Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Развитие слухового восприятия на музыкальных занятиях у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Развитие слухового восприятия

у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Слуховое восприятие играет важную роль для слепых и слабовидящих при ориен-тации в пространстве. Недооценка слухового восприятия в вопросах обучения может от-рицательно отразиться на развитии детей. У детей с нарушением зрения слуховое воспри-ятие необходимо всячески развивать и оберегать. Слух - это отражение действительности в форме звуковых явлений. Слуховой анализатор воспринимает предметные свойства внешнего мира. У слепых и слабовидящих людей звуковые ощущения и восприятие име-ют не только предметное, но и сигнальное значение. По колебаниям тембра голоса, его интонации на расстоянии или вблизи, слепые узнают настроение, характер собеседника. Слух сохраняет возможность общения слепых с членами коллектива, в котором они живут и общаются. Велико значение слуха для слепых и слабовидящих детей в процессе познания окружающего мира, пространственной и социальной ориентации. Слепым и слабовидящим чаще приходится использовать слух при различных видах деятельности.

Ученые отмечают, что слабовидящему ребенку слуховое восприятие доставляет разнообразные сведения об окружающем мире. Звуки, исходящие от предметов и явлений окружающего, рисуют незрячему своеобразную картину мира. Слепой вынужден прислу-шиваться ко всему, что дает ему возможность, получить хоть какую-то информацию о происходящем вокруг.

У детей с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими значительно беднее запас, как зрительных, так и слуховых представлений. Это приводит к недоразви-тию познавательной деятельности: образного мышления, восприятия, воображения, памя-ти, внимания. Все это ведет за собой задержку в формировании личности ребенка. У де-тей с нарушением зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий, поэтому у слабовидящих детей доминирует слухо-вое восприятие.

Но у слабовидящих детей дошкольного возраста слуховое восприятие ещё не со-вершенно, хотя они могут различать различные звуки, даже правильно называть предме-ты, издающие звуки.

Человека окружает множество разных звуков. Чтобы ориентироваться в их много-образии и дать детям, имеющим патологию органов зрения полное представление о них, необходимо и целесообразно дифференцировать все шумы и звуки.

научить ребенка слушать музыкальный звук - воспринимать и различать его высоту, тембр, силу и продолжительность, используя музыкально-дидактические игры.

слышать звуки окружающего мира, ориентироваться в их разнообразии.

обогащать представления детей о свойствах и особенностях музыкаль-ных инструментов, учить различать их тембровую окраску.

учить выбирать инструменты, тембры которых соответствуют характеру звучащей музыки; учить различным приемам звукоизвлечения.

развивать внимание и слуховую память.

Развитие слухового восприятия у детей с нарушением зрения средствами элемен-тарного музицирования благодатная почва. Ведь элементарная музыка - это игра звуками музыкальных инструментов, человеческого тела, шумами предметного мира и природы, из которых рождается музыка. Они познают особое качество и красоту стеклянных, ме-таллических, деревянных, шуршащих и других звуков.

При этом источником звука может стать расческа с бумагой, стакан и бутылка с водой, пластиковые баночки или металлические крышки.

Способность понимать через собственные прикосновения, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскрёбывания, потряхивания предмета, постукивания по нему одним пальцем, всеми, ладошкой, различение звуков, любование ими - все это необыкновенно важно для развития тембрового слуха.

Общение детей с примарными инструментами, несомненно, развивает их музы-кальность, тонкость слухового восприятия, ассоциативность. На таких занятиях особое место занимает звукотворчество детей. Любой придуманный и извлеченный ребенком звук заслуживает внимания, принимается и используется в звуковых композициях.

«Звучащие жесты» позволяют организовать музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Четыре основных тембра - это четыре природных ин-струмента: шлепки, притопы, хлопки, щелчки. Получая такие задания, дети, соревнуются в изобретательности и находчивости, без труда придумывают различные варианты, сопровождая ими пение, движение, слушание танцевальной или маршевой музыки. Для детей такая игра - естественная потребность, а для педагога - средство воспитания интонационного и тембрового слуха, развитие слуховой фантазии, а так же в освоение детьми ритма.

Знакомство с немузыкальными звуками

Мир, который нас окружает, наполнен удивительными и разнообразными «го-лосами» предметов. От нас, взрослых, зависит, сможет ли маленький ребенок услышать и понять их. Стук, шорох, скрип можно превратить в необычную, но очень занимательную музыкальную картину - надо только попробовать. Например, обыкновенный лист бумаги - а сколько разнообразных вариантов звучания. Ее можно рвать, мять, шуршать - и сразу появляются образы: шелестят листья в парке, снег скрипит под ногами.

Игра «Что звучит? »

Цель: развивать слуховое воображение и память.

Задачи: изучить с детьми звуковые возможности предметов.

Материал: кубики, карандаши, бумага, природные материалы.

Ход игры: Дети садятся на стульчики. Чтобы лучше сосредоточиться, закрывают глаза и вслушиваются в звуки, которые руководитель извлекает из предметов, определяют характер звучания, учатся сравнивать, анализируют. Могут предложить свои варианты звукоизвлечения. Обязательна поддержка инициативы ребенка.

