Развитие общей и мелкой моторики у дошкольников

рабочие тетради «прописи»;

изготовлены информационные стенды для родителей.

В группе все эти компоненты должны находиться в свободном доступе, вызывать у детей интерес и желание играть с ними.

Мною разработаны и изготовлены следующие пособия: игры на развитие мелкой моторики: «На лесной полянке», «Подбери иголки к елке и ежику», «Почини расческу», «Рыбка», «Найди крышку для кастрюли», «Зашнуруй ботинок», «Пришей пуговицу», изготовлен и оборудован центр «Игры с манкой».

Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Поэтому мною составлены игровые комплексы, включающие следующие виды деятельности:

Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.

Пальчиковая гимнастика.

3. Работа с различным материалом (семена, бусинки, крупные пуговицы, бумага, шнурки и т.д.)

4. Игры на координацию движений.

5. Копирование узоров, рисунков, работа в прописях, творческая продуктивная деятельность (аппликация – различные техники, оригами, рисование нетрадиционными способами) .

Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в вечернее время.

Одним из важнейших условий эффективности проводимой работы является совместная работа родителей и педагогов.

Поэтому моей задачей было повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, разъяснить, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

С целью знакомства родителей с особенностями развития детей старшего дошкольного возраста выступила на родительском собрании «Играем пальчиками и развиваем речь», были проведены консультации по данной теме, подготовлены рекомендации «Развитие мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Было проведено воспитательное мероприятие «Путешествие в страну Детства», где родители могли понаблюдать за воспитательно-образовательным процессом и получить необходимые рекомендации:

проведение конкурса для родителей «Бусы для дочки»;

мастер-класс для родителей «Веселые пальчики»;

оформление выставки поделок «Оригамская сказка»;

творческое рассказывание – придумывание историй, героями которых являются поделки оригами (работа в парах, ведение диалога) .

Результативность

Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. К концу года все дети научились ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, усовершенствовались их умения действовать по словесным инструкциям и самоконтроль.

Значительно повысился уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление. Улучшились память и речь.

Дети к концу учебного года успешно прошли диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. Стоит отметить, что все воспитанники группы научились завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, чего не было в начале года.

Одному ребенку со слабым мышечным тонусом в течение года уделялось больше внимания по развитию мелкой и общей моторики на индивидуальных занятиях с логопедом, воспитателями и инструктором по физической культуре. Родителям были даны рекомендации по проведению массажа направленного на укрепление мышечного тонуса. Совместными усилиями педагогов, специалистов и родителей удалось добиться положительной динамики.

Результаты диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ОНР на начало и конец учебного года представлены в диаграмме:

Результаты диагностического обследования

мелкой моторики и координации движений рук

детей подготовительной группы компенсирующей направленности

в 2011 – 2012 учебном году

В ходе работы над проектом:

Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности.

Систематизирован материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры) .

Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Заключение

Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи во взаимодействии с родителями способствует снятию умственной усталости, напряжения, улучшению произношения многих звуков, а значит, развивает речь ребенка.

Список литературных источников

Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М. 1998г.

Кормилицына Е. С. Игры с бельевыми прищепками.// «Дошкольная педагогика» – 2006г. № 5, с. 64 – 65.

Новоторцева Н. В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Яр. 2000г.

Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. 2001г.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003г.

Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 1983г.

Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Хочу в школу – М. 1999г.

Информационные ресурсы

http://www.boltun-spb.ru– Логопедический сайт для заботливых родителей.

http://proigrushku.ru– Детские игрушки и развивающие игры.

По теме:

Материал nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Советы мамам. Мелкая моторика.

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики?

Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать) .

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять.

Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто.

В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.

Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори, а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

  1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2.Ладушки Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3.Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать.

Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5.Бусы Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6.Вкладыши-мисочки Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7.Крупы В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8.Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку.

Пусть попробует найти этот предмет.

9.Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

10.Горошина Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия.

Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять.

Предложите ребенку другую игру.

11.Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12.Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности.

Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13.Лепка Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка.

Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14.Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15.Собирание мозаик и пазлов

Для детей до 3 лет выбирают пазлы и мозаики с крупными частями. Пазлы также тренируют воображение.

16.Вырезание Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п.

Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей.

Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.

Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

План работы по самообразованию

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

4. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

5. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?».

6. Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

7. Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики».

8. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Ссылка на источник nsportal.ru

Анализ ситуации.

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает

необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать.

Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества . Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации .

В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Раздел 2.

Актуальность проблемы. Обоснование актуальности выполнения индивидуального целевого проекта.

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения

Антуан Сент-Экзюпери.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. А. Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации.

По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей:

1. Творческое мышление;

3. Культуру самонастройке на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

4. Культуру жестов и пластики движений;

5. Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;

6. Культуру эмоций.

Остановимся на культуре жестов и пластике движений через развитие речи, пальчиковых играх и мелкой моторики руки у младших дошкольников.

Не случайно в истории развития человечества роль рук подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Тестирование показало низкий уровень общей и мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками, низкий уровень самостоятельной речевой продукции, сопровождающей выполнение действий.

В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект дают пальчиковые игры, так, как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику кисти и пальцев рук, является одним из основных направлений работы по воспитанию у ребенка здоровой речи и коммуникативной культуры.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребёнку понравиться игра зависит во многом от исполнения взрослого.

Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого.

Раздел 3.

Выявление проблемы.

Проблема - низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Диагностическое исследование по методике М. А. Панфиловой «Зайчик» показало низкий уровень общей и мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками, низкий уровень самостоятельной речевой продукции, сопровождающей выполнение действий.

Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Раздел 4.

1. Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачидостижения поставленной цели:

1. Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.

2. Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.

3. Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.

4. Развивать творческое воображение.

Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

Стратегия работы :

Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

II этап – диагностический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки.

Раздел 6.

Ссылка на источник nsportal.ru

Развитие крупной моторики у детей

В последнее время очень много говорят о развитии мелкой моторики, а крупная или общая моторика остается в тени. Но она начинает развиваться гораздо раньше мелкой и имеет не менее важное значение во всестороннем развитии ребенка.\

Развитие крупной моторики у детей

Что такое общая моторика?

В основе того, что называется общей моторикой лежит движение крупных мышц. Эта моторика закладывает базу для физического развития человеческого организма. На этой основе чуть позже будет происходить развитие более точных движений, которые и являются мелкой моторикой.

Развитие крупных мышц начинается вскоре после рождения ребенка. Сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глазами, потом за повороты головой и кроха может удерживать, а затем и вращать головой.

Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки (ребенок поднимается на локтях) , туловище (малыш осваивает повороты со спины на живот и наоборот) , ноги (садиться, ползает и идет, наклоняется, прыгает) . И все это крупная моторика. Без нее ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения. В связи с этим сложно недооценить важность развития крупной моторики у детей дошкольного возраста.

Плюсы развития крупной моторики

  • Совершенствование вестибулярного аппарата ребенка. Физически развитый дошкольник увереннее чувствует себя при освоении новых движений. А значит будет более уверенным в себе и успешным в коллективе.
  • Укрепление всех крупных мышц и суставов.
  • Подготовка к выполнению действий с мелкой моторикой. Трудно научиться держать ложку или вилку, карандаш или ручку, если мышцы руки слабы.
  • Содействует речевому развитию.
  • Обеспечивается развитие зрительного и слухового внимания ребенка.
  • Формируется межполушарное взаимодействие. Это будет востребовано в школьные годы, когда разные учебные предметы требуют работы разных полушарий головного мозга.
  • У детей складывается образ собственного тела.

Как осуществляется развитие крупной моторики у дошкольников?

Существует большое количество разнообразных игр и упражнений, которые помогут развить общую моторику у детей дошкольного возраста.

  1. Физическая зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться контролировать свое тело и развить крупные мышцы.
  2. Игры с использованием мяча. Его можно катать, бросать и ловить, с ним приседать и наклоняться, выполнять упражнения сидя на мяче, прыгать на гимнастическом мяче.
  3. Игры со скакалкой и резинкой также помогут в развитии внимательности и координации движений.
  4. Игры на бросание и попадание в цель. Мячи, кольца, игра в городки, дартс и стрелы, бадминтон помогут почувствовать свое тело и развить глазомер.
  5. Занятие танцами, спортивными играми, езда на велосипеде и самокате, роликах и коньках — все это способствует укреплению и развитию мышечного аппарата ребенка.
  6. Упражнения на зеркальное копирование движений позволит развить реакцию и научиться чувствовать свое тело в игровой и веселой форме.

Не только упражнения развивают крупную моторику

Научиться владеть своим телом и развивать общую моторику в дошколят можно и приобщая их к домашнему труду. Протереть пыль, пропылесосить, подмести веником или помыть пол, помыть посуду, полить цветы, развесить постиранное белье на веревочку — все это просто, когда давно научился, а для ребенка это будет отличной тренировкой крупных мышц. И при этом он будет чувствовать себя взрослым, потому что не тренируется, а как мама и папа выполняет взрослые дела.

Читайте так же:

Источник razvitiedetei.info

Другие статьи по теме:

  • Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

    Доклад «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста» Степановский филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Никифоровская «Средняя общеобразоват...

  • Программа по развитию мелкой моторики у дошкольников

    Рабочая программа по развитию мелкой моторики у дошкольников подготовительной группы Цель программы: • Разработать систему упражнений для развития мелкой моторики, совершенствовать зрительное вос...

  • Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (информация для родителей и воспитателей) «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что...

  • Развитие мелкой моторики дошкольников самообразование

    Самоанализ по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования» Рука – это вышедший наружу мозг человека” Н. Кант «Истоки способностей и дарования детей -...

  • Развитие мелкой моторики дошкольников план по самообразованию

    План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста че...

  • Диагностика развития мелкой моторики у дошкольников

    «Формирование мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников с ЗПР в процессе игровой деятельности» Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать...

  • Развитие мелкой моторики у дошкольников

    Простые игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников Простые игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников. «Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель) Мел...

  • Актуальность развития мелкой моторики у дошкольников

    Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования Воспитатель спец. группы: Курбатова Любовь Алексеевна. Участники проекта: Вос...

  • Общее познавательное развитие дошкольников

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников

    Развитие предпосылок связной речи у детей раннего возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида второй категории детский сад «Теремок» ст. Буранная. Развитие...

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие речи дошкольников через различные виды деятельности

    Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности. «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ум...

  • Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры

    Отчёт по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры» Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно...

  • Особенности развития моторики детей дошкольного возраста

    Особенности развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью Государственное казённое учреждение города Москвы Детский дом-интернат для умственно отсталых...