Проблема музыкального развития детей дошкольного возраста

Роль музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста

Григорьева Анна Ивановна,

педагог дошкольного образования ДОУ Детский сад № 44 станицы Васюринской Динского района Краснодарского края.

Становлению музыкальной культуры детей дошкольного возраста придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. На развитие теории и практики музыкального воспитания дошкольников в нашей стране оказали значительное влияние взгляды ведущих педагогов и психологов России В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, П. Ф. Каптерева.

Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию. Одним из компонентов человеческой культуры является воспитание.

Музыка в свою очередь обладает широким диапазоном воспитательного воздействия на детскую личность. Детские музыкальные впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что важно для интеллектуального развития дошкольника.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок, особенно в первые годы жизни.

Особая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит семье, которая имеет решающее значение в формировании личности ребенка. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Важно, чтобы уже в первые годы жизни рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Семья является первой и наиболее значимой ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Чем выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоциональную сферу своих детей, тем содержательнее становится музыкальное воспитание ребенка.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни ярко выражены - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, это свидетельствует о музыкальности; у других детей - позже, труднее.

Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. Но отсутствие раннего проявления способностей, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но и приемы, формы культурного поведения, культурные способы мышления.

Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, чувств, развитие эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

«Только развивая эмоции, интересы, вкус ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления».

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятие - мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.

Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой - классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.

Важным определяющим фактором образовательной среды является педагог. От уровня и качества его подготовки во многом зависит успех образовательного процесса, в особенности для детей дошкольного возраста. В связи с этим современному педагогу, воспитателю необходимо понимать язык музыкального искусства, уметь раскрыть красоту музыки и ее своеобразие детям, пробуждая их самостоятельность и активность в разных видах музыкальной деятельности.

Существенным показателем развития учебно-воспитательного процесса является возникновение новых, прогрессивных идей и тенденций совершенствования: содержания, форм, средств и методов обучения, на основе которых возникают новые теоретические положения, дающие обоснование и направление для оптимальных педагогических действий.

Актуальным и значимым для современной музыкальной педагогики остается поиск действенных механизмов музыкального воспитания; разработка инновационных авторских методик музыкального образования и воспитания, а также глубокое осмысление состояния музыкального воспитания в России.

Литература

1. Бехтерев В. М. Избранные труды по психологии личности в двух томах. Т. 1: Психика и жизнь. Т. 2: Объективное изучение личности. Серия: Российские психологи: Петербургская научная школа.

1999.

2. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х тома. М. Педагогика 1979г.

Роль музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста

4. Лихачев Б. Т. Простые истины воспитания. - М. 1983.

5. Морева Н. Вопросы музыкального воспитания в психолого-педагогической теории// Дошкольное воспитание, 1998 № 2.

6. Радынова О. П., Катинене А. И., Полавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М. 1994.

7. Ростопшин П. Психология и педагогика. М., 2001.

8. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону. 1999.

9. Теплов Б. М. «Психологиямузыкальныхспособностей» - М., 1978.

Поступила в редакцию 24.06.2008 г.

Бехтерев В. М. Избранные труды по психологии личности в двух томах. Т. 1: Психика и жизнь. Т. 2: Объективное изучение личности. Серия: Российские психологи: Петербургская научная школа. 1999.

Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х тома. М. Педагогика 1979г. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Московского университета.

Сер. 14, Психология. 1991. N 4. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.

Теплов Б. М. «Психология музыкальных способностей» - М., 1978.

Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Московского университета. Сер.

14, Психология. 1991. N 4.

Радынова О. П., Катинене А. И., Полавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М. 1994

Ростопшин П. Психология и педагогика. М., 2001.

2006-2015 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.

Источник
Источник www.jurnal.org

Дипломная работа

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста

по специальности 050707.65 Педагогика и методика дошкольного образования

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста

.1 Развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема

1.2 Теоретические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста

1.3 Формы организации детской музыкальной творческой деятельности

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий

2.1 Анализ программ музыкального воспитания дошкольников

.2 Система музыкальных занятий дошкольников в условиях ДОУ

.3 Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников

Выводы по второй главе

Заключение

Приложение №1

Введение

Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста.

­та проблема привлекла и наше внимание и легла в основу темы нашей работы: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Цель исследования: раскрыть педагогические возможности музыкальной деятельности дошкольников как одного из средства развития музыкальных способностей.

Объект исследования: процесс музыкального воспитания и развития детей 5 - 6 лет.

Предмет исследования: развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно если:

1.определены особенности музыкального воспитания дошкольников;

2.выявлены критерии развития музыкальных способностей детей;

.разработана система музыкальных занятий в соответствии с возрастными особенностями детей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий.

.предложены методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Гипотеза и цель определили следующие задачи исследования:

1. Определить особенности музыкального воспитания дошкольников на основе анализа психолого-педагогической литературы.

2. Выявить и экспериментально проверить педагогические возможности системы музыкальных занятий в развитии музыкальных способностей у старших дошкольников.

. На основе полученных результатов сформулировать методические рекомендации по организации работы по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Методологической основой работы стали педагогические и психологические исследования в области развития личности (Л. С. Выготский, Подьяков Н. Н, Усова А, П., Люблинская А. А., Венгер Л. А., Дьяченко О. М, Жуковская Р. И.) ; музыкально-эстетического развития и воспитания дошкольников (Ветлугина Н. А., Дзержинская Л., Метлов Н., Радынова 0., Теплов Б. М., Д. Б. Кабалевский, Б. В. Асафьев, Б. М. Неменский) .

Методы исследования: 1) анализ научно-теоретической, учебной, программно-методической литературы по теме работы; 2) анализ работы дошкольного учреждения по вопросам музыкально-эстетического воспитания дошкольников и организации музыкальных занятий; 3) наблюдение; 4) беседа.

Глава 1. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста

.1 Развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема

Музыка как вид искусства напрямую обращен к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Прежде всего, эта удивительная способность отображать переживания людей в разные моменты жизни и делает музыку совершенно исключительным средством развития личности дошкольника, его способностей.

Яркие музыкальные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Еще одна особенность - воздействие на человека с самых первых дней его жизни. Все это делает музыкальное искусство мощнейшим средством воспитания и развития личности ребенка.

Музыкальное искусство - один из специфичных и сложных видов искусства. Специфичность заключена в использовании особых средств выразительности - звука, ритма, темпа, сила звучания, ладо-гармонической окраски. Сложность состоит в том, что звуковой образ, созданный с помощью перечисленных средств выразительности воспринимается и трактуется каждым слушателем по-своему, индивидуально. Из

s

Материал с сайта studsell.com

Низкий

На втором, организационном этапе, я пополнила картотеку музыкально-дидактических игр соблюдая определенную классификацию.

1. Игры для развития ладового чувства, которые способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведений, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные и хороводные) .

Для развития ладового чувства я использую следующие музыкально-дидактические игры: «Зайки», «Три цветка», «Волшебный телевизор», «Мажор-минор», «Море», «Солнышко и тучка», «Светофор», «Ромашка», «Чудесная стрелка», «Звезды», «Наши песни», «Волшебный волчок», «Кто подошел к теремку», «Песня-танец-марш», «Цвет-настроение», «Чудесный мешочек» и т.д.

2. Игры для развития музыкально-слуховых представлений. Они связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения.

Поскольку в формировании музыкально-слуховых представлений большую роль играют восприятие мелодии, моторика, интеллектуальные и зрительные представления, для развития этой способности я использую музыкально-дидактические игры, которые наглядно моделируют расположение звуков по высоте, показывают направление движения мелодии. Здесь наглядный, словесный и практический методы могут применяться в сочетании друг с другом. Для развития музыкально-слуховых представлений я использую такие игры как «Птица и птенчики», «Курицы», «Часы», «Матрешка шагает», «Где мои детки?», «Три медведя», «Курица и цыплята», «Кто в домике живет?», «Ступеньки», «Лесенка», «Ученый кузнечик», «Кого встретил колобок?», «Труба», «Качели», «Три поросенка», «Сколько нас поет?» и т. д.

3. Игры для развития чувства ритмаоснованы на способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить (хлопками, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений) .

Так как чувство ритма наряду с ладовым чувством образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку, для передачи ритма и характера музыки в движениях применяются все виды игр (настольные, подвижные, хороводные) . Подвижные игры могут быть и сюжетными, и несюжетными. Для развития чувства ритма на занятиях и использую следующие музыкально-дидактические игры: «Веселые дудочки», «Определи по ритму», «Короткие и длинные звуки», «Воздушные шары», «Петушок, курочка, цыпленок», «Зимняя роща», «Волшебные дудочки», «Сложи песенку», «Определи по ритму».

При разработке методической системы я учитывала следующие принципы:

1.Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка;

2.Принцип педагогической поддержки;

3.Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества;

4.Принцип систематичности, последовательности.

Работу по совершенствованию музыкальных способностей воспитанниковя организовала через следующие формы работы:

•музыкальное занятие, в котором на ряду с основными видами деятельности я включила музыкально-дидактическую игру;

•самостоятельная музыкальная деятельность детей;

•музыка в повседневной жизни и на праздниках.

Музыкальные занятия – это основная форма организации, в которой я решаю задачи формирования музыкальных способностей детей. Все виды занятий (индивидуальные, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и интегрированные) применяются и варьируются в зависимости от тематики, возраста и уровня развития музыкальных способностей детей.

Методика проведения музыкально-дидактических игр.

Организация музыкально-дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению игры, её проведение и анализ.

Подготовка к проведению игры:

1. отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;

2. углубление и обобщение знаний;

3. активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

4. установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

5.определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально) ;

6.подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки и др.) ;

7.подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

8.подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

9.разучивание музыкального материала.

Проведение музыкально-дидактических игр включает:

1.ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них) ;

2.объяснение хода и правил игры;

3.показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие;

4.определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра; непосредственное участие педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактических задач, игровых правил

Анализ проведенной игры.

Анализ направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок.

Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

В совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития музыкальных способностей большую роль отводила тесному педагогическому контакту музыкального руководителя и воспитателя, что дает положительный результат в музыкальном развитии детей. Воспитатель осуществляет преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального развития детей.

Формы работы с педагогами:

Читать далее nsportal.ru

Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие

Стр. 12

§ 2. Проблема целостного развития ребенка дошкольного возраста

Трудно спорить с постулатом о том, что ребенок развивается как цельный феномен. Невозможно представить себе, что в определенные часы или годы происходит развитие какого-либо конкретного психического процесса. Еще нелепее выглядит предположение о том, что, например, в педагогическом процессе детского сада утром осуществляется только физическое, а вечером — интеллектуальное развитие дошкольника.

Однако и психолого-педагогическая наука, и педагогическая практика по сей день не дают однозначного ответа на вопросы:

  • как понимать целостность человека, каковы ее составляющие, что образует «ядро» этой целостности?
  • как объяснить проблему целостности развития?
  • как проектировать педагогический процесс, чтобы он был направлен на развитие ребенка как целостности и на целостность его развития?

Объясним свою точку зрения на эти вопросы. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что возвращаться к этому материалу, возможно, придется в процессе чтения других разделов книги, поскольку излагаемые мысли являются выражением авторских мировоззренческих идей, взглядов, философско-педагогической позиции, т.е. методологическим подходом к рассмотрению проблемы музыкального развития и воспитания ребенка дошкольного возраста.

Методология— система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

В качестве преамбулы обратим ваше внимание на три ремарки. Во-первых, целостность — это внутреннее единство, непротиворечивость, гармония как внутри самого объекта (в нашем случае — человека) , так и во взаимодействии его с окружающим миром. Многие ученые придерживаются точки зрения, что целостность — это синтез качеств, характеризующих высший уровень развития.

из 372

Материал pedlib.ru

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа дала мне возможность полнее выявить возможности ребенка, раскрыть его музыкальные способности в пении. Работа с отстающими детьми позволяла мне найти причину задержки в музыкальном развитии.

Например, низкий диапазон голоса Андрея не позволял ему петь в более высоком регистре. И проводя с ним индивидуальную работу я транспонировала песни в удобный для него диапазон и постепенно расширяла его в течение года.

Теперь он может петь сливаясь с голосами остальных детей. У некоторых детей причиной нечистого интонирования в пении является неразвитость одной из музыкальных способностей.

Поэтому я старалась подобрать специальные упражнения «Пойду ль я, выйду ль я», «Во поле береза стояла» , с помощью которых эта способность развивалась наиболее успешно. Чисто интонирующим детям подбирала другой репертуар (с более широким диапазоном) «Ласточка моя», «Наследники России».

Выявив склонности детей в певческой деятельности, я советовала родителям, обучать детей в школе искусств пению.

Использование песенного репертуара на праздниках и развлечениях.

Песни становятся основой проводимых в детском саду разнообразных развлечений и праздников. Они представляют собой наиболее яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие радость и эстетические переживания. В своей работе я использовала различные виды развлечений, праздников, музыкальные сказки, концерты, театрализованные постановки по сказкам, которые организовывала по инициативе детей, подбирала наиболее любимые из разученных ими песни; драматизации; фольклорные праздники, где дети исполняли русские народные песни, некоторые из них в сопровождении шумовых инструментов. Приложение № 14.

Масленица

Театрализованные постановки по сказкам.

Использование различных видов театров.

Сезонные праздники, где песни исполняли не только дети, но и взрослые; праздники, посвященные знаменательным датам . Приложение № 15.

Выпуск в школу

Осенние встречи

День защитников Отечества

Дети с удовольствием показывают свои достижения родителям, детям и гостям детского сада. Частыми гостями на праздниках являются учителя, завучи, директор общеобразовательной школы №3.

Дети нашего детского сада постоянно участвуют в концертах в

г. Фокино, г. Дятьково, г. Брянске в конкурсах детского музыкального творчества, где показывают высокие результаты исполнительства. Ежегодно наши дети становятся участниками последнего звонка в общеобразовательной школе №3.

Частыми гостями нашего детского сада являются дети, обучающиеся в школе искусств, которые знакомят детей с музыкальным искусством.

Многие наши воспитанники становятся учащимися школы искусств, в частности отделения «Народное пение».

Результативность по опыту моей работы подтверждена:

  • Положительной динамикой обследования певческих, творческих навыков детей.
  • Победами воспитанников детского сада в городских, районных конкурсах детского творчества.
  • Победами бывших моих воспитанников, ныне учащихся школы искусств, отделения «Народное пение» в городских, районных, областных, конкурсах детского творчества. Приложение № 16.

Федорцова Наташа– воспитанница детского сада «Лесная сказка» и учащаяся школы искусств, победительница городских, районных и областных конкурсов. Летом 2002 года с фольклорной группой ездила в Германию.

Морозова Рита– воспитанница детского сада «Лесная сказка» и учащаяся школы искусств, победительница городских, районных и областных конкурсов.

Ковардакова Александра– воспитанница музыкального руководителя Самсоновой Натальи Михайловны в детском саду «Лесная сказка» и школы искусств.

Участница городского конкурса «Весенние звездочки».

Победитель VI областного конкурса юных исполнителей «Дебют на концертной сцене».

Победитель I областного фестиваля – конкурса юных исполнителей народной песни «Неиссякаемый родник».

Победитель II областного фестиваля – конкурса юных исполнителей народной песни «Неиссякаемый родник».

Победитель городских и районных конкурсов юных исполнителей народной песни.

Вокальный ансамбль школы искусств г. Фокино бывшие воспитанники музыкального руководителя Н. М. Самсоновой, победители городских, районных и областных конкурсов.

Так постепенно наши дети приучаются к музыкальному искусству, учатся красиво петь, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания и интересы. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир.

Работа с воспитателями.

Свою работу я организовала в тесном контакте с воспитателями. Составила план работы. Приложение № 17.

С большой серьезностью воспитатели подходили к изучению репертуара, музыкально – дидактических игр, активно участвовали в развлечениях, праздниках, где исполняли роли, пели сольно и дуэтами. Всегда советовались, как лучше организовать развлечения в группах, на участках.

Часто использовали знакомые песни, песенные упражнения на других занятиях. В работе с воспитателями использовала различные формы работы: занятия по развитию музыкальных способностей, индивидуальную работу, совместное планирование, анкетирование, выставку литературы, консультации. Приложение № 18.

Работа с родителями.

Также свою работу организовывала и в тесном контакте с родителями. Спланировала систему работы с родителями, составила план приложение №19,определила направление и формы работы, провела анкетирование. Приложение № 20.

Обучала родителей практическим умениям; вовлекала в образовательный процесс (проводила дни открытых дверей) ; проводила деловые игры; выступала на родительских собраниях; устраивала совместные праздники «День матери», «Поле чудес», КВН; готовила материалы для родительского уголка, проводила консультации. Приложение №21.

В группах для родителей обновляла папки – передвижки с кармашками для текстов песен, которые они пели с детьми дома.

Оформила стенд для воспитателей и родителей, в котором регулярно меняла материал. Вопросы музыкального воспитания, в частности, обучение детей пению вызывают у родителей некоторые вопросы.

Как преодолеть застенчивость, как развивать музыкальные способности детей в пении дома, как правильно научить детей петь. Чтобы ответить на все интересующие вопросы проводила консультации, в основном индивидуально.

Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Отвечая на вопросы родителей стремилась дать им квалифицированный совет, чему – то научить. Тематика консультаций была разнообразна.

Она определялась задачами музыкального воспитания и потребностями родителей. Однако, планируя консультации, учитывала уровень подготовленности родителей в вопросах музыкального воспитания.

Для более качественного развития музыкальных способностей детей в пении составила и использовала программу развития музыкальных способностей в пении и оформила её в таблицу с выделением целей каждого занятия по принципу от простого к сложному. В неё включила 10 занятий, состоящих из заданий на развитие слухового внимания, мелодического, звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, творческих навыков в пении, сочинении.

Занятия проводила в форме игр, упражнений, то есть в доступной и понятной для детей деятельности. Все занятия заимствованы у М. А. Михайловой. Работу осуществляла во всех видах музыкальных занятий на материале русского фольклора. Ведь именно фольклор расширяет запас музыкальных представлений (интонационных, ритмических и т. п.) .

Программа включала в себя два этапа.

1 этап – развивающий (занятия с 1 по 6) был направлен на накопление

навыков развития специальных музыкальных способностей: тембрового, звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, элементарных певческих навыков.

Занятия проходили в нетрадиционных формах обучения: музыкальных игр, музыкальных загадок и сказок, что формировало интерес к дальнейшей музыкальной деятельности и творчеству.

2 этап – репродуктивно – творческий (занятия с 7 по 10) . Погружала детей в творческую деятельность. Дети импровизировали и сочиняли на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков. Приложение №22.

Чтобы проверить эффективность моей системы работы провела в конце учебного года диагностику. Приложение № 23.

Сравнительная диагностика

уровня развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессеобучения пению

Сравнивая уровень развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в начале и конце года видим, что количество детей с высоким уровнем тембрового слуха увеличилось до 6 человек, что составляет (50%) , со средним уровнем 6 человек (50%) , а количество детей с низким уровнем снизилось до 0%.

В категории мелодический слух повысилось количество детей с высоким уровнем 9 человек (75%) , количество детей со средним уровнем составило 2 человека (16,7%) , а количество детей с низким уровнем снизилось до 1 человека (8, 3%) . В категории звуковысотный слух повысилось количество детей с высоким уровнем 7 человек (58,3%) , количество детей со средним уровнем составило 5 человек (41,7%) , а количество детей с низким уровнем снизилось до 0%. В категории чувство ритма повысилось количество детей с высоким уровнем 9 человек (75%) и 5 человек (41,7%) , количество детей со средним уровнем составило 6 человек (50%) и 3 человека (25%) , а количество детей с низким уровнем снизилось до 1 человека (8,3%) и до 0%. В категории музыкальная память повысилось количество детей с высоким уровнем 8 человек (66,7%) , количество детей со средним уровнем составило 4 человека (33,3%) , а количество детей с низким уровнем 0%. В категории творческие навыки также наблюдались значительные изменения: количество детей с высоким уровнем 6 человек (60,%) , со средним 4 человека (33,3%) , с низким 2 человека (6,7%) .

Диагностика в конце года показала, что повысился уровень детей во всех категориях, а количество детей с низким уровнем снизился в среднем до 1 человека.

Сравнительная диагностика показала, что к концу года , во всех категориях повысился высокий уровень развития музыкальных способностей в пении.

Таким образом, проанализировав полученные результаты, пришла квыводу:

1. Музыкальный слух:

Мелодический слух.

Дети научились слушать мелодическую линию, определять характер ее движения, пользоваться правильно своим голосом, дыханием, дикцией. Достаточно точно исполнять мелодию песен и попевок, контролируя свое исполнение и помогая себе движением руки, в зависимости от движения мелодии.

Тембровый слух

Дети без особого труда различают разные тембры. Дают им образную характеристику.

Звуковысотный слух.

У детей расширился диапазон голоса, они умеют пользоваться им. Интонируя чисто звуки лада в интервале от секунды до квинты на различные слоги.

  1. 2.Чувство ритма.

Дети умеют работать с ритмическими заданиями. Умеют воспринимать слухом ритмический рисунок и исполнять в виде хлопков без особого труда и напряжения.

  1. 3.Музыкальная память.

Дети имеют достаточно большой багаж памяти музыкальных произведений. Могут образно воспринимать и исполнять многие из них с достаточной точностью, воспроизводя интонацию, ритмический рисунок, характер и образ музыкального произведения.

  1. 4.Творческие навыки.

В сочинениях детей присутствовало разнообразие характеров и образов, созданных различными средствами выразительности мелодии – ритмического строения, динамики, своеобразия движения мелодической линии.

Заключение

1. Изучив определенную теорию, выделены критерии музыкальных способностей в процессе обучения детей дошкольного возраста пению (музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, творческие навыки) . Определены уровни развития музыкальных способностей в пении.

2. Составлена программа развития музыкальных способностей в пении для детей старшего дошкольного возраста, которая включила в себя два этапа.

1 этап: развивающий – направлен на накопление умений и навыков развития музыкальных способностей, формирование интереса к дальнейшей музыкальной деятельности.

2 этап: репродуктивно – творческий носит более сложный характер. Он направлен на самостоятельное использование опыта музыкальной деятельности, так как дети сочиняют, импровизируют на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.

Скачать:

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Развитие личности детей дошкольного возраста

    31. Развитие личности в дошкольном возрасте - Психология Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра. Однако на протяжении всего возрастного периода игровая деятельность прет...

  • Развитие личности в дошкольном возрасте

    31. Развитие личности в дошкольном возрасте / Психология Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра. Однако на протяжении всего возрастного периода игровая деятельность прет...

  • Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Тв...

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Развитие мышления у детей дошкольного возраста

    Развитие мышления в дошкольном возрасте Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет...

  • Развитие мышления в дошкольном возрасте

    Развитие мышления дошкольников Как способствовать развитию мышления дошкольника, как помочь ребенку в этом процессе? Об этом вы узнаете из данной статьи. Особенности развития мышления дошкольника...

  • Развитие памяти в дошкольном возрасте реферат

    Развитие памяти в дошкольном возрасте - Психология - База рефератов - База рефератов - Первый учительский портал Главная » Файлы » База рефератов » ПсихологияРазвитие памяти в дошкольном возрасте...

  • Развитие произвольности в дошкольном возрасте

    Игры на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста Игра «В магазине зеркал» Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формиро...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Основные этапы развития детей дошкольного возраста

    Основные этапы работы по развитию коммуникативных навыков и сферы общения у детей старшего дошкольного возраста Боровкова Надежда Сергеевна, учитель – дефектолог, педагог-психолог высшей категори...

  • Особенности воспитания детей дошкольного возраста

    Психология детей дошкольного возраста и особенности воспитания ребенка этого возраста Детьми дошкольного возраста считаются дети от четырех до шести лет. Какие же особенности имеет этот возраст,...

  • Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста

    ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, Игровая деятельность дошкольника - Психология дошкольного возраста - Учебные материалы для студ...

  • Особенности общего развития в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми //Избр. психологические произведен...