Определение источника звука

На занятия дети приходят уже с запасом определенных знаний и навыков. Они мо-гут звукоподражать, работать с предметом. Но, попадая в непривычные условия группо-вого обучения, теряются.

Игра «У кого бубен? »

Цель: активизировать слуховое внимание

Задачи: учить выделять из музыкальных звуков тембр бубна

Ход игры: Дети встают кругом. Под инструментальный аккомпанемент играют на бубне, передавая его друг другу. Водящий с закрытыми глазами стоит в центре круга. На паузе, когда игра останавливается, он должен определить, у кого в руках инструмент. За-дача для ребенка не из легких. Надо суметь, активизируя свое слуховое внимание, выде-лить из музыкальных звуков аккомпанемента тембр бубна.

Инструментальные вариации

Прежде чем приступить к работе с музыкальными инструментами, необходимо дать детям возможность поиграть на них. Запастись терпением, потому что способы само-выражения будут самые различные. Первое робкое прикосновение к инструменту пре-вратится в прыгание и бегание с ним с пением и выкриками. И это замечательно, так ре-бенок свободно выражает всю полноту удовольствия от игрового процесса. Но некоторые дети производят звуковые эксперименты только над одним из инструментов. Как помочь ребенку решить проблему выбора?

Игра «Инструментальный хоровод»

Цель: развивать умение дифференцировать звуки, темп, регистр, громкость звука.

Задачи: создание воображаемых образов с помощью инструментов при смене му-зыкального сопровождения.

Ход игры: На стульчики, стоящие кругом, кладутся инструменты. Дети, образуя внешний круг, под аккомпанемент («Вальс-шутка» Л. Шостаковича) начинают играть на том инструменте, который лежит перед ними. На паузе на счет «раз, два, три» переходят в одном направлении к следующему стульчику. И так пока не обойдут весь круг.

Дети с удовольствием принимают участие в этой игре. Сами расставляют стулья, раскладывают инструменты. Им нравится, когда руководитель варьирует аккомпанемент, изменяя темп, регистр, громкость звука. Желательно при смене сопровождения напоми-нать об образах, которые дети будут создавать с помощью инструментов: птичка поет на веточке, мишка идет по лесу, козленок прыгает. Иногда сами дети предлагают темы для музицирования: часики тикают, дождик идет.

Тембр и образ

Музыкальные инструменты можно использовать как наглядное дидактическое по-собие в обучении и развитии музыкально-сенсорных способностей. Необходимо исследовать с детьми тембро-динамические возможности инструментов и приемы игры на них. Дети должны сами поэкспериментировать над звуком, выбирая тембры для характеристики образов: медведя (барабан, зайчика (бубен, птички (колокольчики). Самостоятельное решение задачи лучше способствует концентрации внимания, развитию памяти и творческого воображения. Коллективная работа создает условия для обретения навыков сотрудничества, проявления индивидуальности.

Формирование слухового внимания и памяти

Это одна из главных задач в развитии детей. Научить ребенка слушать и слышать, реагировать на слово как сигнал, осознавая его смысл. От его реакции зависит успешность выполнения заданий.

«Стеклянный – деревянный».

Цель: продолжать формировать слуховое внимание и память.

Задачи: Учить отгадывать по звучанию, из какого материала сделаны предъявленные предметы.

Набор предметов за ширмой: посуда (фарфоровая, металлическая, деревянная) ; натураль-ные предметы из дерева, металла, стекла.

«Кто что услышит? »

Цель: развивать звуковое восприятие.

Задачи: научить определять инструмент на слух.

Ход игры: Дети сидят спиной к столику с музыкальными инструментами. Музыкальный руководитель играет поочередно на инструментах. Дети должны определить какой музы-кальный инструмент играет.

При работе над развитием слуха желательно ориентироваться на уровень восприятия детей. Выбор игр и их последовательность зависят от целей, которые преследует руководитель. При каждом повторении игры ставить перед ребенком новые задачи. Главное - создать атмосферу заинтересованности. Для стимулирования развития детской самостоятельности, индивидуального проявления и творческого подхода используйте кукольный театр, костюмы. Музыкальное сопровождение должно быть ярким и выразительным.

Прогнозируемый результат:

В результате систематических занятий дети должны уметь:

• дифференцировать звуки окружающего пространства, в том числе опреде-лять по звуку материал, из которого сделан предмет;

• локализовать источник звука, определять его удалённость и направление;

• узнавать по голосам знакомых людей и дифференцировать незнакомые го-лоса;

• понимать по голосу эмоциональное состояние человека, его настроение, ха-рактер;

• пользоваться слухом в процессе всех основных видов деятельности.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-na-rmo_1kk4m.ppt | 19741 Кб | Скачан: 52
www.maam.ru

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки.

Проблеме эмоционального развития ребёнка, уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной науке. Вопросы эмоционального развития детей связываются с обновлением содержания образования, требованиями гуманизации и демократизации педагогического процесса, а также с качественным улучшением эстетического воспитания подрастающего поколения.

Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребёнка с первых лет жизни к миру музыкальной культуры. В концепции дошкольного воспитания говорится о том, что искусство, эмоционально - образное по своей природе, является уникальным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников, формирования ценностного отношения к окружающему их миру. Известно, что дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию.

