Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста

Доклад «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Пермский край, П. Звездный МБДОУ д/с ЦРР "Звездочка"

Воспитатель Патракова Л. А.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности, математического, мыслительные умения, на протяжении всего дошкольного обучения, дана не во многих.

Наиболее эффективным пособием для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики, считаю логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.

Принимая во внимание положительный опыт современных педагогических технологий, сочла целесообразным выстроить свою работу в форме проектной деятельности.

Метод проекта - уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способствующий реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

Актуальность проектной деятельности, направленной на развитие конструктивно-логического мышления у детей дошкольного возраста, в том, что Блоки Дьенеша – универсальный международный дидактический материал, позволяющий успешно развивать логическое мышление дошкольников, реализовывать насущную проблему индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми.

Уникальные развивающие возможности этого нестандартного дидактического оборудования и предопределили цель моей поисковой деятельности: формирование математического мышления дошкольников 2-7 лет через развитие познавательных (сенсорных и интеллектуально-творческих) способностей посредством игровой деятельности с логическими блоками Дьенеша.

Проект «Маленькие логики» (для детей 2-4 лет и их родителей) способствует формированию фундамента успешного умственного развития и начала сенсорной культуры. Малыши познают окружающий предметный мир, выявляют свойства предметов (цвет, форму, размер, их соотношения. И вот тут-то логические блоки Дьенеша очень помогут им в этом.

Проект «Удивительная страна Дьенеша» (с детьми 4-7 года жизни и их родителями) является продолжением проекта «Маленькие логики». Развивающие игры с логическими блоками Дьенеша, включенные в проект, привлекают занимательностью, оригинальностью решения обыкновенных задач, заложенным в них творческим потенциалом, многовариантностью игровых упражнений. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, что, в свою очередь, способствует эффективному развитию у дошкольников всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и формированию познавательных действий.

Диагностика уровня математического развития каждого ребёнка и анкетирование родителей на начальном этапе проектировочной деятельности позволили мне выявить следующую проблему: недостаточный уровень развития у ребёнка-дошкольника интеллектуальных способностей и креативного мышления, активности и самостоятельности в поисках способов действия, путём решения мыслительных задач; отсутствие теоретических и практических знаний у родителей о развивающих возможностях инновационных игровых технологий для познания детьми логики и математики в дошкольном возрасте.

Для устранения данной проблемы поставила ряд соответствующих задач:

- разработать и внедрить педагогическую систему по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игровых технологий с целью эффективного интеллектуально-творческого развития детей;

- развивать наблюдательность, познавательно-исследовательский интерес к явлениям и объектам окружающей действительности, потребность узнать и освоить новое;

- развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения) ;

- гармонично, сбалансировано развивать у детей эмоционально-образное и логическое начала;

- формировать базисные представления (об окружающем мире, математические, речевые умения;

- развивать самостоятельность, индивидуальность и инициативу каждого ребенка при организации игровых действий, планировании, выборе методов и форм решения поставленной проблемной ситуации;

- повысить уровень теоретических и практических знаний у родителей о развивающих возможностях инновационных игровых технологий для познания детьми логики и математики в дошкольном возрасте.

ожидаемый результат:

- повышение уровня сенсорного и интеллектуально-творческого развития дошкольников на каждом возрастном этапе;

- самостоятельное использование детьми развивающих игр и упражнений математической направленности в повседневной жизни;

- заинтересованность родителей развивающими возможностями инновационных игровых технологий и использование игр и упражнений математической направленности в домашних условиях.

Проектную деятельность осуществляла поэтапно:

I этап – проектировочный (диагностирование детей; анкетирование родителей; определение стратегии и механизмов реализации проектов; составление плана мероприятий на каждом возрастном этапе) ;

II этап – технологический (создание картотеки игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша для детей 2-4 лет, 4-7 лет; создание предметно-развивающей среды; разработка конспектов игровой, познавательной деятельности по ФЭМП, развлечений, праздников, досугов, конкурсов с использованием развивающих инновационных технологий) ;

III этап – внедренческий (игровая, познавательная, конструктивно-творческая, речевая деятельность) ;

IV этап – диагностический (итоговое диагностирование детей; повторное анкетирование родителей) .

Участниками проектной деятельности стали дети, родители, педагоги.

Такие формы работы с детьми, как дидактические игры, ННОД по ФЭМП, физкультминутки, развлечения, совместная и самостоятельная деятельность позволили мне обеспечить личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров, создать особую атмосферу для реализации его познавательной активности в условиях обогащённой развивающей педагогической среды.

Ребята неплохо освоили ряд познавательных игр с логическими блоками и логическими фигурами: «Сложи картинку», «Цветочные полянки», «Угощение для медвежат», «Художники», «Магазин», «Лепим нелепицы», «Житейские истории», «Я загадаю - вместе отгадаем», «Транспорт к выезду готов»…

Сюжет игр буквально захватывал детей: то они, накладывая цветные блоки на плоскостные изображения, превращали картинки в объёмные предметы; то украшали лесные полянки красивыми цветочками, группируя фигуры по определенным признакам; то в атмосфере жизнерадостности «лепили нелепицы» из небылиц К. Чуковского, С. Маршака, Б. Заходера, Э. Успенского; то загадывали загадки, а отгадки выкладывали блоками; то оказывали помощь героям стихов А. Барто; то выступали в роли спасателей (готовили транспорт к выезду в район бедствия).

Дети проявляли инициативу к самостоятельной организации данных игр, объединяясь со сверстниками и родителями.

Особый интерес у дошкольников и их родителей вызвала интегрированная деятельность, включающая образовательные развивающие проблемно-игровые и практические ситуации по ФЭМП: «Поможем зайчику» (познание + коммуникация + социализация + музыка) ; «Построй дом» (ФЭМП + ручной труд) ; «Украсим ёлку бусами… » (ФЭМП + развитие речи + оригами) ; «Путешествие в страну Первоцветию» (экология + ФЭМП + конструирование) ; «Подарки для Малыша» (социальный мир + ФЭМП + конструирование из бумаги) ; «Архитекторы» (социализация + труд + коммуникация + познание + музыка…

Для педагогов: гармоничное осуществление воспитательно-образовательного процесса соответствующее принципу развивающего образования; формирование познавательных действий, интегративных качеств воспитанников; диагностика, коррекция освоенности детьми математических представлений, средств и способов познания; решение задач математического развития дошкольников в контексте с задачами других разделов программы; сокращение количества занятий в целом и их общей продолжительности.

Для детей: совмещение на занятии различных видов деятельности, объединённых единой сюжетной линией, очень увлекательно. Вместе с главными героями они «проживают» сложные, таинственные, весёлые приключения; преодолевают препятствия и трудности; добиваются успеха.

Для родителей: увидеть реальные возможности дошкольного учреждения для комплексного развития ребёнка.

Родителям, конечно, интересны практико-ориетированные формы: мастер-классы «Интеллектуальные игры», семинары-практикумы: «Занимательная математика», «Математика – это интересно», «Учимся, играя! ». Они позволяют узнать новый теоретический материал по развивающим играм и апробировать его на практике.

Заключительное мероприятие проекта – развлечение «Путешествие на планету Блоков» было презентовано участникам НПК «Социальное партнерство ДОУ и семьи в условиях реализации ФГТ».

Включение семьи в образовательный процесс позволило нацелить родителей на развитие интеллекта ребенка, обогащение его кругозора; способствовало сближению детско-родительской дистанции в совместной познавательно-игровой детальности.

Результативность проектировочной деятельности регулярно отслеживала с помощью мониторинга и педагогической диагностики. На каждом этапе была своя диагностика в соответствии с поставленными задачами, на том материале, который изучался. Мною фиксировались: способ выполнения практического действия; речевые высказывания ребёнка; проявление интереса; самостоятельность и инициативность; результат.

Процентное содержание уровня освоенности детьми математических представлений, средств и способов познания менялось: высокий уровень поднимался от нулевой отметки до 62, 5%, низкий уровень опускался до 12, 5%.

На конец года результаты стабильно улучшались, так как работа была выстроена в системе. Ведь всем известна педагогическая истина: развивающий эффект будет выше, если материал использовать системно.

www.maam.ru

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством LEGO–конструктора

Актуальность темы исследования.

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.

Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.

О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психолога (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, Л. А. Парамонов, Л. В. Куцакова и др.) .

Н. Н. Поддьяков утверждает, что конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитии ребенка. В процессе конструктивной деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитателем модель предмета из готовых деталей. В этом процессе он воплощает свои представления об окружающих предметах в реальной модели этих предметов. Конструируя, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее познает такие пространственные свойства предметов, как форма, величина, конструкция ит. д.

Вклад конструирования заключается в том, что оно способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением.

Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко для детей младшего дошкольного возраста. Оно основано на действенном развитии, а в формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями, моделями и т. д) .

4

В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними. Это наиболее соответствует процессу математического развития дошкольников.

Объект исследования: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: LEGO –конструктор в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: использование LEGO –конструктора в процессе обучения способствует повышению уровня формирования элементарных математических представлений, активизирует познавательную деятельность.

Цель исследования: Выявить и опытно-поисковым путем проверить формирование математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам LEGO –конструктора

Задачи:

1. Сформировать элементные математические представления (количество и счет, соотношение целого и части, соотношение числа и цифры, геометрические тела и плоские фигуры) .

2. Способствовать умению сериации, классификации предметов по одному или нескольким признакам.

3. Организация познавательно-исследовательской и проектной деятельности.

3.. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «LEGO СЧЕТНАЯ ЛЕСЕНКА»

(СРЕДНЯЯ ГРУППА)

Результаты деятельности детей:

1. Умение детей соотносить цифры с количеством предметов, выполнять задания по алгоритму, считать в прямом порядке. Закрепить названия цифр.

2. Освоение способов художественного оформления LEGO конструкций.

3. Развитие эстетических и художественных способностей.

Оборудование: кубики и кирпичики LEGO -конструктора, цифры.

Описание проектной деятельности.

Время- 80 минут (4 этапа по 20 мин) .

Этап 1. Подготовительный.

Педагог читает детям отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет»

(сопровождает показом цифр) .

Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра два.

Полюбуйтесь, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А за двойкой – посмотри-

Выступает цифра три.

Тройка - третий из значков-

Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Вопросы.

Кто главные герои этого стихотворения?

Развивающая игра «Число и цифра».

У каждого ребенка набор цифр от 1 до 5.

