Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста

Игра загадочней всего

И бескорыстнее на свете,

Она всегда – ни для чего,

Как ни над чем смеются дети.

З. Гиппеус.

«Игра - преобладающий или ведущий вид деятельности? Может быть она, только Зеркало процессов совершающихся в других областях? Нельзя принимать зеркальное отображение за изображаемый предмет, хотя можно через зеркальное изображение изучить предмет».

-ИГРА даёт взрослому возможность узнать и понять внутренний мир ребёнка.

-ИГРА может опосредовать диалог с ребёнком.

-ИГРА помогает сделать образовательный процесс более увлекательным и мотивированным.

-Через ИГРУ взрослый может помочь ребёнку пережить и осмыслить различные ситуации его жизни и найти новые способы поведения в них

-ИГРА золотой ключик к ларцу дошкольного детства.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ИГРЫ

Проблема игры, как деятельности имеющей особое значение в жизни ребёнка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития.

В отечественной психологии сюжетная игра понимается,

«как воссоздание человеческой деятельности из неё выделяется её социальная, собственно человеческая суть - её задачи и нормы отношений между людьми»

Д. Б. ЭЛЬКОНИН.

СТРУКТУРА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Следует различать сюжет и содержание игры.

СЮЖЕТ-это сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре.

Сюжеты детских игр

• бытовые,

• производственные,

• общественно – политические.

Игры с бытовым сюжетом (семья, детский сад, прогулка, День рождения, приготовление обеда) .

Игры с производственным сюжетом (стройка, больница, магазин, школа, поезд) .

Игры с общественно-политическим сюжетом (война, индейцы, партизаны, митинг) .

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ - содержание деятельности людей.

Вначале дошкольного возраста содержание игры ребёнка, это воспроизведение простых операций с предметами и последовательность предметных действий. Затем воспроизведение социальных ролей. На позднем этапе - воспроизведение социальных и межличностных отношений.

Пример игра «Дочки-матери»

1) Выполнение отдельных действий (приготовить обед, разлить чай в чашки) .

2) Целостное ролевое поведение (обращение к партнёру) .

3) Воспроизведение межличностных и социальных отношений (мать любит ребёнка, заботится о нём) .

МОТИВ ДЕТСКОЙ ИГРЫ

Игровые мотивы реализуют потребность ребёнка жить совместной с взрослыми жизнью, участвовать в социальной деятельности, занимать определённое место в обществе.

Структурные компоненты игры:

• Роль.

• Игровое действие.

• Игровое употребление предметов (замещение) .

• Реальные (партнёрские) отношения между играющими детьми.

Центральным и определяющим компонентом является – роль.

Роль реализуется в игровых действиях.

Основу игры, по словам Л. С. Выгодского составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций и смыслового поля.

Еще, один компонент, структуры сюжетно-ролевых игр это - реальные отношения (между играющими детьми, как партнёрами по совместной игровой деятельности).

Функции реальных отношений включают

1. Планирование сюжета игры.

2. Распределение ролей, игровых предметов.

3. Контроль, над развитием сюжета и выполнением ролей, сверстниками партнёрами.

4. Коррекция игры.

В качестве приёмов организации игровых отношений выступают

Смена ролевых позиций ребёнка в игре.

Создание игрового сотрудничества (переход то игры «рядом», к игре «вместе») .

Ориентация детей на чувства и переживания за игровых персонажей

Создание средствами игры повышенной напряжённости (в сюжет вносится драматизм, требующий оказания помощи персонажам) .

Для организации партнёрских отношений используются следующие приёмы

Совместное обсуждение сюжета игры (планирование) .

Обсуждение начального замысла игры (каждый из детей, может побывать, как на основных, так и на второстепенных ролях) .

Знакомство с игровым материалом (оформление игрового пространства) .

Дефицит групповой совместной игровой деятельности является фактором риска развития личности ребёнка.

Уровень развития детской игры

1-предметные действия

2- предметные действия в цепочке

3-выполнение ребёнком роли и связанных с нею действий

4-выполнение действий отражающих социальные и межличностные отношения.

На протяжении дошкольного детства можно наблюдать динамику развития игры от первого уровня (в младшем дошкольном возрасте) к четвёртому (в старшем дошкольном возрасте) .

