Пословицы о труде для детей дошкольного возраста

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Пословица недаром молвится».

Развлечение

«Пословица недаром молвится».

учитель - логопед: Виницкая Т. В.

воспитатель: Бабкина И. Н.

Задачи:

- обобщить у детей знание пословиц;

- развивать монологическую и диалогическую речь, мышление, память, способность к рассуждениям;

- развивать интерес к пословицам, потребность в их использовании;

- вовлекать детей в совместную игровую, творческую деятельность;

- воспитывать любовь к родной речи, к пословицам, как к народной мудрости.

Оборудование:

маски, предметные картинки, портрет И. А. Крылова, видео- и аудиоаппаратура, мяч, костюм ростовой куклы (собака).

Воспитатель:

- Сегодня мы будем говорить, вспоминать и учить новые пословицы.

Звучит музыка. Входит собака Дружок.

Воспитатель:

- Здравствуй! Как тебя зовут?

- Почему ты плачешь? Наверное потерялся? (Дружок машет головой)

- Тебя кто – нибудь обидел? (машет головой Дружок)

- Тогда что же так огорчило тебя?

Дружок:

- Дело в том, что мой хозяин, Коля, ходит в детский сад. Он ещё маленький, но такой умный, так много знает. А вчера он пришёл домой и рассказал, что на занятии в садике узнал много пословиц. Потом мы поиграли на улице, посмотрели телевизор и легли спать. А что такое пословицы так и не рассказал мне. А мне так хочется узнать это. Ведь я то знаю, что учиться всегда пригодиться .

Воспитатель:

- Вот и первая пословица! Где ты слышал её?

Дружок:

- Однажды на прогулке я слышал, как мама уговаривала девочку, которая не хотела идти в детский сад, потому что там проводятся занятия.

- А у вас есть дети, которые не любят занятия?

Воспитатель:

- Нет, таких детей у нас нет. И сейчас ты в этом убедишься. Садись, Дружок и слушай.

- Ребята, поможем Дружку узнать всё о пословицах? Ну, Дружок, спрашивай.

Дружок:

- Кто придумывает пословицы? (простой народ)

- Когда появились первые пословицы? (очень-очень давно, в стародавние времена)

- А как они сохранились и дошли до наших дней? (их запоминали и записывали простые люди, поэты, писатели)

- Какие бывают пословицы? (о добре и зле, о глупости и уме, о труде и лени, о дружбе, о Родине, о природе)

- Как у вас интересно! Вот удивится Коля, когда я ему расскажу всё что узнал. Ну я пошёл. Кончил дело – гуляй смело.

Воспитатель:

- А вот и ещё одна пословица. Подожди, не торопись Дружок. Какие ещё пословицы ты знаешь?

(Дружок думает)

Дружок:

- Да, рано я похвастался, у меня ещё есть тут дела.

(садится)

Воспитатель:

- Не торопись языком, торопись делом.

Дружок: (радостно)

- Это тоже пословица!

Воспитатель:

- Да, Дружок. Слушай дальше.

- Ребята, вспомните пословицы опираясь на картинки.

(выставляются картинки: дерево, рыбка, санки, заяц)

Дерево – О дереве судят по плодам, а о человеке по делам.

Рыбка – Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Санки – Любишь кататься – люби и саночки возить.

Заяц – За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Дружок:

- Подождите, ведь два зайца лучше, чем один!

Воспитатель:

- Дети, чему учит эта пословица?

(если делать два дела сразу, то ни одно не получится)

Дружок:

- А я понял, почему мой Коля, не слышит маму, когда смотрит телевизор.

- А вы можете, ребята, слушать воспитателя и разговаривать?

- Ох, устал я. Поиграть бы.

Воспитатель:

- Ты прав, Дружок. Делу время, потехе час.

Физминутка.

Дружок:

- Пока мы отдыхали, я вспомнил пословицы. Вот, послушайте:

Труд кормит, не сиди на печи.

Долог день до вечера, коли заняты руки.

- Что-то у меня всё в голове перепуталось. Я наверное никогда не запомню пословицы.

Воспитатель:

- Не переживай, Дружок. Дети знают совет, который помогает добиться успеха, даже если сразу ничего не получается.