Педагог показывает детям поочередно карточки с разным количеством предметов (1, 2, 3, 4, 5) .

Дети должны поднять карточки с соответствующей цифрой.

Развивающая игра «Соедини правильно».

Вопросы.

Соедините каждый квадрат с цифрой с карточкой, на которой соответствующее количество предметов.

8

Какие карточки соединили (Цифра два и две вишенки, цифра три и три морковки, цифра четыре и четыре огурца, цифра пят и пять репок, цифра один и одна игрушка) .

Приложение №1. Фотография №1

Этап 2.

Художник нарисовал из кубиков счетную лесенку, а когда собрался ее разукрасить, у него закончились краски.

Вопросы.

Как мы можем помочь художнику?

Задание от художника.

Лесенка, которая состоит из одного кубика, раскрась красным.

Лесенка, которая состоит из двух кубиков, раскрась оранжевым.

Лесенка, которая состоит из трех кубиков, раскрась желтым.

Лесенка, которая состоит из четырех кубиков, раскрась зеленым.

Лесенка, которая состоит из пяти кубиков, раскрась синим.

Педагог вносит LEGO - конструктор и предлагает рассмотреть из каких деталей он состоит (кубики) их цвет, размер и количество.

Вопросы.

Какую конструкцию можно сделать?

Что для этого нужно?

Педагог дает время для самостоятельной деятельности детей.

Этап 3.

Педагог вносит LEGO - конструктор. Рассказывает сказку, используя модели собранные из LEGO - конструктора (дерево, квадрат, прямоугольник, королева математика) .

В некотором царстве, в некотором государстве жила королева Математика. Она очень любила давать задание своим подчиненным. И однажды она приказала прямоугольнику и квадрату принести ей наливное яблоко, которое росло в саду на высоком дереве. Призадумались квадрат и прямоугольник дерево высокое, а мы низкие. Что нам делать?

Вопросы к детям:

Как нам помочь жителям сказочно страны?

А как нам ее сделать?

Что для этого нужно?

Дети выкладывают числовой ряд от 0 до 5.

Приложение №1. Фотография № 2.

Над каждой цифрой по предложению воспитателя они выкладывают число деталей (кубиков из LEGO - конструктора, соответствующее цифре. Получается лестница с пятью ступеньками.

9

Приложение №2. Фотография № 3.

Далее воспитатель даёт детям задание построить такую же лестницу, чтобы спускаться вниз на противоположную сторону.

Задание:

Посчитайте, сколько ступенек идёт вверх, сколько ступенек идёт вниз.

Посчитайте, сколько деталей в каждом ряду.

Пронумеруй ступеньки снизу вверх и сверху вниз.

Посчитай, с какой стороны больше ступенек.

Ключевые слова: Вверх, вниз, справа, слева.

Этап 4. Заключительный.

Соединяют объекты из LEGO – конструктора в единую композицию.

Педагог дает возможность дополнить композицию новыми объектами и обыграть ее, придумывая новую математическую историю.

Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Фотография № 4. Приложение №4.

www.maam.ru

Проект по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»

Актуальность темы

Предмет математики настолько серьезен,

что надо не упускать случая,

сделать его занимательным

Б. Паскаль

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а так же познавательное, интеллектуальное развитие. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и нас педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Я уверена, что знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Недаром народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

Используя занимательную математику мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.

Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Постановка проблемы

На занятиях по формированию элементарных математических представлений у многих детей отсутствовал интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием. Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, мы решили использовать занимательный материал: шашки, головоломки, лабиринты, дидактические игры, листы с заданиями для самостоятельного выполнения, различные мультимедийные презентации.

Новизна проекта

Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием.

В его основу положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей.

Это позволяет нам формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Цель проекта

Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи проекта

• развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста;

• развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развернутые игры;

• формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности;

• способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления

Предполагаемый результат

• использование в работе информационно - коммуникационных технологий, в виде игровых заданий;

• создание в каждой группе математических уголков;

• применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;

• развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;

• осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале

План реализации проекта

I этап подготовительный (сентябрь)

-поиск, изучение и обработка информации;

- создание проблемы, постановка цели и задач;

-работа над методической литературой по данной проблеме;

-предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;

- подбор методической литературы;

- подбор дидактических, подвижных игр;

- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;

II этап основной (октябрь- апрель)

-работа над проектом

- работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды деятельности;

- работа с родителями;

III этап заключительный (май)

- проведение итогового занятия «В стране математики»

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Работа с детьми

1.1Беседы

1.2 дидактические, настольные, подвижные игры

1.3Чтение познавательной, художественной литературы

1.4Целевые прогулки, наблюдения

1.5Продуктивная деятельность детей

1.6Итоговое занятие

2. Сотрудничество с родителями

2.1 Оформление консультаций для родителей

2.2 Помощь в изготовлении настольно печатных игр

2.3 Выставка математических игр

2.4 Родительское собрание

3. Методическое сопровождение

3.1 Организация развивающей среды по формированию элементарных математических представлений

3.2 Разработка цикла дидактических и подвижных игр

3.3 Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед

3.4 Подборка художественной литературы

3.5 Консультационный материал для родителей

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1. Игровая деятельность:

-Дидактическая игра «Составь множество»;

-Дидактическая игра «Помоги числам найти свое место»;

-Дидактическая игра «Какой цифры не стало»;

-Дидактическая игра «Составь число»;

-Дидактическая игра «Геометрическое лото»;

-Дидактическая игра «Фигуры из цветной мозаики»;

-Дидактическая игра «Раньше - позже»;

-Дидактическая игра «Найди на ощупь»;

-Дидактическая игра «Составь узор»

2. Познавательное, Речевое, Социально-коммуникативное развитие: -Непосредственно образовательная деятельность «В стране математики»;

-Заучивание стихов С. Маршак «Веселый счет», заучивание считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта;

-Чтение сказки В. Катаев «Цветик - Семицветик»;

-Составление описательных рассказов по картинке;

-Упражнение «Дополни предложение»;

-Сюжетно - ролевые игры «Аптека», «Магазин», «Школа»

3. Художественно - эстетическое развитие:

-Продуктивная деятельность

-Рисование на тему: «Дорисуй предмет», «Рисуем по точкам», «Нарисуй по заданию», «Штриховка геометрических фигур»;

-Лепка на тему: «Новогодние украшения на елку», «Цветы»

4. Физическое развитие:

-Подвижные игры «Успей за 1 минуту», «Классики»;

-Катание на самокате;

-Игра в снежки

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1. Информационно - аналитическое:

Выявить интересы, потребности, запросы родителей -Индивидуальные беседы;

-Анкетирование

2. Познавательное

Повышать компетентность родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений у детей

Родительское собрание:

«Образовательные и воспитательные задачи по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

3. Наглядно - информационное

Повышать уровень знаний у родителей по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей

Консультации:

- «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»,

- «Использование игровых шуток в свободное время»,

- «Математика - это интересно»

4. Досуговое

Совместное посещение выставки родителей и детей Выставка: «Математические игры для дошкольников»

ИТОГИ ПРОЕКТА

В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Проектная деятельность стимулирует у детей развитие логического мышления, воображения, повысила мотивацию к исследовательской деятельности.

Проект позволил детям расширить математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентиру в пространстве, времени. Дети стали использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.

Данный проект позволил сделать процесс по формированию элементарных математических представлений у детей более интересным и доступным.

Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

Использование современной научной литературы помогло мне осуществить данный проект и проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.

www.maam.ru

(Воспитатель читает стихотворение и раскладывает на доске "стенку" из треугольников) . Слайд.

- Вот какую стенку выложили строители из кирпичиков.

Какой формы были кирпичики? Из скольких кирпичиков она

сложена?

Однажды король Треугольник объявил жителям города о приближении праздника и велел каждой семье изготовить гирлянду из разноцветных треугольных флажков и украсить ими свои дома. Он раздал горожанам разноцветную бумагу для флажков. Вот такую.

Какой формы листы бумаги? Правильно, квадратные. Никак не могли жители города догадаться, как же им сделать треугольные флажки из квадратных листов бумаги? Долго думали.

И придумали, давайте и мы подумаем. Кто догадался? (дети помогают воспитателю, подсказывают, а он показывает способ деления квадрата на два равных треугольника путем сложения пополам по диагонали и разрезает его) . Слайд– деление квадрата на треугольники.

- Давайте, ребята, и мы сделаем такие красивые флажки. Берите бумагу, какого хотите цвета.

(Дети работают за столами) .

На сколько частей вы разделили лист бумаги?

Правильно, на две.

Как можно назвать одну часть?

А как вы думаете, что больше, целый лист или один флажок?

Как можно проверить, что больше?

Вот так и жители этого сказочного городка сделали красивые разноцветные флажки, из них гирлянду, я украсили ими свои дома. Давайте и мы, ребята, сделаем такие разноцветные гирлянды из 8 флажков, но так, чтобы, ни один цвет не повторялся.

(Дети всей группой выкладывают по одной гирлянде из 8 флажков. Трем детям предлагается выложить гирлянду на интерактивной доске) .

Воспитатель обращается к детям у доски:

- Проверьте, пожалуйста, правильно ли вы выполнили задание, посчитайте флажки порядковым счетом. Какой по счету у вас красный флажок?

синий?, желтый? С такими красивыми гирляндами так и хочется поиграть. Давайте поиграем в игру "Назови, который по счету". (Предлагает детям, работающим у доски, пройти и поспрашивать у остальных ребят, какой по счету у них тот или иной флажок) .

Дети, жители того сказочного города совсем не знали цифр. А мы с вами знаем. Давайте обозначим число флажков в гирлянде цифрой. (Дети выкладывают цифру 8 ) .

А что же жители того сказочного городка? С нетерпением ждали они праздника, и вот, наконец, наступил долгожданный день. Он был такой солнечный и приветливый! С утра заиграли трубы, застучали барабаны, собирая народ на главную площадь города.

В центре площади на высоком троне сидел старый король Треугольник, (дети выходят из-за столов) .

- Верные мои граждане, - обратился к людям король.

-Хочу объявить вам, что трудно мне старому стало управлять городом. Отныне городом будет править самый умный, самый сообразительный и самый догадливый. А чтобы найти такого, задам я вам три задачи.

Кто все три решит, тот и будет королем.

Первое задание короля: на столе лежат счетные палочки. Выложите из счетных палочек цифры 1,4,5. .

(Дети выкладывают) . Слайд– выложенные из счетных палочек цифры 1, 4,5.

Второе задание короля: составить домик из 6

палочек, а затем переложить 3 палочки так, чтобы

получился флажок. Слайд.

Материал с сайта nsportal.ru

по развитию элементарных математических представлений для детей старшей группы

«Путешествие в сказку».

«Познание» (формирование элементарных математических представлений) , «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» (рисование) .

Виды детской деятельности:

познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Задачи:

1. Закрепить навыки порядкового и количественного счета в пределах 10.

2. Формировать навыки пользования планом, умение определять взаимное расположение предметов в пространстве.

3. Закрепить названия геометрических фигур, развивать умение различать их и классифицировать их по признакам.

4. Упражнять детей в сравнении предметов по величине и в использовании понятий: самый длинный, самый короткий, длиннее, короче.

5. Развивать логическое мышление. Упражнять в нахождении закономерностей и продолжении ряда.

6. Упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел.

7. Упражнять в измерении сыпучих веществ с помощью условной мерки.

8. Развить интерес к математике, речь, внимание, самостоятельность, воображение.

9. Совершенствовать двигательные умения и навыки; развивать общую и мелкую моторику.

10. Воспитывать у детей желание оказывать помощь сказочным персонажам, доброту, дружбу, товарищество.

Материалы и оборудование:письмо, в котором находятся бумажные фигурки персонажей сказки «Гуси-лебеди»; план-карта; прямоугольники разной длины и разного цвета, вырезанные из бумаги (не более 10 шт.) для составления вагонов поезда; игра «Загадочный лес»; элементы театральной декорации: печка, яблоня, река, избушка; карточки по количеству детей с изображением хлебобулочных изделий; матерчатые яблоки с фасолинами «семечками» внутри; обручи; цифры от 0 до 9; 2 бумажных цветка; набор геометрических фигур; крупа; 2 прозрачных стакана; фишки; кукла.

Содержание организованной деятельности:

- Дети, сегодня я пришла в детский сад и увидела письмо. Кто принес письмо, не знаю, на конверте написано «Для старшей группы №6». Это письмо предназначено нам.

Давайте его откроем, может письмо нам объяснит, от кого оно. (Открываю конверт, достаю из него фигурки персонажей сказки «Гуси - лебеди». Предлагаю детям отгадать, из какой сказки персонажи.)

- Девочка просит нас помочь ей освободить братца от Бабы Яги. А чтобы легче было найти дом Бабы Яги, девочка прислала план - карту (достаю из письма) .

Рассматриваем с детьми план – карту.

- Скажите, что нам встретится на пути к домику Бабы Яги? (Ответы детей.) Вы готовы отправиться в путешествие и помочь девочке спасти братца? Сначала нам нужно попасть в волшебный лес. Угадайте, на чем мы отправимся в путешествие:

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд)

- Давайте построим из прямоугольников, вырезанных из бумаги вагоны поезда - и в путь-дорогу. (Предлагаю детям составить поезд - от самого короткого до самого длинного вагона. Дети называют правила измерения.)

- А в пути поиграем.

- Сколько всего вагонов получилось у нашего поезда? Каким по счету стоит красный вагон? Вагон какого цвета стоит третьим?

Какого цвета вагон левее красного? Какой по счету вагон стоит между желтым и голубым? (Ответы детей.)

Вагончики веселые бегут, бегут, бегут.

Их круглые колесики все тук, да тук, да тук.

- Поезд остановился, выходите из вагонов. Мы с вами попали в сказку. В какую сторону пойдем? (Сверяемся с планом.)

- Мы попали в сказочный лес. Посмотрите, какие цифры спрятались в лесу?

Игра «Загадочный лес».

(Детям предлагается найти «спрятанные» в картинках цифры. Из цифр дети составляют числовой ряд.)

- Дальше у нас на пути печка. Если выполним задание печки, она скажет, далеко ли находится избушка Бабы Яги.

Игра «Дорисуй недостающую фигуру».

Дети садятся за столы. Перед ними карандаши и карточки, разделенные на девять клеток; в восьми клетках изображение разных хлебобулочных изделий. Детям предлагается нарисовать то изделие, которого не хватает в последней клетке.

Воспитатель хвалит детей за правильно выполненные задания.

- Печь сказала, если мы пойдем прямо, то увидим яблоню, она подскажет, куда дальше идти. (Дети сверяются с картой) .

- А вот и дикая яблоня растет. Если мы выполним ее задание, то быстрее придем к Бабе Яге. Яблоня просит, чтобы мы поиграли с ее волшебными яблочками.

Игра с яблоками.

На полу разложены обручи, внутри которых – цифры.

Детям предлагается сосчитать количество семечек в яблоках на ощупь и встать около той цифры, которая соответствует количеству семечек в яблоке.

- Понравилось вам игра с яблочками? Нам нужно дальше торопиться. Сейчас мы пойдем в сторону реки - кисельные берега.

- Посмотрите, на берегу молочной реки растут необычные цветы. В середине цветка и на каждом лепестке - цифра. Но некоторые лепестки унесло сильным ветром (они лежат отдельно от цветов) . Ребята, подумайте, как вернуть лепестки на свои места.

Игра с цветами. (Детям предлагается разложить лепестки так, чтобы числа на лепестках одинакового цвета (в сумме) составляли число, находящиеся в середине цветка.)

После выполнения задания воспитатель благодарит и хвалит детей, затем предлагает отправиться дальше.

- Ребята, впереди речка. А как нам речку перейти? (Ответы детей.)

- Давайте перейдем речку по камушкам. Посмотрите, а камушки тут необычные. На что они похожи? (На геометрические фигуры.) Но наступать можно только на четырехугольники. Какие фигуры можно назвать четырехугольниками?

А на какие фигуры наступать нельзя? (Ответы детей.) Давайте перейдем речку по очереди.

- Вот мы и пришли к избушке Бабы Яги. Но около входа в дом сидят гуси-лебеди. Чтобы они пропустили нас к избушке и отпустили мальчика, нужно помочь им разделить зерно поровну.

Игра на сравнение сыпучих веществ с помощью измерения. (Детям предлагается разделить зерно с помощью условной мерки (стакана) на две равные части.)

Дети выполняют задания, вспоминая правила измерения сыпучих веществ.

- Молодцы ребята, помогли гусям!

- А теперь постучите три раза в дверь избушки, она и откроется.

Дети находят в избушке маленького братца и освобождают его.

- Мы помогли девочке и освободили ее братца. Молодцы, очень хорошо, что победила дружба, находчивость, смекалка и ваши знания. Давайте вспомним, что нам пришлось выполнить, чтобы освободить мальчика.

- Дети, вам понравилось путешествие в сказку? Какое задание было для вас самыминтересным? (Ответы детей) .

- А теперь нам нужно отправляться обратно. Давайте возьмем мальчика с собой и познакомим его с игрушками, в которые вы играете.

Детям предлагается встать друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему, отправиться обратно в группу на «поезде».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме «Использование логических игр, задач, упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (старшая группа)

Расписание последовательного применения логических игр, задач и упражнений (с раскрытием целей обучения) поэтапно в период обучения ребёнка в старшей группе....

Источник nsportal.ru

Развитие пространственной ориентировки

«Расскажи про свой узор»

Цель: развивать умение овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, закреплять знания о геометрических фигурах: умение различать, правильно называть фигуры.

Материал: картон 10x15см, прищепки с наклеенными геометрическими фигурами.

Содержание. Ребенок выкладывает картинку (коврик с узором) . Далее он должен рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу – прямоугольник.

«Где фигура»

Цель: развивать умение правильно называть фигуры и их пространственное расположение: вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

Материал: картон 15x20см, прищепки с наклеенными геометрическими фигурами.

Содержание. Воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную вверху, внизу, слева, справа». Вызывает первого ребенка.

Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения.

Затем ребенок становится спиной , а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры.

Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

«Разноцветный заборчик»

Цель: закрепить названия основных цветов, тренировать ориентацию на плоскости (верх — низ) .

Материал: полоски картона 5x15 см, комплекты по 8—10 прищепок двух цветов (по количеству детей) .

Содержание. Каждому из ребят раздаются комплекты по 8—10 прищепок двух цветов. Дети должны построить «заборчик»: чередуя прищепки по цвету, прикрепить их к верхней стороне полоски картона ( другой вариант — к нижней) , чередовать верх—вниз.

«Рыбки в аквариуме»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве (налево — направо, вверх – вниз)

Материал: картинка с изображением аквариума, прищепки с наклеенными изображениями рыбок.

Содержание. Дети по заданию воспитателя располагают рыбок в заданном направлении: красная рыбка— направо, голубая—налево, оранжевая—вверху и т. д.

«Поймай жучка»

Цель: закреплять и расширять пространственные представления, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо-налево) .

Материал: разноцветные прищепки с наклеенными изображениями жучков.

Содержание. Воспитатель (ребенок) прикрепляет разноцветные прищепки в различных местах комнаты . Скажите ребенку, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем в коробочку. При этом воспитатель указывает направление движения: два шага вперед, три шага влево, один шаг назад и т. д.

Развитие представлений о форме

«Подбери фигуру»

Цель: Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу

Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, вырезанные из плотного картона, прищепки с наклеенными геометрическими фигурами.

Содержание: воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме? » показывает овал, тоже обводит его : «А это какая форма? » Тоже самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник.

«У вас на столах фигуры разной формы, и такие же фигуры указаны на прищепках. Разложи все прищепки на нужные фигуры.

«Какая фигура лишняя? »

Цель: закрепить представление о геометрических фигурах, умение находить отличительные признаки (величина, форма, цвет) .

Материал: полоска картона 5x20см, прищепки с геометрическими фигурами.

Содержание: на каждой карточке одна фигура лишняя. Ребенку предлагают убрать лишнюю фигуру и объяснить, почему она лишняя.

«Кто быстрее найдет»

Цель: закрепить представление о геометрических фигурах, упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.

Материал: геометрические фигуры из плотного картона, прищепки, на которых наклеены изображения предметов разной формы.

Содержание. Детям предлагают геометрические фигуры. Ребенок должен найти предметы, соответствующие его геометрической фигуре и прикрепить их на свою фигуру. Выигрывает тот, кто первым найдет все пять предметов.

«Собери такой же коврик»

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать у детей умения выделять и абстрагировать цвет, форму. Закреплять умение пользоваться порядковыми числительными .

Материал: полоска 5x25см, прищепки с геометрическими фигурами, отличающиеся формой, цветом.

Содержание. Воспитатель выкладывает на своем коврике произвольно фигуры разного цвета и разной формы и предлагает ребенку на своем коврике выложить такой же узор. После выполнения задания воспитатель задает вопросы:

1. Какая фигура находиться первая? Вторая? И т.д.

2. Сколько квадратов, кругов, овалов у тебя на коврике?

3. Сколько кругов? Сколько квадратов?

4. Сколько фигур зеленого цвета на коврике? Красного? И т. д.

Формирование представлений о числе и количестве.

«Живые числа»

Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.

Содержание. Дети получают прищепки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа!

Встаньте по порядку!»- дети прикрепляют на веревочке свои числа. (Один, два, три и т. д.) . Дети меняются прищепками. И игра продолжается.

Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.

«Путаница»

Цель: упражнять в счете в пределах 10, закреплять знания о цифрах, уметь их расставить в правильной последовательности.

Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.

Содержание. Цифры прикрепляют на веревочке. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами.

Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места.

«Какой цифры не стало?»

Цель: упражнять в счете в пределах 10, закреплять знания о цифрах, уметь их расставить в правильной последовательности.

Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.

Содержание. Цифры прикрепляют на веревочке. В тот момент, когда дети закрывают глаза, убираются одна - две цифры.

Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

«Убираем цифры»

Цель: упражнять в счете в пределах 10, закреплять знания о цифрах, уметь их расставить в правильной последовательности.

Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.

Содержание. На демонстрационном пособии расположены цифры первого десятка. Ведущий загадывает загадки про числа. Ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру.

Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза) ; убрать цифру и т.д.

«Игры с цифрами»

Цель: закреплять знание цифр от 1 до 10, умение соотносить количество предметов с определённой цифрой.

Материал: прищепки, полоска 15х10см.

Содержание. Предложить ребёнку прикрепить на полоску такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной цифре.

«Найди цифру»

Цель: закреплять знание цифр от 1 до 10, умение соотносить количество предметов с определённой цифрой.

Материал: прищепки с цифрами от 1 до 10, круг с изображением групп предметов разного количества.

Содержание. Ребёнку предлагают посчитать предметы в каждый группе и соотнести количество предметов с нужной цифрой.

«Исправь ошибку»

Цель: способствует закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.

Материал: прищепки с цифрами от 1 до 10, круг с изображением групп предметов разного количества.

Содержание . Несколько групп предметов размещают по кругу, рядом ставят соответствующие цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами цифры, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза.

Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов.

«Кто первый назовет?»

Цель: закреплять порядковый счёт в пределах десяти.

Материал: демонстрационное пособие, предметы, наклеенные на прищепки.

Содержание. В ряд с помощью прищепок расположены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа. Ударяет молоточком несколько раз.

Дети должны подсчитать количество ударов и найти предмет, который стоит на указанном месте. Кто первый назовет, становится победителем и занимает место ведущего.

Цель. Закрепить у детей знания о составе чисел первого десятка.

Материал: ведерко с цифрой, прищепки с рыбками.

Содержание. Воспитатель говорит, что кот Васька поймал 6 рыбок: красных и желтых. Сколько он мог поймать красных и желтых?

Аналогично можно сделать игры «Собери яблочки в корзинку», «Раз, грибок, два, грибок, полезай-ка в кузовок», «Поможем маме постирать».

«Числовые домики»

Цель: Закреплять состав числа в пределах 10; учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.

Материалы: домики с цифрами на крыше от 6 до 10, прищепки с цифрами от 0 до 10.

Содержание. В каждом домике живёт столько жильцов, сколько указано на крыше. Например, в домике живёт 8 жильцов.

В одной квартире уже поселилось 5 жильцов. Сколько человек будет жить в другой квартире ? ( 3) .

На крыше каждого домика нарисованы разные предметы по количеству «жильцов». Дети считают эти предметы и закрепляют навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.

«Яблоки в корзине»

Цель: Сформировать у детей навыки решения простейших арифметических задач, т. е. на основе применения наглядности переключить их от простого пересчитывания предметов к действиям, от считывания предметов в пределах десяти по одному.

Аналогично можно сделать игры «Лесная полянка», «Шишки на ёлке», «Бабочки на лугу», «Цветочная полянка», «Чудо-дерево» и др.

«Живая неделя»

Цель: формировать, закреплять представления о последовательности дней недели.

Материал: демонстрационное пособие, прищепки с наклеенными кругами разных цветов.

Содержание. Знакомя детей с днями недели, объясняем, что каждый день недели имеет своё название. Для того чтобы дети лучше запомнили обозначаем их кружками разного цвета. Взяли за основу 7 цветов спектра радуги.

Это было сделано для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Понедельник-1 день после окончания недели, вторник-второй, среда-серединка, четверг-четвёртый день, пятница-пятый день, суббота и воскресенье- выходные дни. После такой беседы воспитатель предлагает различные игры с целью закрепления « Живая неделя», «Назови пропущенный день», которые помогают быстро запоминать названия дней недели.

Применение данных дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию мелкой моторики, памяти, речи, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!

Поэтому я рекомендую воспитателям старших и подготовительных групп использовать данные дидактические игры в процессе формирования у детей элементарных математических представлений.

Использованная литература:

  1. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  2. Дидактические игры в детском саду. А. И. Сорокина.
  3. Чего на свете не бывает. О. М . Дьяченко.
  4. Ступени творчества или развивающие игры . Б. П. Никитин.
  5. Игровые занимательные задачи для дошкольников. З. А. Михайлова.
  6. Давайте поиграем. А. А. Столяр.
  7. Математика для дошкольников. Т. И. Ерофеев.
  8. Развитие логического мышления детей . Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов.
  9. Математика от трех до семи (Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов) .

Подробней на сайте nsportal.ru

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Образовательная область «Познавательно - речевое развитие».

Дидактическая игра «Найди предмет».

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) .

Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу».

Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши.

Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.

Дидактическая игра «Подбери фигуру».

Цель:закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами 5 геометрических лото.

Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались».

Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывать («прятать») ее на начерченную фигуру.

Дидактическая игра «Три квадрата».

Цель:научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»; повторить название геометрических фигур.

Материал. Комплекты прямоугольников и квадратов разной величины.

Педагог предлагает назвать геометрические фигуры, определит их размер. Затем предлагает построить башенки, выкладывая квадраты друг на друга.

Дидактическая игра «Игра с обручем».

Цель:различение и нахождение геометрических фигур.

Оборудование.Игрушки (кукла, матрешки, корзина и т. д.) , Набор геометрических фигур, обруч, игрушка ставится в обруч. Дети выделяют признаки, свойственные игрушке, кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходным признаком (все красные, все большие, все круглые и т. д.) вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенным признаком (не круглые, не большие и т. д.)

Дидактическая игра «Геометрическое лото».

Цель:учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал.5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар) , квадратный коврик, платок, кубик и т. д.; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо) ; прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина) .

Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы.

Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная) .

Дидактическая игра «Какие бывают фигуры».

Цель:закрепить названия новых форм: овал, прямоугольник, треугольник, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Материал. Кукла, крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. На каждого игрока: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

Кукла приносит фигуры. Педагог показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем.

Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

Дидактическая игра «Подбери фигуру».

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал.Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. На каждого игрока: карточки с контурами 5 геометрических лото.

Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались».

Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.

Дидактическая игра «Кому какая форма».

Вариант 1.

Цель:формировать умение группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

Материал.Большие мишка и матрешка. На каждого игрока: три круга и овала разных цветов и размеров, 2 больших подноса.

Педагог демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос - матрешке, все овалы на другой - мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.

Вариант 2.

Цель:учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. Содержание аналогично варианту 1.

Дидактическая игра «Соберем бусы».

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине) , видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Оборудование.Длинная лента, разноцветные картонные геометрические фигуры с отверстиями

На полу лежит длинная лента. На ней в определенном чередовании нанизаны фигуры.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать.

Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети выбирают геометрические фигуры и нанизывают их в соответствии с заданной закономерностью.

Дидактическая игра «Лото».

Цель:учить вычленять контур предмета, соотносить объемную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их названия.

Оборудование.Карточки с изображением трех одноцветных форм (например, на одной - круг, квадрат, треугольник; на другой - круг, овал, квадрат; на третьей - квадрат, прямоугольник, треугольник и т. п. ) , набор карточек с изображением одной формы для наложения на большие карточки.

Каждому ребенку педагог дает большую карточку, а себе берет маленькие карточки, предварительно разложив их по формам. Поднимает одну карточку, например, круг, и спрашивает: «У кого такая?» (форма не называется) . Те, у кого на карточках есть круг поднимают руки и педагог раздает им маленькие карточки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора: «Молодцы, у меня круг и у вас круг».

Дети накладывают маленькие карточки на соответствующее изображение. Затем, он переходит к следующей форме и поднимает, например, трапецию. Однако, при оценке ответа детей, он не называет эту форму, так как с ее названием детей не знакомят, а просто отмечает, что дети сделали правильно.

По мере усвоения игры детям дают по две, а затем по три карты. Выбор производится уже не из 3, а из 6-9 форм. В дальнейшем в роли ведущего может быть ребенок, педагог садится среди детей и берет себе большую карту.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Развитие элементарных математических представлений у дошкольников

    Пути формирования элементарных математических представлений у дошкольников «Пути формирования элементарных математических представлений у дошкольников! » Развитие элементарных математических пред...

  • Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...

  • Диагностика математического развития детей дошкольного возраста

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

    Обобщение опыта работы по теме «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста» Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игруш...

  • Логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста

    Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА...

  • Познавательное развитие и обучение детей дошкольного возраста

    Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленьком...

  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский) «Нет неталантливых детей....

  • Развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте

    Родительское собрание в старшей группе «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Задачи работы с родителями 1. Повысить педагогическое мастерство родителей; 2. Познакомить р...

  • Дидактические игры для детей дошкольного возраста

    Дидактические игры для детей дошкольного возраста (5–7 лет) Дидактические игры предназначены как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Неоценимая помощь воспитателя...

  • Программы по математическому развитию детей дошкольного возраста

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста

    Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет) ель проекта: Формирование отношения к свойствам предметов и их отличительным признаком; развитие зрительного, слухового, тактиль...

  • Возрастные характеристики детей дошкольного возраста

    Родительское собрание начинает вести воспитатель. (Традиционное приветствие) . 4. Информационный этап проведения собрания В первую очередь на данном этапе представитель администрации ДОУ представ...

  • Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

    Самообразование «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Исследовательская деятельность по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» воспитателя Гореловой Е. С...