Современная теория и практика музыкального воспитания ориентирована на формирование и развитие личности через культуру, на воспитание человека, способного эмоционально откликаться, ценить, творчески усваивать творения искусства. В ряде работ последних лет (Е. А. Дубровская, А. И. Катинене, О. П. Радынова, P.M.Чумичева, Л. Н. Школяр и др.) показана возможность музыкального развития детей на произведениях классического наследия разных стилей и эпох. Исследователи отмечают, что при создании определенных педагогических условий и соответствующем руководстве дети эмоционально откликаются на музыку и адекватно воспринимают её содержание.

Одним из важнейших средств развития эмоциональной отзывчивости детей является восприятие (слушание) музыки. Это один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Современными исследователями доказано, что первоначальные формы эмоциональной отзывчивости выявляются довольно рано (Н. А. Ветлугина, К. В. Тарасова) .Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой.

С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым «комплексом оживления», радуется или успокаивается. Реагирует на звуки музыки непроизвольными движениями, возгласами. Постепенно двигательные реакции становятся произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста. В этот период уже закладываются основы музыкального мышления и памяти.

Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Различают общее настроение музыки, ее характер, следовательно, воспринимают эмоциональное ее содержание. Третий и четвертый год жизни. В силу неустойчивости внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Способны очень активно откликаться на музыку, вслушиваться в интонации, настроение песен, активно переживая и воспроизводя интонации.

Пятый год жизни. Имеют некоторую эмоциональную устойчивость, очень живо, иногда бурно и весело откликаются на плясовую мелодию. Произведения легкого подвижного характера вызывают у них более спокойное состояние. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка.

Шестой и седьмой год жизни. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему.

Изучив и проанализировав материал, современных исследователей я пришла к выводу, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования эмоциональной отзывчивости. И это дает мне основание начать более углубленную работу над темой «Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки».

Целью моего практико-методологического исследования является: Развитие эмоциональной отзывчивости как основы творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки.

Для достижения цели были выделены следующие задачи:

1. Развивать способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;

2. Знакомить детей с музыкальными произведениями, первоначальными сведениями о музыке;

3. Формировать музыкальный вкус в процессе накопления слуховых впечатлений;

4. Активизировать творческое воображение в процессе восприятия музыки;

Для успешной реализации данных задач составила перспективно-тематическое планирование для детей младших, средних, старших и подготовительных групп, подобрала наглядный материал для усиления слухового восприятия, классифицировала музыкально - дидактические игры, в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

Считаю, что развитие эмоциональной отзывчивости детей на занятиях музыкой наиболее успешно будет осуществляться в результате применения эффективных методов и приемов. Таких как:

-наглядно-слуховой (художественное исполнение произведения, цитаты из текста песни, загадки, пословицы, фрагмент из музыкального произведения) ;

-словесный (например, образный рассказ о музыке, беседа о содержании, сопоставление) ;

-практический (передача музыкальных явлений в движениях - хлопки, поднимание и опускание рук, движения с флажками, палочками).

-наглядно-зрительный (например, игрушки, художественные иллюстрации, пособия, которые помогают раскрыть музыкальный образ.)

Так же, важным средством развития эмоциональной отзывчивости детей, считаю, использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности. Вот некоторые из них.

1. Музыкальное лото

Цель. Различать характер музыки (веселая – спокойная – грустная) .

Оборудование. Карточка из плотного картона (размер 21 – 7 см) разделена двумя линиями на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами.

Музыкальный репертуар. Д. Шостакович «Вальс-шутка», Л. В. Бетховен «Колыбельная», П. Чайковский «Болезнь куклы».

Инструкция к проведению. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характер и с помощью карточек определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки). Цифры на фишках показывают последовательность исполнения пьес.

2. «Танцующая кисточка» (беспредметное рисование)

Цель. Выразить в рисунках контрастные эмоциональные состояния (радость, грусть).

Оборудование. Листы бумаги формата А4; акварельные краски, широкие колонковые или беличьи кисти №8, 10.

Музыкальный репертуар. Л. Делиб «Пиццикато», Л. Бетховен «Лунная соната» первая часть.

Методические приемы. Дети слушают музыку с закрытыми глазами. Затем открывают глаза и рисуют под музыку (два, три повтора) .

4. Двигательная импровизация под музыку

Цель. Передавать характер звучания музыки в танцевальных движениях.

Оборудование. Предметы для импровизации: лоскутки материи, полоски бумаги разного цвета, разных размеров, шифоновые шарфики, шишки, палочки, цветные листья.

Музыкальный репертуар. «Рондо Венециано».

Методические приемы. Детям предлагается представить себя осенним и листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включится в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые у них будут в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы заранее разложены на стульях, стоящих вдоль стен зала. На протяжении импровизации дети могут менять выбранные предметы, постепенно подбирая к музыке. После завершения звучания детям предлагается повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, импровизируя движения. Стоящие в кругу дети копируют движения ведущего.

5. Оркестровка

Цель. Передавать характер звучания музыки через игру на детских музыкальных инструментах.

Оборудование. Колокольчики, бубенцы, треугольники, палочки, маракасы, барабаны, тарелки, бубны.

Музыкальный репертуар. П. И. Чайковский «Камаринская»

Методические приемы. Детям предлагается послушать музыкальное произведение. После прослушивания подумать, на каких музыкальных инструментах можно сыграть эту музыку. Выбрать музыкальный инструмент для оркестровки. Оркестровка музыкального произведения.

Согласование музыкально-практической деятельности с природной эмоциональностью детей и использование в работе с детьми наиболее эффективных методов и приемов позволило реализовать эмоциональный компонент образования.

Мониторинг эмоциональной отзывчивости детей осуществлялся с помощью наблюдения за деятельностью детей во время музыкальных занятий. В разработке методики диагностирования художественно-эстетического воспитания дошкольника руководствовалась положениями С. И. Мерзляковой. Основным показателем художественно-эстетического воспитания ребенка, по моему мнению, является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к классической музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах деятельности.

Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том, что:

– дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

– их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными;

– они научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;

– создавать пластические этюды и танцевальные композиции;

– находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.

Считаю необходимым и дальше использовать в практике музыкально-эстетического воспитания методы и приемы, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости детей.

«Музыка является могучим и ничем не заменимым

средством в формировании духовного мира ребенка»

Д. Б. Кабалевский.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. -Л., 1971г., - 376 с.

2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., 1981г. - 240 с.

3. Дмитриев Ю. А. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Методические рекомендации для воспитателей детского сада, учителей начальных классов. - М., АПО, 1994г. – 73 с.

4. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М., Просвещение. 1986г. -141 с.

5. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. - М., Просвещение. 1982г. -96 с.

6. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. -

Ярославль: Академия развития, 1997г. – 213 с.

7. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972г. - 382 с.

8. Радынова О. П. Слушаем музыку. - М., 1990г. – 38 с.

9. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. - М. Просвещение, 1994г. – 108 с.

www.maam.ru

Консультация для воспитателей «Музыкальное восприятие и его развитие у детей дошкольного возраста»

Боткарёва Ирина Владимировна

Музыкальный руководитель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Колосок»

Музыкальное восприятие - одна из составляющих музыкального воспитания, она играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника. Эта роль определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста, психического развития - с другой.

Музыку называют зеркалом человеческой души. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, так как в нём опредмечены человеческие эмоции.

Роль музыки в развитии психики - одна из центральных и исконных в музыкально-психологических исследованиях.

Связь с содержанием программ и методами обучения музыке, с музыкально-психологической диагностикой, с одной стороны, является важным стимулом развития этой области знания, с другой - делает её средоточием острой научной и идеологической борьбы.

Является ли музыкальность комплексом отдельных музыкальных способностей или это единое целое, не поддающееся членению?

Подход к музыкальности начиная с работ К. Штумпфа, Т. Биллрота, А. Файста, М. Мейера, Г. Ревеша, К. Сишора определялся теоретическими представлениями о ней как о психическом образовании. Так, А. Файст сводил её к чувству интервалов, а К. Штумпф и М. Мейер - к способности анализировать аккорды. Г. Ревеш считал её гораздо более сложным, но единым и не подлежащим анализу свойством человека. Она, по его мнению, включает в себя способность эстетически наслаждаться музыкой, переноситься в её настроение, глубоко понимать форму и строение фразы, предполагает тонкое чувство стиля.

К. Сишор, напротив, рассматривал музыкальность как совокупность отдельных, не связанных между собой «талантов», которые сводятся в пять больших групп: музыкальные ощущения и восприятие; музыкальное действование; музыкальная память и музыкальное воображение; музыкальный интеллект; музыкальное чувствование. Однако в основе музыкальной склонности, по мнению К. Сишора, лежат сенсорные музыкальные способности, которые могут быть представлены у индивидов в различной степени и точно измерены с помощью специальных тестов. К. Сишор-автор первой системы тестовых измерений музыкальных сенсорных способностей и родоначальник целого направления исследований, в которых музыкальность рассматривалась главным образом с точки зрения характеристик чувствительности.

Музыка оказывает значительное влияние на умственное развитие ребёнка - дошкольника. Ребёнок воспринимает музыку по - разному. Это зависит от способности ребёнка воспринимать и понимать музыку. Формирование и развитие у детей музыкального восприятия-мышления и всего комплекса музыкальности происходит как в условиях целенаправленных воздействий, на занятиях в детском саду (иногда и в семье, так и стихийно, под влиянием существующего музыкального восприятия.

О нормальном развитии психики у дошкольника свидетельствуют показатели восприятия музыки.

Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспокоящих мыслей, и как средство успокоения и даже лечения.

Физиологическое воздействие музыки на ребёнка в процессе развития основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью «усвоения ритма». Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сферах.

Проявление доминантного возбуждения в определённой совокупности нервных центров лежит в основе деятельности, но устойчивость доминанты может нарушиться, могут возникнуть признаки лабильности центров.

И вот тогда дополнительный ритмический раздражитель способен как бы раскачать центральный нервный прибор и ускорить процесс усвоения ритма, восстановить нарушенный уровень усвоения ритма, лежащего в основе образования доминанты.

Ритмы отдельных органов ребёнка всегда соразмерны. Между ритмом движений и ритмом внутренних органов существует определённая связь, регулируемая специальным нервным механизмом- моторно-висцеральными рефлексами. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему- двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма, более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

Не меньшей силой воздействия, чем ритм, обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции- плач, смех, крик, физическим механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные интонации, в которых больше социального, обобщенного значения. Такое сочетание различных интонационных основ обеспечивает наибольшую выразительность.

Кроме того, при подборе музыкальных произведений нужно учитывать психологические свойства нервной системы у детей, подвергающихся воздействию музыки. В одном из исследований А. А. Коротаев показал, что в спокойной ситуации направление изменений в деятельности лиц с «сильной» и «слабой» нервной системой под влиянием приятной и неприятной музыки

оказывается одинаковым: приятная- улучшает деятельность, а неприятная- ухудшает.

Дети очень быстро реагируют на музыкальные передачи. Музыка для них может быть одним из эффективных средств образования и поддержания динамического стереотипа, особенно в деятельности, имеющей определённую ритмичность.

Решение вопроса об использовании музыкальных произведений в ходе коррекции психологических и физиологических процессов детей требует специально остановиться на применении музыки в комнате отдыха, во время проведения сеансов психологической разгрузки, аутотренинга и других психопрофилактических мероприятий.

Применение музыкального сопровождения занятий аутотренингом существенно повышает их эффективность. Слияние формул самовнушения и музыкальных фраз в единое целое или «наслоение» формул самовнушения на музыкальные фразы является обязательным условием, поэтому при подборе музыкальных произведений необходимо тонко чувствовать произведение, чтобы постараться «попасть в такт».

Подбор произведений приобретает особое значение при моделировании настроения. Для этого не рекомендуется использовать модные шлягеры и популярные новинки. Опыт показывает, что достаточно длинное и универсальное воздействие без эффектов «пресыщения» оказывают лишь классические произведения П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, И. С. Баха, Ф. Шопена, К. Глюка, Л. Бетховена и др.

Для того, чтобы вывести ребёнка из того или иного эмоционального состояния, ему необходимо сначала дать прослушать мелодии, соответствующие этому настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желательной переменой в настроении.

На основании опытов можно утверждать, что наиболее сильный и выраженный эффект даёт однородная по своему характеру музыка. В сложном произведении, передающем бурную смену настроений, его суммарное итоговое воздействие трудно, а иногда просто невозможно предугадать. В связи с этим в психопрофилактических целях не следует брать объёмных произведений целиком. Лучше проводить тщательный целенаправленный подбор музыкальных отрывков или произведений малых форм.

Таким образом, музыка и психическое состояние взаимосвязаны, особенно в детском возрасте.

Литература

1. Петрушин В. И. Музыкальная психология. -М., 1997.

2. Подуровский В. М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности-М., 2001.

3. Выготский Л. С. Психология искусства. -М., 1986.

www.maam.ru

На соседей погляди

И тихонько посиди.

Для игры понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость) : учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.

Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.

Пальчиковые и жестовые игры

(1) Пять маленьких рыбок играли в реке,

(2) Лежало большое бревно на песке,

(3) И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»

(4) Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»

(5) А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(6) Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(7) А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(8) Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.

Предложите детям «поиграть в рыбок».

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

1 - выполняем волнообразные движения в воздухе.

2 - руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)

3 -ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

4 - качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест) .

5 - ладони кладём под щёчку (рыбка спит) .

6 - быстро качаем ладонями (дрожь) .

7 - запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот) .

8 – прячем руки за спину, педагог старается их поймать.

«Мой зонтик»

(1) Вот это - мой зонтик, я в дождь хожу с ним

(2) Пусть дождь барабанит - останусь сухим.

(3) А вот моя книжка, могу почитать,

(4) Могу вам картиночки в ней показать.

(5) Вот это - мой мяч, очень ловкий, смешной

(6) Его я бросаю над головой.

(7) А вот мой котёнок, я глажу его,

Мяукает он для меня одного!

Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке?

Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок?

Покажите жесты, необходимые для игры.

1 - Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)

2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику)

3 - Раскрываем ладони "книжечкой" (сомкнуты мизинцы)

4 - Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы)

5 - Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки

6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки

Упражнение «Природный оркестр»

Цель. Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов.

Развивать воображение.

Рекомендации к проведению упражнения.

Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство.

Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте «природный оркестр». Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала «природный оркестр» составляется произвольно.

Более сложный вариант упражнения: воспитатель подбирает не большой рассказ с описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.

Упражнение «Забавные танцы»

Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Рекомендации к проведению упражнения.

Участникам предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется.

Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.

Музыкально-дидактические игры

«Повтори звуки»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением 3 бубенчиков: красный — «дан», зеленый — «дон», желтый — «динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному) , металлофон.

Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы) : дан-дан-дан.

Зеленый бубенчик звенит намного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы) : «дон-дон-дон». Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», он звучит так (поет соль первой октавы) : «динь-динь-динь».

«Восьмерка»

Дети встают в круг. По сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился надутым, подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до 8, до тех пор, пока живот «не спустится» — выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.

Счет (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.

Как только все дети перестают считать, воспитатель снова дает сигнал и повторяет упражнение. Его можно повторять до тех пор, пока дети не начнут на один вдох повторять счет несколько раз до восьми.

Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко. Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.

«Зов».

Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.

По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а.

Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо) .

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание. Игра способствует развитию слуха.

«Где мои детки?».

Игра для детей младшего дошкольного возраста.

Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих) . На больших карточках изображены гусь, утка, курица, просто птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Дети сидят полукругом напротив ведущего, у каждого по одной маленькой карточке. Ведущий предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками.

Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей.

Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку) : «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы (мелодия начинается со звука ре) , слоги тя-тa в слове «утята» и «бя-та» в слове «ребята» поются на фа) .

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы) .

Ведущий забирает у детей карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ми первой октавы — ход мелодии тот же) . Дети, у которых на карточках изображены цыплята, поют на звуке си первой октавы. Гусята «отвечают» на фа первой октавы (тональность си мажор) ; птенчики «отвечают» на до второй октавы (тональность фа мажор) .

Затем ведущий дает возможность детям побыть «мамами-птицами».

Музыкальные способности детей будет развиваться более эффективно, если использовать в образовательном процессе детских садов следующие рекомендации:

Рекомендации музыкальному руководителю:

1. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными произведениями и сведениями о них.

2. Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах.

3. Формировать певческие голоса детей, добиваться выразительного пения, образности и ритмичности движений, и координации, точности игры на музыкальных инструментах, развивать музыкальные способности.

4. Стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, импровизации несложных попевок, движений, комбинирование элементов танцев) .

5. Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.

6. Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением.

Рекомендации к педагогу:

1. Побуждать активный интерес к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно - эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.

2. Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять (без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.

3. Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов и т.д.

4. Развивать у детей чувство уверенности в себе.

5. Развивать коммуникативные функции речи у детей.

6. Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

Рекомендации для родителей:

1. Приобщать детей к музыкальной деятельности.

2. Поощрять творческие способности детей.

3. Развивать у детей эстетическое отношение к музыке.

4. Привлекать внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.

Итак, музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей.

У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Список литературы

1.Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. - М.,1989.

2.Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - Л.. 1971.

3.Ветлугина Н. А.. Дзержинская И. Л., Комиссарова Л. Н. Музыкальные занятия в детскомсаду. М., 1984.

4.Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М., 1967.

5.Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

6.Гусева Е. П.. Левочкина И. А.. Печенков В. В.. Тихомирова И. В. Эмоциональныеаспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования) . М.,1994,

7.Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М..1982.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Источник nsportal.ru

Дети сочиняют плясовую. Или сочиняют для Мишки колыбельную:

Спать не хочет бурый Мишка-

Уж такой он шалунишка.

баю-баю, баю-баю.

Импровизировать ритмическую попевку на слова «ку-ка-ре-ку». Вопрос: «Где ты, Петя-Петушок? Выйди миленький дружок!». Ответ: «Ку-ка-ре-ку!»

Сочинение детских оперных спектаклей.В оперном спектакле, сочиненном самими детьми, наиболее ярко проявляются усвоенные ими способы творческих действий в области певческой деятельности. Основой для организации вокально-творческой деятельности ребенка в данной ситуации может выступать тот или иной сказочный сюжет.

Важно также познакомить детей с жанровыми особенностями оперы, ее строением. Необходимо распределить роли, выявить характер персонажей оперы.

Процесс воплощения художественного замысла включает поиск детьми средств музыкальной выразительности, при создании музыкальных образов действующих лиц оперы. Можно предложить детям сочинить продолжения, начало, либо середину оперы, музыкальной сказки.

Музыкальному творческому развитию ребенка наиболее успешно способствуетметод моделирования. Например, можно детям предложить мимикой изобразить свое настроение, а затем сочинить песню, соответствующую настроению.

Записать - «закодировать» ее и исполнить. Педагог дает установку: «Сочини свою оригинальную песню, так как не сочинит никто другой». Можно предложить детям сочинить польку, марш, вальс и т.д.

Необходимо создавать при этом проблемные ситуации, которые будут творчески активизировать детей. Например: «Ребята, недавно мне позвонил Дед Мороз. Вы же знаете, что он любит танцевать, особенно польку. Но его любимая кассета с танцами потерялась.

Как же быть?» В процессе мозгового штурма дети высказывают предположения. Педагог тактично подводит дошкольников к тому, что нужно сочинить - «закодировать» и исполнить.

Важно воспитывать интерес к пению и песенному творчеству.

1.Очень полезныигровые ситуации(воплощение игрового образа) ;

Например, пришел гость, предлагает спеть, придумать для него песню; кукла не может уснуть, можно устроить соревнования, «Чья колыбельная лучше укачает куклу?».

2. Домашнее задание(могут принять участие родители, старшие братья, сестры и т.д.) .

Детям предлагается сочинить песню на интересный стихотворный текст. Чья песня окажется интереснее, содержательнее, с более точно подобранными средствами музыкальной выразительности, та и будет записана на магнитофон, станет «хитом» недели.

Предметом сочинительства может быть рисунок, аппликация, поделка из пластилина, сказки или стихотворения, придуманные детьми. Это хороший способ побуждения детей к пению и творчеству.

Например, в младшей группе детям дают задания нарисовать веселого, больного петушка по содержанию знакомых детям песен. Затем спросить: «Какое настроение у твоего петушка?», «Как он поет?».

3.Использование звуков природы,способствуют эмоциональному настрою ребенка, вызывает его непосредственную реакцию и помогает проникнуться настроением ситуации, более точно передать в пении свои чувства.

4.Со старшего возраста полезносоздавать фонотекудетских индивидуальных кассет, на которых дети самостоятельно могут записать исполнение сочиненной им песни. Каждый ребенок имеет свою кассету, подписывает ее. В младшей и средней группе воспитатель записывает исполнение песенного творчества детей, затем вместе прослушивают.

5.Наличиемузыкального центрав группе.

Певческая и творческая деятельность на занятиях должна плавно переходить в такую же деятельность в группе. Значит, здесь должна быть создана такая предметная среда, которая бы способствовала развитию ребенка, провоцировала его на музыкальную деятельность. Поэтому детям важно иметь свой «музыкальный центр».

Для создания условий развития у дошкольников музыкальности, использую дидактические пособия: «Прятки», «Звуки пошли гулять» (по В. Емельянову) ; речевую игру «Жук ленивый (Т. Боровик) ; разработала схемы по импровизации со звуком (Т. Э. Тютюнниковой) ; схемы вокально–интонационных упражнений (авторы А. Ф. Битус и С. В. Битус «Певческая азбука ребенка»

Таким образом, песенное творчество является важнейшим условием развития не только музыкальной, но и общей культуры ребенка. Оно формирует у детей эстетическое мировосприятие, обогащает эмоциональный опыт, побуждает осознавать окружающий мир в его звуковых проявлениях.

По теме:

Источник nsportal.ru

Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста

Автор - музыкальный руководитель высшей категории Кутушева Эльвира Вилисовна, МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 56 «Северяночка», г. Нижневартовск.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности…» Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии и звуков, ритмов. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.

Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир музыки, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности.

Надо прежде всего воспитать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость - два важнейших компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.

Музыка передает и вызывает такие чувства, переживания, какие подчас не находят своего полного, детального словесного выражения.

Может быть понятно и объяснимо основное содержание музыкального произведения, его основная идея, развертывающаяся во времени. Но так как данное содержание раскрывается специфическими музыкальными средствами (мелодией, гармонией, ритмом, ладом, темпом и другими средствами) , то для его понимания необходимо иметь представление о выразительном значении всех этих средств. Таким образом, понимание музыкального произведения предполагает осознание основной его идеи, характера, настроения, передаваемых специфическими средствами музыкальной выразительности.

Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности.

Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений.

Детям прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания:

  • умение выслушать произведение до конца;
  • следить за его развитием;
  • запоминать и узнавать его;
  • различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.

В процессе слушания музыки, в единстве с музыкально-эстетическими, осуществляются и задачи всестороннего развития ребенка: совершенствуется его нравственный облик, формируются умственные способности, укрепляется физическое состояние. Музыка помогает ребенку не только ощутить прекрасное, но и создавать его. При систематическом слушании музыки дети начинают различать и осознавать ее выразительные средства, жанры, композицию произведений, что, естественно, углубляет эстетические чувства.

Музыкальность - это своеобразная форма ориентировки в музыкальных явлениях. Содержание понятия «музыкальность» охватывает самые разные свойства - от способности дифференцировать музыкальные звуки до высших творческих проявлений, поскольку музыкальная деятельность многосоставна и разнообразна. Б. М. Теплов определяет музыкальность как «…тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности».

Музыкальность предстает как комплекс способностей.

Теплов выделяет среди них три основные, способствующие наиболее успешному выполнению музыкальной деятельности:

1. Ладовое чувство, способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, то есть чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.

2. Способность к слуховому представлению, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное и ритмическое движение мелодии. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

3. Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать музыкальную выразительность ритма и точно воспроизводить последний в движениях.

Развитие музыкальности зависит от планомерного педагогического воздействия, от учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, от окружающей среды.

Слушание музыки - один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности.

В процессе слушания дети приобретают самый большой, в сравнении с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений:

  • учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее;
  • у них развивается музыкальное восприятие-мышление - универсальная музыкальная способность, необходимая для любого вида музицирования.

Музыкальное восприятие - состоявшееся восприятие, прочувствованное и осмысленное. Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как художественный эстетический феномен. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, «как нечто слышимое и действующее на орган слуха».

Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста, работа по слушанию и восприятию музыки углубляется. Она выступает и как раздел занятия, и как методический прием работы, и как самостоятельное занятие.

Восприятие детей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Чувства, вызываемые музыкой, носят более дифференцированный характер. Развивается произвольная память, внимание.

Дети замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по их образному содержанию, характеру звучания. Появляется заинтересованность музыкальным произведением, устойчивость переживаний и чувств. Значительная динамика наблюдается в мышлении детей: происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

Внимание детей уже более устойчиво, поэтому они могут слушать довольно сложные произведения.

Успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми.

Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста осуществляется в основном посредством занятий. Подобранный репертуар системы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединить их сюжетом, сказкой, игрой и облегчает варьирование их видов.

Для развития образной речи детей использовала стихотворения, сказочные сюжеты. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.

Дети встречаются со слушанием музыки в процессе всей музыкальной работы с ними - в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, игре на инструментах. Перед тем, как начать разучивать пляски или игры, детям предлагаю послушать соответствующий музыкальный материал.

Использую в повседневной жизни детского сада активное восприятие музыки:

  • тематические концерты,
  • вечера.

Сосредоточиваю внимание детей на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах.

Например, рассказываю о старинной музыке и даю послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган) . Беседу о музыке сопровождаю показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен. Беседу-концерт посвящаю творчеству композиторов как зарубежных, русских, так и современников.

Чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальных занятиях, можно сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии, в том числе и компьютерные. Применяя ИКТ в работе с дошкольниками, я использую в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к восприятию музыки и облегчения усвоения детьми музыкального материала различной направленности.

Так, например, музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста осуществляется с использованием цифровых технологий в фото- и видеосъемке. Включаю в слайд-шоу или презентацию в качестве вариативной наглядности образ, хорошо знакомый ребенку, при этом запускаю сразу несколько психических процессов:

  • узнавание музыкального образа вызывает радость, а для детей дошкольного возраста это немаловажно;
  • способствует развитию обобщения;
  • обратный процесс, когда, встретив в своем окружении предмет, о котором уже говорили и видели его на экране, у ребенка выстраивается цепочка воспроизведения остального материала, связанного с этим предметом (ассоциативная память) .

Использование в работе информационных и коммуникационных технологий в процессе музыкального развития дошкольников помогает значительно разнообразить музыкальную деятельность детей, повышает познавательный интерес дошкольников во время музыкальных занятий. Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому дети, воспринимая мультимедиа-продукты, не остаются пассивным, информация подается с видеосюжетом и музыкальным сопровождением.

Музыкальное восприятие развивается не только на занятиях. Ребенкунеобходима музыкальная среда, слушание музыки в более свободных формах.

В каждой группе имеются аудиокассеты с записями классической, народной и детской музыки.

Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. И поэтому работу с семьей необходимо вести параллельно, с самого начала выявления и привития детям интереса к музыке. Формы нашей работы с родителями разнообразны.

Они включают в себя проведение бесед и консультаций, организацию докладов на родительских собраниях, а также оформление стендов.

Краски и звуки в искусстве сосуществовали всегда. Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку является детский рисунок. Л. С. Выгодский считал, что ребенок обращается к рисованию не случайно, а потому, что именно рисование представляет ему возможность легко выразить то, что им владеет.

Интегрированные занятия, на которых восприятие музыки объединялось с рисованием, дали ряд примеров интересных цвето-звуковых соощущений у детей. Так, они с восхищением слушали и прекрасно запоминали сказочно-таинственную музыку, а затем воплощали свои впечатления на бумаге.

Дети передают в своих рисунках и процесс развития музыкального образа. Можно сказать, что в процессе рисования они «живут» в музыке, воплощая ее динамичный характер.

Значительным для детей и взрослых событием является выставка детских рисунков, которая оформляется в группе. Дети с радостью демонстрируют родителям свои рисунки, рассказывают о том, какую музыку они нарисовали. После выставки дети уносят свои рисунки домой.

Воплощенная в красках музыка продолжает «звучать», становится для ребенка еще более близкой и интересной.

В заключении, могу сказать о том, что организованная система по формированию у детей музыкальной восприимчивости, на музыкальных занятиях, и использованных разнообразных форм организации музыкальной деятельности по слушанию и восприятию музыки способствует развитию у детей музыкальности, формированию музыкальной культуры, сознательному и прочному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности эмоциональной сферы.

Список используемой литературы:

  • Апраскина О. А. Из истории музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1990.
  • Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981.
  • Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М., 1993.
  • Дошкольное воспитание. Основы системы музыкального восприятия.
  • Метлов Н. А. Музыка - детям. М.: Просвещение, 1985.
  • Новикова Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2000.
  • Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
  • Радынова О. П. Музыкальные шедевры. М., 1999.
  • Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ и обучающих развивающих программ для дошкольного образования. Учебно-методическое пособие, Москва, 2012
  • Чайнова Л. Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1.

Материал с сайта www.deti-club.ru

Другие статьи по теме:

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у...

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста предполагает

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...

  • Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Младший дошкольный возраст характеризуе...

  • Влияние музыки на развитие ребенка дошкольного возраста

    Опыт работы: «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста» 1 слайд: Тема – «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста» 2 слайд: Музыка - могучий ис...

  • Логическое мышление у детей дошкольного возраста

    Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА...

  • Проблема психического развития детей дошкольного возраста

    Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста Первые шесть-семь лет жизни - наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это вр...

  • Проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

    Обобщение опыта работы по теме «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста» Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игруш...

  • Самостоятельная деятельность детей дошкольного возраста

    Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Цветной мир» через кружковую деятельность Пояснительная записка В мировой педагогике стало общепринятым начинать ра...

  • Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

    Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством рисования Колмакова Марина Григорьевна Воспитатель МБДОУ № 101 г. Тула Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного в...

  • Музыкально ритмическое развитие детей дошкольного возраста

    Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений» Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме: «Развитие творческих спосо...

  • Музыкальные способности детей дошкольного возраста

    Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста с помощью музыки, движения и речи Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и...