Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста

«Пальчиковая страна». Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ

ПРОГРАММА

дополнительного образования

(для детей младшего дошкольного возраста)

Составила:

Жусупова

Гульбану Сурагановна

Тюмень 2010

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Пальчиковая страна» нацелена на развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

Данные исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Нужно уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук. Во-первых, эта работа влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят его к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЕТСЯ:

• Развитие мелкой моторики рук и общее интеллектуальное развитие ребенка младшего дошкольного возраста.

КУРС ПРЕДЛАГАЕТ РЕШЕНИЕ

СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ:

• Развитие ручной умелости.

• Координация движения рук.

• Концентрация внимания.

• Развития зрительного восприятия.

• Развитие творческих способностей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СТРОИТЬСЯ НА ПРИНЦИПАХ:

• Принцип системности - работа по развитию мелкой моторики и движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.

• Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме

• Принцип целостности - целенаправленные, преднамеренные действия в процессе воспитания и обучения детей.

• Принцип деятельности - взаимосвязь разных видов деятельности.

• Принцип преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.

• Принцип гуманистичности - ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь ему.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Пальчиковая страна» рассчитана на работу с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Задачи, решаемые на занятиях, строятся на возрастных особенностях детей, по принципу усложнения, что позволяет ребенку достичь результатов в развитии мелкой моторики рук и ручной умелости.

Структурной особенностью программы является блочно–тематическое содержание занятий. Основные циклы программы группируются вокруг единой темы. Разнообразие тем занятий охватывает то, что близко и доступно ребенку в каждом конкретном возрасте.

К каждому занятию ставится соответствующая цель, подбирается материал и оборудование. Формы и методы работы с детьми определяются с одной стороны, особенностями восприятия мира с другой стороны задачами программного характера.

Организация процесса всегда предполагает активное общение педагога с детьми, обязательно учитывается мнение ребенка и его готовность включится в деятельность.

Учитывая психологические особенности дошкольного возраста основным видом деятельности, в рамках которого проводится занятия, является ИГРА.

Система занятий по программе «Пальчиковая страна» рассчитана на одно занятие в неделю. Технология программы предусматривает проведение занятий до 10 - 15 человек.

Занятия включают в себя пальчиковую гимнастику, самомассаж, пальчиковые игры, графические упражнения, речевые разминки, творческие задания, знакомство и работа в тетради, психогимнастику. Работа с ножницами, с материалами (пластилин, глина, природный материал, крупы). Рисование нетрадиционными способами (пальчиками, ладошками, аппликация (обрывная, из семян и круп) .

Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать. Пальцы органически связанны с мозговыми центрами и внутренними органами. Работа руками способствует совершенствованию мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей связана в большей степени с развитием действий рук.

Одной из активных форм развития мускулатуры кисти является пальчиковый массаж. Он усиливает кровообращение мышц, делает их более эластичными, улучшает контроль центральной нервной системы за состоянием мышечно-связочного аппарата. Применение пальчиковой гимнастики – это и есть опосредованное тренировочное воздействие, ускоряющее и способствующее становлению навыков письма.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

это высказывание принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому.

«Рука –это своего рода внешний мозг» писал Кант.

«Рука – это инструмент всех инструментов» сказал еще Аристотель

Большое внимание в программе «Пальчиковая страна» уделяется пальчиковым играм. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе игр, ребенок повторяет движения взрослых, активизирует моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и ум ребенка, стимулируют развитие творческих способностей, фантазии, смекалки и речи. Методика и смысл игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, для таких игр используются небольшие стишки, считалки, песенки.

Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком

Кроме пальчиковых игр в программе используются графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений рук, зрительного восприятия и внимания. Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Выполнения графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

Письмо - сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Занятия по программе «Пальчиковая страна» дают возможность ребенку научиться самостоятельно работать, дети могут определять порядок своей творческой деятельности, разнообразно использовать материалы. Программа поможет сформировать у детей навыки самообслуживания направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ:

• Развитие мелкой моторики.

• Развитие ручной умелости.

• Развитие координация движения рук.

• Подготовка руки к письму.

• Самостоятельность в действиях.

• Эмоциональное отношение к творческой деятельности.

• Развитие познавательных и психических процессов.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

• Анкетирование родителей о качестве предоставляемых дополнительно- образовательных услуг;

• Просмотр открытых занятий

• Отчет творческими работами детей.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

возраст Количество занятий в неделю продолжительность Количество занятий в году

3 - 4 года

1 10 -15 минут 36

4 -5 лет

1 20-25 минут 36

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

Возраст от 3 до 4 лет (первый год)

№ Циклы занятий и темы Кол-во занятий

Цикл: «Ладушки-ладушки»

4

1 «Ладушки» 1

2 «Ладушки у бабушки» 2

3 «Хлоп-хлоп! » 1

Цикл занятий: «Дождик-лей, лей! »

4

1 «Тучка и дождик» 2

2 «Кап-кап» 1

3 «Кап-кап» 1

Цикл занятий: «Дары осени»

4

1 «Овощи» 2

2 «Фрукты» 2

Цикл занятий: «Я сам! »

7

1 «Зернышки» 2

2 «Бусинки» 2

3 «Губочка» 2

4 «Я все сам! » 1

Цикл занятий: «Зимушка –зима»

7

1 «Мороз щиплет нос» 2

2 «Снег идет» 1

3 «Зимний ветерок» 2

4 «Зимние забавы» 1

5 «Зимушка» 1

Цикл занятий: «Мои забавы»

4

1 «Мозаика» 1

2 «Забавная шнуровка» 1

3 «Пазлы» 1

4 «Забавы» 1

Цикл занятий: «Весна красна! »

7

1 «Солнышко» 2

2 «Ручейки» 1

3 «Цветочки» 2

4 «Бабочки» 1

5 «Весна» 1

ИТОГО 36

Возраст от 4 до 5 лет (второй год)

№ Циклы занятий и темы Кол-во занятий

Цикл: «Осенние деньки» 5

1 «Осенний день» 1

2 «Осень милая шуршит» 1

3 «Листопад» 1

4 «Осенний дождик» 1

5 «Певучие капли» 1

Цикл: «Что нам осень принесла»

8

1 «Вкусные овощи» 1

2 «Сладкие фрукты» 1

3 «Урожай собирай» 2

4 «Дары осени» 2

5 «Вот, что осень принесла! » 1

Цикл: «Мои любимые животные»

7

1 «Котята» 1

2 «Домашние питомцы» 1

3 «Лошадки» 2

4 «Путешествие в лес» 2

5 «Братья меньшие» 1

Цикл: «Братья пальчики»

7

1 «Пять пальцев» 1

2 «Домик для пальцев» 1

3 «Вышли пальчики гулять» 1

4 «Поиграем в пальчики» 1

5 «Моя семья» 2

6 «Братцы пальчики» 1

Цикл: «Мир живой природы»

7

1 «Цветочки» 1

2 «Бабочки - стрекозки» 1

3 «Воробьи» 1

4 «Пчела» 1

5 «На лужок» 1

6 «Пчела» 1

7 «На лужок» 1

Цикл: «Морское путешествие»

6

1 «Рыбки плавают» 2

2 «Море волнуется» 1

3 «Медузы, осьминоги» 2

4 «Морские чудеса» 1

ИТОГО 36

Возраст от 5 до 7лет (третий год)

№ Циклы занятий и темы Кол-во занятий

Цикл: «Наши пальчики

8

1 «Как вас зовут? » 1

2 «Пошли пальчики гулять» 1

3 «»Послушные пальчики» 1

4 «Наши имена» 1

5 «Считалка для пальцев» 1

6 «Пальчиковые сказки» 2

7 «Все о пальцах» 1

Цикл: «Волшебство» 6

1 «Волшебные узоры» 1

2 «Волшебные тропинки» 1

3 «Волшебные рисунки» 1

4 «Волшебные узелки» 1

5 «Волшебный лабиринт» 1

6 «Волшебные клетки» 1

Цикл: «Рабочая тетрадь» 9

1 «Тетрадка» 1

2 «Ориентировка в тетради» 1

3 Правила работы в тетради» 1

4 Задание в тетради» 2

5 «Игры в тетради» 1

6 «Копирование» 2

7 «Моя тетрадь» 1

Цикл: «Буквы и цифры» 7

1 «Алфавит» 1

2 «Чудесный мешочек с цифрами» 2

3 «Угадай цифру» 1

4 «Имена» 1

5 «Игра букв» 1

6 «Как живут буквы и цифры» 1

Цикл: «Скоро в школу» 6

1 «Знакомство с прописью» 1

2 «Веселые прописи» 1

3 «Пишу красиво» 2

4 «Вот - как все получается! » 2

ИТОГО 36

Диагностика

С 3 до 4 лет

• Поочередное загибание пальчиков, отдельно на каждой руке.

• Пальчиковая игра. Выполнять заданные движения, сочетая с

текстом стихотворения.

Результат диагностики

• Низкий уровень - отсутствие основных элементов в структуре движения.

• Средний уровень - основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

• Высокий уровень - точное воспроизведение движений.

С 4 до 5 лет

• Ребенку предлагают выполнить упражнение для пальцев рук, показанное взрослым. Упражнение выполняется как для правой, так и для левой рукой. «Каждым пальцем руки последовательно, начиная с мизинца, коснуться большого пальца 2 раза». Упражнение выполняется как для правой, так и для левой руки.

• Сложить из пальцев рук заданное животное (заяц, корова). Сначала на правой руке, затем на левой руке и на обеих.

Результат диагностики

• Низкий уровень - отсутствие основных элементов в структуре движения.

• Средний уровень - основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

• Высокий уровень - точное воспроизведение движений.

С 5 до 7 лет

• Кончики пальцев упираются в поверхность стола. Ребенок по очереди отрывает от стола каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой

• Низкий уровень - отсутствие основных элементов в структуре движения.

• Средний уровень - основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

• Высокий уровень - точное воспроизведение движений.

• «Езда по дорожке» Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т. п.) . Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом

Результат «Езды по дорожке» оценивается как высокий, если «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз; результат считается низким, если имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки. Даже при отсутствии выездов результат оценивается как низкий, если в рисунках наблюдаются: «неровная», «дрожащая» линия: очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту. Во всех промежуточных случаях результат оценивается как средний.

• Ребенку предлагают срисовать слово, написанное латинскими буквами.

Инструкция. Посмотри, здесь что-то написано. Ты, может быть, еще не учился писать, но попробуй, наверное, ты сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом, на этом пустом месте напиши тоже так.

Низкий уровень - не справляется с заданием, воспроизведение очень отдаленно напоминает образец .

Средний уровень - выполняет с 1 -3 ошибками.

Высокий уровень - выполняет задание точно, без ошибок.

www.maam.ru

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В связи с возрастающей учебной нагрузкой в детском саду с одной стороны и заинтересованностью родителей с другой стороны, а также исходя из заботы о здоровье ребенка, появилась необходимость в создании данной программы обучения английскому языку в раннем возрасте, которая позволяет развить и сохранить интерес и мотивацию к изучению иностранного языка и не нанесет в связи с изучением других предметов в рамках дошкольного образования, вреда здоровью детей.

Актуальность составления данной программы вытекает из потребностей современного общества. Ввиду особенностей детской психики, легкого восприятия и усвоения языкового материала, при отсутствии логопедических противопоказаний рекомендуется начинать изучать иностранный язык в раннем возрасте, поскольку у ребенка формируется параллельное с родным языком накопление лексического и грамматического материала иностранного языка.

Цель дополнительного образования состоит в создании благоприятных условий для максимального раскрытия индивидуального и творческого потенциала детей, выявление и развитие их лингвистических и специальных способностей с целью их дальнейшего самоопределения в образовательно-познавательном пространстве системы дополнительного образования.

Результатом обучения и развития детей по данной программе является раскрытие их индивидуального возрастного потенциала в овладении базовым уровнем иностранного языка, выработка у них умения общаться со взрослыми и сверстниками на иностранном языке.

Предлагаемая программа также учитывает методические принципы построения образовательного процесса при обучении иностранному языку детей среднего и старшего дошкольного возраста:

1. Принцип учета возрастных особенностей.

2. Принцип ролевой организации учебного материала и процесса.

3. Принцип коммуникативной направленности – отбор лексического и грамматического материала, представляющего значимость для ребенка, создание ситуаций и условий, приближающих к общению в естественных и бытовых условий.

4. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

5. Принцип межпредметных связей в процессе обучения иностранному языку.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Развитие у дошкольников общеязыковых, интеллектуальных, познавательных и креативных способностей, уметь использовать изученный лексико-грамматический материал в естественных ситуациях общения.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

1. Ознакомление с основными звуками фонетического строя и развитие артикуляционного аппарата.

2. Развитие элементарных языковых навыков и умений.

3. Развитие творческих способностей.

4. Формирование навыков понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на родном языке в сравнении с изучаемым.

5. Расширение кругозора детей и их общей культуры.

6. Развитие умений и навыков коллективной работе в группе.

7. Развитие коммуникативных умений и навыков.

8. Научить детей вербально реагировать на вопросы педагога.

9. Вызвать у детей интерес к изучению иностранного языка.

10. Введение элементарных языковых конструкций. Воспитание и развитие личности ребенка посредством приобщения к культуре англоязычных стран с помощью детского фольклора.

11. Ознакомить детей с несложной лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития.

ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ:

1. Имитация.

2. Создание образов: визуальных, музыкальных, пластических. Как следствие – доминирование невербальных средств обучения – картинок. образов, музыки, танцев.

3. Использование дидактических игр.

4. Драматизация, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышению самооценки, значимости.

5. Работа над произношением:

Подробней на сайте nsportal.ru

- Продолжать развивать у детей эмоциональное восприятие, любовь к природе, передавать ее красоту в своемтворчестве.

- Учить изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина.

- Закреплять умение создавать композицию из отдельныхдеталей, используя свои умения и навыки – раскатывание.

Материал: экран, проектор (для просмотра презентации) , пластилин, картон желтого цвета, доски, салфетки, стеки.

Занятие № 18

Тема: «Цветочная полянка».

Задачи:

- Закреплять умение детей выполнять работы из пластилина на горизонтальной плоскости,соединяя разнообразныемелкие деталив рисунок.

- Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, формировать реалистическиепредставления о природе.

- Совершенствовать умение применять в работе стеку для разрезания лепестков.

Материал: ноутбук, фото цветов, букет с искусственными цветами, пластилин, картон зеленого цвета, стеки, доски, салфетки.

17

  1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография: анималистическая живопись» - Скрипторий 2003, 2008.
  2. . Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – «Детство-ПРЕСС», 2005.
  3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.. 2008.
  4. Селивон В. А. «Пластилиновая страна Лепилка» - Минск: «Поппури», 2010.
  5. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. – «ТЦ СФЕРА», 2010.

18

Аннотация.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные и доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.

Для решения поставленных задач на занятиях максимально используются все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

Образовательная деятельность целиком проходит в форме игры, что помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Основными условиями реализации программы являются:

  • Создание обстановки эмоционального благополучия;
  • Создание и обновление предметно-развивающей среды;
  • Творческий подход к содержанию образования;
  • Вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
  • Синтез занятий по изобразительной деятельности с занятиями по ознакомлению с окружающим миром;
  • Создание эмоционального фона для творческой деятельности (творческий процесс сопровождается художественным словом, звучанием музыкальных произведений…) ;
  • Взаимодействие с семьями воспитанников.

Адресная направленность: данная программа может быть использована специалистами дошкольного образования.

19

Ф. И. О. Смирнова Алена Леонидовна

Должность: воспитатель

Стаж педагогической работы: 18 лет

Категория: 1 квалификационная

Место работы: МДОУ детский сад «Чебурашка», г. Качканар

Домашний адрес: 8 – 22 – 23

Сотовый телефон: 8- 908 -926 -71 -24

Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов по организации занятий с детьми младшего дошкольного возраста

(Давыдова Г. Н.)

- Предоставлять детям больше самостоятельности, разнообразить занятия для поддержания интереса к изобразительной деятельности;

- Не критиковать неумелые действия детей, чтобы не подорвать веру ребенка в собственные силы;

- Выражением одобрения способствовать стремлению детей добиваться лучшего результата в своих работах;

- Разумно чередовать разнообразную активную деятельность и отдых, чтобы предупредить детское утомление;

- Во избежание нарушения осанки осуществлять строгий контроль за посадкой детей во время занятия.

В воспитании, ребёнка нет и, не может быть мелочей, и такая забавная и несерьёзная на первый взгляд вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль, так как способствует сохранению психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций. При этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения.

Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в ДОУ может стать необычным решением задачи творческого развития детей.

Особенности используемого материала

Пластилин – мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную ему форму. Но при работе с ним может возникнуть ряд отрицательных моментов:

  • долго лежавший пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;
  • в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на бумажной или другой основе со временем появляются жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующих советов:

  • твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком) ;
  • при работе с пластилином использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, сплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности;
  • чтобы картон со временем не потерял своей привлекательности, следует основу, с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов;
  • на рабочем столе ребенка обязательно должна лежать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполнения работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

Пластилинография – как средство всестороннего развития

детей дошкольного возраста.

Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.

Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином. Рисование пластилином – это пластилиновая живопись (пластилинография) . В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка.

Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии окружающего мира детьми дошкольного возраста.

Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Н. Б. Халезова, Б. Б. Косминская, Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова и др.) , отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.

Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев) , зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л. А. Венгер, В. С. Мухина, Р. С. Немов и др.)Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных

работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения навыки, знакомятся с миром предметов в процессе

частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции.

Основными целями и задачами обучения детей

данной технике являются:

- пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание сделать что-то своими руками;

- научить правильным навыкам работы с пластилином и умение наблюдать, выделять главное, существенное;

- закрепление освоенных приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;

- формировать навыки ориентироваться на листе картона;

- возбудить фантазию и воображение;

Материал с сайта nsportal.ru

1.4 Принципы и подходы в организации образовательного процесса__________5

1.5 Особенности развития детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) ___________6

1.6 Планируемые результаты освоения ___________________________________6

2. Содержательный раздел______________________________________________8

3. Организационный раздел_____________________________________________15

Пояснительная записка

Программа «Крепыш» имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Данная программа ориентирована на закон РФ «Об образовании», санитарные нормы и правила, утверждённые совместным постановлением Министерства образования РФ Госсанэпиднадзором, и уставом образовательного учреждения. Программа реализуется в работе кружка «Крепыш» Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 «Ласточка» общеразвивающего вида города Горно-Алтайска».

Актуальность

Здоровье человека – тема достаточно актуальная для всех времён и народов. Мы все понимаем, как важно заниматься физкультурой и спортом, закаливать свой организм, делать зарядку. Но порой очень трудно пересилить себя, заставить себя встать пораньше и сделать несколько упражнений.

Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Научно-технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше и меньше понимает, что такое физический труд.

А ребёнок и подавно. Привычку у ребёнка быть здоровым как духовно, так и физически надо прививать с детства, чтобы в будущем сформировать положительный образ здорового человека.

Цель

Данная программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников ответственности в деле сохранения своего здоровья.

Задачи

  1. Формирование стремления к здоровому образу жизни.
  2. Воспитание потребности в здоровье.

Данная программа актуальна для нашего детского сада, так как она разработана с учётом возраста детей, их интеллектуального и психического развития, необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять своё здоровье, а так же с учётом уровня знаний родителей об укреплении здоровья своих детей.

Новизна

Существует множество программ имеющих физкультурно-оздоровительную направленность. Новизна данной программы заключается в подборе необходимого оборудования для занятий, которые ориентированы на детей нашего детского сада. Программа включает в себя не только двигательные игры и упражнения, но и беседы о здоровом образе жизни, дыхательную гимнастику, элементы антистрессовой гимнастики, релаксации, использование музыки и других форм физкультурно-оздоровительной работы.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Содержание программы ориентировано на детей дошкольного учреждения, не имеющих противопоказаний к занятиям физкультурой и желание родителей.

Количество групп: 2 (старшая и подготовительная) .

Наполняемость групп: до 15 человек (в соответствии с требованиями Сан Пи Н 2.4.1.3049-13 и воспитания и социальной защиты детей РФ) .

Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения.

Возраст детей: 5-7 лет.

Программа рассчитана на 1-2 года, в зависимости от необходимости занятий ребёнка по данному направлению.

Продолжительность занятий: 20-30 минут, 2 раза в неделю (8 раз в месяц) .

Особенности развития детей дошкольного возраста 4-7 лет.

Основным средством оздоровительной физкультуры являются физические упражнения. Их выбор и методика применения, прежде всего, зависит от состояния здоровья детей. Так, абсолютно здоровым детям могут быть назначены разнообразные упражнения на тренировку дыхания, в равновесии и формировании осанки.

Для детей с пограничными возможностями выбор нагрузок строго индивидуален. При выборе нагрузок для больных детей учитываются диагноз, период заболевания и степень повреждения функции больного органа, т.е. его функциональная недостаточность.

Рост (длина тела) – важнейший показатель физического развития, регулируемый соматотропным гормоном гипофиза (СТГ) – гормоном роста. Особенно много СТГ выделяется в период 0-12 месяцев жизни ребёнка, за это время его рост увеличивается на 25 см и более.

Значительно увеличивается длина тела в 4-7 лет. В этом возрасте выделяется много соматотропного гормона гипофиза, андрогенов, активно функционирует щитовидная железа, тело гармонично растёт в длину, развиваются органы и кроветворная ткань. Среднее увеличение длины тела на 4-5-м году жизни ребёнка составляет 4-6 см, на 6-7-м году – 8-10 см.

При адекватных (соответствующих) нагрузках рост ребёнка увеличивается от года к году. Особенно полезны умеренные по величине и интенсивности нагрузки, упражнения на растягивание, упражнения в расслаблении и на формирование осанки, прыжки, подскоки, наклоны вперёд и в сторону, элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол) , плавание. Эти упражнения раздражают зоны роста, стимулируют обмен веществ, устраняют сутулость, способствуют растяжению позвоночника.

Ожидаемый результат

Воспитание здорового во всех отношениях ребёнка. Укрепление физического и психического здоровья детей, сплочение детского коллектива, повышение работоспособности, снижение уровня заболеваемости среди воспитанников.

Перспективное планирование занятий кружка «Крепыш»

Месяц

Читать далее nsportal.ru

Программа дополнительного образования по театральному мастерству для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка

Театрализованная деятельность – сложный феномен человеческой активности. Исполняя ту или иную роль, человек переносится в иную плоскость бытия, иное пространство и время, перевоплощается, наделяется новыми качествами, приобретает новые возможности, проживает другую жизнь, приобретает новый опыт.

Сила воздействия театрализованной деятельности на ребенка огромна, ее педагогические возможности – неисчерпаемы. Театрализованная деятельность весьма успешно используется в работе с детьми разного возраста.

Цель программы:всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность.

Общие программные задачи для детей дошкольного возраста

  • Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
  • Расширять представления об окружающих предметах. Развивать умение вычленять признаки предметов, определять материал, из которого изготовлены игрушки, декорации.
  • Пополнять и активизировать словарь детей, закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Формировать интонационную выразительность речи, развивать диалогическую речь.
  • Учить детей управлять куклами.
  • Стимулировать внимание, память, мышление, воображение детей. Развивать представления о нравственных качествах.
  • Поощрять желание самостоятельно играть театральными куклами.
  • Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками детсада.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, находчивость, фантазию.
  • Воспитывать культуру поведения в театре.

Разработанную мною программу я использую на занятиях в кружке «Теремок сказок». Занятия проводятся раз в неделю, проходят они непринужденно, весело, дети находятся в постоянном творческом поиске.

Структура занятий в различных возрастных группах может быть разной.

В младшем дошкольном возрасте занятия построены по самым разнообразным сценариям в зависимости от таких факторов, как погодные условия, психоэмоциональное состояние и настроение детей. Они могут начинаться с занимательных игр и упражнений.

В среднем дошкольном возрасте занятия могут включать в себя просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации, разыгрывание и инсценировку различных сказок.

В старшем дошкольном возрасте занятия по театру могут включать в себя как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям.

В ходе занятий происходит частая смена видов деятельности, благодаря чему обеспечивается высокий уровень их продуктивности.

Содержание занятий включает в себя: игры-драматизации, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, упражнения по формированию выразительности исполнения, речевые упражнения, мимические этюды, упражнения имитационного характера, развитие певческих способностей.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

МБДОУ «Детский сад №9» (г. Бийск)

Слайд 1-фото 2

Программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности «Степ-данс».

Слайд 3-фото 4

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей, посещающих детский сад, продолжает оставаться высокой.

Физической культуре и спорту в настоящее время уделяется все больше внимания. В связи с этим все большее значение приобретают научные знания, методические приемы, новые технологии в работе с детьми. Воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения является жизненно необходимой и основной задачей и педагогов, и родителей.

В настоящее время актуально совершенствование старых и поиск новых форм, средств и методов физического воспитания детей дошкольного возраста.

Степ-аэробикапредставляет собой специфический вид аэробики (аэробика - это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода) , в котором применяются ритмичные шаговые движения с использованием специальной платформы.

Слайд 5-фото 6

На наш взгляд у степ-аэробики много достоинств:

  • повышение интереса у детей к занятиям физической культуры;
  • формирование устойчивого равновесия, так как двигательная деятельность осуществляется на уменьшенной площади опоры;
  • развитие у ребенка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений;
  • воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы и др.;
  • повышение выносливости, а вслед за этим и сопротивляемости организма.

Но самое главное достоинство степ-аэробики - ее оздоровительный эффект!

Степ-аэробика выбрана нами за его доступность, массовость, разнообразие форм и зрелищность. Данная Программа позволит снизить заболеваемость детей. Программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности «Степ-данс» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности.

Слайд 7-фото 8

Педагогическая целесообразность программы «Степ-данс» заключается в том, что степ-аэробика актуальна и действенна для детей старшего дошкольного возраста.

Отличительные особенности программы «Степ-данс» от уже существующих в этой области заключается в том, что в одном занятии совмещены разные формы работы с детьми. Формы работы - слайд 7.

Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того чтобы сделать их еще более интересными и насыщенными, используем спортивное оборудование - степы. Степ - это ступенька высотой не более 8 см, шириной 25 см, длиной 40 см, легкая, обтянутая мягким дерматином.

Упражнения для степ-аэробики подбирались преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба) , вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.

Слайд 9-фото 10

Каждое занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке.

В основной части, помимо степ-аэробики, используем и такие нетрадиционные формы работы, которые пришли к нам из разных стран и континентов - это восточная гимнастика.

Упражнения «восточной гимнастики» включают в себя упражнение на развитие мышц плечевого пояса, рук, кистей и пальцев, благотворно воздействует на все органы человека, в том числе на структуры головного мозга. Сложность этих упражнений состоит в координации и согласовании движений разных частей тела.

В силовую часть включаем упражнения, воздействующие на мышцы брюшного пресса, груди, спины, шеи и ног. В эту часть включена специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связачного аппарата стоп и голени. Основная часть заканчивается комплексом упражнений для растягивания мышц - стретчингом. Одним из современных средств развития гибкости является стретчинг (растягивание) – система статических упражнений, направленных на растягивание, развивающих гибкость и повышающих эластичность мышц. Это гимнастика поз, способствующая улучшению жизненного тонуса.

Большую роль играет наличие подвижных игр. Двигательная деятельность ребёнка в игре вовлекает в работу разнообразные мышцы, способствуя рассеянной мышечной нагрузке и предупреждая утомление.

Заканчивается занятие упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе. На наш взгляд, техники релаксации учат детей различать состояния напряжения и расслабления.

Занятия степ-аэробикой не только способствуют развитию основных физических качеств (силы, выносливости, гибкости и др.) , но и улучшают музыкальность, двигательную память, так как занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой ритмичной музыкой, которая тоже создает у детей хорошее настроение.

Слайд 11

Один комплекс степ-аэробики как полного занятия выполняется детьми в течение одного месяца; некоторые упражнения, по мере их усвоения, могут видоизменяться, усложняться.

Программа дополнительного образования рассчитана на 1 год. Занятия проводятся в спортивном зале в игровой форме, 1раз в неделю во вторую половину дня, продолжительность деятельности: 25-30 минут. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части.

Тренировочные занятия степ-аэробикой являются в своем роде «уроками здоровья». В каждом таком занятии используются различные виды массажа, гимнастика для глаз, упражнения для гибкости, гимнастика для стоп, дыхательная гимнастика, восточная гимнастика, упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, груди, спины, шеи и ног, упражнения на растягивание мышц, а так же пальчиковая гимнастика.

Степ-аэробика это не просто «уроки здоровья», а заряд радости, бодрости и позитивного настроения для детей!

По теме:

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Режим дня для детей дошкольного возраста

    «Значение режима дня дошкольника». Консультация для родителей Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную орг...

  • Программа обучения английскому языку детей дошкольного возраста

    Обобщение опыта по обучению детей дошкольного возраста английскому языку Перспективные тенденции развития языкового образования в России, связанные с ее вхождением в общеевропейское образовательн...

  • Мастер класс для детей дошкольного возраста

    Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей младшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, хочу я хочу рассказать о том, как быстро и просто, без особых затрат можно изготовит...

  • Песочная терапия для детей дошкольного возраста

    Конспект занятия по песочной терапии с детьми дошкольного возраста «Здравствуй, песочек!» Задачи: 1. Познакомить детей с песком, его свойствами и особенностями. 2. Учить детей самостоятельно дейс...

  • Программы развития детей дошкольного возраста

    Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Цветной мир» через кружковую деятельность Пояснительная записка В мировой педагогике стало общепринятым начинать ра...

  • Программы по математическому развитию детей дошкольного возраста

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Английский язык для детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Английский язык в дошкольном возрасте» Английский язык в детском саду – это весело, доступно и полезно всем малышам. Основной задачей изучения английского языка в детс...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • Физические упражнения для детей дошкольного возраста

    JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL Равновесие Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах. Вначале они разучива...

  • Презентации для детей дошкольного возраста

    Презентация для детей дошкольного возраста по ознакомлению с временем года «Золотая осень» Презентация может использоваться для ознакомления детей с временем года осень, а также для закрепления м...

  • Футбол для детей дошкольного возраста

    Кружок «Мини-футбол» в детском саду — это здорово! Кружок «Мини-футбол» в детском саду - это здорово! Руководитель кружка Бутько Евгения Анатольевна. Физическое воспитание играет главную роль во...

  • Программа стеркиной основы безопасности детей дошкольного возраста

    Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» для ДОУ авторов Авдеевой Н. Н., Князевой...

  • Программа развития дошкольного дополнительного образования

    Программа дополнительного образования по развитию логического мышления дошкольников «Логическая азбука» Ценность дошкольного возраста в развитии личности – неоспоримый факт. Несомненно, очень важ...