Познавательная сфера дошкольника

Развитие познавательной сферы старших дошкольников (программа)

Цель: развитие творческого воображения, зрительного восприятия, моторной координации кисти руки, мелкой моторики пальцев.

Приветствие: Игра «Пожелания»

1. Игра «Гномик» (пальчиковая гимнастика)

2. «Разгладим платочки»

Каждый ребенок должен в 3—4 приема сложить по диагонали квадратный лист бумаги — «разгладим платочки для лесных жителей».

3. Игра «Назови как можно больше…»

Детям предлагается назвать как можно больше предметов определенного размера и формы за окном.

4. Игра «Волшебный мешочек».

Дети должны определить, какие предметы лежат в мешочке, не заглядывая в него, а только ощупывая их пальцами.

5. Игра «Найди отличия» (рисунок 5) .

Психолог предлагает детям сравнить две сюжетные картинки и найти в них как можно больше отличий.

Релаксация: «Солнечный зайчик». (Приложение 2) .

Прощание: Игра «Улыбнись другу».

Занятие 5

Цель: развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, крупной и мелкой моторики, формирование комбинаторных способностей, стимулирование аналитико-синтетической деятельности.

Приветствие: Игра «Конплименты».

Основная часть:

1. Игра «Кто больше завяжет узелков?»

На куске веревки (ленты) дети за определенное время должны завязать как можно больше узелков, а затем, поменявшись с соседом и закрыв глаза, на ощупь сосчитать их.

2. Игра «Выложи фигуру» (рисунок 6) .

Психолог предлагает детям рассмотреть образец, выделить в нем составные части, сложить из палочек, а затем зарисовать и раскрасить.

3. Игра «Найди такое же колечко».

Каждому ребенку дают пирамидку. Сначала они на скорость разбирают и складывают ее. Затем психолог показывает одно из колечек и просит детей найти такое же.

Упражнение повторяется 2—3 раза.

4. Игра «Танграм».

Психолог предлагает детям рассмотреть контурное изображение «Парусника» и, ориентируясь на образец, составить его из набора геометрических фигур. В процессе работы он загадывает загадку на заданную тему. Если кто-то не может сложить фигуру, следует предложить детям помочь друг другу.

5. Игра «Составим все вместе».

Дети коллективно складывают сюжетную картинку из кубиков, далее сочиняют по ней сказку или интересную историю.

Релаксация: «Солнечный зайчик».

Прощание: Игра «Добрые пожелания».

Занятие 6

Цель: развивать координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, точность движения, дифференцированного восприятия, аналитико-синтетической деятельности; создание радостного настроения, доброжелательного отношения друг к другу.

Приветствие: Игра «Улыбнитесь друг другу».

Основная часть занятия:

1. Игра «Птицы и птенчики» (пальчиковая гимнастика) .

Психолог говорит: «Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. Дала им по одной гусенице (большие пальцы обеих рук поочередно прижать к остальным) , по две букашки (одновременно два раза прижать большой палец к остальным) и по три мошки (три раза прижать большой палец к остальным) . Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (поочередно большим пальцем с силой почистить11 боковые края остальных пальцев) ».

2. Игра «Нарядные бусы».

Детям предлагают нанизать бусы на мягкую проволоку. Дети по сигналу психолога начинают и заканчивают нанизывать бусы. Обменявшись «бусами», считают, кто больше нанизал бусинок — тот и победитель.

3. Игра «Назови & как можно больше…»

Детям предлагают назвать как можно больше предметов, которые находятся в комнате. Ориентироваться нужно на их количество и величину.

4. Игра «Сравни картинки» (рисунок 7) .

Необходимо найти как можно больше отличий, соблюдая правило: отвечать только по сигналу психолога и не повторяться. За найденное отличие психолог дает фишку. По окончании игры дети подсчитывают фишки, у кого больше — тот и победитель.

5. Игра-шутка «Воробышки».

Детям предлагают превратиться в прыгающих воробышков. Они встают в круг, взявшись за руки, закрывают глаза, помолчав 3—5 секунд, открывают глаза, улыбаются и говорят друг другу спасибо.

Релаксация: «Спаси птенца». (Приложение 3)

Прощание: Игра «Добрые пожелания».

Цель: развитие моторной координации, восприятия, наблюдательности, воображения, коммуникативных способностей.

Приветствие: Игра «Улыбнитесь друг другу». Игра «Комплименты».

Основная часть:

1. Игра «Соедини точки и раскрась».

Дети с помощью карандаша соединяют точки, ориентируясь на их чередование. Они раскрывают секрет картинки (елочка, автомобиль, зайчик) , дорисовывают и закрашивают их, объединяя в общий сюжет.

Затем каждый ребенок придумывает интересную историю, которая произошла с его героями. Дети выбирают понравившуюся историю.

2. Игра «Ловкие руки».

Каждому ребенку дают по коробочке, в которой находится катушка свитками и карандаш. По сигналу психолога дети наматывают нить на карандаш и по сигналу останавливаются.

Затем, согласовав свои действия со сверстником, делают следующее: один ребенок держит карандаш, а другой наматывает нить на катушку, затем меняются. Потом определяют, какая пара справилась быстрее.

3. Игра «Что перепутал художник»" (рисунок 8) .

Детям предлагается рассмотреть две картинки и найти как можно больше отличий, соблюдая правило: отвечать только по сигналу психолога и не повторяться. За правильное выполнение правила и отличие ребенок получает фишку. По окончании игры определяется победитель.

4. Игра «Разрезные картинки».

Детей разбивают на 2—3 подгруппы, каждой из которых дают конверт с частями разрезной картинки и задание быстро сложить картинку. Какая группа справится с этим лучше? Начинают работать по сигналу психолога.

При составлении картинки есть определенные трудности. Психолог умышленно меняет части картинок в конвертах. Например, у одной группы не хватает одной части, а в другой дети обнаруживают лишнюю.

Выполнив задание, каждая подгруппа должна составить по своей картинке рассказ или сочинить сказку. Определяется лучший рассказ или сказка.

Релаксация: «Спаси птенца».

Прощание: Игра «Рукопожатие по кругу»

Занятие 8

Цель: развитие творческого воображения, дифференцированного восприятия, мелкой моторики пальцев, координации движений кисти руки, коммуникативных способностей.

Приветствие: Игра «Улыбнитесь друг другу» Игра «Комплименты».

Основная часть:

1. Игра «Раскрась рисунок» (рисунок 9) .

Дети рассматривают рисунок, а затем раскрашивают его цветными карандашами, стараясь не выходить за контуры.

2. Игра «Попрыгунчики».

Детям раздают по две большие пуговицы и предлагают одной пуговицей надавить на краешек другой так, чтобы та подпрыгнула.

3. Игра «Рисование по клеточкам» (рисунок 10) .

Дети рассматривают рисунки, психолог говорит, что животных, человечков можно рисовать по клеточкам. Это несложно, нужно только внимательно рассмотреть рисунок и сосчитать клеточки. Дети самостоятельно выполняют задание.

4. Игра «Составим все вместе».

Дети коллективно складывают сюжетные картинки из кубиков, составляют интересную историю или сказку по ней.

Релаксация: «Спаси птенца».

Прощание: Игра «Рукопожатие по кругу».

Занятие 9

Цель: развитие устойчивости внимания, произвольного запоминания посредством приема группировки, наглядно-образного и словесно-логического мышления, сообразительности.

Приветствие: Игра «Имя и цветок».

Основная часть:

Детям предлагается небольшой текст из книги, в котором нужно зачеркнуть букву 0.

2. Игра «Не ошибись!»

Дети встают в круг. Психолог бросает кому-то из детей мяч и называет слово, например, «капуста». Ребенок, возвращая мяч, должен назвать обобщающее слово — «овощи».

Обращаясь к другому ребенку, психолог каждый раз называет новое слово.

3. Игра «Группировка».

Перед детьми в случайном порядке разложены картинки, на которых изображены различные виды транспорта в соответствии со способами передвижения: наземный, водный, воздушный (по картинки на каждый вид) . Детям необходимо разложить картинки по группам и назвать обобщающим словом. Проводятся игровые упражнения «Какой группы не стало?» и «Что изменилось в ряду?».

Затем картинки переворачиваются изображением вниз. Психолог показывает на одну из них. Дети должны назвать рисунок. Психолог проверяет правильность ответа.

Таким образом, дети вместе с психологом могут воспроизвести все картинки.

4. Игра «Четвертый лишний».

Из четырех предметов нужно исключить лишний и объяснить, почему: стол, стул, кровать, кукла, кот, собака, корова, теленок автобус, грузовик, трактор, самолет, клубника, черника, клюква, вишня морковь, помидор, редис, свекла, береза, липа, сосна, дуб

5. Игра «На что это похоже?»

Психолог показывает детям карточки с рисунками (например: и т. д.) и предлагает придумать как можно больше вариантов того, на что это может быть похоже. Картинок он поворачивает в разных направлениях.

Релаксация: «Спаси птенца».

Прощание: Игра «Придумай подарок».

Занятие 10

Цель: развитие идентификации, мыслительных операций (обобщение, классификация) , аналитико-синтетической деятельности, умения устанавливать причинно-следственные связи, произвольного запоминания посредством приема группировки.

Приветствие: Игра «Имя и цветок».

Основная часть:

1. Игра «Найди двух братцев» (рисунок 2) .

Детям предлагают рассмотреть рисунки, подсчитать слоников, среди них найти двух совершенно одинаковых и двух чем-то похожих. Ребенок, первым выполнивший задание, объясняет своим сверстникам, чем похожи два братца. Затем психолог предлагает детям найти схожие признаки друг у друга (цвет глаз, волос, одежда, имена и т. д.) .

2. Игра «Конкретизация понятий».

Детям предлагают картинки, на которых изображены чайник, чашка с блюдцем, глубокая тарелка, ложка, вилка, кофейный набор, котелок, миска, кружка, фляжка. Картинки положены в случайном порядке. Дети должны разложить их по группам и назвать обобщающим словом «посуда».

Затем следует назвать каждую группу предметов (чайная, столовая, картофельная, походная посуда) и объяснить, почему она так называется. Психолог просит назвать и другие признаки, по которым можно разгруппировать посуду (например, по материалу: фарфоровая, керамическая, металлическая)

3. Игра «Почемучки».

Психолог предлагает детям поиграть в игру «Почемучки»: задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Если дети затрудняются в формулировке вопросов, психолог демонстрирует несколько вариантов, например: «Для чего дети ходят в школу? д/с?», «Почему взрослые работают?», «Для чего нужен детям, взрослым велосипед?» и т. д.

Психолог учит детей задавать простые и сложные вопросы, затем предлагает игру «Незаконченное предложение». Он проговаривает начало предложения, а дети завершают.

Если человек добрый, то он… Если человек злой, то он… Люди строят дома, чтобы… Дети ходят в д/с, чтобы… Милиционер остановил машину, чтобы… Если помогать маме и папе, то… В дом пришли гости, друзья, потому что… Дети могут ссориться, потому что… Если долго смотреть телевизор, то…

4. Игра «Группировка».

Картинки: цветы — луговые, полевые, садовые (по 1 каждого вида) . Дети раскладывают их по группам и называют обобщающим словом. Далее проводятся игровые упражнения «Какой группы не стало?» и «Что изменилось в ряду?».

5. Игра-шутка.

Психолог вызывает к себе 3—4 детей и предлагает ребятам запомнить, где кто стоит и во что одет, затем просит всех закрыть глаза и ставит ребят в другом порядке, изменив что-то в их одежде. Дети должны определить, что изменилось. Игра повторяется несколько раз.

Релаксация: «Спаси птенца».

Прощание: Игра «Комплименты».

Занятие 11

Цель: развитие сообразительности, наглядно-образного мышления, перцептивных действий обнаружения, различения, мыслительных операций (обобщение, группировка, классификация) , внимания, памяти, речи.

Приветствие: «Улыбнитесь друг другу» Игра «Имя и цветок».

Основная часть:

1. Игра «Кто где спрятался» (рисунок 12) .

Психолог вместе с детьми обсуждают погоду за окном и выделяют ее основные признаки (теплая, солнечная, холодная, ветреная, идет дождь, дует сильный ветер и т. д.) . Затем он предлагает рассмотреть рисунок, найти признаки плохой погоды, создает игровой сюжет: «Начался сильный дождь, тучи заволокли небо, дует ветер. Все животные спрятались кто куда.

Найдите их». В сочетании линий дети должны найти белочек, божью коровку, ежа, птичек, кошку, кузнечика. Психолог поощряет стремление детей помочь своим сверстникам.

2. Игра «Четвертый лишний».

Детям предлагается рассмотреть картинки. Необходимо определить общий признак и назвать всю группу обобщающим словом, найти отличительный признак и исключить одну картинку, объяснить, почему:

помидор, огурец, кабачок, лук - яблоко, груша, апельсин, вишня корова, лошадь, волк, собака - воробей, синица, аист, курица белка, заяц, слон, медведь - лук, редиска, свекла, капуста

3. Игра «Загадки-отгадки»

Психолог читает загадки, обращая внимание детей на картинки-подсказки. Дети отгадывают загадки в парах (советуются, обсуждают, договариваются о том, кто назовет отгадку) .

Зеленый, полосатенький, А в середине красненький. (Арбуз)

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж)

У нашей Анютки зверь в отличной шубке. Возле печи греется, без водички моется. (Кошка)

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга)

Не мышь, не птица в лесу резвится, На дереве живет и орешки грызет. (Белка)

Выпучив глаза сидит, не по-русски говорит, Родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка)

4. Игра «Телеграмма».

Психолог напоминает дошкольникам о том, что для того, чтобы цветы хорошо росли, необходимо за ними ухаживать. Это делает садовник, который знает, что нужно каждому цветку. Психолог предлагает отправить ему телеграмму: «Солнце согрело землю.

В саду надо посадить яркие цветы и ухаживать за ними». Для этого нужно «зашифровать» слова, обозначив их рисунком (можно нарисовать солнце, землю, сад, цветы, лейку и т. д.) . Затем психолог еще раз медленно повторяет текст телеграммы, чтобы дети «зашифровали» его. Далее дети повторяют текст, опираясь на графические схемы.

Релаксация: «Волшебный сон».

Подробней festival.1september.ru

Развитие человека идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по-своему.

Дошкольное детство– один из самых важных этапов жизни ребёнка.

Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление.

Индивидуальным и уникальным является и процесс его развития. Одни дети растут быстрее и опережают своих одногодок, другие отстают в развитии. В возрастной психологии понятие нормы носит скорее статистический характер, то есть нормальным признаются такой темп и направленность развития детей, которые наблюдаются у большинства из них на определенном этапе развития.

Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи) .

В своем сообщении хочу остановиться на некоторых наиболее типичных особенностях развития психических познавательных процессов у дошкольников.

Восприятие.

Восприятие – процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию к новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие.

В младшем дошкольном возрасте восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава – зеленая, лимон – кислый и желтый.

Восприятие в среднем дошкольном возрастестановится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Ребенок 4-5 лет получает представления об основных геометрических фигурах; об основных цветах спектра; о параметрах величины; о пространстве; о времени.

В старшем дошкольном возрасте(5-7 лет) - Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Знания о предметах и свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности. В этом возрасте складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.

Внимание.

Внимание - это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

Первые признаки внимания – на 2-3 неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения.

Внимание ребенка раннего дошкольного возраста является непроизвольным.

В начале дошкольного детствавнимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. Появление нового предмета вызывает переключение внимания на него.

Непроизвольное внимание – преобладающее на протяжении всего дошкольного детства.

Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Младшие дошкольникимогут играть в одну и ту же игру – 25-30 минут. Старшие дошкольники – до 1-1,5 часов.

Дети 4-6 летначинают овладевать произвольным вниманием.

Впервые в этом возрасте они начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.

Начиная со старшего дошкольноговозраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа) . Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности.

Память.

Память –это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.

Узнавание – первый процесс памяти, появляющийся у ребенка.

После 8 месяцев формируется воспроизведение – восстановление в памяти образа.

Память младшего дошкольниканепроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы.

Третий и четвертый год жизнистановятся годами первых детских воспоминаний.

В 4-5 летначинает формироваться произвольная память, однако целенаправленное запоминание и припоминание появляется только эпизодически и зависит от вида деятельности.

На пятом году жизнипамять начинает играть ведущую роль в организации психических процессов становится доминирующей функцией.

К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти.

6-7 ЛЕТ– благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка в старшем дошкольном возрасте становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия.

Именно в этом возрасте наблюдается высокий уровень моторной памяти.

У детей возрастает потребность в двигательной активности. Они осваивают сложные движения, выполняют их быстро, точно. Появляется согласованность, слитность движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность. Поэтому многие дети в старшем дошкольном возрасте начинают заниматься гимнастикой, акробатикой, фигурным катанием, танцами.

Мышление.

Мышление –высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной связи. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления.

Ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой – формируется способность к замещению – умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений.

В 3-4 годаребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя внаглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное) , по форме (это все круглое) , величине (это все маленькое) .

По мере накопления опыта мышление ребенка среднего дошкольноговозраста все больше опирается на образы – представление о том, каким может быть результат того или иного действия.

Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, т.к. к умозаключениям он не готов.

В старшем дошкольном возрастеначинает формироваться словесно-логическое мышление.

Воображение.

Воображение– это способность сознания создавать образы, представления, и манипулировать ими.

Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления.

В раннем детстве воображение имеет воссоздающий характер и возникает непроизвольно, в виде образов полученных впечатлений: прослушивание рассказов, сказок, стихов, просмотров фильмов.

В воображении воспроизводится только то, что оказало на ребенка сильное эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным. Воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.

Старший дошкольный возраст является сенситивным – чувствительным – для развития воображения. Именно в этот период воображение ребенка становится управляемым.

В 5-6 лету детей происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения, к произвольному запоминанию. Это создает основу для развития творческого воображения, обеспечивающего возможность создания нового образа.

Творческое воображение детей проявляется, прежде всего, в сюжетно-ролевых играх, создающих простор для импровизации, а также в рисовании, конструировании и т.п.

Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач.

Перестраивается воображение, из репродуктивного, воспроизводящего, оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы.

Таким образом, рассмотрев некоторые особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста нам взрослым, не следует забывать, что дошкольники еще не научились управлять ходом своего познания и развития. Здесь им нужна поддержка взрослых, их умное руководство и организация.

По теме:

Источник nsportal.ru

Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие дл

Стр. 69

Развитие познавательной сферы дошкольника.

В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится и к сенсорному развитию.

Сенсорное развитие—это совершенствование ощущении, восприятии, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений.

Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов.

Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности.

Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют ускорению сенсорного развития (СНОСКА: См.: Генезис сенсорных способностей/Под ред. Л. Л Всшера. М., 1976, с. 19, 135.) .

Мышление дошкольника, так же как п другие познавательные процессы, имеет ряд особенностей. Так, например, ребенку среднего дошкольного возраста во время прогулки около реки задают следующие вопросы:

— Скажи, Боря, почему плавают в воде листочки?

— Потому что они маленькие и легкие.

— А почему плывет пароход? — Потому что большой и тяжелый.

Дети этого возраста не различают существенные связи в предметах и явлениях, и не могут делать обобщающие выводы.

На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего.

Мышление развивается от наглядно - действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно - схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением. 06разно - схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами.

из 303

Подробней на сайте pedlib.ru

Другие статьи по теме:

  • Познавательная сфера в дошкольном возрасте

    Развитие человека идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по-своему. Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка. Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление. И...

  • Развитие познавательных процессов у дошкольников

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Игры на развитие познавательных процессов у дошкольников

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие волевой сферы дошкольника

    Содержание Введение Глава 1. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольника и ее развитие .1 ­моционально-волевая сфера 1.2 Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника Глава 2. ­ксперимен...

  • Эссе развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Познавательное развитие дошкольников

    Познавательно-речевое развитие дошкольников Познавательно-речевое развитие дошкольников Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Развитие познавател...

  • Развитие эмоционально волевой сферы дошкольника

    Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры» Актуальность. М...

  • Развитие познавательных способностей у дошкольников

    Дидактическая игра в развитии познавательных способностей дошкольников Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №60 «Иволга» Управлени...

  • Развитие познавательной сферы дошкольника

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Эмоционально волевая сфера дошкольника

    Общая характеристика развития эмоционально-волевой сферы дошкольника 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в...

  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Общее познавательное развитие дошкольников

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Задачи познавательного развития дошкольников по фгос

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...