(дети: терпение и труд – всё перетрут)

- А чтобы тебе легче было запоминать пословицы, посмотри вместе с нами мультфильм.

(просмотр мультфильма «Антошка»)

Дружок:

- Я понял, любая ситуация чему-нибудь учит.

Воспитатель:

- Чему учит случай, произошедший с Антошкой?

Какие труды, такие и плоды.

Как аукнется, так и откликнется.

- Многому учат и произведения. Посмотрите инсценировку басни И. А. Крылова «Мартышка и зеркало».

(инсценировка басни)

- Чему учит эта басня?

(ответы детей)

Дружок:

- Спасибо вам, ребята! Вы такие умные, ведь вы знаете столько пословиц. А мне пора, Коля наверное уже ищет меня. Ведь мы с ним большие друзья, а я знаю, что нет друга – ищи, а найдёшь – береги. Я обязательно расскажу ему, что узнал.

- Только напомните мне ещё раз пословицы, ведь повторенье – мать ученья.

(дети называют пословицы, Дружок вручает им подарки, затем прощается и уходит)

Воспитатель:

- Какие вы молодцы, ребята! Не подвели свой детский сад. Ведь наверняка Дружок всё расскажет Коле, а Коля своим друзьям в детском саду.

И я придумала свою пословицу: О дереве судят по плодам, а о детском саде по его воспитанникам.

www.maam.ru

Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками

Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками

Пословицы и поговорки, созданные русским народом о труде, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к труду, к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание в работе с детьми.

Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова, отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям.

Выделение и осознание смысловых связей слов и словосочетаний о труде можно сформировать у старших дошкольников, соблюдая следующие условия:

• системное приобщение детей к пониманию, усвоению и употреблению пословиц и поговорок;

• ознакомление с семантическими компонентами пословиц и поговорок на основе приобретенного детьми опыта смыслового анализа слов и словосочетаний;

• введение в речь детей пословиц и поговорок на основе развития семантической стороны слова.

На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать мотивационные установки:

- игровые: "Помочь выбраться трем поросятам из беды с помощью подходящей пословицы";

- общественные: "Составим альбом пословиц и поговорок для уголка родителей";

- подготовки к школе: "Кто лучше запомнить образные выражения, тому легче и интереснее будет учиться в школе";

- соревновательные: "Кто больше назовет пословиц о труде. ? ";

- личные: "Назовите поговорки, которые вам нравятся", "Подберите пословицу, которая вас учит трудиться".

Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки поведения, лаконично и в доступной форме учат быть трудолюбивыми, ответственными, уважать труд людей.

Примеры работы над пословицами и поговорками про труд и трудолюбие.

1. Обсуждение с детьми пословиц:

— О каком человеке говорят: «Кто много лежит, у того и бок болит», «Крутится, как белка в колесе», «Под лежачий камень вода не течет»? ;

— В какой ситуации мы говорим: «Птицу узнают в полете, а человека в работе», «Работе время, а потехе час», «Кто спешит, тот людей смешит»? ;

— О каком правиле поведения напоминают нам такие пословицы: «Тише едешь, дальше будешь», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Лень к добру не приводит»? ;

— О какой черте человека говорится в таких пословицах: «Делали наспех и сделали на смех», «Без терпенья нет уменья», «От самого начала думай, какой будет конец», «Своевременная помощь, – как дождь в засуху»? ;

— От чего предостерегают такие пословицы: «За все браться – ничего не сделать», «Думай с вечеру, что делать поутру», «С кем поведёшься, того и набёрешься», «Глаза страшатся, да руки делают»?

2. Составление правил к поговорке «Не учи безделью, а учи рукоделью». Например: дети могут предложить:

- Не бездельничай.

- Учи и учись сам.

- Не бездельничай с другими.

- Помогай своим друзьям.

- Учи младших по возрасту.

3. Составление словосочетания или предложения к пословице

«Капля мала, а по капле море»

- маленькая капля;

- большое море;

- много капель;

- одна капля в море;

- море из капель

4. Игра «Подбери слово».

Кончил дело – гуляй …

Кто… тот людей смешит.

Меньше слов, да больше…

Без печи холодно, без хлеба…

Не будет хлеба, не будет и…

Ответы: Дела, спешит, смело, голодно, обеда.

5. Подбор пословиц к сказкам

Логопед читает дошкольникам пословицу и побуждает вспомнить сказки, басни, рассказы, к которым её можно отнести.

Щеголял смолоду, а под старость умирает с голоду – басня Крылова «Стрекоза и муравей»

Труд человека кормит, а лень портит – сказка «Морозко»

Крой да песни пой – сказка «Храбрый портняжка»

Не за свое дело не берись, а за своим не ленись – рассказ Носова «Мишкина каша»

Цыплят по осени считают – рассказ Носова «Огородники»

Хорошо делай – хорошо и будет – сказка «Кобылья голова».

6. Выбор правильной пословицы

«Спор медвежат». Логопед рассказывает детям, что однажды друзья начали спорить: «Какая пословица лучше? »

Маленькое безделье, лучше большого дела.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Большое безделье лучше маленького безделья.

Маленькое безделье лучше большого безделья.

Взрослый предлагает детям разрешить спор друзей (объясняя свой выбор) .

7. Выбор подходящей пословицы

Логопед предлагает детям послушать рассказ «Для чего человек работает».

Трое работников строили дом. К ним подошёл старый мужчина и спросил: «Что вы делаете? ». Один работник ответил: «Камни складываю», второй ответил: «Деньги зарабатываю», третий ответил: «Строю красивый дом, чтобы люди радовались и благодарили меня».

К которому из работников подходит пословица «Без труда человек не познает счастья», обосновывая свои ответы.

8. Инсценировка пословиц.

Предлагается детям показать мимикой, жестами то, как они понимают пословицы:

Меньше слов, да больше дела.

Много спать – дело не знать.

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.

Пчелка маленькая, а и та работает.

9. Выбор лучшей пословицы

Какая пословица лучше подходит к басне Крылова «Стрекоза и муравей»? »

Щеголял смолоду, а под старость умирает с голоду

Белые руки чужие труды любят.

Кто много лежит, у того и бок болит.

Кто не работает, тот не ест.

Ленивому всегда праздник.

10. Составление ситуации, которая подтвердила бы пословицы.

Логопед предлагает детям составить ситуацию соответствующую пословицам

«Лето собирает, а зима поедает»,

«Поспешишь – людей насмешишь» и т. п.

www.maam.ru

Русские пословицы и поговорки о труде, о работе. Для детей / Пословицы и поговорки, народные приметы / Лунтики. Развиваем детей. Творчество и игрушки

Собрание русских пословиц и поговорок о работе и о труде. *** Любишь кататься — люби и саночки возить. Уменье и труд все перетрут. Дело мастера боится.

За много дел не берись, а в одном отличись. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся. Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Всякая птица своим клювом сыта. Не боги горшки обжигают. Под лежачий камень и вода не течет.

Без работы день годом кажется. Торопливый дважды одно дело делает. Думай ввечеру, что делать поутру.

Без терпенья нет уменья. Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется. С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Велик телом, да мал делом. С охотой можно и в камень гвоздь забить. Какие труды, такие и плоды. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Маленькое дело лучше большого безделья. Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться. Малый топор может срубить большое дерево.

Не начавши — думай, а начавши — делай. Куй железо, пока горячо.

Подробней luntiki.ru

Пословицы для детей дошкольного возраста - Развитие речи - Развитие ребенка с IQsha.ru

30.06.2014, 10:19:47Просмотров:15344Просмотров:15344

Пословица - краткое изреченье, поученье, которое является народным творчеством. Изучение пословиц помогает социализации ребёнка, постижению им морально-этических норм, развивает мышление, развивает речь, делает ее более богатой и выразительной, способствует пониманию фразеологизмов, формирует умение говорить чётко и выразительно, оказывает воспитательное воздействие на личность ребенка. Рассмотрим обучающие активности с пословицами.

«Объясни пословицу». Научите ребенка объяснять пословицы своими словами. Такая деятельность прекрасно развивает мышление, умение делать собственные выводы.

Рекомендуем каждый день читать по одной или несколько пословиц. Можно обсуждать пословицы в произвольном порядке, а можно их рассматривать тематическими блоками:

Пословицы о труде. Сделал дело - гуляй смело. Дело мастера боится.

Любишь кататься - люби и саночки возить. Терпенье и труд все перетрут. Под лежачий камень вода не течет. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Делу время, потехе час.

Что посеешь, то и пожнешь. Труд человека кормит, а лень портит. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Не спеши языком, спеши делом. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Пословицы об учебе. Больше узнаешь - сильнее станешь. Мир освещается солнцем, а человек - знанием. Ученье свет, а не ученье - тьма. По одежде встречают, по уму провожают.

Век живи - век учись.

Пословицы о дружбе. Друга ищи, а найдешь - береги. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друг познается в беде.

Гусь свинье не товарищ. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Старый друг лучше новых двух.

Пословицы о книгах. Не красна книга письмом, красна умом. С книгой жить - век не тужить. Книга мала, а ума придала.

Хорошая книга - лучший друг. Кто много читает, тот много знает. Книги читать - скуки не знать.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Пословицы о внешности.Не всё то золото, что блестит. Снаружи мило, а внутри гнило.

Не по виду суди, а по делам гляди. Дело не в названии, а в содержании. Снаружи - красота, внутри - пустота.

Пословицы о манере поведения. Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь. Язык мой - враг мой. Никто за язык не тянет. Семеро одного не ждут.

Тише едешь - дальше будешь. Поспешишь - людей насмешишь. Делая зло, на добро не надейся. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Запряг прямо, да поехал криво.

Как аукнется, так и откликнется.

Пословицы о характере. Смелость города берет. За правое дело стой смело.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Таких рубрик очень много - о семье и родителях, о погоде и природе, временах года, о растениях и животных, о судьбе, о деньгах, о человеческих достоинствах и недостатках.

«Продолжи пословицу». Ведущий произносит начало пословицы, ребенок договаривает конец пословицы. Можно играть с использованием мяча.

«Кто больше». Ребенок и взрослый произносят пословицы по очереди. Повторять пословицы нельзя.

Побеждает тот, кто продержится дольше всех.

«Подбери пословицу». После прочтения сказки или рассказа ребенок с помощью взрослого пытается подобрать подходящую пословицу, которой можно кратко охарактеризовать героя или сюжет. Это игровое упражнение развивает способность объяснять смысл литературных произведений и делать вывод (мораль) .

«Придумай пословицу». Можно научить детей придумывать пословицы, аналогичные уже существующим. Объясните детям, что в пословице мысль выражается очень сжато, поэтому высказывание должно быть максимально кратким, без лишних слов.

Нужно составить новую пословицу, сохранив прежнюю форму. Если внимательно посмотреть ка пословицы, то можно заметить, что некоторые из них содержат слова: «каков - таков» (Каков привет, таков и ответ. Каковы сами, таковы и сани.

Какой отец, таков и сын) , «кто-тот» (Кто в нраве крут, тот никому не друг. Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник. Кто везде - тот нигде.

Кто весел, а кто и нос повесил. Кто весной не пролежит, весь год будет сыт, Кто не работает, тот не ошибается) , «как-так» (Как волка ни корми, он все в лес смотрит. Как ручки сшили, так плечики и сносили) . Эти клише можно взять за основу для сочинения собственных пословиц.

Для того, чтобы пословицы способствовали развитию детей, объясняйте им пословицы, так как многим из них присуща иносказательность, уместно используйте пословицы в своей речи, побуждайте детей самостоятельно использовать пословицы в различных ситуациях.

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Подробней на сайте IQsha.ru

Пословицы для детей дошкольного возраста - Развитие речи - Развитие ребенка с IQsha.ru

30.06.2014, 10:19:47Просмотров:15344Просмотров:15344

Пословица - краткое изреченье, поученье, которое является народным творчеством. Изучение пословиц помогает социализации ребёнка, постижению им морально-этических норм, развивает мышление, развивает речь, делает ее более богатой и выразительной, способствует пониманию фразеологизмов, формирует умение говорить чётко и выразительно, оказывает воспитательное воздействие на личность ребенка. Рассмотрим обучающие активности с пословицами.

«Объясни пословицу». Научите ребенка объяснять пословицы своими словами. Такая деятельность прекрасно развивает мышление, умение делать собственные выводы.

Рекомендуем каждый день читать по одной или несколько пословиц. Можно обсуждать пословицы в произвольном порядке, а можно их рассматривать тематическими блоками:

Пословицы о труде. Сделал дело - гуляй смело. Дело мастера боится. Любишь кататься - люби и саночки возить. Терпенье и труд все перетрут.

Под лежачий камень вода не течет. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Делу время, потехе час. Что посеешь, то и пожнешь. Труд человека кормит, а лень портит.

Скучен день до вечера, коли делать нечего. Не спеши языком, спеши делом. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Пословицы об учебе. Больше узнаешь - сильнее станешь. Мир освещается солнцем, а человек - знанием.

Ученье свет, а не ученье - тьма. По одежде встречают, по уму провожают. Век живи - век учись.

Пословицы о дружбе. Друга ищи, а найдешь - береги. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друг познается в беде. Гусь свинье не товарищ. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Старый друг лучше новых двух.

Пословицы о книгах. Не красна книга письмом, красна умом. С книгой жить - век не тужить. Книга мала, а ума придала.

Хорошая книга - лучший друг. Кто много читает, тот много знает. Книги читать - скуки не знать.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Пословицы о внешности.Не всё то золото, что блестит. Снаружи мило, а внутри гнило. Не по виду суди, а по делам гляди. Дело не в названии, а в содержании.

Снаружи - красота, внутри - пустота.

Пословицы о манере поведения. Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь. Язык мой - враг мой. Никто за язык не тянет.

Семеро одного не ждут. Тише едешь - дальше будешь. Поспешишь - людей насмешишь. Делая зло, на добро не надейся.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Запряг прямо, да поехал криво. Как аукнется, так и откликнется.

Пословицы о характере. Смелость города берет. За правое дело стой смело.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Таких рубрик очень много - о семье и родителях, о погоде и природе, временах года, о растениях и животных, о судьбе, о деньгах, о человеческих достоинствах и недостатках.

«Продолжи пословицу». Ведущий произносит начало пословицы, ребенок договаривает конец пословицы. Можно играть с использованием мяча.

«Кто больше». Ребенок и взрослый произносят пословицы по очереди. Повторять пословицы нельзя.

Побеждает тот, кто продержится дольше всех.

«Подбери пословицу». После прочтения сказки или рассказа ребенок с помощью взрослого пытается подобрать подходящую пословицу, которой можно кратко охарактеризовать героя или сюжет. Это игровое упражнение развивает способность объяснять смысл литературных произведений и делать вывод (мораль) .

«Придумай пословицу». Можно научить детей придумывать пословицы, аналогичные уже существующим. Объясните детям, что в пословице мысль выражается очень сжато, поэтому высказывание должно быть максимально кратким, без лишних слов.

Нужно составить новую пословицу, сохранив прежнюю форму. Если внимательно посмотреть ка пословицы, то можно заметить, что некоторые из них содержат слова: «каков - таков» (Каков привет, таков и ответ. Каковы сами, таковы и сани.

Какой отец, таков и сын) , «кто-тот» (Кто в нраве крут, тот никому не друг. Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник. Кто везде - тот нигде.

Кто весел, а кто и нос повесил. Кто весной не пролежит, весь год будет сыт, Кто не работает, тот не ошибается) , «как-так» (Как волка ни корми, он все в лес смотрит. Как ручки сшили, так плечики и сносили) . Эти клише можно взять за основу для сочинения собственных пословиц.

Для того, чтобы пословицы способствовали развитию детей, объясняйте им пословицы, так как многим из них присуща иносказательность, уместно используйте пословицы в своей речи, побуждайте детей самостоятельно использовать пословицы в различных ситуациях.

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Подробней на сайте ilove.iqsha.ru

Использование пословиц и поговорок в повседневной жизни детей дошкольного возраста. Из опыта работы воспитателя

12 Декабрь 20140(2093) Просмотры

В дошкольном возрасте дети особенно активно воспринимают воздействие окружающей среды, и это создаёт благоприятную почву для их всестороннего развития и воспитания.

Большое значение в обучении и воспитании детей отводится детскому русскому народному фольклору, так как художественные тексты его тесно связаны с игрой и основаны с учётом детских возрастных физических и психических особенностей.

Народный фольклор очень богат разными видами и жанрами. В своей работе я часто применю малые фольклорные жанры. Это песенки и потешки, считалки и скороговорки, пословицы и поговорки и т.д.

Они помогают развивать у детей речь и память, мышление и логику, прививать трудолюбие и взаимопомощь, дружелюбие и аккуратность, и, конечно же, приобщают к народным традициям.

Прежде всего, широко использую в работе с дошкольниками пословицы и поговорки, т.к. они оказывают положительное воздействие на разум и чувства детей. Пословицы – это древнейший жанр русского народного творчества. В них собран жизненный опыт многих поколений.

Они учат и советуют, хвалят и предостерегают, и даже высмеивают.

Поговорки, в отличии от пословиц, не поучают, а дают меткие определения различным явлениям жизни. Несомненно, пословицы и поговорки придают нашей речи яркость и образность, украшают её и делают эмоциональной.

Используя пословицы и поговорки на различных занятиях и в повседневной жизни учу детей умению ясно выражать свои мысли, лучше понимать жизненные ситуации.

Например, на занятиях по художественной литературе, после чтения и беседы по содержанию какого-либо текста, предлагаю детям подумать, какую пословицу можно применить к данному произведению. Так, после чтения сказки «Айога», вместе с детьми решили, что к этой сказке подойдёт пословица «Как аукнется, так и откликнется», так как девочка не помогала своей маме, вот и превратилась в гусыню.

Был в нашей группе и такой случай. Семья одного нашего воспитанника уезжала на новое место жительства. При расставании некоторые дети даже прослезились. Я им напомнила пословицу – «Гора с горой не сойдётся, а человек с человеком сойдётся», т.е. встреча всегда возможна.

Дети повеселели и ещё не один раз вспоминали эту пословицу в течение нескольких дней.

Пословицы и поговорки стараюсь подобрать так, чтобы их смысл был понятен детям, или они могли проверить их на практике.

Во время хозяйственно – бытовой деятельности в группе, когда дети без всякого энтузиазма приступают к уборке, подбадриваю их пословицей – «Глаза боятся, а руки делают». Затем делимся на бригады, и каждая бригада выполняет свой фронт работы. Дело, конечно, спорится быстро.

При подведении итога работы хвалю детей и говорю, что «Всякое дело мастера боится».

На занятиях по ручному труду или аппликации всегда напоминаю пословицу в начале занятия – «Семь раз примерь, один раз отрежь». А если кто-то прослушал объяснение и сделал что-то не так, обязательно говорю: «Поспешишь – людей насмешишь», или «После дела за советом не ходят».

Многие дети уже сами применяют эти пословицы в различных ситуациях. В повседневной жизни при помощи пословиц можно показать, как меткое слово может остановить хвастуна и насмешника. Например, одна девочка пришла в детский сад с красивой куклой.

Всем с гордостью показывала свою обнову, но никому не позволяла даже к ней прикоснуться. В результате, через некоторое время сидела на стульчике, обнимала свою куклу, но была одна и скучала.

Пришлось напомнить ей пословицу - «Кто хвалится, тот с горы свалится», то есть сначала была она в центре внимания, а оказалась в полном одиночестве. После этого она сама предложила свою куклу для общей игры.

На прогулках и во время наблюдений широко применяю поговорки. Например, наблюдая за первыми падающими осенними листьями, говорю детям: «Листья, как птицы: посидят, посидят, а осенью улетят».

В пасмурный день, когда видим молнию, сравниваю её: «Молния, словно золотая орлица, на землю садится» или «Молния летит, словно огненная стрела». С наступлением зимы сравниваем солнечное тепло с летним и отмечаем, что «Солнце зимой светит, да не греет», а «Лес зимой словно седой».

Предлагаю детям объяснить, почему мы так говорим? Чаще всего дети объясняют это явление тем, что на деревьях лежит снег, поэтому деревья словно седые.

Для развития детской фантазии и обогащения словарного запаса провожу с детьми такое мероприятие: предлагаю к какому-нибудь слову придумать различные сравнения. Например, к слову «толстый» дети подобрали такие эпитеты – бревно, Винни Пух, бочка, батон. А к слову «тонкий» - иголка, веточка, лапша, ниточка.

Если дети начинают ссориться, стараюсь выяснить, что произошло, обязательно предлагаю им помириться и попросить друг у друга прощение. Напоминаю, что «Доброе слово, что солнышко в ненастье, а злое, как грязная вода». Объясняю, что говорить друг другу лучше красивые слова.

В подобных случаях обязательно привожу пословицу: «Чего в других не любишь, того и сам не делай». То есть, если не хочешь, чтобы тебя обзывали, сам не обзывайся; не хочешь, чтобы тебя кто-то ударил, сам не дерись и т.п.

Чтобы дети лучше запомнили пословицы и поговорки, могли их отличать друг от друга, провожу различные викторины, игры и конкурсы.

Например, 1. «Узнай поговорку». Дети делятся на команды. Каждой команде предлагаю иллюстрацию, с зашифрованной в рисунке поговоркой. Дети отгадывают.

2. «Продолжи пословицу». Ведущий говорит первую часть пословицы, а дети заканчивают её. 3. «Цветы и ягоды».

Учу детей отличать пословицу от поговорки. Поговорки – цветы, пословицы – ягоды. 4. «Подбери подходящую пословицу».

Регулярное использование пословиц и поговорок учит детей лучше понимать выражения народной мудрости, делать логические выводы, понять окружающий мир, различные явления и события.

Литература:

1. Русский фольклор/Сост. В. Аникин. - Москва:«Художественная литература», 1985г. 2. «Дошкольное воспитание», 4/2004г.

4. «Читаем, учим, играем», 4/2009г. 5. «Пословицы». М Кузьмина. - ООО «Хатбер-пресс», 2014г. 6. «Поговорки».

М Кузьмина. - ООО «Хатбер-пресс», 2014г. 7. «Ласковое слово что солнышко в ненастье». Москва: «Детская литература», 1979г. 8. «Старинные русские пословицы и поговорки».

Москва: «Детская литература», 1983г. 9. «Одно дело делаешь, другое не порть». Б. Шергин (половицы в рассказах) . Москва: «Детская литература», 1983г. 10. «При солнышке тепло, при матери добро». Москва: «Детская литература», 1974г.

11. «Делу время, потехе час». Москва: «Детская литература», 1986г.

Автор: Лаханова Светлана Владимировна, МАДОУ: детский сад №1 «Алёнушка», г. Асино, Томская обл., Россия

Статья размещена в авторской редакции

Подробней PlanetaDetstva.net

Другие статьи по теме:

  • Пословицы и поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Пословицы для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Профессии для детей дошкольного возраста

    Сценарий викторины для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Все профессии нужны, все профессии важны» ИГРА-ВИКТОРИНА «Все профессии нужны - все профессии важны». (для детей старшего д...

  • Развивающие занятия для детей дошкольного возраста

    Программа коррекционно-развивающих занятий: «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста». МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 102» Программа коррекционно-р...

  • Художники для детей дошкольного возраста

    Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у великого художника» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 168 «Детский са...

  • Дошкольное занятия для детей 4 лет

    Конспекты занятий по развитию речи для детей 4 лет Тема:Формирование речи дошкольников среднего возраста. Возраст детей – 4 года. План занятий: 1) занятие «Кто у кого? » 2) занятие «Кто заблудилс...

  • Общение воспитателя с детьми дошкольного возраста

    Педагогическая технология «Формирование нравственно-ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста» МДОУ детский сад № 3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики М...

  • Игротека для детей дошкольного возраста

    План игротеки для детей старшего дошкольного возраста с родителями Игры на выделение звука на фоне слова Игра «Кто внимательный». Задание: поднять синий кружок, если в названном слове есть звук [...

  • Нарушение речевого развития детей дошкольного возраста

    Игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальн...

  • Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста

    Словесно-дидактические игры для детей старшего возраста ТЕМА:Страна "Выдумляндия". ЦЕЛЬ: Повторить с детьми что такое небылицы. учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их, в...

  • Практическая работа с детьми дошкольного возраста

    Опытно-практическая работа по развитию диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в театрализованных играх Целью моей работы по театрализованной деятельности является: овладение детьм...

  • Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

    Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Анализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театр...

  • Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста

    Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. Слайд 1. Ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для н...