Развитие лексико грамматического строя речи у дошкольников

Игры для развития лексико-грамматического строя речи

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи.

«Один-много» (I вариант) (с 4 лет)

Цель: образование существительных множественного числа И. п.

Ход игры: педагог называет существительное в единственном числе, а ребёнок во множественном, например: яблоко-яблоки, сумка-сумки, дерево-деревья и т. д.

Усложнение: используются словосочетания- прилагательное+существительное, например: красивый цветок-красивые цветы, яркая бабочка-яркие бабочки, сочное яблоко-сочные яблоки и т. д.

«Один-много» (II вариант) (с 5 лет)

Цель: образование существительных множественного числа Р. п.

Ход игры: педагог бросает мяч ребёнку и говорит: «У меня один мяч», ребёнок отвечает: «А у меня много мячей»; «У меня одно яблоко» -«А у меня много яблок» и т. д.

«Назови ласково» (с 4 лет)

Цель: образование существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Ход игры (игру можно проводить с мячом) :

Кукла-куколка

Лиса-лисичка

Петух-петушок и т. д.

«Скажи наоборот»

Цель: учить детей образовывать слова-антонимы

Ход игры:

Большой-маленький

Толстый-тонкий (худой)

Кислый-сладкий

Высокий-низкий

Тепло-холодно

Весело-грустно

Пришёл-ушёл

Прилетел-улетел

Сел-встал и т. д.

«Посчитай» (с 5 лет)

Цель: согласование существительных и числительных

Ход игры: педагог выставляет на доску цифры 1, 2, 5 и называет ребёнку слово, ребёнок считает, например: одна машина, две машины, пять машин; один слон, два слона, пять слонов и т. д.

«Из чего сделано? » (с 5 лет)

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом

Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

«Чей, чья, чьё? » (с 5-6 лет)

Цель: образование притяжательных прилагательных

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье

Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

«Какой бывает? » (с 4 лет)

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

«Что таким бывает? » (с 4-5 лет)

Цель: подбор предметов к его признаку

Ход игры: педагог спрашивает детей: «Что бывает сладким? ». Дети отвечают: «Конфета, мороженное, варенье, торт, сок и т. д. ». «Кто бывает пушистым? » - «Кошка, заяц, лиса и т. д. »

«Назови одним словом» (с 4 лет)

Цель: развитие словесно-логического мышления

Ход игры: педагог называет 3-4 слова, ребёнок называет их обобщающим понятием: «груша, яблоко, банан»- «фрукты»; «собака, кошка, корова» «домашние животные» и т. д.

Усложнение: педагог называет обобщающее слово, а дети подбирают относящиеся к нему предметы: «Мебель»- «Стол, стул, кровать, диван… » и т. д.

www.maam.ru

Нарушения речи у дошкольников

Автор: adminДата: 2011-10-24

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи

При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.

Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.

Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов — названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.

Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. С этой целью я решила провести с детьми углубленную работу.

Поставила следующие задачи:

  • оптимально сочетать на занятиях лексический материал с грамматическим;
  • знакомить детей с новой грамматической категорией и целенаправленно отрабатывать ее на каждой лексической теме, используя большое количество упражнений;
  • постоянно поддерживать интерес к занятию и лексико-грамматическому материалу, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта;
  • подходить к делу творчески, используя разные игровые приемы и оборудование;
  • включать в работу по развитию лексико-грамматического строя воспитателей и родителей.

В начале учебного года провожу мониторинг с целью выявления уровней развития словаря и грамматического строя у детей с тяжелыми нарушениями речи. Он показал, что у них низкий уровень развития как словарного запаса, так и грамматического строя речи. Так как в группе дети разного возраста и с разными диагнозами, то и коррекционные задания подбираю разного уровня сложности.

Работу веду по следующим направлениям:

1. Развитие словаря:

  • активизация и обогащение словаря по теме;
  • описание предметов, особенностей строения;
  • называние действий с данными по теме предметами;
  • называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

2. Формирование грамматических представлений:

  • упражнения на словоизменение (число, род, падеж) ;
  • упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных) ;
  • употребление предлогов;
  • составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Обучение осуществляю с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также использую разнообразные карточки-задания, перфокарты, дидактические игры.

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.

Развитие лексики

«Подбери картинку» (классификация предметов: овощи — фрукты; одежда — обувь) .

«Найди лишний предмет».

«Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.) .

«Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе) .

«Назови части»:

— рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;

— дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо.

«Подбери соответствующие картинки к следующим словам»:

— Высокий, тонкий, пятнистый... (жираф) ;

— Маленькая, быстрая, проворная... (белка) ;

«Противоположности» (развитие антонимии) .

Формирование многозначности слов (слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например, слова «нос», «иголка» и т.д.) .

«Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто?) — девочка, медведь...; (что?) — время, дождь... и т.д.

«Кто как ест?» (по картинкам) :

— Кошка лакает молоко;

— Собака грызет кость;

— Корова жует траву.

«Кто как голос подает?» (подобрать (по картинкам) как можно больше слов к предметам, которые отвечают на вопрос «Что делает?» (Собака (что делает?) — лает, бегает, рычит, кусает, грызет) ;

«Солнышко» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?») .

Дети выкладывают лучики: солнце (какое?) — яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее;

Составление загадок-описаний по определенному плану (например, про одежду: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф.)

Развитие грамматического строя речи

С целью развития словообразования использую с детьми следующие приемы работы (игры и задания) :

«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных) .

«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- работа по карточкам) .

«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе) .

«Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша) .

«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных) .

«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; игра «Каша» (образование относительных прилагательных) .

Шуточная игра «Ехали мы, ехали...» (дифференциация глаголов с приставками) .

Работа над родственными словами (способствует уточнению значений слов, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова, например: подобрать слова-«родственники» к слову «снег».

Образование сложных слов (составить одно слово из двух: сам летает — ... (самолет) , сам катится — ... (самокат) .

Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода) .

2. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных

Цель: развивать у дошкольников словоизменение, дифференциацию именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей — сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами, предложного падежа.

Игры и упражнения:

«Один — много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа) ;

«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных) ;

«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных) ;

«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных) ;

«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа) ;

закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;

«Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе) ;

«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными) ;

«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными) ;

«Сладкоежка Карлсон» (согласование существительных с прилагательными в роде, числе) .

Таким образом, предложенные игры и задания можно использовать в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Полученные знания, навыки закрепляют на логопедических часах и дома.

Включение разнообразных игр, заданий на развитие лексико-грамматического строя на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.

Автор-составитель:

  • Нарушения речи у дошкольниковhttp://vscolu.ru/wp-content/plugins/svensoft-social-share-buttons/images/placeholder.pngИгра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи. Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является

Подробней на сайте vscolu.ru

лексико-грамматического

строя речи детей

Очень важно учить ребенка пониманию значений грамматических форм как можно раньше (с 3—4 лет) . В процессе их усвоения приобретаются грамматические навыки, формируется грамматический строй речи. А современный ребенок должен овладеть системой родного языка уже к 4,5—5 годам.

Если смысл "грамматических форм остается ребенку непонятен, он будет затрудняться и в понимании высказываемых мыслей. Ребенок, не усвоивший в практической речи грамматического строя родного языка до школы, испытывает затруднения в усвоении учебного материала в школе.

Постепенность овладения грамматическим строем речи объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка.

Когда же у ребенка имеется общее недоразвитие речи (ОНР) , формирование грамматического строя происходит с еще большими трудностями: темп усвоения более медленный, выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Поскольку в игре обучение идет успешнее, чем при использовании только дидактических методов и приемов, формировать грамматически правильную речь нужно в ходе специальных игр и игровых упражнений с наглядным материалом, которые подбираются с учетом возраста детей (3—4 года) и видов логопедической работы.

Варьирование игр с привлечением разнообразного материала облегчает усвоение изучаемых грамматических форм при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию, способствует поддержанию интереса и внимания детей на протяжении всего занятия, более экономичному использованию учебного времени.

С помощью предлагаемых ниже игр даже в самых сложных случаях удается обеспечить коррекцию лексико-грамматической стороны речи дошкольников, преодоление аграмматизма.

МАГАЗИН ИГРУШЕК

Цель. Учить детей практическому использованию в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -к-, -ок-, -ечк-, -еныс-, -юс-, -очк-; упражнять в употреблении глагола хотеть, активизировать словарь детей по теме «Игрушки».

Наглядный материал.На ковролине пары картинок (силуэты) разного размера (большие и маленькие) : пирамида — пирамидка, кукла — куколка, машина — машинка, флаг — флажок, матрешка — матрешечка, мишка — ми-шенька, карандаш — карандашик, самолет — самолетик, пароход — пароходик, корзина — корзиночка, сумка — сумочка, шар — шарик, фонарь — фонарик.

Описание игры. Воспитатель предлагает детям поиграть «в магазин». Воспитатель (или ребенок) — продавец, дети — покупатели.

Взрослый создает разные ситуации, предлагая детям подходить по одному или парами, и сам подходит к «продавцу» за покупкой.

Примерные ситуации:

«Я хочу купить мяч, а для своей сестренки (братишки, маленькой соседки) — мячик».

«Мы хотим купить самолет, а для малыша в другой группе — самолетик».

И т. д.

НАКОРМИ ВЕЛИКАНА

Цель. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа.

Наглядный материал. На ковролине плоскостные фигуры Великана и Кота в сапогах, силуэтные изображения продуктов питания: конфета — конфеты, яйцо — яйца, орех — орехи, сосиска — сосиски, пряник — пряники, котлета — котлеты, торт — торты, помидор -— помидоры, огурец — огурцы, яблоко — яблоки, груша — груши, вишня — вишни, банан — бананы, лимон — лимоны и т. д.

Описание игры Кот в сапогах принес Великану продукты. Какие — перечисляет воспитатель или ребенок, прикрепляя их изображения около фигуры Великана на ковролине.

Воспитатель. Что это?

Дети. Конфета, яйцо, орех, пряник, торт, сосиска, котлета, помидор, банан и т. д.

Великан не наелся, требует много еды. Педагог просит детей помочь Коту в сапогах накормить Великана. Дети образуют существительные множественного числа от предложенных воспитателем существительных единственного числа, обозначающих продукты питания.

— Что принес Кот в сапогах?

— Конфеты, яйца, орехи, сосиски, лимоны, торты, вишни, яблоки, грушиит. д. (Дети прикрепляют картинки к ковролину)

ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК

Цель. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных при помощи суффиксов: -чик-, -ик-, -ек-.

Наглядный материал. «Волшебный сундучок», на ковролине пары силу-этно изображенных картинок: мяч — мячик, зонт — зонтик, шар — шарик, стул —стульчик, бант — бантик, торт — тортик, фонарь - фонарик, стакан — стаканчик, кувшин — кувшинчик, цветок — цветочек.

Описание игры.

1-й вариант. Дети вынимают из «волшебного сундучка» пары картинок, прикрепляют их к ковролину и называют пары слов.

2-й вариант. «Кто самый внимательный?»

Цель. Развитие слухового внимания и слухового восприятия.

Воспитатель . Снимите с ковролина и возьмите себе ту картинку, которую я назову.

Воспитатель тихо произносит слова: бант, тортик, стаканчик, кувшин, зонтик, цветочек, мяч и т. д.

ПУТАНИЦА

Цель. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, составлять с ними предложения, активизировать словарь по теме «Одежда, обувь».

Наглядный материал. На ковролине две плоскостные куклы, отличающиеся по размеру: Даша и Дашенька. Коробка с набором одежды большого и маленького размера для кукол (по их силуэтам) . Одежда на липучках прикрепляется к фигуркам кукол или к ковролину.

Набор одежды и обуви: шарф — шарфик, платье — платьице, шапка — шапочка, куртка — курточка, сапоги — сапожки, халат — халатик, шуба — шубка, пижама — пижамка, ботинки — ботиночки, блузка — блузочка, трусы — трусики, кофта — кофточка, передник — передничек, сарафан — сарафанчик, майка — маечка, шорты — шортики, тапки — тапочки, юбка — юбочка, футболка — футболочка.

Описание игры. Воспитатель говорит, что в гости к детям пришли две куклы — Даша и Дашенька.

Воспитатель. Как вы думаете, какую куклу зовут Даша?

Дети. Большую.

Воспитатель. А какую куклу зовут Дашенька?

Дети. Маленькую.

Воспитатель. Даша и Дашенька перепутали свою одежду. Помогите им разложить одежду правильно и скажите, кому что подойдет. Какие вещи будем давать Даше? Дети.

Большие.

Воспитатель. А Дашеньке? Дети. Маленькие. Дети достают вещи и прикрепляют их к куклам, затем к ковролину рядом с куклами, говорят: «Даше даю платье, Дашеньке — платьице» ит. д.

ЧТО У МАЛЬЧИКА В ЧЕМОДАНАХ?

Цель. Учить детей практическому употреблению существительных в винительном падеже.

Используемый материал.

Силуэтное плоскостное изображение мальчика с двумя чемоданами в руках. Силуэты одежды и обуви: спортивный костюм, шорты, пиджак, трусы, майка, футболка, носки, брюки, шапочка, ботинки, кроссовки, сандалии.

Описание игры. Мальчик отправился в путешествие. Он собрал одежду и обувь и упаковал их в чемоданы.

Педагог. Что у мальчика в чемоданах?

Дети составляют предложения и прикрепляют картинки к ковролину

Дети. У мальчика в чемодане рубашка (спортивный костюм, шорты, пиджак, трусы, майка, носки, брюки, шапочка, ботинки, кроссовки, сандалии) .

По теме:

Материал nsportal.ru

Лексические и грамматические игры и упражнения для дошкольников

«Скажи какой»

Цель:учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша», а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он. продолговатый, зеленый, хрустящий») .

«Укрась слово»

Цель.Учить подбирать к существительному как можно больше прилагательных.

Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное и ставится задача за определённое время набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше прилагательных.

Солнце:яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т. д. Платье: красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное и т. д.

«Кто больше увидит и назовет»

Цель:выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида(глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая(мягкая, пушистая)шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно… ухий(длинноухий).

А хвост у зайца.(короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки(ленточки, колечки от пирамидки) .

«Кто что умеет делать»

Цель:подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. Аналогично игра проводится на другие темы.

«Кто назовет больше действий»

Цель:подобрать глаголы, обозначающие действия.

-Что можно делать с цветами?(Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.)Что делает дворник?(Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.)Что делает самолет?(Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.)Что можно делать с куклой?(Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)

За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.

«Где что можно делать»

Цель:активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

- Что можно делать в лесу?(Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.)Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке(катере, теплоходе, ловить рыбу.)

«Кто больше слов скажет»

Цель:называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

«Найди точное слово»

Цель:учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

- Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это? »(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .

- Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный.(еще какой). Сахар сладкий, а лимон.(кислый). Весной погода теплая, а зимой.(холодная).

-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба.(плавает), кузнечик.(прыгает), уж.(ползает) .Кто из животных как голос подает? Петух.(кукарекает,тигр.(рычит), мышь.(пищит), корова.(мычит) .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читать далее nsportal.ru

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад № 54

Тема: «Формирование грамматического строя речи

у дошкольников»

Грамматика(от греч.??????— «запись») , грамматический строй (грамматическая система)— совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов) .

При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падеже множественного числа (стулы, деревы, колесов, деревов) .

Можно определить следующий порядок формирования падежных окончаний (по данным А. Н. Гвоздева) у детей с нормальным речевым развитием:

1 год 1 мес. – 2 года. Именительный, винительный падеж для обозначения места. Предлог опускается (положи мяч стол) .

2 года – 2 года 2 мес. Дательный падеж для обозначения лица (дан Вове) , направления (предлог при этом опускается: иди маме) ; творительный падеж в значении орудийности действия (рисую карандашом) ; предложный падеж со значением места – (лежит сумке) .

2 года 2 мес. – 2 года 6 мес. Родительный падеж с предлогами у, из, со значением направления (из дома) ; творительный падеж со значением совместности действия с предлогом с (с мамой) ; предложный падеж со значением места с предлогами на, в (на столе) .

2 года 6 мес. – 3 года. Родительный падеж с предлогами для, после (для мамы, после дождя) ; винительный падеж с предлогами через, под (через речку, под стол) .

3 – 4 года. Родительный падеж с предлогом до для обозначения предела (до леса) , с предлогом вместо (вместо брата) .

Важным показателем правильной речи ребёнка является умение использовать предлоги, верно согласовывать существительные с прилагательными и числительными. К 3 – 4 годам дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги, свободно пользуются ими в своих высказываниях.

К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: существительных с прилагательными всех трёх родов, с числительными в именительном падеже.

В работе над грамматическим строем речи можно выделить несколько направлений:

  1. Работа над структурой предложения

- педагог показывает предметы на картинках в определённой последовательности и называет их, а дети придумывают предложение.

- педагог показывает предметы на картинках, не называя их, а дети придумывают предложения.

- распространение предложений.

2. Развитие навыков словообразования и словоизменения:

- игра «Измени слово». Педагог, называя слово в ед.ч. бросает мяч ребёнку, ребёнок называет слово во мн.ч.

- игра «Кто самый наблюдательный?». Дети должны назвать, что они видят (я вижу….)

- игра «Кому нужны эти вещи?» (маляру нужна кисть, художнику нужны краски, портному нужна ткань и др.)

- заучивание стихотворения «Кому что»

Подробней на сайте nsportal.ru

Совершенствование фонетико-фонематических функций и лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх и упражнениях

Опубликовано: LogoPortal.ru 06.10.2014|0 комментариев

Формирование правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, обогащение словарного запаса и закрепление грамматических форм родного языка – одна из важнейших задач на этапе дошкольного обучения.

Однако, не только педагоги дошкольных учреждений, но и родители могут положительно влиять на подготовку своих детей к дальнейшему уже школьному обучению.

Именно для них в данной статье и предлагаются доступные материалы для игровых упражнений с дошкольниками старшего возраста.

Совершенствование фонетико-фонематических функций и лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх и упражнениях

Важнейшая задача дошкольного учреждения – всесторонняя подготовка его воспитанников к обучению в школе, а самое главное к успешному освоению навыков письма и чтения.

В связи с этим особенно важно на этапе дошкольного обучения скорректировать не только звукопроизношение, но и сформировать фонетико-фонематические и лексико-грамматические компоненты языка.

Предлагаемые упражнения будут способствовать пониманию грамматических конструкций, развитию у ребёнка чувства языка, внимания к языковым формам и тем самым создавать благоприятный фон для формирования фонематического анализа и синтеза.

В специальной литературе под понятием «фонематический анализ», понимаются элементарные сложные формы анализа звуковой структуры слов.

Элементарная форма – выделение звука на фоне слова, у детей с нормой речевого развития появляется спонтанно в дошкольном возрасте. У детей с нарушением речи требуются специальные коррекционные занятия. Однако рекомендуется все же проводить игровые упражнения со всеми детьми.

К сложным формам фонематического анализа относится выделение первого и последнего звука в слове, позиционный и количественный анализ структуры слова. Эти операции формируются в процессе систематического обучения всех категорий детей.

В данном пособии предлагаются некоторые простые игры и упражнения, которые родители могут проводить самостоятельно. Занятия не требуют специальных материалов или особых знаний родителей. Безусловно, их проведение в домашних условиях пойдет на пользу будущим школьникам.

Лексико-грамматические игры и задания

1. « Я знаю…».

Взрослый говорит: «Я знаю пять названий ….. (называется любая лексическая тема: домашние и дикие животные и птицы, их детеныши, игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, насекомые, транспорт, профессии и т.д.) », ребенок называет по-одному слову, взрослый считает. Затем игроки меняются местами.

2. «Большой – маленький».

Взрослый и ребенок по-очереди называют друг другу слова из любой лексической темы, при этом первый игрок предлагает название большого предмета, а второй игрок название маленького. ( напр., огурец – огурчик, сова – совушка, чашка – чашечка и т.д.)

3. «Отгадай, что задумано».

Взрослый называет 2-3 признака задуманного предмета. А ребенок должен отгадать, о чем сказано. Затем игроки меняются местами. (Например, взрослый говорит: «Круглый, оранжевый, сочный», ребенок угадывает: «Апельсин» и др.) . Если названных признаков недостаточно для отгадывания, их количество можно увеличить.

4. «Повара».

Взрослый предлагает: «Поиграем в поваров, будем варить супы. Я сварю суп только из моркови, суп получится – морковный, а ты свари только из капусты. Какой получится суп? (капустный) ……» Можно варьировать задания, напр.:

  • суп из двух овощей (например, свекла и лук - свекольно-луковый) .
  • компот из фруктов (одного или двух) .
  • варенье из ягод (одного вида или нескольких) .

5. « Что бывает….?»

Можно использовать разные варианты:

- Словарный запас: «Что бывает красного цвета?» (деревянным, твердым, шершавыми др.) , ребенок должен подобрать варианты ответа (напр., помидор, куртка, карандаш . т.д.)

- Согласование сущ. и прил. в роде и числе:

«Про что я скажу –

Читать далее LogoPortal.ru

Другие статьи по теме:

  • Игры для развития речи дошкольников

    Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников Библиотека :: Наши статьи :: Детский мир Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников Для того, чтобы заниматься р...

  • Грамматический строй речи у дошкольников

    Консультация «Как правильно организовать работу по формированию грамматического строя речи у дошкольников» Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова. Т. е. ум...

  • Карточки по развитию речи для дошкольников

    Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольников старшего возраста. Речь ребёнка – это показатель...

  • Игры на развитие связной речи у дошкольников

    Лексические и грамматические игры и упражнения по развитию связной речи дошкольников Лексические и грамматические игры и упражнения «Скажи какой» Цель: учить выделять и называть признаки предмета...

  • Развитие грамматического строя речи у дошкольников

    «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» Ч.1 "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста" Часть 1 Термин «грамматика» употребляется в двух...

  • Формирование грамматического строя речи у дошкольников

    Консультация «Как правильно организовать работу по формированию грамматического строя речи у дошкольников» Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова. Т. е. ум...

  • Дидактические игры для развития речи дошкольников

    Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы» Актуальность. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становлен...

  • Дидактические игры для развития связной речи дошкольников

    Консультация-презентация на тему: «Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр» Консультация- презентация на тему: Формирование связной речи у ребёнка-дошкольник...

  • Развитие речи для дошкольников 6 7 лет

    Тетрадь домашних заданий для детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи. Авторы-составители: учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна. Предлагаем ва...

  • Книги по развитию речи дошкольников

    Грамматические игры по развитию речи дошкольников Автор: adminДата: 2013-08-25 Игра «»А что у вас? Цель: упражнять детей в образовании существительных множественного числа, а также родительного п...

  • Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников

    Развитие предпосылок связной речи у детей раннего возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида второй категории детский сад «Теремок» ст. Буранная. Развитие...

  • Развитие связной речи дошкольников

    Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников». Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развит...

  • Дидактические игры по развитию речи младших дошкольников

    Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников Тема: Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников. «Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех...

  • Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников

    Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников Тема: Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников. «Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех...