Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками

Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками в старшей группе

Педагогические средства

развития навыков общения и взаимодействия дошкольников

со взрослыми и сверстниками в старшей группе детского сада

В дошкольном возрасте общение со сверстниками играет очень важную роль в психическом развитии детей. Доказано, что если потребность ребенка-дошкольника в общении или совместной деятельности со сверстниками не удовлетворена, то она ничем не компенсируется, вызывая у него тяжелые переживания, состояние крайнего эмоционального неблагополучия.

Актуальность данной темы возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Этому способствует и то, что в подавляющем большинстве семей ребенок не имеет сестер и братьев. Возникающий на этой почве дефицит общения приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования в общении собственных интересов и неумения учитывать содержательную линию поведения собеседника или игрового партнера. Возникает желание «подавить» программу поведения другого ребенка, разрешить проблему в общении «силовым» способом.

В дошкольном учреждении «дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, которое становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта».

Однако и у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость поведения, неумение перенести известные способы поведения в новые условия, дети слабо ориентируются в нравственных понятиях.

Процесс воспитания дошкольников осуществляется в единстве решения задач формирования моральных чувств, поведения и нравственных представлений. Поэтому я стала больше уделять внимания развитию и обогащению чувств детей, повышению степени их осознания детьми, формированию способности управлять чувствами. Свою работу я начала с использования психологических этюдов. Я предлагаю темы близкие и понятные детям («Ссора», «Обида», «Встреча»). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение («Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Угощение», «Утешение», «Поздравление» и т. п.) . Сочиняя этюд, дети должны дать ответ на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, когда, почему, зачем, кто? Также я предлагаю детям придумать этюды на выражение основных эмоций: «Радость», «Гнев», «Грусть», «Страх». Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста, а также формируют логику поведения, развивают память, внимание.

В группе мы с детьми читаем литературные произведения разных жанров, отражающие поведение людей в различных жизненных ситуациях, рассуждаем о поступках героев, их мотивах, и делаем выводы о том, как вести себя в различных ситуациях, чтобы выглядеть достойно.

Как-то раз я предложила послушать детям сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». Послушав сказку, дети стали активно обсуждать её содержание, делились впечатлениями. Сказка детям очень понравилась. Для закрепления нравственных понятий в интересной и близкой детям игровой форме мною была разработана дидактическая игра «Цветик-семицветик» в форме мультимедийной презентации.

Алгоритм работы со слайдами:

Порядок слайдов обусловлен идеей выполнения заданий данных на каждом лепестке девочкой Женей по сказке «Цветик-семицветик» и может быть изменен по желанию пользователей. Алгоритм работы со слайдами таков: слайды №№1-11 просматриваются и анализируются детьми с комментариями взрослого. Предполагается использование отдельно слайдов, как самостоятельные игры.

№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога

№1

Титульный лист с названием игры «Цветик-семицветик»

№2 На экране появляется девочка Женя. Голос со слайда: «Жила-была девочка Женя. Однажды мама послала её в магазин за баранками. Купив баранки Женя возвращалась домой, да зазевалась по сторонам и не заметила, как незнакомая собака все баранки одну за другой и съела. Стала она догонять собаку, да и сама заблудилась. »

№3 Голос со слайда: «Вдруг откуда не возьмись, повстречалась ей старушка. Женя ей рассказала, что заблудилась и очень хочет попасть к себе домой. Пожалела её старушка и подарила ей цветок - цветик-семицветик, который поможет ей вернуться домой. Но для этого нужно выполнить ряд заданий. »

Рассмотрев данный слайд, воспитатель призывает детей помочь выполнить задания данные на каждом лепестке, чтобы Женя смогла вернуться домой к маме.

№4 1 задание: Голос со слайда: замени сказанное слово противоположным по смыслу словами. Например, грубый - ласковый. Голос со слайда проговаривает слово, а ребенок называет противоположное по смыслу.

Весёлый-…. грустный.

Добрый-…. злой.

Щедрый-…. жадный.

Храбрый-…. трусливый.

Грустный-… .весёлый.

За правильный ответ по щелчку появляется сюжетная картинка.

№5 2 задание: Голос со слайда: «Помоги девочке Жене выбрать картинки с хорошими поступками».

Воспитатель предлагает рассмотреть детям сюжетные картинки и просит выбрать картинки с изображением хороших поступков, аргументируя свой ответ.

