Познавательно речевое развитие дошкольников

«Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг»

Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Задачи: актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года; развивать умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы; осуществлять контроль за соблюдением педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Ход деловой игры

1. Вступительная часть

Выступление старшего воспитателя :

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время забывают об этом и пускают процесс развития речи ребенка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых, чаще – за компьютером, у телевизора или с игрушками, редко слушает сказки и рассказы из уст мамы или папы. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами чаще всего сталкиваются педагоги и родители.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

1. Односложная, состоящая из простых предложений речь. Неспособность грамотно построить распространенное предложение

2. Недостаточный словарный запас.

3. Замусоривание речи сленговыми выражениями, употребление нелитературных слов.

4. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить развернутый ответ.

5. Неспособность построить монолог: сюжетный или описательный рассказ.

6. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи, плохая дикция.

Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад. Считается, что

планомерные занятия в группе помогут малышу в этом нелегком деле.

Дошкольное детство – значимый этап становления способностей человека: двигательных, познавательных, творческих и других. Важно на данном этапе комплексно и разносторонне развивать способности ребенка. При разработке содержания и методике занятий, в том числе по физическому развитию, стимулирующих познавательную активность детей, мы руководствуемся тем, что уровень познавательной активности возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно и если она вызывает у детей интерес. Устойчивый интерес побуждает ребенка к активности, к преодолению препятствий, связанных с работой или учебой.

Учитывались также основные требования, которые предъявлялись к деятельности, развивающей способности человека: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности исполнения, должная мотивация.

Активизировать познавательную деятельность помогли специальные организационно-методические приемы:

1. Упражнения дыхательной гимнастики, особенность которых состоит в создании сопротивления выдыхаемому воздуху со стороны артикуляционных органов за счет произнесения на выдохе различных звуков и звукосочетаний.

2. Произнесение звуков и звукосочетаний на выдохе во время упражнений статического характера.

3. Упражнения, направленные на развитие двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук.

4. Народные подвижные игры, созданные на основе художественного поэтического текста.

5. Использование в процессе сюжетных занятий загадок, песен, словесных методов.

2. Проведение деловой игры

Правила игры:

-умение слушать других;

-вырабатывать общее решение вопроса;

-принимать активное участие в игре;

-не оспаривать оценку жюри;

-соблюдать культуру речи и тактичность;

-придерживаться регламента.

Атрибуты игры:

-эмблемы команд;

-значки капитанов;

-куб с цифрами;

-колокольчик;

-песочные часы;

-запись с легкой музыкой;

-воздушные шары с вопросами внутри.

Ведущий представляет команды, напоминает правила игры.

Разминка

Капитаны команд бросают куб с цифрами и получают по вопросу для своих команд:

1. Какой вид деятельности дошкольника благоприятен для развития социальной и познавательной активности? (Игра)

2. Что в первую очередь влияет на формирование человеческой личности? (воспитание, социальная среда, наследственность)

Скороговорка

Ведущий предлагает капитанам с помощью куба выбрать скороговорку и произнести четко и быстро.

-В живом уголке жили ежи да ужи

-Лена искала булавку, а булавка упала под лавку

Блиц-турнир

Ведущий предлагает капитанам выбрать по воздушному шару с вопросами.

Вопросы для первой команды:

1. Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника? (на первом плане- общение со сверстниками, дети умеют привлекать к себе внимание соседа, интересуются его делами.)

2. Назовите главные задачи познавательного развития (развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, обобщать способы собственной деятельности, отбирать необходимую информацию)

Вопросы для второй команды:

1. Перечислите функции речи старшего дошкольника (речь служит для установления контакта с окружающими, привлечения к себе внимания, речь как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка)

2. Назовите задачи познавательного развития в процессе патриотического воспитания (развитие общих познавательных способностей: наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки; воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей, этики межнациональных отношений)

Кроссворд

По горизонтали: 1. Особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами. (эмоции). 2. Жесткий стиль руководства с опорой на принуждение (авторитаризм). 3. Стиль руководства, опирающийся на потребности ребенка в положительных эмоциях (демократизм). 4. Моделирование детьми действий взрослых; школа общения с ребенка. (игра)

По вертикали: 1. Одна из форм человеческого взаимодействия, обмен действиями, мыслями, поступками. (общение) 2. Обострение взаимоотношений (конфликт) 3. Устойчивые эмоциональные отношения к людям, к явлениям действительности (чувства) 4. Средство общения (язык)

Музыкальная пауза (подведение итогов)

3. Подведение итогов, принятие решений

1. На занятиях и в свободное время создавать проблемные ситуации, побуждающие к активизации мыслительной деятельности, познанию окружающего мира

2. Для развития познавательно-речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы поисковой деятельности.

3. Педагогам представить в методический кабинет разработки развивающих игр для создания картотеки.

www.maam.ru

Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность (1 часть)

Инновационный педагогический опыт

по теме:

«Речевое развитие дошкольников через

познавательно - исследовательскую деятельность».

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Именно в детстве происходит зарождение личности. Осознавая свое «я» (мой пол, мой возраст, мои интересы, способности, мои отношения со сверстниками и взрослыми, мои стремления, ребенок начинает самоутверждаться «я сам! », воздействовать на ситуацию, активно вступать в отношения «я и другие». Устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром.

Также именно в детстве начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной стороны речи.

Великие педагоги и психологи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Г. А. Фомичева, К. Д. Ушинский отмечали, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности познания окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее его отношения со взрослыми и сверстниками.

Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.

Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:

- ухудшение состояния здоровья детей

- существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей

- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе

- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Поэтому, я считаю, что речевое развитие было и остается главной задачей в деятельности педагогов ДОУ.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Здесь необходимо вести целенаправленную, последовательную педагогическую работу, предполагающую использование арсенала специальных методов и собственных речевых упражнений ребенка.

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И задача, нас - педагогов не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Итак, целью познавательно - речевого развития является:

- всестороннее развитие личности ребенка;

- приобщение к человеческим ценностям;

- формирование творческого воображения, развития любознательности, как основы познавательной активности;

Задачи:

- способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

- обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

- формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

- поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности

При организации познавательно-речевого развития детей, я опираюсь на следующие направления:

• Совершенствование собственной речи. Дошкольник, проводящий большую часть в детском саду, воспринимает нашу речь, как образец. Особое внимание обращаю на произношение длинных и незнакомых слов.

• Формирование представлений об окружающем мире. Здесь дети учатся объяснять мир: понимать, что происходит сейчас, предугадать, что произойдет в будущем, принимать нужные решения; определять свое отношение к происходящему: различать, что хорошо, а что плохо.

Поэтому, НОД, я стараюсь строить таким образом, чтобы дети чувствовали себя настоящими исследователями. А для этого:

- в процессе НОД создается проблемная ситуация;

- дети высказывают предположение о том, что они будут изучать на занятии;

- в беседе со мной, дети открывают для себя новые знания;

- дети определяют правильность своих предположений;

- дети объясняют, что они узнали и учатся оценивать, как они работали.

• Развитие любознательности. Любознательность – качество присущее всем детям. И здесь важная задача – поддерживать любознательность ребенка, организуя НОД, наблюдения, стараться вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направлять детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умения делать выводы.

• Сенсорное воспитание, так как для ребенка-дошкольника, познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.

• Игра, являющаяся одной из самых действенных средств познавательно-речевого развития. Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл – познание мира, воспитание определенных нравственных качеств.

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

1. Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) для создания образа персонажа. Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В группе созданы необходимые условия для организации сюжетно – ролевых игр: «Больница», «Аптека», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Библиотека», «Шоферы», «Летчики», «Моряки».

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

Содержание проводимых мною театральных занятий включает себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры-драматизации;

- разыгрывание разнообразных сценок и сказок;

- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

В группе имеются разные виды театров: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, кукольный театр («Репка», «Колобок», пальчиковый театр («Теремок», «Лиса, заяц и петух»). Изготовлены реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей: ширмы для кукольного театра, костюмы, маски (к сказкам «Три поросенка», «Красная шапочка».)

2. Строительно-конструктивные игры.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Под моим руководством дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх-вниз, длинный - короткий и т. д.

В группе организован уголок художественного труда, где выделено место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы родителей, воспитателей и др.) . Размещены материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном, для работы с использованным материалом (различные коробки, поролон, пенопласт и др., природный материал (шишки, веточки, желуди, ракушки и т. д.)

3. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В группе предоставлены для детей разнообразные дидактические игры, большая часть которых сделана своими руками и руками родителей.

Это настольно-речевые дидактические игры, содержащие в основе парность картинок, принцип разрезных картинок, сюжетных картинок, которые очень привлекают детей и дают возможность уделить внимание каждому ребенку.

Также в группе имеются настольно-печатные игры: «Домино», «Лото», «Мозайка»(настольная, напольная, «Пазлы» различной модификации;

игровые наборы: «Сложи узор», «Изучаем время», «Дорожные знаки», «Цифры», «Буквы».

Дети с большим интересом занимаются с многофункциональными логическими кубами.

В группе собрана картотека по артикуляционной гимнастике, пальчиковой игре, физкультминуток.

Весь этот материал позволяет детям при желании воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.

4. Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи (образование прилагательных от существительных, образование множественного числа существительных). Развитие получает такой вид связной речи, как описательный рассказ.

www.maam.ru

Познавательно-речевое развитие дошкольников

Трушкина Лариса Борисовна, воспитатель детского сада-школы раннего развития (с 4-х лет) МБОУЛ «ВУВК им. А. П. Киселева»

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль интеллектуального развития подрастающего поколения.

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

-обедненный словарь;

-часто неверная конструкция предложений;

-неспособность связно и последовательно изложить события;

-дефекты произношения;

-сбивчивый темп речи.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

• Ухудшение состояния здоровья детей;

• Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

• Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

• Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

• Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами грамотности». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Внутренние механизмы речи образуются только под влиянием систематически организованной речи взрослых. При передаче сообщения в мозг вводится два вида информации:

1) о предметах и явлениях;

2) о правилах языка, на котором это сообщение передается.

Речевая среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино, театр. Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях. Средством обучения развития детей служит речь педагога.

В традиционной дошкольной методике развития речи основной формой является обучение на специальных занятиях. Но практика и многочисленные современные исследования доказали, что на занятиях речь детей плохо развивается, речевые фронтальные занятия неэффективны.