Значение сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, является ведущим типом деятельности, определяет развитие всех существенных сторон личности ребёнка, подготавливает переход на новую возрастную стадию развития

-развитие мотивационно-потребностной сферы (формирование у ребёнка стремления к социально-значимой деятельности и мотива занять новую социальную позицию)

-преодоление познавательного «эгоцентризма» (в игре учитывать позиции друг друга)

-формирование идеального плана сознания (действия в уме)

-развитие произвольности действий (принятие роли и контроль со стороны участников игры)

Принципы отбора игровых методов обучения

Одна из задач, стоящих перед педагогами, которые работают по программе «Радуга»- предоставить детям возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Взаимоотношение воспитателя с детьми должно исключить принуждение.

Способы построения сюжетно-ролевых игр

предметно-действенный способ, на этапе раннего и младшего дошкольного возраста (покатать машинку, загрузить её, покормить куклу) .

ролевой способ, в среднем дошкольном возрасте (принятие роли и ролевое поведение, в роли зайчика ребёнок «строит» для себя дом, готовит обед) .

сюжетосложение, в старшем дошкольном возрасте (придумать, комбинировать сюжет на основе опыта) .

Игровая мотивация

Детям 3-4 лет необходимо:

-одушевлять игровые персонажи.

-использовать различные сюжеты

-осуществлять превращения одних предметов в другие.

Детям 4-5 лет необходимо:

-принимать нужную роль и действовать в этой роли.

-заинтересовывать детей ролями.

Детям 5-6 лет необходимо:

-отбирать яркие и выразительные образы.

-представлять сюжет, используя ролевое поведение.

Динамика использования игровых приёмов.

Возрастная группа

Ведущий тип Игровые приёмы

Первая младшая Предметно-манипулятивная Внесение дидактических игрушек

Вторая младшая Сюжетно-ролевая на стадии игрового действия Использование дидактических игрушек. Игровая мотивация при закреплении навыка

Средняя Сюжетно-ролевая на стадии игровой ситуации и роли Одушевление чисел и превращение их в персонажи сюжетной истории

Старшая Сюжетно-ролевая на стадии сюжетосложения Составление и решение задач

Подготовительная Игра с правилами Использование дидактических игр с правилами: настольных, подвижных

Педагогические принципы организации сюжетной игры

-В игре дети должны отражать знания и представления, полученные ими при ознакомлении с окружающим.

-Игра - средство проработки знаний.

-Свободная сюжетная игра - самая привлекательная деятельность для детей.

-Свои функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребёнка она всё более усложняется.

Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения - преобладающий способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умения ребёнка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметами, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события) .

Целью педагогических воздействий по отношению к игре должны быть не «коллективная проработка знаний» (или «тем» - «Стройка», «Космос», «Магазин» и т. п., а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют разнообразное содержание, свободно вступая во взаимоотношение со сверстниками игровых объединениях.

Из этого следует

- первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

-второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, так, чтобы детьми сразу открылся и усвоился новый, более сложный способ её построения.

-третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо формирование игровых умений. Ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные ситуации;

1) формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является играющим партнёром;

2) формирование самостоятельной детской игры, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использования детьми уже имеющихся в арсенале игровых умений.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.

www.maam.ru

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности

Составили и провели воспитатели подготовительной группы: Сахарова И. В; Питискер О. А

Актуальность проекта:

Актуальность данного проекта обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на более эффективное развитие творческих и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста. В основу проекта положена идея использования коллективных театрально-игровых постановок, что позволяет повысить темп развития речевой активности детей за счет включения ребенка в творческую деятельность.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Свои идеи, выдумки, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит или что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Цель:

- развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность;

- создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности;

Задачи:

- развитие речевой активности детей старшего возраста через театрально-игровую деятельность;

- обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров;

- привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса) .

- развивать речь детей как средство общения, пробудив интерес детей к театру;

- приобщить взрослых и детей к театрально-исполнительной деятельности;

Направленность:

- познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие детей, как средство общения и культуры.

Вид проекта:

- творческий, групповой.

Участники проекта:

- дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Сроки реализации проекта:

- краткосрочный, рассчитан на три месяца в три этапа.

