Психолого педагогическая диагностика детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическая программа диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

I. Аннотация

Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступивших в силу ФГОС является развитие эмоционального интеллекта.

Представленная диагностическая психолого-педагогическая программа предназначена для сопровождения процесса эффективной реализации основной Программы дошкольного учреждения. Она позволяет исследовать уровень развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, чтобы скорректировать эмоциональное взаимодействие каждого ребенка со сверстниками и взрослыми; выявить, создание каких условий необходимо, чтобы приблизить социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка к целевым ориентирам.

Эмоциональный интеллект – понятие интегративное и включает множество разнообразных способностей, знаний и умений. Исследователи предлагают различные варианты структуры эмоционального интеллекта. Нам наиболее близка позиция Р. Бояцис и Д. Гоулман, которые выделяют следующие компоненты эмоционального интеллекта:

1) самосознание (эмоциональное осознание себя, точная самооценка, уверенность в себе) ;

2) социальное осознание (эмпатия, организационное осознание, ориентация на обслуживание) ;

3) самоуправление (самоконтроль, адаптивность, инициатива, ориентация на достижение) ;

4) социальные навыки (развитие других, лидерство, влияние, коммуникация, катализация изменений, разрешение конфликтов, работа в составе группы, создание связей) .

В связи с этим в программе используются те стандартизированные методики современных авторов, которые, по нашему мнению, обладающие прогностической значимостью для дальнейшего развития социально-коммуникативной сферы детей и позволяют выявить уровень развития каждого показателя. В результате мы получаем данные, которые дают основания для проведения развивающих, коррекционных мероприятий.

Диагностическая программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей и соответствует современным требованиям психолого-педагогической науки и передовой психологической практики; учтены возрастные возможности и особенности воспитанников.

Программа содержит методические рекомендации, конспекты занятий, рабочую тетрадь, описание тестовых методик, опросников.

Содержание программы рассчитано на диагностический курс, состоящий из 8 занятий, 2 раза в неделю по 30 минут. Предварительная работа представляет собой анкетирование родителей и педагогов. Вопросы анкеты направлены на оценку эмоциональной отзывчивости детей, их способности переживать значимые для них события и сопереживать окружающим людям.

Материалы программы могут оказаться полезными для практических психологов системы образования при изучении ими эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, составления индивидуального коррекционно-развивающего маршрута.

Программа и методические материалы к ней были рассмотрены педагогическим советом СП д/с «Золотой петушок» ГБОУ СОШ №2 п. г. т. Усть-Кинельский г. о. Кинель Самарской области, утверждены и рекомендованы к использованию в практической деятельности.

Программа проходила апробацию в данном детском саду в течение 2013-14уч. г., количество участников программы – 56 детей.

II. Учебный план программы

Цель: Диагностика развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Категория обучающихся: Дети старшего дошкольного возраста.

Срок обучения: 1 месяц.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 30 минут.

№№

Наименование тем Всего часов В том числе Форма

контроля

Теорет Практ.

1. 2 Самосознание 2 0, 5 1, 5 Тестирование,

анализ детской работы

2. Социальное осознание 2 0, 5 1, 5 Тестирование,

анализ детской работы

3. Самоуправление 2 0, 5 1, 5 Тестирование,

анализ детской работы

4. Социальные навыки 2 0, 5 1, 5 Тестирование,

анализ детской работы

Итого 8 2 6 Аналитическая справка

III. Учебно-тематический план

Цель: Диагностика развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Категория обучающихся: Дети старшего дошкольного возраста.

Срок обучения: 1 месяц.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 30 минут.

№ Наименование тем Всего часов В том числе Форма

контроля

теоретических практических

1. 2 Самосознание 2 0, 5 1, 5 Тестирование,

анализ детской работы

1.1 «Мой характер» 0, 25 1, 75 Рисунок по сказке «Деревья-характеры»

1.2 «Какой Я? » 0, 25 1, 75 Определение эмоционального уровня самооценки

Тест «Дерево»

2 Социальное осознание 2 0, 5 1, 5 Тестирование,

анализ детской работы

2.1 «Мы можем думать по-разному» 0, 25 1, 75 Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций».

2.2 «Какие чувства мешают дружить» 0, 25 1, 75 Методика «Страна эмоций»

3. Самоуправление 2 0, 5 1, 5 Тестирование,

анализ детской работы

3.1 «Как научиться дружить» 0, 25 1, 75 Тест «Кактус»

3.2 Исследование адаптивных способностей ребенка 0, 25 1, 75 Тест «Домики»

4. Социальные навыки 2 0, 5 1, 5 Тестирование,

анализ детской работы

4.1 «Как стать выше себя» 0, 25 1, 75 Тест «Три желания»

4.2 «Я и мое окружение» 0, 25 1, 75 Тест «Я и группа»

Итого 8 2 6

IV. Учебная программа:

1. Пояснительная записка:

Введение ФГОС предъявляет требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования в дошкольном учреждении. Работа в данном направлении требует дополнения и обновления мониторинга, обеспечивающего результаты развития универсальных учебных действий обучающихся.

В настоящее время все острее стоит проблема развития эмоционального интеллекта воспитанников.

Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Этот вывод ученых перевернул в середине 90-х годов XX века взгляды на природу личностного успеха и развития человеческих способностей. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни.

Цель программы:

Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Задачи

1. Выявить адекватность самооценки ребенка.

2. Выявить уровень развития эмпатийных способностей и умения их проявлять.

3. Выявить уровень развития адаптивных возможностей и наличие агрессивных тенденций в поведении.

4. Определить направленность ребенка и самоощущение его в группе сверстников.

Адресат

Дети старшего дошкольного возраста.

Структура и содержание программы:

Реализация программы осуществляется непосредственно педагогом-психологом дошкольного учреждения.

Предлагаемые темы занятий с детьми соответствуют возрастным и индивидуальным психологическим особенностям.

Реализация программы происходит по четырем блокам.

1 блок: «Самосознание»

Форма организации: 2 занятия по 30 минут.

Задачи: Выявить адекватность самооценки ребенка.

2 блок: «Социальное осознание»

Форма организации: 2 занятия по 30 минут.

Задачи: Выявить уровень развития эмпатийных способностей и умения их проявлять.

3 блок: «Самоуправление»

Форма организации: 2 занятия по 30 минут.

Задачи: Выявить уровень развития адаптивных возможностей и наличие агрессивных тенденций в поведении.

4 блок: «Социальные навыки»

Форма организации: 2 занятия по 30 минут.

Задачи: Определить направленность ребенка и самоощущение его в группе сверстников.

Диагностические результаты каждого блока обрабатываются и анализируются педагогом-психологом.

По окончании программы психолог составляет сводную таблицу результатов диагностической работы.

Структура занятий:

• Приветствие, постановка проблемы.

• Основная часть (слушание и обсуждение сказки, проективные техники, упражнения, направленные на регуляцию поведенческих и эмоциональных реакций, упражнения, направленные на принятие другого, на развитие чувства сплоченности и единства) .

• Рефлексия занятия.

• Ритуал прощания.

Методы и формы обучения:

• Методы активного обучения (АМО) – тренинг, метод процедуры обсуждения, методы эмоционально-личностной направленности.

• Современные образовательные технологии – ИКТ.

www.maam.ru

перейти к книгам (7)

Стребелева Елена Антоновна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии, доктор педагогических наук, руководитель Проекта "Ранняя коррекция отклонений в развитии и дошкольное воспитание детей с особыми нуждами". Профессор факультета специальной психологии и специальной педагогики кафедры олигофренопедагогики МГПУ.

Родилась в Херсонской обл., УССР. Окончила дефектологический факультет МГПИ им. Ленина. Работала воспитателем, дефектологом, методистом специального детского сада для умственно отсталых детей, преподавателем кафедры олигофренопедагогики, профессором кафедры дошкольной дефектологии МГПИ им.

Ленина.

В ИКП РАО работает с 1994г., Основные направления научных исследований: психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста; исследования в области умственного развития детей с нарушениями интеллекта; воспитание в семье ребенка с отклонениями в развитии; воспитание и обучение детей в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта; подготовка специалистов-дефектологов для работы в специальных дошкольных учреждениях.

Автор подхода к психолого - педагогической диагностике нарушений в развитии детей раннего и дошкольного возраста, системы коррекционно-педагогической работы по развитию познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Имеет более 50 публикаций. Автор учебных пособий, программ для студентов, статей, книг, тезисов. Ведет большую работу по подготовке кадров для специальных дошкольных учреждений.

Лауреат премии Президента РФ в области образования за 1999 год. Премия присуждена за создание набора пособий для диагностики умственного развития детей раннего возраста для дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений".

Дети-сироты. Консультирование и диагностика развития

В пособии освещен современный комплексный подход к психолого-медико-педагогической диагностике детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дано описание конкретных методик для обследования детей от младенческого до подросткового возраста. Особое внимание уделено критериям оценки развития детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Книга адресована руководителям и сотрудникам ПМПК (С) , невропатологам, психиатрам, педиатрам, психологам, логопедам, учителям-дефектологам.

Дошкольная олигофренопедагогика

Соавтор: Катаева А. А.

В учебнике излагаются вопросы теории и практики дошкольной олигофренопедагогики, раскрываются особенности психического и физического развития дошкольников с нарушениями интеллекта, а также методы коррекционно-воспитательной работы с ними.

Книга предназначена для студентов педагогических институтов, а также для учителей-дефектологов и воспитателей специализированных (коррекционных) детских садов для детей с нарушениями интеллекта.

Коррекционная помощь детям раннего возраста

Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания.

В книге дано описание системного подхода к коррекционно-педагогической работе с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида.

Книга адресована педагогам (педагогам-дефектологам, музыкальным руководителям, педагогам-психологам) , работающим с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей».

Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.

Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам дошкольных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.

Специальная дошкольная педагогика

Соавторы: А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова

В учебном пособии освещены общие вопросы становления специальной педагогики как науки и современные теоретические подходы к разработке системы коррекционно-развивающего обучения.

Рассмотрены содержание, методы и приемы коррекционно-воспитательной работы с детьми, определяемые спецификой каждого типа нарушений. Даны вопросы и практические задания для студентов, а также список дополнительной литературы.

Формирование мышления (наглядный материал)

Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал) .

Иллюстрации наглядного материала соответствуют главам и разделам книги Е. А. Стребелевой «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» и являются наглядно-практическим приложением к ней.

Пособие рекомендуется использовать в процессе занятий с детьми для формирования определенных умственных действий. При грамотном подходе к работе педагог сможет научить ребенка целостному восприятию ситуаций, изображенных на картинках, подвести к обобщению представлений о свойствах и качествах предметов, овладению действиями замещения и моделирования.

Картинный материал окажет значительную помощь в формировании соотношения между словом и образом, умений выполнять классификацию и систематизацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, понимать скрытый смысл и юмор.

Формирование мышления у детей с отклонением в развитии

В книге представлена система коррекционно-педагогической работы по формированию мыслительной деятельности детей с отклонениями в умственном развитии. Дано подробное описание более 200 дидактических игр, упражнений, рассказов, задач и загадок, способствующих активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста. В конце пособия даны два приложения с материалом для педагогов, в целях понимания создания ситуации для занятий с детьми, и наглядным раздаточным материалом для детей.

Материал www.koob.ru

Психолого-педагогическая диагностика развития детей Стребелева Е. А. скачать бесплатно. Читать он-лайн.

автор: Стребелева Е. А. категория: Педагогика

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей».

Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.

Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам дошкольных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.

Об авторе: Стребелева Елена Антоновна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии, доктор педагогических наук, руководитель Проекта "Ранняя коррекция отклонений в развитии и дошкольное воспитание детей с особыми нуждами". Профессор факультета… еще…

С книгой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей» также читают:

Материал с сайта log-in.ru

Организация и содержание диагностической деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста

Организация и содержание диагностической деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста.

Содержание:

  • Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста.
  • Психолого-педагогическое изучение детей младшего школьного возраста.
  • Психолого-педагогическое изучение детей подросткового возраста.
  • Список литературы.

1. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое обследование начинается с беседы сребенком, которая направлена на установление эмоционального контакта. Во время беседы выявляются общий запас знаний и представлений ребенка об окружающем, ориентировка во времени, пространстве, эмоциональные особенности: контактность, интересы, любимые игры и занятия.

При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные новообразования:

  • уровень развития перцептивных действий;
  • ведущей деятельности - игровой, а также типичных видов деятельности - конструирования и рисования.

Основными параметрами умственного развития дошкольника можно считать:

  • принятие задания;
  • способы выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка) ;
  • обучаемость в процессе обследования; отношение к результату деятельности.

При диагностике особенностей познавательной сферы детей дошкольного возраста используются специальные задания, проводимые в форме «обучающего эксперимента», а также задания, позволяющие выявить уровень сформированности знаний и умений. (Методики по изучению познавательной деятельности дошкольников широко описаны в специальной литературе) .

Анализ выполнения заданий позволяет оценить характер деятельности ребенка:

  • понимает ли он практическую ситуацию как проблемную;
  • анализирует ли условия;
  • может ли самостоятельно найти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели.

Для обследования мотивационной готовности ребенка к обучению в школе используются различные методы: наблюдение во время различных видов детской деятельности, беседа.

Основными показателями состояния эмоционально-волевой сферы дошкольника служат:

  • владение правилами поведения;
  • умение адекватно реагировать на оценку выполненного задания, умение оценивать свою работу;
  • умение преодолевать трудности.

В целом, характеризуя основные задачи диагностической деятельности в дошкольном возрасте, можно сказать, что она направлена, прежде всего, на получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Выбор инструментария для проведения диагностики осуществляется в зависимости от круга решаемых развивающих задач.

В диагностической деятельности с детьми дошкольного возраста обязательным является:

  1. Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
  2. Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
  3. Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
  4. Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям проводится углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Содержание диагностики психического развития дошкольников

Возрастная группаНаблюдение, экспертная оценка (по схеме Д. Б. Эльконина) .

«Коробка форм», «Пирамидка»

Наблюдение в процессе выполнения методик.

Экспертная оценка (по схеме Самосознание В. С. Мухиной) .

2-младшаяНаблюдение, экспертная оценка (по схеме Д. Б. Эльконина) .

«Разрезная картинка».

Наблюдение, экспертная оценка (по схеме Д. Б. Эльконина) .

«Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко.

«Четвёртый лишний»,

Наблюдение, экспертная оценка (по схеме Д. Б. Эльконина) .

«Последовательные картинки» Бернштейн.

Наблюдение, экспертная оценка (по схеме Д. Б. Эльконина) .

Корректурная проба.

Тест Керна-Йирасека.

«Улицы» модификация Дембо-Рубинштейна.

Психолого-педагогическое изучение ребенка дошкольного возраста завершается составлением характеристики, отражающей развитие изученных сфер деятельности, а также характерологические особенности.

2. Психолого-педагогическое изучение детей младшего школьного возраста.

Содержание диагностической деятельности с детьми младшего школьного возраста обусловлено социальной ситуацией развития обучения в школе и порождающей ряд специфических проблем, к которым, в первую очередь, относятся:

  • трудности освоения учебной деятельности;
  • сложности адаптации к новой социальной ситуации;
  • эмоциональное неблагополучие;
  • трудности, локализующиеся в области взаимоотношения с учителем;
  • трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка.

И хотя к началу школьного возраста педагоги и родители специально готовят ребенка, указанные выше трудности порой достигают такой остроты, что встает вопрос о необходимости психолого-педагогической диагностики и коррекции.

При обследовании выявляется:

  • взаимозависимость процессов, обеспечивающих познавательную деятельность и влияющих на эмоционально-волевую сферу и личность;
  • интересы и потребности ребенка;
  • критичность по отношению к себе и другим;
  • сформированность коммуникативных функций.

Необходимо также отметить, что наряду со специфическими методами обследования, которые имеются в арсенале психолога и дефектолога, есть и общие методы психолого-педагогического обследования:

  • изучение документации;
  • изучение работ детей (рисунков, тетрадей и т.д.) ;
  • беседа с ребенком и родителями;
  • наблюдение за ребенком в процессе его деятельности;
  • экспериментальные методики.

Как правило, поводом проведения психолого-педагогической диагностики становится неуспеваемость ребенка или отклонения в его поведении. Специалисту предстоит выяснить причину неуспеваемости ребенка. Неуспеваемость может быть результатом как отставания в умственном развитии, так и неподготовленности к школьному обучению.

Она может быть вызвана также нарушениями в работе анализаторов, слабым соматическим здоровьем ребенка; если при этих обстоятельствах не соблюдается режим нагрузки в семье или завышаются требования педагогов, то следствием может быть не только неуспеваемость, но и срывы в поведении.

Причины неуспеваемости:

  • неподготовленность детей к школьному обучению,
  • несформированность психических процессов и навыков деятельности. Дети не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Особенно тяжелые последствия наблюдаются в тех случаях, когда социально-педагогическое неблагополучие имеет место в ранние месяцы и тгоды жизни ребенка.
  • астеническое состояние ребенка, вызванным длительной болезнью, вследствие чего ребенок быстро устает, ослабляется его память, внимание, нарушается поведение. Но все эти проявления не носят стойкого характера и не имеют воснове органических нарушений.

Во всех подобных случаях для преодоления неуспеваемости требуется создание благоприятных условий жизни, прежде всего, охранительного педагогического режима.

Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с задержкой психического развития (ЗПР) , которые также оказываются неуспевающими уже в первые годы обучения.

При изучении психических процессов и возможностей обучения детей с задержкой психического развития выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфере и поведении:

  • повышенная истощаемость (и как результат — низкая работоспособность) ;
  • незрелость эмоций, слабость воли;
  • ограниченный запас общих сведений и представлений;
  • бедный словарь, трудности звукового анализа;
  • несформированность навыков интеллектуальной деятельности.
  • игровая деятельность сформирована не полностью.
  • восприятие характеризуется замедленностью.
  • в мышлении обнаруживается недостаточность словесно-логических операций.

При предъявлении задания в наглядно-действенном плане качество его выполнения значительно улучшается. Для оценки уровня развития мышления при психолого-педагогическом обследовании важно сопоставить результаты работы ребенка со словесным и наглядным материалом.

Дети с дефектами зрения и слуха оказываются беспомощными в простых ситуациях, производят впечатление умственно отсталых. Но если предложить слабослышащему задание логического характера, не требующее от него совершенного слуха (классификация, раскладывание картинок с учетом причинно-следственных связей и т.п.) , а слабовидящему - соответствующие устные задания, то они их выполняют.

Кроме того, очень важно отделить нормальных детей с расстройством речи от умственно отсталых, для которых речевые нарушения являются одним из характерных признаков.

Серьезным последствием данных нерешенных своевременно проблем является школьная дезадаптация. Первым этапом психолого-педагогической помощи является диагностика.

Схема обследования ребенка во всех случаях строится исходя из имеющихся классификаций неуспевающих учеников и с учетом гипотез о причинах психогенной школьной дезадаптации.

Она включает в себя следующее.

1) Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, моторики) . Могут использоваться методики диагностики интеллекта Талызиной, Амтхауэра, Векслера, различные методики диагностики познавательных способностей.

2) Проверяется обучаемость ребенка, сформированность элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения. Используются различные методики, диагностирующие уровень развития восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания.

Выясняется соотношение уровня теоретического обобщения и практических действий, степень самостоятельности, чувствительность к помощи со стороны взрослых.

Изучение интеллектуальных возможностей учащегося позволяет раскрыть его актуальные и потенциальные возможности, осуществить психокоррекционную работу.

3) Анализируются особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы.

Используются косвенные методики диагностики мотивации учения:

  • метод наблюдения,
  • сочинение на тему «Моя жизнь в школе».

Проекивные методики:

  • составление расписания на неделю (С. Я. Рубинштейн) ,
  • методика Матюхиной, цветовой тест отношений Эткинда.

Для изучения самооценки младшего школьника можно использовать методику А. И. Липкиной «Три оценки».

4) Проверяются учебные навыки ребенка, просматриваются его тетради, делаются пробы на чтение, письмо, решение задач.

5) Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости:

  • как ребенок относиться к плохим оценкам;
  • какую получает типичную обратную связь от взрослых;
  • какие у ребенка существуют способы компенсации неуспехов в обучении;
  • по возможности восстанавливается вся система межличностных отношений ребенка.

6) Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности:

  • кто занимается с ним, как много, какие приемы использует;
  • анализируется стиль семейного воспитания в целом, роль второго родителя.

7) Изучается предыстория консультируемого:

  • собирается подробный анамнез, случаи обращения к врачу, диагноз, как долго и чем лечили;
  • выясняется, с чем сами родители связывают плохую успеваемость у ребенка.

Диагностическая работа в школе преследует решение следующих задач:

  • составление социально-психологического портрета школьника;
  • определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
  • выбор средств и форм психолого-педагогического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие:

1. Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели — так называемое фронтальное обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных» и «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик.

Примером такого обследования в начальной школе могут служить изучение готовности будущих первоклассников к обучению в школе, отслеживание динамики адаптации первоклассников к школьному обучению и т. д.

2. Углубленное обследование — используется при исследовании сложных случаев и включают применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики, либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др.

Углубленное обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижение гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.

3. Оперативное обследование — применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.

Основные параметры диагностической работы включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах.

3. Психолого-педагогическое изучение детей подросткового возраста.

Психолого-педагогическое исследование подростков с нарушениями развития опирается на те же принципы, что и изучение детей более младшего возраста.

Вместе с тем сама процедура исследования, подбор конкретных диагностических методик имеют ряд особенностей:

  1. Важно учитывать особенности подросткового возраста - тенденцию к самостоятельности, чувство Я.
  2. У подростков могут быть и выраженные аффективные вспышки, негативизм, особенно при неудаче в установлении контакта, поэтому таким детям требуется бережный, не форсированный подход. Спокойное, уважительное отношение к подростку - важный фактор, обеспечивающий его сотрудничество в ходе исследования.
  3. При изучении подростков существенно расширяется арсенал диагностических методик, поскольку за период школьного обучения дети далеко продвинулись в своем развитии. Здесь используются классические экспериментально-психологические методики, причем в полном варианте. Становится возможным использование довольно сложных методов исследования личности и межличностных отношений - опросников, проективных тестов.
  4. Тщательный подбор методик исследования с учетом речевых и интеллектуальных особенностей ребенка. Возможности применения многих методик все же остаются ограниченными. Использование таких опросников, как патохарактерологический диагностический опросник для подростков Личко (ПДО) , опросники Кеттелла, Айзенка и др., возможно лишь в том случае, когда есть уверенность в их доступности для понимания.

Таким образом, психолого-педагогическое исследование подростка с отклонениями в развитии должно строиться с учетом как специфических особенностей подросткового возраста, так и характера нарушений развития.

Список литературы:

  1. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Практикум. – СПб.:КАРО, 2008.
  2. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Общ.ред. Г. В. Чиркина. – 4-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2010.
  3. Методы обследования устной и письменной речи детей с речевой патологией: метод.пособие для студ., обуч. по дефектол. спец. / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; авт.-сост. Л. С. Вакуленко, О. А. Онопа. - Мурманск : МГГУ, 2011. - 92 с.
  4. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования, обуч. по направл. подгот. «Специальное образование» / Басилова Т. А., Богданова Т. Г. ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2011. - 333 с.

Иванова Галина Ильинична, учитель-логопед ГБУ ЦППМ и СП «Центр профориентации «Гагаринский»,

Ссылка на источник LogoPortal.ru

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста - Педагогика - База рефератов - База рефератов - Первый учительский портал

Раздел I Научно-методические основы психолого-педагогической диагностики развития детей раннего дошкольного возраста

1.1 Психолого-педагогическая диагностика развития детей - составляющая педагогического процесса

1.2 Особенности течения развития ребенка до рождения

1.3 Особенности детей с нарушениями психофизического развития

Раздел II Методическое обеспечение психолого-педагогической диагностики развития детей первого года жизни

2.1 Общая характеристика психофизического развития ребенка первого года жизни

2.2 Показатели психофизического развития ребенка первого года жизни

2.3 Комплексная методика наблюдения и обследования развития ребенка первого года жизни по линиям развития и критерии его оценки

2.3.1 Комплекс методик для наблюдения и определения качества физического и психического развития ребенка первого года жизни

2.3.2 Комплексная экспресс-методика обследования познавательного развития ребенка первого года жизни

2.4 Комплексные абилитационные программы для развития детей первого года жизни

Раздел III Методическое обеспечение психолого-педагогической диагностики развития детей второго года жизни

3.1 Общая характеристика психофизического развития ребенка второго года жизни

3.2 Показатели психофизического развития ребенка второго года жизни

3.3 Комплексная методика наблюдения и обследования развития ребенка

второго года жизни по линиям развития и критерии его оценки

3.3.1 Комплекс методик для наблюдения и определения качества физического и психического развития ребенка второго года жизни

3.3.2 Комплексная экспресс-методика обследования познавательного развития ребенка второго года жизни

3.4 Комплексные абилитационные программы для развития детей второго года жизни

Раздел IV Методическое обеспечение психолого-педагогической диагностики развития детей третьего года жизни

4.1 Общая характеристика психофизического развития ребенка третьего года жизни

4.2 Показатели психофизического развития ребенка третьего года жизни

4.3 Комплексная методика наблюдения и обследования развития ребенка

третьего года жизни по линиям развития и критерии его оценки

4.3.1 Комплекс методик для наблюдения и определения качества физического и психического развития ребенка третьего года жизни

4.3.2 Комплексная экспресс-методика обследования познавательного развития ребенка третьего года жизни

4.4 Комплексные абилитационные программы для развития детей третьего года жизни

Список рекомендованной литературы

"Ребенок, подобно растения, творит себя изнутри, и этот процесс строго индивидуальный. Таков один из законов жизни. Внешние условия служат ребенку, как и растению, "материальной базой", где она черпает ресурсы, необходимые для ее питания и роста. На нас лежит обязанность приблизить к ней эти ресурсы, создать для нее благоприятную питательную среду ".

(С. Фрэн)

Предисловие

Изменения в обществе вызвали новые социальные процессы, коснулись вопросов внимания и становления государства к семье, к детям, осознание необходимости прогнозирования перспектив развития каждого ребенка с раннего возраста. Признание Конвенции ООН о правах ребенка, Национальной доктрины развития образования Украины в XXI веке, законов "О дошкольном образовании", "Об охране детства" способствует обеспечению оптимальных условий, как важного базиса полноценного развития личности будущего гражданина с раннего возраста.

Именно ранний возраст является уникальным и определяющим для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Это период становления функциональных систем, формирования высших корковых функций в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой, что особенно интенсивно происходит в первые три года жизни.

В этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти 'памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития. Поэтому отклонения в моторном, психическом, речевом и эмоциональном развитии, которые проявляются уже в раннем возрасте, отрицательно влияющих на дальнейшее развитие ребенка, вызывая трудности в овладении чтением, письмом и счетом, является причиной появления вторичных психологических наслоений и школьной дезадаптации.

В связи с этим особое значение приобретает психодиагностика как отрасль психологии, направлена на всесторонний анализ психического, физического и речевого и личности в целом с целью выявления и преодоления недостатков развития. Основные задачи психодиагностики в специальной педагогике и психологии - установление первичного дефекта и целенаправленная коррекция выявленных нарушений и предупреждение возможных вторичных последствий. Самое раннее вмешательство с целью выявления и преодоления отклонений в развитии детей раннего возраста и предупреждения их последствий является сегодня актуальным и побуждает к разработке и систематизации диагностических методик и дидактических материалов для работы с детьми раннего возраста в условиях ДДУ, ПМПК и семьи.

Предлагаемое пособие освещает методики наблюдения и обследования, направленные на своевременное изучение уровня психофизического развития детей раннего возраста, в частности первого, второго и третьего года жизни, и дает возможность выявить предпосылки возможного отклонения и определить стратегию дальнейшего педагогического воздействия. Представленный комплекс методик наблюдения психофизического развития и обследования познавательного развития основывается на многолетнем опыте исследовательской и практической деятельности психолого – медико - педагогического консультирования детей раннего дошкольного возраста, позволяет осуществлять контроль за ходом психофизического развития таких детей, которые воспитываются и обучаются в различных условиях, и своевременно обнаруживать неблагоприятные факторы, влияющие на формирование их психики. Руководство рекомендуется к широкому внедрению в педагогическую практику.

Раздел I Научно-методические основы психолого-педагогической диагностики развития детей раннего дошкольного возраста

1.1 Психолого-педагогическая диагностика развития детей - составляющая педагогического процесса

Ориентация национального образования на личность ребенка предопределяет новую стратегию воспитания на основе гуманистических принципов, предусматривающий признание личности ребенка высшей общественной ценностью. Личность ребенка - это продукт всего общества.

В отечественной детской психологии и дошкольной педагогике давно признана необходимость осуществления систематического контроля за ходом психического развития детей, поскольку в период раннего и дошкольного детства происходит активное формирование личности ребенка, которое напрямую зависит от его социально-культурных условий. Согласовать педагогический процесс с современными общественными требованиями к ребенку, которые стремительно меняются, поможет, по мнению ученых (Л. Артемова, И. Бех, Н. Гавриш, А. Кононко, И. Пинчук, Н. Побирченко, В. Тарасун, М. Шеремет и др.) , обновление дидактических основ образования путем внедрения стратегии субъект-субъектного воспитания, осуществления личностно-ориентированного подхода.

Основой реализации личностно ориентированного подхода в процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста является педагогическое диагностирование. Поскольку, начиная с раннего детства, необходимо формировать личность, способную побеждать трудности, ориентироваться в новых ситуациях, то диагностирование развития детей раннего возраста призвано помогать педагогам и родителям правильно строить педагогический процесс.

Ведь с раннего возраста заведение АЕТ СЯ тип человека, в се жизни сохраняет способность меняться, активно строить и перестраивать свой внутренний мир. Поэтому особенно важно внимательно изучить все стороны развития ребенка в раннем возрасте, потому что, как утверждает Масару Ибука (Япония) - "после трех - уже поздно".

В связи с этим диагностирования детей раннего возраста нужно рассматривать как общий подход к организации личностно ориентированного процесса воспитания, направленного на обеспечение полноценного индивидуального развития каждого ребенка с рождения. Кроме этого, необходимо различать диагностику как общий подход и диагностирования - как составляющую процесса практической педагогической деятельности.

Диагностика - это обоснование всех аспектов дидактического процесса, направленное на определение его результатов. Диагностирование является своевременным выявлением, оценка и анализ течения как учебно-воспитательного процесса, так и индивидуального развития ребенка. На необходимость такого диагностирования указывают, в частности, ученые Л. Божович, Л. Венгер, З. Гильбух, В. Мухина, Н. Карпенко, Н. Серебрякова, А. Стребелева, В. Тарасун, М. Шеремет и др.

В обследовании детей раннего возраста используются, как правило, нестандартизированные методики, а именно игровые методики со знакомыми ребенку предметами - пирамидками, кубиками и др. Процесс обследование проводится в произвольной форме, ведущим методом является наблюдение.

Итак, диагностика развития ребенка раннего возраста - это целенаправленное, доброжелательное наблюдения за детьми в различных видах деятельности, применения разнообразных индивидуальных заданий.

Применение в педагогическом процессе диагностических методик по изучению уровня формирования ведущей деятельности ребенка призваны обнаружить естественно рожденные новообразование, которые поднимут ребенка с предыдущего уровня возрастного развития на следующий. Наполняясь в процессе развития новым содержанием, преломляясь через особенности индивидуальности ребенка, они постепенно образуют уникальный ансамбль качеств будущей личности.

Однако, исследования последних лет показали, что формирование личности ребенка, включающее формирование личностного отношения к окружающему предметному и социальному миру, а также к самому себе, начинается с первых месяцев жизни и должно опираться на сбор информации о ребенке, как правило - это данные анамнеза жизни родителей, развития ребенка, выяснены со слов родителей в процессе беседы. Объективный анамнез является частью обследования, базой для построения плана обследования и выбора методик. Поэтому, специалист, проводящий обследование, должен хорошо ориентироваться в возрастных нормах развития и учитывать индивидуальные условия развития ребенка.

Диагностирование отдельных сторон психического развития и уровня психического развития занимает особо важное место в современной педагогической практике, так как дети до трех лет преимущественно воспитываются в семье (отпуск матери по уходу за ребенком «продолжительный») и не охвачены системой общественного воспитания, где диагностирования является составляющей педагогического процесса. Педагоги и родители должны ориентироваться на образ ребенка как личности, управляемой изнутри, как особы активной, самостоятельной и творческой, способной принимать решения относительно собственной жизни. Поэтому диагностирование нужно рассматривать как:

- обязательный процесс в семейном и общественном воспитании детей;

- средство осуществления личностно ориентированного подхода в воспитании;

- основу создания условий для индивидуального и личностного развития и самореализации каждого ребенка;

- ведущее условие предупреждения возникновения интеллектуальных, речевых и социальных нарушений, проблем адаптации личности ребенка в современном быстро меняющемся обществе;

- способ проверки целес

Категория: Педагогика | Добавил: LerkaПросмотров: 463 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0 | Жаловаться на материалВсего комментариев: 0

Подробней на сайте uchi.ucoz.ru

Другие статьи по теме:

  • Характеристика детей старшего дошкольного возраста

    Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста Бурное развитие психодиагностики в 20 в., особенно во второй его половине, привело к накоплению огромного количества ме...

  • Детей старшего дошкольного возраста гипотеза

    Педагогическая технология воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх СЛ 1.- Уважаемые члены аттестационной комиссии, Вашему вниманию предоставляется выпуск...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Проблема психического развития детей дошкольного возраста

    Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста Первые шесть-семь лет жизни - наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это вр...

  • Динамика развития детей дошкольного возраста

    Обобщение опыта по развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности Проблема коммуникативных качеств дошкольников традиционно находится в цен...

  • Программы развития детей дошкольного возраста

    Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Цветной мир» через кружковую деятельность Пояснительная записка В мировой педагогике стало общепринятым начинать ра...

  • Психолого педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста

    Образец написания психолого-педагогической характеристики на ребёнка ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА АГАПКИНА ВИКТОРА АЛЕКСЕЕВИЧА 17. 04. 2004 ГОДА РОЖДЕНИЯ МДОУ ЦРР – Д/С № 66 ГОРОД...

  • Психолого педагогическая поддержка детей дошкольного возраста

    Психолого-педагогическая поддержка семьи как условие развития детей дошкольного возраста В современном российском обществе все больше внимания уделяется семье. Изменились приоритеты. Отныне призн...

  • Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста

    «Пальчиковая страна». Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ П...

  • Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста» (3 часть) Взаимодействие с родителями воспитанников Для родителей подготовила родит...

  • Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, зад...

  • Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста

    Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Компоненты общения детей дошкольного возраста

    Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного,...