Психолого педагогическая поддержка детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическая поддержка семьи как условие развития детей дошкольного возраста

В современном российском обществе все больше внимания уделяется семье. Изменились приоритеты. Отныне признается не воспитание члена общества, а воспитание и развитие индивидуальности, личности. Ушло в прошлое - когда детский сад и школы, институты считались основным местом, где воспитывался человек, где он формировался как личность. Теперь всеми признается и подчеркивается роль семьи. Именно там закладываются основы личности. Цель исследования – изучение понятия психолого-педагогической поддержки и выявление результативности психолого-педагогической поддержки семьи.

Объект исследования – психолого – педагогическая поддержка семьи в ДОО.

Предмет исследования – психолого-педагогическая поддержка семьи в ДОО как условие развития детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: психолого – педагогическая поддержка семьи в ДОО будет результативной, если :

- повысить педагогическую грамотность родителей;

- обеспечить взаимодействие ДОО и семьи, проявляющееся в активном участии родителей в образовательном процессе.

Выдвижение данной цели и гипотезы обусловило постановку следующих задач:

1. Рассмотреть психолого – педагогическую поддержку семьи как субъекта образовательного процесса ДОО.

2. Дать характеристику этапам и условиям психолого – педагогической поддержки семьи в развитии детей дошкольного возраста.

3. Изучить опыт психолого – педагогической поддержки семьи в МАДОУ №103 «Детский сад комбинированного вида» города Кемерово.

4. Провести эмпирическое исследование действенности оказания психолого – педагогической поддержки семьям в ДОО и разработать рекомендации.

Эмпирической базой исследования является МАДОУ №103 «Детский сад комбинированного вида» города Кемерово.

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, эмпирические (анкетирование, наблюдение) .

В основе деятельности ДОО лежит собственная Программа воспитания и обучения, которая направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка кжизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности.

С целью проверки результативности оказания психолого-педагогической поддержки семьям в ДОО нами было проведено исследование с детьми старших групп и родителями воспитанников по разработанной нами анкете (см. Приложение 1). Всего в исследовании приняли участие 3 старшие группы: 60 родителей и 60 детей. 6 человек не смогли принять участия в исследовании по личным обстоятельствам.

В основу содержания измерительной процедуры легли показатели удовлетворенности родителей качеством работы детского сада, а именно: Степень удовлетворённости родителей работой детского сада, степень удовлетворённости оснащениемДОО, участка детского сада, возрастной группы игрушками, игровым и информационно-техническим оборудованием, программно-методическим оснащением: книгами, пособиями;

Степень удовлетворенности деятельностью педагогов, уровнем их профессиональнойквалификации, координациейработыспециалистов и педагогов ДОО;

Степень удовлетворенности качеством информации о работе ДОО, возрастной группы, которую посещает ребенок, режимом работы группы, содержанием работы с детьми;

Степень удовлетворенности родителей развитием ребёнка в детском саду, его успешностью среди сверстников, удовлетворенность достижениями ребенка, степень удовлетворённости родителей дошкольным образованием.

Результаты анкетирования представлены в приложении (см. Приложение 3) .

По итогам анкетирования родителей можно сделать вывод, что большинство родителей удовлетворяет деятельность детского сада. Наибольшее количество утвердительных ответов (98%) было получено на вопрос : «Вы спокойноработаете, когда Ваш ребенок находится в детском саду? », а 96% родителей отметили, что сотрудники детского сада внимательно относятся к их детям, 94 % утверждают, что их ребенок с удовольствием посещает детский сад. Такой же высокий (94%) процент удовлетворенности выявлен по качествупроведения занятий с детьми и по уровню работы воспитателей с родителями в вопросах развития и воспитания.

1 Ответ на вопрос анкеты: «Удовлетворяет ли Вас уровень и содержание образовательной работы с детьми? »

Анкетирование выявило, что необходимо больше внимания уделять наглядной информации для родителей (родительские уголки в группах) - 7%родителей считают эту информацию недостаточной и нерегулярной. Также 7% анкетируемых заявили, что не имеют возможности влиять на то, что происходит в детском саду, а 24% - затруднились ответить.

Часть родителей высказали пожелания руководству ДОО. Из них благодарность коллективу и пожелания успехов высказали 53 человека. Среди замечаний наиболее часто встречаются пожелания улучшения питания, повышения заработной платы сотрудникам, оснащения современным оборудованиемплощадки для прогулки детей и сокращения количества детей в группах.

Таким образом, уровень и содержание образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении в целом удовлетворяет 91% родителей, что являетсявысоким показателем результативности работы коллектива иорганизации психолого-педагогической поддержке семьи в учреждении.

В результате анкетирования родителей выявлены различные позиции опрошенных о взаимодействии ДОО с родителями.

Большинство родителей дошкольного учреждения (92%) считают, что детский сад достаточно обеспечен развивающими игрушками, игровым оборудованием, позволяющим удовлетворить интересы ребенка.

2. Ответ на вопрос анкеты: «Детский сад достаточно обеспечен развивающими игрушками, игровым оборудованием, позволяющимудовлетворить интересы ребенка? »

В детском саду особое внимание уделяется физическому развитию и здоровью подрастающего поколения.

3. Ответ на вопрос анкеты: «В детском саду заботятся физическом развитии и здоровье ребёнка? »?

В детском саду достаточно книг, пособий, детских журналов, методических материалов для организации качественного педагогического процесса (90%) .

Воспитатели готовы создать комфортные и безопасные условия для каждого ребенка, специалисты оптимально согласуют свои цели для полноценного развития, воспитания ребенка (98%) .

Большая часть опрошенных определили предложенный режим работы детского сада наиболее оптимальным и удобным для посещения дополнительных занятий и кружков( 88-90%) .

По мнению основной массы родителей педагоги в достаточной степени предоставляют консультационную и иную помощь в вопросах воспитания ребенка, что позволяет детям с интересом и пользой проводит время в детском саду (91 – 95%) .

Родители считают, что в детском саду созданы все условия для раскрытия способностей ребенка, удовлетворения их познавательных интересов и разумных потребностей (93 %) .

4. Ответ на вопрос анкеты: «В детском саду созданы все условия для раскрытия способностей ребенка, удовлетворения его познавательных интересов и разумных потребностей? »

Также родителям ДОО предоставляется возможность участия в управлении учреждением, внесения предложений, направленных на улучшение работы детского сада, любые предложенияродителей оперативно рассматриваются администрацией и педагогами детского сада, учитываются при дальнейшей работе.

Результаты исследования доказывают, что в детском саду созданы все условия для развития детей и оказывается эффективная психолого-педагогическая поддержка семьи.

Так как оказание действенной психолого-педагогической поддержки семье является одним из условий развития детей, нами был выявлен уровень социального развития детей старших групп.

Для детей старшего дошкольного возраста больше подходит метод наблюдения, который может охватить большой диапазон характеристик, оценивание которых не под силу дошкольникам.

Процедура наблюдения.

Изучение социального развития детей велось по следующим признакам:

I. Потребность в общении.

II. Контактность.

III. Способность понимать другого человека.

IV. Способность к сочувствию, сопереживанию.

V. Умение пользоваться средствами общения.

Обобщенные результаты наблюдения по каждому показателю (1-20) надо фиксировать крестиком в соответствии со степенью развитости того или иного качества у испытуемого. Высшая степень развитости качества отмечается баллом 7, низшая — баллом 1. (см. Приложение 5) .

обработка результатов.

Вычислить общую сумму баллов по всем двадцати показателям. Эта сумма будет характеристикой общительности как черты личностииспытуемого. Наивысшая сумма может быть 140, наименьшая 20.

Сумма баллов попоказателям 1, 2, 4, 18 покажетстепень контактности ребенка.

Сумма баллов по показателям 3, 5, 7, 12 характеризует степень выраженности потребности в общении, по показателям 6, 8, 9, 10 эмпатии, по показателям 13, 15, 16, 17 — понимание другого человека, а показатели 11, 14, 19, 20—степеньвладения элементарными средствами общения.

Рассмотрим результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Показатели социального развития у детей

Уровень развития

очень низкий

(20-50 баллов) низкий

(50-80 баллов) средний

(80-110 баллов) высокий

(110-140 баллов)

абс % абс % абс % абс %

- - - - 57% 35 63% 65

Как видно, из результатов исследования детей с низким уровнем социального развития не оказалось.

Психолого–педагогическая поддержка семьям способствует развитию детей старшего дошкольного возраста. Дети открыты, доброжелательны, отзывчивы. Они самостоятельно разрешают многие конфликты. Климат в группах благоприятный.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.

Психолого– педагогическая поддержка семьи в ДОО будет результативной, если реализовать следующие условия:

-повысить педагогическую грамотность родителей;

-обеспечитьвзаимодействиеДООи семьи, проявляющееся в активном участии родителей в образовательном процессе.

Важнейшим условием эффективности оказания психолого– педагогической поддержки семьям является тесное сотрудничество, партнерство педагогов и родителей, социума. Поскольку партнерство подразумевает доверие, обмен знаниями и опытом общения с детьми, то именно такой стиль отношений между педагогами и родителями позволяет достичь большей результативности в работе дошкольного учреждения. Исследованиепоказало, что социально-психологический климат в ДОО характеризуется доброжелательностью, открытостью, оптимизмом, располагает к творческой деятельности и способствует развитию детей дошкольного возраста.

www.maam.ru

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка старшего дошкольного возраста, направляемого на ПМПК.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень часто в обязанности воспитателя МБДОУ входит написание психолого - педагогической характеристики на воспитанников в период выпуска в школу, переходом в другое ДОУ, а особенно на детей логопедических групп. Поэтому предлагаю вашему вниманию пример психолого-педагогической характеристики на ребенка старшего дошкольного возраста.

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста, направляемого на ПМПК.

Ф. И. О. Родился. г.

Ребенок посещает старшую логопедическую группу МБДОУ №….

Состав семьи: семья полная, мать – Ф. И. О., образование - высшее, м. работы – … .», должность – … .; старший ребенок – сын: Ф. И. О., …. г. р., ученик … класса МБОУ средней общеобразовательной школы № … города….

Семья социально благополучная, моральная обстановка удовлетворительная. Стиль семейного воспитания – демократический (строится на отношениях доверия и согласия, где учитываются интересы ребенка). Для успешного развития ребенка созданы благоприятные условия для игр и занятий.

Мальчик испытывает небольшие затруднения в речевом развитии (произношении некоторых звуков – изолированно произносит все звуки правильно). Трудности носят временный характер. Ребенку присущи следующие уровни развития:

Художественно – эстетическое развитие (средний уровень)

сформированы: - навык и интерес к слушанию художественных произведений (выразительно читает стихи, участвует в инсценировках) ; - изобразительные навыки, умение передавать в рисунке образы окружающей действительности на основе собственных наблюдений, - недостаточно сформированы: навыки работы с ножницами; - не всегда ритмично двигается в соответствии с характером музыки.

Физическое развитие (высокий уровень) – соответствует возрастной норме. Егор участвует в играх – соревнованиях и играх – эстафетах.

Познавательно – речевое развитие (средний уровень)

Ребенок имеет достаточный запас словарных образов, использует в речи слова синонимы и антонимы, владеет формами словоизменения. Мальчик хорошо составляет простые предложения и распространяет их однородными членами. Темп речи: умеренный, речь – интонационно-выразительная. Звуки сформированы, но произношение в игровой и свободной речевой деятельности еще не закреплено. Егор знаком с буквами и сформирован навык чтения слогов с пройденными буквами; умеет сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам; сформированы навыки о времени года, смене частей суток, очередности дней недели и др.

Социально – личностное развитие (высокий уровень)

У дошкольника хорошо развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость, подражательность. Он хорошо знаком с правилами поведения, формами общения, отзывчив, способен сочувствовать и заботиться о других. С удовольствием выполняет трудовые поручения, умеет доводить дело до конца, владеет навыками самообслуживания.

Мальчик проявляет следующие умения в продуктивных видах деятельности: - владеет разными способами лепки (умеет лепить животных, птиц, разные предметы) ; - создает композиции в технике аппликации; - умеет рисовать разными материалами по представлению и с натуры. Не всегда удается изображать предметы и явления в движении, симметричное вырезывание.

Реакция на неудачи - адекватная: проявляет усилия для преодоления трудностей. В работе с ребенком воспитатели, логопед используют индивидуальный, дифференцированный подход, а также работу с родителями для преодоления речевых трудностей в развитии ребенка.

Егор умеет управлять своим поведением, охотно реагирует на требования и замечания; может обратиться за помощью, ориентируется в окружающей обстановке. Характер деятельности устойчивый, работает с интересом.

Состояние познавательных процессов:

Восприятие соответствует возрасту. Зрительное и слуховое восприятие не нарушено; в восприятии пространственных отношений ориентируется; целостный образ предмета сформирован – разрезные картинки собирает самостоятельно; во временных представлениях ориентируется хорошо.

Память преобладает: зрительная, слуховая, моторная. Произвольное и непроизвольное запоминание развито хорошо.

Словесно-логическое мышление формируется и соответствует возрасту. Наглядно – действенное мышление соотносится с наглядно – образным.

Познавательное воображение сформировано, ребенок строит образ путем дополнения действий разнообразными деталями. Творческое воображение проявляется в сюжетно – ролевых играх. Внимание устойчивое.

Речевое развитие: словарный запас соответствует норме, грамматический строй речи сформирован, связная речь логична и последовательна, фонематический слух, звуковой и слоговой анализ соответствуют норме; звукопроизношение сформировано, но не закреплено.

Мальчик спокойный, уравновешенный, неконфликтный, активный, самостоятельный, добрый, ласковый, аккуратный и бережливый; в незнакомой обстановке проявляется робость. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми доброжелательные, в общение вступает легко и быстро.

Обучаемость, программный материал и интерес ребенка к получению знаний на высоком и среднем уровне. Психолого – педагогические показатели соответствуют возрасту.

Дата

Заведующий ___

Воспитатель ___

www.maam.ru

Опыт психолого-педагогической поддержки в развитии познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

Опыт психолого-педагогической поддержки

в развитии познавательной сферы

детей старшего дошкольного возраста

«В игре детей есть часто смысл глубокий» Шиллер.
Согласно ФГОС, основная программа дошкольного образования, направлена на создание условий полноценного проживания дошкольного детства, развития мотивированного перехода на следующий уровень образования. И поэтому, в своей деятельности я ориентируюсь на самоценность дошкольного периода и его ведущую деятельность – игру. Вся жизнь ребенка - дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Обучение - и игра — это абсолютно совместимые процессы в дошкольном детстве. Игра всегда обучает!

Для осуществления полноценного обучения и воспитания дошкольников необходимо развитие познавательных процессов. Развитие умственных способностей ребенка является важнейшей задачей его всестороннего развития. Как известно, форма работы для детей важнее, чем её содержание, поэтому, я стараюсь, чтобы занятия были интересными. Помогают мне в этом развивающие игры. В своей работе я использую дидактические игры на формирование умения анализировать: «Найди пару», «Найди лишнее», «Наведи порядок», которые предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет. Игры на планирование: лабиринты, головоломки, игры со спичками - направленные на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что дети могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже. Для наибольшей развивающей эффективности эти игры я провожу в индивидуальной форме, так как они требуют от ребенка большей концентрации внимания.

Сенсорное развитие составляет одну из главных линий умственного развития в дошкольном детстве. При проведении соответствующих игр изменяются основные виды чувствительности. Так, для улучшения остроты слуха я использую игры «Найди похожий звук», где используются пластмассовые яйца от «киндер сюрпризов», которые наполовину заполняются различными предметами: крупы, пуговицы, шарики и др. Предлагается ребенку потрясти игрушку и найти похожий звук. Для развития тактильных ощущений использую игру «Найди одинаковый мешочек». Ребенку предлагаются мешочки с различным содержимым: макароны различной формы, пуговицы и др. прошу его выбрать один мешочек, а затем из остальных мешочков найти на ощупь одинаковый по содержимому. Эту игру можно играть в парах. Можно предложить соседу проверить, действительно ли, они одинаковые.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. Воображение позволяет находить нестандартные творческие решения познавательных проблем, фантазируя, ребенок не просто играет, он учится познавать окружающий мир, приобретает необходимые знания, становится более коммуникабельным, уверенным в себе. Дети с большим удовольствием играют в игры, такие как «На что похоже? », «Как это можно использовать? », «Дорисуй начатое», «Сказка по кругу», «Волшебный песочек» - цель таких игр развить воображение, наблюдательность, творческие способности.

Примером тому, является игра «Волшебный песочек», где на разнос сыплю манную крупу, предлагаю ребенку множество мелких игрушек и… путь к воображаемому творчеству открыт!

Игры дают возможность развивать у дошкольников такие процессы, как внимание и память. Так, например, игра «Внимание», направленная на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное. В этой игре на несколько секунд показываю какую-нибудь фигуру, четкий контур или условный знак, а потом прячу. Дошкольник должен нарисовать его. В игре «Что изменилось? » ребенку предлагаю 6 – 8 игрушек, которые необходимо запомнить. Затем загораживаю игрушки ширмой и меняю их местами или убираю одну из них. Затем убираю ширму и прошу детей угадать, что изменилось?

Вышеперечисленные игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. В связи с этим, на занятиях я руководствуюсь не только необходимостью повысить интеллектуальный уровень детей, но и желанием сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе. С этой целью начинаются ритуалы занятий, где предлагаю детям поздороваться, улыбнуться и подарить друг другу что-нибудь приятное, а также широко использую игры на телесный контакт. Так, игра «Волна», дети сидят в кругу, спрашиваю у них: «Вы видели море? Плавали в нем? Так приятно когда море нежно омывает тебя, оно как будто ласкает своими волнами, а давайте, покажем эти волны! ». Дети показывают. Важно, чтобы волны были на самом деле нежными и ласковыми. После такой тренировки, предлагаю детям искупаться в море, один ребенок «плывет» в круг, а остальные дети-волны по очереди подходят и ласкают его. Такие игры позволяют детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения

Если занятия проходят сидя за столом, то для снятия мышечного напряжения, расслабления провожу с детьми релаксацию.

Каждый ребенок уникален и не повторим. Моя задача - помочь ему раскрыть таланты. Каждый ребенок должен уходить домой с победой. Успех - самый лучший воспитатель, так как он дает ребенку уверенность в своих силах и в самом себе. Ребенок рождается для успеха! На своих занятиях я стараюсь создать ситуацию успеха: один ребенок составил и решил задачу, другой составил яркий рассказ, третий не допустил в игре ни одной ошибки и за это достижение я обязательно хвалю ребенка. На занятиях дети чувствуют себя комфортно: они отвечают, не боятся спрашивать, рассуждать. Это счастье, когда на занятиях живут радость общения, радость от значимости своего «Я».

Список литературы:

1. Аралова М., Справочник психолога ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2010. - 272 с.

2. Веракса А., Гуторова М., Практический психолог в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.

3. Крюкова С. В., Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М. :2006.

4. Куражева Н., Цветик-Семицветик. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 – 6 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011. – 218 с. 12. Истратова О., Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 349 с.

5. Методист: Научно-методический журнал №4, 2014

6. Постоева Л., Лукина Е. Поможем детям справиться с тревожностью. Ж-л «Дошкольное воспитание», № 5, 2006.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования/Министерство образования и науки РФ//Вестник образования. – 2013. –№ 24. – 66 с.

8. Хухлаева О., Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. – М. : Генезис, 2010. – 175 с.

www.maam.ru

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста.

Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Важнейшей задачей модернизацииявляется обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:

защиту прав личности обучающихся и воспитанников, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребёнку в проблемных ситуациях;

квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребёнка, начиная с раннего возраста;

реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям обучающихся и воспитанников;

психологическая помощь семьям детей «группы риска».

Наше время предъявляет к детскому саду высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условийдля успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

В последние годы наблюдается тенденция: по статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с различными родами травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаче в детских садах встречаются дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) , неврозами и неврозоподобными состояниями.

Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в МДОУ обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

Перед педагогом-психологом ставятся задачи:

Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.

Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.

Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического в ОУ.

Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье, а также развитии воспитанников.

Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

В деятельности педагога-психолога МДОУ выделены следующие направления:

психопрофилактика (информирование родителей и педагогам по проблемам воспитания, обучения и развития дошкольников) ,

психодиагностика (психолого-педагогическое обследование детей всех возрастных групп) ,

развивающе -коррекционная работа (направленная на преодоление трудностей) ,

консультирование (помощь родителям, педагогам в решении трудностей воспитания, обучения и развития,

работа в ПМП(к) .

равноправное сотрудничество и личная ответственность участников образовательного процесса;

использование профессионального и личностного потенциала взрослых в сопровождении ребёнка в процессе обучения, воспитания и развития;

совместная деятельность разнопрофильных специалистов.

Для решения задач личностно-ориентированного образования усилия педагога-психолога должны быть направлены на формирование запроса администрации детского сада, воспитателей и родителейна разработку и внедрение программы психологического сопровождения развития дошкольников.

Создание условий для сопровождения дошкольников в МДОУ, в процессе которого воспитатели детского сада смогут оказать необходимую и достаточную поддержку ребёнку выступает как деятельность, направленная на оказание своевременной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.

Решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребёнка дошкольного возраста, наличия чётких критериев и показателей развития ребёнка, диагностического инструментария их измерения. Наступило время осмысления и обобщения накопленного материала, достижений науки и практики.

Идея психологического и педагогического сопровождения в наибольшей степени соответствует прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы.

В основу модели сопровождения дошкольников положены принципы:

Гуманизация– предполагающая веру в возможности ребёнка.

Системный подход– основанный на понимании человека как целостной системы.

Комплексный подходк сопровождению развития ребёнка.

Учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития.

Непрерывностьсопровождения ребёнка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.

Задачипсихолого-педагогического сопровождения:

Создать для ребёнка эмоционально благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.

Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

Оказывать помощь детям группы «риска».

Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.

Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в МДОУпредставляет из себя следующую деятельность:

Организация работы ПМП(к) В основу педагогического процесса положен принцип диагностики, направленной на выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия. В детских садах организована работа ПМП(к) ; разработано Положение по ПМП(к) .

При поступлении ребенка в ДОУ проводится комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей, обследование физического развития дошкольников, анализируются результаты адаптации.

Результаты диагностического обследования выносятся на консилиум , куда приглашаются: заведующая, родители, воспитатели, врачи, педагоги. Встреча проходит в очень доброжелательной обстановке, в атмосфере эмоционального комфорта, каждому участнику встречи предоставляется возможность высказаться. Затем проходит вся процедура ПМП(к) .

Данный разговор необходим для того, чтобы согласовать действия специалистов по коррекционной работе, выработать план работы с ребёнком на год, обратить внимание родителей на проблемы развития, заручиться их поддержкой, показать комплекс мероприятий в домашних условиях.

Систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений.

Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности.

Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

При планировании индивидуальной работы воспитателям рекомендовано определять конкретную цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявления причин и факторов риска, выбирать адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребёнка) .

Важно отметить, что все сведения относительно физического состояния ребёнка заносятся в карту индивидуального наблюдения. По этой аналогии разрабатывается карта индивидуального развития ребёнка, в которой систематизируются все наблюдения и рекомендации специалистов, динамика развития ребёнка. (Здесь можно рекомендовать воспитателям вести дневник наблюдений) .

По окончании курса реабилитационных и оздоровительных мероприятийоцениваются результаты реализации индивидуальной программы на очередном консилиуме.

Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет из себя следующий алгоритм:

Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования.

Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.

Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка.

Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: что удалось? Что не удалось?

Почему? Ответ на вопрос: что мы делаем дальше?

Итог психолого-педагогического сопровождения ребёнка дошкольника:

сформирован у всех участников педагогического процесса понятийный аппарат по теме;

работа более осмысленная и целенаправленная;

разработаны карты индивидуального развития дошкольников;

разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения;

разработана схема взаимодействия в работе специалистов ДОУ и воспитателей;

организована работа ПМП(к) , подготовлена необходимая документация.

Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления ДОУ.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

«Психолого-педагогическая поддержка иповышение компетенции родителей (законных представителей) ввопросах развития удетей старшего дошкольного возраста интереса кспорту ипотребности кзанятиям физической культурой»

ГлавнаяМетодическая поддержкаРегиональные конкурсы«Психолого-педагогическая поддержка иповышение компетенции родителей (законных представителей) ввопросах развития удетей старшего дошкольного возраста интереса кспорту ипотребности кзанятиям физической культурой»

«Психолого-педагогическая поддержка иповышение компетенции родителей (законных представителей) ввопросах развития удетей старшего дошкольного возраста интереса кспорту ипотребности кзанятиям физической культурой»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «Семицветик»

Цель проекта: разработать и реализовать программу психолого-педагогической поддержки и повышения компетенции родителей (законных представителей) со стороны дошкольного образовательного учреждения в интересах формировании здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, испытывающего желание заниматься спортивными видами физических упражнений, владеющего доступными его возрасту знаниями «азбуки спорта».

Ожидаемые результаты и эффекты проекта:

Детский сад будет являться региональной инновационной площадкой, где будет создана инновационная развивающая предметно-пространственная среда для полноценного физического развития ребенка-дошкольника и совместной физкультурно-спортивной деятельности педагогов, детей и родителей.

1. Педагоги ДОУ на высоком профессионально-личностном уровне:

—будут готовы и способны эффективно выполнять педагогические функции по реализации современных технологий, методик и приемовв области обучения детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр;

—овладеют рациональными способами, формами и содержанием взаимодействия и сотрудничествас семьей, обеспечат педагогическую поддержку родителей; при необходимости, скорректируют педагогическую позицию, позволяющую понимать ребенка и семью, личностно-ориентировано строить совместную деятельность.

2. Родители воспитанников ДОУ:

—получат необходимые знания о физическом развитии ребенка, приобретут практический опыт по формированию физического совершенства дошкольника;

—увидят, узнают работу детского сада по физическому развитию детей; обеспечат преемственность в занятиях спортивными видами физических упражнений и спортивными

3. Воспитанники ДОУ:

—будут жизнерадостные и активные, способные получать положительные эмоции от физических спортивных упражнений и спортивных игр (чувство «мышечной радости», победы над своим неумением, пониманием того, что он делаетчто-то очень важное для своего здоровья) ;

-сумеют творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыкамив самостоятельной двигательной деятельности;

—будут созидателями в отношении

Материал с сайта sd-mo.ru

Психолого-педагогическая поддержка интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста | Открытый класс

Психолого-педагогическая поддержка интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возрастаРазмещено: Лариса Станиславовна Макшанская - вт, 27/10/2015 - 15:21 Данные об авторе

МБУ ДО ЦДТТ, педагог дополнительного образования

Регион: методическая разработка Краткое описание ресурса:

Проект разработан с целью обеспечения условий для психолого-педагогической поддержки интеллектуальной одаренности детей старшего долкольного возраста и направлен на выполнение задач создания условий для развития их познавательных функций и основ смысложизненных позиций.

Проект: « ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Макшанская Л. С.,

педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДТТ

I. Введение

1.1. Проблема «одаренности» и её актуальность

В настоящее время постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Пристальное внимание к личностному развитию детей, диагностика природных задатков, их интересов, общий психологический подход к организации системы образования выявил проблему одаренности, необходимость более глубокого изучения этого явления.

В связи с этим приобретает особую актуальность проблема своевременного выявления, изучения одаренных и талантливых детей для проектирования пути дальнейшего их развития. Однако этот процесс не должен быть стихийным. Важно соблюдать планомерность и систематичность данного процесса, обеспечить ему научный фундамент.

В связи с тем, что методологической основой построения системы образования страны является идея развития личности детей, в педагогической деятельности на первый план выходит принцип индивидуализации обучения, требующий организации совместной деятельности педагога и ребёнка, построенная на принципах педагогической поддержки того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке природой и уже приобретено им, хотя бы в небольшом, но собственном жизненном опыте. Именно в этом процессе возможно выявление детей с особыми способностями, но необходимо более четко определиться в самом понятии одаренности и найти более четкие критерии проявления этого феномена.

1.2.Феномен одаренности в современной действительности

В «Рабочей концепции одаренности», разработанной авторским коллективом под руководством Д. Б. Богоявленской, представление об одаренности в значительной степени расходится с привычным представлением об одаренности: она трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом.

«Одаренность» - многозначный термин, определяющий очень сложное психическое образование. в котором неразрывно переплетены интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики.

При диагностике одаренности трудности обусловлены тем, что в каждом индивидуальном случае мы имеем дело

- с исключительно своеобразным сочетанием перечисленных свойств психики;

- с нюансами возрастного проявления одаренности;

- с разночтением критерий, используемых для оценки вида одарённости.

В педагогической практике встречаются дети, одарённость которых обусловлена гармоничным развитием всех перечисленных выше сфер психики и дети, одарённость которых отличается неравномерностью в развитии указанных психических процессов. Часто, ребёнок с высокоразвитым интеллектом может быть эмоционально неустойчивым, с недоразвитой психомоторной сферой и т.п. Из-за этого такие дети нередко попадают в группу «трудных». Этот пример говорит о том, что современный педагог должен внимательно относиться к проблемам диагностики способностей детей и учитывать, что

  • зачастую одарённость просто не удаётся разглядеть;
  • дремлющие способности могут быть разбужены в удачном индивидуальным подходе, при более благоприятных обстоятельствах;
  • одарённость может проявиться на более поздних этапах, что может быть генетически обусловлено;
  • развитие способностей до ранга одарённости во многом зависит от формируемых с годами черт характера и всего склада личности.

Важно отметить также, что, хотя одарённость теснейшим образом связана с уровнем развития способностей, их нельзя отождествлять, так как развитие одарённости связано не только с развитием способностей, но и с развитием психики человека.

Отсюда вывод: одарённость представляет собой явление динамическое, изменяющееся во времени как по предмету и интенсивности проявления, так и по степени и характеру взаимосвязей между её структурными компонентами.

II. Проект "Психолого-педагогическая поддержка одаренности детей старшего дошкольного возраста "

2.1. Актуальность проекта

Актуальность проекта "Психолого-педагогическая поддержка одаренности детей старшего дошкольного возраста " связана с тем, что в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования города Ростова-на-Дону «Центр детского технического творчества» при работе с детьми, проявляющими высокий уровень способностей и опережающий темп психологического развития, постоянно возникают педагогические и психологические проблемы, обусловленные:

- разнообразием видов одаренности, их диагностики в практической педагогической деятельности;

- множеством противоречивых теоретических подходов и принципов организации работы с одаренными детьми;

- необходимостью обеспечения для «одаренных» детей возможности выбора необходимого индивидуального образовательного маршрута;

- необходимостью соблюдения принципа непрерывности воспитательного процесса.

Разработка проекта "Психолого-педагогическая поддержка одаренности детей старшего дошкольного возраста " во многом связана с поставленной в коллективе задачей создания целостного воспитательного процесса на принципах его непрерывности и личностного подхода, начиная с дошкольного возраста.

2.2.. Цели и задачи проекта

В связи с тем, что дошкольное воспитание ставит своей целью подготовку детей к школе, наибольший интерес вызывают проблемы психолого-педагогической поддержки интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста.

Цель: обеспечение условий для психолого-педагогической поддержки интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- для развития познавательных функций одаренных детей старшего дошкольного возраста.

- для формирования умений одаренных детей старшего дошкольного возраста..

- для формирования основ смысложизненных позиций личности одаренных детей старшего дошкольного возраста: общекультурных, социальных, поведенческих, коммуникативных, деятельностных.

2.3. Выявление интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста

Для выявления одаренности детей старшего дошкольного возраста используются методы педагогического наблюдения и следующие диагностические методики:

- методика «Карта одаренности» А. И. Савенкова,

- методики «Найди и вычеркни» , «Какие предметы спрятаны в рисунке»,

«Назови слова» , «Нелепицы», «Придумай игру», «Расскажи по картинке» О. В. Козловского

- «Тест третьей степени сложности для одаренного ребенка» Г. А. Шалаевой и другие.

Интеллектуально одаренный ребенок старшего дошкольного возраста - это ребенок 6-7 лет, превосходящий в совокупности основные нормы и уровень развития таких его познавательных функций как:

- продуктивность и устойчивость внимания:

  • длительная концентрация на одном объекте;
  • умение удерживать в поле зрения несколько идей и действовать одновременно в каждом из направлений,
  • умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

- осмысленность и скорость восприятия:

Подробней на сайте www.openclass.ru

Результат

1. Расположение к общению

Использование общепринятых норм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций.

Непринужденная беседа на отвлеченные темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости.

Одобрение, согласие, безусловное принятие.

Принятие согласия.

2. Поиск общего интереса

Поиск нейтрального интереса. Интерес к интересам подростка. Переход с нейтрального к личностно-значимый интерес.

От общих суждений о людях к конкретному человеку.

Ровное отношение – заинтересованность – подчеркивание уникальности личности.

Положительно эмоциональный фон общения, согласие.

3. Выяснение предполагаемых положительных качеств.

Рассказы ор положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам. Отношение к отрицательным качествам других.

Поиск отрицательных качеств у себя.

Принятие того, что предлагает партнер, авансирование доверием.

Создание ситуации безопасности, безусловное принятие личности.

4. Выяснение предполагаемых опасных качеств.

Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения.

Сомнения, выяснение неясностей. Высказывания о собственных негативных качествах.

Принятие позитивного без обсуждения, сомнения, возражения.

Ситуация доверия, открытости.

5. Адаптивное поведение партнеров.

Подчеркивание положительных и учет негативных качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения. Подчеркивание динамики представлений о человеке.

Подчеркивание индивидуальности и ее учет в общении. Обсуждение того, что будет представлять трудности. Желание приспосабливаться к особенностям трудностям другого.

Открытие высказывания; стимулирование диалога, советы.

Определение объекта и предмета изменения и преобразования.

6. Установление оптимальных отношений.

общие планы действий. Совместная разработка программы. Нормативы общения, взаимодействия.

Распределение ролей. Составление планов по самоизменению.

Общие намерения.

Согласие на выполнение принятого плана.

Объяснение основных понятий рассматриваемой проблемы.

Рассказ-разъяснение ведущего. Демонстрация наглядных пособий.

  1. Упражнение «Цветоматрица настроения». Дневник настроения участников на этапе окончания работы.
  1. Рефлексия.

Существует ряд проблем, которые

Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска».

Методику разработали М. И. Рожков, М. А. Ковальчук. Методика предназначена для детей 8-14 лет, и предназначена для первичной диагностики выявления детей группы риска, т.е. имеющих склонность к различным формам девиантного поведения (отрицательное отношение к учебе, бродяжничество, асоциальное поведение, ранние формы алкоголизма, наркомании, суицид, агрессия и т.д.) .

Бланк ответов.

Приложение

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях модернизации образования

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Приоритетной целью модернизации образования определяется обеспечение высокого качества российского образования.

В современном представлении понятие «качество образования» не сводится к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность».

Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:

• защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

• квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;

• реализацию программ преодоления трудностей в обучении и школьной неуспешности, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся;

• участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения;

• психологическую помощь семьям детей групп особого внимания.

Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.

При таком подходе объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) , предметом деятельности являются ситуация развития ребенка как система отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками) , с самим собой.

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте) .

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

  • Профилактика.
  • Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг) .
  • Консультирование (индивидуальное и групповое) .
  • Развивающая работа (индивидуальная и групповая) .
  • Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) .
  • Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
  • Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений) .

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.

Дошкольное образование — ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.

Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.

Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Старшая школа — помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности) , развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения.

Уровень класса (группы) . На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности — развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.

Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум и т.д.) , выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.

Выделим направления психолого-педагогического сопровождения в условиях модернизации образования.

Анализ показывает, что на сегодняшний день ресурсы системы психолого-педагогического сопровождения недостаточно задействованы в решении актуальных задач воспитания.

В этом направлении необходимо:

- обеспечить активное участие педагогов-психологов в разработке и сопровождении программ воспитания;

- осуществлять поиск и апробацию форм эффективного взаимодействия классных руководителей, классных воспитателей и учителей-предметников, социальных педагогов и педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов в образовательных учреждениях всех типов и видов;

- расширить использование в воспитательном процессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями учащихся; тренингов личностного роста, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия, ассертивности, самостоятельности; методов развития критического мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама) , групповому давлению и манипуляциям.

Такое важнейшее направление воспитательной работы, как создание и поддержка детских и молодежных объединений, требует адекватного психолого-педагогического сопровождения. В современной практической психологии имеется значительный арсенал методов работы с малыми группами и коллективами, методов формирования лидерских способностей и качеств, процедур инициации и т.д., которые следует шире использовать для решения задач воспитания и социализации детей в деятельности детских объединений.

Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей.

Конкретными задачами работы в данном направлении являются:

  • формирование установок на здоровый образ жизни;
  • развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
  • профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма.

Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения ребенка являются отношения ребенка с сообществом сверстников.

На сегодняшний день четко установлена связь между социально-эмоциональным благополучием ребенка в сообществе, учебном коллективе и его успешностью в учебной деятельности.

Специалист сопровождения призван решать особый тип проблемных ситуаций, связанных с отвержением ребенка сообществом, например из-за этнических различий, особенностей внешности и др.

Разрешение подобных ситуаций требует, с одной стороны, работы с окружением ребенка по преодолению у сверстников негативных стереотипов, формированию способности к принятию, толерантности, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержке его веры в свои силы.

В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей. Реальная практика образования испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном к работе с различными категориями детей (детей с особенностями в развитии, одаренных детей, детей - представителей различных этнических и субкультурных общностей) в соответствии с различными типами норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивидуально-личностной.

Выявление и поддержка одаренных детей видится важной целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в основной и системе дополнительного образования детей. Среди задач, которые необходимо решать в сопровождении одаренных детей, можно выделить следующие:

- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;

- охрана и укрепление физического и психологического здоровья;

- профилактика неврозов;

- предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;

- развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.

Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.

При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как "сфера обслуживания", "сервисная служба", но выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения

Источник:Приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 года N 28-51-513/16 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Приложение 2

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, зад...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Физкультурно оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста

    Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста Сохранение и укрепление здоровья детей — главная задача нашего дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно-...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Инклюзивное образование детей дошкольного возраста

    «Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностя...

  • Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста

    Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и...

  • Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, акти...

  • Познавательное развитие и обучение детей дошкольного возраста

    Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленьком...

  • Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста - Страница 24 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства. А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОС...

  • Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...

  • Формы физического развития детей дошкольного возраста

    Формы и методы работы по физическому развитию детей дошкольного возраста. Утренняя гимнастика для возрастных групп детсада В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений н...