Ожидаемые результаты:

- повышение темпа развития речи детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность;

- раскрытие творческого потенциала и личности детей дошкольного возраста;

- познакомить и пробудить интерес детей к разным видам театров;

- повышения общей культуры развития речи ребенка;;

- привить детям первичные навыки в области театрального искусства: использование мимики, жестов, голоса;

- заинтересовать родителей и детей в приобретении и изготовлении разных видов театров как способ обыгрывания и инсценировок;

Продуктами проектной деятельности являются:

- Разработка перспективного плана по теме: «Развитие речи активности детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность».

- Оформление информационного стенда для родителей и папки передвижки с размещением бесед и консультаций по работе с детьми по теме проекта.

- Оформление папки «Знакомство с театрами Москвы»

- Сочинение сказки.

- Оформление выставки работ детей по аппликации.

- Создание книги по сочиненной сказке.

- Обыгрывание сочиненной сказки.

- Организация открытого просмотра сказки с участием детей, для родителей и воспитанников средней группы.

- презентация проекта в рамках педсовета.

План работы с детьми и родителями по реализации проекта

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность»

1-й этап – Подготовительный

1) Октябрь 2014г. Ответственные-воспитатели.

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п)

Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр;

Разработка перспективного плана на три месяца для детей подготовительной к школе группы.

2) в течение месяца. Ответственные-воспитатели.

Создание театрально-игровой среды игрушки, атрибуты, театральные куклы и костюмы. Оформление театральных уголков для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров (настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, Би-ба-бо). В группе есть стойка для костюмов, ширма для кукольного и настольного театра.

3) в течение месяца. Ответственные-воспитатели.

Круглый стол с родителями «Знакомство с проектом»

Разработка и оформление информационного стенда для родителей и папки с размещением бесед и консультаций по работе с детьми по теме проекта:

•«Влияние театрализованной деятельности детей на развитие речи»

•«Развитие речевой активности детей как средство общения»

•«Игры в саду и дома»

4) в течение месяца. Ответственные-воспитатели.

Оформление папки для детей «Знакомство с театрами Москвы»

5) в течение месяца. Ответственные-дети, воспитатели, родители

Сочинение сказки и ее обсуждение.

Подготовка сценария по сочиненной сказке.

2-й этап – Основной

1) Ноябрь 2014г Ответственные -дети, воспитатели

Выразительное чтение сочиненной сказки, проведение бесед и рассматривание иллюстраций.

2) в течение месяца Ответственные -дети, воспитатели

Знакомство детей с инсценировкой сочиненной сказки; подбор музыкального сопровождения; распределение по ролям; место расположения героев на сцене; работа над согласованием движений с речью, интонаций, мимикой и характером роли.

3) в течение месяца Ответственные -дети, воспитатели

Оформление выставки работ детей по аппликации по сказке «О том, как коза Маша потеряла своих козлят».

4) в течение месяца Ответственные-дети, воспитатели, родители

Конкурс рисунков родителей с детьми по сказке «О том, как коза Маша потеряла своих козлят».

3-й этап – Заключительный

1) Декабрь2014г. Ответственные-дети, воспитатели, родители

Создание книги из рисунков детей по сказке «О том, как коза Маша потеряла своих козлят»

2) в течение месяца Ответственные воспитатели, родители

Подготовка атрибутов, бутафории и костюмов для инсценировки по сказке.

3) в течение месяца Ответственные-дети, воспитатели

Подведение итогов реализации проекта:

•показ сказки «О том, как коза Маша потеряла своих козлят»

•презентация проекта в рамках педагогического совета.

Заключение:

Театрализованная игровая деятельность детям очень нравится, это весело и занимательно. В результате возникающего интереса к таким видам деятельности, поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, чёткой, повышается эмоциональная заинтересованность ребёнка.

В рамках реализации данного проекта была подготовлена и показана театральная постановка по придуманной сказке «О том, как коза Маша потеряла своих козлят». Сказка был показана родителям и детям средней группы детского сада. После этого у большинства детей появилось желание самостоятельно придумывать, создавать и проигрывать свои сказки, небольшие сценки.

Дети средней группы и родители с интересом наблюдали за происходящим, выражая свой восторг аплодисментами и улыбками на лицах.

Фото:

www.maam.ru

Роли:Мама, папа, дети, внуки, бабушка, дедушка. Сестры. Братья. Соседи, друзья.

Игровые действия и поведение. Приезжать из командировки, приходить с работы, встречать и провожать гостей, убирать квартиру, ремонтировать квартиру, готовить еду, вызывать врача для членов семьи.

Любимыми сюжетами у детей 4-5 лет остаются игры в больницу. Ролевые действия продолжают отражать жизненный опыт детей. (Медсестра делает уколы, ставит градусник, выдает таблетки, продавец отпускает товар, считает деньги, шофер привозит продукты, а так же могут выступать в роли грузчиков) .

Дети, исходя из своего жизненного опыта, могут проигрывать различные ситуации, происходящие в медицинских кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в поликлинике.

Примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевой игры или игры-ситуации: «БОЛЬНИЦА»

  • Больница
  • Поликлиника (кабинет врача, процедурный кабинет, регистратура)
  • Травпункт.
  • Ветеринарная клиника.

Роли: Врач (доктор) ; ветеринар, больной, медсестра, аптекарь.

Игровые действия и поведение. Осматривать больного (слушать. Ставить градусник, осматривать больное место) ; лечить; назначать лечение и отпускать процедыры, лекарства, делать уколы, прививки.

Играя в детский садпедагогу важно обращать внимание детей на особенности взаимоотношений воспитателя и воспитанников и на ситуации, которые ежедневно возникают в детском саду ( в группу пришел новичок, воспитатель учит рисовать и т.д.

Примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевой игры или игры-ситуации: «ДЕТСКИЙ САД».

  • Занятия с воспитателями (музыкальными руководителями)
  • Труд в детском саду и на участке.
  • Прогулки 9игры, наблюдения, экскурсии)
  • В музее и на выставке в детском саду.
  • В театральной комнате.

Роли:Воспитатель, воспитанник, музыкальный руководитель.

Игровые действия и поведение.Проводить занятия и развлечения; учить трудиться на участке и в игровых комнатах; учить правильному поведению на участке и в игровых комнатах, готовить сцену к выступлению.

Примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевой игры или игры-ситуации: «ПАРИКМАХЕРСКАЯ».

  • Парикмахерская (мытье, окрашивание волос, завивка, укладка, стрижка, прическа, маникюр.
  • Салон красоты 9макияж, солярий, маски и ванночки, прически, стрижки, маникюр.

Роли: Мастер (парикмахер, мастер по маникюру, массажист, косметолог, клиент, администратор) .

Игровые действия и поведение: оформлять заказ, мыть голову шампунем, стричь, завивать, красить волосы, делать прическу, покрывать волосы лаком, красить ногти лаком, делать массаж) .

Для мальчиков можно рекомендовать такие ситуации: подводная лодка, гараж, корабль.

Таким образом можно сделать вывод:

«Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоночальных представлений социального характера и включает детей в систему социальных отношений».

Детская игривость – ценнейшее природное свойство. Игривость – квинтетэссенция психического и физического здоровья ребенка. Это та благодатная основа, на которой взрослый может строить ценнейший детский мир.

А сюжетно-ролевая игра является одной из ведущей деятельности в формировании у ребенка гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Использованная литература:

  1. Веракса Н. Е. Образовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Изд.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва,2013.
  2. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности». Сиситема работы в средней группе детского сада. Изд.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, Москва, 2012.
  3. Дергунская В. А., Харчевникова А. Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет. Изд. Центр педагогического образования. Москва, 2012.
  4. Короткова Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников. Журнал ребенок в детском саду 34, 2006 год, стр.84.
  5. Поддьяков Н. «Игровая позиция» - важнейшее качество личности дошкольника. Жур
  6. Русскова Л. В. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду». Изд.: Просвещение, Москва, 1986.

Русскова Л. В. «Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду».

Изд.: Москва. Просвещение. 1986 год

Венгер Л. А. «Домашняя школа мышления». Изд. «Знание» Москва, 1983 год.

Веракса Н. Е. Образовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Изд.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва,2013.

Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада». –

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Веракса Н. Е. Образовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Изд.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва,2013.

По теме:

Читать далее nsportal.ru

г. Мытищи

Дошкольное детство – это возраст становления ребёнка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий его мир. В процессе социально-личностного развития важно не просто учить детей любить и уважать себя, своих сверстников, быть дружелюбным, общительным и отзывчивым, с уважением относиться к старшим, любить своих родителей.

Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе. Социализация продолжается в течение всей жизни человека, но дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, который по высказываниям Л. С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру».

Актуальностью данной области является необходимость подготовки подрастающего поколения к жизни в демократическом, многонациональном и поликультурном обществе.

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

1. развитие игровой деятельности детей:

  1. Сюжетно-ролевые игры
  2. Театрализованные игры
  3. Дидактические игры.

2. приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) :

  1. Развитие чувства сплоченности.
  2. Развитие эмоциональной сферы.

3. формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

  1. Образ Я. Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым) . Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные) .

Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

  1. Семья. Углублять представления детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории. Дать представление о том, что семья — это все, кто живет вместе с ребенком. Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.) .
  2. Детский сад. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада.
  3. Родная страна. Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка) , его достопримечательностях.
  4. Наша армия. Рассказывать детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики) .
  5. Наша планета. Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

Интеграция

«Физическая культура»

развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами, воспитание в девочках и мальчиках толерантности, уважения друг к другу, умения контролировать свои поведение и эмоции в процессе совместной игровой деятельности, а также в части развития и укрепления, психического и физического здоровья; приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной деятельности;

создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрения проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр.

«Здоровье»

формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни; формирование первичных ценностных представлений о роли здорового человека в обществе, в семье, а также в части развития психического и физического здоровья.

«Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, о семье, обществе, государстве, мире; соблюдение элементарных общепринятый норм и правил поведения, развитие культуры правильного общения между девочками и мальчиками, взаимоотношений между детьми, детьми и взрослыми.

«Познание»

формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, о семье, и социуме, о государстве и мире;

формирование гендерной принадлежности и устойчивости, ознакомление с правилами поведения девочек и мальчиков, формирование представлений о гендерных особенностях девочек и мальчиков.

«Художественное творчество»

развитие психического и физического здоровья детей, через развитие сенсорики, эмоций, творчества, развитие умений передавать свои эмоции, сопереживания, отношение к чему-либо и кому-либо средствами изобразительной деятельности; формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок», совместная деятельность девочек и мальчиков в процессе продуктивной деятельности; создание ситуаций, стимулирующих эмоциональный отклик на проживаемое детьми событие, отражающееся в тематике и содержании рисунка, композиции, лепки и т.д.

«Музыка»

развитие психического и физического здоровья детей, через развитие сенсорики, эмоций, творчества, развитие умений передавать свои эмоции, сопереживания, отношение к миру людей (природы) средствами музыкальной и театрализованной деятельности;

формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;создание ситуаций, стимулирующих эмоциональный отклик на проживаемое детьми событие, отражающееся в тематике и содержании музыкального произведения, танца, драматизации, песни и др.

«Труд»

формирование первичных представлений о себе, о семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детской трудовой деятельности и представлений о труде взрослых;

формирование представлений о гендерных особенностях девочек и мальчиков, приобщение к совместной трудовой деятельности девочек и мальчиков, к совместной трудовой деятельности взрослых и детей; формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться; устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой (совместной) деятельности, формирование правильных взаимоотношений между девочками и мальчиками в процессе совместной трудовой деятельности .

«Чтение художественной литературы»

развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области; формирование первичных представлений о себе, о чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также первичных ценностных представлений.

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира;

формирование первичных представлений о себе, о гендерных особенностях девочек и мальчиков, о семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции.

Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами.

Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли.

В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется.

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЗРАСТЕ 3-5 ЛЕТ.

Сюжетно-ролевые игры

-Поощрять участие детей в совместных играх.

-Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько

взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить) .

-Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

-Развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры

-Формировать у детей умение договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал.

-Формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения.

Подвижные игры

-Развивать активность детей в двигательной деятельности.

- Организовывать игры со всеми детьми.

-Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений.

- Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений) .

Театрализованные игры

- Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения.

- Развивать умение имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет) , передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением) .

- Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить сопровождать движения простой песенкой.

- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения.

- Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Дидактические игры

- Закреплять умение подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики 2-3 цветов) , собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета.

- Учить собирать картинку из 4-6 частей («Наша посуда», «Игрушки» и др.) .

-Знакомить с дидактическими играми, направленными на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы) .

- Поощрять стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото») .

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЗРАСТЕ 5-7 ЛЕТ.

Сюжетно-ролевые игры

- Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

- Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.

- Развивать умение детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное; применять конструктивные умения.

- Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.

- Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

- Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника: умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

Подвижные игры

- Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; участвовать в играх с элементами соревнования.

- Знакомить и развивать интерес к народным играм.

- Воспитывать умение проявлять честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками.

- Закреплять умение справедливо оценивать результаты игры.

Театрализованные игры

- Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.

- Поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в роли.

- Развивать творческую самостоятельность. Закреплять умение использованные средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения) .

- Воспитывать любовь к театру.

- Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными играми и др.) .

- Закреплять умение выполнять правила игры.

- Закреплять умение детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика и др.) .

- Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

- Развивать и закреплять сенсорные способности.

ИТОГИ РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

- Самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр.

- Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для

импровизации.

- В дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером.

- В беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения.

- Владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.

ЛИТЕРАТУРА

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Смирнова Е. О., Богуславская З. М. Развивающие игры для детей. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  5. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  6. Краснощекова Н. В. Сожетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Изд. 3-е, Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  7. http://www. volgasadik.ru/ Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
  8. Развитие игровой деятельности детей 2—7 лет: метод, пособие для воспитателей / О. А. Карабанова, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва. — М.: Просвещение, 2010. — 96 с. — (Радуга) .
  9. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 160с.
  10. Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч.ред.:А. Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «издательство «детство-пресс», 2013.- 176с.

По теме:

Подробней nsportal.ru

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, Игровая деятельность дошкольника - Психология дошкольного возраста - Учебные материалы для студентов

Функция, воспроизводимая ребенком в игре, являющаяся центром игры и объединяющая все ее стороны

Игровые действия

Действия со значениями, не зависящие от операционально-технической стороны, носящие изобразительный характер, с помощью которых ребенком реализуются взятые на себя роли взрослых и взаимоотношения между ними

Предметы-заместители

Полифункциональные неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого конкретного действия

Игровое правило

Определенный норматив выполнения игровых действий, определяющийся ролью, которую берет на себя ребенок

Воображаемая ситуация

Перенос значения с одного предмета на другой

Сюжет

Сфера действительности, которую дети отражают в игре

Содержание

игры

То, что выделено ребенком в качестве главного элемента деятельности взрослых, отражаемое в игре

Роль – функция, воспроизводимая ребенком в игре, являющаяся центром игры и объединяющая все ее стороны. Ребенок берет на себя определенную роль лишь при условии, что сфера действительности, отображаемая в сюжете игры, является знакомой для него и вызывает положительное эмоциональное отношение.

Игровые действия – это действия со значениями, не зависящие от операционально-технической стороны, носящие изобразительный характер, с помощью которых ребенком реализуются взятые на себя роли взрослых и взаимоотношения между ними. Соподчинение и согласование игровых действий определяются ролью и реальными отношениями, возникающими между детьми в процессе игры.

Предметы-заместители – это полифункциональные неоформленные предметы, не предполагающие выполнение с ними никакого конкретного действия. Возможности переноса значения с одного предмета на другой обусловлены способами показа действия: заместить можно только тот предмет, с которым можно выполнить хотя бы внешний рисунок действия.

Правило в игре – это определенный норматив выполнения игровых действий, определяющийся ролью, которую берет на себя ребенок. Правило в игре часто вступает в конфликт с непосредственными желаниями ребенка, который учится подчиняться правилу и отказываться от мимолетных желаний.

По мере развития ребенка устойчивость в подчинении правилу постепенно повышается. Воображаемая ситуация заключается в переносе значения с одного предмета на другой. Появление воображаемой игровой ситуации происходит в результате включения в игровые действия тех предметов и операций, которые обычно осуществляются в других условиях и по отношению к другим предметам.

Сюжет – это та сфера действительности, которую дети отражают в игре. Игровые сюжеты очень разнообразны и в целом определяют разделение игр на три группы: игры с сюжетами на бытовые темы (в семью, парикмахерскую и т.д.) ; игры с производственными сюжетами (строительные, сельскохозяйственные и т.п.) ; игры с общественно-политическими сюжетами (игры в войну) . Развитие сюжетов происходит по пути отражения все новых сфер действительности и увеличения разнообразия форм игры в пределах одной группы сюжетов.

Практический пример

В старшей группе детского сада одна игровая ситуация плавно переходит в другую, которая связана с ней по смыслу. Например, игра в "поездку на дачу" проходит таким образом: первоначально все вместе "едут на дачу" на "машине" или на "электричке", затем "папа" копает огород, "мама" готовит "еду", а "дети" ловят "бабочек", затем все вместе "идут в лес" за ягодами или за грибами и т.д.

Содержание игры – это то, что выделено ребенком в качестве главного элемента деятельности взрослых, отражаемой в игровой ситуации. Развитие содержания детских игр происходит по мере более глубокого проникновения ребенка в жизнь окружающих его взрослых людей. От игр, в которых главным компонентом является предметная деятельность людей, осуществляется переход к играм, отражающим взаимоотношения между людьми, а также к играм, в которых основным содержанием является подчинение правилам поведения и общественным отношениям между людьми.

На протяжении дошкольного возраста происходит развитие игровой деятельности, изменяются все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры (рис. 8.1) . Среди основных линий развития игры выделяют следующие:

а) изменение численности групп играющих детей: от меньшего числа участников одной и той же игры к большему;

б) изменение устойчивости детских игровых отношений: от неустойчивых групп играющих детей ко все более устойчивым;

в) изменение характеристик сюжета: от совокупности не связанных между собой эпизодов к поэтапно разворачивающемуся сюжету и переход от обыгрывания личной жизни и ближайшего окружения к событиям в обществе; от выполнения конкретных ролевых действий к ролям-образам, в которых используются разнообразные средства изображения: речь, действия, мимика и пантомимика, соответствующее роли отношение.

Д. Б. Эльконин отмечал также следующие направления в развитии игровой деятельности:

• изменение содержания игр: в младшем дошкольном возрасте игры часто носят процессуальный характер, типичный для процессуальных игр детей раннего возраста – смысл игры в них заключается в самом процессе действия, а не в том результате, к которому это действие должно привести. В среднем дошкольном возрасте роли имеют в играх главное значение и интерес игры для детей заключается в выполнении той или другой роли; в старшем возрасте детей интересует не просто та или другая роль, но и то, насколько хорошо она выполняется, повышается требовательность к правдивости и убедительности выполнения роли;

Рис. 8.1. Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

• изменение характера конфликтов у старших по сравнению с младшими;

• переход от игры, в которой каждый ребенок играет по-своему, к игре, в которой действия детей согласованы и их взаимодействие организовано на основе взятых на себя ролей;

• изменение характера стимуляции игры, которая в младшем возрасте возникает под влиянием игрушек, а в старшем – под влиянием замысла независимо от игрушек;

• изменение характера роли, которая сначала носит обобщенный характер, а затем все больше наделяется индивидуальными чертами и типизируется;

• развитие использования детьми различных предметов в игре, которое при замене реального предмета игровым идет от отдаленного сходства ко все большей требовательности в отношении сходства;

• сглаживание с возрастом противоречий между придумыванием сюжета и возможностью его реализации;

• развитие сюжета, которое идет от изображения внешней стороны явлений к передаче их смысла;

• появление в старшем возрасте плана хотя бы схематичного и неточного, но дающего перспективу и уточняющего действия каждого участника игры;

• усиление и одновременно изменение роли организаторов игры к старшему возрасту.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, поскольку способствует интенсивному развитию когнитивной и личностной сферы ребенка и отвечает его основному мотиву – стремлению войти в мир взрослого человека, который является предметом игры как носитель определенных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми. Сюжетно-ролевая игра включает в себя такие компоненты, как роль, игровые действия, предметы-заместители, правило, воображаемую ситуацию, сюжет и содержание, в которых но мере развития ребенка происходят существенные изменения.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник studme.org

Другие статьи по теме:

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Особенности развития дошкольного возраста психология

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...

  • Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...

  • Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является

    Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Классификация игр Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным д...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей «Особенности формирования количественных представлений у детей раннего возраста» Введение Актуальность темы «Особенности развития количественных представлений у дете...

  • Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

    «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста

    Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и...

  • Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у...

  • Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных...

  • Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

    Игра — ведущая деятельность дошкольников Игра-ведущая деятельность дошкольников . Ведущим видом деятельности является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении...