Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста

Роль подвижных игр для развития физических качеств детей дошкольного возраста

Цель проекта: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста.

Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Представить теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств детей дошкольного возраста.

3. Раскрыть теоретические аспекты влияния подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

-формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;

-формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;

-обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей;

-улучшение соматических показателей здоровья дошкольников

Рассмотрим работу по развитию физических качеств у детей младшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр.

Перечислим некоторые подвижные игры:

Подвижные игры, способствующие развитию быстроты:

Бери скорее. стоят посередине площадки в двух шеренгах напротив друг друга на расстоянии двух метров. По сторонам площадки на расстоянии 10 - 15 м за каждой шеренгой обозначаются ограничительные линии. Между каждой парой кладётся небольшой предмет (кубик, камешек, мешочек). Дети принимают одно из исходных положений - сидя, лёжа, в упоре на коленях. По сигналу воспитателя каждый стремится быстро подняться, схватить предмет и убежать за ограничительную линию. Тот, кто не успел взять предмет, догоняет. Выигрывает тот, кто успел взять предмет и убежать за линию.

Догони. На одной стороне площадки стоят друг за другом два ребёнка, между ними расстояние 2- 3 м. по сигналу бегут в прямом направлении на другую сторону, сзади стоящий старается догнать переднего. Расстояние для бега 20 - 30 м. Затем дети меняются местами.

Рассмотрим этапы реализации нашего проекта:

1. Формирующий этап

На данном этапе подбирается серия подвижных игр, физкультурных упражнений для развития быстроты, ловкости у детей старшей группы. Игры проводились с детьми в течение двух месяцев, в различных режимных процессах (прогулки, игры и занятия). Игры с детьми проводятся ежедневно

2. Констатирующий этап

У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость). Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими двигательными качествами. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера.

Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества.

3. Контрольный этап

После проведения серии подвижных игр и упражнений с детьми, проверяются насколько изменились показатели быстроты, ловкости. Исходя из полученных результатов, делается вывод об изменении показателей ловкости и быстроты детей

Об уровне развития скоростно силовых способностей у дошкольников судят по результатам прыжка с места (см, по длине и высоте прыжков с разбега (см, прыжка вверх с места (см) ; по приседанию за 20 с (количество раз) ; подъему туловища из положения лежа в течение 10 с (количество раз) и др.

В практике работы с дошкольниками для оценки общей выносливости, как правило, используются две группы двигательных заданий: преодоление разных по длительности дистанций и функциональные пробы.

Для определения силы применяют методику ручной динамометрии (кг) ; становой динамометрии (кг) ; подтягивание на перекладине (количество раз) ; бросок набивного мяча из -за головы, сидя ноги врозь (м) ; вис на согнутых руках (с, мин) .

Из всех двигательных заданий, характеризующих динамическую силу мышц брюшного пресса, наиболее предпочтительным для детей 4-7 лет считается поднимание туловища в сед из положения лежа на спине и обратно, руки скрещены на груди.

Ловкость выявляется по времени челночного бега по прямой, выполняемого с двумя поворотами (общая дистанция – 30 м, и бега змейкой между предметами (дистанция бега – 10 м). Челночный бег – многоструктурное двигательное действие, и его результат опосредован в большей степени ловкостью

Для оценки гибкости используются тесты на наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке, поднимание туловища из положения лежа на спине и др. Двигательное задание на определение подвижности суставов не может являться интегральным показателем гибкости, так как подвижность в одном суставе не всегда коррелирует с подвижностью в другом.

Оценка функции равновесия производится по выполнению разных заданий. Статическое равновесие можно определить по продолжительности стояния в пределах 3 мин в положении «носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги, стопы расположены на этой прямой линии, вес тела равномерно распределен на обе ноги, руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед». Фиксируются длительность стояния в секундах, а также некоторые качественные показатели выполнения задания: расположение ног, характер балансирования.

Для оценки функции статического равновесия предлагаются и другие задания: удерживать позу, стоя на одной ноге; устоять на носках с закрытыми глазами в течение 10 с и др. Для оценки динамичекого равновесия используется ходьба по гимнастической скамейке (по узкой стороне).

При определении уровня физической подготовленности ребёнка следует ориентироваться на следующие факторы:

-степень овладения ребёнком базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;

-умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал движений в разных условиях;

развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей;

-общая двигательная активность ребёнка в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для семейной физкультуры

Прикреплённые файлы:

prezentacija-podvizhnye-igry_3s7rh.pptx | 2471,29 Кб | Скачан: 139
www.maam.ru

Развитие и диагностика силы у детей дошкольного возраста

14 Апр 2014 | Автор: Вадим | Комментариев нет »

Оглавление

Глава I. Психолого-педагогические особенности развития физического качества силы у детей дошкольного возраста ………………с.6-45

1.1. Взаимодействие педагогики и психологии в развитии физических качеств у детей дошкольного возраста ………………………с.6-12

1.2. Психофизиологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………с.13-21

1.3. Понятие и механизм проявления физического качества силы у дошкольников…………………………………………………с.22-26

1.4. Особенности развития физического качества силы у дошкольников. Диагностика силы…………………………..с.27-32

1.5. Формы организации физического качества силы у Дошкольников ………………………………………………..с.33-45

Выводы по первой главе…………………………………………………..с.46-47

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию и диагностике физического качества силы у младших дошкольников……с.48-60

2.1. Цель, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы…с.48-49

2.2. Проведение опытно-экспериментальной работы по развитию физического качества силы у детей дошкольного возраста..с.50-56

2.3. Рекомендации педагогам по организации развития физического качества силы на занятиях баскетболом ……………………с.57-60

Заключение ……………………………………………………………….с.61-63

Приложение ………………………………………………………………с.68-70

Введение

С ростом ребенка, под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений. При этом время появления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития двигательного качества, без которого оно не может быть выполнено.

Специалистами по физическому воспитанию отмечено, что при недостаточном развитии силы у детей формируются неправильные элементы техники бега, прыжков, метания. Так, вялый толчок снаряда и низкая траектория его полета не позволяют добиться дальности метания. Привычка бегать на полусогнутых ногах, не используя при этом энергичного отталкивания, затрудняет овладение хорошей скоростью бега.

Развитие физических качеств происходит под влиянием постоянных упражнений, что уменьшает вероятность появления у детей ошибок в технике движений. Работа над их развитием расширяет диапазон двигательных возможностей детей, совершенствует их координационные способности. «Очень важно с первых лет развития использовать свой мышечный аппарат и соответствующие ему центральные образования для того, чтобы не привыкать к трафаретным ограниченным формам движения, которые создаются в комнатной обстановке нашей культурной жизни, а иметь возможность тренировать все естественные способности, которые природой заложены».

Все больше внимания уделяется развитию такого физического качества у детей дошкольного возраста, как силы. Сила является непременным условием для расширения диапазона физических возможностей детей. В связи с этим необходима и специальная целенаправленная работа по развитию этого двигательного качества.

Проблема развития физического качества силы в отечественной науке занимает небольшое место в работах отечественных исследователей. Во многих работах по физическому воспитанию детей кратко характеризуется сила как физическое качество, указываются ее возрастные нормы развития (работы Л. Д. Глазыриной А. В. Кенеман, Т. И. Осокиной, С. А. Помонамерева, Н. В. Решетникова, М. Я. Студеникина, Г. В. Шебеко, Юрко Г. П. и др) . В работах Е. Н. Вавиловой обобщены имеющиеся в науке знания, касающиеся особенностей развития физического качества силы у детей дошкольного возраста, раскрывается методика развития этого физического качества у детей разных возрастных групп. Но, тем не менее, проблема развития и диагностики силы у детей дошкольного возраста нуждается в дополнительной разработке.

Исходя из этого, актуальность проблемы исследования определяется противоречием между осознанием важности разработки проблемы а также ее учета в практике дошкольного физического воспитания и ее недостаточным освещением в отечественной науке.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность определили выбор нами темы исследования: «Развитие и диагностика физического качества силы дошкольников».

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, а также практики развития физического качества силы в работе дошкольных образовательных учреждений позволили разработать гипотезу данного исследования.

Гипотеза исследования - физиологический механизм проявления качества силы у детей дошкольного возраста имеет специфические особенности, которые обусловливают особенности развития данных качеств у детей дошкольного возраста.

Объект исследования – физическое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – специфика развития физического качества силы у детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования состоит в характеристике особенностей развития и диагностики физического качества силы у детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми темой и проблемой исследования, нами определены следующие задачи данной работы:

• охарактеризовать особенности физического и психологического развития дошкольников;

• дать понятие силы как физического качества;

• определить механизм проявления физического качества силы у дошкольников;

• охарактеризовать особенности развития физического качества силы у дошкольников;

• охарактеризовать методику развития и диагностики физического качества силы у дошкольников

• исследовать особенности развития физического качеств силы у младших дошкольников.

Определенные выше задачи исследования обусловили структуру данной работы.

Структура исследования. Данная дипломная работа состоит из введения, теоретической главы, методико-практической части, заключения и списка использованной литературы.

Материал с сайта magref.ru

Выступление на городском методическом объединении инструкторов по физической культуре города с опытом работы по теме:

«Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе использования циклических упражнений»

Одной из основных задач, которые стоят перед педагогами в ДОУ сегодня, является сохранение и укрепление здоровья детей.

Именно в дошкольном и школьном периоде формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в детском саду и школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и мы педагоги.

Для реализации этой задачи мы внедряем новые технологии и методики здоровье сберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса.

В исследованиях лаборатории И. А. Аршавского и И. И. Пурова говорится, что именно в дошкольном возрасте особое внимание должно уделяться развитию двигательных качеств, так как – это фундамент, который позволяет удовлетворить потребность детей в движении.

Основными двигательными качествами принято называть: быстроту, гибкость, ловкость, силу, выносливость, которыми человек наделён от рождения. Развитие этих физических качеств имеет большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движения.

Гармонично развитые двигательные качества способствуют проявлению активности детей, их самостоятельности, уверенности, самообладания. Так, например, развитие такого физического качества как быстрота способствует развитию координации движения, укрепляет все группы мышц, улучшает работу сердца и органов дыхания. Тактическое значение имеет развитие всех физических качеств, так как развитие одного из них определённым образом влияет на развитие другого.

Поэтому вся непосредственно - образовательная деятельность, которую мы осуществляем с детьми: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение оздоровительного бега после сна, спортивные досуги и праздники и т.д. является комплексной и последовательной, с применением различных здоровьесберегающих технологий по развитию физических качеств у дошкольников.

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, в ДОУ была разработана модель здоровьесберегающей среды, составной частью которой является создание оптимального двигательного режима детей в течение дня.

Одним из компонентов двигательного режима в ДОУ является утренняя гимнастика:

- на основе круговой тренировки с применением имитационных и подражательных движений.

- более сложным видом утренней гимнастики является гимнастика на основе оздоровительного бега и циклических упражнений на полосе препятствий с целью оптимизации физической нагрузки на воспитанников. Такой вид позволяет предлагать детям физические упражнения (прыжки, лазанье, подлезание, бег и т.д.)

с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений на развитие физических качеств с увеличением числа повторов и темпа движений.

Второе место в двигательном режиме детей отводитсянепосредственно-образовательной деятельностипо физической культуре – как основной форме обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.

Непосредственно - образовательная деятельность, в которую включаю работу по развитию физических качеств, провожу также разных видов:

- Тренировочная на основе оздоровительногобега ивыполнения циклических упражнений, включающая работу по развитию выносливости, ловкости, силы, гибкости и быстроты; направлена на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Все эти упражнения выполняются циклически, многократно повторяются в сочетании с бегом.

-Сюжетно - игровая с использованием круговой тренировки, позволяющая создать у детей положительный эмоциональный настрой к выполнению физических упражнений на развитие физических качеств.

-Вариативного характера основанная на повторении пройденногоматериала, но включающая усложненные варианты двигательных знаний на развитие ловкости, быстроты, выносливости и т.д. в играх-эстафетах.

Также одним из следующих компонентов в двигательном режиме является гимнастика после дневного сна,в которую мы включаем проведение оздоровительного бегав группах старшего дошкольного возраста.

Большое внимание в своей работе по развитию физических качеств уделяю детям, проявляющие устойчивый интерес и способности к выполнению физических упражнений. Такие дети посещают в ДОУ спортивно-оздоровительную секцию «Выше, сильнее, быстрее».

Таким образом, использование системы работы по развитию физических качеств у детей, позволяет повышать общую моторную плотность всех компонентов физкультурно – оздоровительных мероприятий, а соответственно создавать оптимальную двигательную активность детей. Всё это, в свою очередь, помогает решать задачу по улучшению состояния здоровья дошкольников.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной деятельности «Физическое развитие»

(двигательная деятельность)

для детей старшего дошкольного возраста

Вид: тренировочная

Место проведения:спортивный зал оформлен олимпийскими кольцами, флажками

Одежда и обувь:в спортивных шортах, босиком

Оборудование: гимнастические стойки (6шт) , бревно (2шт.) , стойки с вертикальными обручами(4шт.) , скамейки (2шт.) , маты (2шт.) , стойка с верёвкой, гимнастические горки (2шт.) , шапочки олимпийских символов.

Программное содержание: Формировать у детей потребность в активной двигательной деятельности к ЗОЖ. Совершенствовать работоспособность разных групп мышц при выполнении физических упражнений: в лазании, прыжках, подлезании, равновесии.

Развивать быстроту, выносливость, силу, ловкость, положительные эмоции. Закреплять умение чувствовать свое тело, анализировать во время движения. Воспитывать гордость за достижения в спорте нашей страны;морально – волевые качества: выдержку, настойчивость в достижении положительных результатов.

Интеграция с другими образовательными областями:

- познавательное развитие

Источник nsportal.ru

Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста - Развитие быстроты у детей старшего дошкольного возраста - Педагогика и образование - Test.ru

Страница 1

Физические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования физических качества ребенка. Их развитие - важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые пока еще недостаточно изучены.

В настоящее время широко обсуждаются вопросы генетической и социальной обусловленности уровня работоспособности организма ребенка, его двигательных качеств: выносливости, силы, быстроты, гибкости и т. д. Это тема многих исследований, поэтому довольно распространенной является точка зрения о взаимообусловленности социальных и биологических факторов в развитии детей. Согласно такому утверждению, психофизические качества представляют собой проявление двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомофизиологических, психологических особенностей. Но при этом нельзя не учитывать тот факт, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этих качества.

Развитие основных физических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие психологических качеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребенка на прогулке.

Двигательная деятельность детей связана с развитием основных физических качеств. К ним относятся – сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Практически невозможно представить себе изолированное развитие какого-либо одного качества.

Воспитание различных физических качеств представляет собой разные стороны единого процесса всестороннего физического развития ребенка, так как в результате происходит общий подъем функциональных возможностей организма! Одним из физических качеств является сила.

Сила - это физическое качество необходимо для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным применяемым снарядам (что наблюдается, например, при передачах мяча) .

От развития силы зависит в значительной степени развитие других физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.

Проявление физической силы обусловливается интенсивностью и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.

При воспитании ребенка дошкольного возраста учитываются возрастные особенности его организма: незавершенность развития нервной системы, преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость мышц.

Именно поэтому общеразвивающие упражнения, укрепляющие основные мышечные группы и позвоночник, направлены на постепенное развитие силы.

При отборе упражнений уделяется особое внимание тем, которые вызывают кратковременные скоростно-силовые напряжения: упражнения в беге, метаниях, прыжках, лазании по вертикальной и наклонной лестнице. Упражнения подбираются с учетом возможностей опорно-двигательного аппарата ребенка. Они должны быть направлены на преимущественное развитие крупных мышечных групп, обеспечение хорошей реакции сердечно-сосудистой системы ребенка на кратковременные скоростно-силовые нагрузки.

Ссылка на источник www.directeducation.ru

Статья Развитие физических качеств детеи? дошкольного возраста

Физические качества детей дошкольного возраста

Полноценное физическое развитие, дошкольника - это прежде всего своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным доступным ребёнку видам движений, воспитание положительных, нравственно-волевых черт. В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний. Успешное решение этих задач возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий, физических упражнений.

Отбор содержания для развития двигательных навыков должен осуществляться на основе общих принципов физического воспитания.

Принцип развивающего обучения. Предлагаемые упражнения должны быть направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень качеств, а опережать его, требовать приложения усилий для овладения новыми движениями.

Принцип воспитывающего обучения. Работа, направленная на развитие двигательных качеств, должна обязательно предусматривать и решение воспитательных задач, например воспитание настойчивости, смелости, выдержки.

Принцип всесторонности. Обеспечение высокого проявления качеств в разнообразных видах двигательной деятельности, обеспечения общего подъёма функциональных возможностей организма.

Принцип систематичности. Последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным, повышение требований к уровню качеств по мере их развития.

Принцип сознательности и активности детей. Сознательное отношение детей к предлагаемым упражнениям увеличивает прочность их усвоения, воспитывает самостоятельность, инициативу.

Принцип индивидуального похода. Основывается на учёте разного уровня двигательных качеств, имеющихся у детей, и требует дифференцированного отношения, гибкости в подборе двигательных заданий.

Характеристика физических качеств.

Физические качества - это быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, глазомер, равновесие. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции — быстрота; при беге на длинную дистанцию — выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега — сила в сочетании с быстротой.

В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

Быстрота — способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройка условно-рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты.

Ловкость — это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Сила — степень напряжения мышц при их сокращении.

Выносливость — способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.

Глазомер — способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений.

Гибкость — способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении.

Равновесие — способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.

Значение физических качеств в воспитании детей дошкольного возраста.

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства. В процессе физического воспитания осуществляется умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание.

Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обуславливает количественные изменения его функциональных возможностей. Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать.

Физическая подготовленность детей характеризуется совокупностью сформированных двигательных навыков и основных, физических качеств. Физическими (двигательными) качествами называются, отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях, основных движениях: ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, игровых и спортивных занятиях.

Одно и то же качество может определять успех в выполнении разных действий. Например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковременные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазанье, при метании предметов.

Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если формирование двигательных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движения.

Для выполнения ряда движений детям дошкольного возраста необходим определенный уровень развития быстроты, ловкости, силы, выносливости. Без этого движениям детей, несмотря на их разнообразие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма.

Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма. Лучшие показатели физических качеств (например, быстроты) отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне. В свою очередь при накоплении в организме усталости или при отрицательных эмоциях заметно снижаются частота движений и их скорость, двигательная реакция замедляется, увеличивается число неточных движений, особенно сложно координированных.

Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в т. ч. физических качеств. Наиболее важными из этих особенностей являются их обусловленность незавершенностью формирования физиологических структур организма и наличие в динамике физического развития ребенка чувствительных к внешним воздействиям периодов.

Характерными для дошкольников считаются также большая изменчивость пропорций тела и неравномерность развития функциональных систем организма. Все это диктует необходимость реализации строго соответствующих возможностям детей методов обучения и диагностики развития двигательных навыков и физических качеств.

Методика воспитания физических качеств.

Задачи по воспитанию физических качеств.

1.Быстрота развивается в процессе обучения детей основным движениям. По данным Е. Н. Вавиловой для развития скоростных качеств нужно упражнять детей в быстром и медленном беге. Развивать умения быстро реагировать на сигнал.

Учить поддерживать высокий темп в движении.

2.Ловкость. У ребёнка воспитание ловкости связано с развитием координации движений, умением согласованно, последовательно выполнять движения. Задача развития ловкости требует систематической смены упражнений или применения их в новых вариантах для поддержания новизны и некоторого повышения координационной трудности.

3.Глазомер. Задачи по его воспитанию связаны с любым упражнением, которое выполняют дети на занятиях по физической культуре. Нужно учить детей измерять расстояние на глаз.

4. Гибкость. Определяется эластичностью мышц и связок, поэтому нужно упражнять детей в их растягивании, в умении напрягать и расслаблять мышцы.

Объём и интенсивность упражнений должны увеличиваться постепенно.

5. Сила. Для дошкольников, свойственно преобладание тонуса мышц сгибателей над тонусом мышц разгибателей. Задача, связанная с развитием силовых качеств это стимулирование увеличение мышц разгибателей, давать упражнения выпрямляющие корпус и конечности ребёнка.

Так же следить за гармоничным развитием всех мышц. При развитии силы не должны применяться максимальные напряжения, нужно учить детей рационально проявлять мышечное усилие.

6.Выносливость. Воспитание выносливости у детей сопровождается повышением функциональных возможностей, адаптацией к возникающим в организме в результате длительной напряжённой деятельности сдвигам ведущим к утомлению.

Поэтому выносливость воспитывается путём применения упражнений и игр, оказывающих на организм более высокую физическую нагрузку. Тренировка дыхательной системы, сердечно-сосудистой и других.

7. Равновесие. Развивать равновесие у детей в различных упражнениях связанных с выполнением на уменьшение площади опоры, а также в упражнениях требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места.)

Требования к подбору физических игр и упражнений.

Ловкость. К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.

Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.) , с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур) .

Быстротаразвивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью) , на скорость (добежать до финиша как можно быстрее) , с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый) , а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего) . Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью) . Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

Глазомер. Развивать глазомер можно при выполнении любых упражнений. При ходьбе дети должны уметь правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках - точно попадать ногой на доску, чтобы оттолкнувшись, совершить полет в нужном направлении, а затем приземлиться в определенном месте; при построениях в колонну по одному нужно на глаз измерить расстояние до впереди стоящего ребенка; в метании на дальность и особенно в цель - расстояние до цели и т.д. Важно при выполнении упражнений учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами.

Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих.

У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного) . Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например, сделать 2-3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2-3 полуприседания, затем - глубокое приседание.

Равновесие. Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах.

Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела. У дошкольников общий центр тяжести расположен высоко, поэтому им труднее сохранять равновесие.

При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилие, чтобы восстановить нужное положение тела. Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке) , также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.) .

Сила. Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.) ; использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки) , преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях) . В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям.

Учитывая анатомно-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и большое напряжение организма. Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.) , дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.

Выносливость. Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению.

Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости.

Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах) , во время которых упражнения чередуются с отдыхом. Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются, и это также способствует развитию выносливости.

Тестирование физических качеств дошкольников.

Выявлять уровень быстроты, ловкости, выносливости целесообразно в тех движениях, которыми дети достаточно свободно владеют, например, используя бег.

Быстрота определяется по времени пробегания (с хода) небольшого расстояния - 10 метров. Выбирается прямая или асфальтовая дорожка с плотным земляным покрытием или асфальтовым длиной не менее 20 метров.

До линии старта должно быть 4-5 метров разбега и примерно столько же за линией финиша. Секундомером считается время бега от старта до финиша, не считая времени начального ускорения бега до стартовой линии и времени снижения скорости после финиша.

возраст, лет

Источник sundekor.ru

Другие статьи по теме:

  • Физкультурно оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста

    Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста Сохранение и укрепление здоровья детей — главная задача нашего дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно-...

  • Воспитание детей дошкольного возраста это

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. » Гуманизация - одна из ведущих идей модерни...

  • Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста - Страница 24 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства. А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОС...

  • Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста

    «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста». Родительское собрание с использованием ИКТ «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Цель: • показ...

  • Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста

    «Пальчиковая страна». Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ П...

  • Двигательная активность детей дошкольного возраста

    Использование интеграции образовательных областей при организации двигательной активности детей дошкольного возраста В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физи...

  • Нравственных качеств у детей дошкольного

    Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе игры. Актуальной задачей в настоящее время я...

  • Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста

    «Двигательный режим как средство повышения двигательной активности детей младшего дошкольного возраста» Содержание Введение I. Глава. Проблема развития двигательной активности детей младшего дошк...

  • Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области личностного и психического развити...

  • Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста

    «Физическое воспитание в детском саду» СОДЕРЖАНИЕ Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры. 1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей с...

  • Развитие выносливости у детей дошкольного возраста

    Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Воспитательское значение игры, ее всестороннее влияние...

  • Психофизическое развитие детей дошкольного возраста

    Педсовет «Психофизическое развитие детей посредством подвижных игр». Часть 1 Часть 2 Часть з ПЕДСОВЕТ «Психофизическое развитие детей посредством подвижных игр» (часть 1). Литература: 1. Осокина...

  • Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

    Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Карпова Татьяна Иннокентьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17...

  • Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте

    Компоненты трудовой деятельности Трудовая деятельность — это целостный процесс, состоящий из определенных компонентов. О становлении трудовой деятельности у детей дошкольного возраста можно судит...