, способная к самосовершенствованию личность, с позитивной жизненной мотивацией, имеющей собственные ценности, способной к самостоятельному выбору на основе нравственных ценностей, креативная в быстроменяющемся мире;
  3. физическое здоровье:ребёнок в совершенстве владеет своим телом, культурно-гигиеническими навыками, различными видами движений, имеет представление о здоровом образе жизни, чувствует себя бодрым и счастливым;
  4. социальная зрелость: выпускник владеет первичными навыками управления своей деятельностью, деятельностью группы, свободно высказывает своё мнение, терпим к иному мнению, желает развиваться вместе с другими;
  5. интеллектуальное развитие:ребёнок способен к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, планированию; осведомлён в различных сферах жизни, устанавливает причинно-следственные связи;
  6. социокультурное развитие:выпускник уважает традиции своего народа, присоединён к основным ценностям российской цивилизации, приобрёл новый социокультурный опыт, имеет опыт взаимодействия, позволяющий самоутверждаться дальше.

Вывод.На выходе из детского сада у выпускника ДОУ: сформированы нравственно-патриотические основы, ребёнок гармонично разносторонне развитый, здоровый, легко социализирующийся к меняющимся условиям школьного обучения, способный занять в будущем индивидуальное место в мире, как зрелая личность, проявляет активность и интерес к учебной деятельности и окружающему миру, стремится овладеть новыми знаниями, умениями и навыками.

До совершенного воспитателя мне далеко, но я счастливый человек, потому что занимаюсь тем, что люблю, с теми, кого люблю.

Будем делиться нашей любовью – пусть её станет больше!

Предварительный просмотр:

Тема: «Поможем разморозить море и отогреть его сердце»

Цель: прочувствованное освоение детьми нравственной категории «Добрые дела»

Задачи:

Воспитательная - воспитание у детей желания совершать добрые поступки воспитание любви к малой Родине, через Балтийское море;

Развивающая - развитие сенсорики, моторики, когнитивных процессов, креативного мышления, творчества, художественно-эстетического вкуса; развитие памяти, системы духовно – нравственных ценностей личности, способности сочувствовать, сопереживать, сострадать, выручать, помогать, желание творить добрые дела.

Обучающая - Интеграция знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, формирование его опыта целостного восприятия. Формирование личностного отношения к окружающему миру.

ТСО Оборудование: Проектор, подключенный к компьютеру с динамиками и экран, презентация для занятия, магнитофон, репертуар: песня «Балтийский артек», К. Сен-Санс «Аквариумные рыбки», шум моря «Восхищение дельфинов».

6 столов, скатерти, морской песок, заготовки рыб, клей-карандаш, фломастеры, мягкие мелки, контуры и тд, плакат морские обитатели, оргстекло, шкатулка впечатлений, слова-картинки, тактильное сердце, сердечки с янтарем..

Формы работы: подгрупповая.

1. Здравствуйте ребята! меня зовут Татьяна Викторовна. Давайте будем знакомиться, только необычным способом: будем называть свое имя и качество, передавая ракушку. Мое имя Татьяна, а качество общительная, начина: я Татьяна Общительная.

Наша ракушка хочет поделиться тайнами моря и приглашает к волшебному экрану.

2. Присоединение

Есть у моря свои законы.

Есть у моря свои повадки…

Море может быть то зелёным,

С белым гребнем на резкой складке,

То без гребня свинцово-сизым,

С мелкой рябью волны гусиной,

То задумчивым, светло- синим,

Просто светлым и просто синим,

Чуть колышимым лёгким бризом!

(Г. Поженян)

Когда я была маленькой девочкой, мечтала увидеть море .

А теперь я живу рядом с Балтийским морем, часто хожу к нему на встречу, а потом рассказываю всем о своих впечатлениях. Море мне стало настоящим другом, в минуту радости и печали оно помогает мне!

- Беседа с детьми вопрос: Что вы любите делать на море, когда приходите к нему в гости?

Начинаем рассказывать со слов «Я Люблю на море»: (морской камень)

Обобщение:как хорошо, что вы любите море, любите играть на море, купаться и т.дукрепляете свое здоровье. Переход к игре

Представьте, что мы на море. Поздороваемся с ним и поиграем в игру «Приветики».Мы будем с вами здороваться разными способами. Пока музыка играет, вы двигаетесь, танцуете, как хотите, как только закончиться музыка будете здороваться. Я вам слово говорю, от вас движения я жду. «Балтийский артек»

Вы слышите? Что это? Это шумит море. Посмотрите.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

он бежит себе в волнах на раздутых парусах.

На этом корабле плывут Герда и Кай, они спасаются от Снежной Королевы. (Шторм на море шум)

Море помогло детям убежать от Снежной Королевы.

Кадр Снежная Королева: А она за это решила заморозить море.

Кадр Замороженное море

Кадр Кай и Герда: Дети нас море спасло, мы благодарны ему, но у него теперь такое же холодное сердце, как у Кая, помогите снять чары Снежной Королевы и отогреть сердце моря.

Дети, вы готовы помочь морю?

Тогда, что бы нас не заморозила Снежная королева, надо не смотря ни на что сохранить тепло наших сердец и запастись доброжелательностью друг другу. Чары Снежной Королевы очень сильны, нам нужна помощь.

Отгадайте загадку и у нас появится сказочная помощница. Попробуйте в паре собрать части сердца. Нарисуйте мысленно сердце. У нашего моря оно широкое , любящее.

Я: А вы готовы помочь морю?

Чары Снежной Королевы очень сильны, нам нужна помощь. Отгадайте загадку и у нас появиться сказочная помощница.

Загадка

К нам из сказки приплыла,

Там царицей была.

Рыбка... (золотая)

Кадр: Золотая рыбка Приплыла из сказки о царе Салтане?.

Наша сказочная помощница нам принесла волшебный песок с теплого моря, он поможет нам разморозить море. Посмотрите, на песке есть волшебный круг.Круг можно превратить во что угодно, Нарисуйте пальчиком, во что прекратиться ваш круг.

Расскажи золотой рыбке что ты нарисовал(а) ?

Я нарисовала солнце, оно помогло отогреть море.

Кадр: растаявшего моря

Рыбка говорит, что вы можете ей помочь оживить подводный мир моря.

А поможет нам в этом волшебный песок.

Музыка:Проходите, я расскажу вам, как песок с вашей помощью оживит обитателей моря.

Перед вами лежат рыбки, выберите ту, которая вам нравиться, намажьте рыбку клеем и приложите клеевую сторону к песку. Какие необычные, яркие, живые, красивые замечательные рыбки у вас получились, оживайте рыбки и плывите в море - Плывите рыбки ко мне, кто нырять может, поплыли теперь по кругу, змейкой, стайкой. Плывите рыбки в море.

Давайте поиграем в прятки, спрячемся на дне.(накрываю оргстеклом) Смотрите, а на дне ничего нет, будем рисовать камни и водоросли. А помогут нам разные фломастеры, прилипалки, мягкие мелки, контуры.

Какие вы молодцы, мы вместе оживили подводный мир моря. Играем 2 раза

Плывите рыбки ко мне.

Рыбки плавают. Ныряют. Наше море согревают.

Посмотрите, мы своими движениями еще больше отогрели море.

Кадр.Оно еще больше оттаяло.

Кадр Рыбка. Рыбка нас благодарит и дарит шкатулку впечатлений.

Шкатулка впечатлений: У меня в руках шкатулка впечатлений. А в ней последнее, но оно самое важное задание. Здесь слова живут в картинках. Я с вами ими поделюсь, называю слова, а вы их запоминайте.

Закройте глаза слушайте и запоминайте.

Небо

Подробней nsportal.ru

Экзистенциализм как педагогическая концепция - Дошкольная педагогика - Учебные материалы для студентов

Экзистенциализм как педагогическая концепция

Экзистенциализм (фр. existentialisme; от лат. exsistentia – существование) – философско-психологическое течение, которое легло в основу одноименной педагогической концепции.

Экзистенциализм считает, что в современном, полном опасностей и тревог мире человеческое существование ("экзистенция") и переживание своего бытия находится под постоянной угрозой (Хайдеггер, Бубер, Камю и др.) . Под влиянием социальных условий человек "ломает" или "теряет" свое Я и, как следствие, не может творить мир таким, каким он хочет его видеть. Такое видение мира, характерное для философии экзистенциализма, отражается на положениях педагогической концепции.

Экзистенциализм отличает общее недоверие к педагогической теории, так как воспитание и обучение претендуют на знание объективных закономерностей ребенка, а таких не существует (К. Гоулд, З. Брейзах (США) , У. Баррет (Великобритания) , А. Фаллико (Италия) , М. Марсель (Франция) , Т. Морита (Япония) и др.) . Они считают, что программы, методы и приемы воспитания и обучения не нужны, так как разрушают детскую личность.

Единственной альтернативой является так называемый ситуативный подход. Воспитанию детей должны способствовать реальные жизненные ситуации – спонтанные или созданные самим педагогом.

Планирование воспитательно-образовательной работы становится "открытым", т.е. педагогу предоставляется возможность отклоняться от плана занятий, учитывая настроение и интересы детей. При этом собственное творчество воспитанников поощряется так же, как и у нас, однако взрослые должны как можно меньше помогать малышам, потому что они не могут понять их замыслов и помешают их воплощению в жизнь.

Кроме того, привычные для нас структурированные занятия со всей группой по отдельным разделам – развитие речи, ручной труд и т.д. – не характерны для детского сада. Предпочтение отдается индивидуальной работе и работе в малых группах.

Отметим нюанс. Одним из серьезных положений, которые отличают экзистенциализм как педагогическую концепцию от других, является представление о том, что самобытности личности особенно вредит коллектив, так как в нем дети учатся "уподоблять себя" друг другу.

Межу тем, для ситуативного подхода более, чем для других подходов, для воспитателей характерна работа в разновозрастных группах – от 4-6 месяцев до 10-12 лет. Это еще один повод для того, чтобы выступать против использования коллективных методов и приемов обучения.

В экзистенциальной педагогике, как нигде, требуется гибкость воспитательных воздействий.

Воспитателю отводится своеобразная роль в педагогическом процессе. Он обязан прежде всего заботиться о создании своеобразной атмосферы, не ограничивающей процесс самовыражения детской личности. Взрослый просто не имеет права кричать на ребенка.

Никогда и ни при каких обстоятельствах. С ними разговаривают как со взрослыми, не меняя лексики. Называют детей полными именами (дети зовут воспитательницу тоже по имени) . Уважение к имени ребенка – это признание его права на индивидуальность.

Согласно экзистенциальной педагогике личность является высшей ценностью мира. Между тем, сохранить свою самобытность, обрести возможность выразить свое Я в ситуации общения с другими людьми, существования в обществе практически невозможно: все социальные институты направлены на унификацию поведения личности. Поэтому от воспитателя требуется помочь ребенку обрести устойчивую "внутреннюю нравственность", обучая искусству, говоря языком экзистенциальной педагогики, "смотреть в самого себя".

Правила педагогической деятельности просты.

1. Меньше наставлений, больше дружеского участия. Этот принцип предполагает изъятие из арсенала средств педагогического общения с ребенком фраз-саботажников общения: угроз, приказов, негативной критики, слов-"должников", похвалы с подвохом, диагнозов мотивов поведения детей, несвоевременных советов, убеждения логикой, успокоения отрицанием и т.д. (табл. 12) .

Таблица 12

Примеры высказываний-саботажников общения детей и взрослых

Пример саботажника общения

Пример высказывания взрослого по отношению к ребенку или детям

Угрозы

Если вы не сделаете так, как я сказала, то я вас накажу!

Перестаньте бегать! Иначе я всех посажу за столы и заставлю писать буквы!

Приказы

Не спрашивайте, почему – делайте так, как вам сказано!

Негативная критика

Вечно у тебя все из рук валится!

У тебя всегда какие-нибудь проблемы!

Оскорбительные

Такое мог придумать только идиот.

Что можно еще было ожидать от такого неряхи, как ты?

Слова-"должники"

Ты должен вести себя хорошо! Вы не должны злиться!

Похвала с подвохом

Ты такая славная и добрая девочка! Уберись, пожалуйста, в игровом уголке вместо мальчиков!

Диагноз мотивов поведения

Ты сделала это нарочно, чтобы позлить меня!

Несвоевременные

советы

Почему ты не сделал это вот так? Просто не обращай на них внимания! Если бы ты..., то...!

"Убеждение" логикой

Нечего тут расстраиваться: вырастешь – все поймешь!

Не плачь! Ты сама виновата!

Давай, я помогу! У тебя не получится!

Отказ от обсуждения темы

Перестаньте жаловаться друг на друга! Я не вижу тут никакой проблемы!

Соревнование "Я" ребенка и взрослого

– Я вчера с мамой и папой была в зоопарке...

– А я вчера ездила на дачу. Мы сажали огурцы...

Успокоение отрицанием

Не бойся! Это ничуть не страшно!

Не ругайся! Хорошие мальчики не ругаются плохими словами!

Не обижайся! Это нехорошо!

В связи с этим в некоторых странах, например во Франции, способность воспитателя к эмпатии считается одним из важных профессиональных качеств. Поэтому особенно ценятся такие качества воспитателя, как умение чувствовать себя на месте другого, сопереживать и способность к вступлению в конфликт и его позитивному разрешению.

2. "Протяни руку помощи тем, кто ищет духовную опору в жизни". Этот принцип требует избегания ситуаций, связанных с отказом от обсуждения вопроса, со сменой темы разговора, интересующего или волнующего ребенка, с использованием соревновательных ситуаций, которые часто применяются в ситуациях педагогического общения с ребенком.

Напротив, экзистенциальный педагог должен создать такую ситуацию общения, когда проблема ребенка будет осознана "здесь и теперь". В этом педагогу помогает концентрация внимания на способах выражения чувств ребенком, на согласованности его вербального и невербального поведения, на свою интуицию.

Часто в экзистенциальной педагогике используются техники и упражнения из гештальт-терапии: когда внимание ребенка обращается на осознание того, что он ощущает (уровень тела) , чувствует и думает. Например, ребенку предлагается закончить фразу: "Я должен..." – и заменить ее первую часть на словосочетание "я предпочитаю".

Затем новая фраза проговаривается полностью, а ребенок, выражая свое отношение к новому смыслу фразы, начинает по-другому воспринимать себя, свои чувства и мысли в данной проблемной ситуации. Аналогично проводится работа с фразами, начинающимися со слов "Я не могу...", "Я боюсь, что...", и заменяющимися на "Я не хочу" и "Я хотел бы".

Таким образом, в экзистенциальной педагогике большое значение уделяется внутреннему миру ребенка, созданию условий для осознания им единства переживаний, интересов и действий в каждой конкретной ситуации своей жизни – восприятие этой жизни как уникального, неповторимого бытия-в-мире. Особенное значение при этом имеет "погружение" ребенка в это бытие-в-мире и предоставление ему свободы – как писала известный психолог и педагог Ф. Дольто – свободы "быть и стать", права быть понятым и принятым другими, строить отношения с взрослыми не как с хозяевами и менторами, а как с равноправными, хотя и не одинаковыми партнерами но жизни.

От взрослого здесь требуется не просто мастерство, а искусство воспитания. Дж. Аллан, например, рекомендует комментировать только изобразительные действия ребенка: "Ты рисуешь волнистую линию.

Теперь она поднимается вверх". Когда ребенок переходит к изображению людей и животных, взрослый может взять на себя функцию антиципации – предвосхищение результата действия ребенка: "Интересно, что будет сейчас делать медвежонок?

Что он хочет сделать сейчас посмотрим (ребенок рисует) . О чем же он думает? (ребенок объясняет) . Что он чувствует? (ребенок поясняет) ..." Особое внимание при этом уделяется комментированию действий персонажей рисунка, их мыслей и чувств ("И он подумал... И сказал... И сделал...

И что из этого вышло") . Важно, чтобы комментированное рисование сочеталось с другими формами выражения эмоций и мыслей ребенка по поводу создания картины мира: нужно, чтобы в процессе комментированного рисования активно использовались драматизация, сюжетно-ролевая игра, игровые обучающие ситуации и рассказывание на эту же тему.

3. "Не упускай случая вызвать очищающий бунт против самого себя".

Это сложный момент в работе с дошкольниками, однако приемы общения с ними все-таки разработаны. Например, игра "Работа с чувствами", в основу которой положена идея "инвентаризации чувств" Л. Сибли:

Постройтесь в шеренгу. Если вы согласны с моей характеристикой речки (после чтения рассказа) , то перейдите на другую сторону группы.

"Если речка стала злая, то перейдите на другую сторону"

Если она...

Материал с сайта studme.org

Программа государственной аттестации на бакалавра педагогики. - СПб.: Российский Государственный Пед

Стр. 6

2. Дошкольник как объект и субъект образовательного процесса

Проблема субъекта и объекта как одна из центральных педагогических проблем. Системный подход к изучению психического развития ребенка. Периодизация и показатели психического развития дошкольника.

Принципы, механизмы и основные закономерности психического развития ребенка. Наследственность, среда, активность как факторы психического развития. Роль социальной ситуации развития ребенка. Качественное своеобразие кризисов развития в детстве.

Психологическое новообразование. Соотношение созревания, развития и обучения. Общение и совместная деятельность со взрослым как механизмы психического развития.

Самоценность дошкольного детства. Особенности психического развития детей дошкольного возраста, проявление основных закономерностей: неравномерность, гетерохронность, сенситивность, кумулятивность, дифференциация и интеграция.

Возрастная динамика становления основных психических процессов. Критерии нормального интеллектуального развития, психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка.

Теории социокультурного наследования, амплификации развития, целостного и деятельностно-личностного подхода в современной педагогике дошкольного детства (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Петровский и др.) . Феномен дошкольного детства и субкультура ребенка-дошкольника. Педагогическая концепция целостного развития и воспитания дошкольника как субъекта детской деятельности.

из 102

Материал с сайта pedlib.ru

старшим воспитателем ГОУ детский сад №1739

Галиченко Светлана Михайловна

Концепция воспитания

Воспитание в педагогическом смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Оно имеет своей целью развитие личности в целом (целостное воспитание осуществляется в детском саду, школе, семье) . В таком случае обычно говорят о воспитании в широком педагогическом смысле.

Взрослые могут целенаправленно воздействовать на ребенка с целью формирования у него определенных психических и личностных качеств (аккуратности, любви и привязанности к семье, интереса к книге и т.д.) . Тогда имеется в виду воспитание в узком, педагогическом смысле.

Воспитание детей дошкольного возрастаоказывает содействие реализации прав ребенка, закрепленных законодательными международными документами, в частности права на здравоохранение, права на образование, права на участие в играх, права на сохранение своей индивидуальности, права на защиту от всех форм физического, психического насилия, унижение, злоупотребление, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.

Воспитание как один из факторов (среда, наследственность) влияет на становление личности. Оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый характер.

Особенностью воспитания как фактора развития личности является то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Воспитание предполагает систему влияний на личность. Единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала

Цельювоспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.

.

Концептуальные принципы:

1. Принцип гуманитаризациирассматривается как усиление гуманитарной направленности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и влияние всех разделов образовательной программы на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка, придание особого значения разделам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности ребёнка.

2. Принцип целостности образа миратребует отбора такого содержания воспитания и образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

3. Принцип культуросообразностипонимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

4. Принцип преемственности.Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Воспитание – это всегда воздействие на воспитуемого извне. Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его, и в зависимости от этого строят свое поведение.

Воспитательные воздействия могут быть и внутренними, когда сам человек предъявляет к себе требования, пытается с помощью определенной деятельности воздействовать на себя с целью формирования каких—то качеств. Применительно к дошкольному возрасту можно говорить об элементах самовоспитания на основе сознательного подражания образцам поведения старших и сверстников, а также благодаря становлению самостоятельности. Элементарное самовоспитание начинается с управления своим телом, движениями, воздержанием от неправильных действий, грубых слов, но главное – с выработкой положительных привычек поведения. Для дошкольника самовоспитание – это совершение хороших поступков (быть вежливым, убирать за собой игрушки, помогать малышам и т.д.) и отказ от плохих поступков (не обижать девочек, не смеяться, когда кто—то упал, испачкался и т.д.) . Задача педагога – придать самовоспитанию детей целенаправленный и систематический характер, способствовать последовательному улучшению ребенком своей личности.

Воспитание и самовоспитание органически связаны. Эффективно только то воспитание, которое вызывает у ребенка процесс самовоспитания.

Накопление ребёнком под руководством умного взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.

В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции:

1. Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В. Запорожца)

Согласно данной теории, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.

2. Педагогическая концепция целостного развития ребёнка – дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт) .

Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

3. Системность знаний, возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы.

Линия познания в воспитательной системе детского сада основывается на системном характере представлений об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста.

Подробней на сайте nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Психолого педагогические условия развития способностей дошкольников

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами! » Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного обра...

  • Особенности социального развития дошкольников

    Доклад на тему: «Социально — личностное развитие дошкольников» Социально-личностное развитие Полноценное развитие детей во многом зависит от специфики социального окружения, условий его воспитани...

  • Игры по социально коммуникативному развитию дошкольников

    Доклад «Играем вместе. Ассорти игр по социально-коммуникативному развитию» Своё выступление хотелось бы начать словами выдающегося советского педагога Антона Семёновича Макаренко: «ИГРА - имеет в...

  • Воспитание и развитие дошкольников

    Теоретические основы физического воспитания дошкольников - Страница 14 Теоретические основы физического воспитания дошкольников. Исследования в области физического воспитания дошкольников. Цель:...

  • Индикаторы компетентностного развития дошкольников таблицы

    Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста В книге «Оцен...

  • Арушанова а г развитие коммуникативных способностей дошкольника

    Формирование коммуникативных умений старших дошкольников Введение Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами...

  • Индикаторы компетентностного развития дошкольников

    Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста В книге «Оцен...

  • Карта индивидуального развития ребенка дошкольника по фгос

    Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр...

  • Социальная ситуация развития дошкольника

    Тема: «Создание условий для социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста». Цель: сформировать у участников более глубокое представление о создании условий дл...

  • Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников

    Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возр...

  • Диагностика социально коммуникативного развития дошкольников

    Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ В условиях модернизации отечественного образования, российские дошколь...

  • Задачи социально коммуникативного развития дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Развитие нравственно волевых качеств дошкольников посредством игр

    Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников посредством ознакомления с природой родного края В старшем дошкольном возрасте особое значение уделяется на нравственные и воспитательные осн...

  • Значение игры в нравственном развитии дошкольников

    Значение игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Значение игры в нравственном воспитании детей. План. 1. Задачи и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. 2....