Если ребенок отвечает правильно, то по щелчку картинка с хорошим поступком остается на экране, а картинка с плохим поступком исчезает. В благодарность за правильный ответ звучат аплодисменты, а плохой поступок исчезает.

№6 3 задание: Голос со слайда: «Помоги Жене подобрать к картинкам ласковые слова».

Голос со слайда называет слово, а дети называют это слово ласково.

дерево – деревце

солнце-солнышко

птица – птичка

кошка – кошечка

гриб-грибочек

пчела-пчёлка

№7

4 задание: Голос со слайда: «Вспомни вежливые слова и доскажи с их помощью стихотворные строчки».

Звучит голос со слайда, чтобы прослушать стихотворную строчку - нажимаем на мышку.

За правильный ответ по щелчку мышью появляется картинка.

Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече… (Здравствуйте) .

Друга встретил ты в обед и сказал ему… .(Привет) .

Если девочка больна, хрипло кашляет она и раз пять чихает снова, скажем ей мы (Будь здорова) .

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (Спасибо) .

№8

5 задание: Голос со слайда предлагает детям закончить стихотворение. За правильный ответ появляется соответствующая картинка из стихотворения А. Барто.

«Мишка»

«Зайка»

«Лошадка»

«Грузовик»

Голос со слайда предлагает детям найти картинку с хорошими поступками.

№9

Голос со слайда предлагает детям загадать желание и произносит волшебные слова-заклинания:

Лети, лети лепесток.

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Воспитатель говорит: «Вели, чтобы у всех задуманные желания обязательно исполнились! Чтобы все были здоровыми, счастливыми, весёлыми, добрыми».

№10

Голос со слайда : «Вот и выполнила Женя все задания данные на лепестках, радостная и весёлая вернулась домой».

№11

Педагог благодарит за помощь девочке, хвалит всех детей и высказывает уверенность в том, что дети будут поступать именно так, чтобы было хорошо не только им самим, но и окружающим.

www.maam.ru

- Не проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении и др

- не чувствуют и не понимают сверстника, т. е. недостаточно опыта владения навыками общения;

- не владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми

неумение детей участвовать в играх-диалогах, в которых сочетаются игровая ситуация, беседа, взаимодействие действующих лиц и дидактическая задача;

- слабо развито умение высказывать свою точку зрения.

- не учитываются особенности возрастного психофизического развития;

- низкая компетентность педагогов;

отсутствие перспективного планирования;

- слабая (недостаточная) работа логопеда.

- преобладание в работе воспитателя учебной модели (отсутствие новых форм и методов воспитания, обучения, развития дошкольников в соответствии с ФГОС) ;

- при планировании коммуникативной деятельности не всегда соблюдается системный подход в развитии навыков общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками;

- воспитатели затрудняются в выборе средств по развитию навыков общения и взаимодействия детей

- Недостаточная методическая оснащённость ДОО

- Недостаточное использование педагогами инновационных технологий

- Неготовность педагогических кадров к работе с ИКТ, мультимедийными и интерактивными средствами

отсутствие психолого-педагогической подготовки у воспитателей.

Анализ всех недостатков позволяет сделать вывод, что развитие навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками является актуальной проблемой на сегодняшний день, ведь именно общение является основой в развитии ребёнка в целом как личности и как подрастающего члена общества.

Традиционная организация общения, характерная для образовательных организаций, не позволяет достичь новых результатов. Возникает противоречие между желаемыми результатами образовательного процесса и реальной ситуацией.

Противоречия: формирование навыков общения у ребенка дошкольного возраста предполагает использование коллективных видов деятельности, но неумение договариваться, подчинять свои желания большинству, учитывать интересы других делают этот процесс затруднительным.

2.Формулировка профессиональной проблемы на основе проведённого анализа.

Профессиональная проблема вытекает из современных требований общества и государства к развитию дошкольного образования и реально существующих недостатков в образовательном процессе и профессиональной деятельности с другой.

Таким образом, проблема заключается в отборе средств работы по развитию общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками.

3.Характеристика новых образовательных результатов

Целевые ориентиры

Конкретизация с возрастом и темой работы

Пример проявления

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; обладает чувством собственного достоинства; взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Дети могут участвовать в выполнении некоторых семейных обязанностей, в мероприятиях, организуемых в детском саду (спектакли, праздники и развлечения, утренники) .

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Дети владеют культурными способами общения, которые реализуется в разных видах деятельности, прежде всего в игре.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Способен договариваться, учитывать интересы, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства.

Дети могут самостоятельно распределять роли в сюжетно – ролевых играх (например, «Семья», «Поликлиника», «Магазин») .

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам.

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам.

Дети могут самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности) . В случае затруднения обращается за помощью к взрослым.

Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства.

Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства..

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

4.Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками

Существует несколько заповедей, которые обеспечивают правильное взаимодействие с детьми:

1. Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка, оно не подчиняется формуле "Взрослый всегда прав, потому что взрослый". Задача взрослого - показать целесообразность и полезность своих требований. Поэтому лучше использовать требование - объяснение.

2. Важно уметь выслушивать ребенка. Задача взрослого: убедить, если ребенок был не прав; согласиться, если вы были не правы; уметь признать свои ошибки и извиниться перед ребенком. Нужно обязательно по-хорошему учить их доказывать, отстаивать своё мнение и развивать умение соглашаться, прислушиваться к мнению других.

3. Не угрожать и не обещать наград! Любой разговор с детьми требует деликатности. Похвала, награда должны быть результатом выполнения требования.

4. Необходимо учить детей общаться. В детском саду создаются благоприятные условия для формирования представлений о правилах взаимодействия: умение слушать партнера по общению, не перебивать его; говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить; пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубых выражений.

5. Главное во взаимопонимании - уровень знаний и понимания ребенка воспитателем; условия жизни семьи, статус ребенка в ней; уровень взаимоотношений членов семьи между собой и ребенком; отношения сверстников; оценку поведения ребенка.

Педагогические средства — это материальные объекты, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса.

Педагогические средства служат одним из важнейших источников знаний, работа с которыми развивает познавательные способности детей, их мышление, речь и т.д.

Субъектами являются: специалисты ДОУ: (педагог – психолог на этапе диагностики, медицинский работник и т.д.) , дети старшей группы и родители.

Деятельность детей организуется в НОД и в самостоятельной деятельности и предусматривает тесный контакт и заинтересованность всех участников образовательного процесса.

Деятельность педагога:

- внесение изменений в планирование образовательного процесса;

Произошли следующие изменения в образовательном процессе:

В содержании:

«Я в мире человек»;

«Мои друзья»;

- беседа о дружбе, чтение стихотворений о друзьях. Слушание песни «Улыбка», «Если добрый ты»; рассказы о своих друзьях;

- развитие игровой деятельности: «Какие добрые слова нужно сказать?», «Почему обиделась Таня? », д/и «Назови друзей», «Я и друзья»;

- организация развивающих практических и игровых ситуаций совместной деятельности, обеспечивающих накопление личного опыта культуры взаимоотношений в паре или небольшой подгруппе: «В дружном деле всем хорошо», «Как без ссор решить спор»;

- родительское собрание на тему: «Воспитываем добротой»;

- тематическое итоговое мероприятие: «День вежливости»;

- использование интерактивных средств: интерактивная доска, компьютер.

В средствах обучения и воспитания:

- использование художественной литературы на тему: «Настоящие друзья», «Что я могу сделать хорошего», «Как бы ты поступил».

- использование дидактического материала на тему: «Узнай настроение по выражению лица», «Мы радуем своих близких»; «Что хорошо, а что плохо».

- использование интерактивных средств (презентаций) на тему: «Мы за столом», «Мы идём смотреть спектакль».

- игра «Я учусь общению».

Цель: дать представление о различных средствах и способах коммуникации с окружающим внешним миром; о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.

- игра «Я и взрослый мир»;

- наблюдения за детьми и их взаимоотношениями во время прогулок, во время совместных игр, за столом.

Цель: вести наблюдение отдельных действий ребёнка к сверстнику в различных ситуациях.

- создание атрибутов для сюжетно – ролевых игр.

Организационные изменения:

- улучшение предметно – развивающей среды (создание речевого и театрального уголка, разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, физминуток, дидактические игры, пособия способствующие развитию детей: материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.) ;

- использование наиболее эффективных форм работы (игры – занятия, индивидуальные занятия, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр, мнемотехника и т.д.) ;

- внедрение опыта воспитания семьи, активное включение родителей в педагогическую деятельность;

- профилактика нарушений в детско – родительских отношениях.

Работа с родителями:

Родительские собрания, семинары, открытые занятия, совместные занятия с детьми, конкурсы, викторины, выставки и т. д.

Наглядная информация:

Консультации, рекомендации, стенгазеты, буклеты, картотека игр и др.

Индивидуальная работа:

Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев, анкетирование, обновление инвентаря.

5.Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.

Для получения новых образовательных результатов необходимо изменение условий, обеспечивающих успешное достижение в системе профессиональной деятельности. Для выделения разных видов условий, их содержательного аспекта, необходимо изучить ФГОС дошкольного образования (глава III) , а так же требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Для развития у дошкольников навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, определяются следующие изменения в условиях:

Кадровые условия:

Обеспечение соответствующим персоналом (педагог психолог на этапе диагностики)

Курсы повышения квалификации по теме: «использование современных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Посещение Мастер – классов непосредственно образовательной деятельности, направленной на развитие у детей навыков общения.

Материально – технические:

Приобретение интерактивной доски для проведения занятий

Приобретение мультимедийной установки

Приобретение демонстрационного и наглядного материала (схемы, сюжетные картинки, алгоритмы)

Информационные:

Создание электронной презентации: «Наши эмоции»

Электронные базы домашних заданий

Читать далее nsportal.ru

Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками

Общение со взрослыми

Дошкольный возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые и реальные отношения со сверстниками. В самом начале дошкольного возраста социальная ситуация совместной деятельности взрослого и ребенка распадается.

Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию развития, в которой ребенок стремится к самостоятельности и хочет активно действовать в мире взрослых. Мир окружающих людей распадается на 2 круга: близкие люди и все другие люди.

От этих отношений зависят успехи и неудачи ребенка, радости и огорчения. Поэтому социальная ситуация развития этого периода называется «ребенок - общественный взрослый». Через отношения со взрослыми ребенок развивает способность к идентификации с людьми.

Ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Общение со сверстниками.Взрослые до конца дошкольного возраста остаются источником новой информации и оценки. Тем не менее, в дошкольном возрасте в жизни ребенка все больше места занимают другие дети. В 4 - 5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети и явно предпочитает общество сверстников.

Особенности общения со сверстниками:

1. Разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками, ребенок способен не только спорить, и требовать, но уже обманывает и жалеет. Впервые проявляются: кокетство, притворство, фантазирование.

По отношению к сверстнику с 3 -4 лет ребенок решает следующие задачи: управление действиями партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой.

2. Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и раскованность отличает общение со сверстниками от общения со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны.

Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым. С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в общении со сверстниками используют самые неожиданные действия: передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы.

Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и индивидуальность.

4. Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные высказывания, чем речь другого.

Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза чаще, чем предложения другого ребенка. В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года и 6 лет:

В 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной игре.

В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба

Формы общения со сверстниками

1. Эмоционально - практическая форма общения. (2-4года)

Ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.

2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)

Этот период - расцвета ролевой игры. Сюжетно - ролевая игра становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры)

3. Внеситуативно - деловая форма общения (6-7лет)

Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше - на игровом уровне.

Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.

Средство развития речи

  1. Общение со взрослыми и детьми в разных видах деятельности
  2. Обучение родной речи в процессе образовательной деятельности
  3. Художественная литература и устное народное творчество
  4. Различные виды искусства (живопись, музыка, театр)
  5. Театрально – игровая деятельность

1. показ и рассматривание предмета

2. выполнение действий с предметами

3. просьба, поручение

4. повторение слов, словосочетаний, предложений

5. вопросы – ответы

6. опосредованное общение через куклу

7. многократное проговаривание речевого материала

8. комментирование действий

Читать далее nsportal.ru

Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками

Общение со взрослыми

Дошкольный возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые и реальные отношения со сверстниками. В самом начале дошкольного возраста социальная ситуация совместной деятельности взрослого и ребенка распадается.

Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию развития, в которой ребенок стремится к самостоятельности и хочет активно действовать в мире взрослых. Мир окружающих людей распадается на 2 круга: близкие люди и все другие люди.

От этих отношений зависят успехи и неудачи ребенка, радости и огорчения. Поэтому социальная ситуация развития этого периода называется «ребенок - общественный взрослый». Через отношения со взрослыми ребенок развивает способность к идентификации с людьми.

Ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Общение со сверстниками. Взрослые до конца дошкольного возраста остаются источником новой информации и оценки. Тем не менее, в дошкольном возрасте в жизни ребенка все больше места занимают другие дети.

В 4 - 5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети и явно предпочитает общество сверстников.

