Проблемы дошкольного образования на современном этапе

Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития

В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях". В соответствии с Законом РФ "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.1996 12-ФЗ (п. З. ст. 5) государство ". гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. ". В течение более чем десяти лет отмечалось очевидное противоречие между Конституцией Российской Федерации, являющейся основным законом России, и Законом Российской Федерации "Об образовании" в части государственных гарантий прав граждан в области образования. Подобная юридическая коллизия порождала соответствующее отношение к дошкольному образованию со стороны чиновников всех уровней как к образованию необязательному (в отличие от общего образования, причем необязательному не с точки зрения того, что ребенок-дошкольник имеет право на получение образования, как в условиях дошкольного образовательного учреждения, так и в условиях семьи, а с точки зрения того, что органы власти не обязаны обеспечивать общедоступность дошкольных образовательных услуг.

Таким образом, несмотря на изменение законодательной базы, ситуацию в образовании в целом, а в дошкольном образовании особенно, в настоящее время можно охарактеризовать как кризисную. Любой кризис порождает острую необходимость в реформировании чего-либо. Согласно Федеральному закону "Об образовании" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 122 - ФЗ, решение стратегических проблем образования по-прежнему входит в компетенцию Российской Федерации.

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось. В настоящее время около 55 % детей посещает детские сады (например, в скандинавских странах, таких детей – около 90 %).

Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад - родители могут работать и учиться, не испытывая при этом чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги. К тому же система дошкольного воспитания традиционно дифференцированно подходила к родительской плате, малообеспеченные семьи получали льготы, т. е. осуществлялась их адресная поддержка, сегодня это происходит, к сожалению, лишь в отдельных регионах. Очевидно, что современных условиях традиция дифференцированной родительской платы должно быть сохранена.

А что дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной.

В настоящее время изменилась и сама система дошкольного образования. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду - “детский сад” добавились новые – детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, центр развития ребенка и др. С одной стороны, это позволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов (за исключением, коррекционных - для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития.

Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов. Вместе с тем сегодня молодые специалисты, получившие образование, практически не идут работать в детские сады. Причина этого не просто маленькая, а мизерная зарплата, не достигающая прожиточного минимума. Труд педагога в детском саду, отвечающего за жизнь и здоровье детей, ведущего многоаспектную воспитательную работу, требует огромных затрат душевных и физических сил. И только такие педагоги смогут достойно воспитать детей. Отсюда следует краткий вывод: достойным педагогам – достойную зарплату.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования предполагается ввести долевое финансирование, предполагающее оплату государством только фиксированного объема образовательных услуг детских садов. Однако специфика образования в дошкольном учреждении состоит в том, что оно, в отличие от школы, осуществляется в течение всего дня и не сводится только к учебным занятиям (необходимо научить ребенка мыть руки, правильно есть, вежливо вести себя в разных ситуациях, быть аккуратным, играть и сотрудничать с другими детьми и многому другому). Поэтому образовательные услуги дошкольных учреждений свести к 3-4 часам практически невозможно. Столь же неприемлемо разделение родительской оплаты за содержание ребенка (в основном, питания, в котором так нуждаются сейчас многие дети) и бюджетного финансирования образования.

Развитие маленьких детей во многом зависит от окружающей их предметной среды (игрушек, пособий, материалов для рисования, лепки, конструирования, книг, музыкальных инструментов, физкультурного оборудования и др.) . Решение проблем организации различных форм охвата детей дошкольным образованием, достойной оплаты труда педагогов, доступности качественного детского сада для всех детей требует отдельного бюджетного финансирования на федеральном и региональном уровнях.

Начиная с 2000 года удалось добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими показателями увеличения затрат на образование и науку. Это создало предпосылки для институциональной перестройки в сфере образования, в первую очередь касающейся модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования, совершенствования его качества, эффективности управления образовательной системой, вхождения Российской Федерации в мировое образовательное пространство. В частности, в первую очередь рассматривается качество реализации образовательной программы. Одним из значимых факторов в этом показателе является реализация в ДОУ экспериментальной программы, при условии обоснования цели и методов, а также предъявленных доказательствах продуктивности проводимого эксперимента.

Сфера образования в России традиционно считается затратной сферой. В разные периоды новейшей истории города предпринимались попытки изменить ситуацию, превратить сферу образования в инвестиционную. Однако, по сути, экономический фундамент образования не создавал достаточной инфраструктуры для привлечения инвестиций.

С другой стороны, попытки прямого переноса рыночных экономических механизмов регулирования в сферу образования оказывались зачастую неудачными в связи с тем, что эффект от вложенных инвестиций измерялась исключительно в денежном эквиваленте. Образовательное учреждение как окупаемый проект или проект, приносящий прибыль в денежном выражении, не стало массовым явлением.

Наиболее ярко такие диспропорции прослеживались в дошкольном образовании многих городов России, в том числе и в Иркутске. В условиях демографического спада естественным образом произошла убыль дошкольных образовательных учреждений. Причем, количество имеющихся на сегодняшний день дошкольных образовательных учреждений города едва ли соответствует реальному спросу населения на образовательные услуги по образованию детей дошкольного возраста.

Практически исчезла сеть ведомственных детских садов, хотя в крупных городах, например, в Москве многие из них были переданы в муниципальную собственность и сохранены для детей. В целом по России наблюдается тенденция перепрофилирования бывших ведомственных детских садов и продажа их зданий.

Уже сегодня ряд учреждений дошкольного образования многих других регионов России осуществили переход в новые организационно-правовые формы. Такой переход стал возможным в связи с объективным фактом растущего спроса со стороны родителей на получение, помимо бюджетной услуги, ещё и дополнительных образовательных услуг. Фактический спрос на индивидуальные образовательные программы и льготные условия в ДОУ на сегодня достаточно высок. Родители готовы заказывать и оплачивать льготные условия и дополнительные программы дошкольного образования за рамками бюджетной услуги.

Высокое качество дошкольного образования при увеличении охвата детей дошкольного возраста может быть обеспечено путем установления горизонтальных связей между образовательными институтами различного уровня и типа. На муниципальном уровне создаются ресурсные центры дошкольного образования, оказывающие методическую поддержку дошкольным образовательным учреждениям соответствующей территории.

В то время как вариативность – требование к разнообразию предоставляемых услуг, доступность образования – требование к широте сети, возможностям ее охватить максимальное число детей. Реализация принципа доступности при построении сети учреждений, реализующих дошкольные образовательные программы, означает необходимость строить сеть таким образом, чтобы оптимально учесть и образовательные потребности детей, и пространственную близость учреждений к месту проживания детей. Образовательные услуги могут представлять не только традиционные детские сады, но и другие образовательные учреждения, реализующие дошкольные образовательные программы. Задача развития сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, состоит в том, чтобы спектр услуг и их качество соответствовали современным представлениям о качестве дошкольного образования и были оптимальными.

Таким образом, построение сети дошкольных образовательных учреждений предполагает институционализацию на ряду с традиционными детскими садами таких форм дошкольных образовательных институтов как

- группы совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок-родитель», «ясли с мамой», «центр игровой поддержки», «адаптационная группа» и др., организованными на базе детских садов, при центрах детского творчества, в специальных центрах работы с детьми раннего возраста или при психолого-педагогических центрах;

- группы надомного образования («ребенок и няня», «гувернерские группы», «семейные группы», «мини-садик» и др., организованных родителями на дому или в специально арендованных с этой целью жилых квартирах;

- группы кратковременного пребывания ребенка в детском саду, или в другом образовательном учреждении, или организации, в которых реализуется программа дошкольного образования;

- адаптационные группы для детей беженцев и вынужденных переселенцев.

Оптимальное распределение материального ресурса внутри дошкольной образовательной сети направлено на рациональное использование тех ресурсов, которые существуют в сети нынешних ДОУ – оборудование, помещения, спортивные сооружения, парковые зоны и др. На региональном уровне необходима разработка нормативных документов, регламентирующих использование этих ресурсов дошкольными образовательными институтами сети. На муниципальном уровне необходимо разработать методические рекомендации по подготовке этих ресурсов к использованию дошкольной образовательной сетью.

Оптимальное распределение кадрового ресурса внутри дошкольной образовательной сети предполагает наиболее эффективное использование потенциала методистов, психологов, логопедов, преподавателей иностранных языков, воспитателей-экспериментаторов, старших воспитателей для повышения качества образования в сети в целом. Развитие сети дошкольного образования предполагает появления малых детских садов, надомных групп, родительские группы и т. д.

Ресурсом развития сети является инновационная деятельность. На региональном и муниципальном уровнях предполагается принятие нормативных документов и инструктивных материалов, направленных на развитие инновационной деятельности в сети дошкольных образовательных учреждений/организаций и ее экспертной поддержки.

Проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан должна решаться сегодня также за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними. Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей, начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.

Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность развития сети образовательных учреждений будет достигнута только при условии комплексности подхода к процессу развития (модернизации).

Значительно важнее учесть потребности современной семьи в различных формах организации функционирования дошкольных учреждений. Требуется увеличение количества групп для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет, групп с круглосуточным и вечерним пребыванием детей, праздничного и выходного дня, групп кратковременного пребывания (2-3 раза в неделю на 3-4 часа) и др.

Гораздо целесообразнее, чтобы все государственные дошкольные учреждения соответствовали одной “хорошей” категории, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие детей. А родители, имеющие особые потребности (хотя это не факт, что это полезно для ребенка, могли бы пользоваться услугами негосударственных дошкольных учреждений. Проблема только в том, что эти учреждения нуждаются, как правило, в особом контроле со стороны государства (об этом свидетельствует, например, опыт Франции, где такой контроль является важнейшей задачей инспекторской службы в образовании) .

С учетом вышесказанного, а также того, что в последние 10-15 лет произошла фактически тотальная "муниципализация" учреждений

дошкольного образования (массовый переход детских садов от различных ведомств в муниципальную собственность, решение вопросов выживания, функционирования и развития системы дошкольного образования зависит в настоящее время в основном от органов местного самоуправления.

Именно органами местного самоуправления в муниципальном образовании (городе, районе) должны быть созданы определенные организационно-педагогические условия, которые позволят муниципальной системе дошкольного образования выйти из кризисного состояния и перейти в состояние нормального, стабильного функционирования и развития.

www.maam.ru

Материальная обеспеченность дошкольного образования в Российской Федерации на современном этапе. Реферат. Читать текст оnline -

формирования основ здорового образа жизни

художественно-творческого развития

роль семейного и общественного воспитания в становлении личности дошкольника

проблема профессиональной деятельности педагогов и педагогического менеджмента в условиях ДОУ

обеспечения, финансирования и комплектования ДОУ

нормативно-правовое регулирование дошкольно-образовательной деятельности

2. Проблемы, сопутствующие процессу финансирования ДО

2.1 Финансирование ДО

Опираясь на ряд фактов, перечисленных в первой главе, вывод о том, что финансирование ДО со стороны государства необходимо для реализации образовательных программ в рамках описываемого процесса, для содержания детей в ДОУ, обеспечения комфортного пребывания, что, в свою очередь, благоприятно влияет на процесс развития ребенка, как личности, становится очевидным. Так же немаловажным аспектом в ходе процесса финансирования является привлечение кадрового состава в сферу ДО, возможность повышения его квалификации, соблюдение правовых норм.

Анализируя различные источники информации, можно сделать вывод, что государство является гарантом общедоступности и бесплатности дошкольного образования в муниципальных и государственных ДОУ. В то же время государство не гарантирует бесплатное содержание воспитанников в ДОУ, что становится обязанностью региональных властей и родителей.

В ходе дискуссий, на определенном этапе (2008 г.) в правительстве пришли к выводу о том, что финансирование ДО должно быть нормативно - подушевым. Это решение было зафиксировано в рамках программы развития образования в 2006-2010гг. «Расширенная апробация в дошкольных образовательных учреждениях новых финансово - экономических механизмов: нормативно-долевого финансирования, новой системы оплаты труда, рационализации расчета и взимания родительской платы, государственно-общественных форм управления».

Процесс финансирования имеет особую направленность (цель) и методику расчета, а также обладает характерными принципами реализации.

2.1.1 Цели финансирования ДО

Основной целью финансирования ДО является обеспечение дошкольников и кадрового состава ДОУ ресурсами, необходимыми для реализации деятельности последних, конституционные права которых должны быть учтены и соблюдены.

ДОУ должно быть оснащено предметами быта (мебель, электрические приборы, посуда и т.д.) , предметами, необходимыми для реализации образовательных программ (дидактические материалы и т.д.) и игровой деятельности; должно иметь возможность соблюдения санитарных норм, проведения специальных занятий (музыкальные, занятия по физической культуре и т.д.) ; должно быть оснащено помещениями для проведения культурно-массовых мероприятий, осуществления медицинской деятельности.

Так же часть средств из финансирования идет на заработную плату всего штата сотрудников ДОУ.

Обобщив вышесказанное, можно сделать вывод, что финансирование направлено на удовлетворение потребностей сторон в рамках процесса ДО.

Важным условием развития системы ДО является оптимизация финансирования ДОУ любой организационно-правовой формы и формы собственности, чего можно достичь, основываясь на принципах нармативно - подушевого подхода.

2.1.2 Принципы финансирования

Исходя из информации, представленной в методических рекомендациях по введению нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений, можно выделить принципы, основываясь на которых, проводится нормативно-подушевое финансирование, реализуя образовательные программы в системе ДОУ.

Принципы:

прозрачность планирования расходов на финансирование ДОУ

объективность распределения средств в системе ДО

нормативный способ планирования затрат и формульное распределение средств

четкое определение границ ответственности бюджетов за финансирование ДОУ

стимулирование развития ДОУ и повышение качества образования

обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности ДОУ

Из формулировки действующих принципов реализации нормативно-подушевого финансирования следует, что расходы должны быть прозрачны, четко рассчитаны, распределены объективно, то есть в равном количестве между всеми субъектами ДО.

2.1.3 Порядок реализации финансирования

Одной из функций государства, как определенного института, является социальная функция, которая характеризуется поддержкой социальной сферы со стороны государства и которая включает в себя финансирование ДО.

Основываясь на информации, закрепленной в Бюджетном кодексе и Конституции РФ, можно сделать вывод о том, что расходы на содержание детей в ДОУ и реализацию образовательных программ в ДО должны производиться за счет местного бюджета. Если же имеется недостаток финансовых средств в местном бюджете, они выделяются из федерального бюджета или из бюджета субъекта Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов.

дошкольный образование учреждение финансирование

Данная методика имеет три уровня:

.региональный

Региональный норматив финансирования (РНФ) - это минимально допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в учреждениях данного региона в расчете на одного воспитанника в год, с учетом различий в стоимости оказываемой услуги дошкольного образования в зависимости от нахождения учреждения (городская и сельская местность) , направленности образовательной программы, вида учреждения.

Региональный норматив зависит от «категории» воспитанников ДОУ (условно здоровые дети; дети, посещающие группы оздоровительной направленности и т.п.) .

При расчете регионального норматива учитываются расходы на реализацию основной общеобразовательной программы (при соответствии ее установленным нормам) , частичную оплату труда, усовершенствование игровой среды (наглядные пособия и т.п.) , хозяйственные нужды, технические средства, способствующие обучению и воспитанию. На данном уровне не учитываются расходы на коммунальное содержание зданий, которые осуществляются местным бюджетом.

.муниципальный

На данном уровне определяется механизм использования нормативов финансирования ДОУ, реализующих общую образовательную программу. Полученные средства расходуются на питание, коммунальные услуги и капитальный ремонт помещения.

.уровень образовательного учреждения

Данный уровень подразумевает самостоятельность ДОУ в расходовании полученных средств.

ДОУ самостоятельно в:

распределении выделенных средств по статьям расходов сметы ДОУ с учетом принятых в субъекте РФ и муниципальном образовании нормативно-правовых актов

установлении штатного расписания и заработной платы работников

определении базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда

определении соотношения фонда оплаты труда педагогического, учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала

порядке распределения стимулирующей части оплаты труда

Перечисленные выше самостоятельные возможности ДОУ не должны противоречить нормам, установленным на региональном и федеральном уровнях.

Существуют формулы расчета нормативно - подушевого финансирования на каждом из уровней

2.2Проблемы

Проблемы, сопутствующие процессу финансирования ДО, являются очевидными не только простому гражданину, но и высокопоставленному чиновнику. Будучи премьер-министром РФ в апреле 2011 года, В. В. Путин отметил, что огромное количество детей (а именно 1,7 млн человек) ожидает своей очереди, чтобы попасть в детский сад и воспользоваться услугами государства, предоставляемыми в данной сфере: "Мы знаем, что это, прежде всего, региональная проблема. Но готовы поддержать те регионы, которые ее активно решают.". В данном заявлении В. В. Путин предложил увеличить финансирования ДО в 2 раза (до 1 млрд рублей) .

Проводя исследования проблемы нехватки мест в ДОУ, эксперты ВШЭ пришли к выводу о том, что самой острой причиной данной тенденции является низкое финансирование и инвестиционная непривлекательность сферы ДО, что впоследствии способствует оттоку кадров, деятельность которых непосредственно направлена на воспитание и содержание детей в ДОУ.

Детские сады в большей степени укомплектованы управленческими кадрами (директора, заведующие и т.п.) , нежели воспитателями и нянями, которые напрямую взаимодействуют с детьми в течении всего дня.

Следующий вывод экспертов ВШЭ - развитие ДОУ тормозит сметное финансирование, которое по определению является неточным, не дающим возможности полной реализации задуманных проектов. По словам представителей региональных властей, финансирование дошкольного образования увеличивается с каждым годом, в то время как директора ДОУ утверждают, что финансирование увеличивается лишь с поправкой на инфляцию, то есть остается практически неизменным, так как ценовые показатели на необходимые услуги также возрастают.

Недостаток муниципального фонда также имеет место быть, особенно в отдаленных от центра районах.

Нехватка помещений для спортивных, музыкальных залов, кабинетов для работы психологов, логопедов предопределяет отсутствие полноты образовательного и воспитательного процесса в рамках определенного ДОУ, что нарушает конституционные права граждан РФ (а именно, право на получение бесплатного, качественного образования) .

Основываясь на статистике материальный обеспеченности городских и сельских ДОУ, опубликованной на сайте Российской Газеты, можно сделать вывод о том, что материальная обеспеченность городских и сельских ДОУ значительно различается, относительно каждого пункта сравнения.

Материальная обеспеченность ДОУ ( в процентах) :

  • пищеблок: город - 100; село - 96,5
  • медицинский кабинет: г. - 100; с. - 80
  • музыкальный зал: г. - 95,7; с. - 78,8
  • бассейн: г. - 12; с. - 3,5
  • кабинеты для занятия с логопедом: г.- 60; с. - 37,6
  • выход в интернет: г. - 50; с. - 18,5

В условиях научно-технического прогресса государство пытается провести повсеместную компьютеризацию, внедряя информационные технологии во все сферы человеческой деятельности, где они уместны. Поэтому по новым стандартам каждый воспитатель должен предоставить аттестационной комиссии свою аттестационную работу в электронном виде.

В крупных городах это не является большой проблемой, нежели в провинции, где на все ДОУ может приходиться всего один персональный компьютер с выходом в Интернет (а иногда и без него) , который находится в кабинете заведующего или методиста. В то же время курсы для воспитателей, на которых предоставляется возможность бесплатного обучения пользованию ПК, не предусмотрены. Поэтому в ходе образовательно-воспитательной деятельности информационные технологии не используются.

Заключение

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития система ДО претерпевает определенные трудности относительно материальной обеспеченности и комплектации кадрового состава ДОУ, преодолеть которые становится возможным с помощью привлечения лиц из НКО и организации спонсорской помощи со стороны крупного и среднего бизнеса.

Представители крупного бизнеса могут оказывать помощь, открывая детские сады для работников собственных предприятий, обеспечивая занятость обоих секторов.

В то время, как помощь со стороны представителей среднего бизнеса может заключаться в оказании материальной помощи при проведении каких-либо мероприятий в системе ДОУ определенного города.

Так или иначе, вопрос о способах финансирования ДО будет оставаться открытым на повестке дня еще долгое время.

Библиографический список

1. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений /Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 368с.

. Словарь по образованию и педагогике/В. М. Полонский. - М.: Высш. шк., 2010. - 512 с.

. Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. - 528 с.: ил.

. Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М.: Издательство АСТ, 1997 - 336 с.

. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей. Вып. 8; в 2-х ч. / под ред. О. В. Дыбиной . - Тольятти: ТГУ, 2010. - Ч. 1. - 292 с. / Ч. 2. - 296 с.

. Актуальные проблемы дошкольного образования: Всерос. межвуз. науч. практ. конф. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2009. - 320 с.

. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении № 22946 от 26.01.2012 г.

. Министерство образования и науки РФ. Департамент государственной политики в образовании. Письмо от 1 декабря 2008г. № 03-2782 О введении нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений.

. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2009 .

Благотворительность Загружая свои работы, Вы помогаете не только студентам, но и людям, которым Ваша помощь действительно нужна. Чем именно это помогает? Читать дальше….. © 2003 - 2014 «Библиофонд».

Читать далее bibliofond.ru

Качество дошкольного образования

Темирбулатова Сабина Рафаиловна,

студентка Башкирского государственного аграрного университета, г. Уфа.

В данной статье затронута одна из актуальных проблем на современном этапе –качество дошкольного образования. Также в статье рассматриваются типы и виды дошкольных учреждений.

Ключевые слова: дошкольные образовательные учреждения, дошкольное образование, актуальные проблемы ДОУ.

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования являетсяобеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Этот вопрос в большей степени вызывает дискуссию о качестве дошкольного образования и, конечно же, проблематику данного вопроса можно назвать не решенной до настоящего времени.

Это сложнейшая проблема. Она связана с нерешенными вопросами стандартизации, соотнесения содержания, объема, качества образовательных услуг с потребностями ребенка, семьи и школы. Решение именно этих проблем сегодня должно носить приоритетный характер, поскольку от них зависит отношение государства и общества к системе дошкольного образования в целом.

Качество дошкольного образования в целом представляет собой многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки. Проблема качества в педагогических исследованиях разрабатывается в следующих направлениях: понятие качества образования, способы оценивания качества образования, способы оценивания качества образования, целостность системы и качество образования, взаимодействие ступеней образования и его качество, факторы, обусловливающие качество образования, рыночная среда и качество образования, механизм управления качеством образования, информационные технологии, мониторинг и качество образования, система управления качеством образования .

Наиболее актуальные проблемы дошкольных образований:

  • повышение качества дошкольного образования;
  • обязательный минимум содержания образовательных программ для детей дошкольного возраста в части подготовки детей к обучению в школе;
  • система оценки качества дошкольного образования на этапе перехода ребенка в школу;
  • обеспечение преемственности в содержании образования между дошкольным и начальными звеньями;
  • выравнивание стартовых возможностей детей при переходе к обучению в школе как научная и практическая проблема;
  • пути достижения физического и психического здоровья ребенка.

Типы и виды образовательных учреждений:

  • Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) .
  • Детский сад.
  • Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников.
  • Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.
  • Детский сад присмотра, ухода и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.
  • Начальная школа – детский сад.
  • Прогимназия с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся: интеллектуального, художественно-эстетического, культурно-оздоровительного.
  • Начальная школа – детский сад компенсирующего вида.
  • Центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников.
  • Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного образования .

Основными тенденциями изменения видового разнообразия ДОУ в последнее время является увеличение количества детских садов с приоритетным осуществлением различных направлений развития воспитанников: физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического, интеллектуального и этнокультурного развития и воспитания дошкольников.

По результатам государственной аккредитации каждое дошкольное учреждение (как государственное, так и негосударственное) получает свидетельство установленного образца, согласно которому ему присваивается соответствующая категория .

И конечно поэтому качество ДОУ зависит от факторов внутренней среды:

1) от качества работы воспитателей;

2) от отношений, сложившихся в коллективе;

3) от условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми;

4) от объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Наиболее традиционными для современных способов оценки качества дошкольного образования являются показатели качества образовательных условий . В частности, в первую очередь рассматривается качество реализации образовательной программы. Современное дошкольное образование обеспечивает для любого ребенка дошкольного возраста тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих уровнях образования. В этом процессе должны участвовать не только администрация, обеспечивая контроль качества, ну и также все субъекты воспитательно-образовательного процесса .

Литература

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / отв. ред. М. А. Васильева. М., 1985.

2. Ерофеева Т. И. Изучение подходов к организации вариативного обучения детей дошкольного возраста (на материале обучения математике) // Проблемы дошкольного образования: матер. науч. конф. М., 1994. С. 34 — 37.

3. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность: учеб. пособие. М., 2001.

4. Логинова Л. Г. Технология аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей: сборник научно-методических и инструктивных материалов./Л. Г. Логинова. – М.: АРКТИ, 2002. – 200 с.

5. Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам./П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М,: ТЦ Сфера, 2007. – 240 с.

Поступила в редакцию 20.12.2013 г.

2006-2015 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.

Читать далее
Читать далее www.jurnal.org

Современные проблемы дошкольного образования,

I фаза «Вызов»

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

Обратите внимание на название темы урока Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования (на экране)

и ответьте на вопрос:• Актуален ли этот вопрос для выпускников колледжа?• Почему?

Фронтальная беседа

1. Когда появилась в нашей стране единая программа для детских садов?

В начале 60-х гг. XX в. была создана единая комплексная программа воспитания детей в детском саду, ставшая обязательным документом в работе дошкольных образовательных учреждений СССР. Над содержанием этой программы работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания страны и ведущие кафедры дошкольной педагогики.

2. Каковы достоинства советской системы дошкольного образования?

И хотя советское дошкольное образование было ориентировано на запросы системы, оно имело свои достоинства: системный характер, общедоступность, государственное финансирование.

3. Какие изменения произошли в конце 80х-начале 90х годов прошлого века?

-На пороге ХХI века возникла Концепция дошкольного воспитания, авторами которой стали педагоги Давыдов В. и Петровский В.

В этой Концепции содержатся основные принципы дошкольного образования России:

  • Гуманизация(воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, природе) .
  • Развивающий характер образования (ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи) .
  • Деидеологизация дошкольного воспитания(приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада) .
  • Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения(развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями) .

-Появились разнообразные вариативные или альтернативные программы дошкольного воспитания.

Сегодня мы познакомимся с теми вопросами, которые волнуют каждого педагога ДОУ, родителей дошкольников, ученых, чиновников, имеющих непосредственное отношение к дошкольному образованию. Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования.

II фаза «Осмысление содержания» (получение новой информации)

Знакомясь с целым рядом сегодняшних материалов, попробуйте проанализировать информацию по методике ПМИ (плюс-минус-интересно) .(см. Приложение 2)

Она используется в технологии «Развитие критического мышления»

Мы учимся работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Эдвард де Боно(англ.Edward de Bono; род. 19 мая1933, Мальта) - британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, доктор медицины, создатель концепции «нестандартного мышления».

Студенты ведут краткую запись материала, делают пометки в табличках по методике ПМИ(плюс-минус-интересно)

Тема: Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования

1. Современные проблемы дошкольного образования . В первую очередь обсудим проблемы. Прошу подсказывать, думаю, что все эти проблемы вам знакомы:

1. Учитывая постепенно улучшающуюся демографическую ситуацию в стране, спрос на услуги детских садов постоянно растёт. В крупных городах России отмечается явный дефицит дошкольных образовательных учреждений.

Мест в дошкольных образовательных учреждениях не хватает. Родители записывают ребёнка в детский сад сразу после рождения, и не всегда это является гарантией того, что он туда попадёт.

В настоящее время в России 400 тыс. детей ожидают своей очереди на устройство в детский сад. Перед государством, в первую очередь, стоит задача доступности дошкольного образования для всех слоев населения.

2. Потребность ДОУ в квалифицированных педагогических кадрах. Администрация ДОУ вынуждена идти на снижение требований к персоналу в плане их профессиональной подготовки и опыта работы с детьми.

3. В настоящее время в Российской Федерации фиксируется увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья: в два раза по сравнению с 2002 г. «дети с особыми образовательными потребностями» не должны быть изолированы в социуме, отсюда необходимость инклюзивного образования.

4. Меняются особенности социокультурной среды современного общества -это поликультурность, многонациональность, полиэтничность. Следовательно необходимо построение поликультурной образовательной среды ДОУ, создание мультикультурного образовательного пространства; необходимо искать новые технологии воспитание и развитие детей, в том числе и у детей, недостаточно владеющих русским языком.

5. Необходимость диверсификации**(задание студентам - понятие заносится в табличку «ПМИ», графа «Интересно».посмотреть в словаре) , т. е. требуется достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

6. Переход большинства ДОУ из режима функционирования в режиме поиска и в режим развития. Потребность повышенияметодической компетентности педагогов дошкольного учреждения, студентов педагогических учебных заведений.

7. В настоящее время меняется социальный заказ родителей, их требования к услугам, предоставляемым дошкольными учреждениями. Если в течение многих десятилетий охрана здоровья и присмотр за детьми для многих родителей рассматривались как основные направления работы детских садов, то сегодня все больше требований предъявляется к образовательным программам основного и дополнительного образования.

8. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом часто определяется наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Это ведет к раннему обучению детей.

Надо признать, что именно такой подход - его можно условно обозначить как узко-прагматический, сориентированный на нужды системы, а не самого ребенка. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

9. Педагогов смущает отсутствиежесткой предметности, необходимость интеграции образовательных областей. Но только в интегрированном содержании дети дошкольного возраста свободны делать широкий выбор и проявлять свои пока еще не структурированные интересы и творческие способности.

10. В отечественной педагогике сильный акцент обычно делался именно на игровых формах и методах обучения детей, а не на свободной игре. Однако для развития очень важно, чтобы играл именно ребенок, а не взрослый. Что бы это была именно игра, а не ее имитация.

11. Информатизация дошкольного образования- процесс объективный и неизбежный. В детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников, Растет интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к этим технологиям и возможностям использования в своей профессиональной деятельности.

Однако не все педагоги владеют ИКТ. Это затрудняет использование ИКТ в работе с детьми или делает невозможным современный канал общения с родителями и с другими членами педагогического сообщества.

2. Тенденции развития дошкольного образования на современном этапе

Развитие дошкольного образования - одна из приоритетных целей развития Российского образования на современном этапе.

Для выстраивания вариативного образования необходимо, в первую очередь, определить инвариант, т.е. обязательное сущностное ядро содержания образования. В его качестве выступают стандарты. В каком направлении велась работа в области дошкольного образования?

1. "Федеральные государственные требования к структуре основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования" Опубликовано: 5 марта 2010 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5125 Вступает в силу:16 марта 2010 г.

2. "Федеральные государственные требования к условиям реализации основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования" Опубликовано:21 ноября 2011 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5637 Вступает в силу:2 декабря 2011 г.

3. N 273-ФЗ

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года вступил в силу с 1 сентября 2013 года.

Введение в действие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы дошкольного образования. Дошкольное образование получило статус первой ступени образования, что потребовало изменения нормативно-правовой основы его реализации.

С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой - повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

4. Важнейшим нововведением основополагающего характера является создание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) - документа, не имеющего аналогов в отечественной истории.

Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.

В июне 2013года проект ФГОС дошкольного образования был представлен на широкое общественное обсуждение. Свыше 300 замечаний и предложений, поступивших на проект стандарта, были рассмотрены на заседании Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 3 июля 2013 года.

В соответствии с решением Совета проект ФГОС дошкольного образования был доработан и внесён на повторное рассмотрение. На основе заключений 11 экспертных организаций и рекомендации рабочей группы общего образования Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования.

Введение ФГОС ДОв практику потребует реализации целого ряда мероприятий, определения их характера и последовательности. Очевидно, что должны быть разработаны «дорожные карты»*на уровне страны, регионов, конкретных учреждений, включающие как материально-техническое оснащение, так и методическое сопровождение модернизации системы дошкольного образования.

Задание студентам - выяснить значение понятия «Дорожная карта» (интернетhttp://ru.wikipedia.org) Понятие заносится в табличку «ПМИ», графа «Интересно».(см. Приложение 3)

В то же время эффективность реализации всех мер будет во многом определяться осмыслением содержания ФГОС ДО, пониманием и принятием идей авторов этого документа.

Давайте послушаем беседу с авторами ФГОС ДО.

Просмотр фрагмента презентации в международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.http://pressria.ru/media/20130614/601783488.html 14 июня 2013

Сегодня вы познакомитесь с последним вариантом проекта ФГОС, который, по словам специалистов, и был утвержден 28 августа.

Выберите, пожалуйста, на каком носителе информации вам удобнее работать - на бумажном или в электронном виде. Преподаватель предлагает материалы - проект ФГОС на бумажном носителе или на сайте http://минобрнауки.рф.pdf.

Вопросы для ознакомления с ФГОС дошкольного образования:

1. Основные компоненты образовательного стандарта, структура (использовать сокращения ФГОС ДО, ООП ДО) .

2. Базовые ценности российского дошкольного образования.

3. Принципыдошкольного образования.

Подробней на сайте ext.spb.ru

Другие статьи по теме:

  • Проблемы дошкольного образования в россии

    Актуальные проблемы современного дошкольного образования Настоящее эссе является личным мнением и позицией автора. При рассмотрении данной темы прежде всего имеет смысл привести определения ряда...

  • Проблемы дошкольного образования

    Актуальные проблемы современного дошкольного образования Настоящее эссе является личным мнением и позицией автора. При рассмотрении данной темы прежде всего имеет смысл привести определения ряда...

  • Современная система дошкольного образования в россии

    Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...

  • Дошкольное образование на современном этапе развития общества

    Педагог дошкольного образования в современном мире: решение задач по развитию речи детей. В последнее десятилетие по мере стабилизации ситуации в российском обществе значительно возросло внимание...

  • Что характеризует современное содержание дошкольного образования

    Современная система воспитания дошкольника Современная система отечественного дошкольного воспитания строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на п...

  • Проблемы и тенденции развития дошкольного образования

    Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...

  • Современные проблемы дошкольного образования

    Актуальные проблемы современного дошкольного образования Настоящее эссе является личным мнением и позицией автора. При рассмотрении данной темы прежде всего имеет смысл привести определения ряда...

  • Стратегия развития дошкольного образования на современном этапе

    Стратегия развития ДОУ на переходный этап к ФГОС. Доклад на республиканское августовское совещание Добрый день, уважаемые участники августовского совещания. Наш детский сад №85 «Золотой ключик» я...

  • Современное дошкольное образование

    Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...

  • Современное дошкольное образование в россии

    Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...

  • Современное дошкольное образование теория и практика

    Журнал "Современное дошкольное образование. Теория и практика" | Образовательный портал Воронежской области О журнале Первые годы жизни ребенка являются тем временем, когда для его роста и развит...

  • Проблемы преемственности дошкольного и начального образования

    Преемственность Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и начального образования Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и...

  • Современные педагогические технологии в дошкольном образовании

    Педагогические технологии в дошкольном образовании Образовательные технологии и педагогические технологии В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ? Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупн...

  • Проблемы введения фгос дошкольного образования

    Выступление на тему «Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования» (часть I) часть 2 «Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги уже год мы с вами жив...