Отличительные особенности занятий познавательного цикла у педагогов нашего детского сада:

Интеграция содержания;

Использование информационных технологий;

Использование проблемных ситуаций, проблемных вопросов;

Исследовательский метод.

Воспитатели широко используют разнообразные дидактические, словесные и речевые игры и упражнения, словотворчество и игры на развитие творческого воображения («Плохо- хорошо», «Перевёртыши» и др., речевые логические задачи и т. д.

В помощь воспитателям разработаны методические рекомендации по организации и проведению сюжетно-ролевых игр, в которых используется методика разбора практических ситуаций. В старшем дошкольном возрасте широко используются компьютерные игры.

Целью учебных занятий является не само по себе усвоение соответствующих знаний и навыков, а развитие у детей психологических предпосылок перехода в школу, методы обучения опираются на характерные для дошкольников виды деятельности и формы мышления.

Интересной формой познавательно-речевой сферы деятельности должна стать познавательная игротека. Игротека охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип работы познавательной игротеки – все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, все можно потрогать, взять в руки и рассмотреть.

Контекстами для занятий познавательного цикла выступают доступные и интересные дошкольникам «типы исследования»:

Опыты (экспериментирование) ;

Коллекционирование (классификационная работа) ;

Путешествие по карте.

Первые два «типа исследования» присутствуют в свободной самостоятельной деятельности наших старших дошкольников. Для детского экспериментирования в старших и подготовительных группах созданы специальные «познавательные» зоны, в которые входят : мини-лаборатории с магнитами, песком глиной, бумагой разного качества. В методическом кабинете собран практический материал для простых детских опытов и экспериментов.

В течение трех лет педагоги ДОУ используют в работе проектный метод. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться у изменившейся ситуации школьного обучения. Метод проектов предполагает яркий эмоциональный выход в виде презентаций и праздников («Кошки», «Птичья столовая», «Путешествие по Солнечной системе», «Семь чудес света») .

Для успешного познавательно-речевого развития дошкольников активно используются различные конкурсы. В практике нашего детского сада оказались очень плодотворными и интересными конкурсы, проводимые совместно с родителями («Дары Золотой Осени», «Лучший новогодний букет», «Детский карнавальный костюм») .

Для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимы:

1. эмоциональный комфорт (положительные эмоции) ;

2. демократический (партнерский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнер, но партнер-инициатор и консультант) ;

3. достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия) ;

4. большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т. е. развивающая и обучающая среда.

Итак, чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Мы стремимся к тому, чтобы, благодаря содержательному общению и обучению у детей сформировался образ мира, обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивалась диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это является одной из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Литература:

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов н/Д, 2004.

Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Развитие познавательных способностей у младших школьников. – Ярославль, 2004.

www.maam.ru

Развитие познавательно-речевой деятельности

Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей: ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач (слайд)

1. НАПРАВЛЕНИЕ «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

- Образовательная область «Познание»

ЗАДАЧИ:

-сенсорное развитие

-развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

-формирование элементарных математических представлений

-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение ряда задач (слайд)

2. – Образовательная область «Коммуникация»

Задачи:

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми

- развитие всех компонентов устной речи детей

- практическое овладение воспитанниками нормами речи

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: (слайд)

3. Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Задачи:

- формирование целостной картины мира

- развитие литературной речи

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Приемы, используемые для развития познавательно – речевого развития традиционны (слайд)

4. НАГЛЯДЫЕ: наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций, экскурсии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ: упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, поисково-исследовательская деятельность.

СЛОВЕСНЫЕ: рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Остановимся более подробно на некоторых из ни (слайд)

5. Экскурсия

Элементарно-поисковая деятельность

Игра

6. ЭКСКУРСИЯ

-

В ходе экскурсий, тематических занятий дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, совершенствуя диалогическую речь. Зачастую дети играют роль экскурсовода и рассказывают о выставленных экспонатах музея. При этом отрабатывается монологическая речь. После таких экскурсий организовываются выставки детских рисунков, поделок, на которых дети могут самостоятельно или с помощью взрослого представит продукты своего творчества. В рассказах дети упражняются в согласовании слов в словосочетаниях и предложениях, учатся правильно строить предложения и использовать языковые средства для соединения их частей. Т. е. вырабатывается грамматически правильная речь и языковое чутье.

Использование экскурсий в работе с детьми ведется по двум основным направлениям, которые формируют систему ценностей ребенка, способствуют воспитанию толерантности, познавательно-речевому, творческому и эмоциональному развитию. (слайд)

7. 1НАПРАВЛЕНИЕ: Взаимодействия МБДОУ с социальными институтами города (музей, Художественная галерея, библиотека)

2 НАПРАВЛЕНИЕ: использование целевых прогулок в помещении МБДОУ и его окрестностях и создание мини-музеев в дошкольном учреждении.

Взаимодействие с социальными институтами города способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности. Посещение различных по тематике выставок формирует основы художественной и визуальной культуры дошкольников. Полученные представления об увиденном дети переносят в разнообразную деятельность (продуктивную, познавательную, речевую, художественно-творческую). (слайд фото) три клика мышкой

Несмотря на огромную направленность городских музея, галереи в плане просвещения и образования дошкольников, экспонаты, представленные для просмотра. Не всегда бывают доступны детскому восприятию и пониманию.

Другое дело мини-музеи, созданные в дошкольном учреждении организуются с учетом возрастных особенностей дошкольников и ориентированы на уровень сформированности их познавательных процессов, поэтому главное во время экскурсий в такой мини-музей не ценность самих экспонатов, а наличие условий для расширения кругозора, формирования самостоятельности и инициативы, совершенствования познавательных процессов и речевого развития.

Интерьер музея постоянен. Обновляются лишь экспонаты, которые красочны и всегда вызывают живой интерес у детей. Тематика выставок разнообразна и ориентирована на детей разного возраста: «Музей Природы», «Музей народного творчества», «Музей игрушек», «Музей музыкальных инструментов» и т. д. Независимо от тематики экскурсий задачи познавательно-речевого развития дошкольников решаются комплексно, с учетом возрастных особенностей детей и требования программы.

ПОИСКОВО_ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя» Альберт Энштейн

Любознательность – качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличие у ребенка этого качества свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача педагога поддерживать любознательность, организуя поисково-исследовательскую деятельность, стараясь во время экспериментов ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать простейшие выводы. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и представлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака- это вата, потому что они белые, звезды- лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. В этом педагогу придут на помощь игры-эксперименты. (слайд фото) четыре клика

Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересными увлекательны для старших дошкольников, т. к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать ее. Анализировать и сопоставлять факты. Делать выводы, и добиваться результата.

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа. Служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» А. С. Макаренко

Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребенок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. (слайд фото)

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей. (слайд фото)

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях. (слайд фото)

Дидактические игры занимают особенно-важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребенок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. (слайд фото)

Остановимся подробней на некоторых видах игр.

ИГРЫ С МОДЕЛЯМИ

«Исследования показали, что дети дошкольного возраста могут не только действовать с готовыми моделями, но и самостоятельно строить их» Л. А. Венгер

Игры с моделями. Содержание, которых включает в се необходимые условия для познавательно-речевого развития в старшем дошкольном возрасте.

(слайд фото) два клика мышкой

Игры с моделями предполагают построение моделей и воссоздание смоделированной ситуации в сюжетно-речевой игре. Они могут быть использованы как воспитателями детских садов, так и родителями.

Например. Детям предлагается составить на листе бумаги. При помощи геометрических фигур, план комнаты куклы. Наблюдения показывают, что дети с удовольствием продумывают каждую деталь интерьера, проигрывают воображаемые ситуации, которые связаны с определенной окружающей обстановкой. Можно услышать следующие рассуждения: «Здесь, посередине будет стол. А вокруг много стульев; К Маше (кукле) придут гости и она их будет поить чаем; чашки будут стоять здесь, в шкафу около окна».

Дети с удовольствием воссоздают по разработанному ими плану устройство дома из игрушечной мебели. Любят приглашать гостей на новоселье куклы и вносить коррективы в свой план, если увидят что-либо любопытное в игрушечной квартире, обустроенной другим ребенком.

Подобные игры с моделями могут быть и в «Зоопарк»(где дети становятся экскурсоводам и в «Город строителей».

На схеме дети указывают. Какие животные живут в зоопарке, где находятся вольеры. Можно попросить обустроить так. Чтобы в южной части зоопарка были представители жарких стран, а в северной части, те, кто любит морозы. Разрабатывая экскурсионный маршрут нужно продумать. Что рассказывать о каждом обитателе. Здесь активизируются знания о флоре и фауне каждого уголка земного шара.

Игры с моделями могут быть и настольными. Дети рисуют и оформляют настольную игру самостоятельно или с помощью взрослого. В самодельные настольные игры дети играют с большим удовольствием, чем в игры заводского производства. Взаимодействие детей в процессе разработки модели, и самой игры достаточно продолжительное. Ребенок учится ставить игровые задачи и принимать их от сверстников. В игре с моделями возникает ролевая беседа.

Наличие стойкого познавательного интереса к игре позволяет самостоятельно решать появляющиеся конфликты, что положительно влияет на становление личности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРОТЕКА

• Дидактические и настольно-печатные игры

• Иллюстративный материал

• Коллекции

• Демонстрационный материал

• Оборудование для элементарного экспериментирования и наблюдений

• Мини-библиотека

Интересной формой познавательно-речевой сферы деятельности может стать познавательная игротека. Игротека охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип работы познавательной игротеки – все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Все можно потрогать, взять в руки и рассмотреть. Рубриками познавательной игротеки могут быть : «Цветочное королевство», «Экспериментируем вместе», «Путешествие по Солнечной системе» или любая лексическая тема.

Так же в приемной можно оформить уголок для родителей «Мама, поиграй со мной» и в течении года выкладывать перечень игр по познавательно-речевому развитию детей дома.

Таким образом, для детей познавательно-речевое развитие – это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоении задач у детей не возникнет.

www.maam.ru

Познавательно-речевое развитие дошкольников

Познавательно-речевое развитие дошкольников

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей: ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире и регулируют его деятельность. Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет.

Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему? », «Зачем? », «Как? ». Дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Познавательная деятельность - это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.

Задачи воспитания:

• Обогощать познавательную сферу детей

информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

• Обогощать эмоционально-чувственную

сферу детей в процессе непосредственного

общения с предметами, явлениями, людьми.

• Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

• Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

• Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности.

Вся работа строится на следующих принципах:

• принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.

• принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.

• принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.

• принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;

• принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

Приемы и технологии, используемые в ДОУ при формировании познавательно-речевой деятельности детей:

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов и т. д.

• Практические – упражнения, игры, эксперименты и опты, моделирование, проектная деятельность.

Модель развития связной речи дошкольника.

Познавательно – исследовательская деятельность многогранна: здесь и занятия, целевые прогулки, экскурсии, совместная (беседы, наблюдения, дидактические игры) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке) .

Развитию речи особая роль отводится на занятиях разного вида: грамоты, где ребенок экспериментируют со словами; конструированию из разных материалов; математике с упражнениями в счете, ориентировке на листе бумаги и в пространстве, знакомстве с геометрическими фигурами и размером предметов, составлением и решением задач; ознакомлению с природой и познанием окружающего мира. Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенок учится составлять фразу, пользоваться распространенными предложениями, устанавливать связи между словами, высказывать свои мысли (“У Миши было два красных флажка, а синих на один меньше. Сколько синих флажков было у Миши? ”) .

Важнейшую роль в познании имеют тематические занятия. Они углубляют представления детей о предмете, событии, явлении, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, делать выводы, высказывать общее мнение. Рассказы детей могут быть в форме “телефонного разговора”, “детского журнала”, “радиопередачи”, “телепередачи”, из личного опыта и т. п. Но не все дети активны, поэтому индивидуальное рассказывание необходимо сочетать с коллективным (прием моделирования, когда один ребенок начинает рассказ, другой продолжает, третий заканчивает. Этот прием помогает неуверенным детям участвовать в обсуждении, т. к. они рассказывают свою часть текста, чувствуя поддержку сверстников, в тоже время заставляет всех детей следить за речью выступающих. В ходе таких рассказов уточняются представления детей о природе, явлениях, предметах и т. д.

Доступные и интересные дошкольникам типы исследований:

Опыты (экспериментирование) .

Коллекционирование (классификационная работа) .

Путешествие по глобусу и карте.

Путешествие "Назад в прошлое"

Первые два типа присутствуют в свободной деятельности старшего дошкольника. Наблюдая за деятельностью детей, мы видим, с каким азартом ребёнок разбирает механические устройства. Чтобы посмотреть, как они устроены, или манипулирует различными предметами с целью вызвать какой-либо эффект. Ребёнок может также увлекаться сбором простых коллекций, сортировкой предметов (камней, фантиков, марок, вкладышей и т. д.) .

Инициаторами исследования-путешествия являются взрослые, но принимаются ребёнком, поскольку воображаемый план сходен с сюжетно-ролевой игрой.

Для опытов и классификационной работы следует обратиться к событиям, которые реально происходят в природе, в социальной жизни, или специально смоделированном пространстве (например, внесении магнита, коллекции минералов и другое) .

Результатом таких экспериментов становится формирование каких-либо причинно-следственных связей. В результате усвоения причинно-следственных связей обогащался словарный запас детей, улучшался грамматический строй речи (образование множественного числа существительных, образование прилагательных от существительных). Развитие получил такой вид связной речи, как описательный рассказ.

Для типа исследования "путешествие по глобусу и карте" в качестве материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат наглядно-графическими заместителями целостного "пространства мира". Начиная воображаемое путешествие с детьми, обсуждаем и выбираем пункт назначения (отправляться ли на этот раз на реку Лимпопо, по следам доктора Айболита т. п., намечаем маршрут, подходящий для путешествия вид транспорта, выбираем возможные пути на глобусе, "прокладываем" его цветным маркером по карте, высказываем предположения о том, что может встретиться в пути.

Исследовательская деятельность, может быть "обрамлена" другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания:

• Исследовательская деятельность - затем сюжетно-ролевая игра.

• Чтение небольшого художественного произведения (по конкретной теме) - затем собственно исследовательская деятельность.

• Исследовательская деятельность - затем продуктивная деятельность, продолжающая тему.

Процесс обучения речи и мыслительное развитие составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют описываемые предметы. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями (Пример: песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что – либо сделать, а из мокрого можно лепить) .

Познавательное развитие ребенка, развитие его мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления (вьюга, метель, поземка, пурга – явления природы, связанные с ветром и снегом, сильно отличаются друг от друга). Воспитатели, не только расширяют словарь ребенка, но и дают углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойства и качества предметов, их многофункциональность (золотые руки, золотая голова, золотая осень, золотые браслеты, синонимами – ручка двери, ручка ребенка, ручка для письма; словообразованием – снег – снеговик – снегурочка – снегопад – снегоход; антонимами – холодно – тепло, длинный – короткий.

Критерием успешности ребёнка является комплекс показателей исследовательской деятельности к концу дошкольного возраста. Ребенок:

• Проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за

пределами конкретной ситуации, задает вопросы: "зачем? ", "почему? ", "как? ";

• Обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждения ("потому что. ") ;

• Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно «читать" схемы, карты, чертежи и делать

что-то по ним (лепить, конструировать) ;

• Стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных

материалов, вещей (коллекции) ;

• Самостоятельно составляет схемы, карты, пиктограммы;

Речь часто определяется как озвученная мысль или форма существования ребенка. По содержанию речи, ее грамотности мы судим об интеллектуальном уровне дошкольника, определяя его готовность к школе, т. е., перефразируя пословицу, можно сказать “Встречают по одежке, а провожают по уму, о котором судят по речи человека”.

Прикреплённые файлы:

poznovatelno-rechevoe-razvitie_q7ler.pptx | 2404,47 Кб | Скачан: 171
www.maam.ru

«Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ»

Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.

Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Поэтому я в своей работе особое внимание уделяю развитию речи своих воспитанников.

На мой взгляд, развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

Я считаю, чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательно-речевом развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов.

Одним из результативных способов формирования познавательно-речевой активности для нас является метод ТРИЗ-теория решения изобретательских задач.

Используя ТРИЗ, мы заметили, что у детей повысился уровень развития интеллектуальных способностей, памяти, внимания, воображения, речи, логического мышления, повысилась исследовательская активность детей.

Познавательно - речевую деятельность мы организовываем в форме диалога, это приемлемый и результативный способ для нас.

Используем вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Например, показываем детям зеленый мяч и зеленый кубик, спрашиваем, по какому признаку они похожи (по цвету, а какой признак у них разный (форма). Дети хорошо усвоили «тризовские» символы, с желанием выполняют задания с их использованием.

Активно в своей работе применяем игры с элементами ТРИЗ («теремок», хорошо-плохо, да-нетка, что будет, если) и многие другие игры, позволяющие развивать речевую активность детей.

Так же используем наглядное пособие «Круги Луллия», с помощью которого у детей формируется осознанное отношение к процессу комбинирования информации. Например, на сектора первого, самого большого круга прикрепляют изображения животных (собака, кошка и др.) ; на сектора второго - их детенышей (щенка, котенка, и т. п.) ; третьего – пищу, которую едят эти животные (кость, молоко и т. д.) . Нельзя не отметить универсальность игрового пособия, используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Полученные навыки дети закрепляют в самостоятельных играх с «Речевыми кругами» в свободное время. А самое главное, использование данного пособия, способствует формированию умения ребенка строить предложения, т. к. в основе лежит алгоритм.

Познакомившись с технологией ТРИЗ, дети научились находить выход из проблемных ситуаций. Решение ситуации стало более творческое, оригинальное. Не стесняются высказывать свои предположения, повышается уровень речевой активности, развивается свободное общение.

Я считаю, что положительных результатов в работе с детьми можно достигнуть только в тесном взаимодействии с семьей. На начальном этапе в своей работе с родителями мы познакомили их с методом ТРИЗ через беседы, консультации. Темы консультаций: «ТРИЗ в детском саду и дома», «Дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые методикой ТРИЗ», «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию». Это способствовало установлению контакта и дальнейшего тесного сотрудничества с родителями.

В результате использования в работе методов ТРИЗ, у детей возникло положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрасла познавательная активность и интерес; они стали проявлять бОльшую активность в принятии самостоятельных решений. Помимо этого у детей расширился кругозор, появилось стремление к новизне, к фантазированию; обогатилась речь, она стала наиболее образной, увеличилась точность суждений.

Осуществляя руководство познавательно-речевой деятельности своих воспитанников, мы подсказываем им образцы правильной речи, особое внимание уделяем монологической и диалогической формам, произносительной стороне речи. Формируем потребность делиться своими впечатлениями со сверстниками и взрослыми.

Для успешного использования ТРИЗ-технологии мы создаем соответствующую развивающую среду, которую предусматривает данная технология, а именно: оформили зону, куда вошли группа образно-символического оборудования, представленная специальными наглядными пособиями, пособиями, расширяющими круг представлений ребенка, способствующими поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений, а также приобрели дидактические развивающие игры и пособия, картинки, различный изобразительный и бросовый материал. Все пособия дети имеют возможность использовать в самостоятельной деятельности.

«Научиться самому и научить другого» - это одно из основных правил ТРИЗ-технологии. Поэтому мы акцентируем внимание в работе с детьми на таких моментах. Большинство наших воспитанников уже не только знают правила игр, приемов ТРИЗ-технологии, но и пытаются проводить их со сверстниками, взрослыми, посетившими нашу группу. Например: Дети провели игру «Да-нетка», с Любовь Васильевной и Юлией Евгеньевной, самостоятельно объяснили им правила и ход игры, что очень радует нас, указывает на то, что методы и приемы, выбранные нами эффективны, дают положительные результаты.

Из всего вышесказанного я могу сделать вывод: методы ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностям, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС, поэтому я вижу необходимость в дальнейшем использовании данного метода в своей работе.

www.maam.ru

Предварительный просмотр:

Познавательно-речевое развитие дошкольников

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль интеллектуального развития подрастающего поколения. Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Речь – яркий показатель развития ребенка. Речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей.

-обедненный словарь;

-неспособность связно и последовательно изложить события;

-дефекты произношения;

-сбивчивый темп речи.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

• Ухудшение состояния здоровья детей;

• Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

• Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

• Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

• Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи,

Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.

Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными студиями. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь.

Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи.

И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Внутренние механизмы речи образуются только под влиянием систематически организованной речи взрослых. При передаче сообщения в мозг вводится два вида информации:

1) о предметах и явлениях;

2) о правилах языка, на котором это сообщение передается.

Речевая среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино, театр. Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду.

В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях. Средством обучения развития детей служит речь педагога.

В традиционной дошкольной методике развития речи основной формой является обучение на специальных занятиях.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:

• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Основные задачи познавательно-речевой деятельности:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Отличительные особенности занятий познавательного цикла у педагогов детского сада:

Интеграция содержания;

Использование проблемных ситуаций, проблемных вопросов;

Исследовательский метод.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:

1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.

Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний.

Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным.

Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитее любознательности. Любознательность - качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы.

Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.

В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.

5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления - доступность.

Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.

Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.

Воспитатели широко используют разнообразные дидактические, словесные и речевые игры и упражнения, словотворчество и игры на развитие творческого воображения («Плохо - хорошо», «Перевёртыши» и др., речевые логические задачи и т. д.

В помощь воспитателям разработаны методические рекомендации по организации и проведению сюжетно-ролевых игр, в которых используется методика разбора практических ситуаций.

Целью учебных занятий является не само по себе усвоение соответствующих знаний и навыков, а развитие у детей психологических предпосылок перехода в школу, методы обучения опираются на характерные для дошкольников виды деятельности и формы мышления.

Интересной формой познавательно-речевой сферы деятельности должна стать познавательная игротека. Игротека охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип работы познавательной игротеки – все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, все можно потрогать, взять в руки и рассмотреть.

Контекстами для занятий познавательного цикла выступают доступные и интересные дошкольникам «типы исследования»:

Опыты (экспериментирование) .

Коллекционирование (классификационная работа) .

Путешествие по карте.

Первые два «типа исследования» присутствуют в свободной самостоятельной деятельности старших дошкольников. Для детского экспериментирования в старших и подготовительных группах должны быть созданы специальные «познавательные» зоны, в которые входят мини-лаборатории с магнитами, песком глиной, бумагой разного качества.

Проектный метод даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться у изменившейся ситуации школьного обучения. Метод проектов предполагает яркий эмоциональный выход в виде презентаций и праздников. Для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимы:

1. эмоциональный комфорт (положительные эмоции) ;

2. демократический (партнерский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнер)

3. достаточная свобода для деятельности.

4. большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т. е. развивающая и обучающая среда.

Итак, чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Мы стремимся к тому, чтобы, благодаря содержательному общению и обучению у детей сформировался образ мира, обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивалась диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это является одной из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

. Используемая литература:

• М. Н Алексеева. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»

• А. Г. Арушанова. «Речь и речевое общение»

• А. К. Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»

• С. В. Никитин. «Сенсорное воспитание в детском саду»

• Ж. Пиаже. «Ребенок и мышление ребенка»

• Ф. А. Сохина. «Развитие речи детей дошкольного возраста».

Литература:

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов н./Д, 2004.

Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать. – Ростов н./Д: Феникс, 2007.

Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Развитие познавательных способностей у младших школьников. – Ярославль, 2004.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Методическая консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников» - Детсад Клуб

Методическая консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Автор: Калашникова Вера Владимировна, воспитатель МДОУ детский сад «Красная шапочка» (пгт Междуреченский)

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.

Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:

• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Основные задачи познавательно-речевой деятельности:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:

1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.

Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний.

Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным.

Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод.

Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитее любознательности. Любознательность - качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы.

Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.

В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.

5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления - доступность.

Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.

Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.

Используемая литература:

• М. Н Алексеева. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»

• А. Г. Арушанова. «Речь и речевое общение»

• А. К. Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»

• С. В. Никитин. «Сенсорное воспитание в детском саду»

• Ж. Пиаже. «Ребенок и мышление ребенка»

• Ф. А. Сохина. «Развитие речи детей дошкольного возраста».

Добавить комментарий

Материал www.detsadclub.ru

Персональный сайт - Познавательно-речевое развитие

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету”

К. Д. Ушинский

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В текущем учебном году продолжалась работа по созданию оптимальных условий для развития речевой компетенции воспитанников. Большое внимание уделялось методическому обеспечению педагогического процесса по данному разделу: оформлены перспективные планы по интеграции образовательных областей, разработана система конспектов различных интегрированных мероприятий педагогического процесса, разработаны и осуществлены образовательные проекты:

  • · «Развитие внимания детей 6-7 лет через игровую деятельность»,
  • · «Дидактическая игра – средство сенсорного развития детей в младшей группе»,
  • · «Играем – речь развиваем».

В ДОУ созданы условия для работы по познавательно – речевому развитию дошкольников: картотеки по артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, физминуток, дидактические игры, пособия, способствующие развитию речи детей: материалы для рассказывания (сюжетные картины, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры – лото, домино, «Детеныши и их животные» и мн. др.) , позволяющие детям воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем

В группах имеются настольные театры, это позволяет детям брать на себя роль персонажей сказок, что способствует развитию диалогической речи воспитанников. Для воспитанников ДОУ во всех возрастных группах созданы необходимые условия для организации сюжетно – ролевых игр: «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Автобус» и др. что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнёром – сверстником, партнёром – взрослым.

Анализ деятельности по данному направлению показывает, что педагоги учреждения используют эффективные средства речевого развития, учитывая возрастной и индивидуальный подход, наблюдается преемственность в развитии речи между возрастными группами.

Важно отметить, что педагоги успешно развивают коммуникативные умения, как в условиях естественного общения, так и в нетрадиционных формах речевой деятельности: встречи в библиотеке (литературные викторины) .

Воспитатели проводят определённую работу по коррекции и развитию произносительной стороны речи, лексического объема и грамматического строя речи, обеспечивают обучение грамоте.

Одной из задач умственного воспитания дошкольников является – развитие познавательных психических процессов: восприятия, внимания, мышления и речи.

В 2011 – 2012 учебном году в средней группе функционирует кружок

«В гостях у весёлого Язычка» (руководитель Полякова Е. Г.) . Занятия кружка включают в себя систему игр: артикуляционных, пальчиковых, словесных (подвижные, хороводные) , игры с предметами, с элементами драматизации и т.д. Постоянная смена деятельности, наличие наглядности помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия кружка.

Для педагогов проведены следующие мероприятия:

  • семинар – практикум «Здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию речи»,
  • семинар – практикум «Система педагогической работы по развитию словотворчества детей»,
  • семинар – практикум «Требование к речи педагога дошкольного учреждения»,
  • мастер – класс «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Проведены консультации: «Познавательно – речевое развитие при проведении игр развивающего характера», «Игра в интеллектуальном развитии ребёнка», «Как способствовать развитию внимания старшего дошкольника», «Интеллектуальные игры для развития мышления дошкольников»

В 2012 году проведён открытый показ пальчиковых игр во всех возрастных группах ДОУ.

Для педагогического просвещения родителей проведены консультации: «Учения с увлечением», «Игры на кухне», «Как вырастить гения», «Говори правильно», «Наши пальчики играют». В рубрике в родительских уголках «Мама, поиграй со мной» в течение года указывается перечень игр по речевому развитию детей дома. Оформлены фотовыставки «мы играем целый день, целый день играть не лень».

Проведены семинары – практикумы «Учимся, играя», «Роль семьи в развитии речи детей». Ток – шоу в подготовительной к школе группе «Что нужно знать об интеллектуальной готовности детей к школе»

Активное использование педагогами развивающих приемов носит комплексный и развивающий характер, направленный на развитие интеллекта и овладение коммуникативными навыками.

Профессиональный уровень педагогов позволяет применять инновационные технологии с целью создания оптимальных условий для развития связной речи детей. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, а основным видом деятельности дошкольников является игра.

Педагоги используют в своей работе игры, способствующие умственному воспитанию дошкольников: «Мозаика», «Нанизывания бусинок», «Съедобное – несъедобное» и т.д.

Игры на повышения внимания, развития переключения внимания и навыков самоконтроля: «Тёмный лабиринт», «Муха» и т.д.

Для развития логического мышления воспитанников воспитателем ДОУ Зелениной Н. В. изготовлены и активно применяются игры по методике А. Зака.

Под руководством педагога в подготовительной группе детского сада организован кружок «Умники и умницы». Цель кружка развитие логического мышления дошкольников.

В учреждении созданы оптимальные условия для развития у детей элементарных математических представлений. В группах созданы уголки по познавательному развитию, предоставляющие возможность ребенку действовать индивидуально или вместе со сверстниками. Уголки содержат материалы для рисования (тетради на печатной основе, линованная бумага в клетку, альбомы, раскраски, книги и альбомы (книги для самостоятельных занятий, календари - старший возраст; книги по математике о числах первого десятка, альбомы «Сравниваем», «Цвет») разнообразные дидактические, настольно-печатные игры (пирамидка, матрешка, «многофункциональный куб», пазлы «Подбери по форме», домино, лото, позволяющий детям при желании воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.

Анализ показывает, что в целом грамотно и своевременно обеспечивается научно - методическое сопровождение педагогического процесса по данному направлению.

Источник lychiksad.narod.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательного интереса у дошкольников

    Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных пре...

  • Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста

    Развитие и формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста Статья на тему: Развитие и формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста Актуальность исследован...

  • Развитие познавательной активности дошкольников

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возра...

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Развитие познавательной сферы ребенка дошкольного возраста

    «Развитие познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (Из опыта работы МБДОУ «Детского сада «Северяночка») С первых дней посещен...

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Актуальные проблемы здоровья и физического развития дошкольников

    Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технолог...

  • Развитие познавательной сферы дошкольника

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие познавательных способностей у дошкольников

    Дидактическая игра в развитии познавательных способностей дошкольников Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №60 «Иволга» Управлени...

  • Развитие речи дошкольников по ушаковой

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников

    Развитие предпосылок связной речи у детей раннего возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида второй категории детский сад «Теремок» ст. Буранная. Развитие...

  • Развитие познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государс...

  • Картинки по развитию речи для дошкольников

    Авторские дидактические игры по развитию речи для дошкольников Дидактическая игра «Что для чего» Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложнопо...

  • Развитие связной речи дошкольников

    Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников». Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развит...