Особенности общения со сверстниками:

1. Разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками, ребенок способен не только спорить, и требовать, но уже обманывает и жалеет. Впервые проявляются: кокетство, притворство, фантазирование.

По отношению к сверстнику с 3 -4 лет ребенок решает следующие задачи: управление действиями партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой.

2. Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и раскованность отличает общение со сверстниками от общения со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны.

Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым.

С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в общении со сверстниками используют самые неожиданные действия: передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы.

Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и индивидуальность.

4. Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные высказывания, чем речь другого.

Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза чаще, чем предложения другого ребенка.

В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года и 6 лет:

В 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной игре.

В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба.

Формы общения со сверстниками

1. Эмоционально - практическая форма общения. (2-4года)

Ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.

2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)

Этот период - расцвета ролевой игры. Сюжетно - ролевая игра становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры)

3. Внеситуативно - деловая форма общения (6-7лет)

Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше - на игровом уровне.

Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.

  • Меню

Материал с сайта biofile.ru

Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками

Общение - одна из форм взаимодействия людей, в процессе которого происходит обмен деятельностью, информацией, опытом.

Общение - это прежде всего взаимопонимание. Никакое результативное общение невозможно без ориентировки на другого человека. Это особенно проявляется в педагогическом общении, цель которого - воспитание личности.

Существует несколько заповедей, которые обеспечивают правильное взаимодействие с детьми:

1. Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка, оно не подчиняется формуле "Взрослый всегда прав, потому что взрослый". Задача взрослого - показать целесообразность и полезность своих требований. Поэтому лучше использовать требование - объяснение.

2. Важно уметь выслушивать ребенка. Задача взрослого: убедить, если ребенок был не прав; согласиться, если вы были не правы; уметь признать свои ошибки и извиниться перед ребенком. Нужно обязательно по-хорошему учить их доказывать, отстаивать своё мнение и развивать умение соглашаться, прислушиваться к мнению других.

3. Не угрожать и не обещать наград! Любой разговор с детьми требует деликатности. Похвала, награда должны быть результатом выполнения требования.

4. Необходимо учить детей общаться. В детском саду создаются благоприятные условия для формирования представлений о правилах взаимодействия: умение слушать партнера по общению, не перебивать его; говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить; пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубых выражений.

5. Главное во взаимопонимании - уровень знаний и понимания ребенка воспитателем; условия жизни семьи, статус ребенка в ней; уровень взаимоотношений членов семьи между собой и ребенком; отношения сверстников; оценку поведения ребенка.

Выпускник детского сада (по ФГОС) должен уметь:

1. Проявлять чувство собственного достоинства.

2. Активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх.

3. Договариваться, учитывать интерес и чувства других, сопереживать неудачам, радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства.

4. Быть толерантным к себе, другим людям, к обществу.

5. Быть инициативным и самостоятельным в общении со сверстниками и взрослыми.

На основании вышеизложенного приходим к выводу, что в течении дня дети непрерывно общаются между собой. Играя и занимаясь, обмениваясь мнениями и обсуждая дела, споря и уступая, радуясь и сочувствуя, они под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

Но в процессе решения задач были выявлены следующие недостатки:

Недостатки в результатах:

  • некоторые дети не считаются с общим замыслом игр, не подчиняют свои желания большинству;
  • у ребенка дошкольного возраста нет слаженных действий с другими детьми;
  • неумение детей участвовать в играх-диалогах, в которых сочетаются игровая ситуация, беседа, взаимодействие действующих лиц и дидактическая задача;
  • слабо развито умение высказывать свою точку зрения.

Недостатки в основном процессе:

  • не учитываются особенности возрастного психофизического развития;
  • низкая компетентность педагогов;

Подробней nsportal.ru

2. В процессе общения складываются субъектно-субъективные отношения, поскольку каждый его участ­ник выступает субъектом, проявляет активность, адресующуюся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое от­ношение и воспринимая отношение партнера к себе.

3. Общение направлено на удовлетворение важной духовной по­требности, которая является одной из ведущих на протяжении всей жизни человека.

3. Потребность в общении состоит в стремле­нии к особого рода познанию себя и других как личностей, ко­торое неотделимо от отношения, т.е. от стремления к оценке и самооценке.

4. Продуктом общения выступает образ другого чело­века и самого себя, на основе чего совершается регуляция дея­тельности.

Среди средств общения выделяют две группы:

  • вербальные (речь) и
  • невербальные (экспрессивно-мимические — улыбка, мимика и предметные — позы, жесты, предметные действия) .

Причем речь — это ведущее средство, позволяющее передать мак­симально богатое содержание. В то же время речевые средства под­крепляются невербальными, которые дают дополнительную ин­формацию о собеседнике.

Процесс общения составляют три стороны:

* социально-пер­цептивная — восприятие и понимание другого человека;

* интер­активная — межличностное взаимодействие и

* коммуникативная — передача информации.

У ребенка до семи лет сменяются четыре формы общения со взрослыми:

  • ситуативно-личностная,
  • внеситуа­тивно-познавательная
  • и внеситуативно-личностная (М. И. Лисина, табл. 4) .

Под формой общения имеется в виду коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, характеризуе­мая несколькими параметрами.

Таковыми считают:

—время возникновения данной формы общения;

—место, которое она занимает в жизни ребенка;

- главное содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения;

—ведущие мотивы, побуждающие малыша к общению со взрос­лыми;

—основные средства общения, с помощью которых осуществ­ляется коммуникация с другими людьми.

Период новорожденное™ — это подготовительный этап к об­щению со взрослым (ребенок учится выделять взрослого) . В пер­вые две недели новорожденный не реагирует на взрослого. И только в положении «под грудью» появляется сосредоточение. Ребенок замирает и напрягается при длительном ласковом разговоре и поглаживании.

В 3 недели воздействие взрослого вызывает ориен­тировочно-исследовательскую активность младенца. Он присталь­но вглядывается во взрослого, позднее начинает следить за его передвижениями, рассматривать лицо.

В начале 4-й недели жизни ребенок улыбается в ответ на улыбку взрослого, а потом начинает улыбаться по своей инициативе.

На 2-м мес. жизни у младенцев начинают наблюдаться отдель­ные компоненты комплекса оживления, а на 3-м — оформляться в целостную систему, становясь основной формой поведения. Ком­плекс оживления как сложная положительная эмоциональная реакция младенца на взрослого был впервые описан Н. М. Щелованным, Н. Л. Фигуриным, М. П. Денисовой, а позднее изучен М. И. Лисиной, С. Ю. Мещеряковой.

Эта форма поведения ребенка включает следующие компоненты:

—замирание и зрительное сосредоточение — долгий присталь­ный взгляд на взрослого;

—двигательные, выражающиеся при виде взрослого во вски­дывании ручек, перебирании ножками, движениях головы и все­го корпуса с выгибанием в «мостик» и энергичным шлепанием спинкой о матрас;

—голосовые, состоящие во вскриках, гукании, гулении, сме­хе в ответ на говорящего взрослого;

—мимические, проявляющиеся в улыбке на лицо, а затем про­сто на голос взрослого. Улыбка ребенка бывает разнообразной: слабой, с едва заметным движением губ; более выраженной, с вовлечением мимики всего лица; яркой, сопровождающейся блес­ком глаз и смехом.

Такую социальную улыбку, возникшую в ответ на ласковое обращение взрослого, следует отличать от физиоло­гических улыбок. Последние наблюдаются уже в первые дни жиз­ни во время еды, купания, как бы при чувстве удовольствия, но не имеют психологического содержания, поскольку не вызыва­ются по желанию взрослого и не приурочены к определенным ситуациям.

Комплекс оживления как форма поведения выполняет две функции: экспрессивную, сопровождая радость младенца по по-

воду воспринятого, и коммуникативную, выступая средством обще­ния.

Ведущей является вторая функция, т.е. комплекс оживления выражает активность самого младенца, направленную на взаимо­действие со взрослым. Каждый компонент комплекса оживления используется ребенком адекватно целям общения. Сосредоточе­ние помогает воспринять воздействие взрослого.

Улыбкаговорит о том, что это воздействие принято и доставляет ребенку удо­вольствие. Движения и вокализации привлекают внимание взрос­лого. После 4 мес. комплекс оживления начинает распадаться, поскольку его отдельные компоненты превращаются в относи­тельно независимые.

К 2 мес. у малыша завершается формирование потребности в общении со взрослым.

О ее наличии говорят следующие крите­рии:

* внимание и интерес к взрослому (когда ребенок направлен на его познание) ;

*эмоциональные проявления, адресованные взрослому, свидетельствующие о том, что младенец его оценива­ет и определенным образом относится к нему;

*инициативные дей­ствия малыша с целью привлечь внимание взрослого к себе;

* чувст­вительность младенца к отношению взрослого, что обнаруживает восприятие малышом той оценки, которую дает взрослый, и соб­ственной самооценки.

*Указанные показатели возникают один за другим в описанной последовательности.

Потребность в общении возникает на основе тех потребностей, которые начинают функционировать раньше. Основой коммуни­кативной потребности являются органические нужды ребенка.

Бес­помощный младенец своим беспокойством и криком оповещает взрослого о дискомфорте и тем самым добивается устранения не­приятных факторов. Такие сигналы малыш первоначально никому не адресует, но его неудовольствие каждый раз привлекает взрос­лого и побуждает к определенным действиям: накормить, сменить пеленки и пр.

Жизненная практика помогает младенцу выделить существование взрослого в качестве источника удовлетворения своих потребностей. А стремление управлять таким источником побуждает малыша его исследовать.

В основе возникновения потребности в общении лежит и по­требность в новых впечатлениях, ведь взрослый для младенца са­мый богатый информационный объект. Но решающее значение для появления коммуникативной потребности имеет поведение и позиция взрослого по отношению к ребенку (он с самого начала относится к малышу как к субъекту, полноправному партнеру по общению) . Нередко взрослый даже «играет» за ребенка как за вто­рого участника общения, наделяя его действия смыслом, которо­го они еще не имеют.

При выполнении бытовых процедур ребенок все яснее улавли­вает коммуникативные воздействия взрослого. Они вызывают удов­летворение у младенца от ощущения своей важности и значимо-

сти для других. Отношение к ребенку как к личности — решающее условие для становления коммуникативной деятельности. Ребе­нок почти одновременно выделяет свойство «личностности», «субъективности» у себя и у взрослого.

Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыб­ки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера.

Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию. Мотив общения — личный. Общение происходит с помощью экспрессивно-мими­ческих средств, которые,младенец интенсивно осваивает в тече­ние 4 — 6 недель.

Функцию общения выполняет комплекс ожив­ления. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно обусловливает адаптацию малыша к обстоятельствам его жизни и в конечном счете выживание.

С 6 мес. жизни ребенка данная форма общения сменяется ситу­ативно-деловой,которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша — в сотрудничестве.

Развернуть

Подробней на сайте allrefs.net

Другие статьи по теме:

  • Основные условия способствующие развитию общения дошкольника

    Условия формирования культуры речевого общения у детей дошкольного возраста Во всех примерных программах дошкольного образования вопросам развития культуры речевого общения уделяется немало внима...

  • Арушанова а г развитие коммуникативных способностей дошкольника

    Формирование коммуникативных умений старших дошкольников Введение Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами...

  • Книги по развитию речи дошкольников

    Грамматические игры по развитию речи дошкольников Автор: adminДата: 2013-08-25 Игра «»А что у вас? Цель: упражнять детей в образовании существительных множественного числа, а также родительного п...

  • Развитие произвольности поведения дошкольника

    Игры для развития произвольной сферы дошкольника Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо си...

  • Коммуникативное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Эмоциональное развитие дошкольников

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Этапы развития игровой деятельности дошкольника

    Развитие игровой деятельности в раннем возрасте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №20" г. Сергиев Посад Московской области. Материал...

  • Социально личностное развитие дошкольников в игре

    Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников Тема: Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников. Цель: Совершенствовать работу пе...

  • Развитие игровой деятельности дошкольника

    Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста Игра загадочней всего И бескорыстнее на свете, Она всегда – ни для чего, Как ни над чем смеются дети. З. Гиппеус. «Игра - преобладающий ил...

  • Социальное развитие дошкольников

    Социально-личностное развитие дошкольника Солодянкина Татьяна Вячеславовна, воспитатель Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 142 общеразвивающего вида с п...

  • Социально коммуникативное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Социально коммуникативное развитие дошкольников

    Педагогический совет «Социально-коммуникативное развитие ребенка-дошкольника» Педагогический совет «Социально-коммуникативное развитие ребенка - дошкольника» Повестка дня 1. Выполнение решений пр...

  • Методы способствующие социальному развитию дошкольника

    «Игра в социальном развитии детей дошкольного возраста» Как отмечал известный психолог Леонтьев А. Н. «Личностью не родятся, личностью становятся». Я познакомлю вас с тем, как происходит становле...

  • Дидактические игры по развитию речи младших дошкольников

    Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников Тема: Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников. «Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех...