Преемственность фгос дошкольного и начального общего образования

Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС (фотоотчёт)

Уважаемые коллеги, хочу поделиться с Вами опытом работы нашего детского сада. Не секрет, что в настоящее время нарушена связь между школой и дошкольными учреждениями. И это произошло не потому, что нет работы между школой и садом, нарушилась преемственность учебных программ. Поэтому появляется необходимость рассмотреть вопрос о методической преемственности, преемственности развивающей среды и стиля взаимодействия взрослых и детей.

Поступление ребёнка в школу – переломный момент в его жизни. В первые же дни меняется его привычный жизненный уклад, он привыкает к новым условиям, знакомится со сверстниками. Поэтому ведущей целью подготовки к школе является формирование качеств необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательность, инициативность и т. д. Быть готовым к школе не значит уметь читать и писать, главное хотеть всему этому научиться.

Для решения проблемы преемственности мы создали программу сотрудничества начальной школы и детского сада, определили единые цели, задачи и формы работы.

Формы работы

Экскурсии в школу

Кабинеты трудов для девочек и мальчиков

Кабинет ОБЖ

"В гости к первоклашкам"

Посещение школьного музея, библиотеки

Спектакль "Храбрый заяц"

Совместные праздники

"День защиты детей"

"23 Февраля"

"Весёлые старты"

Семинары и мастер-классы для учителей и воспитателей

Открытые занятия

Вот такая работа была проведена у нас в прошлом учебном году.

www.maam.ru

Преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС

1 слайд:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь с вами опытом своей работы по теме:

«Преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС»

В поселке Белая Березка детские сады расположены рядом со школой. На базе детских садов обучаются ребята 1-х классов. Как учителю начальных классов по образованию мне представилась возможность работать воспитателем 1 «Б» класса. Сотрудничество между детским садом «Родничок» и школой налажено на протяжении многих лет и вопросы преемственности решаются всегда результативно.

2 слайд:

Преемственность дошкольного образования подразумевает обеспечение плавного перехода одного этапа образования к другому. Человек учится чему-то новому каждый день на протяжении всей жизни, и тот этап, который охватывается обучением в образовательных учреждениях, начинается с детского сада.

Хочется ещё раз подчеркнуть, что дошкольное образование является первой ступенью системы образования в целом.

3 слайд:

Переход из детского сада в школу является важным моментом для каждого ребёнка, ведь именно в это время деятельность воспитанника меняется и переходит на качественно новый этап – ученика, учащегося школы.

При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

4-5 слайд:

В нашем детском саду разработан и реализуется план по организации преемственности между детским садом «Родничок» и школой. С помощью, которого решаются совместные задачи образовательных учреждений.

6 слайд:

Целенаправленное взаимодействие детского сада и начальной школы возможно только при реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС

Программы детского сада и школы предусматривают, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Педагоги дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в I классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому учению.

7 слайд:

Программы между детским садом и школой имею сходства как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Нод – непосредственно образовательная деятельность как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.

В результате планомерной и систематической работы с детьми

формируются следующие личностные качества выпускника ДОУ:

1. Физически развит и здоров, в нем заложена привычка к здоровому образу жизни.

2. Интеллектуально развит, готов к умственному напряжению, сформированы предпосылки к учебной деятельности.

3. Творческая личность в различных видах продуктивной деятельности, умеющих творчески нестандартно мыслить, умелого созидателя.

4. Нравственная личность: сформированы волевые качества – дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, организованность, инициативность и положительные привычки культурно-гигиенические, к регулярному труду.

5. Умеет оценивать поведение и поступки других людей и самого себя с помощью нравственных эталонов, добрый. Патриот своей Родины и своего края, духовно богатый, любящий и охраняющий природу, умножающий её красоту. Знает и бережно хранит культуру своей Родины, своего народа.

6. Обладает коммуникативными навыками и умениями (договариваться, приходить к общему решению, планировать деятельность, учитывать мнение товарища, распределять обязанности) .

7. Счастливый, уважающий себя и других, с верой в себя и вовсе лучшее, чистое, светлое. Смелый и решительный.

8 слайд:

Деятельность воспитателя 1 класса, с которым дети находятся в послеурочное время, обеспечивает постепенное развитие, углубление и закрепление знаний, полученных первоклассниками на уроках.

9- слайд

В своей работе мы опираемся на следующие принципы.

10 слайд:

Одним из главных, позволяющих дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение является принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы.

11 слайд:

При организации деятельности воспитанников используем разнообразные формы взаимодействия.

12, 13, 14 слайд: (фото)

Это совместные экскурсии и праздники, конкурсы и выставки, занятия с различными специалистами.

15-16 слайд:

Для качественного результата реализации программы необходимо тесное взаимодействие между педагогами детского сада и школы.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей между воспитателем и учителем школы является:

- четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

- создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

- учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения.

17 слайд:

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями.

• Совместное проведение родительских собраний.

• Проведение дня открытых дверей.

• Посещение уроков родителями.

• Открытые занятия для родителей ДОУ.

• Консультации воспитателя, учителя начальных классов

• Организация экскурсий в школу.

• Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований

18 слайд:

Благодаря совместной деятельности коллектива детского сада и учителей 1-х классов, семьи, ребенок безболезненно адаптируется к школьной жизни, приобретает важные личностные качества необходимые для дальнейшей жизни в обществе.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-dlja-vystuplenija_0haga.ppt | 20447 Кб | Скачан: 22
www.maam.ru

Преемственность Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и начального образования

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей.

1 слайд

Преемственность в образовании – новое понятие. До недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки обучающегося. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты образовательного процесса, как ситуации взаимодействия детей и педагогов, педагогов и родителей. Именно поэтому сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не только в обучении.

В 1996 г. коллегия Министерства образования Российской Федерации впервые зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития - как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного - начального школьного образования.

Существует несколько понятий преемственности: 2 слайд.

• Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем.

• Преемственность - это специфическая связь м/у разных этапов развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого при изменении целого как системы (в новом виде сохраняются предшествующего этапа развития).

• Преемственность - понятие многогранное. Это и социальная адаптация ребенка в новых условиях, и необходимый уровень развития творческого воображения, и формирование определенных коммуникативных умений.

Слайд 3

• Обеспечение непрерывности развития не на основе отрицания старого, а на основе синтеза (соединения, объединения) самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка.

• Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе. В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования учитывает достижения ребенка-дошкольника и строит свою педагогическую траекторию, опираясь на его индивидуальный потенциал. Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Слайд 4

Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования обусловлена тем, что в настоящее время общими проблемами для всех уровней образования (дошкольное и начальное общее, начальное общее и основное общее и т. д.) являются несовпадения препятствующие стабильности и качественности в процессе получения образования.

В «Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» отмечается, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.

Слайд 5 - В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что образовательные программы дошкольного образования направлены, в том числе на достижение необходимого и достаточного уровня развития для успешного освоения детьми образовательных программ начального общего образования.

Слайд 6 - Вместе с тем в одной из задач «Федерального государственного стандарта дошкольного образования» является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) .

Слайд 7 – В современной ситуации существует противоречие между тенденциями к минимизации содержательных связей в образовательных программах дошкольного и начального уровней образования, все большей рассогласованности деятельности воспитателей детских садов и учителей школы и необходимостью системных взаимосвязей на уровне важнейших элементов смежных образовательных систем.

Слайд 8 - Основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций. Учителя, как правило, недовольны. Для них: преемственность – это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. Считают, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения. Воспитатели обижены. Для них обеспечить преемственность - значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые придут в школу, не было никаких претензий. Считают, что дают каждому ребенку такой знаниевый багаж, который школа и не способна востребовать, в школьной программе это содержание дублируется, и развитие определенных способностей ребенка обрывается. Родители хотят все и сразу. Они, не произнося слово «преемственность», понимают его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить, упуская из виду тот факт, а, на сколько необходимо «особо продвинутые» достижения ребенку именно сейчас – в дошкольном детстве.

Слайд 9 - Точки соприкосновения ФГОСов: 3 группы требований к условиям реализации программы.

Слайд 10 – Образовательные области ФГОСов:

Предметные области ФГОС НОО Образовательные области ФГОС ДО

- обществознание и естествознание (окружающий мир) - социально-коммуникативное развитие

- филология

математика и информатика

технология - познавательное развитие

- филология - речевое развитие

- искусство - художественно-эстетическое развитие

- физическая культура - физическое развитие

Слайд 11 – Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров к универсальным учебным действиям (УУД) .

Стандарт НОО устанавливает требования к результатам освоения программы НОО обучающимися: формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных.

Стандарт ДО также устанавливает требования к результатам освоения программы воспитанниками: целевые ориентиры.

Работа с картами. Педагогам раздаются карты с перечислением целевых ориентиров.

Как вы думаете: какие целевые ориентиры соответствуют личностным универсальным учебным действиям?

Слайд 12: личностные УУД и соответствие с целевыми ориентирами.

Целевые ориентиры ДО:

• Инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игры

• Уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, имеет чувство собственного достоинства

• Способен к фантазии, воображению и творчеству

• Любознателен, проявляет интерес к причинно-следственным связям

• Способен к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных сферах деятельности

Слайд 13 – коммуникативные УУД и соответствие с целевыми ориентирами.

Целевые ориентиры ДО:

• Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх

• Способен договариваться, учитывая чувства и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликтов

• Хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желания

Слайд 14 – регулятивные УУД и соответствие с целевыми ориентирами.

• Способен к воплощению различных замыслов

• Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

• Контролирует свои движения и управляет ими

• Способен к волевым усилиям, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит до конца начатое дело

• Следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях, правилах безопасности и гигиены

Слайд 15 – познавательные УУД и соответствие с целевыми ориентирами

• Склонен наблюдать, экспериментировать

• Обладает начальными знаниями о себе, о предметах, природном, социальном и культурном мире

• Знаком с книжной культурой и детской литературой

• Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории

• Имеет предпосылки грамотности

Слайд 16 – отличия ФГОСов дошкольного и начального образования

ФГОС дошкольного образования ФГОС начального общего образования

1. Нецензовый характер образования в связи с необязательностью данной ступени.

2. Результаты освоения ООП ДО – целевые ориентиры, не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей.

3. Разработка специальных вариантов стандарта для детей с ОВЗ не предусмотрена.

1. Цензовый характер образования: итоговая оценка достижения результатов освоения ООП НОО – основание для перевода на следующую ступень.

2. Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной оценке, метапредметные (УУД) и предметные подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке.

3. Ведется разработка СФГОСов для детей с ОВЗ (в зависимости от характера и тяжести нарушений) .

Прикреплённые файлы:

premstvenost-fgos-do-i-no_kmae1.pptx | 84,16 Кб | Скачан: 213
www.maam.ru

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГТ и ФГОС.

«Школьное обучение никогда не начинается

с пустого места, а всегда опирается

на определенную стадию развития,

проделанную ребенком».

Л. С. Выготский

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Что же такое преемственность?

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

(Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008)

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д.

. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Что такое деятельностный подход?

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

При этом важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.

И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю.

Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

Главной стратегической установкой в реформировании современной системы образования, обозначенной в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”, является обеспечение качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, потребностям личности и социума. Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с “Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) ” понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.

Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• воспитание нравственного человека;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:

• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Реализация общей цели и задач образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

На дошкольной ступени:

• личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

• формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка

• построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

На ступени начальной школы:

• опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

• направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;

• сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

Общие условия:

– признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

– создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

– учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;

– воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;

– создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;

– разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

– осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;

– доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.

В национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).

Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы. Где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

С 1 сентября 2010 года в соответствии с приказом МО и науки РФ № 655 в дошкольном образовательном учреждении введены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В свою очередь в школах с 01.09.2011г. вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования.

В структуру и содержание образовательной программы ДОУ внесены изменения: добавлен раздел, описывающий содержание образовательной работы педагога с детьми по основным направлениям развития ребенка, представленных в Концепции непрерывного образования (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие) в соответствии с образовательными областями.

Разработан и включен в структуру образовательной программы раздел “Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования”. в этом разделе впервые по сравнению с предыдущей структурой образовательной программы обозначены планируемые промежуточные результаты освоения детьми программы, описывающие интегративные личностные качества, необходимые знания, умения и навыки, а также универсальные предпосылки учебной деятельности на каждом возрастном этапе дошкольного возраста (раннем, младшем, среднем, старшем, также описаны планируемые итоговые результаты на выходе ребенка из образовательного учреждения перед поступлением в школу. (портрет выпускника ДОУ, что позволяет отслеживать качество организуемой педагогической работы с детьми.

Новым подходом в образовательной программе стала реализация содержания основной общеобразовательной программы на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Данный принцип позволяет педагогу интегрировать содержание программы в различные виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, двигательной, познавательно-исследовательской и др., что способствует формированию у ребенка целостной картины мира с учетом возрастных особенностей, повышать качество освоения программного материала. Внедрение данного принципа расширяет возможности педагогов активно использовать при организации образовательного процесса проектный метод обучения и воспитания, который позволяет развивать познавательный интерес у детей, формировать умения принимать и сохранять цели и задачи предлагаемой познавательно-исследовательской деятельности, искать способы их решения.

Это в свою очередь способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом образовательный процесс строится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры..

Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно –действенное, наглядно-образное – одним из ведущих методов, используемых педагогами при организации познавательной деятельности в процессе реализации образовательной программы является метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей умению использовать знаково-символические средства изучаемой информации (создание моделей, схем). Это помогает ребенку осваивать явления окружающего мира, которые невозможно воспринимать непосредственно, а также формирует у детей понимание связей между явлениями окружающего мира, их особенности, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Одним из итоговых результатов дошкольного образования должно стать развитие у детей целеполагания (способности принимать и сохранять (ставить) цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата.

Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные в вышеуказанных нормативных документах требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре ООП, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы.

Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по трем основным направлениям:

• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.) ;

• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий) ;

• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Чтобы решить проблему преемственности необходимо разработать Программу сотрудничества начальной школы и детского сада.

Цель данной Программы: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

• экскурсии в школу;

• посещение школьного музея, библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

• выставки рисунков и поделок;

• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ;

• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

• участие в театрализованной деятельности;

• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы) .

2. Взаимодействие педагогов:

• совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;

• семинары, мастер- классы;

• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

• педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

3. Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

• консультации с педагогами ДОУ и школы;

• встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• творческие мастерские;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

• семейные вечера, тематические досуги;

• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.) ;

• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Ожидаемые результаты.

Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:

• обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

• гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

• комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе (см. Приложение 1 «Портрет выпускника ДОУ»; Приложение 2 «Портрет выпускника начальной школы») .

Интергативные качества ребёнка-дошкольника, которые обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, можно обозначить как Портрет выпускника ДОУ

риложение №1

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ:

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества… ;

любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…

эмоционально отзывчивый…

овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

способный управлять своим поведением и планировать свои действия…

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту…

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе…

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Приложение № 2

ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника

«Портрет выпускника начальной школы»:

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Литература:

1. Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008;

2. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии. – 1971.-№ 4.

3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) //Содержание образования в двенадцатилетней школе. -М., 2000.-С. 3-25.

4. Слободчиков В. И., Короткова Н. А. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: Научная концепция/М., 2005

www.maam.ru

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС.

Вопрос преемственности между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. В настоящее время многие педагоги и специалисты, работают в инновационном режиме, целостно видят развитие ребенка (педагогический, психологический, логопедический, медицинский аспекты, что позволяет им осуществлять свою деятельность на основе системы учета индивидуальных достижений воспитанников, их потребностей и особенностей развития, а также обладать компетенциями и владеть технологиями, обеспечивающими реализацию ФГТ и ФГОС НОО.

Изменения, осуществляемые в ходе социально-экономических изменений в совре-менном образовании, актуализируют проблему преемственности.

Феномен преемственности связан с сохранением элементов целого в процессе его развития. Он требует непрерывно осуществлять «связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы». Преемственность носит объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и познании. Она позволяет реализовать на практике две основные закономерности перехода количественных изменений в качественные.

Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача.

"Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок про-должает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни по-степенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В. А. Сухомлинский) .

Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании. Целью преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Новые стандарты (ФГОС) требуют реализации определенных целей:

развитие физических качеств - укрепление физического здоровья;

формирование предпосылок учебной деятельности - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств - духовно-нравственное развитие и воспитание.

Таким образом, детский сад является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

Прикреплённые файлы:

premstvenost-so-shkoloi_ednmd.pptx | 898,28 Кб | Скачан: 385
www.maam.ru

11.02.2014 Круглый стол "Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования"

ГБНУ«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1474

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Дата и время проведения: 11 февраля 2014 г., 10.00-12.30

Место проведения: ГБОУ СОШ №1474 (СОШ №2020)

Адрес: г. Москва, ул. Клинская, д.20А

Проезд: станция метро Речной вокзал, автобус № 233, троллейбус № 58 (до конечной остановки «Петрозаводская») , автобус № 90, 801 (до остановки «Петрозаводская улица») .

Организаторы:ГБНУ «МИРО», ГБОУ СОШ №1474.

Участники: руководители дошкольных образовательных организаций, зам. директоров по дошкольному образованию, старшие воспитатели, специалисты, воспитатели, учителя СОШ.

Ожидаемые результаты:

Участники круглого стола смогут:

- получить информацию по разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ее объему, структуре, условиям реализации и результатам освоения программы в рамках ФГОС ДО;

- обсудить актуальные проблемы внедрения ФГОС ДО в практику ОО;

- задать специалистам вопросы по реализации преемственности дошкольного и начального общего уровней образования.

9.30 – 10.00 – встречаирегистрация участников конференции.

10.00– 10.10 – вступительное слово директора ГБОУ СОШ №1474Курчаткина Ирина Евгеньевна, кандидат педагогических наук.

10.10– 10.50«Роль технологии преемственности в решении задач повышенной сложности при объединении уровней дошкольного и общего образования» – Просвиркин Владимир Николаевич, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, лауреат премий президента и правительства РФ и г. Москвыв области образования, директор ГБОУ ЦО «Школа здоровья» №1679, научный консультант стажировочной площадки «ФГОС дошкольного и начального общего образования».

10.50– 11.05 – «Решение вопросов преемственности детского сада и школы в истории дошкольного образования столицы» – Родина Наталья Михайловна,кандидат психологических наук,ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования им. А. В. Запорожца ГБНУ «МИРО».

11.05– 11.20–«Реализация ФГОС в начальной школе»–Литвина Елена Юрьевна,учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1474.

11.20 – 11.35«Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»Мисожникова Екатерина Борисовна,заместитель директора ГБОУ СОШ №1474,.аспирант ИП РАН.

11.35– 12.00«Образовательная программа образовательной организации, реализующей основную программу дошкольного образования»–Васюкова Наталья Евгеньевна,кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории дошкольного образования им. А. В. Запорожца ГБНУ «МИРО»;Трифонова Екатерина Вячеславовна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования им. А. В. Запорожца ГБНУ «МИРО».

12.00–12.30 –Вопросы, обсуждение, поведение итогов круглого стола.

Подробней preemstvennost.ru

«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС» - дошкольное образование, прочее

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

• выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и дошкольных групп;

• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ;

• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

• участие в театрализованной деятельности;

• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы) .

2. Взаимодействие педагогов:

• совместные педагогические советы (дошкольных групп и школа) ;

• семинары, мастер- классы;

• круглые столы педагогов дошкольных групп и учителей школы;

• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

• проведение мониторинга по определению готовности детей к школе;

• взаимодействие медицинских работников, психологов дошкольных групп и школы;

• открытые показы образовательной деятельности в дошкольных группах и открытых уроков в школе;

• педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

3. Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами дошкольных групп и учителями школы;

• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

• консультации с педагогами дошкольных групп и школы;

• встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

• семейные вечера, тематические досуги;

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является

- четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

- создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

- учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;

Какие же сложности встречаются при реализации преемственности дошкольного и начального образования.

Цели начального образования и дошкольной ступени традиционно не совпадают. Дошкольное учреждение основное внимание уделяет сохранению и укреплению здоровья, всестороннему общему физическому, психическому развитию ребёнка, становления его как личности, то начальная школа свои задачи видит в формировании практических навыков чтения, письма, счёта.

Начальная школа не обеспечивает необходимой постепенности, с первых же дней предъявляет к детям требования, как к уже состоявшимся ученикам.

Преемственность с точки зрения детского сада - это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Сущность преемственности состоит в обеспечении постепенного развития и углубления знаний, в усложнении требований к умственной деятельности, в формировании личного и общественного поведения будущего школьника.

Преемственность с позиции школы - это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребенка, меняется осмысление пройденного на более высоком уровне. Построение работы в школе должно идти с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Наш образовательный комплекс один из первых в городе Липецке. Дошкольные группы и начальная школа находятся в одном здании и у нас одна общая инфраструктура. Это очень удобно для совместной работы.

Практика внедрения образовательных комплексов даёт прекрасные результаты: преемственность дошкольного образование реализуется с наивысшей отдачей. Это повышает многие показатели качества образования.

Кроме того, создание образовательных комплексов ещё и предоставляет массу удобств не только для участников педагогического процесса, но и для родителей, которые, устроив ребёнка в детский сад, будут избавлены от необходимости устраивать его ещё и в школу.

Детям тоже будет легче адаптироваться к новым учебным условиям в более устойчивом коллективе, нежели чем в новом коллективе при переходе из детского сада в школу.

Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе. Подготовка к учению в школе тех шестилетних детей, которые не посещают детский сад, осуществляется в подготовительных классах, организуемых при школах.

Материал kopilkaurokov.ru

Тема: «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС»

Два мира – одно детство.

«Наш труд проходит в мире детства –

вот о чём нельзя забывать ни на минуту.

Мир детства – это в первую очередь

познания сердцем того, что ребёнок

видит вокруг себя, что он сам делает».

В. А. Сухомлинский

(Сл.№3.) Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.

Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В. А. Сухомлинский) .

Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.

На вопрос «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»? Учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.

(Сл.№4) Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям, стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы. (Сл.№5) В 2009 году утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, а 1 сентября 2013 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Обязательная часть программы содержит раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», который предусматривает «социальный портрет выпускника», ориентированный на результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы.

(Сл.№6) Модель выпускника определяет следующие качества личности ребёнка:

1. Физически развитый.

3. Эмоционально отзывчивый.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту) .

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве) стране, мире и природе.

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

(Сл.№7) Отличительной чертой федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, вступившего в силу с 1 сентября 2011 года, является деятельный характер обучения, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, устанавливает требования к результатам обучающихся: к личностным качествам, способность к саморазвитию, формирование мотивации к обучению и познанию, социальной компетентности. Федеральный государственный стандарт отражает преемственность начального общего и дошкольного образования.

(Сл.№8) Современная ситуация требует выработки общих подходов к оценке готовности ребёнка к школе с позиции самоценности дошкольного детства и обеспечения нормального перехода к школьному обучению.

В содержание готовности входит:

Достижение уровня развития Овладение предпосылками учения

- физического - управляемость поведением

- познавательного - планировать и контролировать свои действия

(с учётом школьной - психологической готовности) сверстниками и взрослыми

- слушать учителя

- выполнять его требования.

Важнейшая задача образования и его основной результат – это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе.

Преемственность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты. Об этом можно много рассуждать.

(Сл.№9, 10) Считаем необходимым проводить цикл мероприятий по обеспечению преемственности:

- родительское собрание «Скоро в школу»

- анкетирование

- диагностика знаний и умений в игровой форме

- день открытых дверей.

В нашем посёлке в каждом дошкольном учреждении такая работа ведётся, в той или иной форме.

(Сл.№11) Достижение работы нашего детского сада по преемственности – это конференция «Старший дошкольник – будущий первоклассник». Участники конференции: родители старших дошкольников, воспитатели, специалисты ДОУ, учителя начальных классов

Задачи:

1) Вовлечь родителей, воспитателей, учителей в единый процесс – обеспечение безболезненной адаптации.

2) Формирование правильной, устойчивой мотивации детей к обучению.

3) Ребёнок – субъект образовательного процесса.

4) Повысить уровень педагогической компетентности родителей.

5) Идеальный ученик и счастье – это составляющие одного управления

(Сл.№12) На собраниях рассматривались вопросы

- физическая, психологическая, интеллектуальная готовность детей к школе.

- изучаются критерии успешного обучения

- анализ степени готовности самих родителей к обучению детей в школе

- результаты анкетирования

- результаты интервьюирования (В конце презентации)

(Сл.№13) Такие встречи превращаются в дискуссию, деловое общение приобретает форму открытого диалога, возникает атмосфера доверительных отношений, активного участия воспитателей, родителей, учителей.

Кроме таких встреч учителями организовываются для детей старшего дошкольного возраста – экскурсии в школы, так в начале 2012 – 2013учебного года, дети нашего детского сада посетили школу №1, где их провели по разным кабинетам и что не мало важно и интересно для самих детей – это всё попробовать, в кабинете технологии дети делали оригами, в кабинете информатики – рисовали на нетбуках, в кабинете музыки – пели и танцевали. После таких экскурсий дети с восторгам рассказывают родителям, как замечательно в школе.

Уже на протяжении многих лет дети нашего посёлка посещают субботние школы, что так же положительно сказывается на школьной адаптации. Учителя на протяжении нескольких часов с детьми занимаются в игровой форме, считают, рисуют, пишут, проводят различные игры.

(Сл.№14) Такая работа по преемственности определяет следующие результаты:

1) повышается компетентность родителей

2) открытый диалог в рамках сотрудничества (родители – воспитатели – учителя)

3) безболезненная адаптация

5) обеспечение равных стартовых возможностей

6) защищённость мира детства.

(Сл.№15) В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. В старшем дошкольном возрасте все больше она уступает место «обучению на занятиях».

Эти проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Хорошо, что данные проблемы не касаются наших детей благодаря правильно выстроенной работы по преемственности детского сада и школы.

(Сл.№16) Подводя итог, можно сказать, что положено начало к обеспечению преемственности образовательной программы дошкольных образовательных учреждений с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования. Исключается дублирование программных областей знаний, обеспечивается реализация единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования

(Сл.№17)

Разве можно не любить детей

Бескорыстно, бережно и нежно!

Дети – наше счастье на земле,

Наша совесть, радость и надежда!

(Сл.№18)

Источник nsportal.ru
62.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Преемственность ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования с учетом интересов всех участников образовательного процесса».

СЛАЙД 2

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.

СЛАЙД 3

Так называемые точки соприкосновения мы видим в решении проблем, которые представлены как направления:

1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.

2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС.

3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

СЛАЙД 4

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключаетсядеятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

СЛАЙД 5

Что такое деятельностный подход?

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

СЛАЙД 6

Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься толькокак подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.

Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации кшколе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы на каждой ступени образования можно выделить следующие задачи:

СЛАЙД 7

Основные задачи сотрудничестваДОУ и школы:

• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

САЙД 8

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• воспитание нравственного человека;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

СЛАЙД 9

• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

• развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста ) .

СЛАЙД 10

В соответствии со Стандартом на ступени начальной школыосуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
  • умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
  • индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Принцип развития.

Читать далее nsportal.ru

- В нашем городе уже созданы специальные условия для детей с ОВЗ: так, например, для детей с нарушениями речиосуществляется ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.

В детских садах организованы логопедические группыи логопедические пункты. Кроме того, при ДОУ планируетсяорганизациядополнительныхлогопедических услуг«Логоритмика» (Звездочка) и «(?) Учусь говорить…» («Дружба»)

К сожалению, специальные условия для детей с нарушениями речи созданы в основном в дошкольных образовательных учреждениях.

Единственная школа, в которой созданы условия для «речевых» детей это Основная общеобразовательная школа №5. Коротко об этом расскажет Вафина Ольга Владимировна, учитель начальных классов МОУ ООШ №5.

- (Вафина О. В.)При школе создан логопедический пункт, в который по результатам обследования зачисляются обучающиеся 1-4 классов, но приоритет отдается первоклассникам, чтобы своевременно провести профилактическую работу по предупреждению дисграфии. С ними учитель-логопед проводит подгрупповые коррекционно-логопедические занятия.

Логопедическое обследование проводится и для вновь прибывших детей 5-9 классов в рамках работы школьного ПМПконсилиума. Кроме того, в рамках коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития в коррекционном классе учителем-логопедом реализуется составительская коррекционная программа, а также в школе с детьми, имеющими нарушения речи, в 1,2,3 классе учитель-логопед занимается и во внеурочной деятельности.

К сожалению, это единственный вариант преемственности, как непосредственной прямой взаимосвязи «детский сад-школа» (кадровая проблема) .

СЛАЙД

детейдошкольного и школьного возраста

  • Логопедические группы:

МДОУ – детский сад «Ладушки», МДОУ – детский сад «Звездочка»,

МДОУ «ЦРР- детский сад «Улыбка»,

МДОУ «ЦРР- детский сад «Дружба»

  • Логопункты (в каких?…)
  • (новые/другие) логопедические услуги при ДОУ (как правильно называется?)
  • городская ПМПК (роль?)
  • Логопунктв МОУ ООШ №5 (диагностика обучающихся 1-4 классов, подгрупповые коррекционные занятия) , коррекционные занятияпо составительской программе «Речевая мозаика», внеурочная деятельностьпо программе «Азбука движения» для 1-3 классов, реализуемая учителем-логопедом.

- В нашем городе созданы специальные условия не только для детей с нарушениями речи, но и для других детей с ОВЗ.

- Мы представляем вашему вниманию презентацию опыта по Организации совместной деятельности ребенка с ОВЗ и с детьми дошкольного возраста.Пермякова Ольга Петровна,воспитатель МДОУ – детский сад «Звёздочка»

СЛАЙД

Презентация опыта «Организация совместной деятельности ребенка с ОВЗ и с детьми дошкольного возраста»

- Сейчас мы постарались коротко представить вам варианты сопровождения детей с ОВЗ и проследить, где осуществл Яется преемственность в работе с детьми с ОВЗ между ДОУ и школой, а где нет. И мы, конечно, понимаем, что преемственности в этом вопросе практически нет.

- Мыприглашаем вас нанаши дискуссионные качели, для того, чтобы постараться найти пути решения одной изсамых давних, но всегда актуальных проблем в образовании— проблема преемственности при переходе учащихся с ОВЗ изДОУ в начальную школу.

Для создания «эффекта качелей» нам нужно разделиться на 2 группы:

СЛАЙД

  1. «мнение ДОУ» (с точки зрения педагогов ДОУ)
  2. «мнение ОУ»(с точки зрения педагогов ОУ)

- Призываем всех участников дискуссии активно высказывать свои предложения, освещать проблемы, строить свой разговор открыто.

- Попробуем на наших дискуссионных качелях «раскачать» разные варианты осуществления преемственности.

- Для начала, хотелось бы услышать ваши мысли по поводу уже сказанного:

- вы согласны, что недостаточно осуществляется преемственность между ДОУ и ОУ в работе с «речевыми» детьми и с детьми с ОВЗ?

- а считаете ли вы, что преемственность с «особыми» детьми особенно необходима?

- может быть у вас уже есть какие-либо варианты, того как может осуществляться преемственность, при отсутствии кадров?

- Мы со своей стороны хотели бы предложить к обсуждению вариант преемственности программ: учителя начальных классов вполне могут выявить в 1 классе детей с речевыми нарушениями. Учитывая постепенно приближающуюся стратегию введения инклюзивного образования, педагог все чаще будет оказываться в ситуации, когда среди нормально развивающихся (нормированных) детей «сядут» дети с ОВЗ с различными нарушениями, и с ними тоже нужно будет реализовывать стандарт.

Предложение и Тезисдля обсуждения: Учителю начальных классов при появлении в классе детей с ОВЗ включать в рабочую программу специальный коррекционный блок, который предусматривает коррекционную работу с такими детьми. Ведь в оба стандарта призывают нас обеспечить необходимые условия…

Это предложение касается и программ подготовительных курсов и учителей других «параллелей» . Учитель вполне может предусмотреть и прописать особые приемы, методы в работе с «особым» ребенком на уроке и во внеурочной деятельности. Здесь не имеются ввиду какие-либо специфические упражнения, … (у всех есть педагогическое образование и общие сведения и представления о детях с проблемами и о работе с ними)

СЛАЙД

Тезис 1: «Коррекционный блок в рабочих программах педагогов ОУ по работе с детьми с ОВЗ»

ЗА – ПРОТИВ

- Следующий тезис очень взаимосвязан с предыдущим: чтобы помочь педагогу разобраться в диагнозе и в построении коррекционной работы с «особым» ребенком мы предлагаем продумать вариант взаимодействия ПМПконсилиумов ДОУ и ОУ в плане совместных заседаний для обмена информацией без называния фамилий детей, а например, проговаривая диагнозы и консультируя по разработке дальнейшего образовательного маршрута детей со схожими заключениями. В Положениях консилиумов (добавить пункт) прописать частоту таких заседаний, цель и режим работы и степень ответственности, вопросы о персональных данных и т.п (и /или что-либо еще)

СЛАЙД

Тезис 2:Взаимодействие ПМПк ДОУ и ПМПк ОУ

ЗА – ПРОТИВ

Подведение итогов. Рефлексия

—Мы останавливаем наши дискуссионные качели. Спасибо всем законструктивную иплодотворную работу. Многие проблемы преемственности были вскрыты. Спасибо, что мывместе искали и обсуждали пути решения некоторых изних. Прошу вас, уважаемые коллеги, для протокола нашей секции сформулировать иозвучить принятые решения (погруппам) .

СЛАЙД

резкого перелома вжизнь детей.

Пусть, став учеником, ребенок

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Фгос дошкольного образования

    ФГОС дошкольного образования Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образован...

  • Фгос до определяет содержание дошкольного образования как

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Фгос дошкольного образования смотреть

    ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования. Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО Теоретическая основа работы Актуальность ФГОС в дошкольном образовании -...

  • Информация по фгос дошкольного образования для родителей

    «Что такое ФГОС дошкольного образования?» Консультация для родителей Уважаемые родители! С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный госуд...

  • Анализ фгос дошкольного образования

    Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения с учётом требований ФГОС «Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательног...

  • Вариативные программы дошкольного образования по фгос

    Вариативность примерных программ дошкольного образования (сравнительный анализ) «Вариативность примерных программ дошкольного образования» 1 слайд. Сравнительный анализ примерных общеобразователь...

  • Преемственность дошкольного и начального образования

    Преемственность Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и начального образования Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и...

  • Реализация фгос дошкольного образования

    Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы дошкольного образовательного учреждения На сегодняшний день перед нами (педагогами) актуальным является вопрос организации деятельности в...

  • Проблемы введения фгос дошкольного образования

    Выступление на тему «Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования» (часть I) часть 2 «Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги уже год мы с вами жив...

  • Проблемы преемственности дошкольного и начального образования

    Преемственность Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и начального образования Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и...

  • Документ фгос дошкольного образования 2015

    Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений» УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Второй год я являюсь руководителем ГМО воспитателей подготовительных...

  • Цели фгос дошкольного образования

    ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования. Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО Теоретическая основа работы Актуальность ФГОС в дошкольном образовании -...

  • Цели и задачи фгос дошкольного образования

    Консультация для родителей «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС» Презентация «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС» 1 слайд Уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с ф...

  • Новое содержание дошкольного образования с введением фгос

    Доклад «Обеспечение доступности качественного дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования» «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитан...