Психическое развитие в дошкольном детстве

Особенности психического развития периода дошкольного детства.

Особенности психического развития периода дошкольного детства. - раздел Психология, Становление психологии как науки Дошкольный Возраст (От 3 До 6-7 Лет) . Ведущая Деятельность – Ролевая Игра. Но...

Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) . Ведущая деятельность – ролевая игра. Новообразования в личностной сфере.

Период активного освоения социального пространства.

Особенности:

- появляется ориентация на совместную деятельность со сверстниками

- увеличивается колличество и усложняется качество требований со стороны взрослых, предъявляемых к поведение (к соблюдению норм морали) .

Увеличивается притязание на признание со стороны взрослых.

Противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра наполнена содержанием, отражающим реальное содержание копируемого действия.

Сюжетность усложняется в процессе взросления. И увеличивается продолжительность игры (младш. – 10-15 минут; средн. – 30-40 минут; старш. – от нескольких часов до нескольких дней) . Так же отличается содержание (младш. – воспроизведение реальных действий взрослых; средн. – отношения между людьми; старш. – подчинение правилам, вытекающим из роли) .

Ребенок стремится к овладению общественно значимой деятельностью.

Процесс формирования личности ребенка, связан с формированием эмоционально-волевой сферы - закладываются черты характера ребенка.

Первые признаки произвольного поведения.

В процессе ролевой игры происходит формирование творческого воображения и способности произвольно управлять своим поведением. Ролевые игры также способствуют развитию восприятия, запоминания, воспроизведения и речи.

Восприятие развивается в 2 направлениях:

- овладевает новыми действиями восприятия. Они направленны на обследование многообразных свойств предметов и явлений.

- усвоение систем сенсорных эталонов (система цветов спектра, геометрических форм и др.) .

К концу периода восприятие точное и дифференцированное.

Мышление:

- наглядно-образное -> к концу образно-схематическое мышление

Внимание и память непроизвольны.

Образная память преобладает над словесно-логической.

Главные новообразование:

Читать далее allrefs.net

Психическое развитие в дошкольном детстве - Студопедия

Читайте также:

  1. Возникновение и развитие понятия «политическая культура»

От 3 лет продолжается интенсивное созревание организма, окостенение, рост массы мышц, увеличивается вес мозга. Особенно активно развивается вторая сигнальная система.

Все эти условия для пополнения жизненного опыта сопутствуют возникновению новой социальной ситуации развития. У ребенка возникает круг элементарных обязанностей и, кроме совместной деятельности со взрослым, наблюдается уже и деятельность со сверстниками, в которой тоже проявляется интерес ко взрослому миру.

Особенности новой социальной ситуации развития проявляется в новых видах деятельности в сюжетно-ролевой игре, которая и становится ведущим видом деятельности.

Именно в ней вызываются качественные изменения в психике ребенка. В ролевой игре ребенок совместно с кем-то трудится, обучает или учится, руководит или подчиняется, т.е. проигрывает какую-либо ситуацию, известную ему. А то, что он учится согласовывать свои действия с действиями других людей, формирует у него качества товарища.

Структуру игры составляют:

- роли, которые берут на себя дети (например, машинист, продавец, пассажир, доктор, мама, дочка и т.д.) ;

- игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;

- игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замещены игровыми предметами (например, стул – поезд, куклы – дети, бумажки деньги и т.д.) ;

- реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, которыми регулируется весь ход игры.

Сюжетом в детских играх является та действительность, в которой они сталкиваются. Младший дошкольник имеет ограниченное число сюжетов, а у старшего дошкольника они чрезвычайно разнообразны (космические полеты, арктические экспедиции) . С усложнением сюжетов увеличивается и продолжительности игры – от 10 – 15 мин до 1 – 2 часов.

Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Для младших дошкольников главным в игре является воспроизведение реальных действий взрослых; для среднего – отношения между людьми; для старшего – подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится в поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие:

1. Начинает формироваться произвольность психических процессов;

2. Развивается мышление;

3. Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и «примерять» на себя различные роли;

4. Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых;

5. В игре развивается знаковая функция речи (предмет – знак – его наименование) ;

6. Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями;

7. В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности.

Кроме всех этих изменений в личности ребенка, в игре обязательно проявляется потребность ребенка в признании его окружающими. Появляются первые притязания на определенное положение в группе сверстников. К 6 годам ждать сотрудничества в игре нельзя, т.к. идет конкуренция, и только позже – содействие и соучастие.

Центральными новообразованиями дошкольного возраста являются соподчинение мотивов (преобладание мотива «Я должен» над «Я хочу») , развитие самооценки; усвоение этических норм поведения.

Познавательная сфера личности дошкольника включает развитие всех «высших функций».

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны:

- усвоение преставлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений;

- овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир.

Произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребёнка.

Игра в большой мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. К концу дошкольного возраста у детей способность к произвольному вниманию начинает интенсивно развиваться.

Приёмы запоминания и припоминания ребенок обычно не изобретает сам, их в той или иной форме подсказывают ему взрослые.

Ребёнок постепенно учится повторять, осмысливать, структурировать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

Укажем особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

- воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

- оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

- воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре.

Развитие речи в дошкольном возрасте идёт в нескольких направлениях:

- Происходит овладение речью как средством общения;

- Совершенствуется практическое употребление речи в общении с другими людьми;

- Речь становится основой развития психических процессов, орудием мышления;

- Ребёнок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать её строение;

- Происходит активное формирование словаря и грамматического строя речи.

Речь как средство общения несёт в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию (обмен эмоциями) .

На протяжении дошкольного детства чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребёнка.

Во-первых, ребёнок постепенно овладеет умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от 3-летнего, 5 – 6- летний дошкольник может сдержать слёзы, скрыть страх и т. п. Во-вторых, он усваивает «язык чувств» – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций.

Сознательное управление поведением начинает складываться в дошкольном детстве.

Ребёнок знает нормы поведения: а) знает свои обязанности; б) понимает их значение; в) может объяснить.

Источник studopedia.ru

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, Игровая деятельность дошкольника - Психология дошкольного возраста - Учебные материалы для студентов

Функция, воспроизводимая ребенком в игре, являющаяся центром игры и объединяющая все ее стороны

Игровые действия

Действия со значениями, не зависящие от операционально-технической стороны, носящие изобразительный характер, с помощью которых ребенком реализуются взятые на себя роли взрослых и взаимоотношения между ними

Предметы-заместители

Полифункциональные неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого конкретного действия

Игровое правило

Определенный норматив выполнения игровых действий, определяющийся ролью, которую берет на себя ребенок

Воображаемая ситуация

Перенос значения с одного предмета на другой

Сюжет

Сфера действительности, которую дети отражают в игре

Содержание

игры

То, что выделено ребенком в качестве главного элемента деятельности взрослых, отражаемое в игре

Роль – функция, воспроизводимая ребенком в игре, являющаяся центром игры и объединяющая все ее стороны. Ребенок берет на себя определенную роль лишь при условии, что сфера действительности, отображаемая в сюжете игры, является знакомой для него и вызывает положительное эмоциональное отношение.

Игровые действия – это действия со значениями, не зависящие от операционально-технической стороны, носящие изобразительный характер, с помощью которых ребенком реализуются взятые на себя роли взрослых и взаимоотношения между ними. Соподчинение и согласование игровых действий определяются ролью и реальными отношениями, возникающими между детьми в процессе игры.

Предметы-заместители – это полифункциональные неоформленные предметы, не предполагающие выполнение с ними никакого конкретного действия. Возможности переноса значения с одного предмета на другой обусловлены способами показа действия: заместить можно только тот предмет, с которым можно выполнить хотя бы внешний рисунок действия.

Правило в игре – это определенный норматив выполнения игровых действий, определяющийся ролью, которую берет на себя ребенок. Правило в игре часто вступает в конфликт с непосредственными желаниями ребенка, который учится подчиняться правилу и отказываться от мимолетных желаний.

По мере развития ребенка устойчивость в подчинении правилу постепенно повышается. Воображаемая ситуация заключается в переносе значения с одного предмета на другой. Появление воображаемой игровой ситуации происходит в результате включения в игровые действия тех предметов и операций, которые обычно осуществляются в других условиях и по отношению к другим предметам.

Сюжет – это та сфера действительности, которую дети отражают в игре. Игровые сюжеты очень разнообразны и в целом определяют разделение игр на три группы: игры с сюжетами на бытовые темы (в семью, парикмахерскую и т.д.) ; игры с производственными сюжетами (строительные, сельскохозяйственные и т.п.) ; игры с общественно-политическими сюжетами (игры в войну) . Развитие сюжетов происходит по пути отражения все новых сфер действительности и увеличения разнообразия форм игры в пределах одной группы сюжетов.

Практический пример

В старшей группе детского сада одна игровая ситуация плавно переходит в другую, которая связана с ней по смыслу. Например, игра в "поездку на дачу" проходит таким образом: первоначально все вместе "едут на дачу" на "машине" или на "электричке", затем "папа" копает огород, "мама" готовит "еду", а "дети" ловят "бабочек", затем все вместе "идут в лес" за ягодами или за грибами и т.д.

Содержание игры – это то, что выделено ребенком в качестве главного элемента деятельности взрослых, отражаемой в игровой ситуации. Развитие содержания детских игр происходит по мере более глубокого проникновения ребенка в жизнь окружающих его взрослых людей. От игр, в которых главным компонентом является предметная деятельность людей, осуществляется переход к играм, отражающим взаимоотношения между людьми, а также к играм, в которых основным содержанием является подчинение правилам поведения и общественным отношениям между людьми.

На протяжении дошкольного возраста происходит развитие игровой деятельности, изменяются все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры (рис. 8.1) . Среди основных линий развития игры выделяют следующие:

а) изменение численности групп играющих детей: от меньшего числа участников одной и той же игры к большему;

б) изменение устойчивости детских игровых отношений: от неустойчивых групп играющих детей ко все более устойчивым;

в) изменение характеристик сюжета: от совокупности не связанных между собой эпизодов к поэтапно разворачивающемуся сюжету и переход от обыгрывания личной жизни и ближайшего окружения к событиям в обществе; от выполнения конкретных ролевых действий к ролям-образам, в которых используются разнообразные средства изображения: речь, действия, мимика и пантомимика, соответствующее роли отношение.

Д. Б. Эльконин отмечал также следующие направления в развитии игровой деятельности:

• изменение содержания игр: в младшем дошкольном возрасте игры часто носят процессуальный характер, типичный для процессуальных игр детей раннего возраста – смысл игры в них заключается в самом процессе действия, а не в том результате, к которому это действие должно привести. В среднем дошкольном возрасте роли имеют в играх главное значение и интерес игры для детей заключается в выполнении той или другой роли; в старшем возрасте детей интересует не просто та или другая роль, но и то, насколько хорошо она выполняется, повышается требовательность к правдивости и убедительности выполнения роли;

Рис. 8.1. Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

• изменение характера конфликтов у старших по сравнению с младшими;

• переход от игры, в которой каждый ребенок играет по-своему, к игре, в которой действия детей согласованы и их взаимодействие организовано на основе взятых на себя ролей;

• изменение характера стимуляции игры, которая в младшем возрасте возникает под влиянием игрушек, а в старшем – под влиянием замысла независимо от игрушек;

• изменение характера роли, которая сначала носит обобщенный характер, а затем все больше наделяется индивидуальными чертами и типизируется;

• развитие использования детьми различных предметов в игре, которое при замене реального предмета игровым идет от отдаленного сходства ко все большей требовательности в отношении сходства;

• сглаживание с возрастом противоречий между придумыванием сюжета и возможностью его реализации;

• развитие сюжета, которое идет от изображения внешней стороны явлений к передаче их смысла;

• появление в старшем возрасте плана хотя бы схематичного и неточного, но дающего перспективу и уточняющего действия каждого участника игры;

• усиление и одновременно изменение роли организаторов игры к старшему возрасту.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, поскольку способствует интенсивному развитию когнитивной и личностной сферы ребенка и отвечает его основному мотиву – стремлению войти в мир взрослого человека, который является предметом игры как носитель определенных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми. Сюжетно-ролевая игра включает в себя такие компоненты, как роль, игровые действия, предметы-заместители, правило, воображаемую ситуацию, сюжет и содержание, в которых но мере развития ребенка происходят существенные изменения.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Материал с сайта studme.org

Психическое развитие в дошкольном детстве. - Студопедия

Читайте также:

  1. Англия. Развитие ассоциативной психологии

1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.) . В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых.

Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.

2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Другие виды деятельности ребенка

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали.

Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью.

В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо) .

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности) .

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

3. Развитие психических функций в дошкольном возрасте

1) Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко) .

2) Память. Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания.

Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память.

Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий - подготовки детей к школьному обучению.

3) Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста.

4) Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения.

Интенсивно растет словарный состав речи. Развивается грамматический строй речи. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно - оригинальны.

Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством.

4. Особенности личности дошкольника

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции. Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным.

Все, во что включается дошкольник, должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится.

Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора.

Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит".

Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки - аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой".

5. Кризис 6-7 лет, проблема готовности ребенка к школе

На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет.

Основные признаки:

1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка) ;

2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то) ;

3) симптом "горькой конфеты" - ребенку плохо, но он старается этого не показать.

Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе.

Интеллектуальная готовность включает в себя: - ориентировка в окружающем; - запас знаний; - развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты) ; - развитие разных типов памяти (образной,слуховой, механической и др.) ; - развитие произвольного внимания;

Мотивационная готовность к школе включает в себя:

Внутренняя мотивация (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно и он хочет много знать) , а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация) .

Материал studopedia.ru

Другие статьи по теме:

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Особенности развития дошкольного возраста психология

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...

  • Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...

  • Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных...

  • Развитие самооценки в дошкольном возрасте

    Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста Значительное число работ в психологии посвящено развитию самооценки у человека. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неад...

  • Развитие способностей в дошкольном возрасте психология

    «Психология формирования особенностей развития, творческих способностей у детей дошкольного возраста» Гениями не рождаются — ими становятся. Сложно представить себе ситуацию, при которой ребенок...

  • Познавательное развитие в дошкольном детстве

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста предполагает

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...

  • Познавательное развитие и обучение детей дошкольного возраста

    Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленьком...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста презентация

    Презентация на тему: «Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого разв...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...

  • Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста

    Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с в...