Планирование развития дошкольного воспитания

Комплексно-тематическое планирование по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Комплексно -тематическое планирование по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

На современном этапе развития нашего общества Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из актуальных. Правительством Российской Федерации принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы. Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения

В ФГОС дошкольного образования в образовательных областях «Познавательное развитие» и «социально- коммуникативное развитие» выделены задачи по нравственно-патриотическому воспитанию

Область «Социально-коммуникативное развитие»и направлено на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

Область «Познавательное развитие» предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

При решении задач по ознакомлению с историей России, я использую следующую методическую литературу (УМК) :

1. Программа воспитания и обучения в детском саду «от рождения до школы»/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой

2. «Ребенок и окружающий мир» О. В. Дыбина (программа и методические рекомендации)

3. «Ознакомление с предметным миром и социальным окружением (старшая группа) О. В. Дыбина

4. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (старшая группа) Н. В Алешина

5. «Мы живем в России» Н. Г. Зеленова Д. Е. Осипова

Свою работу по ознакомлению с историей России я строила, основываясь на принципы предложенные И. Рыбаловой, Столяроваым

И. Рыбалова рекомендует учитывать следующие принципы организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников:

Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено не сформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, к родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем: в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать стержнем, вокруг которого интегрируются все виды деятельности.

Б. А. Столяров определил принципы работы по музейной экспозиции при знакомстве старших дошкольников с родным краем (с учетом возрастных особенностей детей) :

Посещения музея должны быть не чаще 3-4 раза в год с продолжительностью пребывания 45-50 минут каждое.

Темы занятий должны определяться кругом жизненных интересов детей и соответствовать уровню понимания воспринимаемого материала.

Работа по ознакомлению с историей России в детском саду начинается с младшей группы. В основе ознакомления находиться 4 направления (4 больших темы) : «Семья, «Детский сад», «Моя малая родина», «Родная страна») в каждом возрастном периоде свои программные задачи, которые с возрастом усложняются. Все перечисленные направления изучаются не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи.

Прикреплённые файлы:

kompleksno-tematicheskoe-planirovanie_s8j20.pptx | 1430,24 Кб | Скачан: 153
www.maam.ru

Пояснительная записка к планированию по музыкальному воспитанию

26-05-2015 18:58

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К планированиюпо музыкальному развитиюи воспитаниюдетей дошкольного возраста

Музыка огромную играет роль в развитии личности вообще и частности в ребенка. Основные задачи музыкального воспитания Развивать:

ребенка музыкальные и творческие способности детей (с возможностей учетом) посредством различных видов музыкальной Формировать.

деятельности начало музыкальной культуры, способствовать общей развитию духовной культуры.

Успешное решение задач этих зависит от содержания музыкального воспитания, от используемого значимости репертуара, методов и приемов обучения, организации форм музыкальной деятельности.

Планирование по музыкальному дошкольников развитию составлено на основе «Программы воспитания детей обучения в детском саду» под редакцией М. А.инновационной и Васильевой примерной основной общеобразовательной программе «От школы до рождения» под редакцией Н. Е. Веракса Т. С. Комарова. М. А. 2010 Васильева с Федеральными государственными требованиям (ФГТ, 655 Приказ от 23 ноября 2009 г.) , парциально использовались:

- «музыкально по Программа-ритмическому воспитанию детей » А. Буренина, Т. СПб Сауко, 2001.

- «Праздник каждый день»И. Новоскольцева, И. Каплунова С-П. «Композитор»2012.

Эти учебные отвечают программы требованиям Государственного стандарта и возрастным детей особенностям. Они разработаны с учетом дидактических развивающего – принципов обучения, психологических особенностей детей возраста дошкольного и включают в себя следующие разделы:

- музыки восприятие;

-гимнастика, танцевально-игровое творчество;

-игры, Ведущие;

хороводы цели и задачи « Программы воспитания и детском в обучения саду» М. Васильевой и инновационной общеобразовательной рождения «От программы до школы» под редакцией Н. Веракса и Ладушки «программы» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой совпадают – это благоприятных создание условий для полноценногопроживания дошкольного ребенком детства, формирование основ базовой личности культуры, всестороннее развитие психических и физических соответствии в качеств с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовкажизни к ребенка в современном обществе, поэтому данные взяты программы за основу.

Планирование НОД, разработано на вышеуказанных основании программ и включает следующие принципы детьми с работы:

Создание комфортной обстановки для Индивидуальный:

ребенка подход к каждому.

Сюрпризные моменты и игры в процессе Целостный.

НОД подход в решении педагогических задач:

музыкальными Обогащение впечатлениями через пение, слушание, пляски, игры.

Претворение полученных впечатлений в самостоятельной деятельности игровой.

Принцип последовательности предусматривает усложнение задач поставленных по всем разделам музыкального воспитания.

музыкального Соотношение материала с природным и историко-культурным Принцип.

календарем партнерства - дети и педагог единое Немаловажен.

целое принцип положительной оценки деятельности.

паритета Принцип: любое предложение ребенка должно зафиксировано быть.

Обязательны: игровые ситуации, присутствие и помощь активная воспитателя и необходимые по плану атрибуты.

приёмы и Методы музыкального воспитания:

Наглядный, словесный, традиционные - практический методы носят развивающий характер, детей побуждают к проявлениям различных форм двигательной, эстетической, речевой активности. Каждый из этих трёх применяется методов с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснение, исполнение, иллюстрация) через закрепление упражнения (творческие и воспроизводящие) , создание поисковых ситуаций (показ выполнения вариантов задания) к самостоятельному поиску детьми деятельности способов.

Созданию проблемных ситуаций способствуют побуждающие, приёмы к поиску аналогий, обобщению. Они музыкальное формируют мышление детей, способность к элементарным оценкам, суждениям, развивают творческое воображение, интерес к Важный.

музыке раздел программы по музыкальному воспитанию: распевание, пение. Учитывая требования о сохранности голоса планируем дошкольников следующие задачи.

Задачи попению, следующиераспеванию:

Учим петь выразительно, протягивая звуки гласные;

Петь, сопровождая пение имитационными Самостоятельно.

движениями продумывать продолжение (или короткие песням к истории) .

Аккомпанировать на музыкальных инструментах.

Петь подгруппами, соло, цепочкой, «закрытым звуком».

Чисто интервалы интонировать, показывая их рукой.

Петь согласованно, пении в передавая характер песни.

Выслушивать партию вовремя, солиста вступать в хоре.

Расширять певческий Знакомить.

диапазон детей с музыкальными терминами и определениями (припев, куплет, соло, дуэт, трио, квартет, форте, ансамбль, пиано и.т.д.) .

Развивать музыкальную память.

под Пение фонограмму должно быть тогда, дети когда хорошо выучат песню. Очень пальчиковая важна гимнастика, особенно для коррекционных так, групп как это первооснова развития ритма чувства, звуковысотного слуха, интонационной деятельности. В дети, итоге учатся слышать себя и других, внимательно слушать музыкальное сопровождение и правильно петь.

образовательная Непосредственная деятельность (НОД) - основная форма детской организации деятельности, где решаются задачи основ формирования музыкальной культуры. Все виды индивидуальные (деятельности, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, комплексные, тематические и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от уровня и возраста музыкального развития ребёнка.

Мы считаем чтобы то, важным музыка звучала в повседневной жизни сада детского в самых разнообразных ситуациях:

слушание музыкальных знакомых произведений

музыкальные игры – путешествия в настоящее и прошлое

игры – сказки

звучание музыки фон как во время тихих игр, рисования

музыкальные тематические вечера

театральные праздничные

постановки утренники

В педагогике давно известно, огромные какие возможности для воспитания души, развития и тела речи заложены в синтезе музыки и Основная. пластики направленность взятой нами также программы порциально «Ритмическая мозаика» А. Бурениной-психологическое ребенка раскрепощение через освоение своего тела выразительного как («музыкального») инструмента.

Цель ее - общее развитие гармоничное ребенка, а ее содержание и формы могут зависимости в конкретизироваться от возможностей детей и ведущих целей их Главное. воспитания-приобщение к движению под музыку детей всех - не только способных и одаренных в музыкальном и отношении двигательном, но и неловких, заторможенных, которым нужно обрести помочь чувство уверенности в своих силах. что, Доказано двигательные занятия тренируют мозг, нервных подвижность процессов.

Музыка и движение имеют общих много параметров: темпоритм, начало и конец динамика, звучания, форма произведения. В связи с этим задачи сформулированы обучения и воспитания детей:

Развитие уметь (музыкальности воспринимать музыку, понимая ее содержание, специальных развитие музыкальных способностей - музыкального слуха, ритма чувства, развитие умения четко и правильно слова произносить песен, пропевать окончания музыкальных развитие, фраз музыкальной памяти) .

Развитие двигательных умений и качеств ( ловкости, точности координации движений, пластичности, гибкости, воспитание выносливости, развитие силы, правильной формирование осанки, красивой походки, развитие ориентироваться умения в пространстве, и.т.п.)

Развитие творческих способностей (творческого развитие воображения, фантазии, умения импровизировать) .

тренировка и Развитие психических процессов ( развитие эмоций, воли, внимания, памяти, мышления) .

Развитие нравственно-качеств коммуникативных личности ( уметь сопереживать, формировать такта чувство и культурные привычки) .

Наше дошкольное наряду учреждение с общеобразовательными группами имеет группы, находятся где дети с речевыми нарушениями, поэтому программыпедтехнологииИ. Новоскольцевой, И. Каплуновой«Ладушки», нам всем по подходят параметрам.

Программа «Ладушки» на сегодняшний является день единственной детально разработанной программой по воспитанию музыкальному и соответствует стандарту ФГТ.

Авторы Ладушки «программы» разработали оригинальную систему, которая творческим отличается подходом к развитию музыкальных способностей дошкольного детей возраста. Это личностно ориентированная разработанная, программа адекватно возрастным возможностям детей.

отличает Программу тесная связь с художественным словом. В различных процессе видов музыкальной деятельности дети много слышат прибауток, считалок, небольших стихов, впоследствии которые используются в повседневной жизни. Детям рассказывается много о музыке разных жанров, о композиторах.

материал Наглядный, используемый в программе, заинтересовывает детей, желание активизирует участвовать в различных видах музыкальной способствует и деятельности хорошему усвоению музыкальных способностей.

воспитание Музыкальное дошкольников осуществляется при проведении досуга вечеров, праздников, в самостоятельной игровой деятельности. наиболее, Однако эффективно процесс музыкального воспитания, развития и обучения ребенка осуществляется при организации и непосредственной проведении образовательной деятельности.Таким образом, воспитательная-образовательно программа «Ладушки» предусматривает комплексное искусства усвоение во всем многообразии его видов, стилей, жанров.

Педагогический процесс предполагает организованное каждой. В обучение возрастной группе еженедельно проводится по мероприятия два НОД и один вечер досуга. проводится НОД в утренний отрезок времени, вечер второй во досуга половине дня по тематическим планам, воспитателями с согласованным. Различные формы праздников также тематических в отражены планах, во многих задействованы родители, как так девиз программы «Ладушки»: «Праздник – что то, это взрослые делают для детей, а не то, дети что делают для взрослых! »

Задачи и программы принципы основаны на гуманном и бережном отношении к человеку маленькому, что предполагает гармоническое развитие Подготовить:

личности детей к восприятию музыкальных образов и Заложить.

представлений основы гармонического развития (развитие голоса, слуха, внимания, движения, чувства ритма и мелодии красоты, развитие индивидуальных музыкальных способностей) .

детей Приобщать к русской народно-традиционной и мировой Подготовить.

музыке к освоению приемов и навыков в различных музыкальной видах деятельности адекватно детским возможностям.

коммуникативные Развивать способности.

Научить творчески использовать впечатления музыкальные в повседневной жизни.

Развивать детское всех во творчество видах музыкальной деятельности.

Для необходимо этого: создать обстановку, комфортную для должен; ребенка быть целостный подход в решении задач педагогических; нужно последовательно усложнять поставленные всем по задачи разделам музыкального воспитания; соотносить материал музыкальный с природным и историко-культурным календарем; партнерами быть и положительно оценивать детей, причем любое на реагировать творческое предложение ребенка.

Педагогические этой технологии программы включены в наше планирование что, потому с учетом ФГТ является уникальной, разработанной детально, охватывающей все сферы деятельности руководителя музыкального и уровни развития ребенка в обычных и группах коррекционных.

СтруктурапланированияНОД:

Каждое включает занятие в себя следующие разделы:

- музыкально-движения ритмические;

Подробней на сайте deti.jofo.ru

Предварительный просмотр:

Планирование работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА- это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Основойдля планирования педагогического процесса является та программа, по которой работает дошкольное учреждение.

Принципыпланирования: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, повторность.

Работа педагога требует постоянной и серьезной подготовки. Поэтому план в организации всех видов деятельности играет огромную роль. Он помогает

- видеть перспективу

- равномерно работать в течение года

- своевременно подготовиться к проведению любых форм работы по музыкально-эстетическому воспитанию с детьми, родителями, педагогическим коллективом

- обдумать методические приемы педагогических воздействий.

Действенным руководством в работе музыкального руководителя являются календарный и перспективный планы

Календарный план – это перспектива образовательной работы на короткий промежуток времени (1-2 занятия)

Он основан на программе обучения, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений и навыков, который дети должны усвоить в течение года. Репертуар, рекомендованный программой, распределен с учетом постепенного возрастания его сложности.

Календарный план работы составляется на одно - два занятия в каждой возрастной группе в соответствии с теми общевоспитательными задачами, которые осуществляет дошкольное учреждение. Это дает возможность в определенной последовательности равномерно распределить учебный материал по занятиям, избежать поспешности при подготовке к праздникам.

При составлении календарного плананеобходимо предусмотреть оптимальное соотношение новых заданий по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям с повторными, незнакомого и знакомого материала, различных форм занятий и методических приемов обучения.

В план одного занятия (кроме занятий по развитию творчества) можно включать только одно новое музыкальное произведение. Другой же материал должен находиться в состоянии разучивания, закрепления или самостоятельного исполнения. В группах детей двух-трех лет третий этап - самостоятельного исполнения - может отсутствовать.

Когда в календарный план включается новое произведение, кроме его названия обязательно указываются фамилии композитора, автора текста песни, игры или пляски.

При календарном планировании каждого занятия, необходимо указать его программное содержание, воспитательные задачи, основные методические приемы обучения,а также необходимые наглядные пособия. Воспитатель обязан внести планы всех музыкальных занятий в свой календарный план.

Важным условием правильной организации музыкально - воспитательной работы детского образовательного учреждения является перспективное планирование.

Перспективное планирование – это перспектива образовательной работы на более длительный промежуток времени (1-3 месяца)

Целесообразно заносить в перспективный план весь объем работы по музыкальному воспитанию детского и взрослого коллектива, которую необходимо осуществлять музыкальному руководителю в течение года. Она включает:

  • Работу с родителями и педагогическим коллективом(планируется совместно с руководителем дошкольного учебного заведения) с указанием дней и времени проведения консультаций, открытых занятий, вечеров развлечений, празднований, докладов и сообщений на родительских собраниях; количества и времени практических занятий, семинаров, практикумов для воспитателей.
  • Разнообразные формы музыкальных вечеров развлечений.
  • Формулировку специфических задачмузыкального воспитания и развития ребенка, выдвинутых дошкольным учреждением и связи с парциальным использованием какой-либо альтернативной программы обучения или учетом специфики региона.
  • Дополнительный музыкальный репертуар, подобранный музыкальным руководителем в связи со специфическими задачами, опубликованием новых сборников нот, материалов по музыкальной педагогике.

Условиямиуспешного планирования работы с детьми являются:

- знание требований, определенных образовательной программой детского сада;

- знание требований той альтернативной программы, материал которой частично используется в работе коллектива;

- хорошее знание музыкального репертуара для всех возрастных групп детей и требований к его подбору;

- знание возрастных особенностей детей, осведомленность об уровне развития каждого ребенка;

- тесный контакт с членами педагогического коллектива, учет их интересов и возможностей

Перспективный и календарный планы тесно взаимосвязаны.

Общие формы деятельности, отраженные в перспективном плане, конкретизируются и уточняются в календарном.

Знание педагогом программных требований, рекомендованных форм работы помогает возникновению взаимопонимания между ним и детьми, созданию доверительной, доброжелательной атмосферы во время процесса обучения, воспитания и развития детей.

Таким образом, планирование в организации музыкальной работы с детьми играет огромную роль. Оно помогает видеть перспективу, равномерно работать в течении года, своевременно подготовиться к проведению любых форм работы с детьми по музыкальному воспитанию.

Организация работы по музыкальному воспитанию в детском саду зависит от тесного контакта всего педагогического коллектива, от взаимоотношений и взаимопонимания его членов.

Перспективное планирование (на месяц)

Подробней на сайте nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования, утверждены Сан Пи Н к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ».

Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.

Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

ООП – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.

Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждому ребенку возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность.

Образовательный процесс должен:

Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;

Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;

Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.

Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка.

Для создания оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО необходимо вспомнить, какие основные образовательные модели существуют в ДОО в настоящее время.

Три модели организации образовательного процесса в ДОО

1. Учебная модель

В последние годы она активно используется в ДОО. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения.

В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик.

Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие - методику и приобретает вид “учебных пособий”.

Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.

2. Комплексно-тематическая модель

В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.

Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.

Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя - логопеды.

Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

3. Предметно-средовая модель

Содержание образования направлено непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметной среды, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.

Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

Вывод: особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

3. Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение при планировании имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет их личностных характеристик возможностей. Развивающее, личностно-ориентированное взаимодействие понимается как опора на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя:

1. постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей;

2. умения диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей;

3. своевременного выявления и устранения причин, мешающих ребенку в достижении цели;

сочетания воспитания с самовоспитанием;

4. опоры на активность, развитие инициативы, самодеятельности детей..

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании:

1.объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

2.выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;

3.четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

4.выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно - тематическом принципе.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу.

Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.) , международные праздники (День доброты, День Земли и др.) . Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать.

Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;

Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;

Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;

Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.) .

Как мы понимаем "комплексно-тематическое планирование образовательного процесса"?

В первую очередь тематическое планирование - это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому) . Какие задачи ставит автор? Какие условия? Какие результаты должны быть достигнуты?

Виды и формы планирования

В ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план. Педагогами традиционно используются такие виды планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование.

Модульное планирование учитывает особенности работы современного дошкольного учреждения и состоит из трех взаимосвязанных разделов:

перспективно-календарное планирование;

осуществление преемственности между ДОО и школой;

связь со специалистами дошкольного образования и общественными организациями.

К планированию подключается и педагогическая диагностика для оценки достижений детей, результативности педагогических усилий, коррекции уровня развития детей.

Принципы планирования:

комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса;

построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;

реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона возраста детей.

Приоритетным направлением управления педагогическим процессом является моделирование и адаптирование примерных образовательных моделей к условиям ДОО, дошкольной группы. Организация педагогического процесса требует соответствующих технологий.

Модели педагогических технологий:

Подробней на сайте nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, зад...

  • Перспективы развития дошкольного образования

    О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках ФГОС Доклад на тему: «О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках проекта федерального образовательного стандарта». Методист МД...

  • План развития дошкольного учреждения

    О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках ФГОС Доклад на тему: «О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках проекта федерального образовательного стандарта». Методист МД...

  • Источники развития дошкольной педагогики

    Народная педагогика как основной источник дошкольной педагогики Проект «Народная педагогика как основной источник народной педагогики» Миссия проекта Проект предназначен для педагогов и родителей...

  • Формы физического развития детей дошкольного возраста

    Формы и методы работы по физическому развитию детей дошкольного возраста. Утренняя гимнастика для возрастных групп детсада В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений н...

  • Филиппова физическое воспитание и развитие дошкольников

    «Физическое воспитание в детском саду» СОДЕРЖАНИЕ Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры. 1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей с...

  • Художественно эстетическое развитие и воспитание дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Художественно эстетическое развитие детей дошкольного возраста

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Физическое воспитание и развитие дошкольников филиппова скачать

    «Физическое воспитание в детском саду» СОДЕРЖАНИЕ Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры. 1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей с...

  • Динамика развития детей дошкольного возраста

    Обобщение опыта по развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности Проблема коммуникативных качеств дошкольников традиционно находится в цен...

  • Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста

    Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет) ель проекта: Формирование отношения к свойствам предметов и их отличительным признаком; развитие зрительного, слухового, тактиль...

  • Возникновение и развитие дошкольной дидактики

    ВКЛАД ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИЕ НАУКИ - Страница 5 ВКЛАД ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИЕ НАУКИ . В истории педагогической мысли ведущее место по праву принад...

  • Вклад в развитие отечественного дошкольного образования таблица

    ВКЛАД ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИЕ НАУКИ - Страница 5 ВКЛАД ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИЕ НАУКИ . В истории педагогической мысли ведущее место по праву принад...